Япония глубоко и прочно вошла в жизнь России, которую сейчас трудно представить без японских автомобилей, мотоциклов, электроники, инструментов, тысяч японских ресторанов, суши-баров, боевых искусств - дзюдо, каратэ, айкидо, сумо. Культурными вкраплениями Страна восходящего солнца влилась в повседневность россиян. Политика в отношении восточного соседа - это не просто поддержание стабильных отношений. Япония является третьей по значению экономикой мира и очень влиятельным игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), к которому приковывается все большее внимание международной общественности.
Перспективы обнадеживающие...
России сегодня в реализации своей стратегии в АТР необходимо выстраивать ровные, сбалансированные отношения с КНР, Японией и Южной Кореей, уходя от преимущественной ориентации на Китай, с которым она в июне 2012 года достигла договоренностей о стратегическом партнерстве. Тем более что Китай в отношениях с Москвой последние годы старается «больше взять, нежели дать», что, в частности, проявилось в динамике военно-технического сотрудничества между странами. Япония в этой стратегии могла бы занять важное место.
Территориальный спор между Японией и Россией по вопросу принадлежности южных Курильских островов продолжает стоять на повестке дня. Однако нельзя закрывать глаза на очевидные факторы, способствующие сотрудничеству двух стран, - географическую близость, располагающую к развитию экономических связей и туризма, наличие крупного потенциала делового партнерства, обусловленного прежде всего богатейшими природными ресурсами российского Дальнего Востока (РДВ), с одной стороны, и передовыми японскими технологиями и капиталом - с другой. Вхождение России и Японии в ведущие международные организации и институты, определяющие состояние мировой экономики и политики (ООН, АСЕАН, АТЭС, МВФ, МБРР, ЮНЕСКО, группы «восьми» и «двадцати» наиболее развитых индустриальных стран и др.), может и должно способствовать созданию климата доверия и конструктивности внутри этих организаций, сталкивающихся с глобальными вызовами современности.
Примечательно, что с начала 2000-х годов активизировалось российско-японское политическое сотрудничество в решении ядерной проблемы Ирана, урегулировании ситуации на Корейском полуострове, в Афганистане, в борьбе с терроризмом и т.д. Это позволило экспертам из Российского совета по международным делам (РСМД) в докладе «Современные российско-японские отношения и перспективы их развития» констатировать: «Объективная реальность такова, что ни в настоящее время, ни в перспективе национальные интересы России и Японии не вступают в противоречия ни по одному из принципиальных направлений отношений - будь то политика, экономика или обеспечение безопасности. Россия не представляет угрозы для Японии, равно как и для России отсутствует японская угроза. Напротив, присутствует обоюдное стремление обеспечить стабильность и безопасность в АТР, прежде всего в Северо-Восточной Азии»1.
То что в российском политическом мышлении появляются идеи большего акцента в пользу Японии, говорят, например, высказывания российского эксперта Д.Тренина, хотя и представляющего российское отделение Фонда Карнеги. Он, в частности, призывает сделать Японию для России своего рода «Германией на востоке»2. И это неслучайно. Германия - главный экономический партнер на Западе, с которым ведется политическое взаимодействие и наблюдается взаимопонимание по широкому спектру международных проблем. России нужен такой же партнер на Востоке, обладающий высочайшим технологическим потенциалом. Пока еще японские технологии на голову выше китайских. В 2012 году товарооборот между Россией и Японией поднялся до 31,2 млрд. долларов. Тем не менее в отношениях двух стран не сняты препятствия, главным из которых остается курильский вопрос.
Курилы: ни шагу назад?
Годами политический диалог Японии и России преломляется через призму так называемых «северных территорий» (претензий Японии на ряд южных Курильских островов - Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды Хабомаи). Совместная декларация СССР и Японии 1956 года могла и должна была закрыть этот вопрос, но в реальности оказалась лишь звеном в длинной цепи двусторонних перепалок.
