Как и во всем мире, в ЕС, несмотря на достаточно жесткую систему выдачи виз и охрану границ, практически существует нелегальная миграция. До сих пор главной сложностью является определение масштабов данного явления. Существует значительное количество экспертных оценок, зачастую очень противоречивых и часто не имеющих под собой глубоких исследований.

По мнению некоторых исследователей, в странах Западной Европы на середину 1990-х годов уже насчитывалось около 3 млн. нелегальных мигрантов1 и их численность продолжает увеличиваться. По примерной оценке Международного центра развития миграционной политики (ICMPD) в Вене, ежегодно от 150 тыс. до 300 тыс. человек нелегально въезжают в страны Западной Европы. Общую численность нелегалов в ЕС на данный момент эксперты этого центра оценивают от 2 млн. до 6 млн. человек2. Данный международный центр собирает информацию от всех стран из разных источников, анализирует и делает детализированные отчеты по разным аспектам миграционных процессов. В ежегодном отчете «Regularisations in Europe», посвященном легализации нелегальных мигрантов в странах ЕС, проводится сравнительный анализ европейских стран по уровню незаконных мигрантов (определяется отношение их численности к общему населению страны), их категоризация по данному показателю и типу их политик, направленных на легализацию, включая миграционные амнистии.

Приведем данные по отдельным государствам - членам ЕС. По различным оценкам, в Италии могло находиться от 200 тыс. до 1 млн. нелегальных иммигрантов. В Испании число нелегальных мигрантов колеблется от 150 тыс. до 700 тыс. человек. В Германии насчитывается примерно от 500 тыс. до 1,5 млн. мигрантов. Относительно численности нелегалов во Франции оценки колеблются от 300 тыс. до 500 тыс. человек. В Бельгии, видимо, находится примерно от 90 тыс. до 150 тыс. нелегальных иммигрантов3. В страны Евросоюза ежегодно незаконно прибывает более 500 тыс. человек, не считая сотен тысяч беженцев. Даже в островной Великобритании, которая имеет достаточно труднопреодолимую естественную границу, имеется значительное количество нелегальных иммигрантов, большинство из которых составляют люди с просроченными визами.

Оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции с высокой долей точности вряд ли возможно. Тем не менее наибольшее число незаконных иммигрантов сосредоточено в Италии, Испании, Греции, Португалии (в этих четырех странах ЕС в последнее время наблюдался большой рост спроса на рынке труда, особенно на неквалифицированную рабочую силу), а также во Франции, в Нидерландах, Великобритании, Германии. В данных странах проводилось наибольшее число программ легализации. По заявкам и одобрениям на предоставление легального статуса можно судить о численности нелегальных мигрантов.

Обычно нелегальная миграция включает в себя два основных способа проникновения в страну. Первый способ - непосредственно нелегальное пересечение границы мигрантами без соответствующих документов. Главным фактором, который заставляет мигрантов нелегально пересекать границы, является невозможность легального въезда в страны, в которые они стремятся. В исключительно редких случаях нелегальный мигрант имеет преступные цели либо уже имел дело с правоохранительными органами страны вселения и не желает или не имеет права въезжать легально.

Немаловажным фактором, стимулирующим нелегальную миграцию, является относительно либеральное миграционное законодательство стран, расположенных в непосредственной близости от государств, в которые стремятся мигранты. В данном случае речь идет о таких странах, как Турция, Чехия, Венгрия, Албания, Словакия, Румыния, Польша и Болгария. Сложились несколько достаточно отлаженных каналов нелегальной миграции в страны Западной Европы4.

Как видим, весьма распространенным способом территориального перемещения в развитые страны Европы является нелегальная миграция. Точной статистики об объемах нелегальной иммиграции не существует. По данным иммиграционных, полицейских и пограничных служб, нелегальные мигранты проникают на территорию Европейского союза различными способами, а именно: по поддельным документам, с фальшивыми визами, через фиктивный брак, в трюмах кораблей, пустых контейнерах и цистернах, емкостях под железнодорожными вагонами и т. д. Более определенно  можно судить только о каналах, способах и причинах нелегальной миграции. В основе нелегальной  миграции находятся прежде всего социально-экономические мотивы, а нелегальность передвижения определяется жесткой миграционной политикой и невозможностью получить разрешение на въезд на законных основаниях, с одной стороны, а также значительными выгодами, которые существенно превышают миграционные издержки, - с другой.

