30 июня нынешнего года можно смело назвать датой рождения в Египте «второй республики». В этот день принес присягу новый Президент страны Мухаммед Мурси. Человек он сугубо гражданский. Предыдущие 60 лет, начиная с революции 23 июля 1952 года, после которой Египет стал республикой, страной управляли военные. Четыре президента - Мухаммед Нагиб, Гамаль Абдель Насер, Анвар Садат и Хосни Мубарак - были офицерами и опирались главным образом на армию. Военные встали у руля непосредственно после того, как в результате 18-дневных массовых протестов им пришлось отстранить от власти 11 февраля прошлого года Президента Мубарака.
«Запасное колесо»
Новый глава государства - выходец из социально-политической ассоциации «Братья-мусульмане», запрещенной при прежнем режиме. Но первым кандидатом от «Братьев» на пост президента был не он, а заместитель верховного наставника ассоциации Хайрат аш-Шатыр. Харизматичная и полумафиозная личность, этот человек сколотил с нуля огромное состояние. В ассоциации он подмял под себя всю организационную и финансовую деятельность. Революцию Шатыр встретил в тюрьме, куда попал как по политическим, так и финансовым обвинениям. Вскоре его, как и других исламистов, освободили, но уголовная судимость осталась непогашенной. Военные могли сделать это, но не сделали, видимо, считая, что Шатыр - реальный претендент на президентское кресло. А с непогашенной судимостью шансов быть зарегистрированным в качестве кандидата у Шатыра практически не было.
Понимая это, «Братья-мусульмане» вскоре выдвинули еще одного кандидата, лидера созданной ими после революции Партии справедливости и свободы Мухаммеда Мурси. Предполагалось, что если Шатыра зарегистрируют, то Мурси снимет свою кандидатуру, чтобы не раскалывать электорат. Шатыра до выборов не допустили. Комментируя на все лады перипетии выдвижения «Братьями» своих кандидатов, либеральная пресса окрестила Мурси «запасным колесом».
В президентской гонке участвовали 13 кандидатов. На либеральном фланге самой популярной фигурой считался покинувший в прошлом году пост генерального секретаря Лиги арабских государств Амр Муса, бывший до этого министром иностранных дел. Немалой популярностью пользовался левый деятель, один из основателей оппозиционного Мубараку движения «Кифая!» («Хватит!») Хамдин Саббахи.
Еще одна хорошо известная в Египте личность, отставной генерал Ахмед Шафик, выдвинувший свою кандидатуру, серьезным кандидатом многими поначалу не считался. Бывший командующий ВВС, он, уйдя в отставку, занял пост министра гражданской авиации. Уже в ходе народных выступлений Мубарак назначил Шафика премьер-министром, но вскоре после ухода президента военные под давлением «улицы» сместили его. В глазах революционной молодежи, да и некоторых других египтян, он был представителем свергнутого режима и потому неприемлем.
Но серьезные политики, прежде всего исламисты, хорошо понимали силу Шафика. Не потому, что за ним якобы стояли консолидировавшиеся контрреволюционные «осколки» прежнего режима. Затянувшийся переходный период изобиловал массовыми манифестациями по разным поводам, нередко сопровождавшимися вспышками насилия, отличался нестабильностью, резким ростом преступности. Ухудшилась экономическая ситуация, выросла безработица, снизился уровень жизни.
Революция нанесла Египту хотя и не катастрофический, но очень чувствительный ущерб. Так, по данным Центрального банка, в 2011 году дефицит платежного баланса составил 12,7 млрд. долларов по сравнению с профицитом в 719 млн. долларов в предыдущем году. Поток иностранных туристов снизился на треть, из-за чего страна потеряла 3 млрд. долларов и десятки тысяч рабочих мест. Валютные резервы сократились с 36 до 18 млрд. долларов. Если в 2010 году прямые иностранные инвестиции в экономику страны составили 5,7 млрд. долларов, то в год революции - всего 375 миллионов1. И так далее. Многим египтянам все это изрядно надоело. «Молчаливое большинство не против революции, - констатировал накануне президентских выборов видный политолог Абдель Монейм Саид. - Но оно отчаянно требует стабильности. Не такой, как при прежнем режиме, возврата к прошлому никто не хочет, а такой, которая позволит Египту двигаться вперед»2. Бывший летчик-истребитель, герой Октябрьской войны 1973 года Ахмед Шафик куда больше подходил на роль спасителя нации, чем дипломат Амр Муса.