Политические отношения двух стран развивались волнообразно - от точки замерзания в 1960-1970-х годах (когда в ответ на японские притязания СССР объявил территориальный вопрос решенным раз и навсегда) до сдержанных шагов в создании атмосферы сотрудничества в конце 1980-х годов. Следует отметить, что перестройка, экономический провал и сложности выбора пути в 1990-х годах обратили идею продажи спорных островов в довольно популярную. После того как М.Горбачев признал сам факт наличия территориальной проблемы в 1991 году, усилив тем самым ожидания японской стороны, Б.Ельцин не раз был на грани передачи островов Японии3. Однако замена на посту министра иностранных дел прозападника А.Козырева на государственника Е.Примакова означала занятие Россией более осторожной позиции по Курилам.
К 2000 году кардинальных изменений в российско-японских отношениях по подписанию мирного договора не произошло, хотя в тактических маневрах японская сторона продвинулась вперед. Так, перечень названий всех четырех островов в Токийской декларации о российско-японских отношениях (октябрь 1993 г.) японская сторона стала интерпретировать в своих интересах. К тому же красноярские договоренности Б.Ельцина (ноябрь 1997 г.) и зафиксированная в Московской декларации об установлении созидательного партнерства между Японией и РФ (13 ноября 1998 г.) фраза, что «руководители обеих стран подтверждают свою решимость прилагать все усилия с целью заключения мирного договора к 2000 г.»4 возродили у японцев надежду на «возвращение» спорных островов к 2000 году.
Согласие российского МИД на ведение промысла японскими рыбаками в территориальных водах России (12-мильной прибрежной зоны) вокруг южных Курильских островов и фиксация этих договоренностей в соглашении под названием «морской район», считают российские японоведы, дали японской стороне еще один повод извращенно толковать такую формулировку, как отказ России от своего суверенитета в пределах собственной морской территории5. Выделение Южно-Курильских островов в некую особую зону, доступную для предпринимательской деятельности японских граждан, было также истолковано в Японии как косвенное признание российской стороной «обоснованности» японских притязаний на эти острова6.
Пока политики и чиновники, казалось, искали варианты территориального размежевания, проблема зашла в тупик, в чем частично виновата и Япония - факт, признанный даже японской прессой. Так, по мнению газеты «Асахи», дипломатия японского правительства по отношению к России отличалась крайней неразберихой из-за разногласий между японскими политиками7. Они то требовали вернуть сразу все четыре острова, то вновь подходили к обсуждению вопроса о возврате двух островов, то обсуждали «третий вариант». При этом они признавали, что возможность решения территориальной проблемы, просматривавшаяся в начале ельцинской эпохи, теряется. По мнению профессора Токийского университета «Аояма Гакуин» С.Хакамады, всевозможные новые предложения японской стороны «еще более ужесточают российскую позицию, поскольку Москва просто ожидает новых уступок». Он предлагает прекратить поиск и выдвижение новых инициатив, вести переговоры без излишней огласки и иметь первостепенной целью создание отношений доверия между их участниками. «Если в настоящее время осуществление таких переговоров затруднительно, подобный план государственной важности можно отложить хоть на сто лет», - предложил японский профессор8. Сходную позицию выразил и президент РСМД И.Иванов, считающий, что проблема островов не должна тормозить развитие разносторонних связей с Японией в политике и экономике9.
Возглавив Россию, В.Путин четко и недвусмысленно подтвердил действительность Совместной декларации СССР и Японии (19 октября 1956 г.), назвав ее «базовым юридическим документом», положившим начало процессу переговоров о заключении мирного договора, что было зафиксировано в Иркутском заявлении Президента Российской Федерации и премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора (25 марта 2001 г.).
