Уважаемые дамы и господа, добрый день!
Рад приветствовать вас на традиционной встрече, посвященной подведению внешнеполитических итогов 2012 года.
Прошедший год был непростым. Отмечалось усиление неравномерности глобального развития, возрастала нестабильность, бурлил Ближний Восток. Самую серьезную озабоченность вызывает развитие ситуации в Сирии и вокруг нее. В регионе чуть ли не ежедневными стали террористические акты, бесконтрольно распространяется оружие, происходит инфильтрация боевиков, в том числе в Сахаро-Сахельскую зону. Ситуация в Мали ощущает на себе последствия событий в Ливии. Очень тревожным звонком стал захват заложников в Алжире. За истекший период нам не удалось серьезно продвинуться в реальном решении проблем нераспространения оружия массового уничтожения - я имею в виду ситуацию вокруг иранской ядерной программы (ИЯП), ядерную проблему Корейского полуострова, ситуацию с созывом конференции по вопросу о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.
Проявилась тенденция к стремлению вновь полагаться на фактор силы, решать собственные проблемы за счет других. Непросто обстоят дела в мировой экономике, особенно в еврозоне. Продолжался поиск вариантов преодоления последствий глобального экономического кризиса.
В целом очевидно, что мир переживает беспрецедентный по историческим меркам переходный период, сопровождающийся перелицовкой геополитического ландшафта, формированием новой расстановки сил. В этих условиях Россия стремилась проводить ответственную внешнюю политику, выстраивать на международной арене коллективные действия в интересах укрепления безопасности и стабильности, урегулирования конфликтов путем поиска разумных компромиссов, а также через развитие полноценного диалога и сотрудничества со всеми государствами. Российские приоритеты были неоднократно изложены в выступлениях Президента Российской Федерации, его статье «Россия и меняющийся мир», Указе Президента В.В.Путина от 7 мая 2012 года и затем в Послании Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года. В основе наших действий по-прежнему лежали проверенные временем принципы прагматизма, открытости, многовекторности, предсказуемости, настойчивого, но без сползания к конфронтации продвижения национальных интересов.
В качестве ключевой рассматриваем поставленную Президентом В.В.Путиным задачу способствовать созданию богатой и благополучной России, обеспечивать благоприятные внешние условия для долгосрочного устойчивого развития страны с опорой на уникальную ресурсную базу, огромный человеческий потенциал, укрепления ее позиций как равноправного партнера на мировых рынках
и в целом в международных делах. Последовательно добивались создания условий для максимально эффективного использования возможностей экономического и научно-технологического сотрудничества с зарубежными партнерами для решения национальных задач.
Мы продолжаем укреплять позиции нашей страны как одного из ведущих центров силы и влияния формирующейся новой полицентричной системы, отвечающей реалиям и задачам XXI века. Важнейшим направлением работы в 2012 году было активное продвижение интеграционных процессов на пространстве СНГ. Это наш естественный приоритет. Добивались закрепления за участниками Содружества независимых государств достойного места в усложняющемся и высококонкурентном мире.
Практическое воплощение этот курс получил в одобренной на заседании Совета глав государств СНГ 5 декабря (прошлого года) в Ашхабаде Декларации о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества и подписанном Соглашении о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка. Нет необходимости в очередной раз подчеркивать значение Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ - это очень важный шаг. Продолжали углублять интеграцию в таких форматах, как Таможенный союз, Единое экономическое пространство, ЕврАзЭС. Как известно, было принято решение о начале работы с февраля 2012 года Евразийской экономической комиссии (в настоящее время этот механизм уже активно функционирует), а с 1 января 2015 года - Евразийского экономического союза.
Эти процессы развиваются не в замкнутом пространстве. Исходим из того, что интеграционная «тройка» (Россия, Белоруссия, Казахстан) подтвердила открытость своего объединения для других участников СНГ, прежде всего членов ЕврАзЭС. В целом интеграция опирается на принципы, лежащие в основе аналогичных процессов в Евросоюзе, принципы Всемирной торговой организации. Это дает нам основание полагать, что цель, выдвинутая Президентом В.В.Путиным, - создание в перспективе единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана - вполне реализуема. Говоря об интеграционных процессах, подчеркну, что в 2012 году укреплялась ОДКБ как многофункциональная структура реагирования на вызовы и угрозы.
Продолжали работу по развитию двустороннего сотрудничества со странами СНГ, включая, разумеется, наших коллег по Таможенному союзу (Казахстан, Белоруссию), Украину, страны Центральной Азии и Закавказья.
В целом все наши инициативы были направлены на продвижение позитивной, содержательной повестки дня, нацеленной на объединение усилий всех участников международных отношений. Так мы действовали в рамках ООН, «двадцатки», «восьмерки», ШОС, БРИКС. В ходе своего предстоящего председательства в 2013-2015 годах в «Группе двадцати», «Группе восьми», ШОС и БРИКС рассчитываем использовать свои функции для дальнейшего продвижения объединительных, конструктивных подходов к различным проблемам.
Итоги декабрьского саммита Россия - Евросоюз в Брюсселе подтвердили серьезный потенциал уже имеющегося стратегического партнерства. Была продолжена работа в энергетической сфере. Как известно, полностью функционирует вторая очередь газопровода «Северный поток», началась практическая реализация «Южного потока». Ключевым пунктом в наших отношениях с ЕС остается скорейший переход к безвизовому режиму для краткосрочных поездок граждан. Все технические и юридические вопросы для этого решены, дело - за политической волей. Мы в этом твердо уверены, о чем и сказали нашим партнерам.
Отношения между Россией и США по-прежнему имеют главное значение для решения вопросов евроатлантической безопасности и в целом поддержания глобальной стабильности. Мы заинтересованы в конструктивном диалоге, развитии стабильного взаимовыгодного сотрудничества, особенно в сфере инвестиций, торгово-экономических связей, контактов между людьми. В 2012 году между нашими странами вступило в силу Соглашение об упрощении визовых формальностей для туристов и бизнесменов. Теперь мы поставили цель - и надеюсь, американские коллеги ее конструктивно рассмотрят, - продвижение к безвизовому режиму.
В наших отношениях есть и трудные вопросы - не буду подробно останавливаться на проблеме ПРО, об этом вам хорошо известно. Известны вам также и те негативные последствия, которые повлекло за собой принятие одиозного санкционного «закона имени С.Магнитского», который, по сути, подменил антисоветский закон Джексона - Вэника антироссийским. Несмотря ни на что, мы и в дальнейшем будет отвечать на недружественные шаги. Вместе с тем в корне нашей позиции лежит готовность к развитию российско-американских связей по всем направлениям, заинтересованность в координации действий на международной арене, исходя из фундаментальных принципов равноправия, взаимного уважения интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга.
