Шагнув во второе десятилетие XXI века, отечественные и зарубежные ученые так и не достигли консенсуса по вопросам экономической дипломатии. До сих пор отсутствует единый подход к научно-понятийному аппарату, периоду зарождения и этапам эволюции экономической дипломатии, современному представлению о ее видах и механизмах. Исследователей даже с единичными публикациями об экономической дипломатии можно по пальцам перечесть. Среди отечественных ученых и дипломатов - И.А.Орнатский, Л.Д.Градобитова; основоположник теории экономической дипломатии в постсоветский период В.Д.Щетинин; а также академик И.Д.Иванов, Т.В.Зонова, А.Е.Лихачев, М.А.Конаровский, Д.А.Дегтярев и некоторые другие. Среди зарубежных исследователей и дипломатов в этом плане следует отметить Ги Каррона де ла Каррьера; А.Плащинского, Н.Бейна и С.Вулкока, А.Касымова и Б.Гиясова. В данной статье предпринята попытка внести определенный вклад в теорию экономической дипломатии.

Экономическую дипломатию невозможно рассматривать в отрыве от традиционной, классической дипломатии. Само слово «дипломатия» имеет греческое происхождение. Словом «diplõma» назывались в Древней Греции сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, выдававшиеся посланниками на месте прибытия в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия1.

Дипломатия как явление прошла эволюционный путь развития от «примитивной» еще до нашей эры в Индии, Китае и Египте во времена первобытнообщинного строя до дипломатии античных Греции, Рима и средневековой Византии, оказавшей влияние на другие государства, особенно города-республики на Апеннинах (Венеция, Генуя, Милан, Рим, Флоренция) и Савойю. Из-за отдаленности Востока от Запада дипломатия стран Азии и Африки не оказала большого влияния на мировую дипломатию, как это сделали Греция, Рим и Византия. Греческая дипломатия, хотя и дала многое для последующей методологии внешних отношений, но все время открыто связывалась с обманом. Дипломатия Древнего Рима, как «сверхдержавы» своего времени, базировалась на использовании силы против более слабого противника и на основном принципе «разделяй и властвуй». Византия взяла много отрицательного из опыта греческой и римской дипломатии и передала в наследство Венеции и другим итальянским городам. Лучшим учеником во всей Италии оказался Никколо Макиавелли, который пошел еще дальше своих предшественников2.

Слово «дипломатия» стали употреблять в начале XVII века. Первый случай употребления этого понятия в Англии относится к 1645 году3. Классическая дипломатия соответствует итальянской модели развития и сформировалась на основе межгосударственной торговли после подписания в Германской империи в 1648 году Вестфальского мирного договора. Этот документ положил конец Тридцатилетней войне общеевропейского масштаба, подвел итог столетнего конфессионального противостояния в Европе, внес правовую основу в систему европейских международных отношений и определил их характер на несколько веков вперед. Потребовалось еще целое столетие, чтобы слово «дипломатия» прочно вошло в научный и культурно-политический обиход в Западной Европе4.

В 1693 году немецкий ученый Г.В.Лейбниц опубликовал «Свод дипломатического права», где впервые употребил слово «diplomaticus» - дипломатический, касающийся международных отношений5. Заслуга в употреблении понятия «дипломатия» в том значении, которое мы придаем этому слову теперь, принадлежит французскому дипломату Франсуа де Кальеру, опубликовавшему в 1716 году свою книгу «О способах договариваться с государями, ведении переговоров, выборе послов и посланников и о качествах, необходимых для успешного осуществления этих занятий»6. Слово «дипломат» он тогда еще не употреблял и предпочитал говорить о «переговорщиках», а дипломатию рассматривал как науку и искусство, основанные на теоретическом подходе и высоких моральных принципах. Книгу де Кальера перевели со временем на английский и другие европейские языки. Его представление о дипломатии стало настоящей инновацией на международной арене в начале
XVIII века, поскольку в греческий и римский периоды дипломатия была профессией, для которой хитрость и обман считались нормой, а во времена Византии и Средневековья методы лжи и обмана были доведены до уровня искусства7.