Однако победа на выборах в Японии в апреле 2001 года Д.Коидзуми знаменовала смену акцента. Премьер-министр и глава японского МИД М.Танака жестко потребовали от России «все и сразу». Последствия скандала вокруг имени политического деятеля М.Судзуки также привели к ужесточению позиции Японии и сдерживанию развития отношений*, однако заинтересованность японского бизнеса в новых рынках, возросший интерес к использованию природных ресурсов российского Дальнего Востока и развитию энергетического сотрудничества все-таки побудили к диалогу, что выразилось в принятии Российско-японского плана действий 2003 года, ставшего своего рода «путеводной картой» и наиболее подробным документом за всю историю двусторонних отношений с намерениями продолжать традиционный многоуровневый диалог.
Рост цен на нефть в некоторой степени улучшил социально-экономическое положение Дальневосточного региона, и, как результат, вопрос о продаже южных Курильских островов больше не обсуждался не только в политических кругах, но и СМИ. Влиятельная японская газета «Иомиури» в октябре 2006 года обратила внимание на то, что укрепление российской экономики сделало ее менее уступчивой в переговорах по принципу «территориальный вопрос в обмен на японскую экономическую помощь». В довершение к этому рост национализма и настроений в пользу возвращения России в число ведущих держав мира приводит к усилению сил, требующих отказа от уступок по территориальному вопросу10.
Однако на деле шаги российского правительства по улучшению социально-экономического положения жителей Сахалинской области (принятие федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 гг.») вызвали недовольство влиятельных сил как в Японии, так, вероятно, и в третьих странах, не заинтересованных в таком развитии событий, что привело к новому витку активности японской стороны по вопросу «северных территорий». Это выразилось в массированной кампании в СМИ и на всех уровнях: на правительственном, парламентском, министерском, международном (во время встреч с Президентом России на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре 2009 г., на саммитах АТЭС в ноябре 2009 г. и ноябре 2010 г. и т. д.).
Японские политики вновь и вновь повторяли, что «северные территории» продолжают оставаться незаконно оккупированными Россией и что правительство США последовательно поддерживает Японию в этом вопросе». Нижняя палата японского Парламента 11 июня 2009 года приняла поправки к так называемому закону о специальных мерах по содействию решению проблемы. Их суть заключалась в том, чтобы «активизировать усилия для скорейшего возвращения исконно японских «северных территорий»11. Далее в Японии последовала серия резолюций, заявлений и демаршей, вызвавших официальное осуждение в Москве и квалифицированных Россией как «неуместные и неприемлемые». «Хорошо известно, что южные Курильские острова перешли к Советскому Союзу, а затем к России на законных основаниях по итогам Второй мировой войны. Соответственно, ни о каком «возвращении» этих территорий речи не шло, не идет и идти не может», - заявил МИД РФ12. Одновременно российская сторона предложила искать взаимоприемлемое решение, основывающееся на адекватном понимании исторических и юридических реалий и имеющее перспективу одобрения общественностью и парламентами обеих стран.
Приход к власти кабинета Н.Кана осенью 2009 года ознаменовался новым витком напряженности. Драматическую окраску японская сторона придала посещению в ноябре 2010 года Д.Медведевым одного из Южно-Курильских островов - Кунашира. Он стал первым из российских лидеров, посетившим этот остров и Курилы вообще. Токио предупредил, что этот факт может иметь негативные последствия для японо-российских отношений. В ответ японской стороне было указано, что ее попытки влиять на выбор Президентом России маршрутов поездок по своей стране «абсолютно неприемлемы и несовместимы с добрососедским характером российско-японских отношений, которые сложились в последние годы»13.
Позиция кабинета Н.Кана обострила отношения Японии не только с Россией, но и с Китаем, что уже не соответствовало интересам его страны в целом и в перспективе могло привести к снижению доверия к Японии со стороны азиатских стран. На саммите АТЭС в Иокогаме в ноябре 2010 года Н.Кан оказался в сложной ситуации и постарался избежать крайностей в озвучивании своей позиции, придав ей большую конструктивность. В ходе состоявшейся встречи глав двух государств Президент России предложил японскому премьер-министру поменять подход к проблеме заключения мирного договора и поставить на первое место вопросы экономического взаимодействия, которые могут стать фундаментом выстраивания взаимоотношений в будущем14.