Чтобы отстранить Шафика от участия в президентских выборах, исламисты провели было во вновь избранном парламенте, где имели большинство, закон о политической изоляции, запрещавший высокопоставленным представителям прежнего режима участвовать в политике, но Конституционный суд закон не утвердил.
Выборы, на которых победил Мурси, впервые в истории Египта были полностью демократическими и абсолютно прозрачными, как это подтвердила большая группа иностранных наблюдателей во главе с бывшим Президентом США Джимми Картером. В первом туре никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов. Во второй тур, кроме Мурси, вышел также генерал Ахмед Шафик. За Мурси отдали свои голоса 51,7% египтян, участвовавших во втором туре голосования3.
Прозрачность выборов подтверждает и простой здравый смысл. Высшему совету Вооруженных сил, правившему страной, отставной генерал куда ближе, чем один из лидеров исламистов. Поскольку разница в поданных за них голосах не слишком велика, а жалобы на нарушения сторонниками Мурси имелись, существовала возможность протолкнуть в президенты своего кандидата. Военные не пошли на это, проявив уважение к воле большинства египтян. Это делает им честь, хотя, несомненно, и затруднит их дальнейшую жизнь.
Как видим, египетский электорат расколот практически пополам. На первый взгляд - на сторонников сохранения светского характера государства и тех, кто выступает за его исламизацию. Если судить только по результатам второго тура президентских выборов, то последние составляют хоть и незначительное, но большинство. Но, полагаю, что это не совсем так. Потому что в обществе существует и еще один раскол - между теми, главным образом активными участниками революции, кто органически не приемлет представителей прежнего режима, и теми, для кого главное - скорейшая нормализация обстановки в стране. Накануне второго тура голосования революционеры оказались перед выбором, о котором в Одессе говорят: «Оба хуже». Либо представитель прежнего режима Шафик, либо исламист Мурси. Часть из них голосовала за Мурси, другие бойкотировали второй тур, что тоже помогло кандидату исламистов победить. По сути дела, именно революционеры и посадили Мурси в президентское кресло.
Между тем, если судить по итогам первого тура президентских выборов, большинство египтян выступает все-таки за светское государство. Два участвовавших в нем кандидата-исламиста - Мухаммед Мурси и Абдель Монаам Абуль-Футух - получили соответственно 24,8% и 17,4% голосов, то есть вместе 42,2%, в то время как все остальные голоса были поданы за светских кандидатов4.
Так кто же он, новый президент Египта? Мухаммед Мурси мало известен широкой публике, хотя, если судить по его биографии, человек он неординарный. Мурси - выходец из простой семьи в дельте Нила, в августе ему исполнился 61 год. Президент окончил с отличием инженерный факультет Каирского университета, а затем аспирантуру в США, где защитил диссертацию и некоторое время работал в авиакосмической фирме. Трое из пятерых его детей родились в США и имеют американские паспорта. По возвращении на родину Мурси преподавал в университете города Заказик и включился в политику. В 1995 году он впервые баллотировался в Народное собрание (парламент), но не прошел. Зато был избран в 2000 и 2005 годах. В качестве парламентария проявил себя человеком вдумчивым, но не очень ярким. По словам давно и хорошо знающих президента людей, у него нет харизмы народного вождя, но есть приверженность делу, в которое он верит, и упорство в достижении цели. Мурси способен договариваться и идти на компромиссы5.
К ассоциации «Братья-мусульмане» Мухаммед Мурси присоединился еще в 1977 году, через два года после окончания университета. Постепенно двигаясь вверх, он был избран лидером политического крыла ассоциации, а когда год назад оно было преобразовано в Партию справедливости и свободы, стал ее лидером. После победы на выборах Мурси покинул и партию, и ассоциацию, заявив, что будет президентом для всех египтян.
Президент для всех египтян?
Вопрос, который бесконечно муссируется в эти дни и в самом Египте, и за его пределами, таков: является ли победа Мухаммеда Мурси на президентских выборах показателем ухода Египта со светского пути развития, пусть даже по турецкому, а не иранскому образцу? Ясного ответа на этот вопрос нет. «Братья-мусульмане» известны своим двойным дном, которое демонстрирует и вновь избранный президент. Выступая после принятия присяги, он заявил, что намерен строить «демократическое, светское (выделено мною. - В.Б.) и современное государство»6. За месяц же до этого Мурси в Каирском университете утверждал: «Коран - наша Конституция, пророк - наш вождь, джихад - наш путь, и смерть во имя Аллаха - наша цель»7.
