Хотелось бы начать с простой констатации. Уже стало общим местом, что в условиях формирования полицентричной международной архитектуры ни одно государство или даже ограниченная группа стран больше не обладают ресурсами, достаточными для решения глобальных проблем безопасности, в том числе связанных с новыми угрозами и вызовами.
Безопасность неделима. Это означает, что сегодня мало перспектив имеют попытки создавать на своих «отдельно взятых» территориях «островок» благополучия, отгородившись от окружающего мира. Либо выстраивать индивидуальные отношения с этим «островком» в расчете улучшить собственное положение. Тесная взаимосвязь между участниками международного общения, трансграничный характер современных угроз ставят под сомнение такие варианты.
Тем не менее именно таков сегодня вектор выстраивания отношений в Большой Европе. Государства делают упор на углубление отношений с Евросоюзом и НАТО, мало заботясь о более широких форматах. Запуск интеграционных процессов на новой основе на постсоветском пространстве - это помимо решения главных задач еще и серьезная попытка изменить неблагоприятные для России тенденции.
Возможно ли в такой ситуации реализовать концепцию единства общеевропейского пространства? Другими словами, жива ли вообще общеевропейская идея?
Правомерность такой постановки вопроса оправдана нынешним, не лучшим состоянием общеевропейских структур, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. ОБСЕ как форум, всеобъемлющий по составу участников и мандату, охватывающему три измерения безопасности, является воплощением общеевропейского коллективного проекта. Однако его авторитет и роль в международных делах неуклонно снижается.
Основная причина известна. Она состоит в том, что на волне бурных событий 1990-х годов ОБСЕ попытались превратить в средство продвижения односторонних подходов. Орган принятия коллективных консенсусных решений стал рассматриваться как инструмент, с помощью которого группа западных стран хотела бы «причесать» соседей под некие «золотые стандарты», далеко не все из которых выдержали проверку жизнью. Неудивительно, что вследствие этой ошибочной деятельности ОБСЕ скатывается на второстепенные проблемы и уходит на обочину международных процессов.
Ее недостатки хорошо известны. Это и серьезные дисбалансы - вся полевая деятельность развернута в странах «к Востоку от Вены», а две трети работы сосредоточено в сфере демократии и прав человека. И отсутствие международной правосубъектности, и волюнтаризм так называемых автономных институтов, в первую очередь БДИПЧ.
Однако списывать ОБСЕ пока преждевременно. Другой общеевропейской структуры с таким мандатом и охватом нет. На саммите ОБСЕ в Астане в 2010 году была предпринята попытка вдохнуть в общеевропейскую идею новую жизнь. 56 государств (в 2012 г.
к ним присоединилась Монголия) заявили о приверженности идее свободного, демократического, общего и неделимого евроатлантического и евразийского сообщества безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока, основанного на согласованных принципах, совместных обязательствах и общих целях. Но эта попытка сразу по итогам Астаны развития не получила. Ее почти задушили сторонники консервативного подхода, отстаивающие сохранение статус-кво.
Тем не менее заявленная там цель построения «сообщества безопасности» жива. И это шанс создать систему отношений, которая была бы основой для гармоничного развития континента, исключала бы возврат к противостоянию, гонке вооружений, военным конфликтам.
ОБСЕ способна сыграть важную роль в этом процессе. Однако для этого Организацию необходимо адаптировать под новые задачи и условия. В 2015 году исполняется 40 лет с момента подписания Хельсинкского заключительного акта СБСЕ. Среди государств-участников крепнет понимание того, что на этот рубеж Организация должна выйти, имея консенсусное видение основных параметров «сообщества безопасности», своего места в нем и четкий план действий на перспективу. Ориентированный на это многоуровневый мыслительный процесс получил название «Хельсинки плюс 40».
