Содействие активизации коллективных международных усилий по противодействию международному терроризму, наркотрафику, организованной преступности определены Президентом В.В.Путиным в его Указе «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» от 7 мая 2012 года среди основных задач российской  внешней политики.

Эта категория новых вызовов и угроз (НВУ) прочно вошла в международную повестку дня, стала фактором, влияющим на обеспечение глобальной и региональной безопасности, а порой и инструментом геополитического влияния.

Терроризм, преступность, наркоопасность - явления не новые. Новизна - в масштабах, то есть в уровне их опасности (варьирующейся по странам и регионам) и географическом охвате. В современных условиях они стали глобальными.

Эффективно бороться с ними можно только сообща. Тем более что криминальный мир располагает значительными финансовыми и материальными возможностями, использует современные технологии (например, вербовка и обучение своих сторонников через Интернет). Отличительная черта современной транснациональной преступности - динамика развития, быстрая адаптация к новым реалиям. Не в последнюю очередь на это влияет экономический фактор, стремление получить максимальную прибыль, часть которой идет на развитие криминального бизнеса, часть - на врастание в легальную мировую экономику. В последнее время наблюдается сращивание различных ветвей криминала, например, террористы «крышуют» пиратов и наркобаронов в обмен на финансовую подпитку. Поступает информация, что часть доходов, полученных организованными преступными группировками от незаконной добычи бивней слонов и носорогов, идет на финансирование поддерживающих связи с «Аль-Каидой» группировок «Аль-Шабаб» и «Армия сопротивления Господня», других террористических структур.

Говоря о криминальном срезе НВУ, подразумеваем вызовы, исходящие в основном от негосударственных субъектов. Для государств транснациональный криминал - противник не традиционный. Он не связан международными обязательствами, не несет ответственности перед окружающими лицами и обществом в целом, действует в иной системе моральных ценностей и нравственных установок. Чтобы нивелировать эти «преимущества» государствам необходимо создать более современную глобальную систему эффективного реагирования на вызовы международной преступности.

К настоящему времени сформировалась солидная договорная база антикриминального сотрудничества государств на глобальном и иных уровнях.

По сути дела, за последние десятилетия осуществлен прорыв в этой области, появился целый раздел международного права. Дюжина антитеррористических конвенций дополняется антинаркотической договорной базой, к ним добавились конвенции по борьбе с транснациональной оргпреступностью и коррупцией, наработан солидный пласт региональных и двусторонних договоров.

Имеющаяся международно-правовая основа позволяет преодолевать многие преграды на пути организации эффективного противодействия криминалу, но не все. Сказывается, что многие ее принципы и нормы сформировались в годы холодной войны и их реализация (например, принципа «либо выдай, либо суди») еще несет отпечаток тех лет. «Международные отношения испытывают явный дефицит доверия, - отметил в выступлении на 67-й сессии Генассамблеи ООН министр иностранных дел С.В.Лавров. - В этом мы видим главную причину, препятствующую практическому продвижению к утверждению универсальных основ равной и неделимой безопасности… Такое положение дел находится в явном противоречии как с заложенной в Уставе ООН концепцией коллективной безопасности, так и глубокой взаимозависимостью современного мира, в котором большинство вызовов и угроз являются общими для всех, носят трансграничный характер».

Основы правового регулирования антикриминального взаимодействия заложены. Но юридическую базу надо совершенствовать и наращивать, всемерно расширяя круг ее участников.

В ряду приоритетов - создание международно-правовой основы в борьбе с киберпреступностью. Действующая под эгидой Совета Европы в этой области Будапештская конвенция 2001 года не только устаревает, но и не может устраивать. Отдельные ее положения игнорируют фундаментальный принцип - уважения государственного суверенитета. Вызревает необходимость разработки международным сообществом профильной глобальной конвенции. Такое заключение сделано в подготовленном Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП) исследовании, которое в апреле 2013 года принято к сведению Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (КППУП). Работа на этом направлении будет продолжена в рамках межправительственной группы экспертов, созданной в соответствии с резолюцией 65/230 Генассамблеи ООН от 10 декабря 2010 года.

В практическую плоскость перешел процесс институционализации антикриминального сотрудничества. Договорные механизмы дополняются структурами неформальными (но не менее значимыми - ФАТФ, Римская/Лионская группа «восьмерки», Глобальный контртеррористический форум, соответствующие измерения «двадцатки», Парижско-московский процесс противодействия афганским опиатам).

