2013 год заставляет обратить особое внимание на состояние и перспективы всего комплекса отношений между Россией и Германией: 22 сентября этого года в ФРГ пройдут парламентские выборы, которые откроют очередной четырехлетний период нашего сотрудничества. Разумеется, такое деление формально и связано с возможной сменой власти в Германии. С большой долей вероятности итогом предстоящих выборов станет новый состав правительства, который будет определять основные параметры внешней политики немецкого государства, в том числе в отношении нашей страны.

Не исключено, что будет создана большая коалиция образца 2005-2009 годов (ХДС/ХСС и СДПГ). Возможны и другие варианты, вероятность которых по состоянию на начало года выше нуля. Во многом они будут определяться успехами и неудачами так называемых малых партий - традиционных партнеров народных партий. Глубокий кризис переживает Свободная демократическая партия (СвДП). Несмотря на последние успехи на земельных выборах в Шлезвиг-Гольштейне, Северном Рейне-Вестфалии и Нижней Саксонии, ее популярность на федеральном уровне остается низкой и существует вероятность, что она не сможет провести депутатов в нижнюю палату парламента. Быстро теряет свою былую популярность и Партия пиратов - она вряд ли преодолеет пятипроцентный барьер.

Сложности испытывают и левые, также теряющие поддержку своего традиционного электората, особенно на западе страны. Они вполне могут пройти в Бундестаг, но, не исключено, с меньшим по сравнению с предыдущим легислатурным периодом количеством завоеванных парламентских мест. «Союзу 90/Зеленых» пока удается сохранять достаточно сильные позиции среди избирателей, и в случае успеха социал-демократов речь могла бы идти о возрождении красно-зеленой коалиции. Однако такая вероятность мала - СДПГ пока находится в поиске новой идентичности и попытках консолидировать свои ряды; плюс к этому ее кандидат в федеральные канцлеры П.Штайнбрюк пока не может похвастаться достижениями в предвыборной борьбе - речь, скорее, идет о потерях.

В отличие от него Ангела Меркель, опираясь на абсолютную поддержку своей партии ХДС (сформировавшей в последние годы достаточно взвешенную программу), остается одним из самых популярных политиков в стране, способным обеспечить высокий процент голосов на федеральном уровне. Тем не менее сама партия не защищена от непредвиденных событий, способных оказать негативное влияние на ее имидж. Так, например, в начале февраля этого года ученой степени была лишена федеральный министр образования Аннет Шаван, что поставило вопрос о ее отставке. Баварский ХСС настроен оптимистично и уверен в проведении успешной предвыборной кампании - она будет сочетать выборы и в Ландтаг (состоятся за неделю до федеральных), и в Бундестаг. В формировании будущей коалиции ХДС/ХСС может рассчитывать на СвДП, но теоретически партнерами могут быть и «Зеленые». Вероятность обоих вариантов по состоянию на начало 2013 года весьма невысока.

Делать точные прогнозы относительно исхода выборов пока невозможно и не имеет смысла. Можно предположить, что при любом варианте партийно-политического состава новой исполнительной власти основной вектор двустороннего сотрудничества останется прежним - он будет поступательным, встроенным в комплекс российско-европейских отношений и будет иметь стратегический характер.

Естественно, каждая из основных немецких партий имеет свое представление и свое видение российского направления в немецкой внешней политике. Как правило, это проявляется во время значимых политических событий в нашей стране (выборы президента РФ и в Государственную Думу), определенных событийных поводов внутри России (например, поправки в закон о НКО) и за ее пределами (например, решение о вручении В.В.Путину немецкой премии «Квадрига» летом 2011 г.). В такие моменты представители парламентских фракций активно используют медийное пространство Германии для критических суждений и высказываний в адрес российской высшей исполнительной и законодательной власти. Содержательный контекст разнообразием не отличается. Определенные нюансы можно найти лишь в формальных вещах1.

