Последняя четверть XX века прошла под знаком нарастающей глобализации, которая затронула практически все сферы общественной деятельности. Набирая обороты, глобализация способствовала активизации международного сотрудничества, вовлекая в него ведущие экономики и глобальные международные институты.

С начала 1990-х годов в международных политических и научных кругах развернулись оживленные дискуссии о новом миропорядке, роли и месте в нем национальных государств и транснациональных компаний, целях и методах внешней политики в условиях нарастающей глобализации. Данный процесс поставил многие страны перед необходимостью усиления конкурентоспособности на мировом рынке, нахождения оптимального баланса между внутренней и внешней политикой.

Системная трансформация международных отношений не обошла стороной Евразию - огромное геостратегическое пространство, частью которого является и наше государство.

16 декабря 1991 года наша страна объявила о своей независимости, и с этого момента начала отсчет хронология нового государства - Республики Казахстан (РК).

Первый экзамен нашему молодому государству и ее президенту пришлось выдержать спустя всего несколько дней после обретения суверенитета. Так, по настойчивой инициативе Нурсултана Назарбаева 21 декабря 1991 года в Алма-Ате был созван саммит лидеров постсоветских государств, на котором была подписана Алма-Атинская декларация, провозгласившая создание Содружества независимых государств.

Необходимо подчеркнуть, что историческая роль Алма-Атинского саммита неоспорима, так как создание СНГ сделало распад СССР максимально контролируемым и регулируемым, уберегло наши страны от непредсказуемых действий с катастрофическими последствиями, а также позволило сохранить и укрепить дружеские отношения между народами бывшего Союза.

22 года тому назад наша республика была практически неизвестна миру. Некоторые авторитетные специалисты и эксперты ставили под сомнение независимое будущее Казахстана - молодого государства, обладавшего огромной территорией, слабой экономикой и немногочисленным населением.

Казахстан не имел опыта ведения международных дел, получив в наследство от СССР огромный ядерный потенциал, а также юридически неоформленные границы.

В этих непростых условиях понадобились решительные, ответственные меры, направленные на формирование договорно-правовой основы взаимоотношений Казахстана с мировым сообществом и прежде всего с государствами, представляющими для нашей страны жизненно важный интерес. Поэтому новому государству предстояло не только обустроить свою экономику, но и обеспечить международное признание, безопасность и территориальную целостность.

В тот период переговоры Президента Казахстана Н.Назарбаева с главами ведущих государств мира, руководителями транснациональных компаний и международных организаций способствовали успешной адаптации молодой республики к новым историческим и геополитическим условиям.

Необходимо было создавать благоприятные внешние условия по проведению внутренних реформ и по решению экономических проблем. Эта цель была достигнута благодаря рациональной внешней политике, сочетавшей в себе принципиальность, стремление к достижению компромиссов и стратегическую дальновидность.

Последовательная казахстанская внешняя политика закрепила за собой репутацию ответственного субъекта международных отношений.

Зафиксировав международными договорами самые протяженные сухопутные границы в мире с соседними государствами, выстроив стратегические связи с ведущими государствами мира, мы установили  дипломатические отношения со 138 государствами и имеем свыше 70 дипломатических миссий за рубежом.

Результатом активного сотрудничества в различных областях стало заключение более 3 тыс. международных договоров межгосударственного, межправительственного и межведомственного уровня с иностранными государствами и международными организациями. В целом за прошедшие годы Казахстан стал участником 49 многосторонних универсальных конвенций в области гуманитарного права и прав человека. Наша страна осуществляет постоянное сотрудничество с международно-правовыми механизмами контроля в области прав человека.

В мировой политической и деловой элите за нашей страной твердо закрепился имидж лидера глобального процесса ядерного нераспространения, страны с собственной уникальной моделью межнационального и межконфессионального согласия, стабильного и динамично развивающегося государства, богатого природными и человеческими ресурсами привлекательного делового партнера, приверженного принципам взаимовыгодного сотрудничества.

Как член ООН, за прошедшие годы Казахстан сумел занять заметное место в этой авторитетной структуре. Целый ряд казахстанских инициатив был поддержан мировым сообществом, что способствовало созданию благоприятного международного имиджа РК.

