Кризис в Сирии остается одним из наиболее важных элементов политики на Ближнем Востоке, а также глобальных политических процессов. Здесь фокусируется внимание мировых держав - ведущих стран НАТО, России, Китая и региональных центров силы - Турции, Ирана, Израиля, монархий Персидского залива, а также соседних с Сирией арабских стран.
Сирийский кризис можно квалифицировать как часть «арабской весны», но очень специфическую. В Тунисе, Египте и Йемене причинами социального взрыва, каковым, по сути, являлась «арабская весна», были внутренние факторы, а именно: обострение социально-экономического кризиса, коррупция и непотизм правившей десятки лет властной элиты, отсутствие реальных демократических свобод. Что же касается Сирии, то там при наличии, хотя и в гораздо меньшей степени, внутренних проблем главными причинами продолжающегося противостояния властей с оппозицией являются внешние факторы. То есть поддержка оппозиции теми внешними силами, которые пытаются использовать «сирийскую весну» для реализации своих стратегических целей.
Социально-экономическая ситуация в Сирии отличается в лучшую сторону по сравнению с Тунисом и Египтом, где имел место системный кризис. По данным МВФ на 2010 год, ВВП на душу населения в Сирии составляет 4800 долларов, прирост ВВП - 2,3%. Хотя уровень безработицы достаточно высок - 20%, а среди молодежи - до 30%, тем не менее он ниже, чем в Тунисе и Египте, где безработица среди молодых людей до 30 лет достигала 50%. В Египте к тому же, как подтвердил на пресс-коференции в Москве в июле 2012 года посол Египта, 40% населения жило менее, чем на 2 доллара в день. При этом можно отметить, что уровень безработицы в 24% в 2012 году был отмечен в такой достаточно развитой стране - члене ЕС, как Испания. В Сирии к тому же гораздо ниже, чем в Тунисе и особенно Египте, процент безработных дипломированных специалистов. Достаточно высок образовательный уровень сирийского общества - процент грамотных среди лиц старше 15 лет достигает 86% (для мужчин) и 73,6% (для женщин). Продолжительность жизни составляет 70 лет. Инфляция колеблется в пределах 2%.
Таким образом, ситуацию в Сирии нельзя определить как внутренний социально-экономический и политический кризис. Наряду с этим можно напомнить, что после прихода к власти в Сирии в 1970 году левого крыла Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ) в соответствии с ее доктриной (Сирия была провозглашена «социалистическим народно-демократическим государством») проводились мероприятия, направленные на улучшение социально-экономической ситуации в стране. Так, например, было введено бесплатное образование и медицинское обслуживание, проведена аграрная реформа, в результате которой возрос материальный достаток крестьян, составлявших на тот период большинство населения, был установлен достаточно приемлемый уровень цен на продукты питания и предметы первой необходимости. Один из членов ПАСВ, являющийся депутатом парламента, рассказывал автору этих строк, что родился в бедной многодетной крестьянской семье. Только благодаря социально-экономическим реформам ПАСВ, изменившим жизнь в Сирии, он прошел путь от крестьянина до парламентария.
Вместе с тем очевидно, что положение, при котором одна политическая или этноконфессиональная группировка стоит у власти десятки лет и пользуется всеми властными привилегиями, естественно способствует развитию коррупции, непотизму, злоупотреблениям властных структур, а также отрыву и неспособности власть имущих видеть насущные интересы общества.
В то же время нельзя согласиться с утверждениями некоторых экспертов о том, что в сирийском руководстве полностью доминируют представители алавитской общины. Это не так. Например, в офицерский корпус был открыт доступ всем конфессиям, ярким примером чему был министр обороны генерал Дауд Раджха, являвшийся христианином. Второй пример - нынешний руководитель корпункта САНА (Сирийского агентства новостей) в Москве, являющийся курдом.
Необходимо признать, что в последние годы сирийское руководство пыталось решать назревающие в обществе проблемы. Речь идет о шагах по демократизации экономической и общественно-политической жизни, предпринимавшихся руководством Башара Асада в начале 2000-х годов и получивших название «сирийская весна». Тогда по инициативе молодого Президента Б.Асада, избранного на высший государственный пост в 2000 году после смерти его отца Хафеза Асада, была провозглашена политика «открытости и гласности», направленная на демократизацию политической жизни. Были предприняты также ряд мер по проведению рыночных реформ, которые дали импульс для оживления частного бизнеса в экономической и финансово-банковской сферах. В то же время стимулирование свободного рынка наряду с определенным положительным эффектом имело и свои негативные результаты, а именно: рост безработицы, повышение цен, расслоение общества, что вело к усилению социальной напряженности.
На волне политики открытости в Сирии стали появляться независимые общественно-политические организации - форумы национального диалога. Всего в Сирии в начале 2000-х годов было создано более 20 форумов, в которых участвовали сотни представителей сирийской интеллигенции, в основном творческой и гуманитарной. Такие руководители форумов, как Рияд Турк и Рияд Сейф, стоявшие на либерально-демократических позициях, пытались превратить их в политические партии. Участники форумов писали петиции и воззвания к властям с требованием дальнейшей демократизации, как, например, известная «Петиция 99», которые публиковались за пределами Сирии.
