О СОДРУЖЕСТВЕ независимых государств в последнее время пишут довольно много и противоречиво. Одни концентрируют внимание на имеющихся в СНГ проблемах и разногласиях и приходят на этой основе к пессимистическим прогнозам, другие - наоборот, отмечают тенденцию к большей координации и объединению усилий стран СНГ, особенно на фоне мирового финансового кризиса. Как человек, ежедневно и непосредственно занимающийся делами СНГ, могу сказать, что вторые значительно ближе к истине.
Многочисленные разносторонние контакты между представителями стран Содружества, растущие объемы торгово-экономических связей убедительно говорят о том, что СНГ функционирует, развивается, совершенствуется. Подтверждением тому являются и важные программные документы, подписанные главами государств СНГ в последние полтора года.
В частности, Концепция дальнейшего развития СНГ, принятая в Душанбе в октябре 2007 года, и План основных мероприятий по ее реализации имеют стратегическое значение и призваны адаптировать Содружество к современным условиям, повысить результативность его деятельности.
Прошедшие в минувшем году неформальные встречи глав государств СНГ в Москве и Санкт-Петербурге, очередные заседания высших органов СНГ - Совета глав государств (октябрь, Бишкек) и Совета глав правительств (ноябрь, Кишинев) - убедительно показали заинтересованность лидеров стран Содружества идти по пути развития и укрепления сотрудничества в рамках СНГ. Принятые в ходе этих саммитов документы рассчитаны на длительную перспективу и открывают новые возможности перед государствами.
Среди подписанных в 2008 году документов особо хотел бы выделить Стратегию экономического развития СНГ на период до 2020 года, Приоритетные направления сотрудничества в сфере транспорта до 2020 года, Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности, Решение о проведении в 2009 году Сельскохозяйственного форума СНГ, Основные направления развития рынка международных автотранспортных услуг, Решение о разработке проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества на период до 2020 года и ряд других.
В Концепции дальнейшего развития СНГ одно из ведущих мест закономерно занимает экономическая проблематика. Государства СНГ при подготовке Концепции пришли к выводу, что дальнейшее развитие производственных и торгово-экономических связей отвечает коренным интересам каждого из государств, является для них, по сути, жизненной необходимостью. А потому в ближайшие годы предстоит обеспечить устойчивое развитие национальных экономик, экономическую, энергетическую, продовольственную, экологическую безопасность, повысить благосостояние и качество жизни граждан.
Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года призвана придать дополнительные импульсы разностороннему взаимодействию в интересах экономического роста стран Содружества. Она рассчитана на три этапа. Первый - до 2011 года, второй - до 2015 и третий - до 2020 года. На первом этапе завершается формирование зоны свободной торговли, создаются условия для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. На втором - формируется инновационное пространство, активизируется научно-техническая и инновационная деятельность. На третьем - формируется региональный рынок нано- и пикоиндустрии, развитие наукоемких отраслей экономики. Важно при этом, что экономики государств СНГ остаются социально ориентированными.
Уже прошли заседания рабочей и экспертной групп по разработке Плана реализации первого этапа Стратегии экономического развития. Проект предусматривает использование ряда конкурентных преимуществ государств СНГ в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов. Особое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих переход экономик в режим инновационного развития.
С этой целью предполагается расширение взаимных инвестиций для обеспечения эффективности торговых и кооперационных связей, их расширение в рамках совместных проектов, развитие фундаментальной и прикладной науки, а также системы образования.
Проект Плана решено внести в марте на рассмотрение Экономического совета СНГ, а 22 мая 2009 года - на утверждение Советом глав правительств СНГ, заседание которого намечено провести в Астане.
В государствах Содружества сложилось понимание того, что неизмеримо легче преодолевать возникающие проблемы совместными усилиями. И главы государств, и главы правительств стран СНГ подробно обсуждали ситуацию в Содружестве в свете мирового финансового кризиса и признали необходимость срочных согласованных действий.
21 октября прошлого года состоялось совещание министров финансов государств СНГ, 4 декабря - заседание Межгосударственного валютного комитета. Вырабатываются общие шаги по преодолению негативных последствий глобального кризиса на национальные экономики стран Содружества. Очередное совещание министров финансов стран СНГ планируется провести в апреле нынешнего года.
Полагаю, что государства СНГ располагают достаточным арсеналом средств для совместного преодоления последствий кризисных явлений.
