На современном этапе многие европейские страны переживают серьезнейший социально-экономический кризис. Он больнее всего бьет по наименее защищенным слоям населения - урезаются социальные выплаты и пособия. Сейчас становится совершенно ясно, что без существенных сдвигов в социальной среде кризис не преодолеть.
Оценки российских руководителей, как известно, состоят в том, что наша страна с меньшими потерями выходит из кризиса. Но при этом в России также ставят во главу угла осуществление социальных программ. Более того, именно через сеть взаимно дополняющих социальных программ мы сможем стать ближе к Европе, поддерживать друг друга в этой сложной ситуации, если иметь в виду наше общее стремление к общеевропейскому дому.
В России сейчас много говорят о значении идей евразийства, но никуда не уйти от того факта, что большинство населения страны, и особенно это касается нашей элиты, смотрит на Запад. Поэтому России и странам Европы нужно идти навстречу друг другу. Возможны прорывы в наших отношениях с отдельными европейскими странами на высоком уровне, но они не будут долговременными без формирования социальной базы партнерства, без повсеместного развития горизонтальных связей, включающих в себя гуманитарные, культурные, научные, профессиональные обмены, развитие туризма. Проведение российско-греческого инвестиционного форума в октябре 2011 года показало, что Россия реально может помочь странам Южной Европы, наиболее сильно пострадавшим от кризиса, решая совместные проблемы в туризме.
Россия традиционно тесно общалась с Европой. Если обратиться к русской классике, произведениям И.Тургенева, Ф.Достоевского, А.Куприна, других наших великих писателей, то вспомним, что в конце XIX века благодаря развитию железнодорожного транспорта ежегодное число выездов российских подданных достигало 9 млн. человек! Сейчас в области въездного и выездного туризма видна диспропорция. В Европу россиян едет не меньше, но круг их ограничен принадлежностью к высшему и пока еще в процентном соотношении достаточно узкому среднему классу, а вот в связи с высокими транспортными и иными издержками при наличии такого желания далеко не все европейцы могут поехать в Россию. Образовался огромный разрыв между теми средствами, которые россияне оставляют за границей, и средствами, которые иностранцы оставляют в России. Если Россию посетило в прошлом году менее 2 млн. иностранных туристов, то за первое полугодие прошлого года только в одном Париже побывало более 6 млн. гостей из других стран мира1. Среди иностранных гостей больше едущих в командировки бизнесменов или людей с высоким достатком. Россия с ее поистине огромным туристским потенциалом только тогда сможет извлекать из въездного туризма большую выгоду, если к нам в страну поедут иностранцы со средним или небольшим достатком2. Нам есть что им показать, но мы должны быть готовы их качественно обслужить.
Летом 2011 года председатель правительства РФ В.Путин говорил об увеличении к 2018 году числа приезжающих в Россию иностранных туристов до 23 млн. человек3. И вот здесь огромную потенциальную роль в развитии отношений между народами России и стран Европы может сыграть наше сотрудничество в области социального туризма, естественно, основанное на развитии внутренних социальных программ, с тем чтобы они затем переходили на межгосударственный уровень. Социальное партнерство между Россией и странами Европы, а в перспективе и остального мира, в сфере туризма и отдыха незримо заложит основы широкого сотрудничества в других сферах - связи, транспорта, обслуживания, строительства, энергетики и т.д. Более того, убежден, что такой подход благотворно скажется и на политическом климате в целом, поскольку туризм всегда играл и играет сдерживающую роль в ситуациях, когда возникали предпосылки для локальных межгосударственных и межэтнических конфликтов, поскольку он с ними не вяжется. Социальные программы особенно актуальны для развития отношений России со странами Восточной, Центральной и Южной Европы, где экономики не так сильны и во многом зависят от притока туристов.
Россия имела и имеет большой опыт осуществления социальных программ, в том числе в сфере отдыха, еще с советских времен. Сейчас важно, чтобы наши программы коррелировались и сообщались с соответствующими европейскими социальными программами.
