В Демократической Республике Конго (ДРК), ключевой центральноафриканской стране, уже длительное время нет стабильного мира. Латентная война в восточных провинциях ДРК длится не одно десятилетие, отбрасывая назад демократические завоевания и тормозя развитие страны в целом. Произвол военных, массовые изнасилования, пытки, обращение в рабство детей и подростков заставляют тысячи людей покидать свои жилища в поисках безопасной жизни1. В административном округе Итури (провинция Восточная), на севере Катанги, в Северном и Южном Киву и сегодня не прекращаются военные действия. По сведениям Международного Красного Креста, «Врачей без границ», «Хьюман райтс вотч», а также других авторитетных международных НПО, гуманитарная ситуация в районах боевых действий остается катастрофической. В лагерях беженцев не хватает питьевой воды, продовольствия и медикаментов. Возникают очаги опасных заболеваний.
Основная причина необъявленной войны между конголезскими бандформированиями, националистическими группировками, а также формированиями угандийского и руандийского происхождения (по данным МООНСДРК*, (*Миссия ООН по стабилизации в ДРК.) в ДРК насчитывается около 40 вооруженных группировок различного толка) - экономическая. В недрах страны находятся огромные запасы полезных ископаемых (практически вся таблица Менделеева), включая редкоземельные металлы, золото и алмазы. Их нелегальная добыча и вывоз являются прибыльным делом для большинства конголезских и зарубежных предпринимателей, задействованных в цепочке от «копателей» в шахтах ДРК до потребителей крупных американских и европейских концернов. Контролируют и охраняют шахты, как правило, нанятые или самостоятельные вооруженные боевики различных бандформирований. Ведется также борьба за передел территорий восточных регионов с хорошим климатом и плодородной землей, куда устремляются чужеродные этносы, теснящие коренное население и создающие тем самым очаги этнических конфликтов.
Обострение военно-политической обстановки в восточных провинциях ДРК началось с апреля 2012 года. Это было связано с решением конголезского правительства об аресте лидера военной группировки «Национальный конгресс в защиту народа» (НКЗН) Боско Нтаганды, на которого Международный уголовный суд дважды выдавал ордер на арест, однако полевой командир оставался неуловимым (в марте 2013 г., правда, к немалому удивлению всех, он сам сдался правосудию). Выдвинутый 5 мая 2012 года правительством ДРК ультиматум НКЗН сложить оружие и прекратить боевые действия остался без ответа. Более того, большая часть этого объединения, формально выступая за выполнение всех пунктов соглашения, подписанного правительством 23 марта 2009 года, заявила о создании другого военного объединения - «Движения 23 марта» (М23) - и намерении продолжить вооруженную борьбу за свои права. Попытка Киншасы еще в мае 2012 года найти политические развязки кризиса не увенчалась успехом2.
Спорадические боестолкновения между армией ДРК и М23 переросли в устойчивое вооруженное противостояние. Вооруженные силы ДРК развернули в Северном Киву полноформатную боевую операцию с применением бронетехники и артиллерии. Впервые были задействованы также боевые вертолеты огневой поддержки. На восток перебросили батальоны быстрого реагирования, подготовленные США и Бельгией. За неделю конголезской армии удалось потеснить повстанцев и взять под контроль ряд населенных пунктов, где были обнаружены значительные склады НКЗН с оружием, которое, по версии Киншасы, поставлялось «негативным силам» в обмен на ликвидное сырье (алмазы, золото, танталоколумбит и др.).
По утверждению конголезских экспертов, это объединение имеет мощную поддержку со стороны руандийского военного командования и властей Кигали. В результате «на востоке развернулась масштабная необъявленная война между ДРК и Руандой»3. Кроме того, одновременно воспользовавшись концентрацией усилий ВС ДРК на борьбе с М23, активизировали свои действия и такие военные группировки, как «Май Май Райя Мутомбоки» и «Демократические силы за освобождение Руанды» (ДСОР), что существенно обострило социально-политическую обстановку, поставив ее на грань гуманитарной катастрофы4.
По мере «развертывания» боевых действий все больше районов Северного Киву переходило под контроль М23, а позиции правительственных войск заметно ослабли. Пополнение рядов М23 (до 2500 человек) происходило в том числе и за счет дезертиров конголезской армии, число которых значительно увеличилось5.