Дискуссии, которые идут в рамках данного процесса на официальной венской площадке, дополняют мероприятия с участием политологов. Генсекретарь ОБСЕ организовал серию «Дней безопасности», которые были посвящены широкому анализу таких проблем, как Афганистан, восприятию угроз на пространстве ОБСЕ, урегулированию конфликтов. Создана сеть академических институтов, чей интеллектуальный вклад должен помочь нащупать пути продвижения вперед за счет свежих деполитизированных идей. Свои предложения по модернизации архитектуры евробезопасности предложили участники известных проектов, как, например, Евроатлантическая инициатива в области безопасности (EASI, Россию представляет председатель Российского совета по международным делам И.С.Иванов) или российско-франко-польско-германский проект IDEAS (от России участвует МГИМО).
Разброс идей достаточно велик. Различна и степень энтузиазма, с которой представители разных стран подходят к проблеме оптимизации системы отношений в Евро-Атлантике в целом и к модернизации ОБСЕ в частности.
Некоторые считают, что в ОБСЕ все хорошо и не следует ничего менять, кроме совершенствования мониторинга выполнения существующих обязательств и наращивания бюджета «автономных» институтов (БДИПЧ, представитель по свободе СМИ, Верховный комиссар по делам нацменьшинств) и полевых миссий на пространстве СНГ. Такая позиция может уже в ближайшее время привести к окончательной утрате ОБСЕ востребованности в международных делах. Судьба переставшего функционировать Договора об обычных вооруженных силах в Европе может настичь и всю Организацию.
Уже очевидно, что простого переподтверждения базовых принципов и политических обязательств ОБСЕ в 2015 году будет недостаточно. Принципиально важно восстановить культуру равноправного и взаимоуважительного диалога, ориентированного на сближение подходов, поиск компромисса. Единство евроатлантического пространства будет определяться качеством сотрудничества и взаимопомощи, способностью дать коллективный ответ на внешние угрозы.
В этих условиях наша цель заключается в том, чтобы продолжать вовлекать партнеров в разговор по ключевым проблемам обеспечения общеевропейского единства. Использовать для этого все имеющиеся в нашем распоряжении площадки - не только ОБСЕ, но и Совет Европы, диалог Россия - ЕС, Совет Россия - НАТО, двусторонние контакты с США, ведущими европейскими странами. Важно добиваться большей активности от наших союзников по ОДКБ и партнеров по СНГ.
Одна из главных задач сегодня - это создать рамки для военно-политического, экономического и гуманитарного «склеивания» евроатлантического и евро-азиатского пространства - то, что мы называем «от Ванкувера до Владивостока».
Сегодня оно разделено, и эта линия хорошо видна на политической карте. Каждое из интеграционных объединений континента идет своим путем, определяет свои приоритеты, вырабатывает собственные методы решения наиболее насущных проблем. Без должного диалога и гармонизации подходов возрастает риск, что между ними могут возникнуть трения, а затем и конфликты, имеющие глубокие корни в прошлом - во времена холодной войны.
Лучший объединительный фундамент - это общие интересы. ОБСЕ требуется переключиться на первостепенные проблемы и обслуживать реальные интересы безопасности государств, которые определяют важнейшие внутри- и внешнеполитические стратегии, доктрины и решения.
В первую очередь это касается усилий, направленных на укрепление военно-политической безопасности в Европе. Думаю, что если к 2015 году будет достигнуто общее понимание о концепции нового соглашения по контролю над обычными вооружениями в новых условиях, полностью отвечающее российским интересам, то это стало бы крупнейшим вкладом в создание сообщества евроатлантической безопасности. Но уже сейчас было бы полезно провести консультации, посвященные формированию «матрицы», определяющей взаимосвязь и степень влияния различных видов вооружений, в том числе новых, на решение боевых задач.
Параллельно на пространстве ОБСЕ должны быть созданы условия для разрешения «замороженных конфликтов» исключительно политико-дипломатическим путем. Причем это необходимо обеспечить без искусственных привязок к процессу формирования принципиально нового механизма контроля над вооружениями. В его основе должны лежать принципы равной и неделимой безопасности, неприменение силы, баланс прав и обязанностей сторон.
