Канада оказалась в числе немногих развитых рыночных стран, чьи банковско-финансовые системы не испытали заметных потрясений в условиях глобальной нестабильности мировой экономики1. Начавшийся в ноябре 2008 года экономический спад оказался непродолжительным. Через шесть месяцев рост ВВП возобновился, а в середине 2010 года его объем превзошел предкризисный максимум2. В третьем квартале 2012 года ВВП Канады достиг 1,765 трлн. долларов США. Согласно мнению ряда международных экспертов, Канада является самой устойчивой в двадцатке крупнейших по экономическому потенциалу стран мира.

Весьма высоко оцениваются условия ведения бизнеса в Канаде и ее инвестиционная привлекательность. Более того, согласно данным такого авторитетного журнала, как «Форбс», в 2011-2012 годах Канада была признана лучшим в мире местом для ведения бизнеса благодаря низким уровням налогообложения и бюрократической нагрузки3. В свою очередь, аналитический центр «Экономист интеллидженс юнит», как и Всемирный банк, определил место Канады в пятерке основных стран для ведения бизнеса в течение 2011-2015 годов. Этому способствовали такие факторы, как обеспеченность жильем, уровень образования населения, доступность бесплатных медицинских услуг.

Необходимо отметить, что политическая обстановка в стране, стабильное положение правительства и его способность проводить эффективную экономическую политику сегодня играют важную роль при составлении рейтингов делового климата. И здесь Канада также получила высокую оценку экспертов. Консервативная партия в Канаде во главе с С.Харпером реально «оздоравливала» экономику.

Таблица 1

Динамика основных показателей развития экономики Канады 2000-2013 гг., % к предшествующему году

 

Годы

2000-2010

2011

2012

(прогноз)

2013

(прогноз)

Реальный ВВП

2,2

2,4

1,9

1,8

Потребительские расходы

3,2

2,4

1,7

1,8

Частные инвестиции

2,5

13,1

5,7

5,5

Государственные расходы

3,6

0,1

-1,5

-0,5

Экспорт

0,1

4,6

4,3

4,2

Импорт

3,0

7,0

3,2

3,9

Прибыли корпораций до вычета налогов

4,6

15,4

1,2

1,0

Промышленное
производство

0,1

3,5

2,2

3,1

Занятость

1,5

1,5

1,0

1,0

Уровень безработицы (% численности
рабочей силы)

7,1

7,5

7,3

7,2

Потребительские цены

2,1

2,9

1,7

2,0

Платежный баланс (млрд. долл.)

7,9

-48,4

-55,0

-53,0

Торговый баланс (млрд. долл.)

46,2

2,3

-3,9

-0,7

Баланс федерального бюджета (млрд. долл.)

-1,2

-23,5

-20,0

-12,5

Баланс федерального бюджета
(% ВВП)

0,0

-1,4

-1,1

-0,7

 

Источник: Global Forecast Update. Scotia Economics. 21.10.2011; 30.08.2012.

Банковско-финансовый сектор Канады по-прежнему демонстрирует высокую степень устойчивости на фоне кризиса задолженности в США и странах ЕС. Во многом это было достигнуто благодаря жестким стандартам надзора и регулирования в финансовом секторе, определяемым Центробанком Канады. Поэтому и показатели дефицита федерального бюджета в 2011 году в Канаде составляли, по данным МВФ, 4,5%, в то время как в среднем по ОЭСР цифра составляла 6,5%.

Учитывая благоприятную макроэкономическую ситуацию в стране, канадские аналитики из МВФ, ОЭСР в начале 2012 года прогнозировали весьма позитивное развитие экономики Канады. Вместе с тем, учитывая негативные тенденции в глобальной экономике, прогнозы были пересмотрены в худшую сторону. Показатели прироста ВВП Канады и США были снижены до 1,8-2,0% в среднем за год (ранее оценки составляли 2,4-2,7%). В то же время замедление хозяйственного роста крупнейших развивающихся рынков Китая и Индии повлияло на продвигаемую в последние годы консервативным правительством С.Харпера идею диверсификации внешнеэкономических связей страны.