Именно на такой основе продвигали наши отношения с Североатлантическим альянсом. На декабрьском (2012 г.) министерском заседании Совета Россия - НАТО отметили, что по целому ряду направлений сотрудничество развивается в целом успешно. Но залогом выхода партнерства на качественно новый уровень стало бы решение проблемы создания в Евро-Атлантике архитектуры равной и неделимой безопасности, опирающейся на прочные, юридически обязывающие договоренности. Наши предложения на этот счет известны и остаются на столе переговоров.
В целом в прошедшем году все наши действия выстраивались на основе принципов уважения верховенства права, демократических норм и коллективных начал в международных отношениях, безальтернативности центральной роли ООН, ее Совета Безопасности, недопустимости использования СБ ООН для легитимизации внешнего вмешательства во внутренние конфликты. Этим мы руководствуемся применительно к ситуации и на Ближнем Востоке, и в Северной Африке, включая сирийский кризис.
Будем вносить вклад в международные усилия по обеспечению мирного урегулирования в Сирии на основе Женевских договоренностей без попыток их переписывать и интерпретировать. Этот документ не нуждается в интерпретации, в нем все написано просто и понятно: стороны должны прекратить насилие и делегировать переговорщиков для согласования структуры и целей переходного управляющего органа.
Добивались того, чтобы не предавалась забвению проблема ближневосточного урегулирования. Наши усилия прежде всего были направлены на возобновление палестино-израильских переговоров. Пока в этой области прогресса не наблюдается. Но мы убеждены, что усилия по содействию сторонам в возвращении за стол переговоров не только должны продолжаться, но и серьезно интенсифицироваться.
Важным элементом укрепления международных позиций России является наращивание нашего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сентябрьский (2012 г.) саммит АТЭС во Владивостоке продемонстрировал серьезность российских планов и намерений. Признательны партнерам за поддержку предложенной нами повестки дня. Порядка 60 конкретных инициатив уже взяты в проработку различными профильными группами, работающими в рамках АТЭС.
Уделяли особое внимание укреплению стратегического партнерства с Китаем, Индией, Вьетнамом. Развивали многоплановые связи с Японией, Республикой Корея, странами АСЕАН, другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Активно участвовали в деятельности многосторонних механизмов в АТР, включая Восточноазиатские саммиты. Считаем, что роль данного форума в обеспечении единых, общих подходов к безопасности и сотрудничеству в регионе будет возрастать.
Довольны нашим взаимодействием с партнерами в Латинской Америке и Африке. Мы продвигали конкретные проекты в отношениях со странами этих регионов, сотрудничали с действующими там многосторонними организациями, прежде всего с Африканским союзом и СЕЛАК (Сообщество латиноамериканских и карибских государств).
Кардинальному повышению эффективности нашей внешнеполитической работы должно способствовать более широкое задействование возможностей «мягкой силы». Более энергичную, инициативную роль на этом направлении стало играть Россотрудничество. В течение 2012 года мы активно взаимодействовали со структурами гражданского общества, регулярно проводили встречи с неправительственными организациями, экспертным сообществом в рамках Делового и Научного советов при министре иностранных дел России. Взаимодействовали с Российским советом по международным делам, Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова, Фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Продолжим работу по всем этим и другим направлениям.
В рамках короткого вступительного слова я не смог, разумеется, сказать обо всем. Будем проводить последовательную внешнюю политику, будем открыты для углубления сотрудничества со всеми, кто к этому готов, на основе равноправия и взаимной выгоды. Спасибо.
Вопрос: Сергей Викторович, в марте исполняется два года с момента возникновения сирийского кризиса. Многочисленные попытки подтолкнуть стороны к диалогу провалились. Возможно ли еще, на ваш взгляд, мирное урегулирование конфликта в Сирии? Связаны ли объявленные Россией военно-морские маневры в Восточном Средиземноморье с подготовкой к иным сценариям развития событий в регионе?
Сергей Лавров: Маневры проводятся регулярно. Наш флот до недавнего времени не мог осуществлять дальние походы, но сейчас ситуация изменилась. Для того чтобы Российская армия и флот находились в надлежащем состоянии, необходимо тренироваться. Поэтому учения наших сухопутных, военно-воздушных сил и военно-морского флота стали регулярными. В этом нет ничего необычного, так как наши военные моряки активно участвуют в борьбе с пиратством. Конечно же, мы не заинтересованы в том, чтобы район Средиземноморья дестабилизировался еще больше. Присутствие там российского флота, безусловно, является фактором стабилизации обстановки.
Что касается тезиса о провале попыток усадить конфликтующие в Сирии стороны за стол переговоров, то, к моему огромному сожалению, таких попыток со стороны всех внешних участников не наблюдалось. Мы добивались этого, встречались и продолжаем встречаться со всеми сирийскими сторонами, проводим одну и ту же линию в контактах и с правительством, и со всеми оппозиционерами, убеждая их в необходимости выполнять Женевское коммюнике, под которым подписались все ключевые внешние игроки - пятерка постоянных членов СБ ООН, ЛАГ, Турция, ЕС и ООН. Но, к сожалению, другие участники сформированной в Женеве «Группы действий» посылают неверные сигналы в своих контактах с оппозицией, а с правительством они практически не контактируют. Оппозиция пользуется их поддержкой в своей непримиримой позиции, заключающейся в том, что они не собираются вести переговоры с режимом. Сформированная в Дохе в ноябре 2012 года «Национальная коалиция сил сирийской революции и оппозиции» в своем программном документе заявила, что ее целью является свержение режима и демонтаж его институтов - что напрямую противоречит Женевским договоренностям, в которых особенно подчеркивается необходимость сохранить институты государства и не повторять ошибок, сделанных в других странах этого региона.
Оппозиция в виде упомянутой коалиции в своем программном документе категорически отказалась от переговоров с Б.Асадом. Наши западные партнеры и некоторые страны Ближневосточного региона приветствовали ее создание. На наш вопрос, почему они приветствовали подход, заключающийся в отказе от диалога, нам ответили, что самое главное было объединить оппозицию, а потом западные страны и другие участники процесса сирийского урегулирования убедят ее занять более конструктивную позицию. Ничего такого не происходит. К огромному сожалению, оппозиционеры продолжают категорически отказываться от диалога с властью и взяли курс на вооруженную борьбу. Наши партнеры по «Группе действий», как это ни печально, поощряют их к этому и снабжают всем необходимым для борьбы.
Таким образом, попыток усадить стороны за стол переговоров не было. Усилия предпринимались Россией, Китаем, специальным посланником ООН и ЛАГ по Сирии К.Аннаном и сменившим его на этом посту Л.Брахими.
Повторю, все упирается в одержимость оппозиционеров идеей свержения режима Б.Асада. Пока эта непримиримая позиция остается в силе - ничего хорошего не произойдет, вооруженные действия будут продолжаться, а люди гибнуть. Для нас приоритет - не достижение какой-то геополитической цели, каковой у многих явно является идея свержения режима Б.Асада, а стабилизация обстановки и скорейшее прекращение кровопролития для спасения жизней сирийцев. Но, видимо, у других коллег приоритеты иные. Мы честно разговариваем с ними об этом. На словах они вроде бы понимают угрозу, которую несет в себе перспектива развала сирийского государства. Но в публичном пространстве они излагают несколько иные подходы, отличающиеся от того, что говорят нам в частном порядке.
