Избрание 13 марта 2013 года конклавом кардиналов Римско-католической церкви (РКЦ) архиепископа Буэнос-Айреса Х.М.Бергольо Папой Римским, первоначально представлявшееся неожиданным и непредсказуемым решением, все более обретает черты продуманного шага «отцов церкви» по существенному обновлению и омоложению католицизма, приданию ему большей динамики и гибкости перед лицом вызовов и реалий глобализованного мира. Да, претворение в жизнь столь масштабного плана оказалось возложено на иерарха, которого не приходится считать человеком молодым или среднего возраста: ему 76 лет, и живет он к тому же с одним легким.
И сторонники, и критики Папы Франциска все чаще говорят о том, что его «жизненные часы громко тикают, не позволяя упускать время». Сам же понтифик демонстрирует активность, вряд ли характерную для людей его возраста, ярко и в полный голос обозначая цели, к которым, по его убеждению, должна стремиться как сама католическая церковь, ее священнослужители всех уровней, так и верующие-католики, а их в мире 1,2 млрд. человек. Папская поездка в Рио-де-Жанейро в конце июля 2013 года для участия в проведении Всемирного дня молодежи (ВДМ) - основного католического молодежного мероприятия, организуемого по инициативе Ватикана каждые два-три года на разных континентах, стала впечатляющим свидетельством настойчивости Папы Бергольо в формировании и продвижении нового курса РКЦ.
Практические дела главы Ватикана, стиль его деятельности, отличия от непосредственных предшественников - Пап Бенедикта XVI (Й.Ратцингера) и Иоанна Павла II (К.Войтылы) скрупулезно отслеживаются и фиксируются в самых различных международных кругах, вызывают множество комментариев и соответствующих оценок. Превалируют одобрительные и даже восторженные суждения, хотя в последнее время заметно увеличение проявлений скепсиса и усиливающихся сомнений не только в странах Запада, но и в странах третьего мира относительно реализуемости папских инициатив и планов.
В чем же суть предлагаемого Папой Римским Франциском? Почему ведущие мировые ватиканисты и эксперты называют «революционными» его идеи и призывы? Каковы мотивы сомнений, озвучиваемых порой даже реалистично мыслящими и просветленными обозревателями, о прогрессивности и эффективности папских проектов?
При всем том, что велик риск упустить в концентрированном обобщении те или иные субстантивные элементы папских предложений, попытаемся все же выделить в них основное.
Откровенно и критично заявив в Рио-де-Жанейро, что «есть молодые люди, которые утратили веру в церковь и даже Бога из-за непоследовательности многих христиан и служителей Евангелия», понтифик призвал латиноамериканский, а по сути - всемирный, епископат «вступить на путь обновления», поскольку церковь отстает от велений времени, упорствует в следовании по «наезженной колее», тогда как необходимо уйти от «византийства», «обюрокрачивания, превращения в чиновников некой неправительственной организации».
Острыми язвами церкви были названы: «клерикализм», «демоны карьеризма», «зацикленность лишь на «светлом завтра», в то время как «в центре внимания должны быть те, кто сегодня страдают и не в состоянии ждать»1. «Именно это нынешнее сегодня, а также маргиналы общества - есть плоть церкви», - подчеркивал понтифик, воззвав не только распахнуть церковные врата миру, но и обеспечить выход церковнослужителей на «периферию существования»2. Подвергнув жесткой критике «княжескую психологию» в среде духовенства, он ратовал за внедрение в пастырское мировоззрение концепций «внутреннего и внешнего аскетизма». Двумя основными элементами работы по окормлению были названы: близость к людям и постоянный, проникнутый заботой и душевностью контакт с ними. Церковь, как утверждалось, должна быть «обслуживающей и помогающей институцией, а не контрольным либо административным органом, своего рода менеджером, говорящим на непонятном языке»3.
Исходя из данной установки было определено и место пастыря - «не в центре, а на периферии». В целом «теория периферии», возврата к Евангелию, преподносилась в качестве альтернативы правым, центристским и левым политическим концепциям.
Изложенный папский подход к путям ведения диалога с современным миром и религиозным многообразием отражал открытость и готовность к взаимодействию. Главное, как явствовало из провозглашенного в ходе целого ряда мероприятий ВДМ, состоит в проявлении солидарности с нуждающимися в «хлебе насущном» и просвещении. Все мировые конфессии были призваны сообща действовать на благо обездоленных, «оставив в стороне эгоизм, действуя в соответствии с ценностями веры». «И не имеет значения, решит ли проблему обучения ребенка католик, протестант, православный или иудей». «Мы обязаны работать на благо страждущих. Нам нельзя ссориться между собой и бросить их»4.
