События, получившие название «арабская весна», взволновали мировую общественность. Не оставил их без внимания и научный мир нашей страны. В чем причина этих, на первый взгляд неожиданных бурных событий? Каковы их последствия для стран, где они произошли? Как они повлияли и еще будут влиять на ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке? А на Европу, другие страны Азии и Африки, да и весь остальной мир? Попытка разобраться в этих сложнейших проблемах объединила специалистов разных научных направлений (арабистов, африканистов, исламоведов - историков, экономистов, политологов).

Не так давно вышел сборник под названием «Протестные движения в арабских странах»*.  (*Протестные движения в арабских странах: Предпосылки, особенности, перспективы. М., 2012. 128 с.)  В нем приняли участие более 30 ученых из различных научных и учебных учреждений России и из-за рубежа. Это люди, давно и профессионально занимающиеся проблемами ближневосточного мира. Добавим, что они не ограничиваются кабинетной работой. Одни, как М.Бакри, - непосредственные свидетели событий; другие - многократно выезжали в изучаемые страны и наблюдали их развитие в течение многих лет, знакомы с позицией местных политических деятелей из уст последних. Большой интерес представляет опубликованное в статье директора Института Африки РАН академика РАН А.М.Васильева интервью с одним из крупных функционеров «Братьев-мусульман» (с. 11-14).

Главные вопросы, обсуждаемые в статьях сборника, - многоаспектны. Это природа происходивших в мусульманском мире Ближнего Востока и Северной Африки движений; возможности распространения подобных движений во всем исламском мире (особенно в Африке южнее Сахары) и за его пределами; особенности и перспективы демократических процессов в этом регионе; сущность и будущее «нового ислама» и т.д.

Изучение причин подъема протестных движений привлекает практически всех авторов сборника. Наиболее полно они анализируются в статьях А.М.Васильева, Б.В.Долгова, В.И.Гусарова, А.В.Коротаева и Ю.В.Зинькиной, Л.М.Исаева. Все они на первое место ставят проблемы демографические (преобладание показателей рождаемости над смертностью, процентный рост молодежи в составе обществ: до 30-50% людей в возрасте 15-30 лет) и социально-экономические (невозможность экономики «догнать» рост численности населения, молодежная безработица и отсутствие перспектив). Но если В.И.Гусаров, например, считает их почти единственными, то большинство исследователей добавляют и другие аспекты. Так, А.Д.Саватеев подчеркивает появление социокультурных противоречий: стремление образованной молодежи следовать западной модели и сохранение традиционной морали (с. 46). Р.Г.Ланда напоминает о коррупции (с. 64). Другие авторы считают важнейшими причинами незавершенность многих социальных реформ (с. 70). В.В.Орлов отметил «идейно-политическую дряхлость и тупиковый характер идеологических режимов Египта, Туниса и Йемена», не проводивших решительных реформ в экономической и политической сферах (с. 55).

Такого рода явления типичны для обществ этого региона, но в последние десятилетия, и даже годы, появились и новые. Так, Б.В.Долгов отмечает повышение уровня образованности, более близкое знакомство (благодаря новым технологическим средствам массовой информации) с уровнем жизни в других странах, рост гражданского самосознания и стремление к демократическим свободам. Немаловажную роль играет и глобализация, когда, по мнению Э.Ф.Кисриева, утрачивается политический суверенитет и религиозная приверженность становится сильнее национальной, гражданской (с. 105). Пожалуй, лишь он отдает приоритет религиозной составляющей перед социально-экономической.

По мнению Л.М.Исаева, очень велико и влияние Интернета - социальных сетей «Твиттер», «Фейсбук» и др., - через которые давались советы по формам и способам протеста и тактике движений. Интернет, как видно на примере этих событий, стал новым средством мобилизации масс (кстати, это показали и московские массовые митинги, и шествия этого года). Но, по утверждению Л.М.Исаева, он обеспечивает «идеальные возможности» лишь для создания негативных социальных образов, но «едва ли может стать инструментом позитивного контента, который способствовал бы реальному улучшению ситуации в стране» (с. 46). Конечно, присутствовали иные внешние политические и экономические факторы, но они не играли значительной роли. Однако, по мнению Л.Л.Фитуни, их влияние на отдельные страны - минимальное, на регион - более важное, а на падение режимов - решающее (с. 76).

Большинство же авторов, не отрицая влияния внешнего фактора (как политического, так и экономического), основными причинами считают причины внутреннего характера. Ситуация в Марокко, проанализированная В.В.Орловым, - страны, не затронутой пожаром социальных взрывов, - показывает, что относительно успешная социальная политика, проводимая правительством признанного населением духовного лидера, доказывает справедливость этих утверждений (с. 53-56). Другой фактор стабильности страны, по мнению этого автора, - умение правительства сочетать традиционность и современность, а именно: «архаические черты монархии вкупе с парламентом и многопартийностью» (с. 54). В целом авторами сборника показана многогранность причин социальных взрывов.

Важное место в обсуждении проблемы занял вопрос о сущности произошедших событий. Одни авторы настаивают на использовании именно термина «революционные события» (А.М.Васильев, Э.Ф.Кисриев, Ю.Н.Винокуров и др.). Другие же сомневаются в его правомерности. Так, Р.Г.Ланда считает их «полуреволюцией», или «недореволюцией». Употребляются и термины «мятеж», «переворот», «антиавторитарные выступления», «бунт» (см., например, А.Д.Саватеев, с. 47). Е.И.Зеленев полагает, что эти движения не что иное, как смута, они традиционны, такая форма социального протеста существует уже много веков и является «элементом политической культуры исламского мира» (с. 62) и еще долго будет сохраняться именно в таком виде. Смутой называет их и А.Г.Сулейманян (с. 114), он считает, что эти типичные, традиционные формы протеста в будущем возможны и в «благополучных» странах (Иордании и др.).