Одним из первых шагов президента был указ о восстановлении парламента, избранного в конце прошлого - начале нынешнего года и распущенного в июне военными по решению Конституционного суда. Последний признал избирательный закон, на основе которого проходили выборы, неконституционным, поскольку он давал преимущество партиям в ущерб независимым кандидатам. Этим воспользовались исламисты, обеспечив себе 2/3 мест в Народном собрании. Этот указ президента показал, что корпоративные интересы исламистов для Мурси важнее, чем общегосударственные. Вряд ли на внеочередных парламентских выборах, которые планируется провести на основе традиционного избирательного закона в конце года, исламисты будут столь же успешны. Впрочем, военные, опираясь на решение Конституционного суда, восстановить парламент не дали.
Политические пристрастия Мурси прослеживаются и в том, из кого было сформировано правительство и собственно президентская команда. Вице-президентом назначен Махмуд Мекки, заместитель председателя Апелляционного суда, реформист и критик нарушений законности при Мубараке. Как и премьер-министр Хишам Кандиль, занимавший в переходном правительстве пост министра ирригации, Мекки не является членом «Братьев-мусульман», но известен своими симпатиями к исламистам.
В правительстве лишь четыре поста из 34 отданы членам Партии справедливости и свободы, но посты чрезвычайно важные: министров информации, образования, торговли и индустрии. Таким образом, исламисты контролируют важнейшие области как духовной сферы, так и экономической. Еще пять министров - сторонники исламистов. Практически все остальные посты заняли технократы. Забавно, что больше половины министров (18 из 34) - бывшие члены правившей при Мубараке и запрещенной после революции Национально-демократической партии, причем некоторые из них занимали в партии довольно высокие посты8. Похоже, что у новой власти проблемы с кадрами.
Команда президента выглядит не более политически сбалансированной, чем правительство. Из 21 человека (четыре помощника и 17 советников) шесть являются членами Партии справедливости и свободы и трое - салафитской партии «Ан-Нур». Еще трое - так сказать, беспартийные исламисты. Правда, в команду включены две женщины и два христианина-копта, но общей картины это не меняет. Представителей либералов, в том числе и революционной молодежи, в ней нет9.
Распустив парламент, Высший совет Вооруженных сил вскоре принял дополнения к временной Конституционной декларации, действовавшей с марта прошлого года. Согласно дополнениям, военные сохраняли функции законодателей до принятия постоянной Конституции и избрания нового парламента. Так что с 30 июня в стране, по существу, наступило двоевластие. Но продолжалось оно недолго. Нащупав среди генералов разногласия, Мурси перешел в наступление. 12 августа президент отправил в отставку министра обороны маршала Хусейна Тантауи и начальника генерального штаба Сами Анана и отменил дополнения к Конституционной декларации. Через два дня своих постов лишились командующие родами войск, назначенные еще Мубараком. Таким образом, Мурси обезглавил Высший совет Вооруженных сил, отобрал у него последние полномочия и сконцентрировал в своих руках всю полноту власти.
Сложилась парадоксальная ситуация: одну монополию на власть сменила другая. Это вызвало протесты со стороны либеральных и левых сил. 24 августа, 12 и 19 октября на площади Тахрир прошли массовые демонстрации противников исламистов. Между политическими силами, приверженными светскому пути развития Египта, идут интенсивные консультации с целью выступить единым блоком на предстоящих новых парламентских выборах.
Куда идет Египет?
Так неизбежна ли исламизация Египта? Ответ на этот вопрос пока остается открытым. Слишком мало времени прошло с момента прихода к власти Президента Мухаммеда Мурси. Не принята новая Конституция, хотя просачивающиеся в местную прессу сообщения о работе Конституционной комиссии дают основания предполагать, что Египет останется светским государством. Неясно, каким результатом завершатся намеченные на конец года новые выборы в Народное собрание.
В повседневной жизни усиление влияния исламистов уже заметно. Сужу по своей октябрьской поездке в Каир. Не так много женщин, как раньше, осмеливаются теперь выходить на улицу без хиджаба (головного платка), а некоторые стали закрывать и лицо.