Вопрос: Какова ныне позиция России относительно конфликта в Мали?
С.Лавров: Что касается позиции России по конфликту в Мали, то мы ее регулярно излагаем. В своем вступительном слове я упоминал, что мы озабочены перспективами дестабилизации Сахаро-Сахельского региона, куда «переливается» нестабильность из Северной Африки. Люди, с которыми сейчас борются в Мали французы и африканцы, свергали режим М.Каддафи. Наши западные партнеры вооружали их, в том числе для свержения бывшего ливийского режима.
Для нас важно не подходить узко к тому, что мы наблюдаем. Пока международное сообщество действует от случая к случаю. Произошло что-то в Йемене - мы сконцентрировались на этой стране, потом Ливия, Тунис, Египет. Сейчас - Мали, Сирия. Важно поднять голову и посмотреть шире «за горизонты» на все эти процессы, которые связаны между собой и несут много угроз, в том числе угрозу терроризма. «Аль-Каида» и ее «партнеры» по этому неприглядному бизнесу всерьез вознамерились захватывать власть в государствах.
Нас также очень беспокоит ситуация между различными течениями ислама, которая представляет собой серьезный взрывоопасный накапливающийся потенциал. С этим процессом надо что-то делать, прежде всего по линии ЛАГ, ОИК. Мы выступаем за то, чтобы все исламские страны проявили солидарность друг с другом и не допускали раскола в рамках одной из важнейших мировых религий. Надеемся, что ситуация в Мали будет стабилизирована и африканские страны в самое ближайшее время развернут там свою операцию, как это санкционировано Советом Безопасности ООН.
Повторю, надо постараться комплексно посмотреть на обстановку в огромном важнейшем регионе и сопрягать свои действия на каждом конкретном направлении с общей задачей недопущения крушения государств, исчезновения светских государств и прихода к власти радикалов и экстремистов. Это будет «мина замедленного действия» на десятилетия вперед.
Вопрос: Насколько справедлив, на ваш взгляд, тезис о том, что знаменитой «перезагрузке» пришел конец? Какое определение вы могли бы дать российско-американским отношениям?
С.Лавров: Мы уже не раз говорили о «перезагрузке» - она не может продолжаться вечно. Если это компьютерный термин, то всем должно быть понятно, что вечная «перезагрузка» - это сбой в системе, который означает, что она зависла.
Когда администрация Б.Обамы объявила о желании «перезагрузить» российско-американские отношения, мы восприняли это однозначно как понимание контрпродуктивности политики, проводимой в отношении России при администрации Дж.Буша, то есть когда «наверху» отношения лидеров были теплыми, но личная приязнь не очень передавалась на последующие «этажи», где договариваются о практических действиях. А там царило полное недопонимание. Не мы были тому виной - мы всегда стремились вести практические отношения в русле царившей между президентами атмосферы.
Когда новая администрация США заявила, что хочет «перезагрузиться», то это относилось прежде всего к ней самой. И она достаточно активно, не без успеха пыталась продвигать новые подходы. Изменилась атмосфера на всех уровнях российско-американского взаимодействия: была создана Российско-американская президентская комиссия, подписан Договор о СНВ, ратифицировано долго пылившееся в Сенате и выгодное для американских и российских компаний «Соглашение 1-2-3» о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии, заключено Соглашение об облегчении визового режима и т.д.
Активно развивались культурные связи - в прошлом году мы отметили 200-летие первого русского поселения в Калифорнии - Форт-Росса. Культурная жизнь в целом была весьма насыщенной.
В то же время в наших отношениях были и остаются раздражители. ПРО - главный из них. Но мы по-прежнему открыты для продолжения диалога. Хотя, выступая за диалог, наши американские партнеры планируют и ведут строительство и создание объектов своей ПРО, которая имеет глобальное измерение, не считаясь с тем, что говорим мы. То есть они соглашаются продолжать диалог, но делают то, что уже решили для себя и провели через решение НАТО.
К раздражителю в виде ПРО добавились новые - упоминавшийся мною сегодня «закон имени С.Магнитского», когда была цинично использована человеческая трагедия, чтобы «наказать» Россию и вмешаться в процесс, которым занимается наше правосудие и который еще не завершен. Американские законодатели взяли на себя роль судей в вопросах, касающихся нашей внутрироссийской жизни, в которых прежде всего мы сами должны разбираться. Надо было отреагировать. Это не было нашим выбором. Нас вынудили действовать таким образом, так как есть определенные законы в отношениях между государствами и нельзя оставлять подобные действия без ответа.
Сейчас наблюдается новое обострение в связи с неправосудным решением американского суда по «коллекции Й.Шнеерсона». Возмутительное решение, которое не имеет ничего общего с правосудием. Коллекция, которая является достоянием российского народа, рассматривается как собственность американской общины хасидов, которые, кстати, больше десяти лет назад получили от России в порядке доброй воли несколько книг из этой библиотеки во временное пользование, на несколько месяцев, и до сих пор их не вернули. По-моему, это тоже надо сделать предметом судебного разбирательства.
Мы понимаем, что в США судебная система независима. Она везде независима. Американская администрация нам говорила, что полностью согласна с нашими аргументами по «коллекции Й.Шнеерсона», но практически ничего не сделала, чтобы объяснить суду реальное положение вещей. Суд принимал решение при очень вялой позиции администрации США. Мы будем добиваться ответных шагов. Это тоже нельзя оставлять без реакции.
Но все это не добавляет позитива в наши отношения, которые сейчас не в лучшей форме. Тем не менее мы последовательно выступаем за то, чтобы, несмотря на возникающие проблемы и сложности, продолжать двигаться вперед по направлениям, где у нас совпадают интересы. А там, где нет согласия, включая случаи, о которых я упомянул, нужно искать способы не допускать, чтобы проблемы отравляли всю атмосферу и не позволяли нашим странам сотрудничать.
Мы будем последовательно и твердо отводить попытки вмешиваться в наши внутренние дела и читать нам лекции, тем более что сами «лекторы» не безупречны во многих смыслах. Но мы не станем вставать в позу обиженных и отказываться от всех других направлений сотрудничества. 18 июня 2012 года в Лос-Кабосе президенты В.В.Путин и Б.Обама договорились, что пора уделить особое внимание поощрению двусторонней торговли, экономических связей и инвестиционных проектов. Наши объемы в этой сфере существенно отстают от отношений России с ведущими европейскими странами и Китаем, а также от объемов торговли и экономических связей США с Европой и КНР. Это станет важным тестом того, насколько мы сможем поощрять бизнес-связи. Российский бизнес хочет прийти в США, но порой испытывает там дискриминационное отношение. Как это случилось в прошлом году с ОАО «Северсталь», которая решила открыть в Детройте высокотехнологичное производство и ей были обещаны кредитные гарантии Министерства энергетики США. Но под политическим давлением некоторых американских законодателей эти гарантии были отозваны, при том что российская компания планировала и планирует наладить высокотехнологичную линию, создав новые рабочие места в США.