В начале августа 2012 года в Северном Киву военные действия между ВС ДРК и М23 стали наиболее интенсивными. Возникла реальная угроза захвата города Гомы. Тем не менее ВС ДРК при военной поддержке Миссии смогли приостановить наступление негативных сил и снизить накал вооруженных столкновений. Однако, по мнению Миссии, это не помешало М23 сформировать в восточной части ДРК свою администрацию. В населенных пунктах Рутшуру, Киванье, Мабенге, Рубаре, Каленгере, Бируме были образованы местные комитеты якобы для обеспечения безопасности гражданского населения. В их состав вошли местные традиционные вожди, а также лидеры общин. По утверждению военных экспертов, истинной целью этих комитетов было не решение проблем безопасности населения, а установление контроля в районах богатых полезными ископаемыми.
Официальный представитель правительства ДРК Л.Менде, реагируя на создание новообразования, сказал, что для конголезцев это не является событием. «То, что делает руководство М23, нас не впечатляет. Их подобного рода действия имеют целью свести на нет усилия МКРВО*. (*Международная конференция по району Великих озер. - Прим. ред.) Но мы будем противостоять агрессии Руанды», - подчеркнул министр6.
В связи с критической ситуацией на востоке страны и неблагоприятной обстановкой в Вооруженных силах ДРК Генштаб в августе 2012 года начал операцию по рекрутированию новобранцев, официально обратившись с призывом к молодежи от 18 до 25 лет встать под знамена национальной армии. На помощь конголезскому правительству пришла МООНСДРК. Однако первые результаты оказались отнюдь неутешительными. Молодежь неохотно ответила на призыв силовиков. И хотя офицеры-рекрутеры утверждали, что акция напрямую не связана с военными действиями на востоке, а проводится для омоложения армии, молодые люди отнеслись к этому с недоверием.
В августе 2012 года МООНСДРК выступила с заявлением, в котором призвала М23 и другие военные группировки на востоке страны положить конец насильственному набору в свои ряды детей и подростков. По информации экспертов МООНСДРК, с начала 2012 года более 150 детей было рекрутировано военными группировками, действующими на востоке, включая М23, «Май Май» и ДСОР. По сведениям очевидцев, в лагерях, предназначенных для обучения детей-солдат, устанавливаются жесткие правила. Там не обращают внимания на хрупкость детской психологии, заставляют убивать даже своих родственников, внушая мысль о том, что если не убьют они, то убьют их. Об этом подробно написал в своих воспоминаниях Нзита Нзуами, похищенный боевиками в школьном возрасте и «воспитанный» в лесных лагерях7.
Для ознакомления с ситуацией на месте и принятия решительных мер Президент ДРК Ж.Кабила направил в начале июня 2012 года в административный центр провинции Северное Киву города Гому представительную правительственную делегацию во главе с премьер-министром Мататой Поньо. В ходе пресс-конференции 9 июня 2012 года по итогам ее пребывания в регионе официальный представитель правительства министр информации и печати Л.Менде впервые косвенно обвинил Руанду в содействии подрывной деятельности на территории ДРК. Взаимоотношения между Кигали и Киншасой складывались непросто. Несмотря на поток обвинений, направленных в адрес Руанды со стороны Киншасы, власти Кигали отрицали свою причастность к событиям на востоке ДРК.
Попытка остановить эскалацию напряженности на региональном уровне была предпринята 15-16 июля 2012 года на полях саммита Афросоюза в Аддис-Абебе, где прошло совещание глав внешнеполитических ведомств и силовых структур 11 стран - членов МКРВО. В рамках встречи ее участники приняли решение о создании Международных нейтральных сил (МНС) с возможным их размещением на конголезско-руандийской границе с целью перекрытия каналов подпитки военных группировок М23, ДСОР и других, а также оказания содействия ВС ДРК по их нейтрализации.
Переговорный процесс о модальности будущих МНС был продолжен в августе 2012 года в Кампале в ходе внеочередного саммита глав государств и силовых структур МКРВО. Высокий уровень представителей этой встречи продемонстрировал их обеспокоенность нарастанием кризиса и опасением приобретения им регионального характера. Правительство ДРК оценило итоги саммита в Кампале как свой дипломатический успех. В то же время оппозиция назвала этот форум «как неудавшийся, а саму организацию как неспособную решить проблему ДРК»8.
