Одним из основных драйверов, определяющих развитие военно-политического и военно-стратегического положения в мире в течение последнего года является ситуация в ряде арабских государств на Большом Ближнем Востоке, получившая название «арабской весны». Сложность восприятия того, что происходит в странах этого региона и в регионе в целом, заключена в наличии нескольких арен (геополитической, региональной, локальной), на которых планируются и разворачиваются политические процессы, протекающие по различным временным шкалам. Лишь глубокая оценка происходящих в регионе процессов и изучение их ретроспективы позволяют представить возможные сценарии и версии дальнейшего развития ситуации на Большом Ближнем Востоке. В последнее время, пожалуй, одной из наиболее удачных и тщательно обоснованных попыток заглянуть в будущее и оценить последствия процессов региона стал аналитический доклад* (*Ближний Восток: возможные варианты трансформационных процессов. Аналитический доклад ИМИ МГИМО (У). Выпуск 3(33) / А.В.Федорченко, А.В.Крылов. М.: МГИМО-Университет, 2012. 90 с.)  Центра ближневосточных исследований Института международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России.

Авторы доклада - известные специалисты по ближневосточной проблематике: А.В.Федорченко - доктор экономических наук, директор Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО (У), член Консультативного совета Всемирного конгресса ближневосточных исследований (WOCMES) и Европейской ассоциации ближневосточных исследований (EURAMES); его соавтор - А.В.Крылов, известный специалист в области гебраистики, истории Израиля, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО (У), немало проработавший до этого в дипломатических миссиях России в Ближневосточном регионе.

Значимость работы, проделанной авторами, достаточно высока. В предисловии к докладу директор ИМИ МГИМО (У) А.А.Орлов отмечает: «Положение на Ближнем и Среднем Востоке имеет стратегически важное значение для России как с точки зрения обеспечения национальной безопасности и продвижения наших внешнеполитических интересов, так и в плане развития экономического сотрудничества с государствами этого региона… Авторы представленного аналитического доклада проанализировали различные аспекты формирования ситуации в регионе, разработали сценарии развития событий для некоторых стран, а также сформулировали консолидированные рекомендации для соответствующих российских государственных структур по проведению оптимальной стратегии в различных сценариях развития событий» (с. 4).

Исходя из географической протяженности Ближнего Востока, мозаичности его политических и социально-экономических систем, разной степени остроты проблем, авторы доклада сочли необходимым при разработке темы выделить ряд стран и ключевых проблем, сценарии трансформации которых могут быть применимы к большинству ближневосточных государств: это Ливия, Сирия, проблема урегулирования палестино-израильского конфликта, перспективы исламизации региона, проблемы обеспечения стабильного и сбалансированного экономического роста.

Предпосылки смены режимов

Общеизвестный факт: развитие ситуации в странах Арабского Востока не было заранее предсказано ни отечественным, ни зарубежным экспертными сообществами. Пожалуй, как отмечают авторы доклада, только аналитики Всемирного банка еще летом 2010 года рассчитали своеобразный индекс «ботинкометания» (он суммировал такие показатели, как уровень обнищания населения, безработицы, грамотности, коррупции и др.), свидетельствующий о низком рейтинге многих ближневосточных правителей.

Неожиданность политических сдвигов на Ближнем Востоке связана с тем, что авторитарные режимы создавали видимость стабильности, но все же предпосылки к революционным изменениям были и образовались они не в последний момент. Первый раздел доклада - «Предпосылки смены режимов и основные вехи политических перемен в 2011 - начале 2012 гг.» - рассматривает именно эти вопросы.

К концу прошлого столетия прежняя модель развития ряда ближневосточных государств себя исчерпала, отчетливо проявились признаки политического и социально-экономического застоя, а в области государственного управления утвердились авторитаризм, клановость, семейственность, коррупция. Оппозиционные партии и институты гражданского общества занимали маргинальные позиции или находились под запретом.В сфере экономики возросшее демографическое давление на рынок труда сочеталось с исчерпанием финансовых и материальных ресурсов динамичного экстенсивного роста. «Если попытаться кратко сформулировать главную причину «арабской весны», - отмечают авторы доклада, - то это формационное отставание данной группы стран от большого числа развитых и развивающихся государств, которые смогли в последние десятилетия весьма эффективно использовать возможности нового этапа научно-технологического развития и глобализации и в конечном итоге существенно повысить уровень жизни своего населения. Элиты большинства арабских стран, опасаясь утратить в ходе политических и экономических реформ свои позиции, упустили многие из этих возможностей» (с. 5)

