Cитуация в мире не дает особых поводов для оптимизма. Международные отношения переживают не лучшие времена, испытывая серьезные «перегрузки», вызванные последствиями глобализации, с одной стороны, и участившимися рецидивами силовой политики, игнорированием элементарных норм международного права - с другой.

Дезорганизация глобального управления объективно несет в себе опасный дестабилизирующий заряд. Но сказывается и влияние субъективных факторов - зацикленности на устаревших блоковых подходах, нежелания считаться с интересами партнера, привычки полагаться на силу, двойных стандартов, непомерных национальных амбиций, непродуманных и непросчитанных шагов. В результате одна за другой возникают новые кризисные ситуации, рассыпаются основы устоявшегося порядка даже там, где все было благополучно - как на Востоке, так и на Западе.

При этом реальные проблемы безопасности - как традиционные угрозы, так и вызовы нового поколения - не только сохраняются, но и ужесточаются, требуя от мирового сообщества коллективных действий. А добиваться этого на глобальном уровне, где происходящие изменения в балансе сил вызывают обострение противоречий между участниками международных отношений, становится все сложнее. Эти глубинные процессы усиливают нарастающую в последние годы тенденцию регионализации международной жизни.

Экономический спад в индустриально развитых странах, финансовые неурядицы и турбулентность на мировых рынках подталкивают государства в разных географических ареалах к более тесному многостороннему сотрудничеству в целях обеспечения собственного устойчивого социально-экономического развития. Это стремление накладывается на активизировавшиеся по велению времени региональные интеграционные процессы, которые все более нуждаются в адекватном регулировании.

Все это настраивает региональные организации на то, чтобы смелее брать ответственность за происходящее на их пространствах в свои руки. Не является исключением в этом плане и Шанхайская организация сотрудничества.

Специфика момента

Специфику момента для региона ШОС определяет еще несколько важных факторов.

Прежде всего, это влияние ситуации в Афганистане. За годы иностранного военного присутствия в этой стране проблем не убавилось. С территории Афганистана по-прежнему исходят угрозы терроризма и экстремизма, действуют различные сепаратистские группировки, идет, не ослабевая, поток наркотиков. Начинающийся вывод контингента МССБ из Афганистана, предстоящее переформатирование военного присутствия там США и НАТО, ускоренная передача функций обеспечения безопасности афганским армии и полиции, явно не готовым взвалить на свои плечи эту непосильную ношу, вызывают в столицах сопредельных стран немало вопросов. В первую очередь их волнует, не скатится ли Афганистан опять в пучину безвластия, гражданской войны, межэтнического раскола, беспредела террористов и наркобаронов. Граничащую с Афганистаном Центральную Азию такая перспектива, естественно, не радует. Все понимают: надо быть готовыми к любому повороту событий и одновременно делать все возможное, чтобы ситуация не начала развиваться по негативному сценарию.

Еще один фактор - последствия «арабской весны». Беспорядки охватили не только многие страны обширного региона от Южного Средиземноморья до Леванта. Складывается впечатление, что в мире есть силы, заинтересованные в том, чтобы волна арабских революций не затухала, а распространялась дальше на Восток. Государства - члены ШОС, понятное дело, обеспокоены тем, что происходит в соседних регионах - в Северной Африке, на Ближнем Востоке, озабочены непрекращающимся конфликтом в Сирии, встревожены перспективой дестабилизации обстановки в других сопредельных странах. Этим во многом обусловлено стремление более эффективно использовать механизмы ШОС для обеспечения региональной безопасности, сохранения внутриполитической стабильности и спокойствия.

