В России в последнее время особую актуальность приобрели дискуссии об общественном телевидении. Тем более что в стране в 2012 году был подписан Указ о создании ОТВ, а в июле Президентом России В.В.Путиным назначен генеральный директор и утвержден состав Совета по общественному телевидению.

Очевидно, что целью общественного телевидения является не только обеспечение плюрализма на медийном пространстве, но и, в гораздо большей степени, создание источника информации, свободного от влияния различных групп интересов, в том числе властных структур. Между тем было бы заблуждением утверждать, что слово «общественный» в названии теле- или радиокомпании гарантирует ее полную независимость от государства. В связи с этим особенный интерес представляют принципы функционирования Японской вещательной корпорации NHK.

NHK играет главную информационную роль не только в Японии, но и во всей Азии и является второй по величине компанией такого рода в мире (после британской ВВС). Корпорация была создана в 1926 году1, через год после появления радиовещания в Японии. Она объединила три радиовещательные станции - в Токио, Осаке и Нагои. К середине XX века появились уже две радиосети, была учреждена специальная научно-техническая исследовательская лаборатория2, а в 1950 году вышел Закон о вещании3. Он действует и по сей день с некоторыми поправками (последняя - от 24 июня 2011 г.) и определяет базовые принципы, на которых строится работа корпорации.

Первый телеэфир состоялся в 1953 году, с тех пор NHK ведет регулярные телевизионные передачи. Сейчас компания осуществляет общенациональное и местное вещание и включает в себя пять телевизионных каналов, три радиостанции и Интернет-службу. В самой Японии
54 корпункта и 30 бюро находятся за границей (последнее из них появилось в 2010 г. в Вене (Австрия)4. Кроме того, ведутся передачи на зарубежные страны в общей сложности на 18 языках5.

В марте 2011 года кроме традиционных журналистских функций NHK взяла на себя и некоторые социальные. Работники корпорации не только освещали трагические события 24 часа в сутки, но и оказывали помощь в сборе средств для пострадавших в результате стихийных бедствий и аварий. Уже в первый месяц после катастрофы зрители по всему миру пожертвовали 130 млрд. иен на ликвидацию ее последствий6.

NHK занимает важное место в жизни японцев еще и потому, что сами телезрители, пользующиеся ее каналами, оплачивают 97% всех расходов корпорации в виде абонентской платы. Корпорация не финансируется ни из государственного бюджета, ни коммерческими организациями, ни за счет рекламы. Единственным исключением является коротковолновое зарубежное радиовещание, которое субсидируется государством в объеме 1,9 млрд. долларов в год.

Отсутствие прямого финансирования из госбюджета не делает корпорацию автоматически независимой от государства. По юридическому статусу японское телевидение делится на коммерческое и общественное (примечательно, что отсутствует государственный сегмент). Первое существует за счет доходов от рекламы и является бесплатным, второе  не содержит коммерческую рекламу и существует на средства налогоплательщиков. Последний сегмент и представлен в полной мере NHK. Тем не менее относительно ее «общественного» статуса возникают некоторые сомнения.

Формально NHK не контролируется правительством: в корпорации есть Центральный консультативный комитет, который наблюдает за тем, чтобы программы эфира отвечали строгим государственным стандартам и служили высоким общественным целям. Высшим органом управления, наделенным правом принимать решения, является Совет управляющих, состоящий из 12 человек*. (*В соответствии со статьей 30 Закона о вещании.)  Они назначаются премьер-министром и одобряются обеими палатами японского Парламента**, (**Согласно статье 31 Закона о вещании.)  определяют политику, бюджетный план и план развития компании на несколько лет. Последний может быть скорректирован, если того требует ситуация.

Согласно Закону о вещании, NHK имеет статус «особого юридического лица» (корпоративного субъекта с общественными интересами). Целью такого субъекта, находящегося между государственным и частным секторами, является выполнение высокой общественной миссии за счет общественных фондов или бюджетных средств7.

Как уже отмечалось ранее, бюджет компании формируется за счет уплаты специального тарифа всеми гражданами страны. Этот ежемесячный налог (так называемый дзюсинрё) должна оплачивать каждая семья, у которой есть телевизионный приемник (причем их количество не имеет значения: налог не увеличивается, если приемников несколько). Предполагается, что покупка и установка телевизора непременно влечет за собой обязательство сообщить об этом в NHK для последующего заключения договора, обязывающего ежемесячно отчислять средства из семейного бюджета в бюджет корпорации.