Одной из таких главных казахстанских инициатив является учреждение даты 29 августа как Международного дня действий против ядерных испытаний. Эта дата глубоко символична для Казахстана, так как ровно 22 года назад именно в этот день по воле народа нашей страны Президент Нурсултан Назарбаев своим указом навсегда закрыл Семипалатинский ядерный испытательный полигон.

В данном контексте наша республика присоединилась ко всем 13 международным универсальным конвенциям по борьбе с терроризмом и неукоснительно выполняет решения Совета Безопасности ООН, ежегодно представляя Национальный доклад о проделанной работе в Контртеррористический комитет ООН.

С учетом весомого вклада в дело укрепления мира, стабильности и безопасности на международной арене Казахстан с 2010 года активно продвигает заявку в качестве непостоянного члена в Совете Безопасности ООН на 2017-2018 годы.

В случае одобрения данной заявки мы сконцентрируем все силы и внимание к проблеме безопасности в Центральной Азии и созданию мирного пояса как в данном регионе, так и на евразийском пространстве.

Казахстан, на территории которого находится Аральское море, использует внешнеполитические инструменты для решения вопросов охраны окружающей среды и сохранения глобального климата.

Являясь председателем в Международном фонде спасения Арала, Казахстан совместно со странами - учредителями фонда активно приступил к разработке Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря на 2011-2015 годы.

РК присоединилась к Копенгагенскому соглашению по изменению климата и приняла на себя существенные количественные обязательства по снижению выбросов парниковых газов.

Как прикаспийское государство, Казахстан уделяет важное внимание определению правового статуса Каспийского моря. Наша страна четко придерживается выработанной позиции по данному вопросу и проводит работу по установлению на Каспии стабильных и дружественных отношений между прибрежными государствами, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права. РК выступила инициатором идеи заключения Пакта стабильности на Каспийском море.

Казахстан последовательно проводит работу по утверждению Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в качестве авторитетного форума.

Предложенная мировому сообществу с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым 5 октября 1992 года инициатива о созыве СВМДА, как одного из механизмов, способствующих разрешению проблем региона, требовала политической дальновидности и решительности.

Президент Казахстана подчеркнул, что суть инициативы заключается в стремлении возобновить ранее не увенчавшиеся успехом попытки создать эффективную и универсальную структуру по обеспечению безопасности на азиатском континенте, где в отличие от других регионов мира подобный механизм еще не сформирован.

Спустя два десятилетия СВМДА, превратившись в эффективный форум многосторонней дипломатии, объединил 24 государства, занимающих свыше 90% территории азиатского континента, где проживает половина всего населения нашей планеты.

Сегодня мировым сообществом наша инициатива рассматривается как уникальная межгосударственная площадка проведения диалога и принятия решений для осуществления мер на основе консенсуса по проблемам безопасности в Азии. Включение же  СВМДА в рабочие группы под эгидой ООН и ОБСЕ свидетельствует в пользу укрепления значимости этого форума в мире. Одной из ключевых задач совершенствования процесса СВМДА является трансформация форума в международную организацию.

Внешняя политика и дипломатия всегда оставались барометром потенциала и мощи государства.

Высокий международный авторитет страны получил подтверждение во время наших председательств в таких крупнейших международных организациях, как ОБСЕ, ШОС, ОИС, СВМДА, ЕврАзЭС и ТЮРКСОЙ.

Год председательства в ОБСЕ вошел яркой строкой в казахстанскую летопись, а успешное проведение по инициативе главы государства Астанинского саммита стало одним из крупнейших международных событий первого десятилетия XXI века. Уникальным событием стало само по себе принятие впервые за последние восемь лет общеполитического итогового документа ОБСЕ - Астанинской декларации, в которой впервые закреплено понятие «Евроатлантическое и Евразийское сообщество безопасности». 

Наша страна также председательствовала в Форуме по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ (ФСоБ). Впервые за последние 12 лет удалось принять решение о переиздании Венского документа и выполнить, таким образом, нашу главную стратегическую задачу, поставленную перед казахстанским председательством в ФСоБ ОБСЕ.

В год 20-летия независимости мы приступили к председательству в Организации исламского сотрудничества, которая явилась второй крупнейшей после ООН международной организацией в мире и ключевым форумом исламских государств. Именно в период своего председательствования главой нашего государства был выдвинут целый ряд масштабных инициатив по созданию диалоговой площадки группы ведущих десяти экономик стран мусульманского сообщества, фонда поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, системы продовольственной взаимопомощи в рамках ОИС.