В течение каждого легислатурного периода деятельности бундестага формируется своя относительно стабильная группа политиков, которая призвана озвучивать позицию своих фракций/партий в отношении нашего государства. Примечательно, однако, что внутри нее существуют различные точки зрения и оценки в отношении событий, происходящих в России. Естественно, после грядущих выборов в Бундестаг состав такой группы претерпит определенные изменения, но ее ядро останется прежним. Сегодня в него входят Р.Поленц, А.Шокенхофф, К.-Г.Велльман, Ф.Мисфельдер, Э.Штайнбах (ХДС), П.Гаувайлер (ХСС), П.Курт, Р.Штиннер (СвДП), Г.Эрлер, Ф.-В.Штайнмайер, Г.Вайскирхен, Р.Мютцених (СДПГ), М.Бек и Ф.Бек («Зеленые»), В.Герке («Левые»).

В предвыборной борьбе внешнеполитические вопросы традиционно играют подчиненную по отношению к внутриполитическим проблемам роль. Определенное исключение составляют темы, связанные с Евросоюзом. Перспективы развития отношений с Россией и странами постсоветского пространства в последние 20 лет мало интересуют партии в борьбе за будущие места в Бундестаге.

Неслучайно немецкие парламентарии относительно редко проявляют особое внимание во время заседаний к вопросам, связанным с нашей страной. Исключения можно пересчитать по пальцам. В сентябре 2001 года В.В.Путин в рамках своего первого посещения Германии в качестве президента РФ обратился с программной речью к депутатам на немецком языке, не только удивив их, но и заставив серьезно задуматься о стратегическом будущем европейского континента и месте в нем двустороннего сотрудничества. 15 декабря 2011 года во время актуального парламентского часа фракции подвергли жесткой критике итоги выборов в Государственную Думу и предстоявшие президентские выборы, приняв резолюцию «Протесты в России - обнадеживающий знак». Пиком «вмешательства» депутатов во внутренние дела России стало обсуждение (кстати, весьма краткое) запросов основных парламентских фракций, подготовленных в октябре 2012 года, с последующим принятием резолюции Бундестага под названием «Гражданское общество и правовое государство в России» (9 ноября 2012 г.).

Содержание данных запросов адекватно отражает особенности критического восприятия российской проблематики фракциями нижней палаты Федерального собрания ФРГ. Основной тон сегодня задают вышеупомянутые представители Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС), в первую очередь координатор по российско-германскому межобщественному сотрудничеству при правительстве А. фон Шокенхофф. Именно он выступил с основным докладом в Бундестаге в декабре 2011 года. Основной смысл его критических высказываний сводился (и сводится до сих пор) к следующему: отсутствие прогресса в модернизации российского общества, рост отчуждения между обществом и властью, в том числе вследствие известной рокировки, фальсификация итогов парламентских выборов, сохранение вертикали власти и централизации, а как следствие - бюрократии и коррупции. Фактически он инициировал запросы фракций осенью прошлого года. Летом 2012 года он уделил особое внимание критике ряда известных законов (по НКО, демонстрациям и др.) и процессу над участницами скандально известной панк-группы, что, с одной стороны, вызвало понятное раздражение и неприятие российской власти, а с другой - дало основание для парламентского обсуждения критических запросов немецких правительственных партий и оппозиции.

Текст фракций ХДС/ХСС и СвДП назван «Укреплять гражданское общество и правовые основы государственности в России путем сотрудничества» (по неизвестным причинам текст правительственных фракций на определенное время исчез с парламентского сайта, но его цитировали ведущие немецкие СМИ). Проект СДПГ - «Вместе добиваться продвижения по пути модернизации, преодолевать барьеры, придавать новые импульсы партнерству». На мой взгляд, социал-демократы выделяются критически-конструктивным подходом, ориентированным не столько на осуждение происходящего в России, сколько на видение шансов будущего развития нашей страны и двусторонних отношений. Представляется, их текст и сейчас заслуживает перевода на русский язык и публикации в российских СМИ. Характерно было название проекта «Союза 90/Зеленых» - «Без правовой основы модернизация в России невозможна». Именно эта фракция инициировала заявку, требующую принятия Бундестагом решения, и именно она в течение последних пяти лет является лидером по количеству малых и больших запросов в отношении России.