Свои форумы создавали и общественно-политические деятели, исповедовавшие левые и социалистические идеи. Так, например, Халиль Матук, разделявший позиции сирийских коммунистов, сформировал «Форум культуры и прав человека». В свою очередь, представители курдской общины стали заявлять о необходимости предоставления им больших прав. Оживились также сирийские «Братья-мусульмане», деятельность которых была запрещена после организации ими в 1982 году в г. Хама вооруженного мятежа. В 2002 году они провели свой съезд в Лондоне и опубликовали воззвание, призывающее к политической борьбе. В США бизнесмены сирийского происхождения Фарик Аль-Гадири и Абдель Азиз Муфлат пытались создать политическую оппозицию и противопоставить ее сирийским властям. Ими были созданы две политические партии - «Сирийская партия реформы» в 2003 году и «Национально-демократическая партия возрождения» в 2005 году1. Однако все эти организации не пользовались какой-либо массовой поддержкой, поскольку их идеологическая платформа - ни либерально-демократическая, ни левая, ни исламистская - не имела значительного влияния в сирийском обществе.
В независимых форумах началась также острая критика периода правления Президента Хафеза Асада, что было неприемлемо для Башара Асада. В ответ на петиции оппозиции он заявлял, что «Сирия пойдет по пути поэтапных реформ и демократизации, но не будет выполнять требования отдельных лиц, не представляющих мнение большинства народа». Таким образом, «сирийская весна» начала 2000-х годов не получила дальнейшего развития, чему способствовала позиция представителей «старой гвардии» сирийского правительства. Сирийское руководство опасалось также, что ускоренное проведение радикальных реформ может привести к дестабилизации режима и распаду Сирии, что к тому времени продемонстрировали на своем опыте СССР, Чехословакия и Югославия.
Протестные акции в Сирии, в известной мере стимулированные «арабской весной», начались в марте 2011 года с демонстраций против произвола полиции в небольшом городе Дараа (50 тыс. жителей), расположенном на границе с Иорданией и Израилем. Они распространились на другие города, где манифестанты требовали улучшения условий жизни и социально-экономических реформ. Вскоре выступления переросли в столкновения с силами правопорядка и призывы к свержению правящего режима. Президент Б.Асад объявил о предстоящем проведении реформ в социально-экономической и политической сфере. Затем в Дамаске и ряде других крупных городов Сирии прошли митинги и демонстрации в поддержку руководства Б.Асада. Однако антиправительственные манифестации и столкновения с полицией продолжались и принимали все более ожесточенный характер. Причем наиболее непримиримое противостояние с силами правопорядка происходило в тех городах (Хаме, Хомсе, Джиср аш-Шухуре), где изначально были представлены оппозиционные, прежде всего исламистские, силы, которым активно оказывалась помощь из-за рубежа, в том числе в создании вооруженных антиправительственных группировок.
Рассматривая развитие сирийского кризиса с марта 2011 года до второй половины 2012 года, необходимо отметить ряд тенденций. Во-первых, стремление руководства Б.Асада провести в кратчайшие сроки политические реформы, которые требовали от него в начале кризиса оппозиция и страны Запада. Во-вторых, с одной стороны, активизация вооруженных антиправительственных группировок на территории Сирии, и с другой - усиление поддержки большей частью населения Президента Башара Асада. В-третьих, расширение вмешательства в сирийский кризис внешних акторов и разрастание внутрисирийского кризиса до масштаба регионального и даже глобального.
В Сирии в настоящее время реализуется предложенный руководством страны план демократизации общественно-политической жизни. В последние месяцы приняты новые законы о всеобщих выборах, СМИ, местном самоуправлении, политических партиях. Идет активный процесс их создания. Так, к середине 2012 года официально зарегистрировано около десяти новых партий. Необходимо отметить, что в соответствии с действовавшей до марта 2012 года Конституцией в Сирии формально существовала многопартийная система и в парламенте были представлены семь политических партий. Однако в соответствии со статьей 8 данной Конституции руководящая роль принадлежала правящей ПАСВ.
По новому закону в Сирии в декабре 2011 года прошли выборы в местные органы власти. Однако в связи с угрозой терроризма в них приняли участие, как подтвердили представители ПАСВ, лишь 42% избирателей. Тем не менее местные органы власти были избраны и приступили к работе. Также на основе нового закона создаются новые СМИ наряду с уже действующими 20 телеканалами, 15 радиостанциями и 30 газетами. 26 февраля 2012 года в Сирии прошел референдум по проекту новой конституции, за одобрение которой высказались 89,4% проголосовавших. В ней упразднена статья о руководящей роли партии ПАСВ и имеются все элементы демократического государственно-политического устройства. 7 мая 2012 года в Сирии прошли парламентские выборы на основе новой Конституции. Их официальные результаты были объявлены 15 мая 2012 года в связи с перевыборами, проходившими в пригороде Дамаска (Риф Дамаск) по причине некоторых нарушений, выявленных в ходе голосования.