Третий фактор - приоритетное значение, которое приобретает экономическое развитие стран Центральной Азии. С одной стороны, в экономике региона ШОС наблюдается, прямо скажем, неплохая динамика. Даже в условиях снижения темпов роста экономик большинства стран мира и падения деловой активности на мировых рынках государства - члены ШОС демонстрируют высокие показатели. Прирост ВВП в 2012 году, хотя и снизился по сравнению с предыдущим годом, в Казахстане составил 5%, в КНР - 7,8%, в Киргизии - 5,1%, в России - 3,4%. В Таджикистане и Узбекистане зарегистрировано ускорение темпов экономического роста - до 7,4% и 8,2% соответственно. Растут объемы двусторонней торговли и инвестиционного сотрудничества между государствами - членами ШОС. Так, товарооборот между Россией и Казахстаном в 2012 году вырос на 6,8%. Активно развиваются экономические связи между Китаем и его партнерами по Организации. Объем китайско-казахстанской торговли увеличился на 25% (с 20 до 25 млрд. долл.), китайско-узбекской - на 15,5% (с 2,6 до 3 млрд. долл.), китайско-российской - на 5,2% (с 70 до 78 млрд. долл.).

Тем не менее социально-экономическая ситуация в ряде стран, прежде всего в Киргизии и Таджикистане, далека от идеала, их экономики в силу своей структуры и глубины проблем, с которыми сталкиваются эти страны, остаются уязвимыми. Именно поэтому основной акцент работы на экономическом треке ШОС должна сделать на реализации конкретных проектов, которые способствовали бы экономическому росту, развитию торговли и инвестиционного сотрудничества, созданию новых рабочих мест. Другими словами, обеспечению устойчивого социально-экономического развития государств - членов ШОС, в первую очередь центральноазиатских, как важному фактору поддержания региональной стабильности.

Вот на таком глобальном и региональном фоне приходится функционировать Шанхайской организации сотрудничества. Конечно, возникающие непредвиденные обстоятельства, новые тенденции, меняющиеся условия заставляют вносить в привычный алгоритм действий необходимые коррективы. Но в отношении ШОС эти коррективы не меняют фундаментальных основ деятельности Организации, а позволяют заострить ее отдельные аспекты, актуализировать задачи. А значит - идти в ногу со временем.

Задача №1 - безопасность и стабильность

Одной из центральных задач ШОС в складывающихся условиях становится приоритетное укрепление механизмов сотрудничества в области безопасности. Кто-то может спросить: а что, собственно говоря, нужно еще сделать, если в рамках ШОС уже сформирована солидная нормативная база противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, наркотрафику, организованной преступности, кибертерроризму и киберпреступности. Создана и активно работает Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС (штаб-квартира в Ташкенте). Налажена система регулярных совещаний руководителей профильных силовых ведомств, экспертных встреч, совместных оперативных мероприятий, обмена информацией, подготовки кадров. Утверждено Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе. Все это так. Но сегодня этого уже недостаточно, надо идти дальше.

На саммите ШОС в июне 2012 года в Пекине Президент России В.В.Путин выдвинул инициативу создания на базе РАТС универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств - членов ШОС. Эта инициатива была поддержана нашими партнерами: на своем заседании в Ташкенте 29 марта этого года Совет РАТС одобрил предложение внести на рассмотрение лидеров проект решения Совета глав государств о разработке концепции создания центра.

Что такое универсальный центр ШОС? Это должен быть орган, обеспечивающий системную работу по всему комплексу вопросов безопасности, включая такие направления, как антитеррористическое, антинаркотическое, антикриминальное, сотрудничество по линии оборонных ведомств, международная информационная безопасность. В этих целях предполагается наделить Исполком РАТС, который сейчас занимается главным образом оперативной работой по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, соответствующими дополнительными полномочиями. При этом в период становления центра работа РАТС будет вестись в прежнем режиме. Равно как не предполагается демонтировать тщательно выстроенные и хорошо зарекомендовавшие себя конструкции: трехуровневую «пирамиду» антинаркотического сотрудничества, механизм встреч министров внутренних дел и взаимодействия в области борьбы с преступностью, Рабочую группу ШОС по международной информационной безопасности.

Шесть шосовских стран едины в том, что для быстрого и адекватного реагирования на возможные нештатные ситуации, множащиеся проблемы, а порой и капризы фортуны нужна скоординированная, комплексная работа. Это и понятно: все угрозы нового поколения, исходящие с негосударственного уровня, все теснее переплетаются между собой, подпитывают друг друга. Происходит сращивание террористических групп и наркокартелей, экстремистов и хакеров-мизантропов, финансовых махинаторов и контрабандистов, торгующих оружием и «живым товаром», технологов «цветных революций» и криминалитета.