Актуальным и содержательным было обращение Франциска к молодежи. В канун его поездки в Бразилию, пережившую волну мощных протестных выступлений с массовым участием молодежи против социальных бед и коррупции, наибольший интерес вызывало папское мнение по этому поводу. И понтифик без колебаний защитил право протестующих быть услышанными5. Его осуждению подверглась существующая в мире финансово-экономическая система, отвергающая, как отмечалось, две группы людей: пожилых, поскольку они уже не участвуют в производстве, и молодежи, не создавая для нее необходимых рабочих мест. В итоге, констатировалось далее, одни лишены возможности передавать свой опыт, а вторые - способности строить собственное будущее. Общество с такими устоями, следовало из мысли Папы Бергольо, вряд ли является стабильным6.
И накануне визита, и в ходе него глава Ватикана с негодованием говорил о том, что «солидарность, являющаяся сокровищницей бедных, зачастую рассматривается контрпродуктивной, противоречащей финансовой и экономической целесообразности», а «стремление к мощи и накопительству теперь не знает пределов»7.
Излагая гуманистическое видение политики, экономики, искоренения бедности, вновь, как и в Риме, особый упор Папа Римский делал на настоятельной потребности современного общества в этике, основанной на трансцендентном достоинстве человека, решительном отказе от практики превращения этого самого человека в объект потребления8. Свои мысли о «социальном смирении» он сопровождал пояснениями о безальтернативности «разговора на равных, лицом к лицу, а не сверху вниз»9.
Наилучшим каналом преодоления противостояния между эгоистическим безразличием и насильственным протестом был квалифицирован «конструктивный диалог»10. Выделялись три основных вида такого рода работы: диалог как средство урегулирования конфликтов; близость к людям, далеким от любой бюрократии; культура контакта. По этой формуле все в мире имеют что дать и что получить. Как бы между строк звучало, что разумной альтернативы движению навстречу друг другу нет, в противном случае пагубные потери коснутся каждого.
Папские выступления и проповеди на бразильской земле были выдержаны в духе энтузиазма и надежды, скорее характерном для политиков, чем для духовных лидеров, содержали призывы «не поклоняться претендующим сейчас на место Бога идолам: деньгам, успеху, силе или наслаждению»11. Были определены и цели, к которым призвана стремиться молодежь - «все более справедливому, солидарному и братскому миру»12. Одновременно с осуждением разного типа экстремистских настроений среди молодых людей в полный голос говорилось о необходимости того, чтобы они «смело шли против течения, проявляли творчество в отстаивании высоких идеалов, были революционерами и повстанцами в противостоянии культуре консумизма и обесчеловечивания, истинным окном для приходящего будущего». И акцент во всем этом ставился на тезисе о «создаваемой ныне вечной жизни», то есть высокой актуальности осуществляемого в настоящее время.
В Латинской Америке немало тех, кто считает «чудом из чудес» тот факт, что аргентинец по национальности Папа Бергольо сумел «завоевать сердца бразильцев» (Аргентина и Бразилия соперничают, как известно, не только в футболе), но несомненно то, что успеху визита в немалой степени способствовало неукоснительное соблюдение понтификом собственного аскетичного стиля жизни и деятельности - он показал себя смиренным служителем веры, искренне говорящим справедливые вещи на простом и ясном языке, не боявшимся непосредственного контакта с людьми в сложных криминогенных условиях, умеющим убеждать и вселять надежду и веру в будущее.
В трезво и реалистично мыслящей аудитории, и не только отечественной, предлагаемое Папой Франциском не встречает отторжения. Более того, множатся голоса в его поддержку и тех, кто многие десятилетия гневно критиковал и порицал политику Ватикана. Весьма интересными считаем суждения известного бразильского католического мыслителя и публициста Л.Боффа, являющегося одним из разработчиков латиноамериканской «теологии освобождения» и, по сути, отлученного от церкви. Одобрительно отозвавшись об итогах участия Папы Бергольо в ВДМ, богослов выделил созвучность папской концепции «бедной церкви для бедных» с тем, что он и его единомышленники проповедуют с времен II Ватиканского собора. «Революцией в Церкви» охарактеризовано то, что Франциск поощряет подключение верующих к политике, тогда как его предшественники считали, по крайней мере официально, политику чем-то крайне негативным. Л.Бофф убежден, что «консервативные силы в Ватикане, известные отсутствием у них социальной чувствительности, ощущают себя задетыми происходящим, и до того, как они отрекутся от своих воззрений, потребуется время»13.