Нестабильность в близлежащих регионах, «горячих точках» планеты - в Афганистане, регионе БВСА - подтверждает необходимость последовательной работы на снижение фактора силы в международных отношениях, укрепление стратегической и региональной стабильности. Во всем мире сейчас крайне востребованы политико-дипломатические и другие невоенные способы снятия напряженности. Наверное, настало время, чтобы налаживать более тесное взаимодействие с партнерами ОБСЕ по сотрудничеству, в особенности со странами Южного Средиземноморья.
Объективными причинами диктуется необходимость повышенного внимания ОБСЕ к вопросам транснациональных угроз. В числе рисков - международный терроризм, трансграничная преступность, распространение оружия массового уничтожения, нелегальные поставки обычных вооружений, особенно в зоны конфликтов, наркотрафик, кибератаки, природные и техногенные катастрофы, усиление межконфессиональных и межцивилизационных трений, неуправляемые потоки беженцев и мигрантов, распространение экстремистских идей.
Для противодействия им нужны комплексные меры, в том числе с задействованием структур ООН и профильных региональных организаций. ОБСЕ должна не уходить в сторону, а раскрывать свой потенциал диалоговой площадки для сближения подходов, определения общего политического вектора и совпадающих приоритетов в борьбе с транснациональными угрозами. Предстоит обеспечить реализацию на практике одобренных в 2012 году стратегических документов - наркоконцепции, полицейских «рамок» и контртеррористического мандата. На повестке дня и совершенно новая тема - меры доверия в области информационно-коммуникационных технологий.
Слабо используются возможности ОБСЕ во второй, экономико-экологической «корзине». Крупные страны предпочитают избегать громких тем, идут по линии наименьшего сопротивления, предлагая обсуждать лишь то, что не вызывает никаких возражений. Здесь также важно развернуть Организацию на долгосрочную перспективу. Выходить на согласованные подходы по борьбе с кризисами, безработицей, усыханием социальных выплат, бедностью, коррупцией.
ОБСЕ могла бы предоставить площадку для анализа и обмена опытом преодоления последствий кризиса в социальной сфере, содействовать трансграничному диалогу и сотрудничеству, снятию препятствий для движения рабочей силы, предоставления услуг в сфере образования и здравоохранения, внедрения инноваций и технологической модернизации, имея в виду в качестве конечной цели рост человеческого капитала и повышение защищенности социально-экономических прав простых людей. Востребованы усилия по устранению все еще существующих барьеров на пути оказания своевременной и эффективной международной помощи заинтересованным странам в ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особенно актуальны «всеобъемлющие» возможности ОБСЕ для сближения интеграционных процессов на западе и востоке, гармонизации интересов и потребностей севера и юга континента. Важно заложить кирпич в фундамент сообщества безопасности через формирование единого экономического пространства, обеспечивающего свободу перемещения товаров, услуг, людей, капиталов и технологий.
Пора навести порядок и на правочеловеческом треке. По словам недавно покинувшего свой пост постпреда США при ОБСЕ И.Келли, «в 1990-х годах ОБСЕ взяла на себя миссию оказания помощи новым независимым государствам в управлении их переходом к демократии».
Однако 1990-е годы прошли, с переходными процессами государства бывшего соцлагеря в целом справились. Подход же ОБСЕ остался прежним. За последнее десятилетие стало очевидно, что мессианство в выборочном продвижении правочеловеческих стандартов малоэффективно. Насаждение «готовых рецептов» нередко приводит к обратным результатам, подпитывает ультрарадикальную идеологию. Это прекрасно заметно на примере крайне агрессивной кампании западных стран по продвижению интересов ЛГБТ-сообщества.
