РОССИЯ с каждым годом все больше интегрируется в мировое сообщество. В отличие от периода железного занавеса, когда загранпоездка рассматривалась как исключительная привилегия весьма узкого круга "надежных" граждан, сейчас наши люди совершают поездки за рубеж свободно и в массовом порядке. Они знакомятся с культурой и обычаями других стран, индивидуально и корпоративно отдыхают на популярных международных курортах, устанавливают деловые связи, налаживают полезные контакты в культурной и гуманитарной сферах.
Такая трансформация не может не радовать, поскольку в недавнем прошлом об этом приходилось только мечтать. Ведь не секрет, что советские люди, единожды оказавшись в другой стране, особенно в капиталистической, испытывали напряжение, находясь под воздействием внушенных комплексов и боясь совершить там какой-то неверный шаг, негативные последствия которого по возвращении домой не заставили бы себя долго ждать.
В настоящее время россияне, ежегодно выезжающие за рубеж, исчисляются десятками миллионов. Это, так сказать, количественные показатели новой реальности.
Но и качественные характеристики россиянина явно не те, что были в недавнем историческом прошлом. В вопросах отстаивания своих прав и по степени своей "раскрепощенности" наш человек теперь вряд ли уступит, например, своему западному современнику. Скорее, наоборот. Такой феномен, надо понимать, во многом объясняется естественной реакцией "сдавленной пружины".
Хотел бы, однако, здесь ответственно заявить, что за рубежом нас по-прежнему воспринимают как носителей высокой многонациональной культуры, как достойных представителей великой страны, у которой имеется множество всемирно известных писателей, деятелей науки и искусства, как людей, традиционно обладающих чувством такта и умением проявлять уважение к другим народам.
Что касается российских консульских учреждений за рубежом, то они, разумеется, все эти годы также шли по пути адаптации к новым реалиям, прилагали усилия к тому, чтобы решать в современных условиях возложенные на них задачи по защите прав и законных интересов своих граждан.
Отдавая себе отчет в том, что немалая часть читателей, вероятно, имеет представление о работе российских консульских сотрудников за рубежом, считал бы тем не менее не лишним поделиться информацией о некоторых аспектах повседневной деятельности Генерального консульства России в Анталье, которая, на мой взгляд, могла бы быть интересной, а для кого-то - полезной практически.
Анталью в 2008 году посетило около 2,5 млн. россиян. По закону больших чисел, Генеральному консульству пришлось иметь дело с "богатой" статистикой инцидентов с российскими гражданами: около 200 утраченных загранпаспортов, свыше 90 крупных и мелких ДТП, более 150 других несчастных случаев, 55 смертей, 160 госпитализаций с серьезными травмами и острыми заболеваниями, около сотни разбирательств в полиции и судах, 24 случая освобождения из тюремного заключения, розыски пропавших россиян, более 30 нарушений трудовых прав россиян и т.д. Словом, всех проблем российских граждан не счесть, ибо каждая из них индивидуальна и требовала отдельного подхода, поскольку за каждой стояла судьба и жизнь конкретного человека.
Наряду с этим в минувший сезон Генеральное консульство очень часто сталкивалось и с другими обращениями.
Ночь. Консульского сотрудника, недавно возвратившегося с напряженной работы, будит очередной телефонный звонок. Разъяренный турист кричит в трубку, срочно требуя от консула защитить его законные права: "В гостиничном номере не работает кондиционер!", "Постельное белье который день не меняют!", "Качество питания отвратительное!", "Нахожусь в аэропорту, есть билет, а меня не допускают к самолету!", "Страховая компания отказывается выплачивать деньги за медицинские услуги!", "Гостиница - по системе "Все включено", а бар с часа ночи закрылся, непорядок!" и т.д. (Все это, как правило, излагается с использованием популярной ненормативной лексики.)