Педалируемые споры вокруг островов стали накалять обстановку и в России. Многие российские аналитики высказались в том плане, что японские руководители эксплуатируют этот вопрос по внутриполитическим причинам, а министр иностранных дел России С.Лавров жестко отреагировал, заявив буквально следующее: «Поскольку радикальные подходы в Японии берут верх и руководство страны их разделяет, естественно, бесполезно проводить какие-либо обсуждения этого вопроса»15.
Желание японской стороны замкнуть почти всю множественность вопросов взаимоотношений на требовании «возвращения» южных Курильских островов породили у российской общественности негативные настроения. С 1995 по 2011 год уровень симпатий россиян к восточному соседу неуклонно падал с 70 до 45%, в то время как уровень антипатий возрос с 19 до 31%. В подавляющем большинстве (почти 90%) граждане России высказывались против передачи Японии «спорных Курильских островов»16. Переговоры по мирному договору в последние годы вошли в стадию застоя.
Трагические события в Японии, связанные с землетрясением, цунами и аварией на атомной электростанции Фукусима-1, помощь и поддержка Японии со стороны России разрядили ситуацию и вернули стороны на путь здравого смысла как в действиях, так и в риторике. В марте 2012 года правительство Японии приняло решение не использовать более термин «незаконная оккупация» в отношении четырех островов Южных Курил, заменив его на более мягкий - «занятые без юридических оснований». Решение о новой формулировке было принято исходя из того, что проблема должна быть решена в ходе переговоров с Россией, «принимая во внимание все стороны отношений с этим партнером». В свою очередь, по мнению министра иностранных дел России С.Лаврова, «ни одна проблема между двумя уважающими себя странами в принципе не может решаться в условиях односторонних ультиматумов и нагнетания напряженности в общественном сознании»17.
Во время своего официального визита в Россию 29 апреля 2013 года премьер-министр Японии С.Абэ заявил, что повышение уровня сотрудничества между двумя странами как партнерами является потребностью времени18. И действительно, российско-японские отношения наряду с другими факторами играют роль основополагающего элемента в процессе совершенствования архитектуры глобального миропорядка. В ходе двустороннего сотрудничества в энергетической и военно-политической сферах возросла необходимость соблюдения компромисса и стратегического баланса для обеспечения безопасности, особенно Дальневосточного региона, в рамках отношений между Россией, Японией, Китаем, Южной Кореей и США. В новых реалиях нарастающая мощь Китая заставляет Россию и Японию учитывать китайский фактор в своих взаимоотношениях, ставя две страны перед вызовами, несущими в себе как возможности соперничества, так и сотрудничества.
Торгово-экономическое сотрудничество
Потенциал российско-японского торгово-экономического сотрудничества, призванного быть краеугольным камнем в отношениях двух стран, реализуется пока не в полной мере, хотя еще в начале 2000-х годов о нем говорили как о приоритетном, особенно в топливно-энергетической сфере. Считается, что неровные политические контакты, как механизм развития, притормаживают движение в экономике, но, видимо, и не только они. В ноябре 2005 года в ходе 11-й встречи премьер-министра Японии и Президента России в переговорах участвовало около 100 российских бизнесменов.
В результате было подписано 18 документов, из которых 12 касались расширения экономического взаимодействия. Тогда Президент России отметил, что «практический механизм уже запущен, нужно только поддержать эти направления деятельности с тем, чтобы выходить на новые качественные рубежи»19. Посол России в Японии А.Лосюков также заявил, что стороны стоят «на пороге массового прихода японского бизнеса в Российскую Федерацию»20, что подтвердил президент «Toyota Motor Corp.» Х.Окуда, назвав эти соглашения «наступлением новой эры»21. Однако массового прихода в Россию японского капитала и инвестиций не произошло. Далее уже в рамках официального визита председателя правительства России М.Фрадкова в Японию в феврале 2007 года была подписана Программа взаимодействия Министерства экономического развития России и Министерства экономики, торговли и промышленности Японии по расширению торгово-инвестиционного сотрудничества.
