В этом году Конституции Туркменистана, фундаментальному регулятору внутренней и внешней политики этого суверенного государства, исполнилось 20 лет. Отвечая высоким критериям (политико-экономическим, юридическим, культурным, модернизационным) мироуправления в условиях нового столетия, этот документ уделяет принципиальное и прагматичное внимание вопросам международных отношений и дипломатии, позиционированию Туркменистана в мировом сообществе, приоритетам и механизмам его внешней политики. Подтверждение тому - сформулированная и закрепленная в Конституции Туркменистана современная и императивная (в плане соблюдения) национальная стратегия международного права. Такой подход в полной мере отвечает требованиям конституционного развития современных государств, интегрированных и взаимодействующих с внешней средой. Он соответствует и целевым, суверенным ориентирам туркменского народа на строительство демократического, правового и светского государства (ст. 1), полноправного субъекта мирового сообщества (ст. 6). Туркменистан, согласно Конституции 1992 года, придерживается во внешней политике принципов постоянного нейтралитета, невмешательства во внутренние дела других стран, отказа от применения силы и участия в военных блоках и союзах, содействует развитию мирных, дружественных и взаимовыгодных отношений со странами региона и государствами всего мира.

Международно-правовое измерение Основного закона Туркменистана проявляется в ряде аспектов. Все они связаны друг с другом, создавая цельную и перспективную картину его международной субъектности. Прежде всего, следует указать на закрепление в ст. 1 статуса постоянного нейтралитета, который признан международным сообществом и является базой внутренней и внешней политики Туркменистана. Пункт 4 этой статьи фиксирует, что ООН в резолюции Генеральной Ассамблеи «Постоянный нейтралитет Туркменистана» от 12 декабря 1995 года: «1) признает и поддерживает провозглашенный Туркменистаном статус постоянного нейтралитета; 2) призывает государства - члены Организации Объединенных Наций уважать и поддерживать этот статус Туркменистана, уважая, таким образом, его независимость, суверенитет и территориальную целостность». Через имплементацию резолюции Туркменистан вошел в группу стран, обладающих таким статусом (Австрия, Швейцария, Мальта, Лаос, Камбоджа).

Приведенное положение и его размещение в конституционном тексте интересно не только с технической точки зрения, оставаясь до сих пор одним из оригинальных примеров в практике государств - членов ООН. Оно - свидетельство особого притяжения туркменского государства к выбору стратегического пути, его обеспечения в национальных интересах, в том числе посредством гарантий со стороны международного сообщества* (*Истории международных отношений и международного права известны и другие источники, действующие в подобных целях. Среди них - Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 (20) ноября 1815 г., подписанный Австрией, Францией, Великобританией, Россией, Португалией, Пруссией; Декларация о нейтралитете Лаоса от 23 июля 1962 г., принятая 14 странами - участницами Международного совещания по урегулированию лаосского вопроса; Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, подписанное 23 октября 1991 г. 19 государствами - участниками Парижской конференции по Камбодже; Итоговый документ Мадридской встречи 1980 г. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 6 сентября 1983 г., поддерживающий Декларацию правительства Республики Мальта относительно нейтралитета Мальты (14 мая 1981 г.).). Совершенно очевидно, что заявленный курс опирается, во-первых, на суверенную волю народа Туркменистана и, во-вторых, на принципы Устава Организации Объединенных Наций и международного права. Чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать, помимо Учредительного акта Организации 1945 года, Декларацию принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества 1970 года, Декларацию принципов международного права хельсинкского Заключительного акта 1975 года. Опора, таким образом, конституционных императивов внешней политики Туркменистана на международное право делает его дипломатию эффективной и прогнозируемой.

В том же направлении действуют и иные положения. Одну из главных ролей (по взаимодействию национального и международного правопорядков) играет п. 2 ст. 6. В нем фиксируется важнейшая норма, которая ныне традиционно содержится в большинстве конституций современных государств, то есть отражает цивилизованную тенденцию в их конституционном развитии (например, п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). В туркменском варианте говорится, что государство «признает приоритет общепризнанных норм международного права. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем предусмотренные законом Туркменистана, то применяются правила международного договора».

Отметим, что эта новелла Основного закона появилась в его редакции 2008 года. В первоначальном виде ст. 6 (1992 г.) фиксировала только саму идею приоритета общепризнанных норм международного права без ее детализации. Дополнение потребовалось в связи с расширением международных связей Туркменистана, задачей увеличения его вклада в действующий миропорядок. С учетом того объективного факта, что в первое десятилетие XXI века произошло тиражирование актов международно-правового нигилизма, шаг туркменского законодателя надо признать правильным и политически эффективным. Он усиливал взаимосвязь национального и международного права, работая на авторитет туркменского государства. По словам Президента Туркменистана Г.Бердымухамедова, «эффективность международного права в правоприменительной сфере субъектов международного сообщества во многом зависит от степени трансформации его принципов и норм во внутригосударственное законодательство и, прежде всего, в Основной закон Туркменистана»1.