С другой стороны, прежние методы работы не всегда годятся сегодня. Скажем, становится очевидным, что профилактикой терроризма и экстремизма, предупреждением радикализации общественных настроений должны заниматься не только правоохранительные органы, но и общество в самом широком смысле этого слова. В нынешних условиях особенно востребованы методы «мягкой силы», привлечение к этой важной работе общественных организаций - НПО, религиозных объединений, молодежных движений, а также учреждений системы образования, СМИ, деловых кругов. Эти методы государства - члены ШОС еще только начинают осваивать.

Шанхайская организация ставит перед собой задачу активизации работы по тематике региональной безопасности. Практика регулярных консультаций заместителей министров иностранных дел стран - членов ШОС и стран-наблюдателей должна быть не только продолжена, но и расширена за счет дополнения встреч на высоком уровне экспертными встречами, налаживания взаимодействия по тематике борьбы с терроризмом и наркотиками, по афганским делам с ОДКБ, другими зарубежными партнерами. Больше внимания надо уделять совместному анализу и прогнозированию развития обстановки в регионе, выработке вариантов реагирования и превентивных мер. На место простому обмену мнениями должно прийти согласование позиций и действий.

Понятно, что «первую скрипку» в оказании содействия Афганистану - от безопасности и национального примирения до восстановления экономики страны - должна играть не ШОС, а те, кто эту кашу заварил. Но в интересах ШОС сделать так, чтобы в ИРА как можно скорее воцарились стабильность и порядок, чтобы территория этой страны больше не была источником угроз терроризма и экстремизма, чтобы там не скрывались «алькаидовцы» и боевики из антиправительственных и сепаратистских движений. Для этого властям Афганистана надо помочь, тем более что Кабул искренне стремится к сотрудничеству с ШОС, возвращению в региональную «семью».

Об этом шла речь на прошедшей 29 апреля текущего года в Бишкеке Восьмой встрече секретарей советов безопасности государств - членов ШОС, где основной темой обсуждения были вопросы обеспечения безопасности на пространстве ШОС с учетом меняющейся ситуации в прилегающих регионах. Участники этой высокой встречи подчеркнули уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности ИРА и выразили поддержку стремлению афганского народа к мирному восстановлению и возрождению страны, одновременно высказавшись за дальнейшее расширение и укрепление многопланового сотрудничества в рамках ШОС с целью обеспечения мира и стабильности в регионе.

Общий враг - афганские наркотики

Острейшая проблема для всех шосовцев - наркотики, поступающие контрабандой с территории Афганистана. Она подробно обсуждалась на очередном, уже четвертом Совещании руководителей ведомств государств - членов ШОС, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которое состоялось 30 апреля в столице Киргизии. Детальный анализ складывающейся сегодня ситуации с производством наркотиков в Афганистане и их переброской на территорию стран Центральной Азии, России, Китая позволил главам антинаркотических ведомств выработать важные договоренности о новых мерах по усилению взаимодействия шести стран в борьбе с наркоугрозой. В их числе - совершенствование механизма сотрудничества и координации, проведение совместных операций, в том числе по линии территориальных антинаркотических подразделений в приграничье, укрепление антинаркотического потенциала центральноазиатских государств, находящихся на «переднем крае» борьбы с этим коварным врагом.

