Молодежь испокон веков была наиболее восприимчивой к новым идеям, взглядам, концепциям. Например, студенты, получающие образование за границей, кроме приобретения специальных знаний, имеют возможность изучать иностранный язык, знакомиться с другой культурой, обзаводиться иностранными друзьями. Довольно часто, возвращаясь домой, они становятся самыми эффективными проводниками политики и культуры той страны, где они учились.

Необходимо отметить, что именно молодежь наиболее мобильна. Например, один из самых молодых нобелевских лауреатов мира, физик российского происхождения Константин Новоселов покинул Россию в 25 лет, а его коллега по Нобелевской премии Андрей Гейм покинул страну в 32 года, получив стипендию Английского королевского общества.

К тому же сегодняшние молодые лидеры - будущая элита своих стран, которая в перспективе сможет оказывать реальное влияние на политические и экономические решения. В американской системе публичной дипломатии одним из критериев эффективности программ сотрудничества с молодежью других стран служит степень лояльности молодых людей по отношению к США. Особое значение придается также факту карьерного продвижения участников программ.

Молодые люди - политически активны.  Ключевую роль в этом процессе преимущественно играют не общественные организации и политические партии, а социальные сети. Именно они стали важнейшим инструментом формирования общественного мнения среди молодежи, доказавшим свою эффективность во время событий «арабской весны».

Причем отмечается тенденция к понижению возраста участников социальных сетей - сегодня даже школьники младших классов имеют свои аккаунты «ВКонтакте» и на Facebook. Молодежь наиболее подвержена влиянию внешней среды, благодаря которой формируются ее представления о жизни и ценностные приоритеты.

Если во времена СССР молодые жители Армении или Казахстана воспринимали Россию как часть своей большой страны, то сегодня молодежь даже ближайших с Россией стран часто находится в поиске других ориентиров. Например, многие молодые лидеры стран СНГ гораздо лучше говорят по-английски, чем по-русски, и рассматривают  в качестве своих основных партнеров США, европейское сообщество и другие регионы, но не Россию. Почему так происходит? Это связано с тем, что сегодня Россия только начинает восстанавливать утерянные связи с молодым поколением зарубежных стран. К слову, США ежегодно реализуют в России значительное количество официальных и публичных программ по привлечению в свою страну представителей наиболее активной российской молодежи - от программ «Work and Travel» до Американских советов по международному образованию. Чтобы понять, что же делает Россия для развития международного сотрудничества с молодежью других стран, необходимо рассмотреть несколько основных направлений: образование, краткосрочные поездки зарубежной молодежи в Россию, сотрудничество по линии молодежных НКО, молодые соотечественники, проживающие за рубежом.

Получение образования в России зарубежной молодежью является одной из самых действенных форм воздействия на нее публичной дипломатии. Именно в студенческом возрасте у молодого человека окончательно формируются взгляды на жизнь, определяются приоритеты и устанавливаются жизненные принципы. Кроме получения специальных знаний, студенты имеют возможность изучать язык, знакомиться с культурой, приобретать друзей. В итоге молодые люди, обучавшиеся в России, возвращаясь к себе на родину, являются проводниками российской культуры в молодежной среде своих стран.

Нельзя не согласиться с ректором МГИМО (У) МИД РФ, академиком РАН А.В.Торкуновым, который в своей статье «Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России» утверждает, что «Советский Союз долгое время успешно использовал высшее образование в качестве инструмента геополитики и «идеологического оружия» в условиях блокового противостояния и холодной войны, еще задолго до возникновения самого понятия «мягкой силы». Однако сейчас, по мере усиления международной мобильности студентов, остается большой неиспользованный потенциал российской высшей школы, в которой проходят обучение иностранные студенты. 

По словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, сегодня на территории России в 750 образовательных учреждениях учится около 250 тыс. иностранных студентов из 150 стран.