Критерий согласованности и сопряженности положений Конституции Туркменистана и действующего международного права находится в действии. Он присутствует в различных частях главного закона страны. Так, в его Преамбуле существует прямое отражение общепризнанного принципа права народов на самоопределение и равноправие, правила, которое относится к корпусу норм jus cogens. В разделе I «Основы конституционного строя Туркменистана» (ст. 7, 8, 12, др.), в разделе II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Туркменистане» (ст. 8-47) напрямую заметно воздействие многих фундаментальных источников международного права (договоров, соглашений, уставов международных организаций), которые Туркменистан воспринял в качестве обязательных для себя юридических стандартов. Назовем только некоторые - Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни 1989 года (заметим, что Туркменистан был первым государством в Центрально-Азиатском регионе, которое ратифицировало этот документ 28 декабря 1999 г.) и другие акты, в отношении которых страна приняла обязательства по их имплементации.

Другой важный аспект Конституции, связанный с международным правом, относится к фиксации компетенции органов государственной власти в сфере международных отношений. Так, в соответствии со
ст. 50 Президент Туркменистана является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Туркменистана, выступает гарантом государственной независимости и статуса нейтралитета Туркменистана, его территориальной целостности, соблюдения Конституции и выполнения международных обязательств. Согласно ст. 53 (п. 2), Президент Туркменистана наделен важными полномочиями: руководит осуществлением внешней политики, представляет Туркменистан в отношениях с другими государствами, назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей Туркменистана в иностранных государствах, при межгосударственных и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств. Пункт 10 закрепляет за ним решение вопросов о приеме в гражданство и выходе из гражданства Туркменистана, предоставления убежища.

При этом глава государства действует с учетом, естественно, общих норм дипломатического и консульского права, права международных договоров и международных организаций, гуманитарного законодательства. Они, в частности, содержатся в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, Венской конвенции о консульских сношениях и иммунитетах 1963 года, Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года, Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, других актах кодификации и прогрессивного развития международного права.

Важные полномочия принадлежат Меджлису Туркменистана (парламенту) - высшему представительному органу государства, осуществляющему законодательную власть (ст. 59). Среди них, например, ратификация и денонсация международных договоров (п. 10 ст. 63), рассмотрение вопросов мира и безопасности (ст. 63 п. 12). Высший исполнительный и распорядительный орган - Кабинет министров Туркменистана - на основе ст. 75 Конституции разрабатывает и вносит на рассмотрение Меджлиса предложения по основным направлениям внутренней и внешней политики государства, программы экономического и социального развития страны (п. 3); осуществляет внешнеэкономическую деятельность, обеспечивает развитие культурных и иных связей с зарубежными государствами (п. 7).

В ходе реализации отмеченных положений Конституции Туркменистана формируется еще одно значимое направление международно-правовой стратегии страны. Речь идет о выработке Туркменистаном существенных дипломатических и внешнеполитических инициатив как в рамках двусторонних, так и многосторонних отношений. Наличие подобного политико-правового интеллектуального продукта у суверенного государства говорит о его ответственности за состояние мирового правопорядка и международной законности, их эволюцию по пути прогресса геополитики и геоэкономики, показывает степень признания страны в сообществе государств и международных организаций.

В последние годы Туркменистан вынес на международные площадки немало продуктивных идей и практических рекомендаций в сфере безопасности и сотрудничества. К ним имеет смысл прислушаться, по крайней мере взять, что называется, в аналитическую проработку. Наглядный пример - озвученные на последней, 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложения Туркменистана. Они разнообразны, адекватны запросам времени глобалистики, конкретны. Среди них - оферта на разработку Декларации о приоритетном применении политико-дипломатических средств при решении международных вопросов; проведение Форума по безопасности, создание Консультативного совета по мирному развитию в Центральной Азии и Каспийском регионе; предложения по развитию транспортного сообщения на региональном и межрегиональном уровнях, оптимизации деятельности международных финансовых институтов в Центральной Азии; стимулирование диалога в рамках ООН по проблемам энергообеспечения; меры по сохранению природных богатств Каспийского моря; проведение вместе с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев международной встречи в целях выработки мер защиты прав беженцев (состоялась в 2012 г. в Ашхабаде).

