Работа известного не только коллегам по дипломатическому цеху, но и многочисленным представителям культурного сообщества как в России, так и за рубежом автора С.И.Косенко* (*Косенко С.И. Мягкое могущество в твердой упаковке. Особенности культурной политики Франции. М.: МГИМО-Университет, 2011. 416 с.)

 посвящена культурной политике Франции на рубеже XX-XXI веков, политике культурного возрождения, трансформации в условиях всеобъемлющих процессов мировой глобализации.

Позиционируя себя как сторонника исторической традиции французской и российской культурной политики, автор ставит своей целью на примере Франции показать преимущества такой национальной культурной политики, которой на протяжении многих лет оказывается твердая государственная поддержка, особенно в неспокойную эпоху мировых кризисов, несущих в том числе и угрозу размывания и униформизации национальных культур.

Книга задумана так, чтобы подчеркнуть исторический водораздел между существовавшей веками французской культурой с ее высокими духовными и нравственными устремлениями, на которых выросли многие поколения людей во всем мире, и так называемой массовой, коммерциализированной культурой, захлестывающей все мировое пространство.

Как справедливо отмечено автором, то почетное место в мировой сокровищнице духовных ценностей, которое продолжает занимать история и культура Франции, завоевано благодаря проводимой государством целенаправленной культурной политике, которая отвечает прежде всего интересам своей страны, той непреходящей преемственности, корни которой уходят в глубь веков, во времена Пятой Республики, мыслителей эпохи Просвещения, Великой французской революции, времена великих французских философов-гуманистов - Ш.Монтескье, Вольтера, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо.

Автор напоминает нам, что великая французская культура – это не только и не столько «король-солнце», мушкетеры, соборы и замки, но и бессмертные художественные полотна импрессионистов и модернистов, прекрасная музыка Г.Берлиоза, Ж.Бизе, песни Э.Пиаф, Ш.Азнавура, Дж.Дассена. Особую роль в «мягком могуществе» Франции играют знаменитейший национальный кинематограф – от братьев Люмьер до современных известных кинорежиссеров, таких как Ж.-Л.Годар, П.Кассовиц, Ж.-П.Жёне, - талантливые артисты, звезды кино и, наконец, французская высокая мода, тонкая гастрономия и т.д. Иными словами, фундамент французской культуры надежен и прочен. Об этом автор призывает читателя не забывать.

С позиции сегодняшнего дня актуальность книги обусловлена неумолимыми процессами расширения глобализации, а точнее сказать, американизации современного мира, нарастания в этих условиях проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия каждой цивилизованной страны, в том числе и России.

Красной нитью через всю книгу автор пытается провести мысль об ответственности государства в отношении собственной культуры.

На примере Франции 80-90-х годов прошлого века С.И.Косенко пытается проанализировать модели проводимой культурной политики, когда культура превратилась в «прочный бастион» защиты национального самосознания и фактор национальной сплоченности французов перед лицом политического, идеологического, языкового натиска из-за океана, этакого, по словам автора, «могучего и грубого американского культурного катка».

Автор, четко указывая на грозящую опасность французскому «культурному сиянию», будучи «оптимистом по натуре», убежден, что при всех имеющихся проблемах оснований для чрезмерного беспокойства за будущность французской культуры нет, хотя чувство обеспокоенности присутствует. Такое положение вещей связано прежде всего с тем, что руководство страны, стараясь прагматично относиться к управлению культурой, вынуждено переходить к материальной ее составляющей, то есть сокращать или экономить государственные расходы на ее развитие. Это создает риск завести культурную политику в тупик  или даже более того - на американский манер смешать ее с шоу-бизнесом, сделать развлечением, досугом, массовой культурой. Иными словами, Франция, которую наряду с некоторыми другими европейскими странами по праву можно считать колыбелью европейской культуры, сталкивается с теми же современными вызовами, с какими сталкивается и наша отечественная культура.

В книге отчетливо и ясно показано, что культура во Франции издавна тесно связана с политикой и властью. Этому посвящена первая глава книги, в которой подробно освещено зарождение и генезис культурной политики.

Благодаря просвещенным монархам, начиная с Карла Великого (VIII в.) и далее в XIII-XVIII веках, развитию культуры, будь то распространение языка, основание библиотек, создание кружков артистов, интеллектуалов, художников и писателей, уделялось особое внимание. Были основаны  Коллеж де Франс, Королевская библиотека, типография, Французская академия. Учреждены «Комеди-Франсэз», Национальная консерватория, увидела свет знаменитая «Энциклопедия» Дидро и Даламбера.

На протяжении столетий менялись правители, политические режимы, однако государственная политика в отношении национального культурного достояния, его защиты и сохранения не претерпели существенных изменений. Государство в законодательном порядке взяло на себя функцию «культурного патерналиста». Во французском обществе постепенно стала утверждаться привлекательная для всех гуманистическая направленность культуры, ее доступность.

Проводя временной срез исторических пластов становления культурных традиций Франции, особый акцент автор делает на послевоенный период, а именно на конец 50-х годов XX века – после прихода к власти генерала де Голля и создания  в феврале 1959 года Министерства по делам культуры. Министерство задумывалось как институт, способный и призванный проводить амбициозную, тщательно продуманную и планомерную культурную политику, стоящую вне политических разногласий и субъективных пристрастий. И действительно с полным правом можно сказать, что именно тогда были заложены прочные основы  современной государственной культурной политики во Франции. Она стала если не народной, то тем не менее была национальной1.