Примечательно, что к окончательному тексту резолюции приложили руку дипломаты из германского МИД - они постарались сгладить наиболее резкие пассажи, но депутаты приняли не всю предложенную ими правку. В итоге, фракции партий правящей коалиции одобрили окончательный вариант резолюции (оппозиция голосовала «против»), который на две трети был посвящен нарушениям прав человека в России, дефициту правовой государственности и демократии, гонениям на представителей оппозиции со стороны российских властей. Резолюция также содержит список требований и призывов к правительству из 17 пунктов, среди которых можно отметить такие, как: развивать партнерство в духе модернизации, включающей расширение демократии; добиваться того, чтобы Россия полностью выполняла обязательства в рамках Европейской конвенции о правах человека; выразить обеспокоенность внутриполитическим развитием в России; в контактах с российской стороной обращать внимание на участие гражданского общества, включение в совместные проекты негосударственных участников; расширить контакты с либеральной и оппозиционной элитой; учитывать возрастающее значение среднего класса; добиваться того, чтобы представители политической оппозиции могли вносить вклад в развитие современной партийной системы; добиваться того, чтобы по отношению к России была выработана единая стратегия в рамках ЕС, прежде всего путем взаимодействия между Германией и Польшей, а также, по возможности, с Францией; выступать в ЕС за усиление сотрудничества с Россией по линии гражданского общества, в том числе путем поддержки работы Гражданского форума ЕС - Россия. Три пункта (11-13) касаются панк-группы, Таисии Осиповой и Василия Алексаняна2.

Еще до парламентских слушаний в немецких СМИ развернулась дискуссия по запросам, в том числе о якобы резком ухудшении германо-российских отношений накануне предстоящих межправительственных консультаций, которым прочили проблемы. Среди прочего активно обсуждался вопрос о судьбе «Петербургского диалога», возможности разнесения во времени (и пространстве) встреч на высшем уровне и его заседаний. Одной из жертв стал Й. фон Штудниц (председатель Германо-российского форума), которого немецкая сторона в июне 2012 года отстранила от руководства секцией гражданского общества из-за якобы недостаточно жесткой позиции по отношению к процессам, происходящим в России, заменив его на А. фон Шокенхоффа.

Однако проблем во время межправительственных консультаций не произошло. Каждая из сторон во время встречи в середине ноября 2012 года добилась своих целей. Федеральный канцлер А.Меркель высказала ожидаемую от нее критику. Российский Президент В.Путин услышал ее и дал свою оценку ситуации, которая отчасти оказалась несколько неожиданной и неприятной для немецких участников встречи. На большинстве секций «Петербургского диалога» прошли вполне продуктивные и интересные дискуссии. По итогам консультаций был подписан ряд важных межправительственных соглашений. Спустя две недели (уже в декабре) во время Первого форума германо-российских отношений имени В.Шееля министр иностранных дел ФРГ Г.Вестервелле выступил с речью, которая содержала в основном примиренческие нотки и призыв продолжить конструктивное сотрудничество3. Политики вновь уступили поле брани немецким журналистам, которые в последние годы ни разу не смягчили критический тон своих публикаций в адрес России.

До сентября 2013 года немецкие политики вряд ли станут активно обсуждать германо-российские отношения. Основной пар был выпущен прошлой осенью. Большинство представителей «критического круга» ограничатся дежурными высказываниями о тех или иных событиях в России. Между тем позитивную роль может сыграть перекрестный Год под девизом «Германия и Россия: вместе строим будущее». Определенные нюансы можно ожидать после выборов в заявлении нового правительства - в разделе, посвященном России, а критическая тональность (в контексте ожиданий дальнейших демократических реформ в нашей стране) по сравнению с 2009 годом будет выражена несколько сильнее. Сразу после выборов не исключены и достаточно жесткие высказывания ведущих немецких политиков в адрес России, которые, однако, как и четыре года назад, будут достаточно быстро смягчены.