В 1737 году другой французский дипломат - Антуан Пеке в своем трактате «Рассуждение об искусстве переговоров, или Прекрасный посол» впервые ввел понятие «дипломатический корпус» и расширил представления о дипломатии и функциях лиц, профессионально занимающихся дипломатией, сделав упор на их нравственных качествах8. Со временем сущность понятия «дипломатия» претерпела эволюцию: от хитрости, расчетливости и обмана до искусства вести переговоры во внешних сношениях, а позднее - до отождествления с международной политикой и официальной деятельностью глав государств и загранпредставительств по осуществлению целей и задач внешней политики, защите интересов государства и его граждан за рубежом9.

Экономическая дипломатия также возникла не сразу. Прошли сотни и даже тысячи лет, прежде чем она превратилась в самостоятельную область теории и практики международных отношений. Отечественный исследователь и политолог Т.В.Зонова, например, отождествляет торговлю с экономической дипломатией, считая, что в существовании экономической дипломатии как таковой нет ничего принципиально нового, только раньше ее называли торговой10. Французский ученый и дипломат Ги Каррон де ла Каррьер также придерживается подобного мнения о том, что экономическая дипломатия существовала издавна, именовалась торговой дипломатией, а теперь лишь обновилась11. Российский экономист Д.А.Дегтярев связывает возникновение экономической дипломатии в современном ее понимании лишь с концом XIX века, когда вслед за Англией в министерствах иностранных дел ведущих европейских держав того времени стали появляться торговые отделы и коммерческие атташе12.

Следует заметить, что экономическая дипломатия в исторической ретроспективе обязана и примитивному обмену товарами, и развитию торговли, международных отношений, государства и политики. Колыбелью экономической дипломатии как явления международной жизни стала Европа благодаря первым постоянным посольствам в Италии, на территории которой еще до середины XV века возникло несколько городов-государств, имевших между собой тесные экономические связи.

Торговые отношения между государствами не могли развиваться на визитах отдельных консулов - официальных лиц, направляемых правителем за границу для того, чтобы торговать. Назрела необходимость изучать рынок, защищать интересы промышленников и купцов своей страны за границей. Особенно много занимались экономическими вопросами венецианские послы. Они изучали экономическое положение страны аккредитования, ее банковское дело, активно использовали информацию и влияние венецианских купцов. Отечественные и зарубежные исследователи сошлись на том, что внешняя политика средневековых государств имела коммерческие цели и служила безопасности сухопутных и морских путей сообщения, доступности рынков и свободе заключения торговых сделок.

Однако монархи средневековых государств не желали, чтобы иностранные посольства были хорошо обо всем осведомлены и даже вмешивались во внутренние дела. Началась практика, когда послов стали высылать из страны пребывания. Венецианцы очень быстро отреагировали на это и приняли еще в конце XV века ряд мер, направленных на ограничение разведывательной деятельности, а своим гражданам под угрозой серьезного наказания запретили общаться с иностранными послами. С тех пор, по мнению Гарольда Никольсона и В.И.Попова, дипломатия на долгие годы и даже на века начала принимать исключительно политический характер. Дипломаты, соответственно, стали сторониться торговли и торговых отношений. Считалось, что посольство представляет государство, а не отдельных промышленников, что дипломаты не должны заниматься вопросами торговли и что конкурировать между собой - это дело купцов, а посольство не обязано помогать одной группе промышленников в ущерб другой13.

В первой половине XVII века французский мыслитель Эмерик Крюсе отводил весьма важную роль международной торговле, полагая, что в улучшении благополучия людей купец более полезен, чем солдат. В связи с этим он призывал к строительству дорог, установлению единой системы мер и весов, единой денежной системы14. Именно развитие товарно-денежных отношений в Европе послужило толчком к зарождению в этот период политической экономии*, (*Впервые данный термин был введен французским экономистом А.Монкретьеном в 1615 г. ) которая позднее, в следующем столетии, сформировалась в самостоятельную науку благодаря шотландскому экономисту Адаму Смиту и английскому финансисту Давиду Рикардо. По мнению Ги Каррона де ла Каррьера, это были первые блистательно заложенные камни к возникновению и постановке проблем экономической дипломатии15.

