Вячеслав стоял на вершине Килиманджаро и грустил. Перед ним расстилались - куда не глянь - африканские просторы, а рядом ребятишки торговали кока-колой. И от этого диссонанса было как-то не по себе.

Потом он мне скажет: «Когда ты можешь на вершине Килиманджаро отправлять смски и покупать кока-коку, это радует гораздо меньше, чем когда ты оказываешься в окружении местных племен и наблюдаешь их подлинную культуру».

Но величие пейзажа, открывающегося с вершины Килиманджаро, заставило его написать такие слова: «Пять тысяч восемьсот девяносто пять метров. Вершина Африки. Здесь все по-другому. Ты еще тут, на земле, но отсюда небо уже гораздо ближе, чем та земля. Совсем рядом над головой висит белый шар Луны и ровным светом освещает серые скалы. Яркой звездой блестит Венера. Чтобы увидеть облака, уже не надо поднимать привычным движением голову вверх. Достаточно бросить взгляд вниз - вот они раскинулись под ногами холмистой розовой равниной.

Не знаю, что это было, может, чувство победы над собой, может опьянение окружающей красотой или просто недостаток кислорода…

Но в тот момент я смотрел на восходящее солнце и мне хотелось кружиться, танцевать, кричать, петь, плакать…»1.

Кто он - Вячеслав Красько? Он - редкий, если не сказать, редчайший человек России. Он - и путешественник, и искатель приключений, и экономист, и политолог, и предприниматель, и историк.

Самое правильное слово, которое можно о нем сказать, - полифоничный человек. Какая редкость!

Этот уроженец Санкт-Петербурга, профессиональный финансист, вдруг отказался от карьеры, чтобы посмотреть мир. Да еще создал новый проект - «Год весны»2, в который вкладывает и свои таланты, и результаты своих путешествий по десяткам стран мира и написал книгу с аналогичным названием*.  (*Красько В. Год весны. М.: Постум, 2011. 416 с.)    Вячеслав говорит, что за спиной уже более 60 государств, где он побывал. А в последней своей кругосветке «в погоне за весной» он прошел в буквальном смысле слова 36 стран.

Почему «в погоне за весной»? Вячеслав шел по земному шару, как он говорит в одном из интервью: «В апреле 2010 года я покинул Москву, пересек экватор осенью и попал в весну 2011 года - весну Южного полушария. И когда вернулся домой, тоже была весна. Поэтому эта книга о движении по весне. Помимо географически-временного смысла есть и другой: весна - время обновления, время перемен, время новых открытий. Собственно, тот год, помимо следования за весной, был для меня своеобразной перезагрузкой, поэтому я и назвал книгу «Год весны».

Я не думал, что буду писать книгу, потому что подобных историй много: ехал туда-то, видел то-то, ел то-то, ночевал там-то.
Я вел заметки в своем дневнике, записывал самые яркие впечатления и делился ими.
И эти эмоции нашли отклик. Люди стали читать мои записи, и им стало интересно, а затем издательство «Постум» предложило мне издать книгу. Так как основная часть работы по текстам уже была сделана, я согласился.

Эта книга - не роман, не автобиография и не просто путевые заметки, каких множество. Эта книга, как определяют ее издатели, «относится к своеобразному жанру, который можно назвать историей странствия от себя вчерашнего к себе сегодняшнему. В ней есть место воспоминаниям и любви, экзотическим пейзажам и удивительным переживаниям, размышлениям и отрывкам из любимых книг, трудному восхождению на вершину горы и не менее трудному спуску к глубинам собственной души»3.

Красиво, точно, привлекательно…

Где он только не побывал, но сам лично составил карту «того лучшего на планете», что увидел в кругосветке.

Сейчас, обогнув земной шар, Вячеслав Красько в Москве. Мы сидим в его кабинете, и он рассказывает о том, что видел по дороге. Так разговор доходит до Сирии.