Не исключено, по мнению авторов доклада, что за каскадом бунтов стоят внешние силы стран, пытающихся в условиях финансового и продовольственного кризисов и в преддверии возможного кризиса энергетического установить контроль над добываемыми в регионе энергоносителями и путями их транспортировки. Ведь нынешняя ситуация выявила принципиально новый тип неосязаемой, но достаточно действенной формы войны, которую можно назвать войной с применением сетевых технологий. Многие эксперты обратили внимание на то, что в происходящем активно задействованы передовые информационные и коммуникационные технологии. Практически все студенты и молодая интеллигенция в арабских странах пользуются Интернетом, а телевизор и мобильный телефон сейчас, как правило, присутствуют даже в самом бедном доме. «Бесконечные передачи о богатой и беспечной жизни в Европе и США круглосуточно воздействуют на общественное сознание, зомбируют население и формируют негативное представление о местных правителях, в том числе президентах и национальных лидерах, не выполняющих свои предвыборные обещания, которые они дают на протяжении последних 20-30 лет» (с. 6).

Важнейший вопрос - какой путь выберут страны, избавившиеся от власти геронтократов? Отвечая на вопрос о перспективах политического развития стран, переживших массовые волнения, авторы считают необходимым учитывать, что Запад, и прежде всего США, не только не останутся в стороне, но будут активно вмешиваться в процесс будущего обустройства властно-политических структур. В целом изменение политических режимов и систем государственного управления в направлении демократизации займет немало времени.

В арабском мире это может быть только эволюционный процесс. В настоящее время у новых лидеров нет четкого представления о трансформации модели общественного устройства и ее будущих очертаниях.

Авторы доклада постарались ответить и на вопрос, каков будет политический рисунок на карте региона в будущем. Изучение ситуации позволило предположить, что ближневосточные монархи, вероятно, удержатся на своих местах. В ходе формирования высших органов власти в Египте и Тунисе, очевидно, возникнет некий симбиоз сторонников бывших президентов и представителей оппозиции. При этом «в армейском руководстве Египта ожидается выдвижение более молодого поколения офицеров, не участвовавших в арабо-израильских войнах и ориентированных на США» (с. 8).

Специфика событий в Ливии состояла в том, что в этой стране велика роль регионально-племенных факторов, которые смещают линию противостояния в сферу этноклановых и региональных противоречий. В случае возникновения на этой почве внутриливийских военных конфликтов и угрозы распада страны вполне возможно установление США и некоторыми членами НАТО оккупационного режима по иракскому варианту.

Вряд ли стоит рассчитывать на то, что в скором времени страны региона будут развивать те формы парламентской демократии, которые соответствуют собственно западным понятиям. Сохранятся типичные для Востока элементы коррупции, клановости, авторитарности, непотизма и т.п. Следует ожидать уменьшения роли и значения основных региональных организаций - Лиги арабских государств (ЛАГ), Организации арабских стран - экспортеров нефти (ОАПЕК), Организации Исламского сотрудничества (до 2011 г. - Организации Исламская конференция (ОИК).

Как отмечено в докладе, существует несколько интерпретаций влияния внешних факторов на последние события в регионе. Во-первых, главная «конспирологическая» версия - она описывает стремление стран НАТО (прежде всего США, Великобритании и Франции) сместить неугодные ближневосточные режимы, направить социальный протест в русло утверждения западных моделей демократии, установить свой жесткий контроль над природными ресурсами арабских стран.

Во-вторых, это фактор влияния аравийских монархий, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). «Арабские монархии (в первую очередь - стран ССАГПЗ) являются движущей силой перерастания ближневосточных «революций» в контрреволюции, а именно утверждения на региональном уровне власти консервативных суннитских монархических режимов. Опасения аравийских монархов очевидны, но говорить о суннитском монархическом заговоре, на наш взгляд, пока рано» (с. 10). Рассматривая влияние внешних факторов, многие эксперты пытаются преувеличить их значение, считают авторы доклада.