Выборы явились продолжением программы демократизации общественно-политической жизни, выдвинутой Президентом Б.Асадом. Это были первые выборы на многопартийной основе, в которых ПАСВ участвовала на равных правах с другими партиями. На 250 мест в парламенте (Народном совете) претендовали около 7 тыс. кандидатов. 127 мест в парламенте, согласно Конституции, предназначено для представителей рабочих и крестьян. В выборах приняли участие 12 различных политических партий, в том числе новые, сформированные на основе закона о многопартийности, принятом в 2011 году. Наибольшей поддержкой избирателей пользовались ПАСВ и ее союзники-партии, входящие в коалицию «Народный фронт за национальное единство». Из 250 избранных депутатов 209 являются вновь избранными и среди них 30 женщин. Явка избирателей, несмотря на призыв зарубежной оппозиции к бойкоту выборов, составила 51,26%2. На основе результатов парламентских выборов часть лидеров внутренней (патриотической) оппозиции вошла в состав нового сирийского правительства, сформированного в июне 2012 года. Так, например, Кадри Джамиль, председатель партии «Народная воля», отражающей левую идеологию, стал министром торговли, а теперь и вице-премьером.
Что касается сирийской оппозиции, то она делится на внутреннюю, или патриотическую, как себя называют ее представители, готовую на диалог с властями, и внешнюю, провозглашающую свержение правящего режима своим главным лозунгом. В настоящее время патриотическая оппозиция представлена целым рядом партий различного политического спектра. Условно их можно разделить на демократически-либеральные, левые и отражающие интересы курдской общины. Наиболее влиятельной партией демократического направления является старейшая Национальная социальная партия (НСП), основанная в 1932 году. Как заявил Илия Саман, член политбюро НСП, ее программа более консервативна по сравнению с программой ПАСВ. Тем не менее между двумя партиями нет принципиальных разногласий. По его мнению, главным дестабилизирующим фактором в Сирии является политика США, Франции и Англии, действующих в интересах Израиля и имеющих целью разделить Сирию на пять государственных образований по религиозному и этническому признаку. Таким образом, по его мнению, можно будет признать и оправдать существование Израиля, как «еврейского государства», о чем заявляют его руководители.
В то же время Саман, уроженец города Хомса, признал, что в последнее время в Сирии проявляется опасная тенденция - возникновение очагов межконфессионального противостояния, что имеет место, в частности, в Хомсе между жителями алавитских и суннитских кварталов. Наряду с этим террористические группировки пытаются намеренно разжечь межконфессиональное противостояние, осуществляя убийства и похищения людей в суннитских районах, обвиняя в этом алавитов.
Одним из представителей либеральной оппозиции является зарегистрированное в январе 2012 года Светское демократическое социальное движение. Оно возглавляется сирийским интеллектуалом, писателем и переводчиком Набилем Фейсалом. Он - ярый противник исламского фундаментализма, сторонник либеральной демократии. Цель его движения, как заявил он в беседе с автором - «превратить Сирию в ближневосточную Данию».
Наиболее влиятельной составляющей левого направления патриотической оппозиции является Комитет по объединению сирийских коммунистов, недавно сменивший название на партию «Народная воля». Ее возглавляет упоминавшийся выше Кадри Джамиль, видный сирийский экономист, профессор Дамасского университета. Он представлял оппозицию в комитете по созданию новой сирийской конституции. Кадри Джамиль считает, что единственный путь выхода из кризиса - это национальный диалог. При этом необходимо «очищение режима от тех, кто не заинтересован в проведении реформ, а также очищение оппозиции от деструктивных элементов». По его мнению, правящая партия - ПАСВ при наличии у нее политической воли «способна адаптироваться к новым политическим условиям и сыграть позитивную роль в реформировании страны»3.
Значительной силой оппозиции в Сирии, с которой имеет контакты «Народная воля», являются также координационные комитеты. Это движение, представленное сирийским Национальным координационным комитетом за демократические перемены, представляет собой одну из наиболее влиятельных сирийских оппозиционных группировок, действующих как внутри Сирии, так и имеющих представительства за рубежом. Оно включает в себя 13, в основном светских, демократически ориентированных политических партий, три курдские партии и независимых активистов. Его возглавляют известные сирийские общественные деятели и правозащитники Хасан Абдель Азим и Исам Манаа. Комитеты представляют нечто вроде российских ревкомов, возникших после Февральской революции 1917 года. С одной стороны, они организуют демонстрации с требованиями конкретных реформ для улучшения условий жизни, при этом иногда вступают в столкновения с органами правопорядка. С другой стороны, выступают в качестве органов самообороны, зачастую имея оружие и защищая свои кварталы от нападений антиправительственных вооруженных группировок, в частности от так называемой «Свободной сирийской армии» (ССА).
