Российская Федерация является одним из первых государств, которые я посетил после моего недавнего назначения генеральным директором ЮНИДО. Это, бесспорно, свидетельствует о моей высокой оценке настоящего и перспектив нашего совместного сотрудничества и уверенности в нем.

Сегодня, когда многие страны мира сталкиваются со схожими вызовами - проблемами сбалансирования экономического роста, экологии и социально-экономического развития, - мандат ЮНИДО важен как никогда.

Как специализированное ведомство в системе ООН, ЮНИДО призвана содействовать устойчивому промышленному развитию путем создания благоприятных условий для промышленного сотрудничества и партнерства в целях принятия вышеуказанных вызовов современной эпохи развития. Промышленное производство, перерабатывающая промышленность и производительная деятельность являются движущей силой в области технологических знаний, инноваций и экономического развития. Они жизненно необходимы для создания новых рабочих мест, устойчивого обеспечения средств к существованию, продовольственной безопасности и равномерного экономического роста. Они также важны для искоренения крайней нищеты в странах с низким и средним уровнем доходов.

На глобальном уровне предпринимаются усилия по формированию программы развития на период после 2015 года и по примирению экономического и социального прогресса с сохранением окружающей среды. ЮНИДО как платформа для обсуждения инновационных идей о том, как устойчивое производство может эффективно обеспечить устойчивый экономический рост, вносит свой вклад в эти глобальные усилия. Низкоуглеродные промышленные производства смогут экономить энергию, снижать потребление невозобновляемых ресурсов и минимизировать выбросы парниковых газов в атмосферу. В то же время будут стимулироваться инновации, технологические перемены, диверсификация производства и создание новых рабочих мест. Тем не менее перспективы для быстрого внедрения экологически чистых («зеленых») технологий и производственных процессов с меньшим парниковым эффектом будут зависеть от эффективности стратегии государств.

Развитие партнерства с международными организациями, государственным и частным секторами экономики, с организациями гражданского общества исключительно важно для проведения преобразований на пути к устойчивому промышленному развитию. Оно повысит и качество управления, и эффективность мер по стабилизации промышленного развития.

Деятельность ЮНИДО по оказанию консультаций и технологическому сотрудничеству, наряду с разработкой программ по развитию партнерства, направлена на преодоление трудностей современного экономического и технологического развития и в дальнейшем будет приспосабливаться к потребностям стран на всех континентах, начиная со стран с низким и средним уровнями доходов и заканчивая странами с их высоким уровнем.

Сейчас стало совершенно очевидно, что нам необходим новый подход к развитию, рассматривающий общество, экономику, промышленное производство и окружающую среду как единое целое. Этот новый подход к развитию основывается на глубоких изменениях в моделях производства и потребления. Идеи экономического роста и мероприятия, их подкрепляющие, должны быть увязаны с устойчивостью окружающей среды и обеспечить устойчивость социального и экономического развития.

В свете продолжающихся дискуссий о будущем экономическом развитии я намерен использовать предстоящую Генеральную конференцию ЮНИДО в Лиме для того, чтобы указать на роль промышленности в обеспечении устойчивого экономического развития и на необходимость новых партнерских отношений для реализации этой идеи.

Генеральная конференция предоставляет возможность странам - членам ЮНИДО вновь подтвердить свою приверженность содействию устойчивому промышленному развитию и усилению межрегионального сотрудничества, включая сотрудничество Юг - Юг. В ходе дискуссий и Лимской декларации, которая, как ожидается, будет принята странами - членами ЮНИДО, Генеральная конференция подчеркнет сохраняющуюся необходимость мандата ЮНИДО на период развития после 2015 года.

Концепция устойчивого промышленного развития соответствует тому комплексу вызовов современности, с которыми мы сталкиваемся сегодня, и остается весьма актуальной. Во многих странах Европы и Центральной Азии до сих пор необходимо сбалансировать составляющие экономического роста, устойчивости промышленного развития, социального равенства и охраны окружающей среды. Несмотря на некоторый прогресс в искоренении крайней нищеты, снижении загрязнения окружающей среды, улучшении ее защиты, а также в повышении ресурсо- и энергоэффективности, растет неравенство в уровне доходов и благосостояния в указанных регионах, как в странах с высоким и средним уровнем доходов, так и в странах с их низким уровнем. Этот регион отмечен клеймом экологических проблем. Они борются за снижение выбросов парниковых газов в атмосферу и сохраняют низкий уровень интеграции в глобальную экономику.

Мы также наблюдаем появление в некоторых странах разнообразных моделей производства, которые ведут борьбу за диверсификацию и снижение зависимости от энергоемких производств. В экономике других стран наблюдается внушительный прогресс в переходе на производства с использованием высоких технологий. В целом же во многих странах Европы и Центральной Азии показатель добавленной стоимости в промышленности ниже, чем в других странах мира. В результате созданию новых рабочих мест препятствует недостаточность структурных изменений и низкая конкурентоспособность экономики.