Также ослабло действие главных внутренних факторов подъема деловой активности, затормозился рост потребительского спроса. Предполагается, что его темпы в 2012-2013 годах будут почти вдвое ниже средних показателей за период 2000-2010 годов - 1,7-1,8% против 3,2%. Сокращаются государственные расходы - в то время как в период 2000-2010 годов они увеличивались в среднем на 3,6%. В условиях замедления потребительского спроса (в том числе из-за прекращения его стимулирования правительством Канады) рекордного уровня достигла потребительская задолженность - до 160%. Как отмечают канадские эксперты, это связано не с тем, что потребители много тратят, а с тем, что их доходы растут медленно.

Положение на рынке труда в Канаде в течение и после глобального финансово-экономического кризиса оставалось лучше, чем в странах еврозоны и США. До начала рецессии уровень безработицы составлял около 6%, в 2009 году - 8,4%. В последующем он опять снизился и составил 7,5% и 7,3% в 2011 и 2012 годах соответственно. В это же время в США он достиг 8%, в странах еврозоны - в среднем 11%.

Динамика госрасходов, согласно оценке канадских и международных экспертов, в ближайшие годы будет тормозить из-за наличия дефицита федерального бюджета. По прогнозам, в 2012 году затраты на закупки товаров, услуг и инвестиций сократятся на 1,5-2%. В 2013 году ожидается снижение еще на 0,5%. В этих условиях главным внутренним двигателем хозяйственной активности остаются частные инвестиции. За 2011 год их прирост был весьма существенным - 30%.

Темпы роста ВВП канадских провинций, опирающихся в значительной мере на ресурсный сектор, заметно опережают средние показатели по стране. Среди лидеров посткризисного периода - богатая нефтью и газом Альберта, Саскачеван (месторождения калия, нефти, газа, урановой руды), Британская Колумбия (лесопромышленный комплекс), а также Ньюфаундленд и Лабрадор (добыча газа на шельфе). В свою очередь, в таких провинциях, как Онтарио, Квебек, Новая Шотландия, Нью-Брансуик и Остров Принца Эдуарда, среднегодовые темпы прироста ВВП (период 2000-2010 гг.) составили около 1,9% по сравнению с 2,2% в среднем по стране.

Показатели безработицы дают обратную картину. В 2011-2012 годах ее уровень в западных провинциях был намного ниже средних значений в 7,3-7,5%. В Альберте и Саскачеване он составлял 5%, немногим более 5% в Манитобе и менее 7% в Британской Колумбии. Уровень безработицы превышает средние показатели в Онтарио и Квебеке - 7,8-8%, а на востоке страны достигает от 9 до 11%.

Говоря о динамике деловой активности Канады в 2012-2013 годах, можно сказать, что страна «взяла передышку»: после наращивания расходов во время рецессии и выхода из нее потребители «устали», правительство увеличило долг - и те и другие сосредоточились на сокращении затрат. Предполагавшийся в 2012 году подъем в экономике (за счет роста экспорта и частных инвестиций) отсрочен на неопределенное время ввиду нестабильности в глобальной экономике, снижения цен на сырьевые товары и завышенного курса канадского доллара. По-прежнему сохраняется высокая зависимость и ориентированность на экономику США, поэтому риски, стоящие перед ней (более раннее сокращение бюджетных расходов, повышение рисковых премий по государственным ценным бумагам, повышение процентных ставок по долгосрочным кредитам), так или иначе характерны и для Канады4. По мнению ряда международных экспертов, приоритетной задачей правительства Канады является снижение рисков, связанных с повышением уровня долга домохозяйств. Темпы прироста ипотечного кредитования снизились, что связано с рядом мер, принятых правительством, включая ужесточение условий страхования ипотечных кредитов5.