В Астане было принято историческое решение о переименовании Организации исламская конференция в Организацию исламского сотрудничества, что стало свидетельством ее трансформации в более эффективное международное объединение, и заключена договоренность о повышении интенсивности встреч на уровне глав государств - членов ОИС.

 Нашел свое решение и такой важный вопрос, как создание Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС с утверждением Устава и критериев ее деятельности. По мнению экспертов, это весьма значительное событие в контексте ребрендинга ОИС, а также укрепления институциональных основ гражданского общества в мусульманских странах.

Астанинская декларация 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИС, по сути, стала качественно новым программным документом Организации, направленным на всеобъемлющую модернизацию.

Таким образом, в числе главных активов нашего председательства было придание мощного импульса социально-экономическому и политическому обновлению исламского общества.

Современный Казахстан по праву считается генератором стабильности и благополучия.

Этим, наверное, и подтверждается наша победа 22 ноября 2012 года в ходе тайного голосования представителей 161 государства - члена Международного бюро выставок в проведении «ЭКСПО-2017» в Астане.

Данная выставка в Астане будет впервые проведена не только в Казахстане, но и регионе Центральной Азии и Содружества независимых государств.

Это свидетельство признания и доверия мирового сообщества к Казахстану.

Сегодня молодая республика вышла на уровень стратегического партнерства с шестью государствами «Большой восьмерки».

Завершена реализация государственной программы «Путь в Европу», которая относится к числу ключевых инициатив главы нашего государства, выдвинутых и успешно реализованных за последние годы. Казахстан - единственная страна в регионе, которая вышла на качественно новый этап диалога с Евросоюзом благодаря своей роли генератора стабильности в Центральной Азии.

Казахстан приступил к разработке нового соглашения о расширенном партнерстве с Евросоюзом, на долю которого приходится 50% казахстанского внешнеторгового оборота и треть привлеченных в страну инвестиций. Наша страна является третьим (после России и Норвегии) крупнейшим поставщиком энергоносителей в ЕС из числа стран, не входящих в состав ОПЕК. Европейским партнерам предложено совместно разработать и принять в многостороннем или двустороннем формате Энергетическую хартию «Казахстан - ЕС: 2020».

Казахстан также заинтересован в укреплении взаимовыгодных партнерских отношений с Советом Европы, принимая во внимание его высокий международный авторитет и лидирующую роль в области европейской демократии. С 1998 года наша страна имеет статус наблюдателя при Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) Совета Европы - консультативном органе по конституционному праву.

Динамично развивается сотрудничество между Парламентом Казахстана и Парламентской ассамблеей Совета Европы на основе Соглашения о сотрудничестве от 2004 года.

Казахстан стремится играть роль универсального моста между Востоком и Западом, используя свой внутренний опыт - модель сохранения и укрепления межнационального согласия.

Инициатива главы государства о созыве съезда лидеров мировых и традиционных религий стала конкретным вкладом Казахстана в объединение духовного и нравственного потенциалов мировых религий для решения международных конфликтов и противодействия современным угрозам. Всего в РК состоялись четыре съезда лидеров мировых и традиционных религий.

В настоящее время осуществляется большая организационная работа по подготовке к проведению в Астане в 2015 году пятого съезда.

Наряду с этим РК выступила в качестве одного из инициаторов Соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств, подписанного в октябре 2009 года в городе Нахичевань (Азербайджан).

За годы независимости Казахстан стал ключевым партнером Организации Североатлантического договора в Центральной Азии и активно использует механизмы сотрудничества с альянсом в целях укрепления национального потенциала в сфере обороны и безопасности.

Взаимодействие с НАТО не ограничивается военной сферой. Плодотворно развивается сотрудничество в области чрезвычайного гражданского планирования, науки и публичной дипломатии.

Одним из внешнеполитических приоритетов Республики Казахстан на постсоветском пространстве является сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.

В качестве председателя ОДКБ наша страна намерена и впредь прилагать усилия по развитию взаимодействия в пределах данной Организации, наращиванию ее потенциала в целях обеспечения мира и стабильности в регионе.

