3 (15) МАЯ 1809 ГОДА по представлению министра иностранных дел Николая Петровича Румянцева императору Александру I была создана в рамках МИД Экспедиция консульских дел (департамент консульской службы). Экспедиция подчинялась непосредственно министру и состояла при его канцелярии. Руководители департаментов (подразделений) МИД назначались министром и утверждались императором. Первым руководителем Экспедиции был назначен опытный чиновник в торговых и консульских вопросах Борель.

После образования этого подразделения консульская и дипломатическая службы были официально объединены под флагом МИД России.

Вспоминая юбилейные вехи учреждения МИД России и создания Экспедиции консульских дел, стоит заметить, что сами по себе дипломатическая и консульская службы появились в различных формах на международной арене и в России гораздо раньше этих дат. К примеру, профессиональный праздник День дипломатического работника, отмечаемый 10 февраля начиная с 2003 года, исторически был определен возникновением в 1549 году Посольского приказа (учреждения), ведающего внешними сношениями. Руководителем Посольского приказа первый русский царь Иван IV Васильевич (Грозный) назначил Ивана Михайловича Висковатого, поручив ему принимать Грамоты, привезенные иностранными послами царю.

И.М.Висковатый встречался с иностранными послами, выезжал для переговоров в разные страны, готовил соглашения, приводил к присяге бояр, хранил тайный архив царя и царскую печать. При его содействии в 1554 году английскому Обществу торговли с Россией было предоставлено право иметь консула, наделенного властью судить и наказывать своих соотечественников. Иван Грозный в особой Грамоте, жалованной этому обществу, обещал оказывать содействие консулам, давать "необходимые для наказания [британских правонарушителей] орудия", освобождать всякого арестованного англичанина, за которого поручится консул.  Благодаря стараниям И.М.Висковатого с 1549  по 1559 год Москву посетили 32 иностранных посольства.

В XVII веке в России открылись консульства Дании (1625 г.), Швеции (1631 г.), Польши (1673 г.).

Стоит вспомнить и выезд 2 марта 1697 года Великого посольства из Москвы в Европу, насчитывающего около 250 человек, включая 80 дворян. В составе посольства был представлен весь цвет российской дипломатии. Под именем бомбардира Петра Михайлова инкогнито находился 23-летний царь Петр I, впервые отправившийся за границу. Обосновавшись в Амстердаме, посольство занялось изучением морского дела, кораблестроения и навигации, установлением знакомств с европейскими учеными.

Эта поездка в Европу дала мощный импульс развитию дипломатических и консульских отношений с Голландией, Австрией, Францией, Англией, Пруссией и другими государствами.

В период царствования Петра I и последующие годы сеть российских консульских учреждений за границей и иностранных консульств в России постоянно развивалась по мере расширения сферы торгово-экономических и политических отношений. С ростом числа российских консульских учреждений за границей возникла потребность в определении правовой базы их функций.

Права и обязанности консульских представителей России за рубежом были изложены в первом Консульском уставе, утвержденном императором Александром I 25 октября 1820 года.

Устав был составлен в значительной степени на основе французского законодательства. В нем были определены полномочия и обязанности российских консулов в торгово-экономической и юридической областях. В частности, при рассмотрении тяжб и споров между русскими подданными - моряками и купцами. На основании ст. 54 этого устава консул в случае возникновения "ссоры у шкипера со служителями или хозяином должен разбирать их сообразно с правилами, изложенными в Уставе мореходства (французском), изданном Людовиком XIV в 1681 году, впредь до издания Устава для Российского мореходства". Таким образом, была сделана первая попытка свести в один законодательный документ действующие ранее отдельные инструкции консулам при направлении их на место назначения.

В 1858 году был принят второй Консульский устав, в котором главным образом были изложены права и обязанности русских консулов в Европе и Америке.

В развитие предыдущего устава в уставе 1858 года более подробно излагались положения о судебной власти консулов, что имело в то время практическое значение для рассмотрения споров в сферах торговли и мореплавания.