В одной из своих статей в популярном немецком интернет-издании «Russland-Analysen» мною высказано мнение о том, что по разным причинам качество анализа и количество немецких экспертов по России падает с каждым годом. Как следствие, нынешние немецкие политики и чиновники, отвечающие за отношения с трансформирующейся Россией, уже не получают профессиональной консультационной поддержки, как в прежние годы. Неожиданной и интересной оказалась реакция сотрудника Германского института международной политики и безопасности («Фонд науки и политики», Берлин) профессора Х.-Х.Шрёдера - в целом согласившись, он призвал немецкое правительство создать специализированную структуру для комплексного изучения России и постсоветского пространства4.

Итак, с какими результатами подходит весь комплекс российско-германского сотрудничества к очередным выборам в нижнюю палату немецкого парламента, которым предстоит открыть очередной (формальный) этап в его развитии?

Во внешнеполитической сфере определяющими остаются не двусторонние вопросы, а наиболее значимые международные проблемы. На сегодня это Ближний Восток, Иран, Афганистан, евроПРО. Каждая из сторон занимает свою позицию, которая не всегда совпадает, что, однако, предполагает конструктивный диалог. Что касается Бундестага, то особых различий между народными партиями в вопросах внешней политики нет. Основные расхождения существуют между ними и традиционной оппозицией в лице «зеленых» и «левых», которые вместе с тем не способны оказывать значимого влияния на формирование внешнеполитического курса страны.

Следует заметить, что нижней палате парламента традиционно принадлежит минимальная роль в формировании национальной внешней политики. Внешняя политика - прерогатива федерального правительства и по закону должна быть вне партийных интересов. Одно из немногих прав депутатов - принятие решения об использовании военных сил за пределами страны. Что касается правительства и его структур (помимо МИД и главы правительства, частью внешнеполитических компетенций обладает ряд других министерств и ведомств), то основные параметры внешней политики определяются интересами трансатлантического партнерства и членством Германии в ЕС. По большинству важнейших вопросов ФРГ следует в их фарватере. Исключением в последние годы можно считать тот факт, что Германия (вместе с Россией, Китаем, Бразилией и Индией) воздержалась при голосовании 17 марта 2011 года по резолюции 1973 СБ ООН, которая усиливала санкции против режима Каддафи и ввела бесполетную зону.

К сожалению, за прошедшие четыре года не был реализован ряд интересных российско-германских инициатив. Так, весной 2010 года бундесканцлерин А.Меркель выступила в поддержку известного предложения Д.А.Медведева о создании нового партнерства безопасности, высказав мысль, что его среди прочего также следует рассматривать в трехстороннем формате Франция - Германия - Россия. Первая подобная трехсторонняя встреча состоялась в 1998 году. Саммиты руководителей России, Германии и Франции проводились также в 2003-2005 годах.

Логическим развитием российско-германского обсуждения в этом направлении стал меморандум Д.А.Медведева и А.Меркель (подготовлен во время рабочей встречи в Мезеберге 5 июня 2010 г.) о создании Комитета Россия - ЕС по вопросам безопасности. По замыслу авторов речь идет о специализированном механизме совместного принятия и реализации решений в сфере внешней политики, безопасности и кризисного регулирования. Однако данная инициатива до сих пор не наполнена конкретным содержанием. Лишь частично реализовано вышеупомянутое предложение бундесканцлерин возобновить трехсторонний формат обсуждения будущей архитектуры европейской безопасности - единственная встреча глав ФРГ, России и Франции за это время прошла 19 октября 2010 года во французском Довиле. Пока не получила развития идея экспертов задействовать другую важную трехстороннюю площадку - политический «треугольник» Германия - Польша - РФ. На мой взгляд, Россия может рассчитывать на немецкую дипломатию в более точном, глубоком и правильном понимании российской позиции, а затем в доведении и разъяснении ее своим основным партнерам. Считаю, что у немецкой дипломатии есть хорошие шансы вести конструктивный диалог с российскими коллегами, деидеологизированный и освобожденный от геополитических стереотипов. Естественно, это определенный вызов и для отечественных дипломатов.