В этой связи необходимо отметить, что если в начале протестных выступлений в Сирии часть населения, в том числе интеллигенция, поддерживала протесты и требования скорейшей демократизации и смены режима, то по мере активизации террористических группировок и нарастания насилия большинство сирийцев в настоящее время поддерживают руководство страны и предложенные им реформы. Это подтверждают, например, социальные опросы, о результатах которых рассказывал на канале «Евроньюс» Аммар Ваккаф, член одного из сирийских социальных форумов. Такую же позицию поддержки Б.Асада занимает сирийская христианская община, как подтвердила в беседе с автором Мариам Агнес, настоятельница католического монастыря Святого Джеймса, одного из самых крупных в Сирии. Христианская община Сирии насчитывает свыше 2 млн. человек (население Сирии составляет 23 млн.).
Что касается внешней оппозиции, то она представлена рядом различных политических группировок. Наиболее известной является Сирийский национальный совет (СНС), базирующийся в Стамбуле и возглавляемый курдским активистом Абделем Басетом Сидой, сменившим на этом посту Бургана Гальюна, сирийца французского происхождения. В СНС, по различным данным, вошли 140 представителей от внутрисирийской и зарубежной оппозиции (причем опубликованы фамилии только 70 из них). Необходимо отметить, что в оппозиции нет единства. Она не имеет какой-либо конкретной программы по выходу страны из кризиса и дальнейшему экономическому, социальному и политическому развитию. Единственный конкретный лозунг, который на данный момент объединяет оппозицию, это свержение режима Башара Асада.
Оппозиция состоит из различных по своим целям группировок. Наиболее структурированными и влиятельными являются «Братья-мусульмане» и суннитские организации, в том числе их радикальные течения, имеющие свои вооруженные отряды, осуществляющие террористические операции на территории Сирии. В рядах оппозиции присутствуют также курдские сепаратисты (большинство курдской общины тем не менее поддерживает руководство Сирии или занимает нейтральную позицию) и либерально-демократические диссиденты, проживающие, как правило, в Европе и США.
Таковым является Радван Заде, основатель Дамасского исследовательского центра по правам человека, базирующегося в США. Из Лондона ведет трансляцию оппозиционный сирийский телеканал «Барада» (от названия реки в Дамаске). Здесь же находится «Сирийский центр мониторинга соблюдений прав человека», возглавляемый сирийским диссидентом-правозащитником Рами Абд ар-Рахманом. Причем, как утверждал Бассам Абу Абдалла, профессор политологии Дамасского университета и видный член ПАСВ, Рами Абд ар-Рахман не имеет в Лондоне ни офиса, ни сотрудников. Каким образом он получает информацию о якобы десятках мирных демонстрантов, гибнущих ежедневно в результате действий сирийской армии, неизвестно.
Учитывая масштабы и скоординированность террористических акций антиправительственных вооруженных группировок, действующих в Сирии, очевидно, что речь идет о спланированных и, скорее всего, руководимых из-за рубежа диверсионно-террористических операциях. По разным источникам, на территории Сирии действуют несколько террористических групп, а именно подразделения «Аль-Каиды», различные исламистские группировки - «Фатх аль-Ислам» (Победа ислама), «Джунуд аль-Ислам» (Солдаты ислама), «Фирак Алла» (Бригады Аллаха), военное крыло сирийских «Братьев-мусульман» «Ат-Талиа аль-мукатила» (Сражающийся авангард), а также криминальные банды.
В некоторых СМИ, в том числе российских, появилась также информация о проникновении на территорию Сирии группы ливийских исламистских боевиков во главе с Бельхаджем, одним из военных руководителей ливийских повстанцев, назначенным после падения режима Каддафи военным комендантом ливийской столицы Триполи (Бельхадж в начале 2000-х гг. являлся «национальным эмиром» Ливийской исламской боевой группы, действовавшей в Ливии против режима Каддафи). По различным данным, тренировочные лагеря, готовящие боевиков для вооруженных группировок, расположены в Ливане и Турции. Их подготовкой и вооружением занимаются представители спецслужб стран НАТО, а также Турции и некоторых арабских стран. Финансирование осуществляется из монархий Персидского залива.
На территории Сирии действует также «Свободная сирийская армия» (ССА), лидеры которой заявляют, что она состоит из военнослужащих, дезертировавших из сирийской армии для того, чтобы бороться с режимом. Однако большая ее часть представлена такими же боевиками-наемниками - сирийцами и гражданами других арабских и мусульманских стран, - каковые находятся в рядах других террористических группировок. ССА осуществляла в 2012 году террористические акции в Хомсе, Идлибе, Алеппо, Дамаске. Причем канал «Евроньюс» показал боевиков из этой «армии», позировавших перед телекамерами с автоматами в руках и требовавших от «международного сообщества» введения в Сирии режима «бесполетной зоны» по ливийскому сценарию. Руководитель боевиков заявлял, что в таком случае они «получат необходимое прикрытие с воздуха и смогут освободить Сирию». По свидетельствам очевидцев-пострадавших, боевики ССА занимаются рэкетом местного населения, принуждая их платить своеобразную дань «в пользу сирийской революции». Пытаясь координировать свои действия с ССА и придать им политическую окраску, Сирийский национальный совет в январе 2012 года создал Бюро по координации действий с ССА.