Во второй половине XIX века с приходом 15 апреля 1856 года на пост министра иностранных дел России Александра Михайловича Горчакова, который он непрерывно занимал в течение 26 лет (до 28 марта 1882 г.), значительно возрастает роль внешней политики, совершенствуется структура МИД. Перед консульскими учреждениями за рубежом ставятся задачи осуществлять "покровительство в чужих краях русской торговли и вообще русским интересам", а также способствовать возвращению на Родину русских эмигрантов, выдавать пособия неимущим русским подданным за границей, содействовать иностранцам, желающим принять русское подданство. По существу, уже тогда А.М.Горчаков ратовал за консолидацию "русского мира".

В XIX и начале XX века, до Октябрьской революции 1917 года, продолжали активно развиваться консульские отношения с Европой, Азией, Северной и Южной Америкой, вносились изменения в юридические документы, регулирующие деятельность российских консулов.

С учетом роста влияния России в мире возникла необходимость более полного изложения правил деятельности русских консулов. В этих целях в 1893 году был принят новый Консульский устав, включающий 203 статьи.

В уставе впервые были подробно прописаны правила назначения нештатных (почетных) консулов России. Согласно ст. 6, нештатные консулы назначались штатными консулами в морских и речных портах подведомственного им округа с согласия российского дипломатического представительства (посольства, миссии), которому подчинялся штатный консул. Если посольство одобряло предложенную кандидатуру, оно входило с представлением в МИД об утверждении нештатного консула.

Нештатными консулами могли назначаться только лица, "пользовавшиеся уважением местных властей и жителей, и способные к исполнению консульских обязанностей". При подборе нештатного консула отдавалось предпочтение русским подданным или иностранцам, владеющим русским языком (ст. 7).

Кандидаты на должность нештатного (почетного) консула давали в письменной форме обязательство "исправлять должность без всякого притязания на жалованье или какое-либо возмездие", кроме определенного уставом (ст. 18 и 24). В соответствии с названными статьями нештатным консулам разрешалось собирать в свою пользу консульские пошлины по установленному тарифу, который был утвержден в МИД 8 июня 1893 года.

Устав 1893 года определил основные функции штатных и нештатных консулов. Согласно ст. 88, "консул должен стараться об усилении, облегчении и распространении торговых сношений своей страны с тою, в которой он имеет пребывание; с этой целью он должен представлять на рассмотрение Министерства иностранных дел все замечания и соображения относительно мореплавания и торговли, которые может извлечь из своих наблюдений и опыта во время возложенных на него обязанностей".

Согласно уставу, русские консулы, находясь в ведении МИД, в то же время были обязаны исполнять отдельные предписания Министерства финансов. Им следовало еженедельно сообщать в Министерство финансов сведения о существующих в месте их пребывания ценах "на товары и съестные припасы", а также о вексельном курсе и причинах его повышения или падения. "Консул должен был стараться разведовать о таковых причинах".

С 1898 года периодически стал издаваться "Сборник консульских донесений" (от 30 до 50 донесений за год), содержащих главным образом торговые и финансовые отчеты. Большинство консульских сообщений конфиденциального характера о внутриполитических событиях в иностранных государствах не публиковались, а поступали в государственные архивы.

Консульская служба становилась все более организованной, и ее сеть охватывала Европу, Америку, Азию и Ближний Восток.

В 1902 году, через 100 лет со дня образования МИД России, за рубежом работали 29 генеральных консульств, 39 вице-консульств, более 300 нештатных консульских учреждений.

С учетом значительного роста торговых и гуманитарных связей России с иностранными государствами и необходимости многим россиянам посещать заграницу в 1903 году был издан Устав "О паспортах заграничных".

В ст. 165 сформулировано основное правило для желающих получить загранпаспорт: каждый намеревающийся отбыть за границу русский подданный, кто бы и какого бы звания ни был, обязан подать прошение местному генерал-губернатору, губернатору или градоначальнику по принадлежности и представить от полиции свидетельство, удостоверяющее, что никакого законного препятствия к отъезду его нет. Прошение губернатору оплачивалось гербовой маркой ценой в 75 копеек. Заявление в полицию - 1 руб. 50 коп. Паспортный сбор - 15 рублей. Государственные  служащие получали паспорта бесплатно, для купцов паспорта стоили 5 руб. 50 коп., для детей, не достигших 10-летнего возраста, - 50 копеек. Срок действия загранпаспортов - пять лет со дня выезда за границу (в настоящее время - со дня выдачи паспорта).

