Состоявшийся 5-6 сентября 2013 года Санкт-Петербургский саммит стал кульминационным событием «российского года» в жизни «двадцатки» - главного форума международного экономического сотрудничества входящих в него государств.
На подходах к председательству
Процесс выработки приоритетов и программы председательства начался еще весной 2012 года. Был внимательно изучен опыт наших предшественников, а также опыт председательства самой России в схожих по масштабу и профилю форумах («восьмерка» в 2006 г., ШОС в 2008-2009 гг., АТЭС в 2012 г.).
Определение приоритетов председательства стало серьезным вызовом для российской стороны. Пришлось учитывать сразу множество разновекторных тенденций в развитии мировой экономики и финансов, в эволюции позиций участников «двадцатки». Еще один фактор, который нельзя было игнорировать, - неровная реализация предыдущих решений «Группы двадцати», что дает повод для периодических рассуждений о падении эффективности этого форума и его роли как одного из механизмов глобального управления.
Формулируя приоритеты своего председательства, российская сторона исходила из того, что ситуация в глобальной экономике сейчас лучше, чем пять лет назад, когда состоялся первый саммит «двадцатки». Восстанавливается экономический рост. Однако риски еще весьма велики. Главные проблемы - низкие темпы развития глобальной экономики (рост ВВП в 2012 г. - 3,2%, прогноз МВФ на текущий год - 2,9%), сохранение беспрецедентно высокого уровня безработицы (около 200 млн. чел.), вялый инвестиционный цикл в реальном секторе экономики, сохранение значительной напряженности в бюджетно-финансовой сфере многих стран еврозоны, «зашкаливающий» уровень госдолга в США и Японии. Новым негативным моментом стала обозначившаяся тенденция к снижению темпов роста ВВП стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран (2012 г. - 4,9%, 2013 г. - 4,5%).
Ко всем этим факторам объективного характера, составлявшим непростой фон российского председательства в «двадцатке», следует добавить еще один - субъективный. Речь идет о целенаправленном нагнетании целым рядом политиков и экспертов на Западе скепсиса по поводу способности нашей страны обеспечить компетентное руководство важнейшим международным экономическим форумом. Характерны рассуждения бывших заместителей министра финансов США М.Медиша и Д.Лучича: «Существует реальная обеспокоенность по поводу отсутствия у России конкретных целей, четкого плана относительно того, каким должно быть или каким будет идейное наследие Санкт-Петербургского саммита…
Среди иностранных участников форума «Большой двадцатки» бытует представление: «Никакого плана нет». В ходу была и «бюрократическая» теория неминуемого провала российского председательства. Согласно ей, интеллектуальные и организационные ресурсы ведомств экономического блока российского правительства в преддверии председательства страны в «двадцатке» поглощены обеспечением председательства России в другом крупном международном экономическом форуме - АТЭС. Сил на заблаговременную проработку приоритетов и программы работы в «двадцатке» не хватит. Отсюда «глубокомысленный» вывод: российское председательство станет лишь бесцветным переходным периодом от Мексики к Австралии.
Приоритеты председательства трансформируются в стратегические решения «двадцатки»
В реальности российская сторона заблаговременно разработала систему приоритетов своего председательства и план их реализации. Они были обнародованы уже в декабре 2012 года, на первой встрече шерп «двадцатки» в Москве.
Своей первоочередной задачей Россия определила стимулирование экономического роста и создание новых рабочих мест прежде всего за счет поощрения инвестиций, эффективного регулирования, повышения доверия на рынках.
Другими приоритетами стали:
- поиск новых источников финансирования инвестиций в реальный сектор экономики;
- совершенствование системы многосторонней торговли;
- решение проблем размывания налогооблагаемой базы и трансграничного перемещения прибыли, борьба с уклонением от уплаты налогов, совершенствование транспарентности налогообложения;
- продвижение реформы международной финансовой архитектуры, включая реформу МВФ;
- совершенствование регулирования финансовых рынков, включая решение проблемы «слишком большой банк, чтобы обанкротиться»;
- снижение рисков, связанных с функционированием теневой банковской системы;
- усиление сотрудничества в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма;
- расширение доступа населения к финансовым услугам и финансовому образованию;
- определение новых приоритетов «двадцатки» в сфере содействия развитию беднейших стран мира (в связи с завершением выполнения Сеульского плана действий, принятого «двадцаткой» на саммите в ноябре 2010 г.);
- укрепление устойчивости энергетической политики и устойчивости мировых сырьевых рынков;
- борьба с изменением климата;
- усиление сотрудничества в борьбе с коррупцией.
На саммите в Санкт-Петербурге удалось выйти на планы работы или важные практические решения почти по каждому из указанных приоритетов.