У государств и народов континента много общего в сфере культуры, истории, ценностей, интересов. И у каждого свои особенности, делающие его уникальным. В этом плане был выбран хороший девиз молодежного саммита ОБСЕ в Артеке: «Our difference is our wealth, our unity is our strength»*. (*Наше разнообразие - наше богатство, наше единство - наша сила.) Сообщество безопасности должно сохранить эти особенности, а не гомогенизировать евроатлантическое пространство, не пытаться привести всех к единому знаменателю.
Совершенно очевидно, что сегодня народы Европы, при всем их своеобразии, сталкиваются с общими рисками в гуманитарной сфере. Во главе угла - защита системы традиционных ценностей, которая формировалась тысячелетиями. Это подлинная, а не мнимая основа общеевропейской идентичности.
Все большую угрозу для современных европейских обществ представляют экстремизм, воинствующий национализм и неонацизм, нетерпимость, ксенофобия. Среди других проблем - дискриминация и разделение по этническому, религиозному, лингвистическому, культурному и другим признакам, недостаточная защита детей, в том числе от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации, порнографии, ограничение свободы передвижения и свободы СМИ, миграционные проблемы, обеспечение невмешательства в частную жизнь.
Приоритетной сферой приложения усилий должны стать и вопросы устранения визовых барьеров в Европе, которые препятствуют гуманитарным контактам и в целом затрудняют движение к единому общеевропейскому пространству.
Именно на гуманитарном треке выбор в пользу объединительной повестки дня, ориентированный на достижение общих целей, может помочь снять излишнюю наэлектризованность в отношениях между государствами-участниками.
В ОБСЕ нужен взаимоуважительный обмен опытом и наилучшей практикой. Это больше приближает государства к выполнению принятых обязательств, чем тактика «бичевания».
Для этого имеются все предпосылки, за исключением пока, пожалуй, главной - политической воли отдельных стран, прикипевших к привычным «демократизаторским» методам.
Если государства - участники ОБСЕ проявят политическую волю к тому, чтобы дать ей второе дыхание и взяться за такую амбициозную повестку дня, то Организации потребуется серьезная модернизация, затрагивающая ее нормативно-правовую основу и инструментарий.
Это подразумевает совершенствование работы директивных органов, Секретариата, институтов, полевых присутствий, деятельности которых пока не хватает упорядоченности.
Большинство миссий уже не занимаются собственно конфликтными задачами. Мониторинг внутриполитической ситуации в принимающих странах стал анахронизмом. Полевая деятельность станет гораздо эффективнее, если будет строго ориентироваться на пожелания и потребности принимающих стран.
Модернизация ОБСЕ и ее инструментов невозможна без обретения ею статуса полноценной международной организации. Для этого нужна настоящяя юридическая основа, без которой не будут работать никакие отдельные соглашения (например, по привилегиям и иммунитетам).
В этом году «у штурвала» Организации находится украинское председательство. Оно стремится решить непростые задачи, поскольку сформировать консенсус 57 стран в последнее время удается по все меньшему кругу вопросов. Наши украинские коллеги работают активно, и мы стараемся им помочь. В частности, в том, чтобы укрепить ту «общеевропейскую идею», о которой говорилось выше. Думается, что Украина, пожалуй, отчетливее многих может себе представить все плюсы от ее реализации и все возможные риски, если эта идея окончательно умрет.
5-6 декабря в Киеве пройдет заседание Совета министров ОБСЕ. Подготовка к этому главному мероприятию года начата заблаговременно. Будем надеяться, что на этот раз среди государств-участников возобладает конструктивный подход. Результативность киевского СМИД позволит сохранить и развить динамику переговорного процесса по построению «сообщества безопасности», даст определенный разгон будущим председательствам - Швейцарии и Сербии.
Реализация в практической плоскости описанных выше подходов к адаптации работы Организации дала бы хорошую основу для наполнения общеевропейской идеи материальным содержанием. Шансы построить такое сообщество безопасности еще не упущены. Важно, чтобы все основные игроки подошли к этому вопросу деполитизированно, видели в нем общую выгоду, а не попытку сдвинуть с пьедестала натоцентричную модель безопасности.