Важную роль в формировании института консульской службы сыграли заключенные Россией с другими странами двусторонние консульские конвенции и соглашения, в которых получили дальнейшее развитие положения международного консульского права о привилегиях, льготах и правах, предоставляемых консулам.

К примеру, консульские конвенции были заключены  Россией с Францией (20 марта) и Германией (26 ноября) в 1874 году, с Италией - 16 апреля 1875 года. В них оговаривалось взаимное право сторон назначать генеральных консулов, консулов, вице-консулов или консульских агентов в согласованные округа. Было внесено положение о "закрытых территориях": "При сем, однако, каждая из сторон удерживает за собой право определять местности, в которых она признает соответственным не допускать консульские учреждения, с тем только, чтобы таковое ограничение равномерно применялось ко всем государствам".

Консульская тематика отражалась и в межгосударственных трактатах о торговле и мореплавании, которые активно заключались Россией в XIX и начале XX века.

Заключенные Россией в ХIХ веке двусторонние консульские конвенции и соглашения, трактаты о торговле и мореплавании, а также консульские уставы России стали элементами в формировании консульского права в системе Международного публичного права, подготовке универсальных правовых документов о консульских сношениях.

Во второй половине ХIХ и начале ХХ века в России вырабатываются правила поступления на консульскую службу.

МИД России в соответствии с действующими в то время законодательными актами определил перечень требований к кандидатам, желающим поступить на дипломатическую и консульскую службу. В частности, для допуска к консульскому экзамену нужно было предъявить диплом об окончании Александровского лицея или Училища правоведения, либо об окончании университетского курса по юридическому факультету. Для всех кандидатов требовалось знание французского языка (устно и письменно), для работы на Востоке - знание восточных языков, которые преподавались в Лазаревском институте в Москве, на отделении при Первом департаменте МИД и филологическом факультете Сибирского университета. Экзамены сдавались по политической экономии и консульскому праву, истории, географии и статистике. Придавалось важное значение совершенному владению русским языком и умению правильно излагать свои мысли, писать хорошим почерком.

Некоторые ограничения для дипломатических и консульских сотрудников существовали относительно их вступления в брак. Циркуляр 1857 года по МИД запрещал, согласно царскому повелению, браки дипломатических и консульских чиновников, "не представивших удостоверение о том, что они сами или их невесты обладают достаточным имуществом для приличной семейной жизни". Другой циркуляр по МИД (1908 г.) обязывал сотрудников подавать ходатайства о вступлении в брак руководителям посольств и консульств, указывая "точные сведения об общественном, семейном и материальном положении их невест".

Право назначать российских консулов принадлежало царю, как и в других монархиях. Сообщение о назначении консула публиковалось в "Правительственном вестнике" в виде "Высочайшего повеления". После чего консул получал от правительства акт о назначении - патент, составлявшийся на русском языке с переводом на язык той страны, куда консул назначался, или на французском языке, общепринятом в то время в международных отношениях. После получения экзекватуры (согласия) государства пребывания консул приносил присягу царю, а затем приступал к своим обязанностям.

Если консул был назначен на ранее существовавший пост, то он прежде всего принимал канцелярию и архив консульства от предшественника, который вместе с вновь назначенным консулом составлял "подробную опись по всем бумагам и делам консульства и снимал с нее 3 копии за обоюдным подписанием": одна копия отсылалась в МИД, вторая - оставалась в архиве консульства, а третья - оставлялась сменившемуся консулу (ст. 19 Консульского устава 1893 г.).

Консулы в России делились на четыре разряда, или ранга, образуя таким образом консульскую иерархию:

  • генеральные консулы;
  • консулы;
  • вице-консулы;
  • секретари.

Консульская иерархия регулировалась только российским Консульским уставом, международные договоры в то время этого не касались.