Здесь приведу именно этот кусок из нашего большого интервью4, поскольку сирийская тема волнует и интересует сейчас многих, а живые свидетельства человека, прошедшего страну вдоль и поперек, - лучший способ получить правдивую информацию и точные оценки.

«Ездил я в Сирию как самостоятельный простой путешественник, без поддержки с сирийской стороны, без сопровождения официальных лиц с российской стороны, просто путешествовал общественным транспортом - так вот, я увидел, что в этой истории практически нет политики.

Есть беда, есть террор, есть взрывы, есть жертвы со стороны мирных жителей, и во всем этом движении нет никакой политической мотивации, нет никакой борьбы за какие бы то ни было демократические ценности. Есть законная власть, есть люди, которые в большинстве ее поддерживают. Есть, конечно, и те, кто недовольны в какой-то степени этой властью. Но практически всех людей, которых я встречал во время своих путешествий по Сирии, объединяет общий страх и ужас перед надвигающейся катастрофой.

Многие местные жители, сирийцы, с которыми я общался, воспринимают происходящие события, как события, навязанные извне. Например, житель Латакии  по имени Самар, и не только он, говорил мне, что 75% людей, которые воюют на стороне так называемой оппозиции, - это наемники из Афганистана, Катара, Ливии и Туниса. Эти люди даже цветом кожи отличаются. И это не раз было замечено в результате официальных расследований.

Соответственно, именно эти люди, иностранцы, которые, по мнению сирийцев, финансируются извне, устраивают беспорядки. Причем интересен сам характер этих беспорядков.

Опять же если в медиа это представляется как некий организованный фронт, организованная борьба против режима, то по факту ситуация иная. Есть какие-то разрозненные группы вооруженных людей, которые устраивают шум, в частности в том же Дамаске просто взрывают звуковые бомбы ночью и тут же пытаются скрыться, убежать. То есть задача этих людей не борьба за какие-то принципы, а задача - создать информационные поводы, чтобы привлечь внимание медиа.

Причем, совершенно избирательные медиа. Активнее всего в них участвует «Аль-Джазира», СNN и прочие западные каналы, которые моментально эти информационные поводы используют для того, чтобы сразу «вбросить» их в информационное пространство.

Как правило, по наблюдению мирных жителей, все это происходит накануне важных политических решений, как, например, голосование по резолюции в Совете Безопасности ООН или принятие плана мирного урегулирования. Так, в частности, было в Хомсе. Выглядит это как организованная PR-акция с применением иностранных наемников и с внешним финансированием.

В целом армия стала действовать быстрее и жестче. То есть если раньше пытались смягчать ответные контроперации на вылазки террористов, то сейчас власть реагирует более решительно, и когда боевики в Тремсе выступили, власть моментально вмешалась в ситуацию и было уничтожено порядка 80 боевиков. Боевики зачастую прикрываются местными жителями, и местные жители становятся жертвами, и потом это представляется как жертвы со стороны именно мирных жителей.

В одном только Дамаске я провел неделю, в другое время был в городах Дороа, Латакия, Босра, Тартус. Преимущественно жил в старом городе, там традиционно селятся все журналисты, я там не видел ни одного иностранца. Только однажды видел съемочную бригаду, это была бригада русских с телеканала «Вести 24». Мои друзья тоже не видели иностранцев-журналистов. Возможно, они и есть, но где и в каком количестве - большой вопрос.

У сирийцев есть даже такая шутка - отец говорит своему сыну: «Если будешь врать, то тебя заберут в «Аль-Джазиру».

Надо сказать, что за народ сирийцы. За свою жизнь я был в 60 странах, за последние полтора года - в 40 странах и не встречал людей более дружелюбных, гостеприимных, открытых и теплых в общении, чем два народа - это иранцы и сирийцы. Их я ставлю на одну ступеньку. Это чрезвычайное дружелюбие и открытость. Сирийский народ - это народ с удивительной историей, насчитывающей тысячелетнюю культуру. При этом, каких там только не было цивилизаций: и финикийцы, и византийцы, и римляне, и греки, потом туда пришла арабская культура. И то, что сейчас надвигается на этот народ, может быть сравнимо только с исчадием ада.