В первой половине XVIII века европейские монархии были истощены военными конфликтами, опустошившими государственную казну. С середины XVIII столетия среди французских просвещенных умов распространилось убеждение, что коммерческие и торговые связи, как и извлекаемая государствами от этого выгода, могут стать эффективным средством прекращения международных конфликтов. Парижский мирный договор, подписанный в Версале 10 февраля 1763 года между Англией, с одной стороны, и Францией и Испанией - с другой, как и другие мирные соглашения того периода между европейскими странами, закрепил Вестфальскую систему межгосударственных отношений в Западной Европе16. Это дало толчок к развитию экономической дипломатии как явления на международной арене. Международным дипломатическим языком почти на два столетия стал французский, заменив классическую латынь. Французский философ Шарль Монтескье утверждал, что мир является естественным следствием коммерции, ибо занимающиеся совместным прибыльным делом два государства слишком зависят друг от друга, чтобы воевать; а французские реформаторы провозгласили XVIII столетие «веком торговли», пришедшим на смену эпохе войн17. В странах Европы консула стали считать государственным служащим.

Быстрое экономическое развитие, стремительный рост капиталистических отношений, колониальное противоборство европейских стран в XVIII веке, а главное, слияние интересов политики и экономики государства - все это явилось, пожалуй, прообразом «примитивной экономической дипломатии». В этот период государственный деятель Великобритании Уильям Питт-старший (1708-1778 гг.) заявил, что британская политика - это британская торговля18. Внешняя политика и международные торговые отношения стали для британцев единым целым, как, впрочем, и не только для них. К тому же сама торговля и колониальная, захватническая политика отдельных государств нередко порождали международные конфликты.

Зарождению экономической дипломатии в Европе, как явления на международной арене и осуществления внешнеэкономической политики государств, способствовал ряд объективных причин в середине XVIII века. Одной из таких причин стал международный энергетический кризис. Всемирная история свидетельствует о том, что до 1600 года в Европе широко использовали в качестве энергетического сырья торф. Затем ему на смену пришли хворост и древесные поленья. Однако к 1750 году все леса там оказались вырубленными. Кризис способствовал поиску новых видов топлива. Таким сырьем оказался коксующийся уголь, который в изобилии был обнаружен в недрах Земли. Повсеместно развернулась добыча угля в шахтах, что позволило свершиться промышленному перевороту19.

В этот период традиционные методы производства больше не могли удовлетворять потребности внутреннего рынка из-за дороговизны и нерентабельности. Именно к 1750-м годам проявили себя и последствия «мягкой» индустриализации без возведения гигантских заводов, которые могли бы изменить окружающую среду и дестабилизировать общество. Это стало настоящей «промышленной революцией». Свою позитивную роль сыграла и «демографическая революция», способствовавшая росту населения в Европе, а также развитие банковской системы, рыночная конкуренция, переработка сырьевых товаров, колониальная торговля, инвестиционные потоки. Все это придало особую остроту экономическим проблемам государств на протяжении следующего столетия. Именно в тот период произошло изменение общественно-политического мышления в сторону экономического развития20.

О создании теории экономической дипломатии тогда еще никто не задумывался. Миром, по утверждению французского философа и экономиста Пьера Жозефа Прудона (1809-1865 гг.), правила политическая экономия, а экономические отношения между странами были призваны восторжествовать над политическими конфликтами и национальным соперничеством21.

Подписание 9 июня 1815 года Заключительного (Генерального) акта Венского конгресса закрепило мир в Европе после наполеоновских войн и укрепило «дипломатию посредством конференций», или конференционную дипломатию в международных отношениях22. Генеральный акт содержал и особые статьи, которые касались экономических взаимоотношений между европейскими странами. В связи с этим были установлены правила сбора торговых пошлин при пересечении сухопутных границ и судоходства по пограничным и международным рекам, определялись принципы свободного судоходства, в приложении говорилось о запрещении торговли неграми. Нововведения по Венскому регламенту стали нормой международного права и надолго вошли в дипломатическую практику.