Опираясь на соответствующие цели и ценности, изложенные в Конституции страны, Законе о постоянном нейтралитете Туркменистана, Концепции внешней политики Туркменистана как нейтрального государства, других законодательных актах, туркменское государство обладает системой международных связей, ориентированных на регулирование глобальных и региональных проблем. Им накоплен и солидный капитал международно-правового актора (субъекта). В пользу этого вывода говорят серьезные факты. В настоящее время Туркменистан установил отношения со 129 государствами, является членом 42 международных организаций (универсальных и региональных). В их числе ООН, ОБСЕ, ОЭС, ОИС, Движение неприсоединения. Он участвует в программе НАТО «Партнерство ради мира». В качестве ассоциированного члена сотрудничает с СНГ, отдавая приоритет развитию отношений с государствами Содружества на двусторонней основе. Туркменистан председательствует в Содружестве с 1 января 2012 года. В Ашхабаде функционируют посольства и представительства 29 стран. С января 1999 года в Туркменистане действует Центр ОБСЕ, в декабре 2007 года открыта штаб-квартира Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии.

Туркменистан является участником 122 международных конвенций и договоров. По своей тематике и географии международно-правовые договоренности Туркменистана достаточно разнообразны.

Международно-правовой инструментарий активно используется и в двустороннем общении Туркменистана с Россией, которое расширяется, гармонизируется в соответствии с международной повесткой дня. Как сказал Президент Туркменистана Г.Бердымухамедов: «Сегодня мы вышли на уровень стратегического партнерства с Российской Федерацией. С Россией у нас вековые исторические и гуманитарные связи, богатейший опыт взаимодействия в самых различных областях. На нынешнем этапе эти отношения насыщаются новым содержанием, отвечающим долгосрочным интересам народов Туркменистана и России»2.

Среди важных источников международного права, регулирующих двусторонние отношения Российской Федерации и Туркменистана, - Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном 1992 года, Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Туркменистана о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1993 года, Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Туркменистана о сотрудничестве в области связи 1995 года, Консульская конвенция между Российской Федерацией и Туркменистаном 1995 года, Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Туркменистана об обмене правовой информацией, Протокол к Соглашению 1995 года, Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности 2003 года, Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Туркменистана о торгово-экономическом сотрудничестве 2008 года, Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Туркменистана о поощрении и взаимной защите инвестиций 2009 года, Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о расширении стратегического сотрудничества в области энергетики и машиностроения 2009 года.

Исходя из объективных потребностей международного развития, следует признать необходимость совершенствования международно-правовой базы двусторонних отношений Москвы и Ашхабада, проведения мониторинга действующих договоренностей, выработки по дипломатическим каналам предложений по формированию новых правовых норм, заключению договоров и соглашений на основе равноправия и взаимной выгоды.

Таким образом, анализ опыта конституционно-правового развития современного Туркменистана показывает уважительное и прикладное отношение этого государства к международному праву, его прогрессивному движению и качественной имплементации. Юридическая и дипломатическая позиция Туркменистана, опирающаяся на принцип постоянного нейтралитета, исходит из универсальности внешнеполитического курса, его многофункциональности с учетом вызовов и угроз глобального миропорядка. Важнейшая предпосылка эффективного достижения задач высшей политики Туркменистана - ее соответствие фундаментальным основополагающим нормам международного права и Устава ООН.

Туркменистан обладает значительным (правотворческим, правоприменительным, судейно-административным, арбитражным) ресурсом участия в совершенствовании международного права. Этот потенциал - можно прогнозировать - будет все более раскрываться через многофакторное и многоаспектное сотрудничество государства с различными странами и международными организациями. Объективно возрастет роль в этом направлении стратегического партнерства Туркменистана с Российской Федерацией, другими странами Содружества, которые сегодня строят новые равноправные отношения в сфере широкой интеграции. Есть убеждение, что в этом политически позитивном процессе Туркменистан найдет свою нишу, свой вектор присутствия, опираясь на собственную международно-правовую доктрину и практику для целей XXI века. Одним из кардинальных направлений сотрудничества может стать строительство общего евразийского политико-экономического пространства и международно-правового порядка. Эта задача достойна эпохи мировой и региональной интеграции, объективным и субъективным потребностям эволюции современных государств и мирового сообщества в целом.

 

 

 1Нейтральный Туркменистан. №140-141. 18 мая 2012.

 2Приоритеты внешнеполитического курса Туркменистана. Выступление Президента Туркменистана Г.Бердымухамедова на открытии нового здания Института международных отношений Министерства иностранных дел Туркменистана (1 сентября 2011 г.) //http://www.turkmenistan.ru/ru/print/articles/36461.html  14.09.2011.