В 1903 году выходит очередной Консульский устав, которому суждено было стать последним в царской России. Устав опубликовали в 1904 году в Своде законов Российской империи (том ХI, часть 2), составленном повелением государя императора Николая Первого.

Устав состоял из двух разделов: общего,  для российских консулов, и свода особых правил для российских миссий и консульств в Персии, Турции, Китае, Японии и Корее. Всего девять глав, включающих 190 статей.

Согласно ст. 1, генеральные консулы, консулы и вице-консулы (далее - консулы) обязаны заботиться во вверенных им округах о выгодах российской торговли и мореплавания.

Консул удостоверяет законность всех актов, совершаемых российскими подданными в его округе. В случае взаимного согласия подданных разбирает в качестве третейского судьи возникшие между ними споры (ст. 2).

Устав главным образом определил функции консулов в осуществлении защиты интересов России и ее подданных в торговле, мореплавании (военные и торговые суда), а также по наблюдению за пребыванием россиян за границей. Ст. 90 гласит: "Консул обязан блюсти, чтобы честь русского имени была всегда поддерживаема". В обязанности консула входил контроль за точным выполнением россиянами обязательств перед торговыми партнерами и их поведением, которое "не должно наносить ущерб России". В то же время консулу, состоящему на действительной службе, "запрещалось принимать прямое или косвенное участие в каком бы то ни было торговом деле" (ст. 3).

К уставу прилагался Тариф консульских пошлин, а ст. 110 устава устанавливала, что сумма всех консульских сборов поступает в государственный доход. Тариф был тщательно разработан, учитывал все аспекты консульских функций. За составление морского протеста взималась пошлина в сумме 7 руб. 50 коп., за хранение в консульстве "духовного завещания в запечатанном пакете" - 15 руб., за свидетельство о рождении, бракосочетании и т.д. - 3 руб. С русских коммерческих судов, проходящих через Константинопольский пролив, взимались особые сборы на содержание русского госпиталя в Константинополе, состоящего под патронатом российского посольства. В тарифе означено - 3 коп. за 1 ласт (устаревшая мера вместимости судна, равная двум регистровым тоннам).

Во втором разделе устава в ст. 145 указывалось: каждый российский подданный должен был лично стать на учет в российской миссии (посольстве) или консульстве, представив паспорт и объяснив цели своего путешествия и дела, а потом посетить старейшин Российского купеческого общества.

Российским подданным, находящимся в городах, где имеются российские миссии и консульства, "не позволяется в спорных делах между собой искать суда у местных начальств" (ст. 176).

Устав 1903 года обобщал и дополнял функции, права и обязанности российских консулов, содержащиеся в ранее принятых уставах. В нем определенно зафиксирована подчиненность консульств российским посольствам.

В системе МИД Российской империи случаи перехода дипломатов на консульскую службу и консулов на дипломатическую были не редки, однако в целом существовал некоторый приоритет дипломатической службы перед консульской, что объяснялось укоренившимися представлениями о "вспомогательности" функции консулов по отношению к дипломатам. Согласно Уставу "О службе по определению от правительства" (государственная служба), гражданские должности делились на 14 классов. "По чинопроизводству Генеральному консулу присваивался 5-й класс (соответствовал классу I секретаря посольства), консулу - 6-й класс (соответствовал классу II секретаря посольства).

Известен и разный подход к форменной одежде дипломатических и консульских сотрудников. Согласно ст. 975 упомянутого устава и ст. 118 "Положения о форменной одежде гражданских чиновников", генеральные консулы, консулы и вице-консулы "носят полукафтан темно-зеленого сукна с вишневым бархатным воротником и обшлагами; подкладка шелковая, саржевая вишневого цвета и выпушка по бортам полукафтана того же цвета; шитье золотое; пуговицы золоченые с изображением государственного герба. Трехугольная шляпа при полукафтане с золотыми кистями и шнурки на оной золотые, и темляки на шпагах золотые".

