«Международная жизнь»: Сергей Владимирович, в настоящее время идет достаточно интенсивное реформирование здравоохранения в России. В прошлом году был опубликован закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», чуть ли не ежемесячно появляются подзаконные акты. Только успевай следить. Вы руководите большим ведомственным лечебным центром. Расскажите, как вы живете в этих непростых условиях.

Сергей Бузенков: Мы тоже, если можно так выразиться, являемся продуктом реформирования российской системы здравоохранения. Лечебно-оздоровительный центр Министерства иностранных дел Российской Федерации, или сокращенно ЛОЦ, - это лечебно-профилактическое, оздоровительное, образовательное и воспитательное учреждение. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 года №1513-р была реорганизована лечебно-оздоровительная система МИД РФ, которая существовала десятилетия. Так, поликлиника, больница, детский санаторий, детский сад №292 «Сказка», Детский сад при школе-интернате, Детский оздоровительный лагерь им. Ю.А.Гагарина слились в один крупный ЛОЦ. Сейчас у нас функционируют шесть филиалов.

Учредителем ЛОЦ является Российская Федерация. Полномочия учредителя осуществляет МИД России.

Мы не только сохранили привычные для мидовцев и их семей медицинские и образовательные учреждения, но и достаточно успешно их модернизируем в соответствии с велением времени.

Собственно, в нашей стране ведомственная медицина составляет неотъемлемую часть единой системы здравоохранения. Но, конечно же, отличается особенностями ведомственной специфики - в нашем случае спецификой работы в МИД РФ.

В общей сложности за год ЛОЦ обслуживает более 30 тыс. человек. Сюда входят все категории прикрепленных: и госслужащие, и члены их семей, и пенсионеры… и бюджетные и коммерческие.

Возможно, более образно это видно на рисунке, который я хотел бы показать.

«Международная жизнь»: Из рисунка следует, что наибольшее число ваших пациентов составляют пенсионеры и ветераны МИД и члены их семей. Какую работу с ними проводит ЛОЦ?

С.Бузенков: Безусловно, не только ветераны дипломатической службы, но и все пенсионеры  ежедневно требуют к себе внимания значительно больше, чем остальные прикрепленные к ЛОЦ люди. И это понятно, ведь с возрастом появляется все больше проблем со здоровьем.

Наши доктора с вниманием и заботой относятся к пожилым пациентам: осуществляют постоянный контроль над их состоянием, звонят им, если есть необходимость, выезжают на дом. К тому же ветераны без очереди могут попасть к любому специалисту. В мидовскую ветеранскую организацию приходит доктор, который проводит медицинский осмотр, назначает при необходимости лечение.

Руководство ЛОЦ, со своей стороны, находится на связи с Советом ветеранов: обсуждает возникающие вопросы, прислушивается к пожеланиям.

Хочу заверить, что так будет продолжаться и далее. И, может быть, предвосхищая вопрос, скажу, что вся медицинская помощь осуществляется бесплатно. Однако в соответствии с законодательством льготно у нас обслуживаются только инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Все другие категории льготников обслуживаются в городе.

«Международная жизнь»: Сергей Владимирович, вы упомянули о платной медицине. Известно, что эта тема особо часто обсуждается. Есть основания думать, что лечение в поликлинике и больнице будет платным?

С.Бузенков: Отвечу сразу - нет. На настоящий момент все услуги, которые оказываются бюджетным прикрепленным в стенах поликлиники и больницы, будут бесплатными.

Другой вопрос состоит в том, что на сегодняшний день структура финансирования в ЛОЦ разноплановая. Мы работаем со всеми возможностями, которые нам предоставляет законодательство: бюджетное финансирование, финансирование через Фонд обязательного медицинского страхования и добровольное медицинское страхование (ДМС), коммерческие услуги. ДМС и коммерческие услуги это и есть та необходимая внебюджетная составляющая нашего дохода, которая позволяет привлекать большее количество специалистов. Например, онколог, принимающий в поликлинике, - это один из тех специалистов, который работает на внебюджетной ставке. А лечатся у него бесплатно. Это касается и закупки оборудования, проведения каких-то хозяйственных работ.