В ходе японо-российской встречи на высшем уровне, состоявшейся в июне 2007 года в Хайлигендамме (Германия), была подписана «Инициатива по укреплению японо-российского сотрудничества в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири», основанного на частно-государственном партнерстве в области энергетики, транспорта, информации и связи, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности, здравоохранения, а также в деле развития межрегиональных обменов22.
На российский рынок вышли не только некоторые титаны японского бизнеса - «Тойота», «Ниссан», «Исудзу», крупные банки, транспортные и страховые компании, - но и средний бизнес. В 2007 году «Toyota Motor Corp.» запустила сборочный завод под Санкт-Петербургом и стала первым международным автопроизводителем, открывшим свой банк в России ЗАО «Тойота Банк» с представительствами в Москве и Санкт-Петербурге. Японцы учитывали тот фактор, что рост доходов населения России заставит его ориентироваться больше на качество товара, нежели на его цену, и позволит качественным японским товарам находить своих потребителей. Однако не все в России готовы были ориентироваться на качество, что играло на руку прежде всего основному сопернику Японии - Китаю. Да и корейское автомобилестроение начало все более активно занимать ниши, ранее практически безраздельно принадлежавшие Японии.
Визит В.Путина в Японию в мае 2009 года был призван расширить горизонты сотрудничества. Был достигнут ряд соглашений о дальнейшем развитии торгово-экономического сотрудничества* (энергетика, транспорт, мирное использование атомной энергии, экология и энергосбережение, сфера информационно-коммуникационных технологий, сельское хозяйство и рыболовство, правоохранительная и таможенная деятельность, региональные хозяйственные связи)23, что выглядело логичным в условиях мирового финансово-экономического кризиса и рецессии и выпадении Японии из десятки ведущих торговых российских партнеров.
Таблица 1
Динамика товарооборота между Россией и Японией
за 2000-2012 гг. (2000-2010 гг. - по данным
таможенной статистики Минфина Японии,
2011-2012 гг. - ФТС России, в млн. долл.)24
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Оборот |
5,15 |
4,59 |
4,20 |
5,95 |
8,85 |
10,7 |
13,7 |
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Оборот |
21,2 |
29,7 |
12,1 |
23,9 |
29,7 |
31,2 |
Но уже в 2010 году влияние кризиса уменьшилось и во внешней торговле России и Японии обозначилась положительная динамика при сохранении ее товарной структуры. В российском экспорте доминировали четыре основные товарные группы - минеральное сырье и топливо, металлы и металлоизделия, рыба и морепродукты, а также древесина, на которые приходилось 90% объема экспорта. Но вот соотношение удельного веса этих товарных групп в общем объеме экспорта менялось. В течение 2006-2010 годов в российском экспорте доли нефти и нефтепродуктов выросли с 26 до 56%, что во многом объяснялось запуском второй очереди проекта «Сахалин-2», нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке и желанием Японии диверсифицировать свои источники углеводородов.
В свою очередь, в импорте из Японии преобладали машины и оборудование: транспортные средства, дорожная и строительная техника, электробытовые товары и средства связи25. На долю машинно-технической продукции приходилось 80-90% от объема импорта.
В ближайшее время многие эксперты с трудом прогнозируют сдвиги в изменении структуры российского экспорта в Японию, что обусловлено сохранением высоких цен на нефть, довольно устойчивым спросом на российские морепродукты и лес, а также тем, что ниши высокотехнологических товаров на японском рынке прочно заняты европейскими и американскими компаниями.
Для расширения сотрудничества желательно продолжать работу по созданию привлекательных инвестиционных условий в России (на РДВ), формированию позитивного имиджа страны. Рейтинг России как страны-заемщика довольно низок, что усложняет развитие отношений и финансирование проектов. Положительный результат может дать практика распространения информации о возможностях сотрудничества, а также активизация организаций, содействующих подготовке и повышению квалификации кадров, работающих в этом направлении.
Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества во многом зависят от решения задач по расширению экспортного потенциала экономики России, облагораживанию структуры экспорта. Для изменения ситуации возможно повышение государственной поддержки экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, а также оптимизация условий доступа российских товаров и услуг на японский рынок.
Вследствие экспортно-ориентированной экономики России в 2011 году ее положительное сальдо в торговле с Японией составило 7,2 млрд. долларов. Однако надо учитывать, что оно построено на обмене углеводородов на высокотехнологическое оборудование, а приведенные выше цифры явно несопоставимы с возможностями стран взаимодействовать, поскольку доля Японии в товарообороте РФ достигла лишь 4%, что непозволительно мало. Но еще меньшее значение имела Россия во внешней торговле Японии - чуть менее 2%26.
Ситуация не изменилась и в 2013 году, хотя достигнут рекордный уровень товарооборота. Приоритетными областями остаются автомобилестроение, производство спецтехники, атомная энергетика и защита ядерных объектов, авиация и космос, инновационные технологии, системы связи и навигации, сотрудничество в области компьютерных технологий. Во время официального визита премьер-министра Японии С.Абэ в Россию 29 апреля 2013 года перечень приоритетов был расширен и тремя темами японской экономической миссии стали сельское хозяйство и продовольствие, медицина, городская среда и энергосбережение.
Ранее саммит АТЭС во Владивостоке также обозначил несколько важных проектов - строительство на РДВ линии по производству японских автомобилей «Мазда» планируемой производительностью до 100 тыс. автомобилей в год и предприятия «Нода» по сжижению природного газа для его последующего экспорта в Японию. Однако с каждым годом становится все понятнее, что для обеспечения прорыва необходимо внесение изменений в структуру товарооборота двух стран.
В двусторонних отношениях последнее слово осталось не за политиками и дипломатами, а за руководителями могущественных бизнес-структур, которые руководствуются прежде всего экономическими интересами, возможностью получить высокую устойчивую прибыль, рассчитанную на долгосрочный период. Взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество является более прочной основой для будущего, чем обещание кредитов в обмен на территории.
Формирование мнения молодого поколения японцев по территориальной проблеме
Говоря о развитии российско-японских отношений, нельзя не упомянуть проблему формирования политических стереотипов у подрастающего поколения Страны восходящего солнца. Проблема эта актуальна в той мере, как она касается будущего российско-японских отношений, чтобы на нее можно было закрывать глаза. В Японии на протяжении долгого времени до мельчайших деталей продумывается позитивный имидж своей страны, работа над ним ведется постоянно и целенаправленно, в том числе и в России. При поддержке Японского фонда в большом количестве издаются и распространяются среди российского населения пропагандистские материалы, в которых включение южных Курильских островов в состав России в 1945 году изображается как «грубое нарушение международного права» и обосновывается необходимость передачи этих островов Японии.
Внутри Японии начиная с младшего школьного возраста идет усиленное информирование людей о важности решения проблемы «северных территорий». Именно работа с молодым поколением, по словам премьер-министра С.Абэ, служит фундаментом будущего развития российско-японских отношений27. В японских школах тема «северных территорий» является предметом изучения в учебных программах и внеклассной работе28, ей была посвящена всеяпонская конференция школьных учителей в марте 2007 года. Выступившая на ней японский министр по вопросам «северных территорий» и Окинавы С.Такаити призвала систематизировать учебники, чтобы тема эта «преподавалась в школе начиная с младших классов»29.