Очередной саммит МКРВО, как и планировалось, состоялся 7-8 сентября 2012 года в Кампале. Из 11 стран - участниц организации присутствовали лишь президенты ДРК, Уганды, Танзании и Южного Судана. Лидера Руанды на встрече представляли министры обороны и иностранных дел. Несмотря на сопротивление Кигали, участники приняли решение сформировать МНС в трехмесячный срок (что было объективно нереально). Предполагалось, что действовать они будут под эгидой Афросоюза и ООН. Наиболее чувствительным оставался вопрос о финансировании и составе МНС. Это досье было поручено проработать Кении, Анголе, Республике Конго и Танзании. Министры обороны должны были в сжатые сроки разработать конкретные предложения по реализации решений форума.
Встречу в Кампале конголезцы оценили неоднозначно. Радикальная оппозиция и ряд НПО считали ее «провальной». В свою очередь, официальная Киншаса полагала, что саммит прошел в позитивном ключе и его решения рассматриваются как очередной шаг к нормализации обстановки в РВО. И хотя заявления конголезских властей звучали оптимистично, ситуация на востоке ДРК оставалась весьма сложной.
15-16 сентября 2012 года в Гоме под председательством министра обороны Уганды К.Кийонги состоялась встреча профильных министров стран - членов МКРВО. Кроме Уганды, в ее работе приняли участие министры обороны ДРК, Руанды, Бурунди, Танзании. Другие страны были представлены на уровне начальников штабов. По итогам совещания было принято решение создать группу военных наблюдателей за обстановкой в пограничной зоне между ДРК и Руандой. Этой структуре было вменено в обязанность отслеживание и контроль за действиями негативных сил в регионе, а также подготовка конкретных предложений по материально-техническому обеспечению, финансированию и численному составу МНС и их размещению на конголезско-руандийской границе. Новая контрольная структура была создана в развитие договоренностей о формировании МНС, достигнутых на саммите Афросоюза в Аддис-Абебе (15-16 июля 2012 г.) и встрече глав государств МКРВО в Кампале (7-8 сентября 2012 г.).
22 сентября 2012 года группа военных наблюдателей от стран МКРВО со штаб-квартирой в центре сбора разведданных в Гоме официально приступила к выполнению своих задач9.
Руанда продолжала находиться в фокусе внимания международного сообщества, особенно ее традиционных партнеров. США объявили о «замораживании» финансирования Руанды в 200 тыс. долларов. Их примеру последовала Великобритания, главный донор Кигали, и приостановила помощь в 16 млн. фунтов стерлингов (правда, вскоре Лондон отменил свое решение). Временно прекратили помощь также Нидерланды (5 млн. долл.), Германия (21 млн. евро) и Швеция (26,1 млн. евро). Аналитики сравнили П.Кагаме с Мобуту, которого долгое время поддерживал Запад, а с изменением политической ситуации «бросил на произвол судьбы»10.
Политико-дипломатическое давление на Руанду с целью пресечения внешней поддержки незаконных вооруженных групп на востоке ДРК оказывалось и со стороны регионального сообщества. Эта тема широко обсуждалась на саммите Сообщества развития Юга Африки (САДК), проходившем 17-18 августа 2012 года в Мапуту. В ходе рассмотрения ситуации в основных кризисных зонах стран САДК была подтверждена линия на продолжение усилий в целях обеспечения мира и стабильности в субрегионе.
Руанда, однако, избранная в СБ ООН в качестве ее непостоянного члена, не была намерена «капитулировать». Для Кигали конголезский восток остается жизненно важным пространством для решения этнополитических и демографических проблем, а также экономического выживания.
Определенные надежды по разрешению кризиса на востоке ДРК связывались с 67-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Президенты ДРК и Руанды Ж.Кабила и П.Кагаме выступили с высокой трибуны ООН 25 сентября 2012 года. Вопреки ожиданиям наблюдателей, прогнозировавших обмен взаимными обвинениями, африканские лидеры вели себя сдержанно по отношению друг к другу, не заостряясь на существующей проблеме между их странами. П.Кагаме старался обходить стороной «острые углы», а Ж.Кабила, хотя и осуждал негативные элементы, избегал в своей речи акцентов на Руанде. По утверждению экспертов, на тон выступлений обоих президентов во многом повлияла прошедшая накануне встреча с Х.Клинтон, которая возлагала ответственность за происходящее на обе стороны конфликта. Она отмечала, что складывающаяся обстановка обусловлена взаимным недоверием между ними, и предлагала немедленно приступить к разрядке напряженности мирным путем.
Добиваться содействия ООН в разблокировании кризиса в регионе было поручено Президенту Уганды в качестве председателя МКРВО на специальном совещании, состоявшемся 27 сентября 2012 года по инициативе Пан Ги Муна в Нью-Йорке. Участники мини-саммита оценили ситуацию как критическую, призвали стороны конфликта к мирному решению проблемы, осудили действия «негативных элементов», а также пригласили международное сообщество содействовать урегулированию кризиса. Тем не менее по итогам встречи не последовало заключительного коммюнике или какого-либо субстантивного предложения по разрешению проблемы.