Площадка для сотрудничества
Именно такую функцию призвана осуществлять Международная организация социального туризма (ОИТС). В 1962 году на конференции по социальному туризму в Брюсселе было создано Международное бюро социального туризма (БИТС), где и по сей день находится штаб-квартира организации. Устав организации был принят ее генассамблеей в 1964 году в Риме. Он определял задачу БИТС как содействие развитию социального туризма в международном масштабе посредством координации туристской деятельности отдельных его членов4. Для осуществления обмена информацией среди заинтересованных организаций БИТС через определенные промежутки времени проводил международные форумы по проблемам социального туризма. Генассамблея БИТС, состоявшаяся в октябре прошлого года, переименовала организацию в ОИТС.
На данный момент ОИТС объединяет более 170 национальных и международных организаций, в той или иной мере связанных с социальным туризмом. Наиболее полно среди членов ОИТС представлены такие туристически развитые страны, как Франция, Италия, Испания, Бельгия, Канада. Участвуют в работе ОИТС и Соединенные Штаты Америки. Из стран Восточной и Центральной Европы членами ОИТС являются туристские организации Польши, Болгарии, Румынии, республик бывшей Югославии и России. Среди африканских стран в организации представлены Мали, Того, Бенин, Камерун, много представителей региона Центральной Америки и Карибского бассейна, а также североафриканских арабских государств.
Устав ОИТС определяет три основные направления деятельности организации: поощрять изучение социального туризма и проблем, связанных с ним; улучшать существующие контакты между организациями и учреждениями, занимающимися вопросами социального туризма или проявляющими интерес к его развитию; выступать с инициативными предложениями и мероприятиями, касающимися сферы социального туризма. Иными словами, обмен опытом и связями составляет суть работы.
Организация регулярно, не реже одного раза в год, проводит свои генассамблеи, являющиеся высшим ее органом. Генассамблея вносит изменения в устав, избирает президента, назначает ревизоров, утверждает финансовые отчеты, устанавливает сумму годовых взносов, рассматривает предложения Исполнительного комитета и Совета директоров и утверждает их состав сроком на четыре года. Исполнительный комитет возглавляет президент ОИТС (в настоящее время Жан-Марк Миньон) и руководит работой ОИТС между генеральными ассамблеями. Совет директоров собирается в полном составе два раза в год. В настоящее время в него избрано 20 представителей различных организаций.
Для разработки теоретических вопросов в ОИТС созданы комиссии - Воспитание и культура, Исследования по социальному туризму, Молодежный туризм и некоторые другие. Финансовые средства ОИТС образуются из вступительных членских взносов, ежегодных взносов, в том числе за оказанные услуги, субсидий, пожертвований и других случайных источников. Размеры вступительных и ежегодных взносов постоянно меняются. ОИТС издает бюллетень информации, который выходит раз в два месяца и бесплатно рассылается организациям-членам5.
Предмет для разговора
Внешне отправной точкой всех переговорных процессов и дискуссий в ОИТС является тот круг проблем и явлений, которые различные государства вкладывают в термин «социальный туризм». На самом деле вопрос гораздо глубже, поскольку именно на этом общем понимании может базироваться сотрудничество различных государств мира в социальной сфере. В зависимости от понимания «социального туризма» на практике используются накопленный опыт, национальные традиции, применяются различные системы, осуществляются различные его программы.
В последнее время отношение к социальному туризму меняется, он становится предметом внимания и академических исследований. Исходя из этого Международная организация социального туризма создала в 2010 году Альянс по образованию и научным исследованиям в социальном туризме, который объединяет усилия с разных континентов, для того чтобы исследовать и обсудить определения, системы и формы развития социального туризма.
В российском обиходе социальный туризм относят к экономическим категориям, считая его разновидностью любых видов туризма, субсидируемой из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых6.