Говорилось на совещании и о том, что для того, чтобы справиться с проблемой афганских наркотиков, разросшейся за последнее десятилетие до планетарных масштабов и угрожающей миру и стабильности в регионе, одних мер по поимке наркокурьеров мало. Надо ставить вопрос о замене сформировавшейся в Афганистане «наркоэкономики» здоровой экономической моделью, о вытеснении выращивания опиума развитием нормального сельского хозяйства, об устранении стимулов к преступной деятельности. Усилия, направленные на уничтожение маковых полей, обнаружение и ликвидацию нарколабораторий, безусловно, необходимы - этим обязаны заниматься коалиционные силы и афганские правоохранительные органы. Но они должны сопровождаться форсированной индустриализацией ИРА, ударным экономическим строительством, возведением объектов инфраструктуры, решением социальных проблем. Это - общая задача для всего мирового сообщества, но страны региона, в том числе государства - члены ШОС, могут в этом оказать Кабулу посильную помощь. Сильнее всего страдая от наркоагрессии международных картелей, ведущейся с территории Афганистана, страны ШОС должны «бить в набатный колокол», привлекать всеобщее внимание к этой проблеме и предлагать пути ее решения.

Государства - члены ШОС нацелены на более активную взаимную поддержку в том, что касается защиты суверенитета и территориальной целостности, обеспечения безопасности и стабильности. Слишком высока цена дестабилизации и хаоса, чтобы допустить такое даже в одной из шосовских стран.

В вопросах парирования угроз ШОС не одинока. На евразийском пространстве действует еще целый ряд эффективных механизмов. Они, быть может, не обладают такими присущими ШОС чертами и преимуществами, как географический размах, политический вес, экономический потенциал, международный авторитет, широта направлений сотрудничества, но и у них есть свои сильные стороны. В первую очередь речь идет об ОДКБ, которая блюдет мир и безопасность в зоне своей ответственности и, будучи оборонным альянсом, имеет возможность обеспечивать безопасность в том числе и военными средствами. Взаимодействие ШОС и ОДКБ - насущная потребность настоящего момента.

Работают в регионе Центральной Азии и другие интересные потенциальные партнеры ШОС: ооновские структуры - Контртеррористический комитет СБ ООН, Региональный центр по превентивной дипломатии (с Управлением ООН по наркотикам и преступности и ЦАРИКЦ «шестерка» уже установила связи), СВМДА, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Полезные проекты осуществляет ОБСЕ, с которой тоже имело бы смысл наладить контакты и сотрудничать - разумеется, только в тех областях, которые нужны ШОС.

Наконец, ШОС является участницей Стамбульского процесса содействия региональной безопасности и сотрудничеству во имя безопасного и стабильного Афганистана, получившего высокопарное название «Сердце Азии». У Организации есть все необходимое, чтобы вносить реальный вклад в осуществление разработанных в рамках Стамбульского процесса мер доверия и одновременно приглашать регионалов участвовать в работе ШОС по тематике борьбы с терроризмом, наркотрафиком и преступностью. Шосовская площадка - более освоенная и удобная.

Следует более плотно вовлекать в работу по укреплению безопасности в регионе наблюдателей при ШОС - Афганистан, Индию, Иран, Монголию, Пакистан. В сущности, вокруг ядра Шанхайской организации формируется коалиция единомышленников, разделяющих и наши озабоченности, и наши подходы по широкому кругу вопросов региональной жизни. Эти страны выражают заинтересованность в совместной работе. ШОС должна предпринимать более активные практические шаги навстречу этому интересу.

Экономическое сотрудничество - вторая
«несущая опора» ШОС

Многое сегодня решается в плоскости экономики. Отсюда и новые акценты в работе ШОС: все более важным вектором приложения усилий Шанхайской организации становится повышение внимания к вопросам обеспечения экономической стабильности и практического сотрудничества в реализации взаимовыгодных экономических проектов.

Тема кооперации экономик стран ШОС находится в поле зрения Организации практически с момента ее основания в 2001 году. Программа многостороннего экономического сотрудничества государств - членов ШОС была утверждена еще в 2003-м. С тех пор подписано множество различных документов - межправительственные и межведомственные соглашения, меморандумы, программы и планы. Действуют механизмы совещаний министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, министров транспорта, науки и техники, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры и т. д.

В рамках ШОС созданы и активно функционируют Деловой совет и Межбанковское объединение. Каждая из этих структур ведет нужную работу по сближению деловых кругов стран - членов ШОС, выявляет зоны сопряжения их интересов, инициирует инвестиционные проекты и содействует их реализации.