Как и прежде, состояние и характер российско-германских отношений во многом определяются взаимными экономическими интересами. В 2008-2009 годах взаимная хозяйственная кооперация оказалась под жестким влиянием мирового финансового кризиса - произошло резкое сокращение потоков товаров, услуг и капиталов, что среди прочего было связано с падением мировых цен на энергоносители и сокращением со стороны немецких компаний потребления нефти и газа - основы российского экспорта. Снижение покупательского спроса в России привело к резкому сокращению внутреннего производства и, соответственно, импорта из ФРГ, особенно машин, оборудования, химической, электротехнической продукции, строительных материалов.

После резкого спада торгового оборота в 2009 году его объем не только восстановился, но и достиг нового рекордного показателя в 2011 году (см. таблицы). По моим оценкам, его рост в 2012 году продолжился и в 2013 году вновь увеличился (примерно на 5%). К сожалению, количественный рост российского экспорта в ФРГ за эти годы не сопровождался качественными структурными изменениями в товарной структуре, в которой по-прежнему преобладает сырьевая продукция. Между тем в немецком импорте качественные сдвиги происходят: эксперты отмечают рост поставок машин и оборудования, предназначенных для комплексной модернизации существующих или строящихся заводов.

 

Взаимный торговый оборот по российской статистике
(в млрд. долл.)

 

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Оборот

52,9

67,3

39,9

52,4

71,9

75,8

Экспорт РФ

26,3

33,2

18,7

25,7

34,2

37,0

Импорт РФ

26,5

34,1

21,2

26,7

37,7

38,8

Сальдо

-0,2

-1,0

-2,5

-1,6

-3,5

-1,8

 

Источник: http://www.customs.ru; http://www.ved.gov.ru; 2012 г. - собственная оценка

 

Взаимный торговый оборот по немецкой статистике
(в млрд. евро)

 

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Оборот

57,1

69,4

45,8

58,2

75,0

81,0

Экспорт РФ

28,9

37,1

25,2

31,8

40,6

43,0

Импорт РФ

28,2

32,3

20,6

26,4

34,4

38,0

Сальдо

0,7

4,8

4,6

5,5

6,2

5,0

 

Источник: http://www.destatis.de; 2012 г. - собственная оценка

 

Как известно, Россия и ЕС в переговорном процессе о новом базовом соглашении взяли техническую паузу, что среди прочего обусловлено необходимостью учитывать членство РФ в Таможенном союзе с Белоруссией и Казахстаном и передачу ряда национальных компетенций Евразийской экономической комиссии. В этих условиях прогресс в развитии экономических отношений между РФ и ЕС в последующие годы может быть достигнут на уровне двусторонних хозяйственных связей, в первую очередь с ФРГ. Отметим стремление России и Германии упростить получение деловых и частных виз. 2013 год, по всей видимости, может стать рекордным по числу взаимных личных и коммерческих поездок, что будет только содействовать укреплению фундаментальных факторов российско-германского сотрудничества.

В 2010 году Германия первой среди стран ЕС подписала двустороннюю декларацию о «Партнерстве для модернизации» (в развитие соответствующего меморандума между РФ и ЕС). Ее примеру затем последовали еще 22 государства Евросоюза. Составной частью декларации стали так называемые проекты-маяки, своего рода опорные точки для технологической модернизации в отдельных отраслях. За последние годы они были дополнены другими многочисленными инвестиционными проектами. В целом происходит дальнейшее переплетение капиталов (см. таблицу).