На Востоке генеральным консулам, консулам и вице-консулам вместо консульского полукафтана был присвоен дипломатический мундир МИД, сшитый из сукна темно-зеленого цвета с красным суконным воротником и обшлагами, с серебряным шитьем и белыми матовыми пуговицами с изображением государственного герба. Подкладка мундира черная.

Со временем консульская и дипломатическая форма была несколько раз изменена. Современная форменная одежда в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 799 введена только для дипломатов, в том числе работающих на консульских постах, имеющих ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла и Чрезвычайного и Полномочного Посланника I и II классов. Основные элементы форменной одежды: пиджак черный двубортный шерстяной с позолоченными гербовыми пуговицами и золотым шитьем на воротнике и обшлагах рукавов. На переднем плане воротника (на лацканах) помещены у послов - вышитый герб России, у посланников  I и II классов - три и две вышитых звезды соотвественно, брюки черные шерстяные, рубашка - белая, галстук - серый. Для дипломатов, имеющих указанные ранги, работающих в странах с жарким климатом, предусмотрена форменная одежда светло-песочного цвета (тропический вариант).

Форменная одежда имеет исключительно представительский характер и используется только для официальных дипломатических протокольных мероприятий.

Подводя некоторые итоги представленного экскурса в историю становления консульской службы царской России, можно определенно сказать, что в начале XX века сеть российских консульских учреждений была достаточно распространенной в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, на Ближнем Востоке и частично в Африке.

Консульские уставы 1820, 1858, 1893 и 1903 годов отвечали внутренним потребностям России в развитии торгово-экономических, политических и гуманитарных отношений с развитыми странами мира, были нацелены на защиту интересов империи и ее подданных.

Содержание упомянутых уставов соответствовало общепринятым международным нормам консульских отношений, о чем свидетельствует содержание двусторонних консульских конвенций, заключенных Россией в ХIХ веке. Консульские учреждения за рубежом вели учет россиян, проживающих в иностранных государствах, поддерживали с ними постоянные контакты.

Структура центрального аппарата МИД постоянно совершенствовалась, в том числе и на консульском направлении. Накануне Октябрьской революции 1917 года Временное правительство России приняло Постановление (14 марта 1917 г.) об изменениях в Положении о МИД и структуре центрального аппарата.

Дела, относящиеся к консульской службе, были сконцентрированы во вновь созданном департаменте, который именовался "Консульский и распорядительный".

После Октябрьской революции был образован Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД) во главе с Л.Д.Троцким. 13 марта 1918 года Г.В.Чичерин был назначен исполняющим обязанности наркома по иностранным делам, а 30 мая этого же года возглавил НКИД РСФСР, оставаясь его руководителем до 21 июля 1930 года. Работать с советской властью согласилась лишь незначительная часть сотрудников министерства и загранаппарата, большинство штатных консульств за рубежом перестало существовать, был упразднен институт нештатных консулов. Приказом от 29 (16) ноября 1917 года Советское правительство уволило тех работников МИД царской России, кто не желал сотрудничать с советской властью.

Предстояло вновь сформировать консульскую службу. Ее функции определялись декретом Совета народных комиссаров (СНК) от 18 октября 1918 года "Об организации консульств". Первыми открываются консульства РСФСР в Германии, Китае и Монголии.

НКИД РСФСР имел право назначать своих уполномоченных в районы важнейших морских портов и места значительного сосредоточения иностранцев (Петроград, Мурманск, Архангельск, Севастополь, Одесса, Новороссийск, Ташкент, Иркутск, Находка, Владивосток). 24 января 1922 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение об уполномоченных НКИД на территории РСФСР.  Они подчинялись исключительно директивам Центра. Так было положено начало формирования института представительств МИД СССР (Российской Федерации) на своей территории. Кстати, стоит сказать, что дипагенты МИД царской России также направлялись для работы в губернии.

После становления МИД союзных республик ряд дипагентств был ликвидирован. К концу 1980-х годов на территории страны дипагентства, выполняющие и консульские функции, работали в городах Батуми, Ленинграде, Находке, Одессе и Сыктывкаре.