Характерная примета последнего времени - появление в рамках ШОС значительного числа реальных проектов. В целом развитие проектной деятельности видится наиболее перспективным направлением экономического сотрудничества по линии ШОС, поскольку интеграционные задачи это объединение перед собой никогда не ставило и не ставит. Интеграция на пространстве Евразии разворачивается под эгидой Таможенного союза и формирующегося Евразийского экономического союза, которым следовало бы установить с ШОС партнерские отношения. ШОС же, в свою очередь, предстоит найти свою уникальную нишу в процессах региональной экономической жизни. Поэтому проектная деятельность сегодня в наибольшей степени соответствует и реалиям, и потребностям стран, входящих в состав ШОС, а также тех государств, которые тянутся к завязыванию контактов с ней.

Появился новый инструмент работы на экономическом направлении - Перечень мероприятий по развитию проектной деятельности. Он был принят на заседании Совета глав правительств государств - членов ШОС, которое состоялось в Бишкеке 4-5 декабря 2012 года. Перечень насчитывает около 30 различных проектов - от строительства транспортных магистралей до сотрудничества по линии отдельных научно-исследовательских центров. Среди них - «пилотный» проект по торговле национальными валютами государств - членов ШОС на Московской бирже без посредничества доллара (в 2011 году общий объем торгов по паре - юань/рубль составил 4,5 млрд. рублей, а в 2012-м - 7,7 млрд., рост на 72%), создание «Высокоскоростной информационной магистрали ШОС», разработка технологии геодинамического мониторинга с целью прогнозирования опасных геологических процессов на базе Международного геодинамического полигона в Бишкеке, проект создания совместных производств по хранению, переработке и транспортировке сельхозпродукции на базе транспортно-логистического комплекса в Саратове и другие.

Может показаться, что количество позиций и размах проектов пока выглядят достаточно скромно. Возможно. Но это только начало. Перечень - «живой» документ, в который по мере вызревания и выдвижения будут вноситься новые проекты, а реализованные проекты, наоборот, будут из него исключаться.

Все больше проектов осуществляется не в межправительственном формате, а по линии корпоративного сектора. Так, на юге Челябинской области строится мультимодальный транспортно-логистический комплекс, прорабатываются идеи строительства на территории России и Киргизии технопарков по производству светодиодных ламп, строительства средних и малых ГЭС в Казахстане и Таджикистане, создания площадок для развития электронной торговли, учреждения Центра высоких технологий ШОС и т. д.

Для реализации проектов «шестерке» нужны собственные источники финансирования. Эту задачу должны решить механизмы финансового сопровождения проектной деятельности, над которыми сейчас размышляют эксперты. На сегодняшний день рассматривается несколько концепций - идея создания специального счета ШОС, небольшого по объему финансового института для кредитования технико-экономических обоснований проектов, идея учреждения крупного банка развития ШОС, который выдавал бы кредиты для осуществления самих проектов, планы более полного использования возможностей Межбанковского объединения ШОС, а он располагает огромными резервами. Следует заметить, что схожие проблемы стоят и перед другими многосторонними объединениями. К примеру, в родственном Шанхайской организации сотрудничества объединении БРИКС решение о создании банка развития уже принято. Об этом договорились лидеры пяти стран-участниц на недавнем саммите БРИКС в Дурбане.

Рентабельность торгово-экономического сотрудничества в немалой степени зависит от наличия удобного транспортного сообщения, оптимальных маршрутов перевозок грузов и пассажиров, способствующих развитию деловых связей и позволяющих сокращать издержки. Транспорт - одна из важнейших скреп, обеспечивающих единство региона ШОС. Многое на этом треке уже делается. К саммиту в Бишкеке планируется приурочить подписание Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Подписание этого документа откроет для автоперевозчиков стран - участниц ШОС целый ряд необходимых для бизнеса маршрутов, в том числе право сквозного проезда от берегов Атлантики (Санкт-Петербург, Россия) до Тихого океана (Ляньюньган, КНР). Это, в свою очередь, создаст предпосылки для формирования транспортного коридора Западная Европа - Китай. Идет строительство автомагистрали Е-40, которая свяжет Россию, Казахстан и Узбекистан с Китаем. Разрабатывается Программа скоординированного развития автомобильных дорог на пространстве ШОС.

