Евгения Пядышева, ответственный секретарь журнала «Международная жизнь», кандидат исторических наук: Анатолий Васильевич, факультет международных отношений, безусловно, является визитной карточкой МГИМО. Сегодня в открытом и все более глобализующемся мире факультет МО не утрачивает своей привлекательности у студентов и значимости как научный центр и учебное заведение. Как бы вы сформулировали основные задачи, которые стоят перед факультетом, и те цели, ради которых эти задачи определены?
Анатолий Торкунов: Начну с цели. Она у факультета и института в целом одна: быть высококлассным, конкурентным учебным центром как на российском образовательном пространстве, так и на мировом, европейском, который производит и воспроизводит знания на совершенно новом уровне науки и познания. Эта задача звучит в общих чертах, но речь идет о том, чтобы нынешние выпускники получали те компетенции, те знания, которые позволили бы им очень быстро адаптироваться, находясь на практической работе, и не только адаптироваться, но и внести нечто новое. Они должны хорошо представлять все, что происходит сегодня в мире, регионах, стране, которой они занимаются. И, конечно, блестяще знать иностранный язык, являющийся одним из основных инструментов в их дипломатической работе. Ведь, не побоюсь сравнения, дипломат без знания иностранного языка, как дворник без метлы.
Если говорить о задачах, которые стоят конкретно перед факультетом, конечно же, это создание стандартов нового поколения. Президент РФ дал право утверждать их нам самим. У нас уже утверждены стандарты третьего поколения, по которым работает сегодня высшая школа. И мы - авторы этих стандартов - сейчас занимаемся утверждением своих собственных стандартов, которые, конечно же, будут выше общепринятых. Студентам и преподавателям для того, чтобы отвечать таким высоким стандартам, придется трудиться еще больше. Мы, будучи головным центром изучения и преподавания дисциплин по международным отношениям, должны выполнить такую миссию, раз она нам поручена.
Должен сказать, что все более важной составляющей становится исследовательская работа. Студенты, начиная с первого курса, занимаются ею вместе с преподавателями. Следует отметить, что современные информационные технологии значительно облегчили процесс взаимодействия студентов и преподавателей: они могут общаться не только в аудитории, но и по электронной почте, по скайпу и т.д. Но вот зажечь искру интереса к исследовательской работе можно только в личном общении с преподавателем.
В ходе учебного процесса мы принимаем во внимание все новые тренды развития мировой политики, международных отношений. К примеру, в рамках международных отношений мы, конечно, занимаемся проблемами миграции, но сегодня миграция приняла универсальный характер. Это сказывается на всем - на политических установках, соотношении общественных сил, общественном настроении.
Очень важно понимать исключительное многообразие сегодняшнего мира, не говоря уже о глобализации, о которой вы упомянули. Действительно, это многообразие существовало и раньше, но сегодня оно слишком выпукло видно. Для того чтобы понять, что происходит в регионе или субрегионе, надо хорошо знать страну, психологические особенности принятия решений руководителями той или иной страны, которые основываются зачастую на исторических традициях, желании эти исторические традиции соблюдать и, таким образом, угодить избирателю. То есть появляется большое количество нюансов. Сегодня должна применяться гибкая геометрия в преподавании всех дисциплин на факультете международных отношений.
Е.Пядышева: Анатолий Васильевич, думаю, что не открою никому секрета, сказав, что у вас с факультетом более чем тесные связи. Если можно так сказать, у вас на факультете было три жизни. Сначала вы были студентом факультета МО, учились в аспирантуре. Потом были деканом. Сейчас возглавляете институт и волей-неволей занимаетесь этим факультетом. Скажите, из своих личных впечатлений, что было самым ярким во всех этих трех этапах вашей жизни?
А.Торкунов: Конечно, лучше всего быть студентом. Со многими однокурсниками мы дружим уже много лет, собираемся курсом. Но и со старшими, и с теми, кто помоложе, мы пересекались и продолжаем пересекаться ежедневно на разных форумах, в разных ипостасях. Да, нас всех объединяют воспоминания о молодости, совместных годах, которые мы провели в МГИМО на Метростроевской. Это было самое счастливое и интересное время.
Кстати, факультет прекрасно тогда работал - были великолепные преподаватели, много спорили. Как сейчас говорят, время было непростое, но нам это не мешало открыто рассуждать. Мы читали иностранные газеты, что давало нам возможность представлять более или менее объективную картину. Да и преподаватели нас на это настраивали. Многих мы почитаем до сих пор, а некоторые еще живы, преподают или, во всяком случае, сотрудничают с университетом.
Что касается работы деканом… Я деканом стал после того, как вернулся с дипломатической службы. Это тяжелое было время, прямо скажем. Время раздрая, все менялось. Конец 1980-х. Самое страшное было то, что физически все стало разваливаться. Бежала молодежь, на кафедре не хватало даже преподавателей английского языка. Было только 60% людей от необходимого количества. Стал падать интерес к дипломатической службе. Но тогда нам дали своего рода академическую свободу и, в известной степени, хозяйственную свободу. Думаю, что благодаря этому удалось физически сохранить университет, иначе он просто превратился бы в руины. К тому же мы понимали, что факультет - это ценность страны, создаваемая годами…
Ведь истоками он уходит в 1815 год, когда Александром I было создано Лазаревское училище.
Словом, время моего деканства было интересным, правда недолгим, вскоре я перешел на другую должность.
Что касается ректорской работы, то она тоже со временем претерпевает изменения. Мне всегда казалось, что может пройти какой-то этап, напряженный, тяжелый, а потом можно чуть расслабиться, поменьше работать, побольше писать, но, к сожалению, время сейчас очень жесткое, расслабления нет. С работы, как и многие ректоры, прихожу очень поздно, и субботы, и воскресенья, все заняты. В этом есть, конечно, драйв, но вместе с тем, как мне кажется, очень важно нам, людям, которые давно работают руководителями вузов, надо думать о подготовке преемников, смене поколений.
Е.Пядышева: Что вы пожелаете студентам и преподавателям факультета МО в день его рождения?
А.Торкунов: Дорогие МОшники, дорогие выпускники, студенты, профессора, преподаватели, наши любимые, высокочтимые ветераны! Для всех нас, это, конечно, огромное событие.
Помню, как в конце 1980-х - начале 1990-х годов шли споры, когда же нам отмечать собственно годовщину университета. Ветераны, выпускники первых двух выпусков, особенно первого, которые поступили в МГУ, говорили, что надо считать годом создания института 1943-й. Мы на это возражали, ведь постановление правительства о преобразовании факультета международных отношений Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в Институт международных отношений вышло 14 октября 1944 года. В результате мы решили, что будем отмечать и то и другое. Так мы и делаем.
Хочу сказать, что это не просто какое-то празднество. Я только что пришел с конференции, которая называется «Магия ИННО: Новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников». В ней принимают участие почти 120 университетов, представители 26 стран. То есть праздник - это дело хорошее, но важно, чтобы у него была содержательная составляющая. Сегодня убедился, увидев лица известных людей, лингвистов, преподавателей языков, исследователей, что 70-летие факультета наполнено содержанием.
Всем здоровья, успехов, благополучия! С 70-летием! Пусть, как говорят ректоры, развивается и процветает наш факультет!