Примерно к середине XIX века вопросы торговли в посольствах некоторых европейских стран вновь стали играть большую роль, хотя сопротивление дипломатов было упорным и длилось еще несколько десятилетий. Соединенные Штаты, получившие независимость в конце XVIII века, наоборот, недооценивали в то время значение дипломатии в международных торговых отношениях, считая, что кораблестроители, купцы, нефтяные компании могут самостоятельно вступать в переговоры с иностранными государствами и для этого вполне достаточно одного консула, который занимался бы продвижением экономических интересов за границей.

В Европе с помощью дипломатов создавались многочисленные торговые компании, определялись сферы влияния одних государств над другими, договаривались о предоставлении эксклюзивных прав на эксплуатацию недр. С началом глобализации, в эпоху колониальных захватов, сразу за войсками колонизаторов шли торговцы, а дипломаты спешили закрепить за метрополией новые приобретения в форме концессионных соглашений или договоров23.

В тот период имело место реформирование внешнеполитических институтов некоторых государств. Так, во внешнеполитическом ведомстве Сардинского королевства во главе с правителями Савойского дома в 1850 году появилось Управление по коммерции и консульским делам, которое вскоре было разделено на два отдела - коммерческий и консульский. Впоследствии эта реформа легла в основу Министерства иностранных дел объединенной Италии. Коммерческие департаменты с корпусом коммерческих атташе возникали во внешнеполитических ведомствах и загранпредставительствах Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании и Бельгии. В Российской империи на смену Коммерц-коллегии еще в конце XVIII века пришло Министерство коммерции. Торговая и финансовая политика постепенно превращалась в составную часть профессиональной дипломатии.

К 70-м годам XIX века политические границы в Европе почти полностью совпадали с экономическими. Стихийное развитие мирового рынка, где товары, услуги, деньги, капиталы, люди перемещались, несмотря на границы, сделало необходимым влияние государства на внешнеэкономические связи. На правительство государств возлагалась обязанность обеспечить безопасность торговых путей, завоевание и удержание колоний, поскольку экономическая экспансия и колониальная торговля рассматривались как свидетельство национального величия. Правительству вменялось в обязанность создание или расширение сфер экономического влияния, на него возлагалось заключение торговых соглашений и активная поддержка собственных предпринимателей24.

Рубежом в развитии старой и новой дипломатии считают Первую мировую войну. Если до 1914 года, благодаря торговле и капиталовложениям, в мире наблюдался экономический прогресс, то период между Первой и Второй мировыми войнами стал настоящим крахом экономических взаимоотношений между государствами. Достаточно наглядным, например, явилось развитие торгово-экономических связей между СССР и США на неофициальной основе. При полном отсутствии дипломатических отношений между двумя странами до ноября 1933 года объем американского экспорта в СССР сократился в 1932 году со 103,7 млн. долларов до 12,6 млн. долларов, а в 1933 году достиг еще меньших размеров - всего около 9 млн. долларов25. Этому во многом способствовала и начавшаяся в Америке Великая депрессия.

На первый план мирового экономического развития вышли проблемы, связанные с осознанием важности сырьевых ресурсов на планете. Нефть стала геостратегическим сырьем. Нестабильность и дезорганизация мировых энергетических рынков, когда цена на нефть то повышалась, то понижалась, привели при поддержке правительств США, Англии и Франции к образованию картеля «Семь сестер», члены которого заключили Соглашение о правилах конкуренции и ценовом режиме. Правительства выступили в качестве акционеров нефтяных компаний, в некоторых из них приобрели контрольный пакет акций.

В ходе двух мировых войн роль дипломатии и экономического сотрудничества особенно возрастала. Закупка вооружений, военного обмундирования, поставки продовольствия и другие вопросы политики и экономики на международной арене постоянно находились в центре внимания правительств и внешнеполитических институтов прежде всего воюющих государств. В этот период международная политика резко экономизировалась.

После 1945 года к конференционной дипломатии и экономической дипломатии на двусторонней основе прибавились коллективная дипломатия, отражавшая позиции отдельных групп стран, и дипломатия на многосторонней основе путем участия в международных организациях с заключением многосторонних соглашений между государствами, или дипломатия международных организаций.