Исламский фактор

При анализе перспектив трансформационных процессов на Ближнем Востоке большое значение имеет рассмотрение роли исламской религии, как по причине приверженности большинства арабского населения этой религии, так и ее неоднородности.

Ислам был и остается общей идейной основой культуры и общественного устройства стран Ближнего и Среднего Востока, он пронизывает все сферы их жизни, определяет ее особенности. В самой религиозной системе ислама политика скрепляет все составляющие. Это важнейшая особенность ислама, в значительной степени отличающая его от других религий. Авторы доклада приводят оценку различных исламских движений и организаций до начала «арабской весны» в странах Ближнего и Среднего Востока: Египте, Сирии, Ираке, Алжире, Ливане, Израиле и территориях, контролируемых Палестинской национальной администрацией, Саудовской Аравии, Йемене, Иране, Турции, Афганистане.

Каков же общий тренд развития исламского фактора? «Смена режимов в ряде арабских стран открывает путь для прихода к власти (или существенного усиления политических позиций) исламистов - как умеренных (Тунис, Египет), так и радикального толка (Ливия, Йемен). В результате произойдет ужесточение религиозно-обусловленного законодательства, государственной поддержки институтов исламской экономики. Все это способно сблизить между собой страны, в наибольшей степени исламизированные, и в то же время будет способствовать обострению межцивилизационных противоречий по линии Восток - Запад (с. 15).

Ливийский прецедент

Ливия является пока единственной страной, где в результате трансформационных процессов «арабской весны» автократический режим был свергнут насильственным путем, отмечается в докладе. Натовский сценарий для Ливии будет, по мнению авторов, активно использоваться и в других точках Большого Ближнего Востока против режимов и политических сил, которые не устраивают западную коалицию и их союзников. Ливийский прецедент ни в коем случае нельзя игнорировать, поскольку именно сейчас наступил наиболее подходящий момент для экспорта натовского сценария. Сирия уже стала мишенью массированной атаки, направляемой внешними силами. «Следующими на очереди вполне могут оказаться Иран, влиятельное шиитское движение «Хезболла» в Ливане, а также группировка ХАМАС и другие организации, добивающиеся создания независимого Палестинского государства» (с. 22).

С какими целями осуществляются подобные сценарии на Ближнем и Среднем Востоке? Свержение стабильных режимов неизбежно ведет к дестабилизации и обнищанию стран, обреченных долгие десятилетия решать обострившиеся в ходе гражданских войн национальные, экономические, религиозные и прочие проблемы. Слабые марионеточные режимы будут обеспечивать своих покровителей выгодными условиями добычи, продажи и транспортировки нефти и других природных богатств. В результате сложившаяся ситуация приведет к полному доминированию Запада в районах, где находятся стратегически важные центры добычи и пути транспортировки нефти и нефтепродуктов в промышленно развитые страны мира. Что касается России, то она будет изолирована от традиционных рынков сбыта военно-технической продукции, это станет серьезным ударом по российским геополитическим интересам (с. 24).

В последнее время мировое экспертное сообщество вновь заговорило о плане британского историка-востоковеда Бернарда Льюиса. Как известно, план Б.Льюиса по разделу мусульманского мира (см.: Карта плана Б.Льюиса) был разработан еще в начале 1980-х годов перед началом ирано-иракской войны по рекомендации З.Бжезинского. План был одобрен на закрытой сессии Конгресса США и стал одним из основных документов, определяющих американскую внешнюю политику в последующие десятилетия на территории исламских государств от Марокко до Индии. Концептуальные основы этой политики заключены в том, что современные границы стран Большого Ближнего Востока в обозримом будущем могут быть перекроены за счет сокращения территорий таких государств, как Турция, Ирак, Саудовская Аравия, Пакистан, Сирия, ОАЭ, и появления на карте новых государственных образований - независимого Курдистана, Белуджистана, Арабского шиитского государства, Великой Иордании, Объединенного Азербайджана.