Тем временем проруандийская военно-политическая группировка М23, «укоренившаяся» в Северном Киву, не собиралась сдавать своих позиций. На фоне переговорного процесса по урегулированию обстановки на востоке страны в провинции продолжались кровопролитные бои. Пиком необъявленной войны было осеннее наступление боевиков М23 и взятие 20 ноября 2012 года административного центра провинции Северное Киву города Гомы. Присутствие там подразделений М23 сопровождалось грабежами, насилием, коллективными расправами, разрушением структур жизнеобеспечения города.
Начало 2013 года не продемонстрировало ощутимых усилий по развязке сложного военно-политического узла на востоке страны ни со стороны правительства ДРК, ни региональных и международных организаций. В результате раскола М23 на два крыла, военное и политическое, а также перегруппировки сил как внутри этого объединения, так и в целом среди других военных группировок обстановка по-прежнему оставалась критической. Решение о размещении МНС на границе с Руандой, закрепленное Рамочным соглашением о мире, безопасности и сотрудничестве в ДРК и РВО (Аддис-Абеба, 24 февраля 2013 г.), а также резолюцией СБ ООН 2098 от 28 марта 2013 года, внесло определенное раздражение в ряды боевиков негативных сил, которые стали угрожать «вторым взятием Гомы»11.
Военные действия на востоке ДРК осложнили и без того драматичную гуманитарную ситуацию. Увеличился поток беженцев и перемещенных лиц (более 100 тыс. человек были вынуждены покинуть свои жилища и спасаться бегством), многие из них нашли приют в соседних Руанде, Уганде и Бурунди (в Уганде - 111 056 конголезских беженцев, в Руанде - 74 608, в Бурунди - 28 957). По сведениям Международного комитета Красного Креста (МККК), распространившего в Киншасе свой пресс-релиз, ситуация в обеих провинциях Киву оставалась хрупкой и проблематичной. Сотрудники МККК подвергались большому риску. Увеличилось число нападений на медицинские центры и их разграбление. «Там даже нет минимума безопасности», - отметил глава МККК в ДРК Франц Раухенштайн12. Остро стояла проблема сексуального насилия. Находившаяся с визитом в марте 2013 года специальный представитель Генсекретаря ООН по вопросам сексуального насилия в зоне конфликтов З.Х.Бангура констатировала, что преступники даже не задумываются о последствиях содеянного и остаются безнаказанными. Она считает, что секс-насилие стало оружием войны и об этом надо бить тревогу. По окончании визита З.Х.Бангура подписала от имени ООН соглашение с правительством ДРК, которое предусматривает предупреждение нарушения прав человека и борьбу с насилием в ходе вооруженных конфликтов13.
В августе-сентябре 2013 года военно-политическая обстановка на востоке ДРК вновь резко обострилась. Эпицентр конфликта находится в провинции Северное Киву и ее административном центре Гоме, который не раз подвергался артобстрелам в августе-сентябре этого года со стороны боевиков М23. В ответ на это правительственные войска предприняли контрнаступление с целью отбросить повстанцев на несколько десятков километров от города. Операция осуществлялась при содействии Бригады оперативного вмешательства (БОВ) МООНСДРК, которая оказывала ВС ДРК огневую поддержку, в том числе с вертолетов.
Ситуация осложнилась провокационными действиями М23 на конголезско-руандийской границе. По сообщению военной пресс-службы Миссии, 28 августа этого года М23 выпустило снаряд в сторону Руанды с территории ДРК, который разорвался в районе населенного пункта Кянзарве. 29 августа на территории Руанды (населенный пункт Гисенья) взорвалась другая бомба (в результате взрыва пострадали женщина и ребенок). Как утверждают эксперты, снаряд был также выпущен М23. Это спровоцировало негативную реакцию Кигали, который в ответ на это стянул в начале сентября 2013 года к границе с ДРК свою военную технику (танки, бронемашины, грузовики с боеприпасами) якобы в целях самообороны. Отношения между Киншасой и Кигали в очередной раз обострились, а в Киншасе вновь заговорили о возможной руандийской агрессии и фактически необъявленной войне между двумя странами.
Тем временем в правительственных кругах ДРК продолжают утверждать, что М23 получает «подпитку» в военной и живой силе из Руанды.