Центральное место в этой системе координат принадлежит ООН, ее органам и иным профильным институтам. Последние годы наиболее активную роль в формировании глобального отпора терроризму сыграл Совет Безопасности ООН. Через его обязательные к исполнению резолюции создан более современный механизм глобального взаимодействия. Тенденция последних двух-трех лет - подключение СБ ООН к антинаркотической и антикриминальной проблематике в контексте ситуаций, несущих угрозу международному миру и стабильности. Так, влияние на них транснациональной оргпреступности в Западной Африке и регионе Сахеля Совет рассмотрел на специальном заседании 21 февраля 2012 года.

Под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН разработана и реализуется глобальная контртеррористическая стратегия ООН.

Это отнюдь не умаляет усилий, предпринимаемых на региональном уровне, в том числе под эгидой ОДКБ, ШОС, СНГ, ОБСЕ, Совета Европы, Совета Россия - НАТО (СРН), ОАГ.

Например, в Специальной группе АТЭС по борьбе с терроризмом в партнерстве с другими странами по инициативе России продвигаются такие актуальные вопросы, как противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, обеспечение комплексной транспортной безопасности, а также безопасности крупных общественных мероприятий. В формате АРФ Россия совместно с Австралией и Малайзией взяли на себя лидирующую роль в продвижении темы борьбы с кибертерроризмом.

Ряд региональных решений носит прорывной характер и оказал определяющее влияние на формирование глобальных подходов. Пример - принятая в 2005 году Советом Европы при активной роли Российской Федерации Конвенция о предупреждении терроризма. Криминализация ею публичного подстрекательства к совершению террористического преступления вылилась в призыв ко всем государствам в резолюции 1624 (2005) СБ ООН законодательно запретить такое подстрекательство, подкрепив его набором превентивных мер.

Региональное измерение противодействия НВУ приобретает особое значение под воздействием противоречивых процессов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в зоне Африканского Рога. Они обернулись активизацией террористических группировок, их мобильным перемещением через границы, быстрым вооружением, прежде всего за счет арсеналов ливийского оружия, освоением новых источников финансирования. Терроризм все плотнее сращивается с организованной преступностью, в том числе в Западной Африке и зоне Сахеля. Активность «Аль-Каиды» и Движения талибов в Афгано-Пакистанском регионе продолжает генерировать террористические угрозы транснациональных масштабов вкупе с незаконным производством и оборотом наркотиков. Опасность «перелива» этих вызовов в соседние регионы возрастает в связи с предстоящим в 2014 году выводом из Афганистана международных сил по обеспечению безопасности.

Крайне опасная тенденция - стремительное распространение идеологии терроризма и насильственного экстремизма, которое происходит зачастую с анонимной подачи в «социальных сетях» под лозунгами реформ, демократии и призывами к организации на улицах протестных акций. Не могут не беспокоить транслируемые в СМИ картины толп недовольных, выражающих свои протестные настроения под флагами «Аль-Каиды» и с портретами Усамы бен Ладена. Наблюдаются попытки проникновения сторонников «Аль-Каиды» и других террористических структур в органы власти и общественные организации. На этом фоне в мире поднимается разрушительная волна радикализма, которая провоцирует опасные межконфессиональные напряжения в различных регионах, создает благоприятные условия для привлечения в террористические группировки новых сторонников, прежде всего молодежи. Среди новых черт терроризма - распространение феномена саморадикализации и появление террористов-одиночек, от которых гораздо сложнее обезопасить общество.

Еще одна вызывающая особую тревогу тенденция - вплетение терроризма в ткань современных региональных и иных вооруженных конфликтов, как это имеет место, например, в Мали. Выступая под флагом сепаратизма, террористы напрямую угрожают территориальной целостности государств, подрывают тем самым основы международного мира и безопасности.

Серьезную озабоченность вызывает усиление интереса к Сирии со стороны «Аль-Каиды» и ассоциированных с ней других террористических структур (типа «Джабхат ан-Нусра»), их планы превратить эту страну в свой главный плацдарм на Ближнем Востоке с целью последующего распространения террористической активности на другие государства. На фоне усиливающегося влияния в рядах сирийской оппозиции террористических структур крайне важно выступать с консолидированных позиций. К сожалению, в последнее время некоторые западные страны блокируют в Совете Безопасности ООН предложения с осуждением террористических актов и угроз в контексте сирийских событий, что идет вразрез с обязательствами, вытекающими из резолюций Совбеза и Генассамблеи ООН о безоговорочном осуждении актов терроризма независимо от того, кто и где их совершает и по каким мотивам.