Необходимо отметить, что против Сирии ведется открытая и циничная информационная война, в которой участвуют более 100 международных массмедиа, наиболее активными из которых являются «Аль-Джазира», «Аль-Арабия», Си-эн-эн, «Евроньюс». В соответствии с решением ЛАГ, инициированным монархиями Персидского залива, блокируются правительственные сирийские телеканалы - их невозможно смотреть в соседних странах. Об информационной войне против Сирии говорят многие независимые иностранные журналисты, работающие здесь, как, например, Тьерри Мейсан, известный французский журналист и создатель независимого Интернет-сайта4. По их данным, катарский канал «Аль-Джазира», например, чтобы передать репортаж о массовых антиправительственных демонстрациях в Сирии, создавал монтаж с несколькими десятками статистов и декорацией сирийской улицы позади них, нечто вроде «голливудской деревни». Как один из курьезов такой информационной войны можно рассматривать также появление в польской газете «Gazeta Wyborcza» фотоснимка, перепечатанного из западного издания, изображающего массовую демонстрацию, комментируемую газетой, как «демонстрацию протеста против режима Асада». Те же, кто знает арабский язык, могут прочесть на плакате в руках одного из демонстрантов надпись: «Палестинский народ поддерживает Президента Башара Асада».
Лидеры внешней оппозиции призывают Запад начать вооруженную интервенцию в Сирию и реализовать здесь «ливийский сценарий». Для того чтобы дать повод для иностранной интервенции, экстремистские группировки, связанные с внешней оппозицией, такие как военное крыло «Братьев-мусульман», радикальные исламисты, «Свободная сирийская армия», проводят многочисленные террористические акции. Среди них нападения на военнослужащих и военные объекты, на государственные учреждения, взрывы на нефтепроводах, железной дороге, убийства и захват в заложники мирных граждан (в г. Хомсе были убиты боевиками пять известных деятелей науки), поджог школьных зданий и убийства учителей (с марта 2011 г. было сожжено 900 школ и убито более
30 учителей), террористические акты с десятками жертв среди мирных граждан в Алеппо и Дамаске.
В память жертв террористических актов в Дамаске в христианском соборе Святого Креста в январе 2012 года происходила церемония поминовения всех, кто погиб от рук террористов. На ней выступили великий муфтий Сирии Ахмад Бадр Ад-Дин Хусун, митрополит православной сирийской церкви, настоятельница католического монастыря, которые резко осудили «террористов-убийц и тех, кто вкладывает оружие им в руки и посылает их в Сирию»5. Показательна и трагична судьба великого муфтия, сын которого был убит членами исламистской террористической группировки за отказ муфтия перейти на сторону зарубежной оппозиции, провозглашающей своей целью свержение правительства Башара Асада.
После террористических актов в Дамаске здесь каждый день проходили демонстрации с лозунгами в поддержку Башара Асада и осуждением террористов, которые автор этих строк мог видеть во время пребывания в Сирии. В других крупных городах - Алеппо, Хомсе, Хаме, Дараа, Дейр аз-Зоре - имели место такие же демонстрации, которые транслировались по сирийскому телевидению. Бóльшая часть участников демонстраций была представлена молодежью - юношами и девушками. Наиболее массовая из них, собравшая несколько десятков тысяч человек, прошла в центральной части Дамаска на площади Аль-Умавийин (Омейядов), на которой с речью выступил Башар Асад. Он говорил о многотысячелетней сирийской истории, противодействии терроризму, поддержке террористов извне. Необходимо признать, что в лице Башара Асада многие сирийцы, особенно молодежь, видят подлинного национального лидера. Одной из наиболее кровавых террористических акций явилась резня в селении Хула в мае 2012 года, находившемся, в соответствии с планом Кофи Аннана (принятый СБ ООН в 2012 г. по инициативе России и предполагавший диалог между сирийским руководством и оппозицией), под контролем вооруженных антиправительственных группировок и в котором от их рук, о чем свидетельствуют очевидцы, погибли более 100 мирных жителей, лояльных правительству Сирии.
Тем не менее ведущие страны НАТО, монархии Персидского залива, Турция поддерживают внешнюю сирийскую оппозицию, обвиняют руководство Сирии в «жестоком подавлении народного протеста», налагают экономические санкции и готовы реализовать «ливийский сценарий». Осуществление военного вмешательства в сирийский конфликт позволит странам, поддерживающим сирийскую внешнюю оппозицию, свергнуть руководство Башара Асада и, таким образом, устранить Сирию как союзника Ирана. Это облегчит в дальнейшем нанесение военного удара по ядерным объектам Ирана и устранение его возрастающего влияния в Ираке, а также позволит подавить движение «Хезболла» в Ливане и ХАМАС в секторе Газа.