В марте 1992-го, а затем в августе 1994 года распоряжениями Президента России было разрешено МИД открыть соответственно 20 и до 40 представительств на территории Российской Федерации. В настоящее время 38 таких учреждений действуют на территории России. Они поддерживают контакты с иностранными консульствами, выполняют важные функции на консульском направлении, оказывают профессиональную помощь местным администрациям в налаживании и поддержании торгово-экономических и гуманитарных связей с иностранными партнерами. Они же контролируют выполнение Указа Президента РФ от 12 марта 1996 года № 375 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".

После принятия в 1923 году "Положения о НКИД СССР" начинается работа по созданию аппарата советской консульской службы. В 1925 году СССР устанавливает дипломатические отношения с 22 странами, формируются консульские отделы посольств.

Советское правительство предпринимает шаги по созданию юридической базы деятельности консульской службы. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 января 1926 года утвержден первый Консульский устав СССР, состоящий из семи разделов и 138 статей. Согласно уставу, советские консульские учреждения имеют своей целью охрану и защиту экономических и правовых интересов СССР и союзных республик, а также юридических лиц и граждан СССР. Основные функции советских консулов становятся в основном административными, а не юридическими в сфере торговли и мореплавания, как было ранее. Определены два вида советских консульских учреждений за границей - консульские отделы при дипломатических представительствах и самостоятельные консульские учреждения - генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.

Консульские функции в рамках НКИД выполнялись консульским отделением Экономическо-правового отдела (1922-1928 гг.).

Приказом № 87 от 31 августа 1929 года, подписанным временно исполняющим обязанности наркома по иностранным делам М.М. Литвиновым, в системе НКИД был образован самостоятельный Консульский отдел.

На Консульский отдел возлагаются следующие задачи:

  • исполнение по НКИД всей консульской работы;
  • общее организационное руководство консульской работой на местах.

В приказе подробно расписаны функции Консульского отдела (КО) во взаимодействии с Экономическо-правовым отделом (ЭПО), с соответствующими политотделами и Управлением делами (УД). В частности, общее руководство консульской отчетностью находилось в Консульском отделе. Консульские отчеты посылались в НКИД в трех экземплярах - КО, ЭПО и соответствующий политотдел. При этом каждый из этих отделов решал затронутые в отчетах вопросы по принадлежности, согласовывая взаимоприемлемые меры.

Вопросы назначения, перемещения или увольнения консулов согласовывались между УД и КО до вынесения их на заседание Коллегии НКИД. Вся переписка по вопросам финансирования консульств велась через УД. Смета на содержание консульств составлялась с участием КО.

В советский период постепенно возрастает роль консульской службы, становится обычной взаимная ротация дипломатических и консульских сотрудников в центре и загранучреждениях. Им на равных правах присваиваются дипломатические ранги, установленные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 года. В марте 1946 года название НКИД заменено на Министерство иностранных дел СССР. В результате победы Советского Союза в Великой Отечественной войне произошло значительное укрепление международного престижа СССР, который в мае 1945 года имел дипломатические отношения с 41 страной. Расширялась сеть консульских учреждений за границей.

На 1 января 1970 года за границей функционировало 131 советское консульское учреждение, из них:

  • консульских отделов - 92;
  • генеральных консульств - 24;
  • консульств - 13;
  • консульских агентств - 2.

При разработке Консульского устава СССР, утвержденного 25 июня 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, были учтены изменения в советском законодательстве, положения консульских конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, в частности Консульской конвенции между правительствами СССР и США (подписана 1 июня 1964 г., вступила в силу 13 июня 1968 г.) а также Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года (СССР присоединился к конвенции в 1989 г.) Таким образом, происходит постепенная интеграция консульского права СССР с международными нормами и практикой деятельности консульских учреждений.

Консульский устав 1976 года, который остается действующим и по сей день, включает девять разделов, 21 главу и 99 статей.

Согласно ст.1, консульские учреждения защищают за границей права и интересы государства, его юридических лиц и граждан. Содействуют развитию дружественных отношений с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных связей и туризма.

Порядок назначения консула, определенный уставом, во многом совпадает с соответствующими положениями Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года.