На фоне боевых действий активизировались также и другие банд-формирования, которые своими акциями насилия добавили масла в огонь (особенно ДСОР, АДФ/НАОУ, «Май Май Якутумба» и др.). Паника, страх и недоверие к центральной власти осложнили, в свою очередь, этнические и религиозные отношения в регионе.
Партнеры ДРК на региональном и международном уровнях пытаются погасить конфликт и предотвратить возможные трагические последствия. 9 сентября 2013 года в Уганде по инициативе глав государств и правительств - членов МКРВО были возобновлены «кампальские встречи» между правительством ДРК и представителями М23 с целью дальнейшего поиска политического решения выхода из кризиса на востоке ДРК. Боевиков М23 призвали прекратить все боевые действия и сложить оружие.
Руководство МООНСДРК также пытается найти компромиссное решение затянувшегося военно-политического кризиса на востоке ДРК, который затрагивает и политические амбиции Кигали.
Командующий войсковым контингентом бразильский генерал-лейтенант К.Круз представил новую военную стратегию Миссии ООН в ДРК. В распространенном документе отмечается, что на территории страны действует около 40 группировок негативных сил, большинство из которых составляют банды, созданные по этническому принципу. Некоторые из них преследуют политические цели, хотя большинство занято незаконной эксплуатацией природных ресурсов страны. Одержать «военную победу над боевиками» является практически невыполнимой задачей, однако снижение уровня насилия вполне достижимо. Подчеркивается, что резолюция СБ ООН 2098 от 28 марта 2013 года оказала значительное воздействие на ситуацию в ДРК и кардинальным образом изменила роль МООНСДРК, ее взаимодействие с конголезскими властями и соседними странами. При этом акцентируется внимание на том, что БОВ не может быть, вопреки распространенному здесь мнению, «панацеей» от всех проблем ДР Конго, а является лишь составным компонентом ооновской Миссии.
В документе выделяются следующие основные направления работы Миссии: защита гражданского населения и сокращение уровня насилия; координация военных действий Миссии с операциями ВС ДРК; использование всех подразделений МООНСДРК; их передислокация в свете появления новых вызовов и угроз; повышение качества разведки и обработки разведданных; проведение информационных кампаний, направленных на сокращение уровня насилия; повышение качества работы с прессой (при этом отмечается, что пропагандистские действия должны быть скоординированы с военными усилиями); повышение уровня координации между подразделениями Миссии и партнерами (подчеркивается, что это потребует более слаженного взаимодействия между политическим и военным руководством Миссии); и последнее - улучшение качества управления Миссией.
Свое видение проблемы востока ДРК озвучил и вновь прибывший в Киншасу глава Миссии ООН в ДРК Мартин Коблер. В августе 2013 года в своей первой речи перед главами диппредставительств М.Коблер остановился на наболевших проблемах, связанных с кризисом на востоке страны, которые предстоит решать возглавляемой им Миссии. В качестве ключевого приоритета он назвал скорейшее урегулирование ситуации в восточных регионах страны, что, по его мнению, возможно только с учетом проведения реформы национальных вооруженных сил и полиции.
Деятельность МООНСДРК М.Коблер намерен выстраивать на основе резолюции СБ ООН 2098 и Аддис-Абебского соглашения от 24 февраля этого года в тесной связке со спецпосланником Генсекретаря ООН по району Великих озер М.Робинсон и командующим ооновским войсковым контингентом генералом К.Крузом. Кроме того, он собирается осуществлять «челночную дипломатию», курсируя между Киншасой и административным центром провинции Северное Киву города Гома для решения поставленных задач. По мнению М.Коблера, решение СБ ООН о создании БОВ является уникальным и «потому этот исторический шанс для урегулирования конфликта на востоке ДРК не должен быть упущен». Если же БОВ не сможет выполнить возлагаемые на нее задачи, авторитету МООНСДРК будет нанесен непоправимый ущерб. В этой связи М.Коблер призвал «голубые каски» оказывать всестороннюю поддержку БОВ в выполнении ее нелегкой задачи.
Новый спецпредставитель Генсекретаря ООН высказался за налаживание доверительных контактов с властями Кигали, отметив, что «в настоящий момент отношения между МООНСДРК и Руандой находятся пока на крайне низком уровне». В своем выступлении ооновец не обошел вниманием и вопрос о будущем Миссии в Конго. «Хотя МООНСДРК и делает хорошие, важные дела, подчеркнул М.Коблер, она недолговечна и со временем должна будет передать свои функции действующим в ДРК представительствам спецучреждений ООН».
