Тысяча лет истории сотрудничества и противостояния, союзничества и вражды, трагедия двух мировых войн и десятилетия блоковой конфронтации прочно связали, сплели воедино судьбы россиян и немцев. Совместное прошлое стало крепким фундаментом развития двусторонних отношений, которые уже давно преодолели рамки, устанавливаемые категориями политической целесообразности и экономической эффективности. Наше взаимодействие обрело уникальное гуманитарное измерение, пронизывающее его и скрепляющее на всех уровнях и во всех сферах, отражающее его зрелый, стратегический характер.

Историческое примирение между народами России и Германии  - краеугольный камень взаимного доверия и добрососедства, являющийся надежной опорой динамично развивающегося партнерства. Можно с уверенностью констатировать, что вытекающие из прошлого «проблемные» вопросы между россиянами и немцами многолетними совместными усилиями решены окончательно. Это принципиальная, проверенная временем линия, позволяющая успешно взаимодействовать сегодня и выстраивать приоритеты на будущее.

В целом подход двух стран к нашей общей истории, в том числе и трагическим ее страницам, - бережный и конструктивный, ориентированный на взаимопонимание и сотрудничество. Москва и Берлин стараются не допускать ее идеологизации и тем более политизации в угоду конъюнктурным соображениям. Подобные подходы во многом отражают стремление значительной части европейского научного сообщества к более объективным оценкам.

Тем не менее некоторые политические и академические круги с обеих сторон активно лоббируют сохраняющую устойчивость тенденцию выборочного и политизированного отношения к прошлому континента. Подобная активность наносит ощутимый ущерб кропотливо восстанавливаемому нами доверию между россиянами и немцами и может негативно отразиться на перспективах продолжения совместных проектов, причем не только осуществляемых в рамках научно-исследовательского, культурно-гуманитарного и военно-мемориального сотрудничества. Именно негативный исторический базис создает предпосылки для спекуляций о России как непредсказуемой стране, потенциальном сопернике и даже противнике, руководствующемся имперскими и колониальными амбициями.

В этой связи и Россия, и Германия из года в год на практике подтверждают готовность к осмыслению «белых пятен» совместной истории, включая рассмотрение проблем, неизбежно возникающих в восприятии общественности, прежде всего в рамках диалога ученых и исследователей. Ключевую роль в этом процессе играет историко-архивное взаимодействие, общий поиск исторической правды на основе фактов, а не эмоций, предрассудков и клише. Контакты российских и германских специалистов, доступ к соответствующим открытым архивным фондам и реализация общих издательских и культурно-просветительских проектов дают реальную возможность сблизить взгляды на события прошлых лет.

Правовая база в этой сфере основывается на Соглашении между правительством Российской Федерации и правительством Федеративной Республики Германии о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 года. В соответствии с ним стороны стремятся «обеспечивать широкий доступ всем заинтересованным лицам к культуре другой страны, включая искусство, литературу и историю», «проводить соответствующие мероприятия и оказывать в рамках своих возможностей взаимную поддержку… при осуществлении контактов, обмене специалистами и материалами в области издательского и библиотечного дела, архивов и музеев» (ст. 2, п. 1), а также «сотрудничать с целью такого освещения в учебной литературе истории, географии и культуры другой страны, которое способствовало бы лучшему взаимопониманию» (ст. 2, п. 2). Непосредственно тематике историко-архивного взаимодействия посвящена статья 6: «Поощрять контакты между архивами, библиотеками и другими подобными учреждениями двух стран в целях обмена специалистами, а также информационными материалами и копиями документов… Содействовать использованию в научных целях архивных документов и библиотечных фондов путем обеспечения максимально возможного доступа к ним».

2 июля 1992 года подписано соглашение о сотрудничестве между Государственной архивной службой Российской Федерации - с 2004 года преобразовано в Федеральное архивное агентство (Росархив)* (*Находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации.) - и Федеральным архивом ФРГ - высшим органом в сфере организации архивного дела в Германии. Оно предусматривает обмен профильными специалистами, справочной литературой, копиями архивных материалов по истории России и Германии, а также возможность организации совместных документальных выставок и публикаций. Для рассмотрения конкретных вопросов реализации соглашения существует специальная двусторонняя комиссия, состоящая из представителей Росархива и Федерального архива ФРГ.

На сегодняшний день Федеральный архив ФРГ является одним из постоянных и надежных партнеров. Германские ученые - среди самых активных пользователей документальных материалов российских государственных и ведомственных фондов. В соответствии с российским федеральным законодательством и нормативными актами Росархива зарубежным, как и российским представителям научных и общественных кругов обеспечены одинаковые и равные права на бесплатное ознакомление с архивными документами и научно-справочным аппаратом.