 

Взаимные прямые инвестиции ФРГ и России
(немецкая статистика, в млн. евро)

 

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Накопленные инвестиции Германии в России

6962

10 929

16 684

1324

12 993

25 623

Текущие поступления прямых инвестиций из Германии в Россию

3361

72 690

3894

349

269

545

Накопленные инвестиции России в Германии

1031

3486

3477

4305

2708

2778

Текущие поступления прямых инвестиций из России в Германию

2514

581

495

-1598

263

653

 

Источник: Eurostat

Среди отечественных проектов в Германии выделяется «Северный поток». В 2011-2012 годах было не только закончено строительство двух запланированных веток и начата их коммерческая эксплуатация, но и получено согласие немецкого государства на сооружение третьей и четвертой нитей газопровода. В условиях жесткой позиции ЕС по Третьему энергетическому пакету весьма важной для «Газпрома» стала сделка по дальнейшему обмену активами со своим стратегическим партнером - компанией «БАСФ» (должна быть завершена в течение 2013 г.), которая дает ему шанс выйти на рынок конечных потребителей газа. В 2011 году «Газпром» смог убедить компанию «БАСФ» войти в число партнеров проекта «Южный поток», в котором она получила 15%.

Важен факт выхода на немецкий рынок газа одного из конкурентов «Газпрома» - ведущего отечественного независимого производителя газа компании «Новатэк», которая летом 2012 года заключила соглашение с крупным немецким энергохолдингом «ЭнБВ» («Energie Baden-Wuerttemberg AG» - EnBW). Общая стоимость десятилетнего контракта, который был заключен через зарегистрированную в Швейцарии фирму «Новатэк Газ & Пауэр», составляет около 6 млрд. евро.

В 2011 году Россия сделала существенные инвестиции в сферу нефтепереработки. Компания «Роснефть» за 1,6 млрд. евро смогла приобрести 50-процентную долю в капитале немецкой компании «Рур Оль» («Ruhr Oel»), владеющей четырьмя НПЗ в Германии. Летом 2012 года нефтетрейдер «Гунвор» (его совладелец - российский предприниматель Г.Тимченко) стал собственником нефтеперерабатывающего завода в баварском Ингольштадте, ранее принадлежавшего швейцарской группе «Петроплюс Холдингс АГ» («Petroplus Holdings AG»). Вместе с этим НПЗ была приобретена сеть АЗС в районе Мюнхена. Общая сумма инвестиций оценивается от 600 до 900 млн. евро. Кроме того, в конце 2012 года нефтетрейдер выкупил 10% в капитале Трансальпийского трубопровода, по которому поставляется нефть на его завод в Баварии.

В сфере обрабатывающей промышленности летом 2010 года прорывной стала сделка российского концерна «Илим Тимбер» по приобретению у австрийской «Клаузнер Группэ» («Klausner Gruppe») ее немецких производственных активов в деревообработке с хорошим дисконтом. За 120 млн. евро были куплены лесопильные заводы в Висмаре и баварском Ландсберге. Кроме того, в эту сделку вошло оборудование для будущего предприятия, которое впоследствии было вывезено в Россию. Как весьма эффективную и удачную эксперты оценивают операцию отечественного «ЕвроХима» по приобретению за 140 млн. евро летом 2012 года у ведущего немецкого производителя азотных удобрений компании «К+С» («K+S») его дистрибьютерского предприятия «K+С Нитроген». В 2010-2012 годах российский бизнесмен В.Юсуфов реанимировал инвестиционный судостроительный проект компании «Нордик Ярдс» («Nordic Yards»). Недобросовестность отечественных инвесторов из фонда LCF в 2009 году поставила эти восточногерманские верфи (прежнее название - «Вадан Ярдс» («Wadan Yards») на грань банкротства. Предприятие было переориентировано на строительство высокотехнологичных судов специального назначения и морские офшорные конструкции. Положительной оценки заслуживает создание в июне 2011 года Делового совета российской экономики, которое было приурочено к 90-летнему юбилею российско-германского торгово-экономического сотрудничества (призван способствовать торгпредству РФ в поддержке российских инвесторов).