Кроме того, функционируют внебюджетные отделения:  в поликлинике - физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), информационно-вычислительный отдел (ИВО), отделение хоздоговорной медицинской деятельности (ОХДМД), отделение медицинской косметологии, отделение ортопедической  стоматологии, зуботехническая лаборатория, отделение дневного стационара; в больнице - амбулаторно-поликлиническое отделение, хирургическое отделение, отделение реанимации и интенсивной терапии. Сотрудники лечебных отделений оказывают услуги прикрепленному контингенту бесплатно. Косметология и  ортопедия являются платными,  но прикрепленный контингент обслуживается со скидкой.

Следует отметить, что ДМСников у нас не так уж много - 30%. Другие московские ведомственные лечебные учреждения имеют и 50%. Но мы к этому не стремимся. Для нас главное - поддерживать высокий уровень обслуживания нашего бюджетного контингента.

«Международная жизнь»: Как правило, мы бежим к доктору, когда уже с нами что-то произошло. Тем не менее государство ратует за проведение превентивных мероприятий, чтобы не допустить развития заболевания. Что вы делаете в плане профилактики здоровья?

С.Бузенков: Вы правы, такова наша психология. Спросите любого американца, что для него является самым ценным и в то же время самым проблемным. 100% скажут: здоровье. Любой россиянин на этот вопрос ответит: проблемы ЖКХ, кто победит на чемпионате мира по футболу в 2018 году, а здоровье будет на 101-м месте.

Очень банальны суждения о том, что надо заниматься профилактикой, бережно относиться к своему здоровью, болезнь лучше предупредить, чем потом ее лечить. Все эти прописные истины знают, но не выполняют, и в конечном итоге причина обращения к врачу - это неправильный образ жизни, несвоевременность обращения, которые в совокупности и служат запускающей цепочкой патологического процесса.

А время на свое здоровье пациенты не всегда еще готовы тратить. На оздоровительные мероприятия и занятия спортом россиянин расходует в среднем не более 5% семейного бюджета, тогда как на покупку, например сигарет, - до 15%.

Статья 27 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ  «Основы охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет  обязанности граждан в сфере охраны здоровья, декларирует  обязательность диспансеризации. Статья  214 Трудового кодекса РФ обязывает работников проходить обязательные  предварительные (при поступлении на работу) и периодические  медицинские осмотры, а в силу статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан организовать эти осмотры и отстранять от работы лиц, не прошедших медицинское освидетельствование.

Для осуществления  диспансеризации государственных гражданских служащих МИД России внедрена отдельная автоматизированная подпрограмма, подготовлены методические  рекомендации и проведены занятия с врачами, участвующими в диспансеризации. Теперь пройти диспансеризацию можно в максимально короткие сроки.

«Международная жизнь»: В чем заключается специфика  вашего ведомственного лечебного учреждения?

С.Бузенков: ЛОЦ помимо поликлиники и больницы располагает широкой сетью медицинских пунктов за рубежом. В каждом российском загранучреждении обязательно принимает доктор, направленный нами для оказания медицинской помощи сотрудникам РЗУ. Для нас это направление деятельности - предмет особого внимания. Ведь в таких условиях должны работать специально подготовленные специалисты: «домашний доктор», который представляет, как географические и климатические условия той или иной страны воздействуют на здоровье наших соотечественников. Необходимо знать, как функционирует система здравоохранения в стране  пребывания, взаимодействовать с местными медиками, решать многие другие вопросы.

«Международная жизнь»:  Поликлиника является наиболее крупным филиалом ЛОЦ. Какими лечебно-диагностическими возможностями она располагает?

С.Бузенков: Поликлинику обслуживают около 400 сотрудников - врачи, средний и младший медперсонал и другие специалисты. Две трети врачей имеют высшую категорию, постоянно повышают свою квалификацию, участвуют в международных симпозиумах, медицинских выставках.

Могу с долей удовлетворения сказать, что  и в последнее время у нас активно развивается лечебно-диагностическая база. Причем это касается как приобретения лаборатории, где проводятся в короткие сроки довольно сложные анализы, так и полной компьютеризации амбулаторных карт. Специально для нас была написана программа электронного документооборота, мы полностью автоматизировали рабочее место врача.

В состав поликлиники  входят дополнительные подразделения:  водо- и  грязелечебница, физкультурно-оздоровительный комплекс, лечебно-диагностическое отделение. Про лабораторию, где мы делаем даже исследования на онкомаркеры, я уже упомянул. У нас также есть высококлассное рентгеновское оборудование, возможности проводить УЗИ-исследования, в том числе эластографию.

Из-за недостатка площадей мы не можем себе позволить больших по размеру диагностических установок. Но, надеюсь, что это у нас еще впереди.