Существует и ряд других договоренностей, регламентирующих конкретные аспекты историко-архивного сотрудничества или совместную работу в рамках отдельных проектов.

В качестве наглядного примера можно привести заключенный 23 апреля 2012 года Протокол о намерениях между Федеральным архивным агентством и Фондом германских научно-гуманитарных институтов за границей, предусматривающий создание совместной базы данных документов германского происхождения, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и ныне хранящихся в архивах Российской Федерации. Данный проект предполагает за период 2012-2015 годов оцифровать и объединить в общий электронный массив трофейные немецкие материалы: архивы СД, гестапо, рейхсканцелярии, Генерального штаба, сухопутных войск, ВМФ и Люфтваффе (при этом отдельной строкой оговаривается, что о возврате ФРГ оригиналов речи не идет).

Кстати, это не первая инициатива создания общедоступной электронной базы архивных документов. С 2000 года германский фонд «Саксонские мемориалы в память жертв политического террора» на основе договоренностей с российскими и немецкими архивами (прежде всего с Российским государственным военным архивом (РГВА) осуществляет на бюджетные средства ФРГ масштабный проект «Советские и немецкие военнопленные и интернированные». Его цель - обработка документации и пополнение соответствующей электронной картотеки1, подготовка профильных исследований и публикаций, оповещение родственников о местах захоронения погибших, рассмотрение их запросов.

Совместными усилиями в рамках данной инициативы обработано более 600 тыс. учетных карточек погибших в плену советских военнослужащих, в значительной степени установлены места их погребения на территории ФРГ. Проект планируется завершить в 2014 году. В декабре 2012 года деятельность фонда была отмечена благодарностью Президента Российской Федерации за большой вклад в развитие российско-германского сотрудничества в военно-мемориальной сфере и сохранение российских воинских захоронений на территории Германии.

Несмотря на значительную децентрализованность российско-германской проектной работы на историко-архивном направлении и свободу действий участников, подобные контакты не носят фрагментарный, эпизодический характер. Существенную роль здесь играет координирующая функция МИД России, и прежде всего активная вовлеченность в процесс Историко-документального департамента (ИДД) министерства.

Основным механизмом, обеспечивающим системность и последовательность на данном направлении, является Совместная комиссия по изучению новейшей истории российско-германских отношений.

Создание этого двустороннего института восходит к инициативе Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ, с которой они выступили в 1993 году. Комиссия учреждена в августе 1997 года в соответствии с договоренностью, оформленной обменом нотами по линии МИД России и Германии, и начала свою практическую деятельность под патронатом глав государств после проведения учредительного собрания в январе 1998 года.

Первоочередная ее задача - способствовать всеобъемлющему исследованию важнейшего этапа нашей общей истории: российско-германских и советско-германских отношений в XX веке. Сюда входят такие тематические блоки, как прежде всего двусторонние отношения в эпоху обеих мировых войн (1914-1945 гг.), деятельность Советской военной администрации в Германии в 1945-1949 годах, германский вопрос и советско-германское взаимодействие в 1945-1970 годах.

Работа проходит в форме совместного обсуждения соответствующих тем, инициирования и сопровождения исследовательских проектов, а также консультирования и поддержки ученых, работающих в этой сфере. Деятельность комиссии вносит значительный вклад в поиск исторической правды, прояснение спорных моментов истории, в деполитизацию «исторических» дискуссий, перевод их в научно-академическое русло и, как следствие, укрепление взаимопонимания и сотрудничества между научными сообществами наших стран и их народами. Ее всегда отличали конструктивность, открытость и объективность.

С российской стороны комиссию возглавляет директор Института всеобщей истории РАН академик А.О.Чубарьян, с германской   - руководитель Института современной истории (г. Мюнхен) профессор Х.Мёллер; в ее состав входят авторитетные специалисты, представители профильных подразделений министерств иностранных дел (ИДД МИД России и Политического архива МИД ФРГ), а также федеральных архивных служб России и Германии.

В числе наиболее значимых историко-архивных проектов, курируемых комиссией, необходимо отметить следующие: «Коминтерн и Германия», комплексная разработка документов фондов Советской военной администрации в Германии (СВАГ), СССР и Германия 1933-1941 годы - от прихода Гитлера к власти до нападения на Советский Союз (документы из российских и немецких архивов), «Сталинградская битва: человеческое измерение», германская политика Советского Союза в 1953-1958 годы, исследование жизни и деятельности Г.В.Чичерина.

Отдельно стоит упомянуть инициативу создания совместного российско-германского учебного пособия по истории для учителей. Старт практической реализации идеи был дан в июле 2009 года на заседаниях Совместной комиссии и Форума «Петербургский диалог». Было принято консолидированное решение, что в целях быстрого получения результата и внедрения его в преподавательскую практику целесообразно разделить проект на три части, охватывающие соответственно XVIII, XIX и XX века. Подготовку материала было решено организовать в виде отдельных модулей (глав), посвященных знаковым для двух стран событиям.