Обращаясь к основным экономическим, территориальным и демографическим показателям по странам НАФТА за предыдущий год, можно выделить интересные факты. Площадь территории США меньше площади территории Канады примерно на 184 тыс. км2, а население в США превышает население Канады почти на 282 млн. человек. Эти цифры также подтверждают лидерскую позицию США, где уровень жизни качественно выше, наблюдается снижение смертности, повышение рождаемости, стремление населения других стран эмигрировать в Америку, в том числе высококвалифицированных специалистов, что еще больше укрепляет статус лидера.

Показатели роста ВВП трех стран за 2012 год отражают общемировую тенденцию, когда развивающиеся страны, в частности Мексика, значительно опережают развитые государства, к примеру Канаду и США. Это объясняется разными планками предела роста при благоприятной торгово-экономической конъюнктуре6. Этим же различием (развитые - развивающиеся) объясняются и показатели ВВП на душу населения (у США и Канады в три раза выше), уровня безработицы (здесь Оттава и Вашингтон лидируют ввиду менее динамичного экономического роста) и уровня инфляции (в Мексике в два раза выше, чем у соседей).

По уровню внешнего долга Мексика выгодно отличается от США и Канады - у нее он в четыре раза меньше, чем ВВП, а у двух последних - сравним с ВВП.

В то же время структура и объем экспорта подтверждают глубокую экономическую интеграцию в рамках НАФТА, а структура и объем импорта свидетельствуют о возросшей роли Китая во внешнеэкономической жизни североамериканских стран7.

Переходя непосредственно к перспективам дальнейшего развития экономики Канады, необходимо отметить, что они, как и в предыдущее десятилетие, непосредственно связаны с перспективами развития экономики НАФТА. Исследователь НАФТА профессор Е.Г.Комкова выделяет следующие возможные перспективы развития Канады и НАФТА: таможенный союз, валютный союз, расширение самого НАФТА8.

С технико-экономической точки зрения переход к таможенному союзу не составит для Канады большой проблемы, поскольку структура и размеры ставок ее таможенного тарифа достаточно близки к американским. Имеющиеся варианты расчетов в своем большинстве благоприятно оценивают переход Канады к таможенному союзу. Главный аргумент «против» - политический, поскольку такой союз предполагает выработку и проведение согласованной внешнеторговой политики в отношении третьих стран, что может ограничить даже ту сравнительно небольшую свободу маневра, которая есть у Канады и которая важна ей для «демонстрации флага» и политической независимости. Поэтому внешне логичный и материально подготовленный следующий шаг в эволюции североамериканской экономической интеграции особой популярностью в настоящее время не пользуется.

Другой распространенной, отмечает Е.Г.Комкова, но пока тоже гипотетической идеей является валютный союз. Интерес к нему подогревается тем, что именно канадский ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике Р.Манделл разработал теорию оптимальных валютных зон и считается отцом евро. Однако попытки примерить его теорию к Канаде и США на предмет выяснения того, образуют ли две эти страны оптимальную валютную зону, однозначного ответа не дали. Академическое сообщество остается расколотым по вопросу о желательности введения в Северной Америке единой валюты (название «амеро» по аналогии с «евро» для нее уже придумал канадский ученый Г.Грубель). А политическое руководство Канады ее отвергает на том основании, что в условиях сильно асимметричной интеграции речь может идти только о переходе этой страны на доллар США, то есть об американизации всей ее валютно-финансовой и кредитно-денежной политики.

Третьим вариантом эволюции НАФТА может стать его расширение, хотя и в несколько необычной форме. До 2005 года США, Канада и Мексика участвовали в многолетних переговорах об образовании Межамериканской зоны свободной торговли в составе всех, кроме Кубы, 34 стран Западного полушария. После того как эти переговоры зашли в тупик, три эти страны по отдельности встали на путь заключения договоренностей с теми государствами или группами государств, которые изъявляют к этому готовность, лояльны к Западу и обладают сравнительно высоким уровнем технико-экономического и политико-правового развития9. Причем происходит это, несмотря на имеющуюся в соглашении НАФТА специальную статью, прямо предусматривающую возможность присоединения к этому соглашению других стран.