Развитие получило сотрудничество в борьбе с криминалом на двустороннем уровне, где общий знаменатель доверия, как правило, более высок. У России свыше двух десятков постоянно действующих рабочих групп и иных консультационных механизмов в этой сфере с зарубежными странами, в том числе рабочие группы по борьбе с терроризмом, противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках российско-американской Президентской комиссии. А недавно к ним добавилась и подгруппа по кибербезопасности.

По мере накопления кредита взаимного доверия создаются условия для продвижения к более продвинутым форматам взаимодействия. Например, проведение совместных операций (антинаркотическая - «Канал» под эгидой ОДКБ с участием широкого круга стран, в том числе не входящих в эту организацию). Знаковым можно считать участие России и США в проекте под эгидой УНП ООН по укреплению потенциала антинаркотической службы Киргизии.

В рамках ООН продолжается непростая работа, связанная с продвижением нашей линии по вопросам противодействия пиратству. На основании резолюции 1851 СБ ООН для координации действий государств и международных организаций по борьбе с пиратством создан специальный механизм - Контактная группа по пиратству у берегов Сомали (КГПС), в состав которой (всего около 50 государств) входит и Россия. В ее рамках образованы пять рабочих групп, которые рассматривают различные аспекты, связанные с этим явлением. В рамках КГПС намечены дальнейшие пути повышения эффективности предпринимаемых международной антипиратской коалицией мер. Среди приоритетов - продвижение российских инициатив, нацеленных на обеспечение неотвратимости ответственности за это опасное преступление, иные усилия по обеспечению безопасности от посягательств пиратов (включая размещение вооруженной охраны на борту торговых судов), подрыв финансово-экономической мотивации морского пиратства. Как нельзя кстати инициатива УНП ООН, которое совместно с Всемирным банком и Интерполом готовит к публикации всеобъемлющее исследование о незаконных финансовых потоках, связанных с пиратством у берегов Сомали.

Новое донорское качество России открывает дополнительные возможности для развертывания под эгидой ООН эффективного антикриминального сотрудничества.

Основательно успел зарекомендовать себя проект подготовки антинаркотических кадров для Афганистана и стран Центральной Азии на базе ВИПК МВД России в Домодедове (в рамках Совета Россия - НАТО при содействии УНП ООН). Под эгидой Управления осуществляется запуск четырех антикоррупционных проектов, финансируемых из добровольного российского взноса в фонд УНП: «Создание и поддержка функционирования электронной юридической библиотеки ООН в сфере противодействия коррупции»; «Подготовка правительственных экспертов по противодействию коррупции»; «Разработка под эгидой УНП практического пособия по предупреждению коррупции при организации и проведении крупных общественных мероприятий» и «Подготовка унифицированного руководства для бизнес-сообщества по противодействию коррупции».

Считаем целесообразным подключение к антикриминальным усилиям бизнес-сообщества, разумеется, под взаимный интерес. Создание, к примеру, рабочих мест, особенно в регионах, где имеется избыток кадров, - не только потенциальный источник доходов. Это еще и ослабление социально-экономической базы криминала, который, как правило, пускает глубокие корни именно там, где господствует бедность, безработица, отсутствуют условия для нормальной жизни. Россия - инициатор партнерства с бизнесом в борьбе с терроризмом. По предложению российского председательства в «восьмерке» в 2006 году в Москве состоялась представительная конференция, заложившая основы государственно-частного антитеррористического взаимодействия.

Важно перенести этот опыт и на другие сферы, такие как борьба с наркотиками, коррупцией. По инициативе российской стороны и при ее финансовом обеспечении в мае 2012 года в Австрии под эгидой Международной антикоррупционной академии состоялся семинар для стран СНГ и Восточной Европы по антикоррупционной подготовке бизнес-структур и их профессиональных объединений. В апреле 2012 года КППУП одобрила российскую инициативу о запуске совместной с деловым сообществом работы по формированию основ международного сотрудничества в обеспечении безопасности туристической сферы от террористических и иных криминальных посягательств.