Внимание авторов обращено и на такое явление, как «новый ислам», тесно связанный с появлением «новых войн». Таковыми, по мнению Э.Ф.Кисриева, являются практически все массовые, в том числе вооруженные столкновения в последние десятилетия. Главная их черта - борьба не между государствами, а внутри них между разными политическими и иными группировками (с. 107).

Хотя, как практически единодушно показывают авторы сборника, основными причинами являются социальные и экономические, однако роль духовной составляющей очень велика. Неслучайно победы добились силы, опирающиеся на верующих. Перед лицом глобализации возникли и крепнут поиски духовной опоры и как следствие - появление «нового ислама». Сама догматика ислама с понятием «садака» зиждится на принципе социальной справедливости. Но ныне на первый план выходит требование подлинной, реальной и быстрой ее реализации.

Однако современное понимание последователей «политического ислама» меняется и выходит за рамки собственно религиозного учения. Религиозные деятели входят в политику. Если ранее лозунгами были «Ислам - вот решение», «Коран - наша конституция», то теперь их заменили «Права человека - лозунги борьбы», «Свобода - вот цель» (с. 9). Этот подход очень привлекателен для масс. Такой «новый ислам» требует настоятельного серьезного изучения, причем не с точки зрения соответствия или нет «истинному» учению в русле теологических споров, а его роли в трансформации духовной культуры (с. 110 и далее).

Практически все авторы сборника размышляют над последствиями этих событий как для стран, в которых они происходили, так и для региона и за его пределами. В результате массовых протестных движений к власти пришли новые люди. Однако это не решило главных проблем. Нигде не произошло ни сущностных изменений, ни реформирования социально-экономической сферы. Это убедительно и подробно показал Абу Аль Хассан Махмуд Бакри на примере Египта (с. 73-75).

Более того, увеличился вывоз капитала, выросла эмиграция, теряются значительные доходы от иностранного туризма. Все это говорит о том, что вместо ожидаемой стабилизации заложена «бомба замедленного действия», утверждает Б.В.Долгов. Ему вторит А.А.Ткаченко. По его мнению, масштабы и глубина социальных, экономических и политических проблем «указывают на то, что реформы примут затяжной характер, период их проведения будет отличаться высокой степенью социальной напряженности» (с. 72).

Л.Л.Фитуни отмечает, что в регионе результатом событий стали ускорение социальной и политической динамики, нестабильность, ухудшение экономической ситуации, укрепление монархий Аравийского полуострова, а в глобальном смысле - расширение международных позиций «политического ислама» и возможное распространение «арабского примера» (с. 76).

Уже говорилось о том, что ожидаемы подобные вспышки социальной активности в других частях арабского мира. Проблема, на которую не часто обращают внимание, - окажут ли произошедшие события существенное влияние на иные мусульманские страны (с подавляющим большинством или немалой частью исламского населения). Малайзия, Индонезия и другие государства ЮВА и Южной Азии кажутся очень далекими географически и, видимо, поэтому остаются за рамками интересов исследователей. Гораздо ближе - страны Африки южнее Сахары. Их ближайшую судьбу в свете рассматриваемых проблем проанализировал Ю.Н.Винокуров (с. 90-96).

Он полагает, что в этом регионе с постоянной нестабильностью не стоит ожидать крупных вспышек, вызываемых именно влиянием североафриканских событий. По его мнению, прежде всего следует иметь в виду, что ни в одной стране этого региона ислам не является единственной системой веры в многоконфессиональных обществах. Особую роль продолжают играть традиционные верования (добавим, что и мусульмане Африки южнее Сахары не порывают с «религией отцов и предков», зачастую принятие ислама - лишь пленка на традиционной основе), и ислам нигде не является «стержнем общества» (с. 94).

Конфликты там не носят религиозного характера, проблема безработицы решается эмиграцией (как в соседние страны, так и в большей степени в страны Европы и Нового Света), коррупция воспринимается как элемент традиционного права, сельские жители, по-прежнему составляющие большинство населения этих стран, далеки от идей демократических прав и свобод (с. 95-96). Поэтому влияние «арабской весны» в этом регионе не может быть существенным.

В целом перед нами очень емкое изложение видения процесса ведущими исследователями нашей страны. Участники дискуссии и авторы сборника выявили сложность рассматриваемых процессов и их сущностной основы, показали как многоаспектность проблемы, так и сложность и комплексность причин, приведших к социальному взрыву сразу в нескольких странах. Они доказали, что без последовательных решений (долгих и трудных) новыми правительствами социально-экономических вопросов невозможна стабилизация положения. Можно согласиться с авторами сборника, что проблемы, породившие «арабскую весну», требуют междисциплинарного подхода, внимательного сбора и изучения всех фактов, а прогнозирование - немалого времени. Рецензируемая работа, несомненно, будет интересна и важна как для ученых (востоковедов, политологов, конфликтологов) и практиков, работающих внутри этих стран или с их гражданами, так и для всех читателей, неравнодушных к современной ситуации и в мире, и в нашей стране.