Мир находился в поиске равновесия и решения макроэкономических проблем. Свободный товарообмен, конвертация основных денежных валют, рыночные экономические отношения, глобализация мировых процессов, а также противоборство двух общественно-политических систем побуждали мировое сообщество находить приемлемые формы сотрудничества между капиталистическими и социалистическими странами в обход политического противостояния. Таковой стала экономическая дипломатия XX века, политический фактор всегда оставался при этом довольно сильным.

Доминирование сбалансированного, комплексного подхода к экономической и политической деятельности страны в обеспечении интересов государства на мировой арене в последней четверти XX века явилось основной причиной «очередной волны» экономической дипломатии как в практическом осуществлении внешней политики, так и теоретическом плане. Регулирование правовых вопросов международной жизни до сих пор происходит с помощью специальных документов, принятых на основе норм и принципов международного права, прежде всего Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, а также постановлений Совета Безопасности ООН, положений ВТО и других международных организаций.

В настоящее время экономическую дипломатию иногда ошибочно воспринимают как количественный показатель в торгово-экономическом сотрудничестве одной страны с другой. Неправильно думать, что если товарооборот значителен, то и экономическая дипломатия находится на высоком уровне. Неверно также представление и о том, что если в зарубежной стране открыто торговое представительство, то с экономической дипломатией все обстоит благополучно.

Как особый, приоритетный вид дипломатии, экономическая дипломатия находится в области пересечения внешней политики, внешнеэкономического курса и внешнеэкономической деятельности государства и является средством реализации внешней политики государства.

Экономическая дипломатия предназначена для использования возможностей традиционной дипломатии и структур бизнес-сообщества в достижении одновременно внешнеэкономических и политических целей. В отстаивании своих экономических интересов внутри страны и за рубежом государство использует свои внутренние ресурсы, традиционные приемы и методы дипломатии, ее инфраструктуру и инструментарий, а также современные информационные средства путем публикаций и выступлений. Эмоциональная среда способствует усилению чувствительности у властных структур и вызывает реакцию другой стороны или международного сообщества.

Экономическая дипломатия является весьма многогранной и включает ряд видов, или отраслевых составляющих, различающихся специализированными сферами приложения, характером и содержанием решаемых задач, спецификой средств и методов дипломатического воздействия, другими экономическими признаками и особыми чертами. Это авиационная, арктическая, атомная, военная, гуманитарная, космическая, морская, продовольственная, сельскохозяйственная, торговая, или коммерческая, транспортная, туристическая, финансовая (в том числе инвестиционная, кредитная, инвестиционно-кредитная, долговая), экологическая, энергетическая (в том числе нефтяная, газовая, нефтегазовая, энергоресурсная) дипломатия26.

Следует заметить, что к этому списку необходимо еще добавить дипломатию евро и доллара - как разновидность финансовой дипломатии на глобальном экономическом уровне - и что торговая, или коммерческая дипломатия является лишь составной частью экономической дипломатии и входит в нее так же, как и другие многочисленные виды.

Экономическая дипломатия опирается на три фундаментальных блока: государственный и международный опыт, а также арсенал приемов, средств и методов традиционной дипломатии; материальные, финансовые и научно-технические ресурсы государства, без которых участие в экономической дипломатии невозможно; институты и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности в стране и за рубежом, активно используя которые можно добиться положительного эффекта. Поскольку современная международная жизнь развивается в условиях все более глобализирующегося мира, интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, усиливающейся конкуренции на мировом рынке, кризиса международной финансовой системы и мировой экономической нестабильности, все это создает определенные трудности в достижении сравнительно быстрых и позитивных результатов экономической дипломатии.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что экономическая дипломатия является особым, приоритетным видом дипломатии. Между ними наблюдается самая активная связь, поскольку базой для экономической дипломатии служит традиционная дипломатия со всем своим арсеналом приемов, средств и методов.