Что же касается государства, то тут любым попыткам исламизации будут препятствовать мощные силы. Напомню, что больше половины избирателей в первом туре президентских выборов голосовали за светских кандидатов. Почти 10% египтян - христиане, играющие в экономике и культуре страны роль, значительно превышающую их долю в численности населения. Вряд ли обрадуется исламизации армия, тесно связанная с США, хотя во главе ее и поставлен симпатизирующий Мурси бывший начальник военной разведки генерал Абдель Фаттах ас-Сиси. Среди критиков исламистов - большое число бизнесменов, особенно работающих в туризме. Для их бизнеса и привлечения новых инвестиций исламизация была бы разрушительной. Да, вероятно, и для имиджа самих исламистов. Мобилизуя египтян в свою поддержку, «Братья-мусульмане» оперировали своим традиционным лозунгом «Ислам - вот решение!». Теперь им предстоит доказать, что они действительно способны решить накопившиеся социально-экономические проблемы. Без крупных иностранных инвестиций и значительного увеличения потока туристов этого не сделать. Провал же не только поставит под вопрос переизбрание Мурси на второй срок, но может похоронить и весь проект политического исламизма.
Приоритет - экономика
Необходимость быстрого прогресса в решении социально-экономических проблем, по всей видимости, и определила внешнеполитические приоритеты нового режима. Свой первый официальный визит Мухаммед Мурси совершил в конце августа в Китай. Египетско-китайские отношения и при Мубараке развивались неплохо, однако КНР не входила в число лидеров по объему ни инвестиций в Египте (500 млн. долл.), ни взаимной торговли. Но где нынче, в условиях финансово-экономических неурядиц Запада, можно найти и деньги, и технологии? Конечно, в Китае! По словам министра инвестиций Египта Усамы Салеха, в ходе визита президента в Пекин подписаны инвестиционные соглашения на общую сумму 5 млрд. долларов. Один из проектов подразумевает создание в Египте 150 китайских предприятий с общим капиталом 1,5 млрд. долларов, способных генерировать 40 тыс. рабочих мест10.
В ближайшее время Мухаммед Мурси планирует посетить Малайзию и Индонезию, два исламских государства, сделавших в последние годы заметный рывок в социально-экономическом развитии. Возможно, денег оттуда президент и не привезет, зато ознакомится с опытом этих государств, который может быть полезен и для Египта.
Много шума наделал однодневный визит Мухаммеда Мурси в Тегеран 31 августа для участия в саммите Движения неприсоединения. Дело в том, что отношения между двумя региональными сверхдержавами были разорваны более 30 лет назад, после исламской революции в Иране в 1979 году. Инициатива разрыва исходила из Тегерана, который осудил подписание сепаратного египетско-израильского мирного договора. Враждебности добавило предоставление в Египте тогдашним Президентом Анваром Садатом политического убежища свергнутому шаху Ирана Мухаммеду Реза Пехлеви. Мурси встретился с Президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Однако, по данным египетской печати, этот визит носил чисто символический характер. Последние четыре года Египет председательствовал в Движении неприсоединения, и его президент передал эстафету новому председателю, Президенту Ирана. Вопросы двусторонних отношений не обсуждались.
Впрочем, восстановление нормальных отношений между Каиром и Тегераном явно не за горами. От региональной роли Ирана просто так не отмахнуться. Новое руководство Египта это, похоже, понимает, о чем свидетельствует инициатива, с которой выступил Мухаммед Мурси 17 августа в Мекке, на саммите Организации исламского сотрудничества. Для содействия нормализации обстановки в Сирии президент предложил создать «исламский квартет» в составе Египта, Саудовской Аравии, Турции и Ирана. Первое его заседание состоялось 10 сентября в Каире. Трудно сказать, будет ли от «квартета» реальная польза, но то, что в него вошел Иран, да еще по предложению Египта, симптоматично.
Мухаммед Мурси критикует режим Башара Асада, называя его деспотичным, а события в Сирии - продолжением «арабской весны». Это и неудивительно, ведь один из ударных отрядов сирийской оппозиции - родные дня него «Братья-мусульмане». Одновременно Президент Египта выступает против иностранного вмешательства в дела Сирии.
Визит Мухаммеда Мурси в Тегеран вызвал озабоченность со стороны США. Но это вовсе не означает, что в отношениях между двумя государствами назревают серьезные перемены. Американцы давно поддерживают контакты с египетскими исламистами. Сотрудники посольства США в Каире, по крайней мере с 2005 года, когда 88 представителей «Братьев-мусульман», в их числе и Мухаммед Мурси, были избраны в Народное собрание, не раз встречались с ними. Процесс «притирки» стал куда интенсивнее после революции, когда «Братья» вышли из подполья. И, судя по всему, проходил успешно. Уже после вступления Мурси в должность Каир посетили госсекретарь США Хиллари Клинтон и министр обороны Леон Панетта, пообещав ему продолжение финансовой поддержки. «Я уверен, что не существует причин для конфликта между новым руководством Египта и США», - утверждает вернувшийся в конце августа на родину египетский посол в Вашингтоне Самех Шукри11. Политолог Басем Хасан раскрывает смысл этого утверждения. «К счастью для «Братьев», - пишет он, - основные интересы США в Египте (Суэцкий канал, мирный договор с Израилем, политический плюрализм, углубление интеграции Египта в глобальную капиталистическую систему и поддержание тесных отношений с армией) не были затронуты их приходом к власти. Скорее наоборот»12.