Суммируя суждения критиков и противников Папы Бергольо, видно, что его обвиняют в демагогии, поведении по типу «священника пригородного прихода», а не руководителя крупной мировой религии и суверенного государства. Такие же упреки полвека назад адресовались и Папе Иоанну XXIII, вошедшему в историю католицизма созывом Вселенского собора - эпохального события РКЦ.
Один из ведущих политико-социальных аналитиков Бразилии К.Росси не является единственным из тех, кто сетует, что Франциск «по существу ничего не предлагает»14. К этому добавляется, что сам Ватикан трудно считать или сделать бедным, поскольку он обладает мощным и далеким от прозрачности банком - «Институтом религиозных дел». Да и Святой престол - центр власти, от чего вряд ли, дескать, можно отступить или отказаться. Аналогичную точку зрения отстаивает бразильский социолог и политолог Э.Садер, возглавляющий кафедру в университете города Сан-Пауло. Он заученно, и выдавая желаемое за действительное, твердит: «Папе нечего сказать по темам, которые волнуют молодежь и современный мир. Его дискурс оказывается консервативным, как только затрагиваются темы о роли женщины в церкви, абортах, разводах и т.д. По случаю может быть запущено проникнутое симпатией представление о действующем Папе, сделанное на контрасте с его мало привлекательным предшественником, но оно не будет иметь какого-либо влияния на обстановку в Бразилии и всей Латинской Америке»15.
Стоило было Франциску высказаться в Бразилии против либерализации наркотиков в Латинской Америке (подобные настроения дают все больше о себе знать в ряде государств региона), как сразу же замелькали обвинения понтифика в анахронизме, приверженности архаичным догмам и установкам. Для подкрепления этих утверждений вновь и вновь повторяется о невозможности отступления Папы от жесткой позиции Ватикана в вопросах сексуальной морали, однополых браков, контрацепции, эвтаназии, целибата.
Зная папские высказывания о чрезвычайно важной роли женщины в жизни церкви, его оппоненты, как бы забегая вперед и исключая любые подвижки в этом деле, выказывают неверие в «феминизм в церкви», то есть в возможность женского священнослужения. Делаются многочисленные ссылки на первую энциклику Франциска «Люмен фидеи» (Свет веры), написанную им совместно с Бенедиктом XVI, в которой он обозначил свои взгляды на брак между мужчиной и женщиной, указав, что семья - союз, рожденный любовью людей разных полов, созданный с осознанием и принятием блага такого различия и с целью рождения детей16.
Во время пребывания в Бразилии Франциск последовательно ратовал в пользу экуменизма - диалога РКЦ с другими религиями. Но все еще не изжита и дает о себе знать со стороны религиозных интегристов уверенность в том, что только эта церковь является хранительницей истины и другие конфессии должны приноравливаться к католической доктрине. По сути, отклоняется мысль Франциска о многоликости мирового многогранника, когда каждая религиозная конфессия обладает собственной истиной, а вместе они формируют полноценный облик веры.
Шквал негодования и недовольства вызвали и слова понтифика об атеистах, к которым можно и нужно относиться хорошо, если они делают добро и заботятся о людях17. Контртезис критиканов заключается в том, что искупление от Христа может распространяться только на верующих, людей находящихся в лоне церкви. Мелькают ссылки на Папу Бенедикта XVI, который-де неукоснительно отстаивал твердость в отношении неверующих.
Показательной представляется статья корреспондента CNN Э.Марраподи, опубликованная на сайте канала накануне визита понтифика в Бразилию и посвященная этому событию, под заголовком «Стал ли Папа Франциск католической принцессой Дианой?»18. В материале проводятся параллели между тем, что делает понтифик сегодня, и давними усилиями со скудными результатами британской королевской особы в пользу бездомных, больных СПИДом, пострадавших от противопехотных мин. Пространно и вроде беспристрастно цитируются замечания тех, кто выступает с ультраконсервативных позиций в вопросах жизни церкви, ее литургии.
Среди критических реплик и прогнозов реалистичным, думается, является то, что от различных церковных движений, таких как ортодоксальные «Опус Деи» и «Комуньоне э Либерационе», а с другой - теологов «освобождения», во многом зависит восприятие в церкви и шире сделанных Папой Франциском в Рио предложений.