Перспективным направлением экономического сотрудничества может стать энергетика. В настоящее время завершается работа по запуску Энергетического клуба государств-членов, государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС. Он должен стать неформальным клубом для общения представителей правительств, а также деловых и научных кругов всех стран, которые испытывают интерес к энергетическому сотрудничеству в регионе ШОС и вокруг него.

Большие надежды связываются с инновациями и сферой высоких технологий. По инициативе Казахстана эксперты сторон завершают работу над проектом Соглашения о сотрудничестве в области науки и техники. Одна из новейших совместных разработок России и Китая, вызвавшая интерес у большинства стран ШОС, - проект создания подвижной системы спутниковой связи, предусматривающий запуск нескольких искусственных спутников и строительство наземной инфраструктуры. Итогом этой работы должно стать появление у ШОС собственного независимого комплекса для передачи сигнала, поддержки телекоммуникационных каналов и обеспечения позиционирования объектов на Земле. Он будет обслуживать прежде всего интересы ведомств по чрезвычайному реагированию, пограничных служб, помогать в проведении спасательных операций и т. д., но сможет использоваться и для предоставления услуг мобильной связи населению.

Новое многообещающее направление - молодежное предпринимательство. В ноябре 2012 года в Алтайском крае с успехом прошел Международный форум по предпринимательству и приграничному сотрудничеству. Его инициатором выступил Молодежный совет ШОС - динамичная и полная идей структура, учрежденная в 2009 году по инициативе Президента России В.В.Путина. Форум собрал более 500 участников из многих стран Евразийского региона. Круг вопросов, которые обсуждались на нем, охватывал самые разные темы - от инноваций и «зеленой экономики» до пропаганды идей добрососедства через Интернет и облегчения визового режима для молодых предпринимателей и студентов. Успешные бизнесмены 30-40-летнего возраста рассказывали о своем опыте ведения бизнеса, а начинающие презентовали собственные идеи и проекты.

Растущий интерес к ШОС проявляют российские субъекты Федерации и регионы других государств-членов. Это открывает широкие перспективы для наращивания межрегионального и приграничного сотрудничества. С различными инициативами по подключению к сотрудничеству в ШОС на МИД России вышли Республика Башкортостан, Саратовская и Челябинская области, Алтайский край, межрегиональные объединения «Сибирское соглашение», «Наш общий дом - Алтай».

Поистине «золотая жила» - сфера туризма, где уже есть первые ростки многостороннего взаимодействия: создана Ассоциация туроператоров России, Китая, Казахстана и Монголии, вовлеченных в проект «Великий чайный путь». Другими словами, экономика становится после безопасности второй «несущей опорой» ШОС.

Культуры разные, но пространство общее

ШОС - это не только безопасность и экономика. Это огромный культурный ареал. Тяга к взаимопознанию культур и традиций, к обменам между людьми искусства всегда была свойственна для народов, населяющих Евразию. Сегодня в развитии гуманитарного сотрудничества назрела постановка нового уровня задач. Речь следует вести уже не просто о взаимодействии, но и движении к общему образовательному, культурному, интеллектуальному и информационному пространству. Сообщество ШОС - кому-то это может показаться фантазией мечтателя, но именно этим путем шел Евросоюз, по нему идут АСЕАН, многосторонние объединения Латинской Америки. У стран нашего региона оснований для построения сообщества ничуть не меньше.

У стран - членов ШОС множество различных инициатив в культурно-гуманитарной сфере. Одни уже реализуются, другие находятся на стадии подготовительной работы. Идет учебный процесс в сетевом Университете ШОС, объединяющем ни много ни мало 69 вузов государств-членов и Белоруссии. 22-24 мая в Российском университете Дружбы народов успешно прошла очередная Неделя образования государств - членов ШОС «Образование без границ», в ходе которой уполномоченные представители головных вузов Университета ШОС подписали Соглашение о совместной подготовке магистров.