В уставе в отличие от Венской конвенции зафиксированы более четкие функции консула. Так, ст. 21 обязывает консула не реже одного раза в год производить объезд своего консульского округа. А в ст. 23 прямо сказано, что консул обязан принимать как письменные, так и устные заявления от юридических лиц и граждан СССР.

Консул ведет учет постоянно проживающих и временно находящихся в его консульском округе граждан СССР (ст. 25). Распоряжения консула по вопросам, касающимся правил пребывания граждан за границей, имеют для них обязательную силу (ст. 27).

Хочу заметить, что с образованием новой России граждане нашей страны регистрируются в консульских учреждениях за рубежом добровольно, по их усмотрению. Практически регистрируются те граждане, которые проживают постоянно в иностранном государстве, вернее сказать, какая-то их часть, а находящиеся временно (туристы, бизнесмены и другие), к сожалению, не отмечаются в консульствах, поэтому и контроль за их пребыванием за границей практически не осуществляется. Ежегодно за границу выезжает более 10 млн. российских граждан, а если посчитать число их поездок, то в 2008 году оно составило 30 млн. выездов. Постоянно проживают за рубежом (по регистрации в консульствах) 1,5 млн. человек. Помимо этого, только в странах СНГ проживают около 25 млн. наших соотечественников, не имеющих российского гражданства.

В случае стихийных бедствий, массовых беспорядков и в других критических ситуациях (катастрофы самолетов, ДТП, захват заложников и т.д.) сотрудники российских консульских учреждений принимают все необходимые меры для спасения наших граждан, для организации их эвакуации на родину.

Уставом 1976 года восстановлено право назначения нештатных (почетных) консулов за рубежом (ст. 97-99). Начиная с 1992 года этот институт активно развивается. На 1 января 2009 года 84 почетных консула Российской Федерации работают за рубежом, на территории России находятся 80 иностранных нештатных консулов.

Штатные консульские учреждения России за границей открыты в 234 пунктах. Из них:

  • консульских отделов посольств - 141;
  • генеральных консульств - 84;
  • консульств - 4;
  • канцелярий посольств - 2;
  • отделение консульского отдела - 1;
  • два представительства: при Палестинской национальной администрации и Московско-Тайбейской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству.

Безусловно, Консульский устав 1976 года во многом не соответствует Конституции и законодательству современной России, в частности Положению о консульском учреждении РФ, утвержденному Указом Президента России №1330 от 5 ноября 1998 года, другим документам, принятым после 1992 года.

В этой связи образованный в начале 1990-х годов Департамент консульской службы МИД России, а затем с 2004 года - Консульский департамент МИД совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России и другими ведомствами занимается разработкой нового Консульского устава Российской Федерации, текст которого находится на рассмотрении (февраль 2009 г.) в Министерстве юстиции России.

 В последнее время Консульский департамент проделал значительный объем работы по разработке и применению на практике 14 административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления услуг) учреждениями, входящими в систему МИД России. Шесть из них уже оформлены приказом по МИД и зарегистрированы в Министерстве юстиции России, то есть находятся на исполнении в консульских учреждениях за рубежом и Центре. К примеру, вступили в силу Административные регламенты о государственной функции по вопросам гражданства; по государственной регистрации актов гражданского состояния; по оформлению приглашений иностранным гражданам и выдаче им виз.

Полезная работа проделана Консульским департаментом и консульствами за рубежом по заключению соглашений об упрощенном порядке оформления виз либо о безвизовом режиме. Соглашения подписаны с 93 государствами. В настоящее время по общегражданским заграничным паспортам (ОЗП) граждане России могут выезжать в ряд стран без виз, что дает возможность проще планировать свои зарубежные поездки, освобождает от лишних бюрократических процедур.

Отмечая 200-летний юбилей Консульского департамента, справедливо сказать добрые слова в адрес всех сотрудников консульских учреждений за рубежом, в представительствах МИД на территории России, в адрес профессионально подготовленного коллектива Консульского департамента МИД (160 дипломатов и 95 административно-технических работников), пожелать им доброго здоровья, выдержки и такта на службе во имя граждан России, во имя престижа нашей Родины.