На заседании Координационного комитета проекта, прошедшем в Берлине в июле 2010 года, был разработан примерный перечень таких учебных глав-модулей. Каждый модуль будет прорабатываться в паре российским и германским авторами. При существенных расхождениях в оценках и интерпретации тех или иных событий решено публиковать обе точки зрения с соответствующими комментариями и аргументацией сторон.

Главы будут издаваться не в хронологическом порядке. При выборе приоритетных модулей было решено прежде всего начать работу с ХХ века как наиболее спорного, насыщенного и сложного в политическом плане этапа нашей общей истории. Примечательно то, что по подавляющему большинству тем у российских и германских исследователей не возникло противоречий и споров. Несмотря на различие в исторических подходах и национальную специфику исторической памяти, стороны продемонстрировали единство мнений даже по таким событиям, как Потсдамская конференция и Сталинградская битва, что в очередной раз подтверждает конструктивный характер совместной работы в рамках Совместной комиссии историков.

МИД России активно участвует в деятельности этого двустороннего института, успешно реализуя при его содействии совместные научно-исследовательские и культурно-просветительские инициативы. Примером такого плодотворного сотрудничества с комиссией служит завершенный в конце 2012 года по линии Историко-документального департамента министерства масштабный издательский проект - четырехтомный сборник архивных документов «СССР и германский вопрос. 1941-1949 гг.».

Старт проекту был дан в 1993 году подписанием контракта о сотрудничестве между ИДД МИД России и факультетом исторических наук Берлинского университета им. Гумбольдта. С 1996 года контракт перешел к Центру изучения новейшей истории в Потсдаме. Работа осуществлялась в уникальном трехстороннем формате при участии Института всеобщей истории РАН.

К настоящему времени в России и Германии на русском и немецком языках изданы все четыре тома*, (*Т. I. 22 июня 1941 г. - 8 мая 1945 г. вышел в 1996 г. *Т. I. 22 июня 1941 г. - 8 мая 1945 г. вышел в 1996 г.)   содержащие почти 700 документов преимущественно из Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ)**. (**Входит в структуру, которая является подразделением ИДД МИД России.)  В сборник были также включены материалы из фондов Архива Президента Российской Федерации, Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Значительная часть документов АВП РФ публикуется впервые, многие из них были специально рассекречены в рамках данного проекта. Благодаря этому изданию в научный оборот введен большой документальный массив, открывающий новые возможности как для углубленного изучения позиции СССР в отношении Германии, так и воссоздания объективной картины истории международных отношений во время Второй мировой войны и в первые послевоенные годы. Несомненно, востребованность и значение таких публикаций с каждым годом все возрастает, особенно в современных условиях укрепления тенденций исторического ревизионизма.

Уникальным примером взаимодействия на историческом треке является совместный германо-российский Музей Берлин-Карлсхорст,  до 1994 года - «Музей полной и безоговорочной капитуляции фашистской Германии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Группы советских войск в Германии (ГСВГ).

Это, пожалуй, единственное в Германии совместное музейное учреждение, освещающее историю Второй мировой войны и послевоенных отношений СССР/России и Германии. В нем сохранена подлинная обстановка зала, где состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции. Постоянная экспозиция посвящена героической борьбе советского народа, освобождению Германии и Европы Красной армией от фашистской тирании, деятельности Советской военной администрации в послевоенный период. Основу коллекции этого историко-мемориального учреждения составляют материалы российских и германских военных музеев и архивов, а также документы и артефакты, переданные в дар частными лицами.

Деятельность обновленного музея осуществляется на основе межправительственного соглашения, заключенного путем обмена нотами между министерствами иностранных дел России и ФРГ в июле 1994 года. Учредителями выступили: с российской стороны - МИД, Минкультуры и Минобороны России, Центральный музей Вооруженных сил, Государственный исторический музей; с немецкой стороны - министерства иностранных дел, внутренних дел, обороны, Управление Сената по делам культуры земли Берлин, Немецкий исторический музей, Институт современной истории в Мюнхене. Согласно договоренности с германскими партнерами музеем управляет совместное Общество российско-германского Музея Берлин-Карлсхорст и его научный совет, в которые входят представители вышеперечисленных структур.

Соглашение предусматривало не только смену названия, но и значительное расширение самой концепции музея. Сегодня в его работе существенное место занимает тема исторического примирения россиян и немцев, современного развития российско-германских отношений. Ежегодно здесь проводятся тематические выставки, которые посещают около 30 тыс. человек. По сути, это уникальная площадка в Западной Европе для проведения системной работы на зарубежную аудиторию по военно-исторической тематике.