С 2007 года главы государств определяют приоритетные темы сотрудничества на очередной год. В 2007 году, например, приоритетом были вопросы миграционной политики. Решением Совета глав государств был создан Совет руководителей миграционных органов стран Содружества, которые реализуют меры по укреплению взаимодействия в этой сфере. В минувшем году, в частности, был принят такой важный документ, как Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.
В качестве ключевой сферы интеграционного взаимодействия в 2008 году главы государств СНГ определили сотрудничество в области транспорта. В итоге были одобрены Приоритетные направления сотрудничества в сфере транспорта на период до 2020 года. Они предусматривают:
- устранение барьеров при осуществлении международных грузовых автоперевозок;
- повышение эффективности тарифной политики и уровня взаимодействия различных видов транспорта;
- гармонизацию систем организации воздушного движения;
- развитие международных транспортных коридоров;
- формирование международной транспортной инфраструктуры на территории государств СНГ.
В 2009 году приоритетом в экономическом сотрудничестве стран СНГ названа энергетика. Уже состоялось заседание Рабочей группы по выработке предложений о сотрудничестве в сфере согласованной энергетической политики. Рабочая группа приступила к разработке Концепции сотрудничества в сфере энергетики. Ее участники определили, что приоритетными направлениями станут:
- формирование общего электроэнергетического рынка;
- развитие атомной энергетики, альтернативных и возобновляемых источников энергии;
- проведение политики энергосбережения и повышение эффективности производства;
- создание в перспективе единого информационного пространства в энергетической сфере.
Следующее заседание Рабочей группы пройдет в апреле в рамках Дня СНГ на конференции "Энергетика России".
Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности стран Содружества, принятый Советом глав правительств в ноябре прошлого года, предусматривает разработку Концепции продовольственной безопасности, организацию подготовки и принятия в государствах на основе модельного закона соответствующих законодательных актов. Кроме того, на основе предложений государств планируется разработать сводный баланс производства и потребления важнейших видов продовольствия, усовершенствовать нормативно-правовую базу свободной торговли продовольственными товарами. Предполагается также более широко развернуть научные исследования проблем общего аграрного рынка СНГ. В ноябре в Ашхабаде планируется проведение представительного Сельскохозяйственного форума стран Содружества.
Делегация Исполкома СНГ принимает также участие в подготовке и проведении ежегодного Петербургского Экономического форума. В его рамках уже стали традиционными неформальные встречи глав государств СНГ. Сегодня ведется подготовка к очередному Экономическому форуму, намеченному на июнь, в рамках которого предполагается проведение "круглого стола" по проблематике экономического сотрудничества в СНГ.
В Концепции дальнейшего развития СНГ гуманитарное сотрудничество определено в качестве важнейшего элемента взаимодействия. Оно позволяет в полном объеме задействовать человеческий фактор в межгосударственных отношениях. Закономерно, что на состоявшихся в минувшем году неформальных встречах президенты стран Содружества уделили данной проблематике значительное внимание, отметили необходимость сохранения и углубления гуманитарных связей.
Новые возможности для укрепления взаимодействия в сфере культуры и образования, развития молодежных контактов открылись благодаря созданию Совета по гуманитарному сотрудничеству и учреждению специализированного Межгосударственного фонда.
В течение минувшего года, который был объявлен в СНГ Годом литературы и чтения, были реализованы более 20 крупных проектов, включая проведение V Международного конкурса "Искусство книги" в Москве и II Форума переводчиков в Ереване, создание фундаментальной электронной библиотеки "Эпос и литература народов Евразии", поддержку новых имен в национальной литературе с учреждением специальной премии для молодых писателей, поэтов и переводчиков, подготовку нового поколения учебников и учебных пособий.
В числе общезначимых для СНГ мероприятий: III Форум творческой и научной интеллигенции стран Содружества (Душанбе), VII Международные спортивные игры и Форум молодежи государств СНГ (Кишинев), встреча молодежных лидеров стран Содружества (Бишкек).
Нынешний, 2009 год объявлен в СНГ Годом молодежи. Представительный Форум молодежных союзов предполагается провести в Кишиневе.