Надо преодолевать политизированные подходы. Рассчитываем, что новая администрация, формируемая Президентом Б.Обамой, сделает выводы из печального опыта и будет вести себя так, как договаривались - на основе взаимного уважения, равноправия, взаимной выгоды и без попыток вмешиваться во внутренние дела друг друга.
Запланированы двусторонние контакты. [...] И посмотрим, как развивать отношения дальше.
Вопрос: В своем выступлении на церемонии инаугурации Президент Б.Обама заявил, что США завершают десятилетие войн и конфликтов, отдавая предпочтение политико-дипломатическим методам решения международных проблем. Означает ли это, что открывается перспектива для урегулирования ситуации вокруг Ирана? Как в этот процесс могут быть вовлечены страны этого региона?
С.Лавров: Что касается заявления Президента США Б.Обамы, то я приветствую эти слова, если они действительно означают прекращение силовых методов решения международных проблем. Мне кажется, все уже убедились, что такие методы только создают новые проблемы: кризисы множатся, все шире происходит «перетекание» нестабильности. Поддерживаю также слова о необходимости полагаться на политические методы урегулирования различных кризисов. Это наша позиция, и если США приходят к такому же выводу, то это можно только приветствовать.
Повторю, мы будем готовы координировать с США действия по урегулированию конфликтов в различных регионах мира. Опора на идентичные принципы отказа от войн и продвижения мирных методов создает хорошую основу для того, чтобы налаживать координацию между Россией, США и другими ведущими государствами.
Мы не раз объясняли, что попытки убедить в необходимости силового решения иранской ядерной программы (ИЯП), подготовить и реализовать удары по иранским ядерным объектам и в целом по инфраструктуре, как об этом говорили, - идея очень опасная. Рассчитываем, что они не воплотятся в жизнь. По крайней мере, подавляющее большинство государств мира занимают аналогичную позицию. Надеемся, нам удастся не допустить наихудшего сценария.
Иран - часть региона, одна из важнейших его стран, без него едва ли можно рассчитывать на решение многих существующих там проблем.
Напомню, что в период присутствия США в Ираке, когда возникали проблемы с безопасностью американских контингентов, Вашингтон, не задумываясь, шел на прямые контакты с иранцами. Аналогично они действовали и в Афганистане, договариваясь о каких-то пониманиях, которые затем, наверное, соблюдались. Это были сепаратные контакты, но, повторю, никаких сомнений в том, что с Ираном можно и нужно говорить, когда возникали угрозы для американских войск в Ираке и Афганистане, у Вашингтона не было.
Когда же наши американские партнеры категорически отказались приглашать Иран на встречу по Сирии, мы сочли это большой ошибкой. Иран поддержал Женевское коммюнике, хотя оно было согласовано без его участия. Мы настоятельно предлагали дополнить состав собравшейся в Женеве группы за счет приглашения Ирана и Саудовской Аравии, но этому помешала антииранская заряженность.
Иран - государство Персидского залива. В наших отношениях с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), последняя встреча с которым состоялась в Саудовской Аравии в ноябре 2012 года, мы уже многие годы продвигаем идею создания в регионе зоны безопасности. У нас есть набросок соответствующей концепции, который достаточно давно передали арабским государствам этого региона. О нем знают и иранцы. Мы предлагаем, чтобы все страны Залива (и арабские государства, и Иран) при участии ЛАГ, ООН, пяти постоянных членов СБ ООН, возможно, еще каких-либо участников провели мероприятие, на котором был бы дан старт подготовке договоренностей, укрепляющих доверие и безопасность в этом регионе. Кто-то говорит, что это схоже с общеевропейским процессом. Может быть и так, если эта идея будет включать обмен информацией о военных потенциалах, приглашения на учения, возможно, договоренности об ограничении вооружений.
Наша идея сохраняет силу, и мы считаем, что особенно в условиях, когда у некоторых арабских стран Персидского залива накопились проблемы в отношениях с Ираном, их нужно открыто обсуждать, а не призывать к изоляции Тегерана, так как это путь в тупик. Уже неоднократно предпринимались попытки изолировать многие страны, а сейчас все понимают, что с Ираном такого не получится.
Россия выступает за диалог, мы готовы предложить свои услуги вместе с другими постоянными членами СБ ООН и ЛАГ. Рассчитываем, что когда-нибудь это станет реальностью.
Вопрос: Как обстоят дела с новой Концепцией внешней политики России? Когда она будет обнародована? В чем ее принципиальное отличие от предыдущей?
С.Лавров: По Указу Президента России В.В.Путина от 7 мая 2012 года нам было поручено до 1 декабря прошлого года представить проект концепции, что мы и сделали. Проект и основные направления документа мы обсуждали с экспертным сообществом - целый ряд политологических центров прислали свои соображения. Мы обсудили эти идеи и на Научном совете при министре иностранных дел России.
Безусловно, концепция отражает необходимость переосмысления целого ряда вопросов в контексте происходящих глубоких перемен в геополитическом ландшафте, о которых уже упоминалось. Это и неожиданно глубокие последствия глобального экономического кризиса, и перемены в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Самое главное даже не сами перемены, а то, что дало старт этим дестабилизирующим процессам. С момента принятия последней редакции Концепции внешней политики существенно возросла роль Азиатско-Тихоокеанского региона и многое другое. Поэтому подготовленный проект стремился учесть в нашей внешнеполитической доктрине новые развороты.
Повторю, это не новая концепция, а ее новая редакция, потому что ключевые принципы, на которых строится российская внешняя политика, остаются неизменными. Они были закреплены в Концепции внешней политики, принятой в 2000 году, и заключаются в необходимости вести внешнеполитическую линию прагматично, открыто, предсказуемо; взаимодействовать со всеми государствами, которые к этому готовы, на основе равноправия и взаимной выгоды и отстаивать национальные интересы твердо, но без сползания к конфронтации. Эти принципы в полной мере сохраняют свое значение и будут применяться в новых условиях к различным ситуациям, возникшим в последнее время в международных отношениях.
Еще раз повторю, концепция доложена, рассматривается в администрации президента и будет опубликована после утверждения главой государства.
Вопрос: По сообщениям МИД России, в Сирии находятся десятки тысяч российских граждан. В середине января менее ста из них вернулись на родину, при этом ситуация в САР продолжает ухудшаться. В этой связи нет ли у России планов начать более масштабную эвакуацию своих граждан и сократить персонал посольства?