В силу разного рода трактовок различными государствами, международными и национальными организациями понятия «социальный туризм» ОИТС опирается на достаточно общее его определение, изложенное в ст. 3 устава ОИТС, где социальный туризм - это связи с туризмом и участие в нем социальных слоев со скромными доходами. Это участие становится возможным или стимулируется мерами социального характера. Однако ОИТС все чаще начинает пользоваться тем определением социального туризма, которое ему дал канадский профессор Университета Квебек (Монреаль) Луи Жоли. По его словам, социальный туризм - это те программы, события и деятельность, которые позволяют всем группам населения, и в особенности молодежи, семьям, пенсионерам, лицам с невысокими доходами и инвалидам, пользоваться благами туризма, качественным обслуживанием и гостеприимством7.
По международным понятиям, социальный туризм возможен только вследствие применения определенных социальных мер. Они связаны в первую очередь с экономическими условиями разных стран, заболеваниями, личной или семейной изолированностью, ограниченной подвижностью граждан и т.д. Эти препятствия на отдых в свободное от учебы и работы время необходимо одолевать и помогать людям стать приобщенными к туризму в духе уважения ценностей, устойчивости, доступности и солидарности. Использование права на свободное время создает условия для всестороннего развития личности и социальной интеграции.
ОИТС ставит перед собой задачу не только расширять социальный туризм в международном масштабе, но и содействовать в этой активности стиранию границ между государствами путем координации деятельности своих членов, информирования их относительно всех событий и новых явлений в его сфере с точки зрения как экономических новшеств, так и социальных. Являясь некоммерческой ассоциацией, ОИТС преследует цели обеспечивать доступ к туризму, отдыху и экскурсиям как можно большего числа людей - семей, молодежи, стариков, инвалидов - на основе партнерства государства, общественных организаций и туроператоров.
ОИТС опирается на концепцию социального туризма, разработанную на основе пяти принципов:
1. Большинство членов общества имеют право на туризм. В обществе есть члены более склонные к решению социальных проблем, другие менее активны в разрешении ситуации, которая препятствует поездке в отпуск. При этом социальный туризм не может рассматриваться как туризм более низкого качества.
2. Социальный туризм служит социальной интеграции. Порождаемый им культурный обмен особенно ценен для молодых людей, поскольку он способствует их интеллектуальному развитию и расширению знаний о мире. Более того, контакты в молодежной среде могут закладываться на десятилетия вперед.
3. Создание структур устойчивого туризма. Социальный туризм, который более нацелен на социальные аспекты, нежели на экономические факторы, может способствовать созданию или переустройству туристских дестинаций, отвечающих экономическим, социальным и экологическим критериям устойчивости.
4. Вклад в повышение занятости и экономическое развитие. Как средство борьбы с сезонностью он представляет собой важнейший критерий обеспечения стабильности занятости.
5. Вклад в мировое развитие. Туризм предполагает благосостояние, обмены, увеличение имущественных ценностей, дружбу и общение народов в противоположность войне, которая означает агрессию, вторжение и разрушение природы8.
Для ОИТС также важно определить те органы или структуры, которые могут быть задействованы в социальном туризме. Среди них называются национальные федерации или консорциумы, госучреждения социального туризма или другого типа, но работающие в смежных сферах, ассоциации социального туризма, спортивной или культурной направленности, органы кооперативного движения, профсоюзы, совместные предприятия9.
Однако ОИТС ни в коей мере не стремится сделать социальный туризм обузой для общества, отвергая идеи иждивенчества, и видит свое предназначение в реализации иных мер, позволяющих сократить расходы для путешествующих категорий населения при сохранении прибыльности инфраструктуры туризма. Вот почему иными своими целями ОИТС называет поддержание честного и неубыточного туризма, обеспечивающего доходы хозяевам, бережное отношение к среде их обитания и уважение к их культурным традициям.
Европейские социальные проекты
В ряде европейских стран социальный туризм организуется ассоциациями, кооперативами и профсоюзами и имеет целью сделать путешествия доступными для максимально большого числа населения, особенно для наименее привилегированных слоев населения. Европейские проекты могут иметь как международную, так и национальную направленность.
