В начале XXI столетия развитие глобальной экономики набрало высокие обороты. Многосторонние и национальные финансовые институты не успевали реагировать на запросы реального сектора и социальные вызовы. Кризис 2008-2009 годов стал естественной реакцией на несовершенство управления глобальными изменениями. Эпицентр возникновения кризиса в США и последующая европейская волна его развития в той или иной степени затронули все страны мира. Взаимозависимость различных экономик оказалась настолько сильной, что поведение американских и европейских потребителей отразилось на доходах населения во многих странах. Страх перед глобальной депрессией подтолкнул руководителей крупнейших стран мира к коллективному поиску решений в формате переговоров «Группы двадцати». За четыре года лидеры стран, входящих в эту группу, встречались семь раз, а последний их саммит прошел в Мексике. С декабря 2012 года лидером в «Группе двадцати» становится Россия, что повышает интерес в мире к нашей стране, ее концептуальным подходам, приоритетам в «двадцатке» на предстоящий период. В то же время в России растет интерес к информации о «Группе двадцати», предпосылках ее формирования и перспективах эволюции, опыте проведения саммитов в других странах, особенно последнего - мексиканского председательства, который попытаемся удовлетворить в данной публикации.

Предпосылки формирования

Глобальный финансово-экономический кризис вскрыл многочисленные проблемы современности, одна из которых заключается в противоречии между сложившимся более шести десятилетий назад распределением влияния стран на принятие решений в международных финансово-экономических организациях и произошедшими за это время изменениями в реальном весе государств в мировой экономике. Структуры ООН, представляющие интересы всех стран независимо от степени их вклада в мировую экономику, оказались неспособны принимать оперативные решения, отвечающие на вызовы глобального кризиса. Сложившаяся система многосторонних организаций и форумов, на которых обсуждались и принимались решения для всего мира, не учитывала изменений в расстановке сил на международной арене, роста влияния крупных быстро растущих экономик. Так, если в 1980 году на страны «Группы семи» приходилось 55% мирового ВВП, то в настоящее время - лишь 35%. В то же время выросла доля быстро растущих стран с 30% в 1980 году до 50% в 2011 году1.

Международное сообщество осознало необходимость преодоления монопольного влияния индустриально развитых стран в Бреттон-Вудских институтах, а также повышения роли быстро растущих и развивающихся экономик в формировании новой международной экономической и финансовой архитектуры. Обострение ситуации в глобальной экономике в 2008 году стало объективной причиной выхода на первый уровень международной политики новой группы стран, которая могла бы представлять на равных условиях как индустриально развитые, так и быстро растущие и развивающиеся экономики, а также быть способной оперативно разрабатывать коллективные решения антикризисного взаимодействия.

Наиболее подходящим форматом оказалась «Группа двадцати», которая к этому моменту существовала как финансовый форум, образованный в 1999 году по инициативе министров финансов ведущих промышленно развитых стран для ведения диалога с развивающимися странами по ключевым вопросам экономической и финансовой политики. Эту группу составили 19 стран - Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Республика Корея, Российская Федерация, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония - и Европейский союз.

В совокупности на страны этой группы приходится около 90% мирового ВВП, 80% мировой торговли и две трети населения планеты. В рамках этой группы проводились регулярные встречи министров финансов и руководителей центральных банков развитых и ведущих развивающихся стран. Таким образом, состав «двадцатки» был предопределен заранее, а в 2008 году на первом саммите лидеров был поднят уровень до руководителей этих стран. Как отмечает Л.Аранда, шерпа Мексики, «оформление «Группы двадцати» на самом высоком уровне в определенной степени является отражением того, что центр мировой экономической мощи смещается в сторону большей многополярности, когда страны «Группы восьми» уступают свою роль более влиятельным в политическом отношении быстро растущим экономикам…»2.