С.Лавров: Эвакуация и не начиналась, поэтому более масштабную нам начать трудно. Речь идет о том, что в Сирии действительно находятся несколько десятков тысяч наших граждан. Прежде всего, это женщины, которые вышли замуж за сирийцев. Не все из них состоят на консульском учете, но те, кто состоят, были оповещены о возможности после доставки в Сирию гуманитарной помощи (а это делается регулярно) вернуться по желанию на родину. Когда опрос проводился, около тысячи женщин сказали, что были бы в этом заинтересованы. Но когда подвернулась ближайшая оказия с недавними рейсами МЧС, менее ста человек изъявили готовность воспользоваться такой возможностью.
Что касается российского посольства в Дамаске, исходим из того, что сейчас там не должно быть второстепенного персонала, который не востребован для повседневной деятельности - его там и нет. Семьи сотрудников давно уехали, и, наверное, это правильно, так как работать в Сирии не очень спокойно. Посольство функционирует в полном объеме, решая поставленные перед ним задачи. Оно поддерживает контакты с руководством САР, оппозиционными силами. Пока у нас нет иных намерений, кроме планов на случай обострения обстановки, существующих для любой страны этого и других трудных регионов. Но ни о каком их задействовании речь пока не идет. Сегодня оценка нашего посольства и соответствующих ведомств здесь, в Центре, не требует задействования имеющихся планов.
Вопрос: В 2014 году должен начаться вывод из Афганистана международного воинского контингента. В этой связи в соседнем Таджикистане есть опасения, что в регионе может пойти распространение терроризма и экстремизма. Готова ли Россия как-то помочь в укреплении афганской границы своими силами или силами ОДКБ? Может ли быть задействована российская военная база в Таджикистане, решение о продлении пребывания которой было принято в прошлом году?
С.Лавров: Перспектива обострения после 2014 года исходящих с территории Афганистана угроз беспокоит не только Таджикистан, но и другие страны Центральной Азии и Россию. Наркотическая и террористическая угрозы из Афганистана задевают наших центральноазиатских соседей, а через них и Российскую Федерацию. Этот вопрос регулярно обсуждается в рамках ОДКБ. На последнем саммите Организации в декабре 2012 года в Москве на этот счет были приняты специальные решения, которые в том числе предполагают оказание содействия Таджикистану в укреплении таджикистанско-афганской границы, в ее оборудовании современными видами техники, а также поддержки по другим направлениям, включая сотрудничество по линии ОДКБ между правоохранительными, пограничными, таможенными службами. Это достаточно развернутые решения, которые, на мой взгляд, будут способствовать пресечению «перелива» афганских угроз в Центральную Азию и через нее в Российскую Федерацию.
Какого-либо развертывания дополнительных сил и средств на данном этапе не планируется. Все предусмотренные меры будут осуществляться за счет поддержки наших таджикистанских друзей. Там находятся российские советники по линии Пограничной службы ФСБ Российской Федерации, действует российская военная база, являющаяся элементом стабильности и частью боевого потенциала ОДКБ. Пока каких-либо планов активного задействования базы не существует, но она постоянно находится в состоянии готовности.
Вопрос: Украина потребовала оплатить таможенные сборы за грузы, поставляемые для Черноморского флота России. Отказалась ли Москва платить или будет вносить эти суммы? Что, по вашему мнению, ждет Россию и Украину в наступившем году: бесконечные и безрезультатные переговоры о цене на газ или что-то более конструктивное?
С.Лавров: Относительно налогообложения и взимания других сборов с товаров, поступающих для нужд Черноморского флота Российской Федерации на территорию Украины. Беда в том, что эти платежи начисляются в одностороннем порядке нашими украинскими друзьями, в нарушение базовых соглашений по Черноморскому флоту (ЧФ). Эта проблема никуда не ушла, мы добиваемся ее урегулирования. Переговоры идут в рамках Подкомиссии по ЧФ, которая достаточно активно работает и уже смогла решить несколько зависших вопросов. Аспект, о котором вы спросили, пока не решен, но, не сомневаюсь, будет урегулирован. Мы предложили вложить все, что будет сэкономлено за счет отзыва одностороннего требования осуществлять эти платежи, в социальную инфраструктуру Севастополя.
Что касается того, что ожидает российско-украинские отношения, то, конечно, можно охарактеризовать их главное содержание, по вашим словам, как бесплодные переговоры по цене на газ, но ведь это часть наших договоренностей, а их нужно выполнять. Компании, министерства энергетики, главы правительств и президенты двух стран занимаются этими вопросами не в утилитарном плане, мол, «цена будет такая, либо такая», а в гораздо более широком контексте - при понимании того, как нам углублять наше стратегическое партнерство с Украиной. В прошлом году на очередном заседании Межгосударственной комиссии в Ялте мы подписали Декларацию о содержании стратегического партнерства, и именно в контексте этого широкого горизонта рассматриваются и практические вопросы нашего взаимодействия в сфере энергетики - не только цена на газ, но и наше взаимодействие в сфере промышленной кооперации и во многих других областях.
Думаю, насыщенность наших отношений будет только нарастать, а чем они созидательнее, тем больше возникает практических вопросов, которые нужно решать. Цена на газ - один из них, но, повторю, не самый главный. Самое важное - понять огромные преимущества, имеющиеся во взаимодействии наших стран в условиях высококонкурентного мира, а такое понимание, уверен, присутствует. Конкурентоспособность промышленности России и Украины существенно повышается в случае, если будем двигаться по пути углубленной кооперации. Конечно, намерены приветствовать участие Украины в интеграционных процессах, идущих на пространстве СНГ. Абсолютно естественно использовать сравнительные преимущества хозяйственного, инфраструктурного, логистического, транспортного комплексов, созданных в период, когда обе страны были частью единого государства.
Вопрос: В прошлом году на аналогичной пресс-конференции вы сказали, что Россия непременно добьется того, чтобы дело о возможной причастности властей Косова к нелегальной трансплантологии было доведено до конца. Однако с тех пор о «деле Медикус» толком ничего не слышно. Удалось ли России продвинуться к заявленной цели?
С.Лавров: К сожалению, мы наталкиваемся на неконструктивную позицию Евросоюза, который «узурпировал» расследование, и оно идет ни шатко ни валко. Кажется, его даже постепенно сворачивают. Мы исходили и исходим из того, что поддерживаем справедливые требования Сербии. Это прежде всего сербская проблема. У Белграда есть планы поставить этот вопрос в СБ ООН, чтобы подключить Организацию к расследованию. Поддерживаем такие намерения.
Вопрос: В 2012 году Армения, Азербайджан и другие страны-сопредседатели отметили 20-летие Минской группы ОБСЕ. Год был очередным бесплодным периодом в армяно-азербайджанском урегулировании. Все говорят о воле сторон, но воля посредников - немаловажный фактор. Не считаете ли вы, что воля посредников тоже имеет силу, учитывая имеющиеся у России рычаги для продвижения процесса? Стоит ли ожидать в 2013 году прогресса в решении этого конфликта?