Давайте представим себе следующую ситуацию. Вы, к примеру, купили какой-то товар, авиабилет или турпутевку компании другого государства. Если товар или услуга окажутся некачественными, придет ли вам в голову мысль атаковать с жалобой посольство или консульство этого государства? Думаю, что нет.
Хотелось бы напомнить, что вышеперечисленные вопросы относятся к сфере защиты прав потребителя: последний приобрел услугу, а продавец (туроператор, гостиница, страховая или авиакомпания и т.д.) не выполнил взятых на себя обязательств.
В соответствии с действующим в России законодательством в области регулирования туристической деятельности и страхового дела, а также в сфере защиты прав потребителей, есть компетентные в этих вопросах государственные и общественные организации. Есть и уполномоченные органы государственного надзора за деятельностью туристических, страховых и авиакомпаний, других субъектов хозяйственной деятельности. Имеется, наконец, предусмотренная законом процедура инициирования жалобы по месту приобретения услуги с требованием компенсировать нанесенный вам ущерб, вплоть до рассмотрения дела в суде.
Как известно, ни одна из указанных функций в сферу компетенции консульских учреждений за рубежом не входит. Несмотря на это, консульские сотрудники, подчеркиваю, никогда не устраняются от помощи нашим людям. Понимая, что заявители столкнулись с проблемой, находясь за рубежом, мы подробно разъясняем им действующие нормы закона, их права, предоставляем адреса и координаты уполномоченных российских органов, при необходимости срочно информируем последних о произошедшем. Однако консул, даже при огромном своем желании, никак не может выполнить выдвигаемое гражданами требование "немедленно принять меры по устранению проблемы". У него для этого нет ни технических возможностей, ни законных полномочий.
Далее. Рекомендуем нашим гражданам во время поездки все-таки не терять бдительности, соблюдать меры необходимой предосторожности и внимательности. Нередко они могут стать жертвами краж, преступных деяний криминального и полукриминального характера, других мошеннических операций, в том числе при приобретении недвижимости, аренде автомобиля и т.д. Происходят и более серьезные, уголовные преступления. Распространенные в этих случаях требования заявителей к консулу "срочно провести расследование", "задержать", "арестовать", "наказать" обидчиков и виновных лиц тоже, увы, невыполнимы.
Вопреки ошибочным представлениям, причиной которых является пресловутый "правовой нигилизм", необходимо знать, что, приехав в другое государство, вы оказываетесь под его юрисдикцией. Это, кстати, неплохо было бы учесть еще при выборе страны планируемого посещения. Так же как и в России, у него есть собственные уполномоченные органы, которые отвечают за правоприменительную практику. При возникновении конфликтной ситуации, требующей проведения расследования происшествия, судебного разбирательства, возбуждения дела и исполнения приговора и т.д., все эти мероприятия осуществляются не российскими консульствами, а компетентными органами (полицией, жандармерией, прокуратурой и судами).
Пострадали вы или, наоборот, обвиняют вас, консул в рамках своих полномочий будет защищать ваши права и законные интересы, добиваясь соблюдения местными властями требований законодательства государства пребывания по защите прав и интересов граждан, в том числе иностранных, опротестовывать, если имеются, факты проявления дискриминации или отступлений от действующих процессуальных норм (отказ в приеме искового заявления, непредоставление адвоката или переводчика и т.д.). Но при этом, если гражданин России совершил правонарушение за рубежом, за которое законом предусмотрено наказание, то ему вряд ли удастся уйти от ответственности, даже при помощи российского консула.
Недооценивание этого обстоятельства отдельными нашими гражданами, в том числе находящимися в так называемой "полосе расслабления", начинающейся уже в самолете перед вылетом из России, приводит, как правило, к печальным, а иногда даже трагическим последствиям.
В заключение хотелось бы пожелать, чтобы в предстоящем и последующие сезоны наши граждане не попадали в неприятные истории, чтобы их зарубежные поездки были максимально безопасными и комфортными и все они возвращались домой здоровыми, отдохнувшими и с самыми теплыми воспоминаниями.