В сентябре исполнилось ровно пять лет со дня создания Россотрудничества, которое я имею честь и удовольствие возглавлять. 6 сентября 2008 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №1315 в системе государственных органов исполнительной власти Российской Федерации появилось Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Новое ведомство, согласно указу, учреждалось «в целях повышения эффективности государственного управления в области международного сотрудничества» как правопреемник Росзарубежцентра при МИД России.
Сентябрь 2008 года был очень непростым, но при этом весьма показательным периодом для России, в первую очередь с точки зрения ее международного имиджа. Речь прежде всего - о последствиях августовского грузино-югоосетинского конфликта. Россия защитила тогда очевидно более слабую сторону от очевидного агрессора, но в итоге оказалась в определенной изоляции, а в иностранных СМИ - то есть в глазах мировой общественности - вообще была представлена в качестве агрессора. По сути, нам был дан серьезнейший урок на тему влияния информационных и имиджевых технологий.
Думаю, это было очередным - и весьма значительным - аргументом в пользу особого внимания к вопросам формирования образа страны в глазах зарубежной общественности. В поздравлении Президента России В.Путина в связи с юбилеем Россотрудничества отнюдь не случайно говорится: «…от результатов вашей работы во многом зависит авторитет нашей страны, ее объективное восприятие широкой международной аудиторией». Сегодня уже очевидно всем, что это не просто проблемы престижа или абстрактных симпатий к той или иной стране, а весомый фактор международной политики, показатель так называемой «мягкой силы» государства.
6 сентября, как уже говорилось, вышел президентский указ о создании Россотрудничества, а через десять дней, 16 сентября, обрушились фондовые рынки. Конечно же, это не могло не сказаться на стартовых условиях, в которых пришлось начинать свою деятельность новому ведомству - «новорожденный» сразу попал в суровые «объятия» кризиса.
Тем более высоко нужно оценить труд наших предшественников, которые в тех непростых условиях, когда многим было, будем искренни, не до гуманитарного сотрудничества, смогли сформировать правовой, организационный, кадровый, ресурсный фундамент для нашей уже сегодняшней работы. Без тех начал, заложенных на трудном старте Агентства, наши сегодняшние достижения были бы, конечно же, невозможными.
Хотя Россотрудничество отмечает пятилетие, но на самом деле возраст организации значительно больше - почти девять десятков (88 лет). Мы прошли в своем развитии путь от Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) - через Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД), Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (Росзарубежцентр) - до нынешнего статуса Федерального агентства.
Учредителями ВОКС стали Наркоминдел, Академия наук СССР, ВЦСПС, Наркомпрос РСФСР, Академия художеств, Музей революции, Всесоюзная книжная палата и другие организации, а также видные представители науки и культуры. У истоков создания ВОКС стояли известнейшие люди того времени - Анатолий Луначарский, Владимир Маяковский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Сергей Эйзенштейн, Илья Эренбург.
В период Второй мировой войны через ВОКС в СССР поступали медикаменты, оборудование для госпиталей, другая помощь, приобретаемая на средства сочувствующей зарубежной общественности. Это была конкретная гуманитарная деятельность. Через ВОКС в Великобританию была доставлена партитура знаменитой «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича, прозвучавшая затем по всему миру.
В 1958 году многочисленные общества дружбы были объединены в Союз советских обществ дружбы (ССОД), который стал правопреемником ВОКС. В работе ССОД участвовали свыше 50 млн. человек. В Московском доме дружбы ежегодно проводилось около 2 тыс. мероприятий. Именно в период деятельности ССОД, с середины 1960-х годов началось активное формирование существующей и поныне сети культурных центров нашей страны за рубежом.
Распад СССР и кардинальные внутриполитические изменения в стране не могли не сказаться на деятельности организации: финансирование преемников ССОД сократилось самым радикальным образом. В целом ряде стран была прекращена деятельность российских центров науки и культуры (РЦНК), сохранились в основном те, которые располагались в зданиях, находившихся в собственности нашего государства. К сожалению, именно в этот период мы потеряли многие центры, в том числе в самых престижных местах столиц зарубежных государств. Таким, например, оказался наш культурный центр в Праге.