В Законе о вещании есть положение о том, что зритель должен заключать контракт о потреблении вещательных услуг с NHK. Однако четкий императив о необходимости вносить ежемесячную абонентскую плату отсутствует (этот момент оговаривается только в контракте).  Ключевым моментом здесь является добрая воля или совесть плательщика, именно она в итоге определяет «публичную» природу корпорации, обеспечивая ее финансовую независимость как от государства, так и от корпоративного сектора. Примечательно, что к неплательщикам никаких штрафных санкций не предусматривается. Этот факт вызывает серьезные нарекания со стороны тех, кто добросовестно вносит абонентскую плату, ведь они находятся в невыигрышных условиях.

Несмотря на то что налог не так велик по японским меркам - в 2008-2009 финансовом году он составил 1100 иен8 в месяц (около 13 долларов) - все больший процент населения отказывается его платить, что говорит о серьезных несовершенствах такой системы. Самыми «нечестными» в этом плане оказываются западные районы Японии. В них число неплательщиков достигает 40%9. Во многих японских домах телевизоры стоят в специальных нишах, прячутся под занавеской или иначе мимикрируют под окружающую среду. Многие отказываются платить налог, потому что действительно не пользуются телевизионным приемником. Они имеют свободный доступ в Интернет, где смотрят интересующие их программы в режиме онлайн, или пользуются для этого мобильным телефоном.

Определенную роль играет и то, что многие телевизионные приемники, находящиеся в корпоративном секторе или на территории, где юрисдикция японского правительства носит ограниченный характер (на американских военных базах на острове Окинава), оказываются труднодоступными для агентов компании, занимающихся сбором абонентской платы10. Таким образом, столь неоднозначная ситуация вокруг тарифа на вещательные услуги создает ощущение несправедливости и ставит под сомнение равенство прав потребителей.

Проблемой является и то, что NHK, хотя и считается «традиционным» каналом Японии, последние годы теряет аудиторию: за последние десятилетия традиции телевещания по-японски существенно изменились. На фоне крайне ярких шоу, транслирующихся практически на всех каналах страны, на фоне динамичных и пестрых новостных программ японского телевидения передачи NHK зачастую выглядят анахронизмом, особенно в глазах молодой аудитории. Зрители жалуются, что слишком много времени отводится в эфире детским образовательным передачам и однотипным сериалам.

Чтобы привлечь молодую аудиторию, в NHK экспериментируют с расписанием трансляций программ, интересных молодежи (при этом рискуя потерять неустойчивого к резким переменам зрителя зрелого возраста), и стараются сделать вещание доступным через как можно большее количество платформ, что немаловажно именно в Японии - стране передовых технологий. Кроме того, NHK транслирует популярные в прошлом программы (снятые три и более лет назад). Ранее это не привлекало внимания общественности, но в последнее время число повторений стало особенно высоким. Их популярность на NHK обусловлена тем, что многие программы, которые транслировались ранее в обычном эфире, теперь распространяются многими на коммерческих началах (ретранслируются по платным каналам, продаются на дисках и т.п.).

В целом общее содержание программ NHK перестает отвечать запросам аудитории. Несмотря на то, что кроме упомянутого выше контента телевидение содержит важные сообщения о чрезвычайных происшествиях, стихийных бедствиях, прогнозы погоды и аналитические передачи, документальные проекты, художественные фильмы и музыкальные программы, оно продолжает терять зрителя. Так, согласно данным опроса Института вещательной культуры NHK, доля респондентов, ответивших, что в течение недели они более пяти минут смотрели передачи первого канала NHK, составляла в 2006 году 62%, тогда как в 2004 - 68%, а в 2005 - 63%11.

Раньше внушительный пласт аудитории составляли любители борьбы сумо: NHK был единственным каналом, по которому передавали прямые трансляции с матчей. Но в 2010 году трансляции были приостановлены12, а борьба стала транслироваться только в записи, с заранее известным исходом матча.

По данным опроса конца 90-х годов прошлого столетия, всего 35% респондентов смогли правильно ответить, что NHK является специфической бизнес-структурой, работающей ради общественного блага. 19% опрошенных считали, что это государственная организация, а 23% полагали, что NHK - это смешанная корпорация, управляемая совместно правительством и частными компаниями. На этом фоне в обществе ослабляется понимание особой публичной природы NHK13.