Экономическая дипломатия всегда остается фундаментом внешней политики Казахстана.

Благодаря ей за годы независимости нами было привлечено в экономику страны 160 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, Казахстан является лидером по их объему на душу населения на пространстве СНГ. Нашей главной задачей остается формирование благоприятного инвестиционного климата и диверсификация структуры нашей экономики и экспорта, повышение деловой активности и конкурентоспособности нации в условиях предстоящего вступления Казахстана в ВТО и формирования единого рынка на евразийском пространстве. Каждый реализованный инвестиционный проект - залог благосостояния нашей нации и каждого отдельного гражданина Казахстана. Инвестиции и инновации - движущие силы нового Казахстана в новом тысячелетии.

За последние годы РК значительно улучшила свои международные рейтинги.

 В 2010 году Казахстан возглавил десятку стран с наибольшим успехом в создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса - 2012: улучшение условий для предпринимателей» Казахстан занял 47-е место из экономик 183 стран. Согласно данным «Ernst & Young» (E&Y) и института «Oxford Economics», Казахстан входит в тройку стран с самыми высокими темпами роста ВВП, после Катара и Китая.

Время показало, что молодая страна сумела дать достойный ответ новым вызовам. Сегодня мировое сообщество признает успехи нового государства. Действительно, Казахстан, вступив в неведомое, с честью преодолел многие трудности, эффективно реагируя на возникавшие вызовы и угрозы.

Наряду с этим, несомненным достижением казахстанской дипломатии в двустороннем формате является развертывание стратегического партнерства с Российской Федерацией.

Перед Казахстаном никогда не стояла проблема выбора своего основного партнера и союзника в современном мире. Он определен географически и исторически. Дружба и добрые отношения с соседями, прежде всего с Россией, - ключевой приоритет  внешней политики нашего государства. Этот принципиальный курс прочно закреплен в казахстанско-российской Декларации о вечной дружбе и союзничестве. В основе стратегического партнерства  Казахстана и России - взаимное уважение, равноправие и высокий уровень доверия между лидерами наших государств Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным.

В 2012 году главы государств провели восемь встреч, а в 2013 году - девять.

За 22-летний период между нашими странами подписано 486 договоров и соглашений. Однако время не стоит на месте и интенсивно развивающиеся отношения требуют актуализации нормативной правовой базы.

В рамках проведения 10-го юбилейного форума Межрегионального сотрудничества с участием глав двух государств состоялось подписание нового договора между Казахстаном и Россией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке.

Новый договор отражает новые ключевые направления двустороннего сотрудничества Казахстана и России. В нем обозначены контуры более тесного взаимодействия с учетом вызовов современности.

Тандем Казахстан и Россия стал прочным фактором стабильности и развития на огромном евразийском пространстве.   

Отрадно, что еще одна стратегическая инициатива Президента Казахстана стала международной реальностью. Высказанное еще в 1994 году предложение о создании Евразийского союза благодаря политической воле и завидной последовательности Н.Назарбаева обрело контуры крупного геополитического проекта.

Данный союз, по моему глубокому убеждению, соответствует национальным интересам Казахстана.

Оценивая его перспективы, следует учитывать, что Казахстан и Россия имеют самую протяженную в мире сухопутную границу, что предопределяет близость двух государств практически во всех сферах. Казахстан не имеет прямого выхода к морям, и поэтому экономическое сотрудничество с Российским государством приобретает особую важность. Что касается внешнеполитической среды, то обе страны по ключевым международным вопросам имеют фактически идентичные позиции. Нельзя забывать, что Россия решительно поддержала нашу страну в вопросе председательства в ОБСЕ, а также инициативу СВМДА. В целом между нашими странами столь много общего, что Евразийский союз, по сути, является осознанной необходимостью.

В то же время было бы неправильно говорить об утрате независимости после вступления в Евразийский союз. Казахстан является членом ООН и всех других международных организаций, полноправным субъектом международного права.

Участие в интеграционных процессах никоим образом не может отрицательно повлиять на наш суверенитет, ставший необратимым. Другое дело, что сама интеграция должна быть четко выверенной, продуманной и осуществляться без забегания вперед. Опыт убедительно свидетельствует о том, что поспешность и самодовольство могут обернуться дорогой ценой с тяжелыми последствиями для социального самочувствия граждан.