Интересно, однако, что, хотя при выборе кандидатов на подписание фритредерских соглашений США, Канада и Мексика исходят из собственных интересов и вроде бы не координируют свои действия, в случаях с Чили, Доминиканской Республикой, Гондурасом, Сальвадором, Коста-Рикой, Гватемалой и Никарагуа их предпочтения совпали. Это позволяет заключить, что, несмотря на провал переговоров о Меж-
американской зоне свободной торговли, ползучее расширение НАФТА все-таки происходит и вокруг его первоначальной «тройки» постепенно формируется пояс из «ассоциированных партнеров» и плацдарм для дальнейшей экономической экспансии на юг10.

Объем экспорта и импорта стран НАФТА только с 2002 по 2011 год практически удвоился, и тренд на увеличение по-прежнему сохраняется. Глобальный финансовый кризис, конечно же, нашел свое отражение в картине товарооборота стран НАФТА: если взять 2009 год, то мы наблюдаем падение по общему импорту более чем на 400 млрд. долларов США, а по общему экспорту - более чем на 700 млрд. долларов США (приблизительный уровень 2004-2006 гг.). Однако нельзя не отметить, что уже к началу 2011 года, фактически через 1,5 года, показатели объема товарооборота достигли докризисного уровня. Представляется, что это стало возможно благодаря весьма консервативной финансово-кредитной политике властей Канады и гигантским денежным вливаниям со стороны государства в крупнейшие компании в США.

Десять экспортных рынков для Канады занимают 89,7% от общего объема экспорта этой страны. Страны НАФТА (прежде всего США) по-прежнему в лидерах среди торговых партнеров, однако Мексика все больше отодвигается на дальний план за счет укрепления позиций Китая и Великобритании. Бразилию и Норвегию на девятом и десятом месте сменили Франция и Гонконг соответственно. Рынок экспорта Канады продолжает диверсифицироваться, однако этот процесс является сложным и многоступенчатым. В то время как экспорт в США неуклонно продолжает снижаться, экспорт в другие страны, прежде всего развитые и азиатские экономики, растет.

Что же касается импорта, то впервые в послевоенное время объем американского импорта в Канаду составил в последний период менее 50% на фоне все более явно выраженной диверсификации импорта из других стран.

В 2011 году детализация канадского экспорта продолжала отображать тенденции 2009 и 2010 годов, подтверждая его ресурсную и машиностроительную ориентированность. Вместе с тем необходимо отметить, что взятый правительством С.Харпера курс на диверсификацию экономики нашел и здесь отражение - прежде всего увеличилась доля стран еврозоны и Китая в канадском экспорте.

Согласно данным Министерства иностранных дел и международной торговли Канады11, страны НАФТА остаются мировыми лидерами по объему двусторонней торговли на протяжении десяти лет (2002 - 2011 гг.) и данный тренд сохранится на ближайшие годы. Речь идет в первую очередь о США и Канаде. Вместе с тем бурный экономический рост в АТР обусловил «вторжение» азиатских тигров (прежде всего Китая) на североамериканский рынок - и если в 2002 году объем двустороннего товарооборота между США и Китаем составлял 239,4 млрд. долларов США, то в 2011 году он вырос более чем в два раза - до 511,8 млрд. долларов США. Представляется, что, несмотря на вводимые Вашингтоном меры по защите своего рынка, китайская (а вместе с ней и азиатская) экспансия продолжится.

В целом, говоря о перспективах Канады и НАФТА, можно их разделить на краткосрочные (тактические) и долгосрочные (стратегические). К числу первых относятся: либерализация правил «происхождения товаров»; продолжение гармонизации правил, норм и стандартов между США и Канадой; обеспечение единой зоны безопасности12. Ко вторым - создание таможенного и/или валютного союза, а также возможное расширение НАФТА на базе идеи о Межамериканской зоне свободной торговли (тем более что в соглашении о НАФТА есть специальная статья, предусматривающая возможность присоединения третьих стран).