В числе приоритетов в своей работе глава Миссии назвал «необходимость усиления информационного взаимодействия» МООНСДРК со странами - членами «пятерки» СБ ООН и странами - гарантами Аддис-Абебского соглашения, высказался за совместные усилия по разрешению кризиса на востоке ДРК.
«Пятерку» СБ ООН М.Коблер рассматривает как надежную опору для решения вопроса урегулирования ситуации на востоке ДРК. Приступив к исполнению своего мандата, М.Коблер реанимировал регулярный консультативный механизм «Совет Безопасности плюс» в Киншасе, собирая на постоянной основе глав дипломатических миссий «пятерки» у себя в Миссии, информируя их о текущих событиях на востоке, проводя брифинги и телемосты.
М.Коблер постоянно находится в эпицентре событий, курсирует в «треугольнике» ДРК - Руанда - Уганда, проводит консультации с властными структурами этих стран. Он «пошагово» комментирует события на востоке страны и пытается нащупать пути развязки кризиса. Выход из непростой ситуации он видит в «тройственном партнерстве»: руководство ДРК - население страны - (БОВ) МООНСДРК. Об этом он сообщил на пресс-конференции в Киншасе 28 августа 2013 года. В то же время глава Миссии напомнил, что «БОВ не чародей и не может решить всех проблем», однако пытается сделать все возможное для оказания поддержки ВС ДРК и улучшения ситуации на востоке страны.
23 сентября 2013 года «на полях» 68-й сессии ГА ООН состоялось второе заседание регионального надзорного механизма, учрежденного во исполнение Рамочного соглашения о мире, безопасности и сотрудничестве в ДРК и районе Великих озер. В его заключительном коммюнике страны-подписанты Рамочного соглашения решительно осудили действия М23, «которые спровоцировали многочисленные жертвы среди гражданского населения», приветствовали возобновление кампальских переговоров, а также дали высокую оценку усилиям конголезского правительства по стабилизации на востоке страны14.
Таким образом, несмотря на то, что военно-политический кризис на востоке ДРК принял затяжной характер и страну, судя по всему, ждет еще не один год тяжелых испытаний, реальные предпосылки для изменения ситуации к лучшему имеются. Это в первую очередь подписание в Аддис-Абебе Рамочного соглашения о мире, безопасности и сотрудничестве, реконфигурация МООНСДРК и создание в ее составе Бригады оперативного вмешательства, назначение нового главы Миссии и спецпосланника Генсекретаря ООН по РВО.
Определенные надежды на оздоровление климата на востоке ДРК здесь связывают и с завершившимся 8 октября этого года ежегодным визитом делегации Совета Безопасности ООН в район Великих озер, включившим посещение ДРК, Руанды и Уганды.
1Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека о положении в области прав человека и о деятельности ее Управления в Демократической Республике Конго. Документ ГА ООН №A/HRH/24/33 от 12.07.2013. 21 с.
2Mémorandum de la communauté Hunde du Nord Kivu et du Sud Kivu en RD Congo du 13 août 2012. Kinshasa // Association culturelle Bushenge Hunde. Kinshasa, 13 août 2012. 6 p.
3Allocution du gouvernement congolais à l’occasion de la célebration de la journée internationale de la paix. Kinshasa, 21 septembre 2012. 5 p.
4Le Comité international de la Croix-Rouge. Communiqué de presse. №12/163. 8 août 2012. 2 p. // Agence Presse Associée. Kinshasa, 9 août 2012. P. 2.
5Muteda Kadima D. FARDC: consolider les acquis// Grands Lacs. 2012. №88. P. 72-80.
6Le Potentiel. Kinshasa. 10.08.2012.
7Nzuami J. Nzita «Kadogo». Si ma vie d’enfant soldat pouvait être racontée. Aix-en-Provence. Ed. Persée, 2010. 91 p.
8Le Phare. Kinshasa. 09.08.2012.
9Palmarès. Kinshasa. 24.09.2012.
10Le Point du jour. Kinshasa. 07.08.2012.
11Документ СБ ООН. S/RES/2098(2013) от 28 марта 2013.
12Le Comité international de la Croix-Rouge…
13Le Référence plus. Kinshasa. 03.04.2013.
14Communiqué final de la deuxième réunion du Mécanisme de suivi régional de l’Accord-cadre pour la paix, la sécurité et la coopération pour la RCD et la région // La Tempête des Tropiques. 25 septembre 2013. P. 4.