Однако для России свержение нынешнего сирийского руководства и, соответственно, приход к власти исламистов и весьма вероятное расчленение Сирии будут иметь негативные последствия. Это прежде всего усиление радикального исламизма в регионе, попадание значительного сирийского военного арсенала в руки экстремистских группировок и его использование против стран СНГ и России. А также потеря Россией своих экономических и военно-политических интересов, так же как это произошло в Ливии, где российские экономические потери составили более 4 млрд. долларов. И наконец, потеря Россией, пожалуй, единственного союзника на Ближнем Востоке.
Напомним, что результатом военной интервенции НАТО в Ливии стало то, что более 30 тыс. эмигрантов, в том числе нелегальных, покинули Ливию, а также Тунис и Египет и перебрались в Западную Европу. Причем военная операция НАТО в Ливии, в результате которой эта страна превращается в очаг радикального исламизма и нестабильности в регионе, стоила английским и французским налогоплательщикам 340 и 300 млн. евро соответственно. Повторение «ливийского сценария» в Сирии будет стоить дороже и приведет к дестабилизации всего Ближнего и Среднего Востока и возникновению масштабного военного конфликта.
Нахождению путей выхода из сирийского кризиса была посвящена международная встреча в Женеве 30 июня 2012 года министров иностранных дел - постоянных членов СБ ООН (России, США, Англии, Франции, Китая), Турции, Кувейта, Ирака, Катара. Однако в отсутствие таких ключевых акторов в сирийском вопросе, как Иран и Организация Исламская конференция (ОИК), которых предлагала пригласить Россия, эта встреча во многом теряет свою представительность. Тем не менее в итоговом документе, подписанном всеми участниками, заявляется о необходимости начала переходного процесса и общенационального диалога. Кофи Аннан предложил создать переходный совет, в состав которого войдут представители всех сторон конфликта. В итоговом документе нет также положений о том, что Башар Асад должен уйти с поста президента, и подтверждается, что состав переходного совета и этапы переходного периода должны решать сами граждане Сирии.
В то же время Хиллари Клинтон заявила, что позиция США в отношении ухода Башара Асада не изменилась. Незадолго до встречи в Женеве представители «Свободной сирийской армии» отказались выполнять условия плана Кофи Аннана и, более того, заявляли о создании еще одной антиправительственной вооруженной группировки «сирийской повстанческой армии».
Позиция России в отношении сирийского кризиса была подтверждена как Президентом России, так и министром иностранных дел РФ. Она заключается в том, чтобы дать возможность сирийскому народу самому решать свою судьбу, не допустить иностранного военного вмешательства в Сирии, решить сирийский кризис путем национального диалога между сирийским правительством и различными группами оппозиции, чему может способствовать план Кофи Аннана. Такая позиция России (а также Китая, Белоруссии, Ирана, ряда арабских и латиноамериканских государств и стран БРИКС) продиктована, во-первых, подлинно гуманными целями - не допустить разрушения Сирии и гибели, в случае реализации «ливийского сценария», тысяч сирийских граждан (в Ливии в результате бомбардировок НАТО и вооруженного конфликта погибли более 50 тыс. мирных граждан), во-вторых, она соответствует национально-государственным интересам России и, в-третьих, твердая российская позиция по сирийскому кризису означает возвращение России на Ближний Восток в качестве великой державы и завершение периода однополярного мира.
Значительно осложнил ситуацию в Сирии террористический акт 18 июля 2012 года в Дамаске в здании Управления национальной безопасности, в результате которого погиб ряд руководителей силовых структур и сирийского правительства. Среди погибших Дауд Раджха, министр обороны, Асеф Шаукат, глава военной разведки, зять президента, и Хасан Туркмани, генерал, председатель Антикризисного комитета6. Серьезные ранения получил министр иностранных дел и глава внутренней разведки. Исполнитель теракта, террорист-смертник, являясь сотрудником службы безопасности Министерства обороны, сумел пронести взрывное устройство и привести его в действие в кабинете, где проходило совещание руководства страны с главами силовых ведомств. Ответственность за теракт взяли на себя две антиправительственные вооруженные группировки, действующие в Сирии, - «Сирийская свободная армия» (ССА) и исламистские «Бригады Аллаха».