При содействии МИД Японии с 1987 года проводится конкурс работ школьников старших классов на тему «Северные территории Японии», победителям которого вручает призы премьер-министр или министр иностранных дел. Так, после окончания 21-го конкурса речей в городе Саппоро в 2007 году С.Абэ встретился с двумя лауреатами, напомнив им о важности понимания и выражения своего видения проблемы30. На официальном сайте Комитета по образованию острова Хоккайдо есть «уголок северных территорий» для детей младшего возраста, где рассказывается о незаконности удержания островов Россией и предлагается всегда, и перед представителями всех стран мира, настойчиво отстаивать свою позицию31.
На японских интернет-сайтах для школьников материалы по проблеме «северных территорий» подаются в яркой, игровой форме, где ответы детей оцениваются милейшими животными, например морскими котиками. Для детей среднего школьного возраста, которые уже могут подвергать увиденное сомнению, предлагаются красочные карты с пояснительным текстом.
Нерешенная территориальная проблема в сознании японцев четко ассоциируется с негативным образом России, дополняя распространенные стереотипы. Молодое поколение японцев ощущает недостаток позитивной информации о России. Другая сторона медали заключается в том, что Россия практически не прилагает усилий по созданию своего лобби в Японии, не говоря уже о том, что не использует эффективно фактор «мягкой силы». Многое в этом вопросе зависит также от СМИ и работы общественных организаций, от того, как активно они будут действовать по формированию позитивного имиджа России в Японии.
В условиях тотальной индоктринации японского населения по проблеме «северных территорий», как представляется, российская сторона не уделяет должного внимания изучению истории южных Курильских островов, разъяснению своей официальной позиции по территориальному размежеванию гражданам страны, особенно молодому поколению.
q
Проблемы, разделяющие Россию и Японию, можно преодолеть только путем наращивания экономического сотрудничества, наведением такого числа широких горизонтальных связей, которые сводили бы к минимуму негативный эффект от их противоречий и придавали бы большую конструктивность диалогу по этим спорным вопросам. С другой стороны, России действительно необходимо иметь как можно больше точек опоры в АТР, не замыкаясь на одной КНР. В интересах Японии, которая сталкивается с множеством вызовов в регионе - напряжением вокруг архипелага Спратли, в сфере энергетики, транспорта и логистики, - также всесторонне развивать отношения со своим западным соседом.
Но для России расширение этих взаимоотношений лимитируется пока недостаточной развитостью сибирских и дальневосточных территорий, продолжающейся опорой на преимущественное развитие сырьевой сферы, скромностью вложений в развитие науки, техники и образования. В своем ежегодном послании В.Путин выразил понимание ситуации: «Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых, новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального «пирога», которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров». Он также отметил: «В ХХІ веке вектор развития России - это развитие на Восток. Сибирь и Дальний Восток - наш колоссальный потенциал. Это возможность занять достойное место в АТР - самом энергично и динамично развивающемся регионе мира».
1Современные российско-японские отношения и перспективы их развития / А.Н.Панов (рук.) и др.; гл. ред. И.С.Иванов. М.: Спецкнига, 2012. 32 с. // http://www.slideshare.net/RussianCouncil/ss-14449917
2Надо превратить Японию в «Германию на востоке» для России // Коммерсантъ. №179 (4964). 25.09.2012.
3Kimura Н. Japanese-Russian relations under Gorbachev and Yeltsin. Armonk, N.Y.:
M.E. Sharpe, 2000. 354 p.
4Новое издание совместного сборника документов по истории размежевания между Россией и Японией. М., Токио: МИД РФ и МИД Японии, 2001. С. 14-20.
5Латышев И.А. Путин и Япония. Будут ли уступки? 2000-2005. М.: Эксмо, Алгоритм, 2005. С. 56-57.
6Там же. С. 54-56.
7Цит. по: Российско-японские отношения // http://inopressa.ru: Иностранная пресса о событиях в России и в мире // Asahi Shimbun. 2005. 23 нояб. // URL: http://inopressa.ru/asahi/2005/11/23/17:40:56/japan
8Цит. по: Кошкин А. Россия - Япония: от «дипломатии гейш» к реальным переговорам // http://rian.ru: РИА Новости. 2007. 19 янв. // URL: http://rian.ru/analytics/20070119/59379094.html
9Красная звезда. 2012. 12 окт.