Принят Санкт-Петербургский план действий, который определяет стратегию государств-участников по достижению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. В нем зафиксирован консенсус по вопросу о необходимости сочетания политики поддержания должных темпов экономического роста с соблюдением среднесрочных страновых стандартов фискальной консолидации. Уже сама по себе эта договоренность - крупный успех саммита, если учесть остроту предшествующей дискуссии между сторонниками акцента на ускорение экономического роста (США) и теми, кто ратовал за разумный баланс между мерами стимулирования роста и фискальной консолидации (Россия, Евросоюз, большинство стран БРИКС).
Впервые в практике «двадцатки» для каждой страны установлены среднесрочные цели по снижению дефицита бюджета и государственного долга, а также по проведению всеобъемлющих структурных реформ. Речь идет о назревших шагах по регулированию рынка труда и налогообложения, развитию человеческого капитала, модернизации инфраструктуры, регулированию товарных рынков.
Большое внимание «двадцатка» уделила вопросам занятости. По инициативе России впервые был предложен интегрированный подход к формированию политики в отношении рынка труда. Его суть: увязать задачи создания качественных рабочих мест с задачами развития экономики, в комплексе учитывать макроэкономические, финансовые и социальные условия, а также взаимосвязь рынка труда с инвестициями, бюджетом, фискальной политикой.
Лидеры стран «Группы двадцати» утвердили решения, принятые на встречах министров труда и занятости, а также в рамках их совместного заседания с министрами финансов. В истории «двадцатки» такое заседание проведено впервые.
Ставится задача создания новых качественных рабочих мест с особым акцентом на стимулирование занятости уязвимых категорий граждан. Прежде всего, это молодежь, женщины, люди с ограниченными возможностями.
Приоритетной для российского председательства и новаторской для «двадцатки» стала тема финансирования инвестиций. Это злободневный вопрос для реального сектора экономики во многих странах «двадцатки» с учетом резкого сокращения объемов «классического» банковского кредитования после глобального кризиса. Разработана программа проведения исследований и подготовки рекомендаций по улучшению инвестиционного климата и поощрению долгосрочных инвестиций.
В рамках реализации этой программы уже достигнуты конкретные результаты, которые были одобрены на саммите. Прежде всего, это принципы высокого уровня по участию институциональных инвесторов в финансировании долгосрочных инвестиций. Участники саммита обязались определить комплекс коллективных и национальных мер, которые бы существенным образом улучшили инвестиционную среду в наших странах, и приступить к их реализации.
«Двадцатка» подчеркнула принципиальную важность сильной многосторонней торговой системы и призвала всех членов ВТО проявить необходимую гибкость для успешного проведения предстоящей в этом году министерской конференции ВТО. Государства «Группы двадцати» заявили о решении продлить срок действия своего обязательства по отказу от протекционистских мер. Они будут стремиться к повышению транспарентности в торговле, в том числе в региональных торговых соглашениях. Последнее обязательство весьма актуально для России с учетом того, что идущий сейчас процесс создания транстихоокеанской и трансатлантической зон свободной торговли носит не вполне прозрачный характер для третьих стран и может затронуть их интересы.
Новой для «двадцатки» стала тема борьбы с уклонением от уплаты налогов и искусственным снижением налоговой нагрузки в трансграничном аспекте. Саммит одобрил совместный План действий по борьбе с размыванием налоговой базы и уходом от налогообложения. Условлено совместно разработать новый, многосторонний стандарт обмена информацией в налоговой сфере.
На саммите была одобрена Санкт-Петербургская стратегия развития. Она определяет приоритеты дальнейшей работы «Группы двадцати» по содействию странам с низкими уровнями доходов: обеспечение продовольственной безопасности, расширение доступа к финансовым услугам и повышение уровня финансовой грамотности, создание современной инфраструктуры, включая энергетическую, развитие человеческого капитала и мобилизация внутренних ресурсов в развивающихся странах.
Лидеры утвердили Санкт-Петербургскую стратегическую рамочную программу по противодействию коррупции. Участники «двадцатки» обязались развивать сотрудничество в сфере энергетики, с тем чтобы сделать информацию об энергетических рынках более точной и доступной, а также предпринять шаги по поддержке развития экологически более чистых и энергоэффективных технологий в целях повышения эффективности рынков и перехода к более устойчивой энергетике будущего.
Санкт-Петербургский саммит «двадцатки» веско подтвердил большую востребованность этого форума международного экономического сотрудничества не только для участвующих в нем государств, но и для всего международного сообщества. Конкретность и широкий диапазон принятых на саммите решений доказывают, что «Группа двадцати» играет одну из ключевых ролей в современной системе глобального управления, а наша страна способна уверенно выступать интеллектуальным и политическим лидером «двадцатки».