Учитывая исключительную значимость Победы в Великой Отечественной войне в жизни народов государств СНГ и всего мирового сообщества, Совет глав государств одобрил План основных мероприятий по подготовке и празднованию 65-й годовщины Победы, а также решение о единой юбилейной медали "65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
Для рассмотрения высшими органами Содружества сегодня подготовлен проект Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества на 2009-2010 годы. Такая плановая работа позволит более целенаправленно развивать эту столь важную сферу деятельности.
Говоря об основных итогах деятельности СНГ, следует сказать и о сотрудничестве в укреплении стабильности и безопасности, наращивании усилий по совместному противодействию современным вызовам и угрозам.
По оценкам специалистов, в рамках СНГ достаточно успешно функционирует комплексная организационно-правовая система противодействия преступности, актам терроризма и иным проявлениям экстремизма, незаконному обороту наркотических средств, незаконной миграции и торговле людьми. При этом эффективное взаимодействие в данной сфере осуществляется одновременно с укреплением сотрудничества со специализированными структурами ООН и ряда других авторитетных международных организаций.
Концепция дальнейшего развития СНГ не только закрепляет сложившиеся формы сотрудничества, но и определяет новые ориентиры. При этом подчеркивается, что сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной стабильности объективно остается одним из главных направлений интеграционного взаимодействия.
В сфере укрепления безопасности в 2008 году одобрены Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, Соглашение о взаимодействии министерств обороны в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки, Об ассигнованиях на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны и др.
В прошедшем году грузинское руководство предприняло военную акцию против Южной Осетии. Позиция Исполкома СНГ была высказана в Заявлении его председателя, где подчеркивалась озабоченность и тревога в связи с трагическими событиями в Южной Осетии, повлекшими за собой кровопролитие, гибель мирных жителей и миротворцев.
Позже мы также выразили сожаление в связи с решением руководства Грузии выйти из состава СНГ. Этот шаг негативно скажется прежде всего на самой Грузии, связанной тысячами нитей со странами Содружества. Однако, замечу, что двери для нее в СНГ остаются открытыми.
В рамках политического партнерства в Содружестве реализуется достаточно новое направление работы - наблюдение за подготовкой и проведением президентских и парламентских выборов, а также референдумов в государствах СНГ. Начиная с 2001 года, Миссии наблюдателей СНГ выполняли свои функции на выборах и референдумах во всех странах Содружества.
Анализируя практику наблюдения, можно выделить два основных момента. Во-первых, в ходе мониторинга подготовки и проведения выборов наблюдатели от Содружества наладили конструктивные связи с международными организациями, в первую очередь - с миссиями наблюдателей от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы. С другой стороны, деятельность Миссии наблюдателей СНГ стала общепризнанным фактом международной жизни.
За прошедшие 17 лет СНГ прочно утвердило себя в качестве важного субъекта международного права. Содружество признано мировым сообществом как региональная организация и в этом качестве принимает участие во всех крупнейших международных форумах. Делегации Исполкома СНГ участвуют в работе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, Генеральной конференции ЮНЕСКО, Европейской экономической комиссии ООН, в саммитах и заседаниях Совета министров ОБСЕ и других мероприятиях в рамках ведущих международных организаций.
В свою очередь, штаб-квартиру Исполкома СНГ посещали Генеральный секретарь ООН, генеральный секретарь ОБСЕ, генеральный директор ВОИС, многие другие политические деятели и дипломаты, что также свидетельствует о признании СНГ как региональной организации и стремлении международных структур сотрудничать с ним.
Сегодня Исполком СНГ поддерживает деловые контакты с рядом международных организаций. В их числе - различные структуры ООН, Совет Европы, ОБСЕ, ШОС, ОЧЭС, Международная организация по миграции и другие. Разумеется, наиболее тесное сотрудничество и координацию действий мы осуществляем с ЕврАзЭС и ОДКБ - организациями, состоящими исключительно из государств - участников СНГ, но достигшими более высоких уровней взаимодействия соответственно в экономике и сфере безопасности.
В настоящее время Исполком и другие органы СНГ уже ведут интенсивную подготовку к предстоящим в этом году важным форумам Содружества. В частности, определены следующие даты заседаний высших органов СНГ. 10 апреля в Ашхабаде и 8 октября в Кишиневе пройдут заседания Совета министров иностранных дел СНГ. 22 мая в Астане - Совет глав правительств. 9 октября в Кишиневе состоится заседание Совета глав государств СНГ. Уверен, что принятые на этих форумах решения придадут новый импульс развитию Содружества в интересах государств и народов СНГ.