Нередко корпорацию критикуют за ангажированность передач.
В последнее время проблема ее независимости от государства стоит перед NHK особенно остро. Речь идет о праве правительства требовать от компании, чтобы она придерживалась определенной политической позиции по отношению к событиям на международной арене. Поводом для широких дискуссий на этот счет послужила речь министра внутренних дел и коммуникаций Японии Ё.Суга 13 октября 2006 года, в которой он заявил, что собирается заставить NHK в своих передачах уделять больше внимания вопросу японских граждан, похищенных спецслужбами КНДР (речь шла о передачах для «Радио Япония» - «Radio Japan»)14.

С одной стороны, ряд представителей общественности подверг эту позицию критике, как противоречащую общественной природе NHK. С другой стороны, некоторую, хотя и незначительную часть ее бюджета составляют государственные субсидии, необходимые для осуществления международного радиовещания, а согласно Закону о вещании, если вещательной корпорацией используются средства из бюджета государства, министр внутренних дел и телекоммуникаций вправе давать приказы, предписывающие содержание передач и объем трансляций.

До этого инцидента весной каждого года правительство направляло в корпорацию письмо, где были указаны три основные сферы, в которых она должна отражать точку зрения государства: новостной блок, важные виды государственной политики и международные проблемы. Неконкретность формулировок давала широкий простор для интерпретации, и советам правительства не уделялось особенного внимания. Заявление Ё.Суга стало, по сути дела, попыткой показать, что корпорация полностью подконтрольна правительству. В этом многие увидели проявление зависимости NHK от государства, ее несамостоятельность и неполноту конституционных гарантий свободы информации. В связи с общественной критикой премьер-министр Ю.Хатояма вынужден был заявить: «Правительство должно уважать свободу печати и свободу выражения. Если допустить чрезмерное вмешательство, это будет означать, что правительство может диктовать содержание программ. Это будет ужасно»15.

Этот тезис не вызывает сомнения ни у аудитории, ни у Совета управляющих корпорации. Тем не менее вопрос о независимости ее от государства периодически встает перед NHK. Так, в 2006 году на компанию подала в суд общественная организация за то, что из передачи о так называемых «женщинах для комфорта» (кореянках, насильственно обращенных в сексуальное рабство в период оккупации Кореи японской армией16) были вырезаны фрагменты, представляющие в неприглядном свете политику японских оккупационных властей. NHK была оштрафована на 2 млн. иен (примерно 25 тыс. долл.).

Несмотря на то что в большинстве европейских стран правительства также нередко выделяют субсидии вещательным корпорациям, они не вмешиваются в рутинный процесс подготовки передач. Так происходит, например, в Великобритании с известной компанией ВВС, которая декларирует принципы объективности, нейтральности и равноудаленности от всех политических течений.

На вышеуказанные проблемы накладываются факты прямых финансовых злоупотреблений, которые приобрели особенно вопиющий характер в период мирового финансового кризиса в начале XXI века. Было обнаружено множество случаев нецелевого расходования бюджета компании. Так, в одном случае вскрылись факты неожиданного стремительного карьерного роста ее сотрудников, сопровождаемого существенным повышением окладов (при том что их обязанности не менялись). В другом случае продюсер NHK целых пять лет выплачивал одной из партнерских компаний вознаграждение за якобы проделанную работу, хотя в реальности никаких совместных проектов не было. Сообщалось также, что руководители некоторых корпунктов (например, в префектуре Окаяма или в Сеуле) завышали стоимость услуг организаций-партнеров, указывая в отчетах несуществующие расходы. В печать  просочилась информация о фактах торговли инсайдерской информацией, о присвоении служащими компании средств, собранных с налогоплательщиков. В ходе различных расследований было выявлено более тысячи случаев нецелевого расходования бюджетных средств вследствие, например, «неправильного подсчета» командировочных или при предъявлении необоснованных счетов к оплате (за телефон или такси сотрудникам в дни, когда они не работали)17.

За нарушения тогда виновники должны были заплатить по 100 тыс. иен каждый (около 1 тыс. долл., что, по японским стандартам, совсем немного). Примечательно, что ни одного из этих людей не привлекли к уголовной ответственности и даже не уволили.