Понятно, что подобного рода решения были во многом вынужденными - у новой России поначалу просто не хватало средств на активную международную деятельность. Но было, увы, и другое: недооценка возможностей общественной дипломатии, стремление сэкономить на том, на чем экономить никак нельзя (и на что не жалеют сегодня средств даже относительно небогатые страны) - на гуманитарной составляющей российской внешней политики.
Принятое пять лет назад Президентом России решение об учреждении Россотрудничества, подведомственного МИД, во многом исправило ситуацию. Окончательно зафиксировала миссию Россотрудничества новая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 12 февраля 2013 года, где в п. 100 говорится, что Россотрудничество «участвует в выработке предложений и реализации внешней политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, международного гуманитарного сотрудничества, поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, укрепления позиций русского языка в мире, развития сети российских центров науки и культуры за рубежом».
Хотя Россотрудничество - самое молодое ведомство в системе государственных органов Российской Федерации, тем не менее нам есть чем отчитаться и за такой короткий по меркам истории и жизни государства период.
В основе всей нашей работы - задача, сформулированная В.Путиным еще накануне президентских выборов 2012 года: в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире - и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский. Уже после выборов эта задача была разбита на составляющие в Указе Президента №605 от 7 мая 2012 года, где свое место нашли все ключевые аспекты деятельности Россотрудничества - развитие сети зарубежных центров, культура, образование, русский язык и многое другое.
За последние годы заключены межправительственные соглашения об открытии российских центров науки и культуры с 18 государствами, среди них важные для нас страны СНГ - Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, а также такие государства, как Китай, Германия, Япония, Турция и другие.
Всего Россотрудничество представлено в 78 странах 59 российскими центрами науки и культуры, восемью их филиалами и 19 представителями федерального органа в составе дипломатических миссий Российской Федерации. За пять лет мы открыли представительства - разные по статусу и величине, но все же полноценные точки опоры Россотрудничества - в 22 странах, в том числе в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, а также на Украине: в Одессе и Симферополе в качестве филиалов уже существовавшего РЦНК в Киеве.
Кроме того, на карте мира появились наши точки в Венесуэле, Никарагуа, Мексике и на Кубе, в Афганистане (там начато строительство нового центра), Палестине и Иордании, в Румынии, Словении, Черногории и совсем недавно - в Нидерландах.
В планах на ближайшее будущее - открыть в 2013-2015 годах представительства в Бресте (Белоруссия), Уральске (Казахстан), Анкаре (Турция), Гюмри (Армения), Харькове (Украина), Оше (Киргизия), Тирасполе (Молдавия), Худжанде (Таджикистан) и в столице Румынии Бухаресте.
Конечно, открытие центров - не самоцель. Главная сфера приложения наших усилий - это люди, местные аудитории, друзья России и потенциальные друзья, все, кто ею интересуется в других странах, это наши соотечественники и их организации за рубежом, студенты и школьники, люди, изучающие русский язык, нашу литературу и искусство.
Для них работают, в частности, библиотеки в российских центрах науки и культуры за рубежом (за пять лет мы направили в них свыше 400 тыс. учебников, пособий, книг и журналов, до конца текущего года поставим еще почти 200 тыс.), проводятся кинопоказы и концерты, действуют постоянные курсы русского языка.
Всего на языковых курсах в наших РЦНК за рубежом за эти пять лет было обучено 60 тыс. человек. Конечно, это далеко не все иностранцы, которые хотели бы выучить язык А.Чехова и Л.Толстого. Мы чувствуем спрос и ищем разные формы организации курсов, в том числе при общественных организациях соотечественников и выпускников наших вузов и в учебных заведениях на местах. Общее число таких курсов составит около 400.
За время, прошедшее с создания Агентства, существенно выросла сеть партнерских организаций Россотрудничества за рубежом, сейчас в мире их насчитывается более 15 тысяч. Мы активно работаем и с партнерами в России - субъектами Российской Федерации (заключено около 20 соглашений о сотрудничестве), российскими вузами (подписано более 30 договоров), общественными организациями, музеями, творческими союзами, музыкальными и образовательными учреждениями.