Намерены и впредь активно задействовать экономический фактор как важное направление, дополняющее усилия по линии правоохранительных органов в борьбе с криминальными вызовами. Пример тому - решения, принятые по инициативе России в феврале 2012 года в Вене на Третьей министерской конференции Парижского пакта по борьбе с афганскими опиатами. Среди определенных ею первоочередных задач - пресечение поставок прекурсоров для производства конечного наркопродукта и финансовых потоков афганского наркобизнеса. Последней темой по инициативе России занимается теперь и целевая группа финансовых действий (ФАТФ).

Крайне важно перекрыть финансовые потоки и от иных видов преступного бизнеса, в том числе подпитывающих терроризм. В апреле 2013 года КППУП поддержала совместную инициативу России и ЮАР провести под эгидой Межрегионального научно-исследовательского института ООН по вопросам преступности и правосудия углубленное исследование на тему пресечения незаконного оборота драгоценных металлов и использования доходов от него на криминальные цели. Данную идею, получившую по инициативе России поддержку ведущих добывающих и перерабатывающих компаний - членов Международной платиновой ассоциации, имеется в виду реализовать в формате государственно-частного партнерства.

В ноябре 2012 года в Лиме состоялась представительная конференция, определившая международную стратегию альтернативного развития по противодействию наркоугрозе. Думается, заложенные в ней идеи вполне применимы и в более широком контексте - как альтернатива любому криминалу, как выбор в пользу стабильного развития и процветания. В центре работы по альтернативному развитию должна оставаться забота о человеке, обеспечении его прав, в том числе на достойное и безопасное существование, адекватное вознаграждение за честный труд.

Особую роль призвана сыграть синергия усилий государств и профильных международных организаций, таких как антитеррористические структуры ООН, УНП ООН, ПРООН, ЮНИДО, ФАО, международные финансовые институты, региональные экономические комиссии ООН. Целесообразно поощрять сотрудничество по альтернативному развитию в формате государственно-частного партнерства.

Сужение социальной базы терроризма и тесно переплетающихся с ним других проявлений преступности невозможно без системной борьбы за умы и сердца людей, с тем чтобы свести к нулю толерантность к криминалу. Важный вклад в эти усилия призвано вносить гражданское общество, прежде всего НПО, деятели культуры и религии. Важно лишить террористов и их сподвижников ореола борцов за освобождение, показать пагубность наркомании и коррупции, предотвратить рекрутирование, особенно молодежи, в преступные сообщества.

Государство и гражданское общество в лице бизнеса, НПО, СМИ - потенциальные союзники. Надо искать в этих вопросах общий интерес и выстраивать наше сотрудничество так, чтобы не дать вбить клин в совместные усилия. Цели здесь совпадают - оградить общество от метастаз коррупции, наркомании, терроризма и иной криминальной заразы.

Все эти направления работы, связанные с задействованием методов «мягкой силы», крайне востребованы в современных условиях. Данный формат находит понимание в различных регионах мира (в том числе подверженных повышенной криминальной опасности) в решении задач  предупреждения радикализации, пресечения распространения террористической идеологии и пропаганды, вербовки на этой основе сторонников террористических и иных преступных группировок. В контексте несилового воздействия сподручнее вести поиск эффективных путей нейтрализации угрозы экстремизма, продвигать принципы толерантности в обществе, расширять работу с научными и образовательными центрами, СМИ, НПО, религиозными организациями, деловым сообществом.

Разумеется, решение перечисленных задач ни в коей мере не должно рассматриваться как принижение правоохранительной составляющей, в том числе обмена информацией, проведения совместных учений, сотрудничества по уголовному преследованию преступников и обеспечению неотвратимости их ответственности, пресечению финансирования, поставок им вооружений и иных форм поддержки, а также содействия подготовке квалифицированных кадров и совершенствованию национальных законодательств. Россия будет и впредь придерживаться комплексного подхода в борьбе с терроризмом и иным криминалом.

Важно уйти от элементов конфронтационности, порой еще отравляющих совместную работу. Серьезно в этих условиях возрастает значение «сетевой дипломатии», опирающейся на поиск потенциальных союзников, формирование на этой основе гибких партнерств. Императивом сотрудничества в борьбе с криминалом остается неизменное следование международному праву, утверждение его верховенства в международных делах.

Борьба с новыми криминальными вызовами прочно интегрирована во внешнеполитический курс Российской Федерации в качестве одного из стратегических приоритетов. Работа на этом важнейшем направлении обеспечения международной безопасности будет продолжена.