Таким образом, на фоне обнародования примеров финансовой нечистоплотности сотрудников корпорации, а также фактов давления правительства на позицию NHK возникла новая серьезная проблема: аудитория перестала доверять компании. Ее репутация как объективного, серьезного и уважаемого информационного органа была подорвана, начался «кризис доверия». Можно с уверенностью сказать, что он продолжается и сегодня, несмотря на то что NHK всеми силами стремится к восстановлению имиджа.

Так, корпорация планирует многое сделать для расширения международной сети теле- и радиовещания для обслуживания японских граждан, находящихся за границей. Для Японии это особенно актуально ввиду того, что лишь немногие граждане свободно владеют иностранными языками, даже английским.

Доверие к NHK подрывают еще и такие на первый взгляд не имеющие большого значения аспекты ее деятельности, как плохо организованные каналы обратной связи с аудиторией. В самой Японии дело обстоит несколько лучше: специальными службами проводятся социологические опросы (правда, участвовать в них может лишь строго определенный круг лиц), существуют прямые контакты для обращения по интересующим вопросам непосредственно в компанию (телефоны, реальные и виртуальные адреса), при желании зрители могут даже посетить бюро NHK с экскурсией.

Гораздо хуже с обратной связью обстоит дело в заграничных корпунктах: население не осведомлено о деятельности корпорации, что может вызывать определенные трудности при работе. Это вряд ли серьезно отражается на работе корпунктов, расположенных в политически стабильных регионах, и может существенно помешать работе в таких неблагополучных странах, как  Ирак (у NHK есть корпункт и в Багдаде).

В самой корпорации понимают необходимость совершенствования производственной структуры. В плане развития, принятом в 2009 году18, предусматривается сокращение числа неплательщиков налога до 25% за три года и до 23% за пять следующих лет, повышение эффективности работы существующих подразделений компании, проведение структурных реформ. Кроме того, план предполагает существенное усиление надзорных функций Комитета по управлению NHK, ужесточение требований к обязательному внешнему аудиту корпорации, создание комитета пользователей вещания с целью получения объективной информации об общественной реакции на передачи и обеспечения большей прозрачности в работе. Главный упор делается на усиление механизмов внешнего наблюдения и контроля, которые должны были повысить доверие зрительской аудитории19.

Выявленные несовершенства телерадиовещательной корпорации NHK обнаруживают довольно долгое игнорирование основных проблем управляющими структурами. В такой динамично развивающейся стране, как Япония, NHK довольно долго находится в поиске оптимальной модели развития, которая позволит наилучшим способом обеспечить ее деятельность.

Таким образом, в организационной, производственной и других структурах корпорации NHK выделяются некоторые проблемные моменты. Специальные комплексы мер по их преодолению разрабатываются далеко не по всем пунктам. Одной из главных мер должно стать обеспечение независимости, которая, наряду с профессионализмом журналистского корпуса и соблюдением им строгих общественных норм, создает общественному телевидению высокий уровень доверия со стороны зрительской аудитории.

В последнее время внимание японской аудитории все чаще привлекает проблема места и роли теле- и радиовещательной корпорации NHK на медиарынке Японии, а также в государственной политике в области информации. Дискуссии на эти темы приобретают большое общественное значение как в связи с мировым финансовым кризисом (который поставил на передний план задачу более рационального расходования государственных средств), так и в более широком контексте.

При обсуждении NHK затрагиваются такие серьезные аспекты, представляющие широкий общественный интерес, как взаимодействие государства и общества, роль СМИ в обеспечении демократических принципов государственного строя, юридические и экономические гарантии независимости общественных медиакорпораций и т.д.

Тот факт, что компания в определенной степени зависима от государства, не вызывает сомнений: парламент утверждает ее бюджет и осуществляет проверку расходования финансовых средств, премьер-министр назначает высший руководящий состав. Закон о вещании также содержит определенные обязательства корпорации по отношению к Министерству коммуникаций (в конце каждого финансового года NHK предоставляет министерству доклад о своей деятельности вместе с аудиторским отчетом)20.

Несмотря на это, можно утверждать, что корпорация стремится к объективности и независимости в вещании, хотя и не в полной мере отвечает статусу «общественной». Совет ее управляющих представлен деятелями культуры и искусства, профессорами известных университетов и бизнесменами - людьми, имеющими весьма опосредованное отношение к политике. Частая смена лидеров на руководящих постах в Японии, наблюдавшаяся в последние годы, не сопровождалась изменениями в составе Совета управляющих NHK (его члены назначаются на три года21, а правительства последнее время менялись гораздо чаще). Члены исполнительного совета также вряд ли могут быть связаны с политическими группировками: их должность является высшей ступенью карьерного роста внутри корпорации.