Из паломничества он возвратился в Ватикан убежденным в поддержке своих планов. И, судя по всему, такая поддержка на самом деле была продемонстрирована не только в ходе заключительного богослужения на пляже Копакабаны, где присутствовало 3 млн. человек, но и во время других многочисленных встреч, проповедей, речей в самых различных аудиториях.
Теперь, как следует из сообщений папской пресс-службы, Франциск приступил к решению крайне непростых вопросов, поставленных им самим. Прежде всего, это реформа Римской курии, то есть головного церковного механизма, в соответствии с рекомендациями комиссии из восьми кардиналов, специально созданной для этого понтификом, и децентрализация в церкви, и усиление борьбы с аморальным поведением в среде богослужителей - педофилией, и подбор людей, на которых можно положиться при реализации «переезда на периферию», и предание ватиканской финансовой системе большей прозрачности и легитимности.
Насколько трудной будет реализация данных проектов, видно из развернувшейся в высшем ватиканском эшелоне дискуссии, а по сути - полемики, касательно реконструкции ватиканского банка. Если Папа Бергольо не делает секрета из своего намерения модернизировать эту структуру, то являвшийся тогда государственным секретарем (т.е. премьер-министром) Святого престола кардинал Т.Бертоне в начале августа 2013 года без каких-либо внешних оснований публично заявил, что реформа банка «была начата еще до прихода нового понтифика», а сам по себе «Институт религиозных дел» - «был и остается для церкви крупным ресурсом»19. С учетом всех этих обстоятельств ясно, что только время покажет, как и насколько успешно будут решены перечисленные папские инициативы.
Завершая Всемирный день молодежи в Рио, понтифик объявил о своем решении провести следующий ВДМ в 2016 году в польском городе Кракове, архиепископом которого до своего избрания Папой Римским был К.Войтыла. К этой новой встрече с молодежью Франциск, конечно же, постарается добиться весомых результатов в определенных им областях.
Франциск после возвращения из Рио-де-Жанейро принял решение посвятить День мира 2014 года теме «Братство - основа и дорога к миру», нацелив его на противостояние «глобализации безразличия», продвижение «культуры встречи»20.
Перед лицом резкого обострения международной обстановки в свете кризиса вокруг Сирии Папой Франциском были предприняты конкретные практические шаги по содействию мирному урегулированию проблемы и недопущению применения силы. В частности, глава Ватикана обратился 4 сентября 2013 года с посланием к Президенту России В.В.Путину в связи с проведением в Санкт-Петербурге саммита стран, входящих в «Группу 20». В этом документе понтифик призвал руководителей соответствующих государств преодолеть существующие противоречия по ситуации в Сирии и попытаться найти путь к мирному разрешению конфликта.
7 сентября 2013 года Франциском было проведено специальное богослужение о мире в Сирии на площади Святого Петра. Показательно, что в ответ на папский призыв конференция католических епископов США также обратилась к Президенту Б.Обаме и членам Конгресса США с призывом не использовать вооруженную силу в Сирии.
В целом папские миротворческие усилия встретили самый благоприятный отклик не только в самой Сирии, но и на разных континентах, в самых отличных друг от друга кругах, о чем В.В.Путин напомнил в своей статье в «Нью-Йорк таймс» 12 сентября 2013 года. И активные шаги в пользу мирного урегулирования сирийской проблемы стали определенной константой в деятельности Франциска и ватиканской дипломатии.
В условиях, когда деятельность главы Ватикана вызывает неоднозначные и порой взаимоисключающие суждения, заслуживающей внимания представляется позиция, публично изложенная в конце июля 2013 года влиятельным кардиналом В.Каспером, возглавлявшим на протяжении длительного времени ряд ключевых ватиканских служб и механизмов и участвовавшим в избрании ныне действующего понтифика. Кардинал, кстати, уверен, что Папа Франциск сумеет реформировать Римскую курию как ментально, так и структурно, поскольку он «целеустремленен, знает, чего хочет, и делает то, что считает нужным». По его словам, «Папу невозможно втиснуть в рамки классической европейской дискуссии консерваторы - прогрессисты, так как такая схема себя исчерпала. Франциск - не консерватор и не прогрессист. Ему нужна бедная церковь и для бедных, он в полной мере сознает, что большинство людей в мире живет в нищете, и думаю, что он изменит повестку дня церкви. Модель западной цивилизации больше не действует. Церковь должна серьезно относиться к проблемам так называемого третьего мира, это выражение больше уже ничего не говорит, а нового мира, новых пространств, не являющихся Западом.