В свою очередь, недавний посол Египта в России Алаа аль-Хадиди считает, что «внешняя политика Мурси будет более открытой… Не будет ориентации на какую-то одну международную внешнюю силу»13. Видимо, посол имел в виду ослабление традиционных для режима Мубарака приоритетных связей Египта с США, что пока не наблюдается. Мурси не спешил с визитом в Вашингтон, но он возглавил делегацию Египта на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Что же касается России, то, по мнению бывшего посла, она «останется одним из важнейших направлений египетской внешней политики»14. В качестве главных сфер египетско-российского сотрудничества Алаа аль-Хадиди назвал импорт Египтом зерна из России и туризм. Но эти сферы далеко не единственные. Наши государства сотрудничают и во многих других областях, включая нефтегазовую и военно-техническую. Полагаю, что для укрепления традиционно дружеских отношений между двумя государствами был бы уместен символический жест, например предоставление Египту, нуждающемуся в финансовой поддержке, кредита с нашей стороны.
Импульс развитию отношений России с обновленным Египтом дал визит в Каир министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова, состоявшийся 4-5 ноября. В ходе визита была подписана межправительственная программа сотрудничества России и Египта в области культуры, образования и науки на 2012-2014 годы. Обсуждалось также создание свободной индустриальной зоны России в Египте15. Проработка этого проекта началась еще при прежнем режиме, под него даже была выделена территория в городе-спутнике Александрии Бург аль-Араб аль-Гедид. В российской индустриальной зоне планировалось создать предприятия по выпуску высокотехнологичной продукции, значительная часть которой предназначалась бы на экспорт. Во время визита достигнута договоренность о возобновлении деятельности межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству16.
Естественно, что во время встреч в Каире обсуждались не только двусторонние отношения. Большое внимание было уделено региональным проблемам, прежде всего перспективам прекращения кровопролития в Сирии и палестино-израильского урегулирования. В поисках решения этих проблем Россия и Египет намерены сотрудничать и впредь.
С.В.Лавров передал Президенту Египта Мухаммеду Мурси приглашение от имени российского руководства посетить Россию. Официальный представитель египетского президента Ясир Али заявил, что в ходе переговоров с С.В.Лавровым Мурси отметил важность развития египетско-российских отношений и планирует в ближайшее время посетить Россию17.
Процесс создания «второй республики» в Египте только начался. Достройка здания новой государственности потребует еще немало времени. Но уже сегодня ясно, что, несмотря на возможные вариации, это здание будет разительно отличаться от прежнего. По крайней мере, эпоха господства военных определенно ушла в прошлое.
Ну, а что же либерально-демократическая египетская революция 25 января? Достигла ли она своих целей? Полагаю, что да, достигла. Обстановка в стране ныне совершенно другая, чем была пару лет назад. Египтяне вернули себе достоинство, получили свободу. Разрушен ненавистный режим. Отменено чрезвычайное положение, прекратился порожденный им произвол. Отменена цензура. Новые политические партии регистрируются в уведомительном порядке, их число давно уже перевалило за 50. Осужден бывший президент и те лица из его окружения, которые злоупотребляли властью. Свободно прошли парламентские и президентские выборы. А то, что президентом стал исламист, так на это была воля большинства избирателей. Если это не демократия, тогда что это?
1Al-Ahram Weekly on line. № 1080.
2Ibid.
3Ibid. №1104.
4www.ria.ru/arab_eg/20120527/658660319.html
5Al-Ahram Weekly on line. №1104.
6www.ria.ru/world/20120701/688993621.html
7Московский комсомолец в Египте. 2012. 10-23.06.
8Al-Ahram Weekly on line. №1110.
9Ibid. №1112.
10Ibid. №1113.
11Ibid.
12Ibid.
13www.ria.ru/arab_eg/20120702/689956149.html
14Ibid.
15www.ria.ru/politics/20121105/909493389.html
16www.ria.ru/arab-attack/20121105/909486910.html
17www.ria.ru/politics/20121105/909545252.html