Инвестиционная экспансия немецких компаний на российских рынках в последние годы была масштабнее - и по количеству инвесторов, и по объему капиталовложений, и по отраслевому разнообразию. В начале 2012 года их общее количество в РФ превысило 6300 единиц. Около трети компаний с германским участием в России связаны с производством и работают как в добывающих, так и перерабатывающих отраслях. Две трети занимаются продвижением и сбытом своей продукции, функционируют в сферах торгово-посреднических и консультационно-информационных услуг, финансовых операций. Повышается интерес немецких инвесторов к российским регионам. Немецкий бизнес успешно действует в 80 из 83 субъектов РФ. Растет конкуренция среди российских регионов за немецких инвесторов, в политике отдельных из них (Калужская и Ульяновская области) появляются первые ростки регионального хозяйственно-политического (так называемого «штандортного») самосознания, которые характерны для большинства немецких земель.

Немецкий бизнес объективно способствует не только импортному замещению, но и постепенно создает предпосылки для укрепления экспортного потенциала отечественной обрабатывающей промышленности. Важная и при этом сложнейшая задача - вовлечь в кооперацию с немецкими фирмами в России местных представителей малого и среднего бизнеса как в области локализации производства, так и в экспортно-импортных операциях.

С российской стороны (в отличие от немецкой) основная часть и товарных, и инвестиционных потоков пока приходится на крупные компании. За прошедшие годы ситуация не изменилась, поэтому германские деловые круги (в том числе в лице президента Германо-российской внешнеторговой палаты и одновременно руководителя компании «Винтерсхалл» Р.Зееле)5 выступают за комплексную поддержку российского среднего класса (в Германии его называют миттельштандом) с целью расширить его присутствие во взаимных внешнеэкономических связях. Надеюсь, что в 2013-2014 годах в этом направлении будут реализованы конкретные инициативы. Речь может идти об улучшении инфраструктурной поддержки малого и среднего бизнеса со стороны немецкого и российского государств, федеральных земель и субъектов РФ, в том числе в области кредитования, обучения управленческого персонала и рабочей силы. Такова и одна из целей модернизации отечественной экономики - развитие российского миттельштанда. Можно выразить осторожную надежду на то, что в скором времени заработает учрежденный в 2011 году ВЭБ и немецким государственным банком развития «Кредитанштальт фюр Видерауфбау» («Kreditanstalt für Wiederaufbau») Фонд поддержки бизнеса. В ноябре 2012 года оба банка решили создать Международный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства в России. Можно сказать и о российско-германских проектах в сфере энергетики, транспортного машиностроения, суперкомпьютеров, в рамках которых необходима локализация в первую очередь с помощью малых и средних предприятий.

Одновременно развитие российского миттельштанда - одна из предпосылок для дальнейших политических реформ: становление нового класса собственников неизбежно ведет к необходимости представительства его реальных (а не формальных) интересов в политике. Можно только приветствовать упомянутую инициативу немецкого бизнес-сообщества, а также деятельность отечественного Агентства стратегических инициатив, направленные на реальную дебюрократизацию сферы государственного регулирования экономики, что в первую очередь должно оказать поддержку малым и средним фирмам. К сожалению, эти инициативы пока не пересекаются. Надо активно продолжать начатые еще в конце прошлого века взаимные программы повышения квалификации российских и немецких управленцев, включая стажировки в федеральных землях и российских регионах, ориентированные на расширение и углубление хозяйственной кооперации на уровне предприятий6. Между тем группы нередко остаются неукомплектованными. Одна из причин - недостаток информации на федеральном и региональном уровнях как о самих программах, так и об их результативности. Представляется, этот недостаток вполне можно устранить дополнительной профессиональной рекламой в СМИ. Эффективность этих программ очень высока, которая среди прочего измеряется количеством и объемом контрактов, заключенных ее участниками. Одна из причин - межкультурные управленческие навыки, приобретенные благодаря стажировкам.