С.Лавров: Россия как участница «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ вместе с США и Францией стремится найти решение, которое поможет урегулировать нагорно-карабахский конфликт. Если кто-то хочет привлечь к себе внимание в публичном пространстве, тогда, наверное, нужно вести речь об осуждениях, требованиях, публичном бичевании. Если же мы хотим на практике решить вопрос, то необходимо действовать другими методами. Именно так поступают США, Франция и Россия в качестве сопредседателей Минской группы.
Кратко напомню историю вопроса. В 2007 году сопредседатели Минской группы ОБСЕ подготовили проект Основных принципов урегулирования конфликта. На его основе можно было разрабатывать мирное соглашение. Армения выразила готовность в 2007 году взять данный проект за основу, но документ не устроил Азербайджан. Сопредседатели, исходя из необходимости поиска общей почвы, продолжали работу в 2009 году, обновив проект Основных принципов и представив его сторонам. Баку был готов взять его за основу, но армянская сторона сказала, что лучше было бы работать на базе предложений 2007 года.
В подобной ситуации Россия в лице возглавлявшего тогда государство Д.А.Медведева пригласила президентов Армении и Азербайджана на встречу. Д.А.Медведев спросил у лидеров обеих стран, имеет ли смысл, чтобы Россия в рамках общих подходов сопредседателей (Минской группы) попробовала найти что-то среднее между предложениями 2007 и 2009 годов. Президенты Армении и Азербайджана согласились.
Этому делу было посвящено около десяти встреч руководителей России, Армении и Азербайджана, на «полях» которых всегда присутствовали американцы и французы как сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Летом 2010 года на саммите «Группы восьми» президенты России, США и Франции приняли заявление, в котором призвали Армению и Азербайджан одобрить последний вариант компромиссного документа, разработанного российской стороной по итогам контактов с руководителями обоих государств. Тогда планировалась встреча лидеров России, Азербайджана, Армении в Казани. И президенты трех стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ на встрече в Казани призвали армянскую и азербайджанскую стороны одобрить последний вариант документа. Мне казалось, что это позитивное развитие событий. Но, к сожалению, документ не был принят. Думаю, вы знаете почему - стороны делали соответствующие публичные заявления.
С тех пор сопредседатели не опускают руки, но контактов на высшем уровне пока не предвидится. Министры Армении и Азербайджана встречаются. Сопредседатели предложили им усеченные варианты документа, чтобы снять спорные положения. Работа продолжается.
Вопрос: Почему России и Азербайджану как стратегическим партнерам не удалось договориться по вопросу о продлении аренды Габалинской радиолокационной станции? Есть ли перспективы у этого проекта?
С.Лавров: Вопрос закрыт окончательно. Мы были готовы договариваться, но наши азербайджанские друзья решили не уступать в цене. Мы считаем стоимость, на которой настаивали азербайджанские коллеги, чрезмерной. Сейчас идут мероприятия по закрытию станции, которые необходимо провести в течение нескольких месяцев. Азербайджанская сторона знает об этом.
Вопрос: МИД России серьезно и долго работал над двусторонним соглашением с США об усыновлении/удочерении детей. Думали ли вы, что может быть введен полный запрет на усыновление/удочерение российских детей американскими гражданами? Как вы лично относитесь к тому, что эта тяжелая работа закончилась ничем?
С.Лавров: Мы действительно долго - почти два года - работали над соглашением с США об усыновлении/удочерении. Американская сторона пыталась нам объяснить, что у них существует специфика - вопросы усыновления относятся к компетенции штатов, поэтому влияние федеральной власти серьезно ограничено. Мы подчеркивали, что нам важно иметь инструмент, согласованный на уровне федеральных правительств, и найти механизмы, которые давали бы администрации США право решать вопросы с властями штатов. В итоге вступившее в силу осенью 2012 года соглашение содержит такие обязательства администрации США.
Через несколько дней после этого мы обратились к американской стороне с требованием обеспечить доступ к российскому мальчику М.Бабаеву, усыновленному американской парой. Приемные отец и мать были лишены родительских прав судом штата Флорида за издевательства над ребенком. Мальчика передали временному опекуну в ожидании новых усыновителей. Мы вновь потребовали доступ к М.Бабаеву. Суд штата Флорида несколько раз отказывал, а администрация США разводила руками. Это показательно, ведь точно так же, как и в случае с «коллекцией Й.Шнеерсона», мы не видели искреннего желания американской администрации что-то сделать. Когда нужно, она находит способы серьезно донести свою точку зрения и до независимых судов и работает с Конгрессом так, что он в итоге прислушивается. Мы все это знаем.
В случае с М.Бабаевым мы не увидели такого желания вообще, как и не наблюдали готовности помочь нам посетить «Ранчо для детей» в штате Монтана, о котором узнали случайно из американских СМИ. Оказывается, туда «свезли» несколько десятков российских детей, от которых отказались приемные родители. И нас никто не поставил в известность. Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка П.Астахов и уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.Долгов направили запрос в администрацию США о посещении ранчо. Администрация вновь развела руками. Тогда П.Астахов и К.Долгов сообщили, что они все равно поедут. Но когда они прибыли к воротам ранчо, их прогнали. До сих пор у нас нет доступа к этим детям.
Случаи, о которых известно, - только верхушка «айсберга». Мы стали специально заниматься изучением системы усыновления в США. При большом количестве добросовестных усыновителей, с которыми российские дети действительно обрели семью, есть также очень много случаев, о которых неизвестно и которые вызывают глубочайшую тревогу. Отмечу, что не так давно Вьетнам разорвал соглашение с США о сотрудничестве в сфере усыновления, в том числе по причине отсутствия юридических «рычагов» или нежелания американской администрации их использовать.
Смею вас заверить, что «закон Димы Яковлева», который стал вынужденной мерой, отражает нашу оценку положения дел в целом с системой усыновления в США. Мы знаем, что и американские усыновители американских детей ведут себя далеко не всегда подобающим образом - существует масса отказов от усыновления.
Хотели бы отдавать наших детей прежде всего в свои собственные семьи, как ориентирует нас Конвенция ООН о правах ребенка. В ней международное усыновление рассматривается как исключительная практика, которая может применяться, лишь когда нельзя найти ребенку новую семью в стране, где он родился. ООН в данной конвенции ориентирует государства на то, чтобы одной из задач национальной семейной политики стало создание приоритетных условий для усыновления детей-сирот собственными гражданами. Уверен, что запрет на усыновление американскими гражданами не повлияет на выполнение Россией обязательств по Конвенции ООН о правах ребенка, где в одной из статей подчеркивается, что она не накладывает на участвующие государства обязательства отдавать детей на международное усыновление. Конвенция лишь устанавливает основополагающие принципы, которые должны соблюдаться в ситуациях, когда происходит международное усыновление.
У нас сохраняются возможности для передачи детей на усыновление в другие государства, которые добросовестно выполняют эту конвенцию. США, к слову, не ратифицировали этот документ и не собираются к нему присоединяться. Основная причина, как нам прямо говорят американцы, - нежелание отчитываться перед участниками за выполнение вытекающих из нее обязательств. Это не единственный документ о правах человека, который США категорически отказываются вводить в действие. Среди них - целый ряд конвенций Международной организации труда, Международный пакт
о социальных и экономических правах человека и т. д.