Культурные связи развиваются между странами ШОС уже давно и к всеобщему удовлетворению приносят бесценные результаты в виде расширения контактов между людьми, «узнавания» друг друга, духовного развития. На протяжении ряда лет в различных городах проводятся интереснейшие конференции «Диалог языков и культур СНГ и ШОС в XXI веке». Российская сторона предложила проводить регулярные фестивали культур народов стран - членов ШОС. Обсуждается идея налаживания в формате шосовских стран и их ближайших соседей межцивилизационного диалога - ведь Россия, Китай, центральноазиатские государства, страны Среднего Востока, Индия, Монголия представляют значительную часть мировых цивилизаций, и гармоничное сосуществование и сотрудничество между ними имеет для региона Евразии первостепенное значение.

Сотрудничество, которое уже активно ведется между государствами-членами, - внешнеполитическое взаимодействие. Сейчас международная обстановка требует его существенного уплотнения, более тесной координации действий шести стран в международных организациях и региональных делах. Вряд ли стоит доказывать, что это отвечает и общим интересам, и интересам каждого из участников объединения. Когда на международной арене государства выступают вместе, их голос приобретает совершенно иной вес, а общая позиция - гораздо большее влияние.

В быстро меняющемся мире ШОС следует наращивать обороты своих внешних связей, стремиться к расширению круга друзей среди партнеров государств и многосторонних объединений. Такие контакты развиваются. В частности, активно работает на этом направлении генеральный секретарь ШОС Д.Ф.Мезенцев, вступивший в должность 1 января 2013 года. За прошедшие несколько месяцев он принял участие в работе открытого заседания СБ ООН по Афганистану, Дня безопасности ОБСЕ в Вене, Третьей министерской конференции Стамбульского процесса в Алма-Ате. Кстати, там «на полях» конференции генеральный секретарь ШОС и министр иностранных дел Турции подписали Меморандум о предоставлении Турецкой Республике статуса партнера по диалогу ШОС.

Примечательно, что интерес к ШОС демонстрируют не только ближайшие соседи по региону, но и такие государства, как Азербайджан, Армения, Бангладеш, подавшие заявки на получение статуса наблюдателя при Организации. Некоторое время назад с просьбой о предоставлении статуса партнера по диалогу обратилась Украина. Это - безусловное признание успехов ШОС, привлекательности ее политической философии и практических возможностей, роста ее популярности. Но одновременно это и шанс сделать еще один шаг в направлении формирования в Евразийском регионе нового «консорциума» стран, объединенных общей целью - гарантировать прочный мир, безопасность, стабильность. Очевидны и дивиденды от сотрудничества с ШОС для стран-соискателей статуса в диалоге с ней: заручиться политической поддержкой «шестерки», получить доступ к дополнительным ресурсам в целях обеспечения своего экономического роста, обрести надежные опоры для проведения независимой внешней политики. Это надо только приветствовать.

ШОС, конечно же, нужна активная, если хотите, агрессивная информационная политика - политика, которая была бы скоординированной на политическом уровне, профессионально выстроенной, располагающей адекватными каналами распространения информации и обеспеченной ресурсами. Для того чтобы о ШОС знали во внешнем мире и в самих государствах-членах, сведения о ней необходимо инициативно продвигать в СМИ. Разговор не о том, чтобы штампами лозунгов заниматься пропагандой ШОС в худших традициях минувшей эпохи, не о том, чтобы приукрашивать действительность. Надо объективно и честно рассказывать о ШОС. Информацию об успехах этого объединения и его проблемах надо оперативно, системно и доступно доводить до сведения не только политологов и экономистов, интересующихся международными делами и проблематикой регионального сотрудничества в Евразии, внешней политикой России, Китая и центральноазиатских государств. Эта информация должна стать достоянием широких кругов наших сограждан и зарубежной общественности.