Проанализировав более чем 20-летний период, прошедший после создания министерства, автор справедливо отмечает, что, несмотря на все трудности, культурный облик Франции существенно преобразился. Свидетельством тому стал тот несравненный статус и авторитет великой культурной столицы мира, который Франция приобрела к началу 1980-х годов. По мнению С.И.Косенко, заслуга в этом принадлежит преобладающей роли государства, положенной в основу концепции культурной политики.

Однако не только государственное участие в вопросах культуры способствует повышению ее престижа и авторитета. Роль личности здесь важна как никогда, и автор достаточно подробно перечисляет достижения близкого соратника тогдашнего Президента Франции социалиста Ф.Миттерана, министра культуры Ж.Ланга «вознесшего культурную политику на невиданную доселе высоту». Деятельность Ж.Ланга при всей ее оригинальности и размахе четко вписывалась в традиции преемственности культурной доктрины. Прагматичный министр предпочитал конкретные действия философским рассуждениям. Он первым выдвинул задачу увязать экономику с искусством и творчеством, эстетику с рациональным использованием новейших технических средств и все это поставить на службу более широкому распространению французской культуры в мире. Его цель – демократизировать культуру, а это, прежде всего, дать возможность пробиться новым талантам, имеющим желание творить. Его принцип – искусство и культура должны быть главными предметами духовных обменов между народами. Симпатию вызывал и тот искренний энтузиазм, с которым он занимался продвижением французской культуры в стране и за рубежом, введя в обиход понятие «культурная индустрия».

Подробно перечисляя прорывные успехи и достижения в культурной сфере, автор не упускает из вида политический фон: сложившееся «совместное обитание» правых и социалистов.  Это способствовало укреплению позиций сторонников «культурной исключительности» Франции, что в дальнейшем в трудном диалоге с европейскими партнерами и при жестком давлении США на многие годы вперед определит самостоятельный и специфический характер этой политики.

Однако, как говорится, вода и камень точит. Автор признает, что с началом нового тысячелетия, в условиях ускоренной модернизации, технократизации общества, глобализации, культурная политика во Франции постепенно стала утрачивать свое «стратегическое назначение», превратившись из объекта приоритетной политической заботы государства в одну из «рутинных» сфер текущей деятельности правительства. Обнажились и такие проблемы, как международная конкуренция во всех областях культуры, особенно с заокеанской, сулящей униформизацию и стандартизацию культурных понятий и ценностей; усиливающаяся глобализация как в экономике, так и ментальности, языке, культурных привычках. Выявилась и обратная сторона – риск протекционизма, отгораживание, замыкание на себе, культурное выхолащивание.

Во второй главе книги автор задается вопросом: «Располагает ли Франция в новых условиях достаточной политической волей и потенциалом удерживать свои передовые позиции в области культурного развития?» Ответ кроется в принятом Францией на рубеже XX-XXI веков принципе «разнообразия культур», диверсификации культурных обменов с другими странами, полагая, что только так возможно сохранить уникальность собственного культурного наследия.

В то же время осознание того, что культура является важнейшим инструментом внешней политики, поможет французскому обществу преодолеть новые вызовы. Если активное участие государства в делах культуры всегда было отличительной чертой внутренней политики страны, то забота о ее распространении за рубежом и развитие культурных связей с другими странами традиционно являлись и пока еще остаются важной составной частью ее внешней политики. Эту политику принято называть франкофонией. Сам термин «франкофония», или «франкоязычие», означает ареал распространения французского языка в мире. В книге содержатся множество свидетельств на эту тему, в том числе и то, что первые организации, сложившиеся со временем в систему «франкофонии», возникли не во Франции и не по ее инициативе, а в Африке и Канаде.

С середины 1980-х годов понятие «франкофония» подразумевает политику помощи в целях развития. Сегодня во всем мире на французском языке говорят, пишут и читают около 220 млн. человек. На всех пяти континентах его учат 116 млн. человек. В 32 странах он является официальным государственным языком. Эти цифры приведены, чтобы наглядно показать, какая реальная мощь стоит за «мягкой силой» Французской Республики.

В завершение краткого обзора хотелось бы отметить, что работа С.И.Косенко содержит важный посыл – успешное будущее России во многом зависит от грамотной, амбициозной, отвечающей современным требованиям концепции отечественной культурной политики. Однако главное достоинство книги заключается в умелой, ненавязчивой подаче автором материала, пересказе интересных фактов и событий, свидетелем которых был он сам. Успешно обобщен тот позитивный французский опыт, которым могла бы воспользоваться современная Россия. Как отмечено в новой Концепции внешней политики РФ, «неотъемлемой составляющей современной международной политики становится «мягкая сила» – комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии»2. Успешность использования «мягкого» потенциала во многом зависит от учета накопленного другими странами опыта, в данном случае - опыта Франции.

 

 

 1Djian Jean-Michel. La politique culturelle. Le Monde-Editions. Paris, 1996. P. 231.

 2Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ  В.В.Путиным 12 февраля 2013 //URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F