10Цит по: Отношения с Россией - цель номер один для нашей внешней политики в Восточно-Азиатском регионе // http://www.comitet21.ru:Комитет XXI века.Yomiuri Simbun. 2006. 22 окт. // URL: http://www.comitet21.ru/analyth_40.htm
11Заявление МИД России // http://www.mid.ru: МИД РФ. 2009. 11 июня // URL: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985fc32575d20053f625?OpenDocument
12Там же.
13Заявление МИД России // http://www.mid.ru: МИД РФ. 2010. 11 нояб. // URL: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985fc32577ce004a7e91?OpenDocument
14Встреча с премьер-министром Японии Наото Каном // http://www. kremlin.ru: официальный сайт Президента России. 2010 // URL: http://news.kremlin.ru/news/9496
15The Christian Science Monitor. 2011. 12 Febr.
16Данные по: http://www.slideshare.net/RussianCouncil/ss-14449917
17Выступление и ответы министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Японии К.Гэмбой. Сочи. 28 июля. 2012.
18Японо-российская встреча на высшем уровне (основное содержание и оценка). 29 апреля 2013.
19http://www.mid.ru: МИД РФ. 2005. 21 нояб. // URL: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985fc32570c10029f5b7?OpenDocument
20Brooke J. Japan and Russia, With an Eye on China, Bury the Sword // The New York Times. 2005. 13 Febr.
21Цит. по: Хаяси Ю. Япония и Россия пытаются начертать новое будущее // http://inopressa.ru: Иностранная пресса о событиях в России и в мире // The Wall Street Journal. 2005.
22 нояб. // URL: http://inopressa.ru/wsj/2005/11/22/10:36:36/japan
22Инициатива по укреплению японо-российского сотрудничества в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири от 22 июня 2007 // www.ru.emb-japan.go.jp: Посольство Японии в РФ. 2007. 23 июня // URL: http:// www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/heiligendamm.html
23Российско-японские торгово-экономические отношения // http://www.economy.gov.ru: Министерство экономического развития Российской Федерации. 2010. 12 нояб. // URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20101112_10
24Trends in Japan-USSR and Japan-Russia Trade Volume (1991-2010) // http://www.mofa.go.jp : Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2011 // URL: http://www.mofa.go.jp/region/europe/russia/economy/index.html
25Торгово-экономические отношения: справочная информация // http://www.mid.ru: МИД РФ. 2006. 15 сент. // URL: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985fc3256ebc002e429d?OpenDocument
26http://www.slideshare.net/RussianCouncil/ss-14449917
27Японо-российская встреча на высшем уровне в ходе саммита в Хайлигендамме. 7 июня 2007 // http://www.japantoday.ru: Япония сегодня. 2007. 7 июня // URL: http://www.japantoday.ru/arch/news/0706/07.shtml
28Curtin J.S. Northern Territories Dispute still Divides Japan and Russia // http://www.glocom.org: GLOCOM. 2004. 10 Sept. // URL: http://www.glocom.org/debates/20040910_curtin_northern/
29В Японии может быть создано «Министерство территорий» // http://www.sakhalin.info: Сахалин инфо // Хоккайдо синбун. 2007. 19 марта // URL: http://www.sakhalin.info/news/42860
30Courtesy Call on Mr. Shinzo Abe, Prime Minister of Japan, by Award Winners of the 21st High School Students´ Speech Contest on the Northern Territories // http://www.mofa.go.jp: Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2007. 12 March // URL: http://www.mofa.go.jp/announce/announce/2007/3/0312.html
31Hokkaidō kyōiku iin-kai // http://www.dokyoi.pref.hokkaido.lg.jp: Комитет по образованию Хоккайдо // URL: http://www.dokyoi.pref.hokkaido.lg.jp/hk/gky/kodomo/hoppo