Предыстория новой «двадцатки» также связана с практикой приглашения на саммиты «Группы восьми» лидеров других стран для проведения широкого диалога. На саммиты «восьмерки» стали регулярно приглашать руководителей пяти стран - Бразилии, Китая, Индии, Мексики, ЮАР, то есть крупных быстро растущих государств. Даже возникла формула «восемь плюс пять», которая стала собираться под названием «Хайлигендаммский процесс»*. Помимо этих пяти стран, на саммиты «восьмерки» приглашалось еще много других представителей, но эта «пятерка» стала как бы ее постоянным партнером. Таким образом, образование «Группы двадцати» имеет свои предпосылки и объективные причины. «Причины эти заключаются в том, что финансово-экономические проблемы, которые выявил кризис, не решить, как минимум, без тех государств, которые составили «двадцатку»3.

Новый уровень «двадцатки» повысил ее ответственность в решении международных проблем и в то же время привлек к ней интерес широкой международной общественности, различных организаций и не входящих в нее стран. Возникла заинтересованность к участию в этом объединении других государств, которые ранее не вошли в «финансовую двадцатку» в 1999 году. Настойчивость Испании в вопросе о ее включении в это объединение, поддержанная многими из участников «двадцатки», привела к возникновению нового статуса для этой страны - «постоянный приглашенный «двадцатки». Таким образом, с учетом Испании, постоянно приглашаемых на мероприятия «Группы двадцати» международных институтов (МВФ, Всемирного банка, ОЭСР и др.), а также стран, возглавляющих региональные объединения, в ее саммитах участвуют около 30 лидеров государств и ведущих международных организаций.

В новом статусе «Группа двадцати» провела семь саммитов: Вашингтон, США, ноябрь 2008 года; Лондон, Великобритания, апрель 2009 года; Питтсбург, США, сентябрь 2009 года; Торонто, Канада, июнь 2010 года; Сеул, Республика Корея, ноябрь 2010 года; Канны, Франция, ноябрь 2011 года; Лос-Кабос, Мексика, июнь 2012 года. Первоначально, с целью оперативной реакции на кризис, они проходили два раза в год, а в последующем, по мере его ослабления, один раз в год. Помимо ежегодных саммитов, в рамках «двадцатки» регулярно проводятся встречи шерп (личных представителей лидеров стран-участниц), министров финансов и руководителей центробанков, а также другие международные мероприятия по актуальным темам современности. По сложившейся традиции главным координатором работы этой группы выступает так называемая «тройка», которая состоит из стран, являющихся предыдущим, действующим и будущим председателями «Группы двадцати».

Ключевое значение в определении результативности форумов «двадцатки» занимает повестка дня и его приоритеты. Работа «двадцатки» первоначально была направлена на поиск решений финансово-экономических проблем: возобновление мирового экономического роста, координацию финансовой политики ведущих государств, укрепление международной финансовой системы, реформирование международных финансовых институтов. В последующем повестка дня форумов была расширена за счет других вопросов глобального значения: борьбы с бедностью и безработицей, выполнения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), реформирования системы глобального управления, устойчивого развития, борьбы с изменениями климата, энергетической безопасности, преодоления кризиса в еврозоне.

За короткое время «Группа двадцати» превратилась в главную площадку обсуждения путей совершенствования международной финансовой архитектуры, координации национальных экономических политик и формирования благоприятной среды для глобального развития. Каждый из последующих саммитов «двадцатки» продвигает предшествующие наработки и обогащает новым содержанием современную парадигму международного сотрудничества.

Исключительная ответственность в этом движении возлагается на председательствующую страну, которая в составе «тройки» обеспечивает координирующую роль мероприятий «двадцатки», а также взаимодействие с государствами, не входящими в нее, международными организациями и форумами. Каждая из стран - председателей «двадцатки» не просто отрабатывает повестку дня, заложенную в первоначальной концепции «Группы двадцати», или продолжает развитие тематики предшествующего председателя, а стремится внести свой вклад в решение международных проблем и достигнуть национальных интересов.