Предусмотренный планом Б.Льюиса раздел Судана на богатое нефтью и пользующееся поддержкой США христианское государство (Южный Судан) и исламское государство (на севере) произошел совсем недавно, в июле прошлого года…

Что касается Сирии, то, по мнению авторов доклада, политическое развитие в этой многострадальной стране в ближайшей перспективе может пойти и по сценарию иностранного участия по устранению правящего режима. Сегодня устранения режима Б.Асада добиваются натовская коалиция, ЛАГ (т.н. «друзья Сирии») и Сирийский национальный совет, а также Турция. «Среди всех рассматриваемых сценариев этот считается наихудшим, хотя бы в силу того, что в отличие от Туниса и Египта власть в Сирии не может самоустраниться, поскольку речь идет не о личных амбициях правящего семейного клана, а о судьбе алавитской общины, составляющей 12% всего сирийского населения. Самым предсказуемым последствием демонтажа нынешних властно-политических структур станет гражданская война, в основе которой будет находиться принцип сохранения и выживания основных этноконфессиональных групп сирийского общества» (с. 38).

Опасность массированной атаки на Сирию с целью уничтожения правящего режима сейчас как никогда велика. Мотивы есть у НАТО, ЛАГ и Турции. Запад и Израиль, поставившие во главу угла своей внешней политики концепцию недопущения Ирана к любым разработкам в области ядерных технологий, нацелены на ликвидацию основного союзника Тегерана в регионе. Кроме того, если ливийский прецедент сработает в Сирии, Израиль получает отличный шанс расправиться со своими основными врагами в регионе - ХАМАС и «Хезболлой» - и, возможно, нанести в одностороннем порядке удары с воздуха по иранским ядерным целям. «Арабские монархические режимы Персидского залива, и прежде всего Саудовская Аравия и Катар, лидирующие сейчас в ЛАГ, рассматривают устранение Асада как важный шаг на пути ослабления враждебных им Ирана, шиитского влияния и угрозы выступлений шиитов против суннитских монархий. Наконец, Турция, также претендующая на лидерство в регионе, в не меньшей степени заинтересована в дестабилизации внутренней обстановки как в Иране, так и Сирии, равно как в установлении своего контроля над районами проживания сирийских и иранских курдов» (с. 40).

Палестино-израильский трек - отдельное важное направление доклада «Ближний Восток…». «С 2000 года, то есть уже более десяти лет, то, что в международной практике принято называть «согласованным политическим процессом мирного урегулирования палестино-израильских противоречий», в действительности находится в непреодолимом тупике или в состоянии глубокой комы» (с. 41). В докладе указывается, что сейчас велика вероятность того, что конфликт между Израилем и палестинцами может спровоцировать новую крупномасштабную арабо-израильскую войну.

В результате происходящих на Арабском Востоке процессов Израиль уже оказался в полной изоляции. Турция, до недавнего времени считавшаяся единственным мусульманским государством, осуществляющим сотрудничество с Израилем, объявила о прекращении всех совместных экономических и оборонных программ. Антиизраильские выступления имели место в Йемене, Тунисе, Алжире и Турции. В Амане в результате такого выступления израильское посольство было полностью эвакуировано. Аналогичные события произошли в Египте, с той разницей, что спустя некоторое время ограниченный состав израильских дипломатов вернулся. Нарастает конфликт между Израилем и Ливаном, который стал заложником «Хезболлы». Вместе с тем и Палестинская национальная администрация, и ХАМАС в Газе понимают, что реакция Израиля на новую интифаду будет жесткой и болезненной. Велика вероятность установления Израилем полной блокады Западного берега.

По мнению авторов доклада, «наиболее приемлемыми для израильтян считаются сценарии, которые можно обозначить как состояние балансирования между миром и войной, что предполагает сохранение современного «статус-кво» и использование временного фактора с целью создания, прежде всего, на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме необратимых реалий, которые исключали бы решение палестино-израильского конфликта в рамках формулы «два государства для двух народов» (с. 45).

При оценке перспектив геополитического развития Ближнего Востока авторы затрагивают новый возможный драйвер ситуации, который влияет на перспективы развития и поддержание стабильности в регионе. Речь идет о проблеме обеспечения региона пресной водой.