Вызовы, с которыми сталкивается продвижение к устойчивому производству и потреблению в странах, которые в полной мере пользуются выгодами экономического роста и отсутствием обострения социальной напряженности, существуют во всем регионе. Необходимы политические меры, а также проекты и программы по техническому сотрудничеству для реализации идеи и концепции устойчивого развития по всем направлениям. Для достижения этих целей ЮНИДО уделяет внимание строительству новых промышленных мощностей и качественному усовершенствованию уже имеющихся.

Что касается строительства новых промышленных мощностей, то уже осуществлено несколько программ по развитию предпринимательства, передаче технологий, созданию новых рабочих мест и продвижению инвестиций. Эти программы различны по тематике: от создания возможностей в агробизнесе до строительства качественной и стандартной инфраструктуры и поддержки создания отраслей, производящих экологически чистые товары.

Что же касается качественного усовершенствования уже имеющихся промышленных мощностей, то программы ЮНИДО включают развитие энергоэффективных отраслей с упором на улучшение производительности предприятий через внедрение систем энергетического менеджмента и на повышение доли возобновляемых ресурсов в производственных процессах. Кроме этого, ЮНИДО оказывает странам помощь в выполнении различных многосторонних соглашений по окружающей среде, связанных с вопросами изменения климата, включая Монреальский и Киотский протоколы. ЮНИДО является серьезным игроком на поле ресурсосберегающих и чистых производств. Организация в сотрудничестве с ЮНЭП создала «Зеленую индустриальную платформу» для содействия более эффективному использованию энергии, сырьевых и водных ресурсов, а также безопасного использования химических процессов производства и услуг.

Уверен, в этом контексте у ЮНИДО хорошие перспективы на будущее. Безусловно, впереди будет немало трудностей. Например, ведущиеся сейчас дебаты по оказанию международной помощи отражают влияние финансового кризиса на сокращение бюджетов стран-доноров. Появилась сложная структура сотрудничества в развитии, заменившая собой привычные взаимоотношения стран-доноров и стран-реципиентов. Традиционные страны-доноры, оказывавшие экстренную помощь, прибегают к прямому ограничению донорских бюджетов, а страны-реципиенты переходят к механизмам самофинансирования при решении проблем внутреннего развития, таких как безработица среди молодежи, нищета, неравенство, но в то же время они получают еще и финансовую помощь развитию.

Вызывает беспокойство то, что сократившаяся и непрямая помощь развитию нанесет ущерб особенно странам с низким и средним уровнями доходов, а также странам с переходной экономикой. Эти страны нуждаются в помощи для проведения структурных изменений и диверсификации производства, что позволяет им продвигаться вперед к устойчивому росту. Сократившаяся по объему и ставшая непрямой, помощь развитию повлияет также на коллективные действия международного сообщества по урегулированию побочных эффектов внешних факторов экономической деятельности и проблем, связанных с предоставлением общественных благ, то есть проблем, возникших в результате усиления глобализации, взаимозависимости, а также финансового и экономического кризисов.

Несмотря на трудности в оказании донорской помощи развитию, с которыми мы сегодня столкнулись, нас воодушевляет тот факт, что ЮНИДО за последние несколько лет увеличила число осуществленных проектов по техническому сотрудничеству. Подбадривает как доверие к ЮНИДО со стороны стран - членов Организации, так и растущее партнерство со странами, которые больше не вносят свой вклад в бюджет ЮНИДО на регулярной основе.

Впечатляют цифры, отражающие техническое сотрудничество ЮНИДО. Существенный портфель заказов по проектам строительства трубопроводов представляет собой многообещающую основу для будущего сотрудничества стран - членов ЮНИДО. В 2012 году бюджет программ и проектов по техническому сотрудничеству, осуществляемых ЮНИДО, составил 885 млн. евро. Несмотря на сложные обстоятельства, прогнозы на будущее оптимистичны как никогда. Стоимость услуг, оказанных в рамках технического сотрудничества в 2012 году, достигла 189 млн. евро. Это высочайшая цифра с тех пор, как ЮНИДО стала специализированным ведомством ООН в 1985 году. В период 2000-2012 годов стоимость услуг, оказанных ЮНИДО странам-членам, возросла почти на 250%.

У ЮНИДО и России большой и длительный опыт успешного сотрудничества, и ЮНИДО считает Россию своим стратегическим партнером. С начала 1990-х годов ЮНИДО уже осуществила в России более 30 проектов, и в процессе реализации находятся еще шесть проектов с общим бюджетом 103 млн. долларов.