Во взаимодействии с ними постоянно идет поиск новых, нестандартных форм работы. Вот два примера из событий последнего полугодия. В конце апреля в Московской области состоялся Первый международный фестиваль школьного спорта среди государств - участников СНГ. Организовали этот фестиваль совместно с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества СНГ и Всероссийской федерацией школьного спорта, которую возглавляет знаменитая советская фигуристка Ирина Роднина. Собралось около 400 ребят почти из всех государств СНГ. Принято решение развить этот удачный опыт и сделать фестиваль ежегодным.
В конце мая в Перми тоже впервые была проведена Международная интернет-конференция «Русский язык между Европой и Азией», в которой одновременно приняли участие более 22 тыс. слушателей из 30 стран. Считаем этот опыт также весьма полезным и в следующем году планируем придать конференции всемирный масштаб, приурочив ее к Дню русского языка (6 июня).
В ноябре ожидается третья новация, на этот раз в Казани - общественная конференция по евразийской интеграции. В прошлом году в Казани в пробном режиме мы провели семинар о перспективах политической интеграции, а в этом году будет дискуссия по экономическим аспектам.
Последние два года деятельности Агентства можно выделить особо, поскольку именно в этот период руководство страны, экспертное сообщество и СМИ стали уделять повышенное внимание проблематике «мягкой силы». А ведь это именно все то, что, по сути, составляет предмет деятельности Россотрудничества - международные гуманитарные связи, вопросы имиджа, межобщественного диалога.
За прошедшие полгода важнейшими вехами на этом направлении стали: утверждение 20 марта правительством России государственной программы РФ «Внешнеполитическая деятельность», добрая треть которой посвящена тематике, входящей в компетенцию нашего Агентства - это международное гуманитарное сотрудничество и содействие международному развитию, а также во многом судьбоносный для Агентства и посвященный исключительно ему Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2013 года №476 «Вопросы Федерального агентства по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству».
Помимо утверждения перечня городов, на территориях которых в 2013-2015 годах планируется учреждение представительств Россотрудничества, указ внес коррективы в нормативно-правовую базу, на основе которой работает Агентство. Центральным моментом стало расширение функций Россотрудничества за счет наделения его полномочиями в сфере содействия международному развитию на двусторонней основе. Такой сложной формулой в международной практике называют помощь, оказываемую иностранным государствам.
Почему эти, казалось бы, сугубо финансовые и экономические вопросы по решению руководства страны отнесены к компетенции Россотрудничества? Процитирую председателя правительства России Д.А.Медведева, который почти год назад на ежегодном совещании руководителей представительств и представителей Россотрудничества за рубежом (кстати, глава правительства России впервые принимал участие в нашем совещании) отметил: «Те страны, которые получают от нас средства, должны лучше знать, откуда пришла помощь». По его словам, эта помощь у нас обезличена, направляется через многосторонние механизмы.
Дело в том, что помощь иностранным государствам от более развитых стран все ярче играет роль не столько экономического рычага, сколько имиджевого института, инструмента все той же «мягкой силы». Неслучайно даже в кризисные времена ведущие державы мира (причем не только те, которые традиционно относятся к наиболее развитым, но и, к примеру, наши партнеры по БРИКС и многие другие страны) наращивали свою активность в этой сфере. При этом предпочтение отдается помощи другим государствам именно на двусторонней основе, а не через многосторонние механизмы - международные организации и различные фонды.
Причина этого очевидна: если содействие развитию других стран оказывается через международные структуры, например через системы ООН, то такая помощь обезличивается и направляется от имени самих этих структур, а не от конкретных государств. Когда же поддержку оказывают напрямую, от страны к стране, со всей национальной атрибутикой на присылаемых товарах и продуктах, с вывешиванием флагов на строящихся объектах и с мощной информационной поддержкой в местных СМИ, это уже, разумеется, совсем другое дело.