Многих разочарует Франциск. Консерваторы уже это демонстрируют, поскольку он не обладает интеллектуальным уровнем Бенедикта и устранил папский двор - анахронистскую барочную структуру. Но и прогрессисты будут разочарованы: да, он изменил манеру поведения Папы, но он не изменил суть. Между ним и Бенедиктом сохраняется непрерывность учения. Он не изменит позицию по целибату священнослужителей, не встанет на путь женского священства и дел, в пользу которых выступают прогрессисты»21.
Оценки кардинала В.Каспера важны и полезны, так как отражают взгляды тех деятелей в Ватикане и католической церкви, которые сознают сложные для католицизма последствия секуляризации и убежденно ищут пути укрепления его позиций в мире XXI века. Резонным представляется и замечание о том, что Франциск - человек церкви, а не адепт той или иной политической силы современности.
В свете процитированных идей В.Каспера нетрудно заключить, что торопливое использование в международном сообществе и СМИ классических оценочных мерил в анализе дел и намерений Папы Бергольо может приводить и, вероятно, уже приводит к передержкам и «наклеиванию ярлыков», штампуемых по клише из прошлого.
Руководствуясь интересами объективности, а не ностальгией по ушедшему, напомним, что совсем недавно - в конце 2010 года - на сайте «Викиликс» была опубликована объемная подборка донесений посольства США в Ватикане периода конца первого десятилетия XXI века. В этих шифртелеграммах государство аккредитации диппредставительства резонно квалифицировалось «источником исключительно важной информации», «весьма полезным в качестве союзника». Одновременно давалась, мягко говоря, своеобразная характеристика руководящих деятелей и представителей Ватикана: «Семидесятилетние старики, провинциалы, слабо использующие современные средства связи и новые технологии», а об одном из иерархов РКЦ говорилось: «Лишен дипломатического опыта и не говорит на английском языке»22. При подробном описании второстепенных деталей и мелочей не замечено ни одного указания на процессы, которые привели к приходу в Ватикан действующего понтифика и заявили о себе в 2013 году.
Папа Франциск проповедует вечные библейские ценности, прежде всего высокую нравственность. Учитывая существующее совпадение подходов России и Святого престола к наиболее актуальным вызовам и угрозам современной международной повестки дня, пожелаем же Папе Бергольо успехов в работе по укреплению в мире нравственных опор, согласия и стабильности.
1http://internacional.elpais.com/internacional/2013/07/28/actualidad/1375039979_077552.html
2http://internacional.elpais.com/internacional/2013/07/29/actualidad/1375056850_615158.html
3http://ncronline.org/blogs/ncr-today/francis-delivers-some-bracing-truth-brazil
4http://www.tg1.rai.it/dl/tg1/2010/articoli/ContentItem-43e3bf86-82dd-4d1d-bbde-81e742724060.html
5http://internacional.elpais.com/internacional/2013/07/25/actualidad/1374778417_539775.html
6http://m.newsru.com/religy/28jul2013/papaspeach.html
7http://www.vatican.va/holy_father/francesco/speeches/2013/may/documents/papa-francesco_20130516_nuovi-ambasciatori_it.html
8http://www.tg1.rai.it/dl/tg1/2010/articoli/ContentItem-9c2b84cc-af88-4af9-9e18-e4f78904f610.html
9The Guardian. 28.07.2013.
10http://www.newsru.com/religy/28jul2013/papaspeach.html
11Le Monde. 24.07.2013.
1224 Heures. 19.07.2013.
1324 Heures. 29.07.2013.
14http://internacional.elpais.com/internacional/2013/07/25/actualidad/1374772641_631565.html
15http://elcomercio.pe/actualidad/1607740/noticia-papa-america-latina-lo-que-iglesia-catolica-busca-francisco
16http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2013/07/130705_rn_pope_encyclical_marriage.shtml
17The Guardian. 22.05.2013.
18http://religion.blogs.cnn.com/2013/07/14/is-pope-francis-the-catholic-princess-diana/?iref=allsearch
19http://www.iltempo.it/mobile/cronache/2013/08/04/la-riforma-dello-ior-era-gia-avviata-1.1161845
20http://www.news.va/en/news/139595
21http://www.ilfoglio.it/soloqui/19091
22Corriere della Sera. 11.12.2010.