В июне 2009 года между ЮНИДО и Российской Федерацией было подписано соглашение о финансировании трех категорий проектов. Соглашение было подписано после принятия решения правительством России о добровольном целевом взносе России в Фонд промышленного развития (ФПР) ЮНИДО в размере 2,6 млн. долларов на ежегодной основе. Финансироваться будут:

- проекты в Российской Федерации по соглашениям о самофинансировании;

- проекты на пространстве СНГ;

- проекты в развивающихся странах.

По состоянию на 31 декабря 2012 года в ФПР от России поступило 10 млн. 400 тыс. долларов.

По состоянию на август 2013 года Россией финансируются шесть уже реализуемых проектов, включая проекты по:

- созданию сети центров ЮНИДО по финансированию и передаче технологий на пространстве ЕврАзЭС;

- созданию технического потенциала и внедрению малозатратных и экологически чистых технологий в области рыболовства и переработки морепродукции в Сьерра-Леоне;

- сотрудничеству между Россией и Бразилией в области технологий и инновационной деятельности для развития малых и средних предприятий;

- совершенствованию статистической базы промышленности и разработке сопоставимых показателей промышленного развития для проведения адекватного сравнительного анализа промышленного развития в странах СНГ.

ЮНИДО уже представила ряд проектов по техническому сотрудничеству в России, например проект по усовершенствованию кластеров автомобильной промышленности. Другой важной инициативой является Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Москве. Цель деятельности Центра международного промышленного сотрудничества - создание возможностей для развития делового партнерства и выявление перспектив совместной деятельности в избранных областях инноваций и технологий.

Теперь мы располагаем возможностью совместной работы для построения модели «зеленого роста», имеющей целью стимулирование инвестиций в новые инновационные отрасли и технологии. А это, в свою очередь, может привести к созданию принципиально новых моделей производства и потребления, к так называемой «третьей промышленной революции» с ее акцентом на развитие новых технологий и умную политику.

Эта модель, во главе угла которой стоит ресурсосбережение и энергоэффективность, может воссоединить три столпа устойчивого развития: экологию, социальные проблемы и развитие экономики. Совместными усилиями возможно было бы совершить эту «третью промышленную революцию» если и не с Российской Федерацией, ставшей теперь страной с высоким уровнем доходов, но при ее тесном сотрудничестве с другими регионами.

Благодарен также России за ее участие в глобальных и региональных мероприятиях, организуемых ЮНИДО. Эти мероприятия служат полезной платформой, где страны могут поделиться своим видением устойчивого развития и обменяться знаниями и опытом. Я осведомлен об участии г-на Гатилова в работе «круглого стола» стран БРИКС, проходившего в рамках ЮНИДО в начале этого года. Во время работы «круглого стола» заместитель министра заявил, что конечной целью России является современная, конкурентоспособная, инновационная и экологически чистая экономика. Это крайне важно и звучит многообещающе. Цели, которые ставит перед собой Россия, и стимулы, которые она использует для продвижения инновационных технологий и услуг на пути к «зеленой экономике», могут показать путь и другим странам со схожими задачами развития.

На Российской Федерации, ее соседях и партнерах по региону лежит большая ответственность как в ближайшем будущем, до 2015 года, так и в дальнейшем. Многие страны могут извлечь пользу из российского опыта, знаний и прогрессивной структурной перестройки. А это означает:

- поэтапный переход их экономик к низкоуглеродным процессам производства вплоть до несодержащим гидрохлорфторуглероды производственным процессам;

- ускорение реализации программ по ресурсосбережению и повышению энергоэффективности;

- увеличение доли возобновляемых энергоресурсов в общем объеме энергопотребления;

- распространение передового опыта и знаний по достижению экономического роста при низком уровне использования гидрохлорфторуглеродов в другие страны.

Таким образом, Россия и близлежащие страны могут внести решающий вклад в глобальный переход к низкоуглеродным моделям экономического развития, базирующимся на технологическом прогрессе и использовании экотехнологий.

Российская Федерация является одной из важнейших стран-доноров и важной движущей силой технического сотрудничества как в регионе в целом, так и в странах с низким уровнем доходов. Россия - важный игрок в глобальной политической и экономической системах. Устанавливая приоритетные направления и основываясь на принципах взаимной выгоды, сотрудничества, равенства и солидарности, Российская Федерация помогает формировать рамки сотрудничества и оказывает влияние на сотрудничество в области развития как на межстрановом уровне (сотрудничество с новыми структурами, особенно со странами БРИКС), так и в рамках трехсторонних соглашений и на межрегиональное сотрудничество Юг - Юг. Надеюсь на дальнейшее укрепление и развитие партнерства с заинтересованными сторонами из России. Поэтому в первую очередь ЮНИДО необходимо оценить потенциальные области политического и технического сотрудничества с Российской Федерацией и впоследствии зарекомендовать себя в качестве стратегически значимого и надежного партнера.

В заключение хотел бы заверить вас в моей приверженности делу нашего дальнейшего успешного сотрудничества для претворения в жизнь программы промышленного развития.