Другим примером успешного сотрудничества является открытый в ноябре 2010 года Музей Нюрнбергского процесса2, экспозиция которого также формировалась при активном российском участии.

В торжественной обстановке в ходе визита в ФРГ министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова музею были переданы копии архивных документов из РГАСПИ: постановлений Политбюро ЦК ВКП(б), материалов из так называемых «Особых папок» Политбюро (постановления особой важности), а также из фонда И.В.Сталина, которые недавно после рассекречивания стали доступны исследователям.

В этом же документальном «пакете» представлены фотоматериалы из Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), копии документов ГАРФ из фондов «Международный военный трибунал над главными военными преступниками» и «Министерство юстиции СССР». Сюда же вошли впервые доступные международной общественности фотографии, иллюстрирующие работу советской делегации, из хранящегося в ГАРФ личного фонда фотокорреспондента, заслуженного работника культуры РСФСР, современника и участника процесса В.А.Тёмина.

Подборка из Архива внешней политики Российской Федерации  содержит документы из фондов В.М.Молотова, А.Я.Вышинского, референтуры по Германии и из фонда «Материалы Нюрнбергского процесса». Эти материалы освещают малоизвестные страницы в истории процесса, связанные с подготовкой и участием СССР в Международном военном трибунале над главными военными преступниками. Большинство из них ранее не экспонировалось и не публиковалось. Особый интерес представляют те, в которых отражена работа советских дипломатов с западными союзниками по формированию международно-правовых основ для строгого и справедливого суда народов, вошедших в дальнейшем в «золотой фонд» основных принципов и норм международной законности, сохранивших свое влияние и по сей день.

Изложенное выше - лишь краткий обзор комплекса историко-архивных связей России и ФРГ, основных элементов этого огромного пласта наших двусторонних отношений. Именно здесь создается атмосфера открытости, прямоты, конструктивного диалога и единства в стремлении к истине, формируется основа примирения и взаимопонимания между народами наших стран. Роль российско-германского сотрудничества в области исторической науки и архивного дела в общем контексте взаимоотношений двух государств уникальна и незаменима.

Практика показывает, что в этой сфере у России и Германии неплохие перспективы. Стороны регулярно, в том числе и на высшем политическом уровне, подтверждают заинтересованность в дальнейшем поступательном развитии этого взаимодействия. Сохраняется актуальность совместной работы по публикации архивных документов, являющихся частью культурного и исторического наследия наших государств.

На данном направлении в последние годы сделано немало. Убедительное тому доказательство - успешная деятельность Совместной комиссии историков, реализация издательских, выставочных, архивных и музейных проектов. Во многом наши двусторонние связи способствуют тому, что сегодня значительная часть европейского научного сообщества осознает контрпродуктивность политизации истории и стремится к более объективным оценкам, формируя уникальный общеевропейский неконфронтационный контекст исторической памяти. Развернувшаяся в Европе дискуссия о подготовке учебников по истории служит тому наглядной иллюстрацией.

Тем не менее потенциал сотрудничества задействован далеко не полностью. В частности, во многом из-за отсутствия должного медийного сопровождения наш курс на историческое примирение остается явно недооцененным элементом современного этапа развития европейской интеграции в целом. А это фактор не меньшего значения, чем, к примеру, активно лоббируемый германо-французский тандем.

Не следует забывать, что историческая память о судьбоносных и трагических событиях у представителей разных стран, народов и поколений зачастую имеет ярко выраженную национальную специфику. Научные и политические разногласия в этой связи неизбежны. Поэтому представителям российских академических кругов желательно как можно более широко и активно вовлекаться в общеевропейский диалог для снятия существующих раздражителей и поддержки нашей позиции о недопустимости политизации истории, ее использования в конъюнктурных целях. Для продвижения уникального опыта исторического примирения между народами России и Германии и сформированного на этой платформе доверия как убедительного примера для других народов следовало бы максимально задействовать в проектной работе предстоящие «круглые» даты совместной истории. Это особенно важно в преддверии 70-й годовщины со дня окончания Второй мировой войны.

В конечном итоге в данных условиях главная задача историков и дипломатов сводится к тому, чтобы, не забывая об исторической правде, придать процессу сближения между народами России и Германии необратимый характер, укреплять отношения подлинной дружбы и партнерского взаимодействия. Ведь русские и немцы, как справедливо отметил Федеральный президент ФРГ Й.Гаук, «больше не являются чужими друг другу»*. (*Приветственное обращение Федерального президента Й.Гаука участникам и гостям выставки «Русские и немцы. 1000 лет истории, искусства и культуры» (проводилась с 21 июня по 25 августа 2012 г. в Москве, с 6 октября 2012 г. по 13 января 2013 г. - в Берлине).

 

 

 1http://www.dokst.ru

 2http://www.memorium-nuernberg.de/