Опыт мексиканского председательства

Мексика стала второй (после Республики Корея) быстро растущей экономикой и первой латиноамериканской страной, которая исполняла роль председателя «Группы двадцати». Для Мексики эта роль имела большое значение в деле продвижения своих внешнеполитических интересов, повышения международного авторитета, а также демонстрации успехов экономического роста, развития политического плюрализма, богатого исторического и культурного наследия4. Правительство Мексики развернуло активную работу по проведению под эгидой «Группы двадцати» более 70 различных встреч, семинаров и заседаний рабочих групп представителей экономических, финансовых, отраслевых учреждений стран-участниц. Тематика этих мероприятий отвечала приоритетам мексиканского председательства, которые Президент страны Ф.Кальдерон озвучил на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2012 года.

Соблюдая принцип преемственности, на обсуждение выносились приоритеты, которые уже являлись предметом рассмотрения на предыдущих форумах «двадцатки», а также новые темы, инициированные мексиканским лидером. Каждый из пяти мексиканских приоритетов включал несколько наиболее злободневных проблем современности: а) экономическую стабильность и проведение структурных реформ для обеспечения роста и занятости; б) укрепление финансовых институтов и стимулирование широкого доступа к финансовым услугам для обеспечения экономического роста; в) улучшение международной финансовой архитектуры во взаимозависимой мировой экономике; г) укрепление продовольственной безопасности и смягчение негативных последствий перепадов цен на сырьевые ресурсы; д) устойчивое развитие с акцентом на укрепление инфраструктуры, обеспечение энергетической безопасности, «зеленый рост» и финансирование борьбы с изменениями климата.

График проведения мероприятий мексиканского председательства строился по двум направлениям - «финансы» и «шерпы», которые, в свою очередь, распределялись по группам. В рамках финансового трека были образованы три рабочие группы: а) динамичного, устойчивого и сбалансированного экономического роста, б) международной финансовой архитектуры, в) по энергетике и рынкам сырьевых товаров. Проблемы международного финансового регулирования и укрепления мировой финансовой системы рассматривались Советом по финансовой стабильности, а вопросы стимулирования широкого доступа к финансовым инструментам - в рамках Глобального альянса по финансовым услугам. При этом обсуждение данной тематики было направлено на разработку национальных стратегий в области стимулирования доступа к финансовым услугам, финансовое образование и защиту потребителей. В данном треке мексиканским председательством за год было организовано пять встреч руководителей министерств финансов и глав центральных банков стран-членов и/или их заместителей.

В рамках председательства в «двадцатке» Мексика развивала взаимодействие с международными финансовыми институтами, продолжала разработку рекомендаций для укрепления мировой финансовой архитектуры, особенно в отношении преодоления финансовых кризисов, предотвращения распространения финансовых трудностей Европы на другие регионы, обеспечения демократичного характера и прозрачности работы ведущих международных финансовых организаций. В ходе мексиканского председательства проводилась линия на достижение договоренностей о приведении в соответствие глобальных финансовых нужд имеющимся финансовым ресурсам; укрепление потенциала МВФ в области наблюдения, надзора и контроля; выполнение достигнутых ранее договоренностей по реформированию МВФ в отношении квот стран-членов и управления.

По направлению «шерпы» обсуждались вопросы развития, занятости, социальных аспектов глобализации, а также ряд новых для «двадцатки» тем, таких как борьба с коррупцией, туризм и многосторонняя торговля. В рамках этого трека была образована рабочая группа, в которой рассматривался прогресс реализации Многолетнего плана действий, принятого на саммите «двадцатки» в Сеуле в ноябре 2010 года. Особое место в мероприятиях мексиканского председательства было отведено вопросам торговли, в первую очередь в контексте отказа от протекционистских мер как в области товаров и услуг, так и в области инвестиций. Отдельное внимание было уделено социальной тематике, в первую очередь вопросам содействия занятости.

В стратегических ориентирах мексиканского председательства в «двадцатке» явно прослеживалась проблематика содействия международному развитию (СМР)5. Вопросы развития ставились на обсуждение практически во всех переговорных форматах «двадцатки», то есть в более детальном и предметном ключе, чем в предыдущие годы. Так, в рамках тематики развития были поставлены вопросы инфраструктуры и продовольственной безопасности, которые уже обсуждались в «Группе двадцати» в предыдущие годы. Кроме того, в этой рубрике Мексика активно продвигала тематику «зеленого роста», которая стала новой для «двадцатки» и позиционировалась как новаторский вклад страны-хозяйки в обогащение ее повестки дня.