Экономическая дипломатия - это важнейшее средство внешней политики, определяющее оптимальный и наиболее благоприятный выбор государством своих методов при принятии политических решений, основанных на общности экономических и стратегических интересов двух и более стран, общечеловеческих ценностях и международном праве.

С середины XVIII столетия до начала второго десятилетия XXI века - периода зарождения экономической дипломатии до наших дней - глобально и качественно менялась международная среда как сфера использования экономической дипломатии. На международной арене развивалась и сама экономическая дипломатия: совершенствовался арсенал ее средств и методов, расширялась ее ресурсная база, создавалась соответствующая инфраструктура. В результате этого экономическая дипломатия эволюционировала и на каждом последующем этапе решала все более сложные задачи. Основным критерием экономической дипломатии стало слияние, взаимное проникновение политики и экономики государства в осуществлении его внешнеэкономического курса и всей внешнеполитической деятельности в целях обеспечения своих стратегических и экономических интересов дипломатическими средствами.

 

 1Российский энциклопедический словарь. Книга 1. /Главный редактор А.М.Прохоров. М., 2001. С. 460.

 2Макиавелли Н. Избранные сочинения. Калининград, 2000.

 3Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961. С. 12; Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Часть 1: Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. М., 2000. С. 13.

 4Савойский А.Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене: Монография. 2-е изд. М., Пятигорск, 2011. С. 11-12.

 5Попов В.И. Указ. соч.

 6De Callières F. De la manière de négocier avec les souverains, de l’utilité des négociations, du choix des ambassadeurs et des envoyés, et des qualités necessaires pour réussir dans ces emplois. Paris, 1716.

 7Кальер, Франсуа де. О способах ведения переговоров с государями. М., 2000.

 8Pequet A. Discours sur l’art de négocier ou Parfait ambassadeur. Paris, 1737; Пеке А. Рассуждение об искусстве переговоров. М., 2004.

 9Савойский А.Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992-2008 гг.): Автореферат. М., 2009. С. 10.

10Зонова Т.В. Роль экономического фактора в истории дипломатии // Внешнеэкономические связи. 2005. №6.

11Carron de la Carrière G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. Paris, 1998. P. 17, 272.

12Дегтярев Д.А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. М., 2010. С. 14.

13Никольсон Г. Дипломатическое искусство М., 1962. С. 96; Попов В.И. Указ. соч. С. 119.

14Трактаты о вечном мире / Сост. И.Андреева, А.Гулыга. СПб., 2003. С. 60.

15Carron de la Carrière G. Op. cit. P. 53.

16Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2000) / Под ред. А.С.Протопопова. М., 2001. С. 37, 46-47.

17Зонова Т.В. Указ. соч.

18Попов В.И. Указ. соч. С. 117, 469.

19A la découverte de l’Europe. Luxemburg, 2008. P. 25.

20Mironov B. Les villes de Russie entre l´Occident et l´Orient, 1750-1850 // Économies, sociétés, civilisations. Mai-Juin 1991. №46; Bairoch P. Urbanization and the Economy in Preindustrial Societies: The Findings of Two Decades of Research // Journal of European Economic History. (Fall 1989) №18.; Olivier J.-M. Résumé… de la thèse: Société rurale et industrialisation douce… Université de Toulouse 2-Le Mirail, 1998 // Le Monde. 24.11.2006; Population and Industrialization: The evolution of a concept and its practical application / Ed. and with an Introduction by N.L.Tranter. London, 1985.

21Зонова Т.В. Указ. соч.

22Градобитова Л.Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. М.: МГИМО, 1982. С. 3.

23Орнатский И.А. Экономическая дипломатия. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1985. C. 3.

24Зонова Т.В. Указ. соч.

25Савойский А.Г. Россия - США: 200 лет экономической дипломатии (1807-2007): Монография. 2-е изд. с доп. М.: РИА-КМВ, Пятигорск, 2011. С. 193; Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века / Автор и составитель проф. Э.А.Иванян. При участии кандидата исторических наук В.И.Батюка, М.А.Литвиновой, доктора исторических наук В.О.Печатнова. М., 2001. С. 544.

26Савойский А.Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992-2008 гг.): Автореферат. М., 2009. С. 9.