Террористов-смертников использует в своих террористических акциях «Аль-Каида». То, что в рядах ССА действуют боевики «Аль-Каиды», подтверждалось достаточно давно и не раз, в том числе такими представителями американской администрации, как Леон Панетта, министр обороны США. Последние сообщения об этом появились в СМИ Саудовской Аравии и Франции 22 июля 2012 года, в которых подтверждалось, что в ССА действуют до 6 тыс. боевиков «Аль-Каиды» из ряда арабских стран, а также Афганистана и Чечни. «Евроньюс» 22 мая 2012 года передали репортаж из одного из районов Сирии, пограничных с Турцией, показывающий сирийских «повстанцев», марширующих под знаменами «Аль-Каиды» и требующих провозглашения в Сирии «исламского государства». Представители зарубежной оппозиции из Сирийского национального совета одобрили и приветствовали теракт в Дамаске.
Необходимо подчеркнуть, что во время визита в Москву по приглашению МИД России 10-11 июля делегации сирийской оппозиции (СНС во главе с его председателем Абделем Басетом Сидой и «Свободная трибуна Сирии», созданная в Каире в 2011 г., возглавляемая Мишелем Кило) представители СНС, с одной стороны, признавали Женевские договоренности, с другой - заявляли о «нелегитимности режима и необходимости его свержения». Судя по всему, единственной целью их визита и бесед в Москве (автор этих строк участвовал в одной из них) являлось убедить российскую сторону изменить свою позицию, то есть поддержать сирийскую зарубежную оппозицию в ее действиях по силовому смещению сирийского руководства. Причем представители СНС официально подтвердили, что СНС «координирует свои действия с «Сирийской свободной армией», что означает прямое пособничество и соучастие в терроризме.
Надо признать, что гибель ряда руководителей силовых структур и членов правительства явилась ощутимым ударом и нанесла серьезный урон сирийскому руководству. Тем не менее эта террористическая акция не дестабилизировала режим, не вызвала паники и раскола в силовых структурах, а именно на это рассчитывали его организаторы. Недаром после теракта в Дамаске в ряде зарубежных СМИ (как всегда первыми были «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия») появились сообщения о якобы имевшем место отъезде Башара Асада в порт Латакия и массовом переходе военнослужащих сирийской армии на сторону «повстанцев». Назначенный указом президента новый министр обороны Сирии генерал Фахд Джасим Аль-Фаридж в своем первом выступлении заявил, что «армия очистит страну от остатков бандформирований». Действительно, в последние недели июля 2012 года сирийские вооруженные силы ликвидировали проникших в пригороды Дамаска боевиков, а также провели ряд успешных операций против антиправительственных группировок в окрестностях городов Хама, Алеппо и в районах, пограничных с Ираком, Ливаном и Турцией, в результате чего были уничтожены сотни боевиков.
Представитель МИД России резко осудил теракт в Дамаске, выразил соболезнование семьям погибших и заявил, что «ответственные за него должны понести заслуженное наказание». Президент России в телефонном разговоре с Президентом США также осудил террористические действия в Сирии, причем оба президента высказали необходимость соблюдать Женевские договоренности. В этой связи симптоматично подтверждение приверженности Женевским договоренностям, заявленное премьер-министром Турции Р.Т.Эрдоганом во время переговоров в Москве с Президентом РФ, прошедших в июле 2012 года. Известно, что ранее Турция заявляла о возможности силового вмешательства в Сирии.
Ситуация вокруг Сирии остается сложной. Исход противостояния сирийского руководства, пользующегося поддержкой большей части общества (от 60 до 75% населения поддерживает Президента Б.Асада), с радикальной оппозицией, в значительной мере поддерживаемой извне, во многом зависит от способности правящего режима консолидировать здоровые силы общества и провести объявленные реформы. Наряду с этим первостепенным и наиболее важным вопросом является подавление террористических группировок и стабилизация внутриполитической ситуации в стране, без чего невозможно проведение демократических реформ. Этот вопрос напрямую связан с внешнеполитическим фактором и недопущением иностранного военного вмешательства.
Ведущие страны НАТО и Израиль видят в Сирии союзника Ирана (и отчасти России) и в связи с усиливающейся напряженностью и их военными угрозами в адрес Ирана рассматривают режим Б.Асада как враждебный. США и Израиль не раз обвиняли Сирию в поддержке международного терроризма, антиизраильских палестинских группировок и движения «Хезболла». Поэтому смена режима в Сирии и, соответственно, ее политического курса отвечают интересам данных стран.
В то же время суннитская Турция соперничает за лидерство в данном регионе с шиитским Ираном. И ослабление Сирии, имеющей давние, со времен ирано-иракской войны союзнические связи с Ираном, в том числе на конфессиональной основе (правящий режим в Сирии состоит в основном из представителей алавитской общины, одного из направлений шиизма), соответствует турецким интересам. Вместе с тем правящая партия и руководство Турции, представленное умеренными исламистами (премьер-министр и Президент Турции - выходцы из ассоциации «Братьев-мусульман»), в какой-то мере симпатизируют сирийским «Братьям-мусульманам», находящимся в оппозиции к правящему режиму в Сирии. Наряду с этим в Турции, позиционирующей себя как региональный центр силы и в определенной мере даже как лидера исламского мира, не забывают, что Сирия на протяжении 400 лет (с ХVI в. до конца Первой мировой войны) входила в состав Османской империи.