Таким образом, японскую модель делают «общественной» не только обширная сеть вещания, отсутствие рекламы на телеканалах NHK, финансирование компании только за счет абонентской ежемесячной платы и отсутствие направленности на извлечение коммерческой выгоды.

q

Опыт NHK мог бы быть полезен при создании общественного телевидения в России. Прежде всего, для обеспечения реальной независимости общественной телерадиовещательной компании как от государственной власти, так и от предпринимательских структур необходимо продумать не только механизм финансирования, но и механизм управления. Механизм финансирования путем взимания налога на телевизионные приемники в принципе обеспечивает независимое финансирование, но его введение возможно только при условии разработки четкого механизма контроля. Следует учитывать, что в России, согласно недавнему опросу «Российской газеты», не готова оплачивать подобного рода услуги большая часть населения - 81%22. В СССР подобный налог одно время существовал, однако затем был включен в стоимость телевизора при покупке и фактически сошел на нет.

Во-вторых, можно было бы подумать о том, чтобы руководящим органом общественного телевидения в России стал бы Общественный совет, назначаемый из числа уважаемых деятелей культуры и представителей общественных организаций (отвечающий определенным критериям). Он мог бы утверждаться обеими палатами Федерального Собрания, причем Государственная Дума при условии обязательного согласования кандидатур всеми фракциями обеспечивала бы политический плюрализм, а Совет Федерации - интересы регионов. Такой Общественный совет должен назначаться на четко оговоренный срок без права досрочного увольнения и обладать исключительным правом назначать высших менеджеров компании из числа ее сотрудников. При этом необходимо с самого начала работы общественного телевидения в России наладить эффективную систему обратной связи со зрителями, которая опиралась бы не на рейтинги отдельных передач, а на оценку компании и ее политики как отражающей общественные интересы.

 

 

 1https://www.nhk.or.jp

 2Science and Technology Research Laboratories. NHK - ежегодный отчет 2008/2009 (NHK Annual Report 2008/2009). С. 28.

 3Закон №132 от 2 мая 1950 г.  http://law.e-gov.go.jp/cgi-bin/idxselect.cgi?IDX_OPT=1&H_NAME=%95%fa%91%97%96%40&H_NAME_YOMI=%82%a0&H_NO_GENGO=H&H_NO_YEAR=&H_NO_TYPE=2&H_NO_NO=&H_FILE_NAME=S25HO132&H_RYAKU=1&H_CTG=1&H_YOMI_GUN=1&H_CTG_GUN=1

 4NHK - итоги года 2011/2012 (NHK Annual Report 2011/2012).  С. 13.

 5Там же. С. 15.

 6NHK - ежегодный отчет 2011/2012 (NHK Annual Report 2011/2012). С. 7.

 7Стрельцов Д.В. Японская теле- и радиовещательная корпорация NHK на перепутье. Япония 2009. Ежегодник. М., 2009. С. 176.

 8Там же. С. 177.

 9NHK - сервисная информация за 2009 год. С. 11.

10Стрельцов Д.В. Указ. соч. С. 179.

11Там же. С. 181.

12Газета «Асахи». 2010/07/08. Решение NHK по поводу сумо (NHK’s Decision on Sumo) // http://www.asahi.com/english/TKY201007070412.html

13 Стрельцов Д.В. Указ. соч. С. 179.

14Там же. С. 185.

15Там же. С. 186.

16Там же. С. 188.

17Там же. С. 180.

18NHK: корпоративный план на 2009-2011 годы (NHK’s Corporate Plan for 2009-2011) // http://www.nhk.or.jp/pr/english/corporate-plan/corporate-plan.pdf

19Стрельцов Д.В. Указ. соч. С. 183.

20Савинцева М.И. Конституционно-правовые проблемы регулирования информационных отношений в Японии: история и современность. Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук, 2007.

21http://www.savethenews.org/public-media/international-models/japan

22Предложения о создании общественного телевидения подготовят к марту // Российская газета // http://www.rg.ru/2011/12/28/tv-anons.html