Подводя итог, отмечу, что для Канады Соглашение о свободной торговле с США и последовавшее за ним НАФТА имели также важное внутриэкономическое значение, поскольку являлись центральным звеном неолиберального поворота, целью которого было ограничить масштабы и характер вмешательства государства в экономику, а также расширить границы свободы для ТНК, стремящихся повысить конкурентоспособность североамериканских товаров. По сути, в международном плане ФТА и НАФТА явились началом эры «открытого регионализма», предвестником глобализации мировых торгово-финансовых отношений.

Реализация Североамериканского соглашения о свободной торговле привела к существенным экономическим последствиям для всех стран-участниц - улучшились их макроэкономические показатели: в первую очередь возросли размеры ВВП, заметно возрос взаимный товарооборот (более чем в два раза) и масштабы инвестиционных потоков. Соглашение способствовало повышению конкурентных преимуществ американскими и канадскими корпорациями, а также снижению издержек производства за счет перевода производства в Мексику. Для Мексики присоединение к НАФТА позволило ускорить темпы социально-экономического развития и проведение масштабных экономических реформ. Однако наблюдавшийся в первое десятилетие существования соглашения бурный рост торгово-экономических отношений оказался под сильным влиянием событий 11 сентября 2001 года, после которых Вашингтоном по понятным причинам во главу угла была поставлена безопасность, а не экономическая интеграция. Основным итогом первых семи лет НАФТА явилось создание особой зоны торговли и инвестиций, базирующейся на новом нормативном порядке (его основами стал текст договора о НАФТА и решения учрежденных соглашением трибуналов, комиссий и групп соглашения).

После сентября 2001 года США усилили меры безопасности на границе, результатом чего стало значительное сокращение туристических и гостевых визитов, спад взаимной торговли (почти в 1,3 раза в 2009 г.* (*По данным Агентства статистики Канады. ) ), прогнозы по иностранным инвестициям стали менее стабильны. Поставленный Вашингтоном акцент на борьбу с терроризмом заставил Оттаву более активно сотрудничать со своим южным соседом в области безопасности ради сохранения существовавшего уровня торговли и развития экономики. Своеобразным «пиком» такого взаимодействия стало инициированное Дж.Бушем-младшим Партнерство ради безопасности и процветания (2005-2009 гг.). Еще одним следствием данной политики Вашингтона стал возврат к двусторонней схеме взаимодействия - Канада стала опять строить торгово-экономические связи отдельно с США и отдельно с Мексикой; более того, заметно активизировались канадские провинции в своей внешнеэкономической деятельности. В частности, в сентябре 2012 года в Москве открылось представительство провинции Квебек.

Как отмечают эксперты, сегодня Канада одновременно стремится минимизировать последствия, связанные с «утолщением» канадско-американской границы, и старается «наступать» в тех сферах и областях, где для этого создаются условия. На фоне продолжающейся тенденции к ослаблению позиций Оттавы в мире (окончательное превращение в региональную державу), можно предположить, что канадские внешнеэкономические интересы скоро будут носить узконаправленный характер, ограниченный участием в решении только тех международных проблем, где Канада действительно обладает запасом знаний, авторитетом и опытом, а также в тесной связке с США.

 

 

 1Martin Andersen. Canada, the United States, and NAFTA. The Effects on Trade Patterns. Lambert Academic Publishing, 2010.

 2Немова Л.А. Экономика Канады в посткризисный период/ Институт США и Канады РАН. М; 2013.

 3Там же.

 4Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). №142. Вторник, 11 декабря 2012.

 5Там же.

 6Ливенцев Н.Н., Платонова И.Н., Костюнина Г.М., Буглай В.Б. Международные экономические отношения в эпоху глобализации. М.: МГИМО, 2012.

 7http://www.statcan.gc.ca/start-debut-eng.html

 8Комкова Е.Г. Канада в процессах североамериканской экономической интеграции: теоретические и практические аспекты. М., 2011.

 9Rise of Bilateralism: Comparing American, European and Asian Approaches to Preferential Trade Agreements. United Nations University Press, 2009.

10Martin Andersen. Op. сit.

11www.dfait-maeci.gc.ca

12«What’s in the new Canada-US border security deal?». Postmedia News. 11.12.07.