Необходимо отметить, что во внешней политике Европейского союза миграция населения всегда являлась важнейшим стратегическим приоритетом, связанным прежде всего с его расширением. Выгоды от расширения Европейского союза страны-участницы ощутят в недалеком будущем, однако решать проблемы, возникающие с незаконной миграцией, приходится уже сейчас. По имеющимся данным, около половины европейцев поддерживает мнения о расширении Европейского союза, однако часть населения тем не менее опасается значительного увеличения безработицы в связи с притоком дешевой восточноевропейской рабочей силы. Свободное передвижение граждан является одним из основополагающих принципов Европейского союза, однако в последнее время все чаще звучат требования о необходимости введения существенных ограничений на иммиграцию, прежде всего из Центральной и Восточной Европы. Особенно остро велась дискуссия по этому вопросу в период финансового кризиса, повлекшего за собой рост безработицы в развитых странах ЕС.

Существует точка зрения, согласно которой в течение многих лет Европа была заинтересована в нелегальной трудовой иммиграции, выгодной как для работодателей, так и для государства в целом. Именно поэтому правительства западноевропейских стран недостаточно активно препятствовали проникновению извне нелегальной рабочей силы. Германия фактически поощряла полулегальную иммиграцию курдских и турецких рабочих, Франция - алжирских, Великобритания - нелегальный массовый наем индийских и пакистанских рабочих.

Значительная часть иммигрантов по-прежнему въезжает на законных основаниях - по частным приглашениям, туристической, учебной, трудовой  визе, а по истечении срока действия они остаются в стране и попадают в категорию нелегальных иммигрантов.

Следует упомянуть также о социально-экономических последствиях нелегальной иммиграции для Европы. Нелегальные иммигранты, готовые работать на любых условиях (минимальный уровень заработной платы, максимальная продолжительность рабочего дня), подрывают существующие в европейских странах социальные гарантии, а также требуют огромных финансовых расходов на пограничный контроль, создание лагерей беженцев, на социальные и медицинские услуги, содержание под стражей, депортацию.

Массовый приток нелегальных иммигрантов является вызовом безопасности. В настоящее время особую угрозу нелегальная иммиграция представляет с точки зрения санитарно-эпидемиологической обстановки в стране пребывания. Кроме того, нелегалы, не имея стабильной занятости и желания возвращаться в еще худшие условия на родину, пополняют маргинальные группы «изгоев общества», которые становятся источником преступности и терроризма.

Нелегальная миграция все чаще рассматривается как один из возможных путей распространения международного терроризма. Кроме того, трагические события последних лет привели к необходимости выбора между свободой личности и безопасностью. Если в начале 1990-х годов выбор делался в пользу свободы, то теперь европейцы все чаще отдают предпочтение безопасности. Другими словами, нелегальная иммиграция серьезно затрагивает сферу как национальной, так и личной безопасности.

Меры, ограничивающие въезд нелегальных иммигрантов, европейские страны стали вводить с середины 1990-х годов. Так, бельгийские власти установили штрафные санкции в сумме до 500 тыс. франков
в отношении предпринимателей за наем каждого нелегального рабочего. Франция, Германия, Люксембург начали применять штрафные меры не только в отношении работодателей, но и к самим нелегалам (вплоть до тюремного заключения и депортации)5.

Важным шагом на пути сокращения неконтролируемой миграции и гармонизации общеевропейской миграционной политики явился саммит Европейского союза в испанской Севилье в 2000 году, где были определены основные направления борьбы с нелегальной миграцией в Европе. Следует отметить, что страны, в которых наблюдается наиболее высокий приток нелегальных мигрантов (Испания, Великобритания, Италия), настаивали на принятии более жестких экономических санкций в отношении государств, не препятствующих незаконному выезду своих граждан в Европу. Было предложено поставить оказание экономической помощи развивающимся странам в зависимость от эффективности применяемых ими мер по сдерживанию нелегальной миграции. Однако такие страны, как Франция, Швеция и Люксембург, считая, что Европа в ближайшие годы не сможет сохранить уровень жизни и социального обеспечения без помощи иммигрантов, настаивали на использовании прежде всего регулирующих, а не запретительных мер. Среди основных направлений борьбы с нелегальной иммиграцией в Европейском союзе выделим следующие:

- введение более строгих законодательных актов и правовых норм, регулирующих въезд и пребывание иммигрантов (включая унификацию стандартов визовых документов и сроков получения статуса беженцев);

- усиление контроля над общими границами;

- проведение совместных операций вдоль границ;

- создание общей консульской системы и единой пограничной службы, позволяющих взять под охрану контрольно-пропускные пункты на автомагистралях, в аэропортах, на морских и железнодорожных вокзалах;

- создание общего банка въездных виз и подготовка списка стран, граждане которых должны иметь визы для въезда на территорию Евросоюза или смогут пользоваться безвизовым режимом передвижения;

- разработка общего свода законов о порядке пересечения внешних границ и подготовка практического руководства для пограничных служб;

- организация совместных полицейских сил берегового патрулирования;

- укрепление границ в горных и лесных районах;

- частичное восстановление границ между некоторыми странами (так, с 1996 г. введен пограничный контроль между Францией и странами Бенилюкса, а также между Испанией и Португалией);

- ужесточение мер против международных (транснациональных) преступных групп, занимающихся контрабандой и незаконной перевозкой людей в Европу;

- оказание давления на страны, которые не сотрудничают по проблеме прекращения потока нелегальных иммигрантов и возвращения своих граждан на родину (например, Марокко, Турция, Албания).

В целом можно сказать, что странам Европейского союза удалось принять компромиссный план проведения единого курса на противодействие нелегальной иммиграции, включающий ряд мер по выявлению и пресечению проникновения нелегальных мигрантов в страны Евросоюза, в том числе транзитным путем. В соответствии с принятой программой, «Севильской декларацией», государства Европейского союза должны активизировать деятельность по высылке нелегальных мигрантов, причем основные усилия должны быть направлены на добровольное возвращение иммигрантов. Так, например, по инициативе правительства Австрии проводится программа по репатриации чеченских беженцев в Чеченскую Республику.

Страны, которые продолжают практику кампаний массовой легализации незаконных мигрантов, подвергаются осуждению, полагая, что нелегалы получают стимул и надежду на «вознаграждение» за риск. Таким образом, речь идет о попытке интегрировать предложенные меры в единую внешнюю политику, и прежде всего в политику безопасности Европейского союза. Сложность реализации данного направления заключается в том, что в нелегальной иммиграции заинтересованы как некоторые работодатели, так и многие эмигранты.

Для Российской Федерации проблема противодействию нелегальной миграции также является актуальной. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии значительного числа незаконных мигрантов. По официальным данным, ежегодно в стране от 3 млн. до 5 млн. иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения6.

Практика государств Евросоюза по противодействию нелегальной миграции способствует выработке адекватных мер и в Российской Федерации. Так, в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной 13 июня 2012 года  Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, намечено в качестве одной из главных целей обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации.

В этой связи в основных направлениях государственной миграционной политики Российской Федерации в области противодействия незаконной миграции предусмотрено:

 - совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции;

 - совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;

 - создание и совершенствование системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий;

 - совершенствование системы государственного контроля въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации и пребывания на данной территории;

 - противодействие организации каналов незаконной миграции, в том числе за счет повышения защищенности паспортно-визовых и иных документов, позволяющих идентифицировать личность;

 - создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;

 - совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;

 - разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий;

 - усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации7.

Главное теперь - обеспечить надлежащую реализацию решений в сфере противодействия незаконной миграции населения, принятых на высоком политическом уровне.

 

 

 1Bohning R. Integration and immigration pressures in Western Europe// International Labour Review. 1991. Vol. 130. №4.

 2Study on practices in the area of regularisation of illegally staying third-country nationals in the Member States of the EU. ICMPD. February 2009// www.icmpd.org

 3Baldwin-Edwards M., Kraler A. Regularisations in Europe. ICMPD final report. 2009// www.research.icmpd.org/1184.html#c2309

 4Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2001. С. 173.

 5Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина XX столетия. М.: Институт востоковедения РАН, 1997. С. 150.

 6Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) // http://www.garant.ru/hotlaw/federal/402320/

 7Там же. П. 24 «ж».