Повышенный интерес Мексики к проблематике развития имеет свои объяснения. В год своего председательства Мексика выступила инициатором разворота «двадцатки» от узкой финансово-экономической проблематики в сторону рассмотрения более общих проблем глобального развития и управления, соответственно, надеясь повысить свои роль и авторитет в этих вопросах. В этом контексте наблюдалось углубление и диверсификация обсуждаемых проблем развития: шел поиск путей наращивания объемов международной помощи развитию и инновационных источников финансирования для обеспечения продовольственной безопасности развивающихся стран и перевода их экономик на рельсы устойчивого развития. Дискуссия в этой рубрике касалась изменения методики учета благосостояния стран, поддержки отмены субсидий на использование ископаемого топлива, организации большей согласованности между дискуссиями в отношении «обеспечения динамичного, устойчивого и сбалансированного роста» и «Плана действий в области развития»*. (*Инкорпорируя тематику развития в формат «двадцатки», Мексика перенимала опыт других международных форматов в сфере помощи развитию. В частности, это касается принятого на 4-м Форуме высокого уровня по эффективности помощи развитию (Пусан, Южная Корея, 29 ноября-1 декабря 2011 г.) итогового документа о партнерстве в целях эффективного сотрудничества в области развития.)

В последние годы роль задач развития в национальной стратегии Мексики существенно возросла. В апреле 2011 года в стране был принят закон о международном сотрудничестве в целях развития, который обозначил приоритеты страны в данной области, причем с точки зрения как реципиента, так и донора международной помощи развитию. Председательство в «Группе двадцати» предоставило Мексике хорошую возможность повлиять на принятие таких решений в данной сфере и поднять на высокий уровень Мексиканское агентство международного сотрудничества для развития, которое было недавно создано в соответствии с вышеуказанным законом.

Акцент на «зеленый рост» в рамках рубрики развития вписывался в планы Мексики стать во главе создающегося в настоящее время Глобального климатического фонда. Эти планы опираются на возросший авторитет Мексики в многосторонних климатических переговорах после конструктивного проведения в конце 2010 года в Канкуне 16-й Сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС-16 РКИК) и 6-го Совещания Сторон Киотского протокола (СС-6 КП).

В дополнение к официальной повестке дня «Группы двадцати» Мексика активно привлекала к обсуждению заявленных тем широкий круг внешних партнеров: страны, не входящие в «двадцатку», международные и региональные организации, деловые круги, научное сообщество, молодежные, профсоюзные и неправительственные организации. Эффективно была организована серия мероприятий в формате «Business-20» (B-20). Накануне саммита лидеров «двадцатки» в Лос-Кабосе прошел 4-й саммит деловых кругов. Впервые в практике «двадцатки» Мексика организовала международный научный форум в формате «Think-20» и форум молодежи «Youth-20», встречу ведущих ученых в области сельского хозяйства, саммит агентств по продвижению торговли и инвестиций «Группы двадцати», а также провела неформальную встречу министров иностранных дел.

Результаты мексиканского председательства высоко оценили лидеры стран «двадцатки». Президент России В.В.Путин на пресс-конференции по итогам саммита в Лос-Кабосе подчеркнул содержательность развернутой дискуссии по вопросам восстановления и стимулирования экономического роста, проблемам глобальных дисбалансов и сокращения уровня задолженности развитых стран. В частности, он отметил в числе основных результатов встречи решение увеличить ресурсную базу Международного валютного фонда на 430 млрд. долларов, что необходимо для стабилизации мировой экономики и снижения рисков на финансовых рынках. Важными итогами саммита стали решения в сфере реформы финансового регулирования, последующего принятия нового устава Совета по финансовой стабильности, утверждения принципов реализации национальных программ в сфере финансового образования6.