Именно поэтому у развитых стран соотношение между помощью, оказываемой на двусторонней основе, и многосторонней помощью составляет примерно 80 к 20% в пользу двустороннего формата. У нас же в настоящее время эта пропорция - примерно 40 к 60% в пользу многосторонней помощи (взносов в международные организации). Мы хотим эту ситуацию исправить, чтобы получатели российской помощи отдавали себе отчет в том, кто именно им помогает, а также чтобы и гражданам России было понятно, для чего и кому эти деньги направляются.
Соответствующую работу намерено в скором времени курировать и координировать Россотрудничество. Мы рады, что наш подход разделяет и руководство страны. Если удастся найти проекты, в ходе которых помощь другим странам будет решать и проблемы развития России, это окажется еще одним плюсом. Например, такие трансграничные проблемы, как инфекционные заболевания, экология, низкая образованность людей, которые приезжают как трудовые мигранты, - все это можно и нужно решать «на дальних подступах», то есть там, откуда они «едут» к нам.
О перспективах. В настоящее время мы готовим по поручению руководства страны стратегические документы, имеющие прямое отношение к предмету нашей деятельности. Прежде всего, это комплексная стратегия расширения гуманитарного влияния России. Она призвана сформулировать подходы и задачи в сфере «мягкой силы» и в этом смысле является совершенно новым для нашей страны документом. Мы постарались привлечь к этой работе максимально широкий круг экспертов и рассчитываем получить в установленные сроки (к новому, 2014 г.) рабочую концепцию государственной деятельности на уровне мировых трендов в этой крайне актуальной сфере.
Кроме того, именно нам поручено организовать работу по подготовке новой редакции Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию, и мы последовательно продвигаемся к итоговому документу по этой проблематике. Он практически готов и представлен на согласование с другими ведомствами.
Не могу не упомянуть в числе стратегических документов и долгожданные Государственную концепцию поддержки русского языка за рубежом и концепцию «Русская школа за рубежом», которые после принятия нового Федерального закона «Об образовании» пришлось заново согласовывать. Сегодня они наконец-то готовы и после утверждения Президентом России могут стать реальным подспорьем для всех государственных структур, задействованных в важнейшем деле продвижения нашего образования за рубежом.
В общем, можно сказать, что мы сейчас находимся на стадии выработки стратегий нашей работы на ближайшую и среднесрочную перспективу и получили в этом полную поддержку. В некоторых вопросах мы вынуждены, по сути, «вспахивать целину», ведь, как говорится, «списать», подсмотреть не у кого, многое приходится творить собственными силами, сверяясь, разумеется, с позициями руководства страны, заинтересованных ведомств, авторитетных экспертов.
О результатах будем судить позднее, но, естественно, одних стратегий недостаточно. Нужны практические решения, в том числе ресурсные, кадровые, а с этим, увы, пока еще не все идеально. Мы понимаем, что глобальный кризис далеко не ушел и может вступить в свои права в любой момент.
Однако в той же мере мы должны себе отдавать отчет и в том, что наши конкуренты не дремлют. Их затраты на «мягкую силу», на продвижение за рубежом своих культурных проектов, образования, языка наращиваются год от года. И это выливается отнюдь не только в растущее число говорящих на соответствующих языках и посещающих выставки, но и число сторонников, которые в ситуации стратегического выбора, например между экономическими и военными союзами, могут сказать свое решающее слово. И когда это происходит, когда такой выбор реально возникает на повестке дня той или иной страны, «двигать культуру» уже поздно.
Именно поэтому мы - имею в виду Россотрудничество - убеждены в необходимости планомерной, скоординированной и профессиональной работы по продвижению нашего культурного присутствия и влияния за рубежом. Сегодня уже всем очевидно, что «мягкая сила», гуманитарное влияние - это не какая-то дополнительная опция к традиционному инструментарию государства (политике, экономике, дипломатии, военной силе), но самостоятельный, самоценный раздел государственной внешней политики. Именно в таком виде он закреплен в новой редакции Концепции внешней политики России и именно так его сегодня понимает Россотрудничество.