Люди этого не заслужили, они жили в достаточно стабильной стране. Люди, с которыми я общался, вполне искренне считают, что на Ближнем Востоке традиционная западная демократия прижиться не может. Потому что регион сразу превратится в хаос, и только сильная власть может удержать страну. Они считают, что сильная власть оправдана.

Было какое-то недовольство, возможно,  экономической политикой существующей власти Башара Асада. Были обвинения в высоком уровне коррупции. Но то, что надвигается сейчас, эти бесконечные террористические атаки - и ясно, что за ними стоит намерение вооруженной интервенции, - это воспринимается не иначе как движение какого-то ада.

Когда передвигаешься по Сирии, видишь, что на многих машинах, в магазинах и лавках портреты Башара Асада. Была ситуация в первых числах мая, когда взорвали бомбу по дороге в аэропорт и погибли десятки человек, в том числе автобус с детьми. И ехал другой автобус с детьми, и дети распевали песню: «Боже хранит нашу армию». Подавляющее большинство людей власть поддерживают, и если в сложный момент и упрекают ее, то лишь в отсутствии решимости, в излишней мягкости.

И сейчас народ верит в то, что власть мобилизована и способна на решительный отпор. Единственное, что вызывает большой вопрос: насколько будет сильная внешняя поддержка и насколько будет сильным внешнее давление? Если бы не этот фактор, то люди были бы уверены, что ситуация будет спасена.

По сути, Сирия - это центр Ближнего Востока. Там пересекаются все пути - от исторических - часть Междуречья лежала в Сирии, берега Евфрата, - до путей логистических, потенциальных транспортных потоков. Почему такое усиленное давление на Сирию? Через Сирию должны пролечь магистральные трубопроводы, газопроводы из Катара в Европу».

И в заключение еще несколько строк, написанных Вячеславом для своего сайта, по-
священного этой неординарной книге - «Год весны», которые Вячеслав Красько написал под впечатлением своих путешествий. Написал честно и искренне - в чем и сила этих фраз.

«Почему самое важное мы оставляем «на потом», «когда-нибудь»?! Кругосветное путешествие по 36 странам мира привело меня и к ряду внутренних открытий, сделав явным то, что раньше было лишь догадкой.

Все говорит о том, что это загадочное, неуловимое состояние вдохновения или, точнее, одухотворенности является результатом достижения внутренней целостности, когда не идешь на компромиссы со своей совестью, живешь в соответствии с велением своей Души и в контакте с Небом.

Существует Небо - как некая высшая инстанция, которую в зависимости от убеждений и веры называют Богом, высшим разумом, ноосферой, коллективным бессознательным, нематериальным или духовным миром и т.д.

Существует Душа - осколок Неба в человеке, «божественная искра», являющаяся сутью и самостью человека.

Существует человек - носитель Души, материальное тело, наделенное инструментами для связи Души с материальным миром, которые называются разум (ум) и воля (эго).

Прислушиваясь к своей Душе, человек поддерживает связь с Небом и тем самым получает возможность узнать и исполнить свое предназначение.

Признавая реальность Души и Неба, человек уходит от диктата разума и воли, восстанавливает связь с Небом и начинает жить эмоционально наполненной и яркой жизнью.

Реализация духовных стремлений, наравне с материальными, позволяет гармонично раскрыться и гармонично взаимодействовать между собой всем сторонам личности, включая разум, волю и Душу.

Таким образом и достигается целостность, а на чувственном уровне - ощущение яркости и полноты жизни.

Надо научиться жить в ладу с самим собой»5.

 

 1http://world.godvesny.ru/?p=2946

 2http://world.godvesny.ru

 3http://cirkul.info/article/vyacheslav-krasko

 4Полный текст интервью см.:http:// interaffairs.
  ru/read.php?item=8630

 5http://world.godvesny.ru/?p=2628