Несмотря на излишнюю загруженность повестки дня и противоречивость оценки результативности каждого из этих мероприятий, следует отметить, что мексиканское председательство в организационном плане успешно справилось со своими функциями. Многочисленные мероприятия открыли возможность не только странам с разным уровнем развития участвовать на равных с ведущими державами в обсуждении волнующих проблем современности, но и представителям различных социальных групп принять участие в обсуждении этих тем. Совместная работа на мероприятиях в Мексике открыла новые каналы взаимодействия между странами «двадцатки» и международными организациями, способствовала установлению контактов и формированию сообществ, ориентированных на консолидацию усилий в поиске ответов на вызовы современного мира. Однако отсутствие в период мексиканского председательства должной координации в рамках «тройки» привело к дублированию обсуждаемых вопросов и размыванию первоначальной концепции «Группы двадцати».

Ожидания новых подходов

Для России как лидера «Группы двадцати» в предстоящем году уроки мексиканского председательства представляют большую значимость. Эффективное взаимодействие с Мексикой и Австралией в рамках «тройки» может способствовать не только успешному проведению саммита «двадцатки» в России, но и консолидации этого объединения, придания его решениям практического значения.

За четыре года «двадцатка» в новом качестве позиционировала себя как наиболее адекватный международный формат для выработки многосторонней системы принятия решений по глобальным вопросам. Среди важнейших решений саммитов «Группы двадцати» следует отметить создание Совета по финансовой стабильности, ужесточение надзора за банковским сектором, стимулирование широкого доступа к финансовым услугам, выделение крупных ресурсов на поддержку экономического роста в развивающихся странах и на развитие мировой торговли, а также принятие плана реформирования деятельности Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Несмотря на эти впечатляющие решения, большинство анонсированных приоритетов и принятых «двадцаткой» резолюций пока остаются на уровне благих намерений и далеки от практического исполнения. Исходя из этого, дальнейшее развитие взаимодействия в рамках «двадцатки», легитимность ее восприятия международным сообществом зависят от положительного воздействия этих решений на глобальную экономику. Сложилась ситуация, когда обсуждаемые в рамках «двадцатки» проблемы и принимаемые по ним решения не находят механизма, инструментов их реализации. В данной обстановке формируются ожидания новых решений, которые связаны не столько с приоритетами председательства в этой группе стран, сколько с вопросами ее консолидации, позиционирования и институционализации. Поэтому в преддверии российского председательства представляется актуальным постановка и обсуждение ряда концептуальных вопросов.

Что ждет «двадцатку» в среднесрочной перспективе?

Она доказала своими действиями способность реагировать на кризисы. Теперь она должна оправдать ожидания относительно ее возможностей разрешать те проблемы, которые неспособны решить другие межгосударственные объединения, международные организации. Позиция России, как и большинства стран - участниц этой группы, направлена на закрепление за «двадцаткой» статуса главного форума международного экономического сотрудничества, то есть она должна обрести новую роль, превратиться в стратегически важный инструмент не только антикризисного реагирования, но и долгосрочного реформирования мировой финансовой архитектуры и формирования системы управления глобальной экономикой.

Заменит ли этот формат «Большую восьмерку», займется ли «двадцатка», помимо финансово-экономических вопросов, обсуждением политической повестки дня?

Постановка этого вопроса возникла сразу после формирования нового статуса «двадцатки». В связи с этим в 2009 году министр иностранных дел России С.В.Лавров достаточно ясно обозначил российскую позицию: «восьмерка» будет продолжать заниматься своими делами, поскольку повестка дня «восьмерки» неизмеримо шире, чем тот круг проблем, который решено включить в круг ведения «двадцатки»7. Несмотря на то что большинство стран «двадцатки» придерживаются такой же позиции «разделения труда» между «восьмеркой» и «двадцаткой», не исключены попытки протаскивания политической тематики в повестку дня этой группы. Так, не совсем понятно стремление Мексики включить в программу «двадцатки» регулярные встречи министров иностранных дел, первая из которых прошла в Лос-Кабосе в феврале 2012 года.