Необходимо, чтобы люди знали, чем занимается ШОС, какие вопросы она решает, чем озабочены ее члены, какое место принадлежит ШОС в международном раскладе сил. Ответственность за это лежит как на членах ШОС, их профильных ведомствах и государственных СМИ, так и на постоянно действующих органах ШОС - Секретариате и Исполкоме РАТС. Сегодня сохранять «низкий профиль» на информационном поле для Организации, не без оснований претендующей на ведущие роли в глобальном и региональном сотрудничестве, просто недопустимо.

Бишкек-2013

Близится к завершению председательство Киргизской Республики в ШОС. Председательство проходит успешно, многое уже сделано. Венцом председательства станет заседание Совета глав государств - членов ШОС, которое пройдет летом этого года в Киргизии. В столицу этой небольшой по мировым меркам горной страны в центре Евразии съедутся высшие руководители России, КНР, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. В качестве гостей председательствующей стороны к ним присоединятся лидеры государств-наблюдателей при ШОС - Афганистана, Индии, Ирана, Монголии и Пакистана, а также руководители исполнительных органов ООН, ЭСКАТО, ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС и АСЕАН - международных организаций и структур, с которыми ШОС имеет официальные отношения. Готовятся важные политические документы - Бишкекская декларация и Информационное сообщение по итогам саммита.

Бишкеку не в новинку принимать у себя саммиты ШОС. Лидеры шести государств уже собирались здесь в августе 2007 года. Та встреча была знаменательна подписанием одного из основополагающих документов Организации - Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС. Договор вступил в силу, и сейчас стороны работают над планом действий по реализации его положений, документом исключительно важным для развития ШОС, для будущего региона.

Хотел бы также напомнить, что еще одна историческая встреча имела место в Бишкеке в августе 1999 года, то есть еще до создания ШОС. Тогда на саммите «Шанхайской пятерки» был достигнут ряд договоренностей, которым предстояло сыграть большую роль в построении новой многосторонней системы взаимоотношений в Евразии, - о дальнейшем расширении сотрудничества пяти стран в области безопасности, начале проведения совместных мероприятий по противодействию терроризму и наркотрафику, а главное - о начале регулярных контактов и консультаций, включая встречи министров иностранных дел, министров обороны, руководителей ведомств, занимающихся вопросами экономического и культурного сотрудничества. Тем самым был дан старт упорядоченной работе в рамках «Шанхайской пятерки», которая заложила основу для создания ШОС.

Результативное проведение года председательства, организация такого крупного международного мероприятия, как саммит ШОС, - показатель отличной работы киргизских коллег, в целом свидетельство того, что государственные институты в этой стране, совсем недавно пережившей внутренние беспорядки, работают исправно. С другой стороны, нельзя не признать, что содействие, которое оказывают киргизской стороне коллеги из других стран - членов ШОС на ответственном этапе председательства, служит важным подспорьем в ее практической работе, а если посмотреть шире - действенной товарищеской поддержкой правительства Киргизии. В полном соответствии с «шанхайским духом».

После Киргизии председательствовать в ШОС будет Таджикистан. И уже очень скоро - в 2014-2015 годах эстафету председательства в ШОС предстоит принять России. Москва, разумеется, постарается - во взаимодействии с другими государствами-членами - использовать эту привилегию для того, чтобы ШОС стала еще сильнее и эффективнее, оказалась на уровне стоящих перед ней задач, имела четкую, амбициозную и рассчитанную на длительную перспективу стратегию развития.

ШОС не может оставаться застывшей, неизменной, закостенелой, когда вокруг все меняется с калейдоскопической быстротой. Но при этом важно подчеркнуть: никто не подвергает сомнению концептуальные основы ШОС, принципы, на которых зиждется эта крупная и авторитетная региональная организация. В этом - в крепости фундамента, в жизнеспособности базовых ценностей - ее притягательность и сила.

Сохранит ШОС и приверженность приоритетам своей деятельности. Центральными среди них, в этом нет никакого сомнения, и впредь будут оставаться сотрудничество в вопросах борьбы с наиболее острыми угрозами и вызовами стабильности и спокойствию ее членов и совместные усилия по обеспечению надежной системы региональной безопасности.