Суннитские монархии Персидского залива, противостоящие Ирану и видящие в нем потенциальную угрозу со времен исламской революции 1979 года, занимают примерно такую же позицию. Саудовская Аравия и Катар, обладая сейчас значительным влиянием в Лиге арабских государств (ЛАГ), всячески поддерживают сирийскую внешнюю оппозицию и пытаются открыть дорогу для осуществления «ливийского сценария» в Сирии. В этом отношении интересы монархий Персидского залива совпадают с интересами ведущих стран НАТО. Тем не менее такие страны - члены ЛАГ, как Алжир, Ирак, Судан, значительная часть общественно-политических сил Иордании и Ливана (Национально-патриотическое движение генерала Мишеля Ауна), поддерживают сирийское руководство, хотя и не выражают этого достаточно решительно.
В этой связи возрастает роль России, которая становится ключевым звеном в разрешении сирийского кризиса. Российские представители, в том числе в лице министра иностранных дел, выражают твердую позицию России о недопустимости вооруженного иностранного вмешательства и повторения в Сирии «ливийского сценария». Эту позицию подтвердило трижды наложенное вето России и Китая в СБ ООН, спасшее Сирию от бомбардировок НАТО, а также визит в Сирию в феврале 2012 года министра иностранных дел С.Лаврова и директора СВР М.Фрадкова. Между Россией и Сирией исторически сложились отношения дружбы и сотрудничества в экономической, военно-политической, культурной и гуманитарной областях. Многие семьи в Сирии, как и в России, представлены смешанными браками, их дети говорят по-русски и по-арабски. Сирия в настоящее время является единственным союзником России на Ближнем и Среднем Востоке.
В случае гипотетического падения правящего режима в Сирии, во-первых, произойдет дестабилизация региона Ближнего Востока, что наблюдается уже сейчас в Ливане, где периодически происходят столкновения на конфессиональной почве между сторонниками и противниками сирийского режима. Во-вторых, в Сирии, весьма вероятно, будет наблюдаться ситуация, аналогичная ливийской, то есть приход к власти радикальных исламистских сил. Тем более что, по некоторым сообщениям СМИ, такие лидеры «Аль-Каиды», как аз-Завахири, в феврале 2012 года заявили о поддержке сирийской радикальной оппозиции. В Сирии достаточно велик арсенал оружия, которое, так же как и в Ливии, может попасть в руки радикальных исламистов. При таком исходе возможна активизация исламистского экстремизма. Причем он может быть направлен как против России и государств Центральной Азии, так и против Израиля, а также США и стран ЕС.
Политика Запада, способствующая дестабилизации арабского мира, созданию там политического хаоса и внутреннего противоборства, в какой-то степени может быть тактически выгодна ведущим странам НАТО в плане облегчения им доступа к арабским нефтяным и газовым ресурсам и Израилю в плане устранения потенциальных военных противников (Ирак и Сирия). Однако в стратегической перспективе она ведет к усилению радикального исламизма. Недавняя новейшая история уже знает примеры попытки использования странами Запада радикальных исламистов для достижения своих стратегических целей, а именно - поддержки боевиков бен Ладена в их «джихаде» против просоветского режима в Афганистане. Для США такая поддержка исламского радикализма обернулась терактами 11 сентября 2001 года.
Еще одним результатом возможного крушения нынешнего сирийского режима станет для России потеря своего единственного союзника на Ближнем Востоке вместе с объектом ВМФ России в Тартусе и выдавливание отсюда российского бизнеса, как это происходило в Ираке и Ливии. Внешняя политика великой державы, каковой является Россия (хотя бы по размерам ее территории, обладанию ядерным оружием и постоянным членством в СБ ООН), должна базироваться на долгосрочных интересах. Сирия, занимая стратегически важное положение в регионе и являясь потенциальным проводником экономических и военно-политических интересов России на Ближнем и Среднем Востоке и в бассейне Средиземноморья, должна занимать достаточно важное место в российской внешней политике.
В этой связи совершенно очевидно, что современная российская политика в отношении Сирии, как и всего Ближневосточного региона, должна базироваться на национально-государственных интересах России и учитывать традиционные отношения дружбы и сотрудничества между двумя странами. При этом речь не идет о новой конфронтации со странами Запада, а именно о подлинной защите сирийского народа и российских интересов, что представляет собой естественную и исторически преемственную дипломатическую практику.
1Eyal Zisser. Commanding Syria. Bashar al-Asad and the First Years in Power. London, 2007. P. 95.
2www.thawra.alwehda.gov.sy 15.05.2012
3Газета «Касьюн». Дамаск. 7.01.2012. С. 1.
4www.voltairenet.org 12.06.2012
5Газета «Баладуна». Дамаск. 10.01.2012. С. 2.
6www.thawra.wehda.gov.sy 19.07.2012