Российский институт стратегических исследований (РИСИ) выпустил книгу «Расскажу вам о войне...»*(*«Расскажу вам о войне...» Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран. М., 2012. 432 с.) Рецензентами издания выступили доктор исторических наук Г.Ф.Матвеев, доктор исторических наук Н.А.Нарочницкая.

Авторы анализируют современные учебники истории России, Белоруссии, Украины, Польши, Болгарии, Чехии, Словакии, Сербии и Хорватии, а также других европейских стран и бывших советских республик, выделяют общие характеристики и особенности в повествованиях событий 1939-1945 годов, выявляют, что подход к истории и ее интерпретация в школьных учебниках отдельных стран обусловлены конъюнктурой внешнеполитических отношений. Специальный раздел посвящен познаниям и представлениям школьников о Второй мировой войне, которые исследуются на основе тестов и сочинений. Такой подход позволил авторам показать степень воздействия разнообразных факторов на историческое сознание подрастающего поколения.

В настоящее время интерпретация исторических событий приобретает особый смысл, становится предметом политических и этнонациональных спекуляций и даже пропагандистским оружием. Как правило, школьная программа во многом закладывает основы мировоззрения человека. Новая книга известных российских и зарубежных ученых, изданная РИСИ, освещает процессы формирования исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах у молодежи славянских стран Восточной Европы.

Анализ учебников происходил по следующим критериям: анализ начальных этапов войны, отношение к пакту Молотова - Риббентропа, изучение роли союзников, определение героев войны.

Огромный материал исследования условно можно разделить на две части: учебники и школьные сочинения, которые были инспирированы этими учебниками. Также для полноты картины изучались популярность/непопулярность у молодежи конкретных фильмов о войне (классических советских, голливудских и других), компьютерных игр по мотивам Великой Отечественной и Второй мировой войн, проводились социологические исследования общественного мнения. Чтобы ответить, кто является символами войны в глазах современного подрастающего поколения, в опросах участвовали 11 городов и 9 регионов, всего около 700 человек.

Широкий круг авторского состава РИСИ -  Т.С.Гузенкова, Д.А.Александров, А.Б.Едемский, В.Д.Кузнечевский, Д.А.Мальцев, В.В.Марьина, П.В.Мультатули, А.А.Ожиганова, О.В.Петровская, Е.С.Роговой, В.Н.Филянова - подчеркивает масштабность проведенного исследования. Однако суть исследования кратко описала ответственный редактор издания доктор исторических наук Тамара Семеновна Гузенкова: «Эта книга не о войне; она не о Великой Отечественной и не о Второй мировой войнах, она об интерпретации событийного периода и современном восприятии войны, о ценностях и символах, связанных с событиями той эпохи».

В этом смысле большую роль сыграл раздел книги «Ценности и символы Второй мировой и Великой Отечественной войн в сознании учащихся», который базируется целиком на анализе сочинений школьников из России, Белоруссии, Приднестровья, Украины, Чехии и Словакии. Здесь сравнивается, как и чем отличаются представления о войне российских, словацких и украинских школьников, какие серьезные перемены произошли за последние 20 лет (а они несомненно произошли) в образовании и знаниях о войне, как повлиял на шкалу ценностей учащихся этих стран изменившийся за это время мир.

К прочим достоинствам работы можно отнести и исследовательский вклад в страноведение. В книге используется регионально-страновой подход, благодаря которому предметом исследования являются славянские страны СНГ, западнославянские и  юго-восточные славянские страны.

Повествование, придерживаясь странового подхода, помогает понять особенности исторического образования, институциональной истории и историографии, которые представляют официальные школьные учебники и сочинения. Сравнительный анализ вносит теоретический вклад в современное массовое образование в нынешних условиях. Цель книги - проследить взаимосвязь официальной (конституционной) истории с массовым сознанием, а также с оппозиционной контристорией. Исследуется сложный процесс, когда контристория становится официальной, что особенно наглядно видно на примере Украины.

Сравнивая официальную историю и ее восприятие людьми, выясняется, что массовое сознание оказывается даже более консервативным, чем, например, официальные школьные учебники.

Проанализировав учебники, авторы выработали типологическую классификацию трансформаций, которая произошла за это время. Т.С.Гузенкова выделяет три категории «подачи» исторического материала Великой Отечественной и Второй мировой войн:

1. Традиционную, или позднесоветскую концепцию - максимально приближенную к советской концептуальной точке зрения (ее придерживаются белорусские учебники, учебники и учебные пособия Приднестровья - «феномен Приднестровья»).

2. Трансформированную концепцию, с появлением новых тем (например, бытовых, темы участия женщин в войне). Ее приводят в своих образовательных системах Россия, Чехия, Словакия, Сербия, Хорватия и Болгария.

3. Радикально пересмотренную концепцию - кардинальное переосмысление Второй мировой войны: где Гитлер приравнивается к Сталину, ответственность за развязывание войны лежит в равной степени как на СССР, так и на Германии, затушевывается решающая победная роль СССР, а после 1944 года характер войны рассматривается как захватнический со стороны СССР и Германия становится жертвой. Главные герои войны в этих странах - коллаборанты. Данная трактовка имеет место в украинских и польских учебниках (из неславянских стран - в Грузии и странах Балтии).

Ведущий научный сотрудник отдела гуманитарных исследований РИСИ доктор исторических наук Владимир Кузнечевский назвал монографию «Расскажу вам о войне…» «энциклопедией, фундаментальным исследованием, которое до сих пор не предпринималось, хотя после окончания войны прошло столько времени… Это первая книга, которая показывает, что есть конкретные исторические события и есть разный подход к ним. Исторические явления Второй мировой и Великой Отечественной войн растащили по национальным баракам, по национальным республикам».

Действительно, при описании войны каждая страна (из бывших союзных республик) на первый план выдвигает свою роль как самостоятельного государства, умалчивая, что в то время они были составной частью одного государства - СССР.

Авторы монографии едины во мнении, что Белоруссия - единственная страна, которая чтит память о Великой Отечественной войне. «Пока ни одна страна, кроме Белоруссии, не смогла органично оценить и осмыслить наследие войны», - отмечает В.Д.Кузнечевский.

Член авторского коллектива Денис Мальцев, считает, что «довольно разные тенденции намечаются в отношении знаний военачальников и героев войны. Существует путаница между героями Первой мировой, Гражданской и героями Второй мировой и Великой Отечественной войн». Также автор сообщил о более низком уровне знаний о героях войны в мегаполисах, нежели в регионах: «Мегаполисы не знают своих героев, например, искренне удивила ситуация в Санкт-Петербурге, где лучшим генералом войны дружно назвали генерала Власова. В регионах ситуация намного лучше, там знают своих местных героев».

Рецензент книги доктор исторических наук Геннадий Матвеев принял новую книгу как «сигнал и величайшее ноу-хау авторов (показать, как видят войну дети, школьники) в условиях опасной ситуации для исторического сознания в нашей стране, для нашего народа».

Очень символична обложка книги, которую нельзя не отметить, - на ней изображены ветераны войны уходящего поколения.

Несмотря на историческую тематику, несомненна актуальность новой книги РИСИ. Она адресована работникам системы образования, историкам, политологам, культурологам, дипломатам, журналистам, писателям-публицистам и всем тем, кого интересует история Второй мировой войны и ее интерпретация, кому небезразличны проблемы патриотического воспитания.