Коснемся первой. С одобрения Европарламента с 2009 года вопреки развернувшемуся финансово-экономическому кризису в Европе был запущен проект социального туризма под названием Калипсо* (*Проект был назван в честь чуждой коммерции греческой нимфы, которая в течение семи лет принимала измученного войной Одиссея на своем острове.) с ежегодным бюджетом 1 млн. евро и сроком действия три года, нацеленный на привлечение к туризму большего числа граждан и расширение местного, межрегионального и межгосударственного взаимодействия. Эта программа имеет дело не только с путешествиями, она затрагивает проблему поддержания здоровья, общения между собой пожилых людей и молодежи, социальной интеграции и, что особо важно - формирования общеевропейской идентичности. При этом определены четыре основные целевые группы граждан - пожилые люди и пенсионеры, молодежь, инвалиды и семьи с невысоким уровнем доходов. Основными задачами проекта стали:
- выявление наилучших методик по поощрению туризма в несезон;
- выработка на европейском и национальном уровнях мер по активизации туристских обменов представителей четырех целевых групп;
- вычленение трудностей, стоящих на этом пути, и способов их преодоления.
Реализация этих целей могла бы способствовать активизации и росту экономической деятельности, расширению туристического сезона в европейских странах, созданию новых рабочих мест и в конечном итоге содействовать формированию чувства общеевропейской идентичности. Проект Калипсо предусматривает работу внутри партнерской сети с привлечением неправительственных организаций, туристических агентств, объединений потребителей для взаимодействия с тщательно отобранными гостиницами, курортами и загородными центрами отдыха. Он охватил восемь европейских стран, а еще шесть находятся в стадии возможного участия в нем.
Говоря о специфике отдельных стран, следует отметить, что во Франции действует Национальное агентство отпускных чеков, ежегодный денежный оборот которого составляет более 1 млрд. евро, а отпускными чеками расплачивается около 3 млн. французов, работающих как в государственных, так и частных структурах. Примечательно другое: агентство имеет более 21 тыс. клиентских организаций, которые участвуют в ее финансировании, и порядка 135 тыс. организаций оказывают услуги владельцам отпускных чеков. Малообеспеченным гражданам выделяется на отпускные цели порядка 4,5 млн. евро ежегодно10.
В Испании работает Программа социального туризма, позволяющая ежегодно свыше 1 млн. лиц пенсионного возраста совершать групповые организованные поездки в несезон. Правительство Испании вкладывало в эту программу порядка 75 млн. евро ежегодно, но благодаря применению соответствующих механизмов (НДС, налог на коммерческую и профессиональную деятельность, корпоративный подход и налог на физических лиц, дотации из фонда социального страхования) она приносит доход в 125 млн. евро, покрывающий расходы. Благодаря этой программе в стране создано 10 тыс. дополнительных рабочих мест, действует программа «Туризм для старшего поколения», в которой участвует ежегодно более 400 тыс. человек11. Привлекает внимание британская программа «Семейный отдых», цель которой состоит в том, чтобы отдых малообеспеченных семей не отличался от отдыха семей более обеспеченных.
В Швейцарии действует система чеков на отдых швейцарской Кассы путешествий (РЕКА). Она охватывает две целевые группы - семьи и инвалидов. В ее рамках имеется система «бесплатных недель отдыха» для матерей и отцов-одиночек. РЕКА предоставляет бесплатно
50 тыс. койко-дней 1200 семьям и родителям-одиночкам12. В соседней Австрии действует система семейных карт, позволяющая отдыхать в соседних провинциях страны. Каждая семья, имеющая ребенка и желающая отдыхать с ним, получает скидки на отдых. Обслуживание со скидками производят 1400 предприятий и учреждений. В течение года преимуществами проекта в дни школьных каникул, уикендов и в несезон пользуются 150 тыс. человек13.
Более слабые в экономическом отношении государства Европы выбирают свою нишу. В Венгрии, например, используется система отпускных чеков в целях улучшения демографической ситуации путем предоставления преимущественных возможностей для отдыха будущим матерям. Венгерский национальный фонд отдыха сотрудничает со 150 организациями и ежегодно оказывает помощь в проведении отпуска более чем 100 тыс. человек. Вот, например, в каких сферах применялись чеки: оплата железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, культурных программ, фестивалей, для приобретения карточки рыболова, для посещения термальных источников, для оплаты питания и топлива, для охраны здоровья и профилактики заболеваний и т.д.14.