250 тысяч - большое число, но нужно также учесть и количество иностранной молодежи, приезжающей в Россию в поисках работы. Безусловно, это достаточно разный контингент молодежи, но наша задача по отношению к ним едина - их социализация в России и формирование уважения и интереса к российской культуре и ценностям, создание фундамента для будущих позитивных представлений о России. Многие из иностранцев, проживающих в России, испытывают ряд сложностей: социальные вопросы, безопасность, общение с местными сверстниками, языковой барьер и др. Но достаточно ли мы работаем с теми, кто завтра уедет к себе домой? Какое впечатление о России останется у этих людей? Для предотвращения конфликтов с иностранной молодежью, с одной стороны, и для увеличения числа пророссийски настроенной молодежи в иностранных государствах - с другой, сегодня нужна активнейшая позиция российских государственных и негосударственных организаций по отношению к иностранной молодежи в России.

К сожалению, сейчас работа в этом направлении ведется малоэффективно. Например, по данным Министерства образования и науки РФ, «сегодня Ассоциация иностранных студентов России объединяет около 89 тыс. иностранных граждан из 162 стран мира, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации». Однако поисковые системы не могут найти даже интернет-сайта данной организации, а группа ассоциации в социальной сети «ВКонтакте» насчитывает всего 250 человек. Государственным органам по работе с молодежью, российским молодежным организациям следует совместно с вузами, дипломатическими учреждениями и диаспорами выстраивать более активную работу с иностранной молодежью, живущей в России.

Тем не менее стоит отметить позитивные проекты и программы, направленные на привлечение иностранных студентов в Россию, - Сетевой университет СНГ, Университет ШОС. Для иностранных студентов открываются новые совместные программы и специальности, в том числе на английском языке. Большую работу с иностранными студентами традиционно ведут крупнейшие вузы страны: МГУ им. М.В.Ломоносова, РУДН, МГИМО (У) МИД РФ, СПбГУ, Первый МГМУ им. И.М.Сеченова и др. Положительным фактом является усиление работы региональных вузов на международном направлении.

Необходимо отметить большую важность комфортности условий жизни иностранных студентов в России, ведь не только сам уровень образования является определяющим фактором привлекательности той или иной страны для абитуриента. Важными показателями являются дороговизна жизни, безопасность, уровень толерантности, социально-бытовые условия в учебных заведениях, языковой барьер и др. К сожалению, сейчас в России остаются актуальными многие из перечисленных проблем.

В развитии международного молодежного сотрудничества по линии высшей школы большую роль играют студенческие обмены и образовательные школы. Хорошим примером в этом отношении является международная студенческая школа «Кадры будущего», которая ежегодно проводится в наукограде Дубна с целью подбора будущих кадров для научно-производственного комплекса Московской области.

Важную роль в развитии отношений с молодыми лидерами зарубежных стран играет Россотрудничество. В рамках программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств «Новое поколение» значительное число молодых политиков, экспертов и журналистов познакомились с Россией и нашли себе новых партнеров.

Надо также отметить активную позицию Совета молодых дипломатов МИД России в данной сфере, одним из интересных и полезных мероприятий которого стал приезд делегации молодых общественных лидеров из Афганистана.

Заслуживает внимания и активная деятельность российского Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова, реализующего собственные проекты с молодыми экспертами-международниками из разных стран. Интересными проектами являются «Новосибирская школа молодых экспертов», форум молодых специалистов-международников «Кавказский диалог» и др. Такие проекты являются важнейшим инструментом публичной дипломатии, они дают возможность молодым лидерам зарубежных стран увидеть Россию и познакомиться не только с представителями власти, но и найти себе партнеров из сферы гражданского общества.

Большую роль в этих формах сотрудничества играют крупные международные мероприятия, проводимые Россией. Успешным примером является привлечение молодых иностранных волонтеров для организации Универсиады-2013 в Казани. Для многих молодых лидеров зарубежных стран представляются привлекательными международные площадки молодежных форумов «Селигер», «Машук», «Балтийский Артек», «АТР: Алтай - точка роста».

Для того чтобы Россия смогла эффективно выстраивать свою работу с молодежью зарубежных стран, быть привлекательной и открытой для других, нам предстоит решить большое количество актуальных проблем, в том числе внутренних. Необходимо сделать наши традиционные инструменты публичной дипломатии более современными и доступными для молодежи других стран, а также внедрять новейшие технологии работы в социальных сетях, учиться эффективно использовать ресурс молодежного сообщества в интересах российской внешней политики.