КОНСУЛЬСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ Российской Федерации на территории Украины обеспечивается консульским отделом посольства в Киеве, генеральными консульствами во Львове, Одессе, Симферополе и Харькове, а также почетным консульством в Чернигове. Прорабатывается вопрос об открытии почетного консульства в Луганске.

За этими сухими формулировками - судьбы десятков тысяч людей с их ежедневными будничными заботами, проблемами и поисками справедливости, а порой - сложнейшими жизненной важности вопросами. Российские консульские загранучреждения (РКЗУ) на Украине ежегодно выдают около 15 тыс. общегражданских загранпаспортов, сотни свидетельств ЗАГС, тысячи свидетельств на возвращение, совершают более 5 тыс. нотариальных действий, обрабатывают десятки тысяч документов, в том числе по вопросам гражданства, защиты прав и интересов российских граждан, оказания материальной помощи соотечественникам. Деятельность РКЗУ на Украине приносит также пользу и федеральному бюджету: более 1 млн. долларов в год.

С момента установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Украиной продуманным основополагающим документом, который регламентирует наши двусторонние консульские отношения, является Консульская конвенция от 15 января 1993 года. Сейчас на очереди документ, которого с нетерпением ждут не только в дипломатических миссиях, но и во многих семьях. Это Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных районов Российской Федерации и Украины. Оно было подписано 21 апреля 2006 года. К разработке соглашения и последующему решению многочисленных вопросов его применения наши консульские работники как в Центре, так и на Украине приложили немало сил. Близится дата его ратификации и полномасштабного вступления в силу.

В целом мы удовлетворены ходом реализации Консульской конвенции, она работает в устоявшемся режиме. По нашей оценке, ее положения в основном соблюдаются украинской стороной. Как правило, центральные и местные органы власти, коллеги из украинской консульской службы своевременно отвечают на наши запросы.

К позитиву следует отнести работу, которую ведут компетентные органы обоих государств по обмену правовой информацией в области судопроизводства, исполнению поручений об оказании правовой помощи, истребованию документов. Это также и эффективное взаимодействие правоохранительных органов России и Украины по задержанию лиц, находящихся в розыске.

И все же главенствующим приоритетом в работе РКЗУ всегда остается защита прав и интересов российских граждан на территории Украины. Ведь в настоящее время на консульском учете состоит более 60 тыс. граждан Российской Федерации. И нужно, как раньше часто говорили, постараться дойти до каждого.

РКЗУ на Украине в рамках своей компетенции делают все от них зависящее, чтобы реально защитить права и интересы соотечественников. По их запросам проводится большое количество прокурорских проверок, служебных расследований в органах внутренних дел, пограничной службы и таможни, дополнительных рассмотрений заявлений наших граждан в городских и областных государственных администрациях, органах местного самоуправления. Соотечественники убедились, что во многих случаях удается восстановить справедливость и отстоять законные интересы россиян.

Принципиально важно, что степень оказываемой поддержки одинакова, а отношение к обратившимся за помощью гражданам неизменно внимательное, независимо от того, где расположено консульское учреждение - в близком к Евросоюзу Львове или приграничном с Россией Харькове, портовой Одессе или курортном Симферополе. При этом, конечно же, своя специфика в работе с гражданами есть в каждом регионе. Например, Генеральное консульство РФ в Симферополе значительное внимание уделяет обслуживанию, в том числе выездному, российских граждан, которые несут службу в подразделениях Черноморского флота Российской Федерации, пребывающих на территории Украины.

С другой стороны, очевидно: сегодняшняя сеть РКЗУ на Украине требует расширения. Уже готовится соглашение с украинской стороной об открытии на условиях взаимности дополнительных консульских учреждений на территории наших стран. Предполагается по согласованию с украинскими властями расширить практику учреждения в крупных городах, где проживает существенное количество российских граждан, почетных консульств.

Консульские работники активно включились в деятельность по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Для этой цели из Центра направлены дополнительные сотрудники, созданы необходимые минимальные условия на рабочих местах. Хотя ход работы, надо признать, серьезно осложняется отсутствием разрешения украинской стороны на открытие официального представительства ФМС России, тем не менее с 2007 года оформлено 788 свидетельств для участников программы, выехало 1491 человек, включая членов семей.

Вместе с тем работа по защите соотечественников серьезно осложняется отсутствием правовых оснований для оказания материальной помощи гражданам, оказавшимся без средств к существованию на территории Украины, с целью их возвращения в Россию. Проект соответствующего нормативного акта ("Порядок финансирования расходов на оказание помощи в возвращении в Россию российским гражданам, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию") находится в настоящее время все еще на стадии межведомственного согласования. Скорейшее принятие этого документа является крайне необходимым.

К сожалению, россиянам на Украине нередко приходится сталкиваться с проявлением чиновничьего произвола, попытками решения вопросов с ущербом для их интересов. Российские граждане жалуются на ущемление своих прав при трудоустройстве, начислении социальных выплат. Есть случаи милицейского произвола: игнорирование заявлений российских граждан со стороны украинских правоохранительных органов, необоснованное закрытие дел, умышленная волокита при исполнении судебных решений, принятых в пользу российских физических и юридических лиц.

Еще один фактор отрицательной динамики - воздействие на россиян со стороны некоторых органов власти с целью отказа от гражданства РФ. В 2008 году количество заявлений о выходе из гражданства Российской Федерации вдвое превысило количество заявлений о приеме в него (около 2600 и около 1300 соответственно). Говоря о причинах своего решения, многие бывшие россияне напрямую называют дискриминацию на бытовом уровне со стороны местных властей. Поэтому, видимо, неслучайно каждый второй заявитель при отказе от российского гражданства интересовался вариантами его сохранения.

На этом фоне вызывает недоумение беспочвенное обсуждение в отдельных СМИ некой "массовой раздачи" российских паспортов жителям Украины. С сожалением приходится констатировать, что подобные публикации будто бы невзначай продолжают предъявляться публике, несмотря на неоднократные разъяснения посольства и генеральных консульств по данному вопросу, подкрепленные статистическими данными.

На самом же деле на фоне весьма интенсивного миграционного обмена между нашими государствами (ежегодно более 30 тыс. человек прибывают на постоянное проживание из Украины в Россию и наоборот) у непредвзятых наблюдателей не возникает вопросов - ни на предмет того, кто кому "раздает паспорта", ни по поводу действительного масштаба искусственно раздуваемой проблемы.

Подводя итог, подчеркну - каким бы масштабным ни был поток обращений россиян, какими бы сложными ни были жизненные обстоятельства и переплетения их судеб с Украиной, консульские сотрудники делали и будут делать все, чтобы оказать максимальное содействие в разрешении возникающих проблем. Поздравляя российских консулов с 200-летним юбилеем службы, искренне желаю дальнейших успехов в выполнении их важной и благородной миссии.