У нас хороший опыт сотрудничества в сфере усыновления с другими странами. Например, Италия - вторая страна по количеству усыновляемых российских детей после США. В 2011 году США усыновили 960 наших детей, а итальянцы - 800. Эти цифры одного порядка. В итальянских семьях не было ни одного случая неадекватного отношения к российским детям. Мы готовим аналогичное соглашение с Францией. Согласен, что если брать чистую арифметику, то подавляющее большинство усыновленных/удочеренных в Америке российских детей хорошо себя чувствуют. Но имеются десятки случаев, о которых становится известно (а о многих и нет), когда дети превращаются в объекты произвола и насилия, умирают в американских семьях. Этого не происходит с детьми, усыновленными родителями из европейских стран. Не зафиксировано ни одного случая. Были проблемы из-за смешанных браков в Финляндии (история Р.Салонен). Но это спор, с кем быть ребенку. Никаких издевательств не происходило.
Вопрос: Сергей Викторович, есть ли шанс, что в обозримой перспективе состоятся полноформатные переговоры «шестерки» с Ираном? Как вы расцениваете то, что Иран не пускает инспекторов МАГАТЭ на военный объект Парчин?
С.Лавров: Уверен, что переговоры состоятся. Сейчас согласовываются технические вопросы, включая место проведения встречи. Нам не очень понятно, почему так горячо нужно спорить о том, где собираться, - это второстепенная вещь. Видимо, у некоторых участников «шестерки» и Ирана есть свои соображения. Жаль, если это будет затягивать процесс. Есть твердое понимание, что политдиректора «шестерки» во главе с Высоким представителем ЕС по внешней политике К.Эштон встретятся с иранскими представителями.
Недавно состоялась очередная поездка инспекторов МАГАТЭ в Иран, чтобы согласовать модальности работы по вопросам, которые накопились у Агентства и которые вызывают подозрение в том, что в иранской ядерной программе была или есть какая-то военная составляющая. Иранцы подчеркнули, что они хотят полностью согласовать этот документ. Думаем, что иранские коллеги могли бы делать это чуть быстрее и откликаться на предложения МАГАТЭ, которое тоже стремится пойти им навстречу, выработать удобные модальности. Как я понимаю, посещение различных объектов, включая Парчин, обсуждается в контексте проработки этих модальностей. В свое время в Парчине уже бывали инспекторы МАГАТЭ. Здесь никакой сенсации ожидать не приходится.
Вопрос: В сентябре 2012 года вы сказали, что Россия готова подписать с Эстонией новый договор о границе, если Таллин воздержится от сюрпризов. Какие перспективы такой документ может открыть для двух стран?
С.Лавров: Эта история давняя и известная. В ходе активных переговоров с Эстонией и Латвией по подготовке договоров о границе у нас было четкое понимание с Ригой и Таллином, что никаких исторических намеков в этих документах содержаться не будет, а процедуры ратификации пройдут без каких-либо сюрпризов в виде ссылок на те или иные договоры из прошлой эпохи. Латвийская сторона эту договоренность полностью выдержала.
Когда же эстонский парламент приступил к ратификации согласованных и подписанных договоров, в ратификационную резолюцию была включена ссылка на Тартуский мирный договор, что противоречило достигнутым договоренностям с Министерством иностранных дел Эстонии. После этого мы были вынуждены отозвать подпись под договором и сказать, что для того, чтобы окончательно закрыть пограничный вопрос, нужно начинать новые переговоры и готовить новый документ. Эстонские партнеры в итоге отнеслись к этому с пониманием, получив наши подробные разъяснения ситуации, и сказали, что выждут период и, когда наступит удобный момент с точки зрения различных факторов, будут готовы возобновить переговоры. Мы ждали и периодически им об этом напоминали.
Но прошлой осенью появилась инициатива, как я понимаю, Комитета по международным делам парламента Эстонии. Наша добрая воля всегда была в наличии. С решением, которое было принято по инициативе комитета, добрая воля проявилась и с эстонской стороны. Сейчас возобновились контакты, они продолжаются.
Вопрос: Президент России В.В.Путин сообщил, что будет разговаривать со следователями о возможностях возврата Польше обломков разбившегося под Смоленском польского президентского самолета. Появилась информация, что Варшава не исчерпала еще юридическую возможность добиться этого возврата. Найдется ли возможность вернуть Польше фрагменты самолета до окончания расследования?
С.Лавров: [...] В России близко к сердцу восприняли ту трагедию. Вы знаете, как реагировали в то время Президент России Д.А.Медведев, председатель правительства В.В.Путин. Не желаем создавать проблемы для польского руководства, семей погибших, российско-польских отношений. Но это очень серьезное уголовное дело, которое открыто и в России, и в Польше. По нашим правилам, пока расследование окончательно не завершено и дело не передано в суд, вещественные доказательства должны находиться в распоряжении следователей. Расследование завершается, но еще не закончено. Насколько я понимаю, это не является чем-то необычным, потому что и польское расследование не завершено.
Понимая, насколько эмоционально воспринимается эта ситуация в Польше, мы еще летом 2012 года предложили нашим польским коллегам начать обсуждение технико-логистических аспектов предстоящей транспортировки обломков в вашу страну. Такие встречи уже состоялись на уровне профессионалов. Рассчитываю, что в ближайшее время мы получим какие-то новости. Не могу комментировать, делать прогнозы относительно того, когда завершится это расследование. Но вопрос у нас на контроле.
[...] Еще раз подчеркну, расследование проводится под личным контролем Президента России В.В.Путина. Следователи делают все, чтобы действовать быстро. Также мы готовы в соответствии со всеми имеющимися договоренностями решать вопрос установления памятника на месте трагедии - на эту тему тоже ведутся контакты.
Вопрос: В последние годы у России есть определенные подвижки в развитии отношений и сотрудничества с Индонезией и другими членами АСЕАН в различных областях - в большей степени политической, чем экономической - в сравнении с крупными игроками региона. Торговый оборот России со странами АСЕАН составляет чуть более 20 млрд. долларов, США - 176 миллиардов, Австралии - 47 миллиардов, Китая - около 400 миллиардов. К 2015 году Китай планирует достичь 500 млрд. долларов торгового оборота. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы ликвидировать этот дисбаланс? Может быть, России, как Китаю, установить с АСЕАН зону свободной торговли? Что Россия ожидает от саммита АТЭС в Индонезии в нынешнем году?
С.Лавров: Мы с АСЕАН развиваем диалоговое партнерство. У нас есть Соглашение о сотрудничестве в области экономики и развития, Соглашение о сотрудничестве в области культуры. Товарооборот растет. Нам известны цифры, которые вы назвали. Это отражает исторический ход связей между странами, о которых идет речь. Уверен, что наш объем торговли, инвестиций, совместных экономических проектов со странами АСЕАН будет неуклонно расти. Догоним ли мы Китай? Не думаю, что в ближайшее время. У нас есть собственные планы, которые одобрены странами АСЕАН.