Одним из наиболее актуальных вопросов является выбор приоритетов российского председательства в «Группе двадцати», что определит ее деятельность на краткосрочный период. Немало экспертов задают вопрос - пойдет ли председательство России и последующих стран-председателей по пути обсуждения широкого спектра тем и участия в этих дискуссиях различных секторов, как это развернула Мексика, или вернется в русло лишь финансовой «двадцатки»? Ответ на этот вопрос можно найти в концептуальном подходе России к председательству в «двадцатке», который был изложен Президентом России В.В.Путиным на пресс-конференции в Лос-Кабосе. «Темы, обозначенные в Лос-Кабосе, безусловно, получат развитие и в ходе предстоящего российского председательства в «двадцатке». В целом намерены сохранить преемственность в работе форума, сконцентрироваться на обсуждении тех проблем, для решения которых и была создана «двадцатка». Говорю о реформировании международной валютно-финансовой системы, об укреплении международных финансовых институтов и, конечно же, о продолжении преобразований в сфере регулирования финансовых рынков»8.

В контексте центральной задачи восстановления экономического роста, в рамках российского председательства вероятнее всего ожидать, что в повестке дня появятся такие вопросы, как финансовое регулирование, «зеленый рост», климатические изменения, торговля, содействие развитию. Таким образом, количество тем в период российского председательства в «двадцатке», вероятно, будет значительно меньше, а качество принимаемых решений выше, тем более что ожидается проведение «инвентаризации всех обязательств, данных «двадцаткой» ранее».

Как будет развиваться соотношение сил в самой «двадцатке» между индустриально развитыми странами в рамках «семерки», странами БРИКС и другими быстро растущими экономиками? Для России неприемлемы попытки выделения из стран «двадцатки» какой-либо группы стран в качестве некого «центра управления». Как отмечал Д.А.Медведев, «мы выступаем за принятие четких «правил игры», которые обеспечили бы равноправное участие в деятельности «Группы двадцати» всех ее членов»9. Россия намерена продолжать курс на равноправное партнерство со всеми членами «двадцатки», сохраняя при этом высокий уровень координации со странами БРИКС по вопросам ее повестки дня.

Постановка вышеотмеченных и иных вопросов «двадцатки» периодически возникает на разных площадках, и их обсуждение может быть предметом внимания не только совещаний шерпов или рабочих групп, а может стать основой глубокого научного анализа исследовательских центров и институтов. Поэтому представляется очевидным привлечение к проработке тематики «двадцатки» академического и научного сообщества, которое может быть организовано в рамках «Научной двадцатки» (S-20), по аналогии с «Бизнес-двадцаткой» (B-20), первый саммит которой можно было бы провести в рамках российского председательства.

 

 

 1Aranda Lourdes. México y el G-20 // Foreign Affairs Latinoamérica. 2012. № 2. Р. 2.

 2M.de Lourdes Aranda Bezaury y B.Díaz Ceballos Parada. México y los Cambios en la Arquitectura Económica Internacional, Los grandes problemas de México, XII. Relaciones Internacionales, B.Torres y G.Vega, coordinadores, El Colegio de México, 2010. Р. 652-653.

 3Интервью министра иностранных дел России С.В.Лаврова РИА «Новости», 16 октября 2009 г.

 4См.: Школяр Н.А. Сделано в Мексике: нефть, текила и многое другое // Международная жизнь. 2010. № 4.

 5См.: Школяр Н.А. Пути формирования национального механизма содействия международному развитию // Международные банковские операции. 2012. №1.

 6Пресс-конференция Президента России В.В.Путина по итогам саммита «Группы двадцати» в Лос-Кабосе, Мексика // www.kremlin.ru

 7Интервью министра иностранных дел России С.В.Лаврова РИА «Новости», 16 октября 2009 г.

 8http://www.kremlin.ru/news/15698

 9Медведев Д.А. Страны БРИК: общие цели - общие действия // http://www.kremlin.ru/news/7443