Проблема водоснабжения по своему воздействию на перспективное развитие региона приобретает первостепенное значение и становится по ряду позиций важнее, чем нефть. Лишь пять из 19 государств региона будут способны удовлетворять свои потребности в воде к 2030 году (с. 59). Еще четверть века назад секретные службы США обозначили десять районов земного шара, где войны могут вспыхнуть из-за истощения запасов водных ресурсов. К таким районам в первую очередь были отнесены Ближний Восток и Северная Африка. Очевидно, что те арабские страны, для которых проблема нехватки воды стоит наиболее остро, возможно, начнут решать ее со своими соседями конфронтационным путем, нарушая действующие соглашения, что может спровоцировать в ближайшее десятилетие конфликты в регионе (с. 60-61).

Российские интересы в регионе

Авторы доклада проанализировали российские интересы как на географических (ливийском, сирийском и палестино-израильском) треках, так и по направлениям сотрудничества.

В отношении Ливии, как подчеркивается в докладе, России как нефтяной державе необходимо по дипломатическим и иным каналам согласовать в первую очередь вопросы двустороннего сотрудничества в нефтегазовой сфере, электроэнергетике, торговле, проектировании и строительстве железных дорог. В ходе контактов уместно включить в повестку дня вопрос о возобновлении работы Российско-ливийского делового совета (с. 62).

Что касается Сирии, позиция, которую сейчас занимает МИД России, является наиболее адекватной, сбалансированной и конструктивной, поскольку именно такая позиция объективно сдерживает нежелательное сползание региона в пучину хаоса и сепаратизма (с. 65).

Неурегулированность палестинского вопроса по-прежнему остается главным фактором, который дестабилизирует обстановку в регионе. В условиях разрастания кризиса в отношениях между Израилем и его арабским окружением перспектива отката региона к новой войне становится реальной. Учитывая трудности, с которыми сталкивается международное сообщество при решении проблем ближневосточного урегулирования (БВУ), авторы доклада считают уместным, чтобы Россия вернулась к вопросу о созыве международной конференции по Ближнему Востоку в Москве. В этой связи весьма важно, чтобы в ее работе, помимо Евросоюза, США, Израиля и ПНА, приняли заинтересованное участие Турция, Сирия, Ливан, Китай, Индия и другие государства (с. 67).

Утрата российских экономических позиций на Арабском Востоке происходила, как отмечено в докладе, в обвальном режиме. Восстановление их займет немало времени, нет гарантий, что это произойдет в полном объеме. В то же время и сегодня арабские страны региона заинтересованы в России как в стране, которая представляет некий противовес США и ЕС.

Особо важный аспект, по мнению авторов доклада, - военно-техническое сотрудничество (ВТС) России со странами региона. На протяжении последних десятилетий страны Ближнего и Среднего Востока лидируют по объемам импорта вооружений и военной техники (ВВТ) среди всех регионов мира. Крупнейшими покупателями вооружений в регионе являются Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Израиль, Кувейт и Иран. На эти шесть стран пришлось 109 из 125 млрд. долларов, то есть 87% стоимости контрактов по закупкам вооружений, заключенных в 1991-2002 годах странами региона (с. 77-78).

Для более успешного конкурирования с западными странами и расширения российско-арабского ВТС необходимо обратить внимание на то, что традиционные покупатели российских вооружений (Сирия, Египет, Ливия, Алжир, Йемен), очевидно, в ближайшие годы столкнутся с проблемой нехватки финансовых ресурсов. Чтобы восстановить прежние рынки сбыта России, скорее всего, придется пойти на временное снижения рентабельности своего экспорта. Перспективно также рассмотреть вопросы активизации ВТС со странами ССАГПЗ.

Доклад «Ближний Восток: возможные варианты трансформационных процессов» содержит анализ различных аспектов ситуации в регионе и представляет консолидированные рекомендации по формированию оптимальной российской политической линии. А.В.Федорченко и А.В.Крылов приходят к важному и значимому выводу: «В сложившейся ситуации продвижение интересов России в регионе должно проходить на фоне смены традиционных способов влияния... Новые сферы расширения влияния могут включать в себя долгосрочные проекты в области образования, в ходе которых возможна опосредованная подготовка пророссийского лобби» (с. 80).

Сложившаяся на Ближнем Востоке ситуация в настоящий момент характеризуется высоким уровнем неопределенности, но, несмотря на это, авторам удалось провести серьезную экспертизу протекающих в регионе процессов.