Для нас зона свободной торговли - относительно новая форма работы. Мы сейчас с некоторыми странами и структурами, включая Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Новую Зеландию и Вьетнам, в пилотном режиме прорабатываем перспективы создания такой зоны. Если с Вьетнамом у нас это получится, будем смотреть, как можно такой опыт распространить на других членов Ассоциации.
От саммита АТЭС в Индонезии мы ожидаем продолжение работы по направлениям, которые были запущены и продолжены в ходе председательства России. Надеюсь на преемственность. У нас с индонезийскими коллегами имеется договоренность, чтобы в составе «тройки», сложившейся в АТЭС, мы работали сообща с предыдущим, нынешним и будущим председателями.
Вопрос: Ё.Мори планирует в ходе визита в Москву в феврале этого года встретиться с Президентом России В.В.Путиным. Будет ли обсуждаться вопрос о подписании мирного договора с Россией? Недавно прошло сообщение, что в 1992 году российская сторона предложила передать Японии два острова - Хабомаи и Шикотан. Можете ли вы подтвердить это сообщение?
С.Лавров: Мы заинтересованы в активном развитии отношений с нашим японским соседом. Между Россией и Японией созданы серьезные заделы в торгово-экономической, инвестиционной сферах, энергетике. Есть новые планы в этих областях, и они реализуются. Главное, что бизнес с обеих сторон проявляет интерес к взаимодействию. Правительства России и Японии это активно поощряют.
Мы готовы и далее обсуждать и искать пути решения любых вопросов в нашей повестке дня. Это касается и вопроса о заключении мирного договора. Знаем, что бывший премьер-министр Японии Ё.Мори, приглашенный Президентом России В.В.Путиным - они старые друзья, - будет интересоваться вопросом заключения мирного договора. Как вы знаете, премьер-министр Японии имеет приглашение посетить Российскую Федерацию. Будем рады видеть С.Абэ в Москве.
Вопрос о мирном договоре имеет относительно недавнюю историю. Лидеры двух стран неоднократно условливались о том, чтобы решать этот вопрос без эмоций, нагнетания страстей в общественном сознании, готовить почву для сформирования каких-то предложений, приемлемых японскому и российскому народам. Это сделать непросто. Мы ведем речь о ситуации, которая сложилась по итогам Второй мировой войны и отражена в Уставе ООН. Чтобы двигаться вперед, мы должны признать эту правовую реальность, а самое главное - создавать благоприятные условия для решения любых сложных вопросов между нашими странами. Для этого нужно наращивать торгово-экономическое сотрудничество, культурно-гуманитарное взаимодействие, которое пользуется популярностью у российских и японских граждан. Для этого нужно вырабатывать доверительные подходы к согласованию действий по международным делам, вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы хотим, чтобы в АТР безопасность опиралась не на отдельные закрытые блоки, а на инклюзивную архитектуру, которая включала бы все государства на основе принципа равной и неделимой безопасности. Чем богаче, насыщеннее будут отношения между нашими странами и народами, тем легче будет рассматривать любые сложные вопросы. Делу не помогают заявления некоторых японских политиков, которые достаточно эмоционально формулируют односторонние требования к России. Мы не видим в такого рода заявлениях большой пользы с точки зрения создания необходимой атмосферы для всестороннего развития российско-японских отношений.
Вопрос: Совет Безопасности ООН принял резолюцию в связи с запуском КНДР ракеты в декабре 2012 года. Как вы можете прокомментировать это событие?
И еще. Недавно в Южной Корее избран новый президент - г-жа Пак Кын Хе. Она намерена расширять отношения с соседними странами, в том числе с Россией. Северной Кореей уже больше года управляет новый руководитель - Ким Чен Ын. Есть ли у руководства России пожелания или планы встретиться с главами двух корейских государств?
С.Лавров: Все будет прежде всего зависеть от того, насколько сами руководители двух Корей проявят к этому интерес. Мы готовы сотрудничать в реализации трехсторонних проектов и в сфере электроэнергетики, и в сфере поставок газа, строительстве Транскорейского газопровода, в области соединения Транскорейской железной дороги с Транссибирской железнодорожной магистралью. По некоторым из этих направлений уже идут предметные переговоры. Все зависит не столько от России, сколько от желания и готовности к этому Республики Корея и КНДР.
В части запуска северокорейской баллистической ракеты, который стал предметом резолюции СБ ООН, наши оценки совпадают с мнением других членов Совета Безопасности. Резолюция принята единогласно и говорит сама за себя. Такие запуски, равно как и ядерные взрывы, запрещены предыдущими решениями Совета Безопасности ООН. Рассчитываем, что наши северокорейские соседи прислушаются к голосу международного сообщества и вернутся на путь сотрудничества в рамках шестисторонних переговоров. Для этого надо оставаться в рамках требований, содержащихся в резолюциях СБ ООН. Мы, по крайней мере, будем делать все, чтобы создать условия для возобновления шестисторонних переговоров. Россия в рамках этого механизма руководит рабочей группой по вопросам мира и безопасности в Северо-Восточной Азии - это гораздо шире, нежели просто проблема денуклеаризации Корейского полуострова. У нас есть конкретные предложения, которые мы распространили как председатель этой группы. Рассчитываем, что их обсуждение начнется и будет создавать необходимую критическую массу взаимного доверия, что поможет решать непосредственно ядерную проблему.
Вопрос: По данным ООН, последние десять лет снижается количество вооруженных конфликтов, однако увеличивается число информационных. Россия пока проигрывает информационные войны. Предпринимаются ли попытки рассеять это негативное информационное «облако», которое старается вызвать наводнение и волнение команды на дрейфующем корабле «Россия»?
С.Лавров: Вы, я вижу, романтик. Всем известно, как создавались информационные ресурсы в современном мире в различных странах, включая информационные ресурсы на внешнюю аудиторию.
Мы видим важность этой работы. Государство активно поддерживает наращивание наших информационных возможностей, в том числе на таких каналах, как «Россия 24», «Russia Today», «Русия аль-Яум», испаноязычное вещание того же канала. Безусловно, в наших планах - делать больше. При гораздо более скромных финансовых возможностях телеканалы «Russia Today» и «Русия аль-Яум» серьезно и успешно конкурируют с такими англоязычными ресурсами, как CNN, BBC, «Al-Jazeera» - если говорить об арабском мире. Статистика убедительна - это не разница в разы или на порядок, а достаточно сопоставимый процент аудитории. Рассчитываю, что и другие СМИ будут помогать не тому, чтобы какой-то «корабль» тонул в каком-то море, а тому, чтобы действия России, как и любого другого государства, на международной арене воспринимались объективно. Ради этого мы с вами и встречаемся. Надеюсь, что это взаимополезно. Спасибо большое. До новых встреч!