Высокой оценки заслуживает научно-техническое сотрудничество, которое охватывает весьма широкий спектр - от программ обмена студентами и учеными до совместных проектов институтов, лабораторий, экспедиций и научно-исследовательских проектов. Удачно прошел российско-германский Год образования, науки и инноваций. В 2012 году в Москве стартовала «маркетинговая кампания в России» Федерального министерства образования и научных исследований Германии (2012-2014 гг.).

И в заключение хотелось бы сказать следующее. Немецкие и европейские политики должны понять, что процессы экономической и политической модернизации в России хотя и идут параллельно (они действительно развиваются), но скорости их существенно различаются. Хозяйственно-технологические изменения всегда будут происходить существенно быстрее политических, создавая при этом благоприятные предпосылки для последних. Поэтому надо усиливать государственную поддержку в тех сферах, где она дает максимально быструю отдачу, и не оказывать давления в тех вопросах, которые требуют и времени, и деликатности. Надеюсь, новый состав будущего немецкого парламента и правительства будет следовать этому принципу и сохранит лучшие традиции российско-германского сотрудничества как одной из важнейших и надежных основ кооперации между РФ и ЕС.

q

Критическая волна в отношении поправок к закону о НКО, прокатившаяся по Германии во второй половине 2012 года, неожиданно вновь набрала силу в марте 2013 года. Средства массовой информации ФРГ моментально отреагировали на массовые посещения представителями силовых структур (на местном уровне) неправительственных организаций. Волна превратилась в настоящее цунами после проверки двух немецких фондов и конфискации компьютеров у одного из них. Так называемые обыски были сразу превращены в Германии в скандальную сенсацию, на которую в резкой форме был вынужден официально реагировать Ауссенамт в лице его руководителя. Уже 30 марта В.В.Путин подписал распоряжение о государственной поддержке НКО в 2013 году, выделив на эти цели почти 56 млн. евро в рублевом эквиваленте. Но это вряд ли смягчило негативный эффект, и апрельский визит российского президента в Германию и Голландию был омрачен критическим настроем немецкой и голландской общественности. Отмечу также, что март этого года нанес еще одну травму двусторонним отношениям - германский сценарий решения долгового кризиса на Кипре вызвал резкое неприятие многих россиян, оставив в их душе неприятный осадок от таких непродуманных шагов. Тем не менее, на мой взгляд, эти два события так же, как и рассмотренные выше критические явления 2012 года, не окажут существенного влияния на наше сотрудничество и не смогут ухудшить его состояние.

 

 

 1См.: Германия. 2011 / Под ред. В.Б.Белова. М.: Ин-т Европы РАН, Русский сувенир,2012. С. 153-164.

 2URL: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btd/17/113/1711327.pdf

 3URL: http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Infoservice/Presse/Reden/2012/121204-BM_W_Scheel_Forum.html

 4Below, Wladislaw. Quo vadis deutsch-russische Beziehungen? Reflexionen eines russischen Germanisten // Russland-Analysen. Nr. 248. 30.11.2012. S. 6-7; Schröder, Hans-Henning. Über die Misere der Osteuropaexpertise. Die Bundesrepublik braucht ein Forschungszentrum für den postsowjetischen Raum // Russland-Analysen. Nr. 250. 25.01.2013. Berlin. S. 2.

 5См., например: Зеeле Р. Рынок, модернизация, средний бизнес. Хорошая исходная позиция / Потенциал еще недостаточно использован // 6-й Германо-российский экономический ежегодник 2012/2013. Мюнстер. 2012. С. 70-71.

 6См., например: www.gc21.de/mp; www.pprog.ru