В Чехии действует программа «Путешествия без барьеров» для инвалидов. Эта программа заслуживает и нашего внимания, несмотря на то что ход экономического кризиса вносит коррективы в ее осуществление. Румынская программа отпускных ваучеров открыта для всех государственных и частных учреждений страны.
Можно было бы и дальше продолжать список программ и проектов, однако, как мы видим, все они имеют свои особенности, опираются на более или менее разветвленную сеть организаций и взаимодействующих структур. Примечательно, что все эти и иные многочисленные программы действуют в рамках именно социального туризма.
Европейские социальные программы имеют тенденцию к объединению. В ноябре 2011 года на Мальте состоялся 6-й Европейский форум социального туризма, где были обсуждены меры по приданию новой динамики социальной политике туризма. Делегаты форума выработали «дорожную карту» европейского социального туризма на 2012 год как основу взаимодействия государств.
Российское измерение
Россия имеет предпосылки к тому, чтобы включиться в европейскую и мировую системы социального туризма, способные придать отрасли совершенно новое измерение. И здесь по крайней мере четыре соображения должны сыграть свою роль.
Первое касается российского внутреннего туризма как категории развивающейся. Российская Федерация, по оценкам экспертов Всемирной туристской организации ООН, входит в пятерку стран, обладающих наибольшим туристским потенциалом, но при этом многие наши граждане предпочитают выезжать на отдых за рубеж и пока неохотно едут путешествовать по своей стране. Причина в основном в отсутствии системной социальной политики в туризме, главным принципом которой должен быть доступ к туристскому отдыху для всех слоев населения, в первую очередь семей, молодежи, пожилых людей и инвалидов. Это связано с нехваткой необходимых для этого средств, отсутствием должной инфраструктуры, сбоями в системе поддержки наименее обеспеченных граждан, в недостаточной подготовке необходимых для ее реализации кадров. Развитие внутреннего социального туризма позволит развивать и въездной социальный туризм, а на этой основе и выездной социальный туризм.
Второе. Россия участвует в деятельности ОИТС практически с самого начала ее работы - сначала посредством Центрального совета по туризму и экскурсиям, затем Российской международной академии туризма. Но если со стороны развитых в туристическом плане государств в организации работает несколько организаций, то со стороны России - пока одна. Иными словами, мы должны более активно работать на этой площадке.
Третье обстоятельство заключается в том, что экономический рост страны, правда несколько замедлившийся после вспышки финансово-экономического кризиса, позволяет государственным и частным структурам чувствовать себя достаточно стабильно и планировать свою социальную политику. Более того, мы имеем и собственный неплохой опыт социального обеспечения отдыха наших граждан, во многом сохранившийся еще с советских времен. Так, например, только в Москве около половины немалого городского бюджета идет на социальную поддержку ее жителей. В практике одной из крупнейших национальных республик России - Башкирии 70% социальных путевок субсидируется государством. Подобные программы существуют и в других регионах страны. Важно соединить наши социальные проекты и усилия с проектами правительства России и усилиями других государств мира, работающих в рамках ОИТС.
Четвертое соображение касается того, что для развития социального туризма необходимо готовить инфраструктуру. Например, для путешествующих инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями нужны специальные приспособления в аэропортах, на лестницах, в лифтах, в умывальниках, комнатах отдыха, что у нас пока игнорируется. А ведь для этих людей путешествия имеют не меньшее, а гораздо большее значение в жизни - и как средство общения, и как способ познания окружающего их мира. Есть очень много иностранцев с ограниченными физическими возможностями, которые хотели бы посетить нашу страну по социальным программам, ознакомиться с ее достопримечательностями, полечиться. Но технически мы их принять не можем, к этому не готовы ни гостиницы, ни транспорт, ни система питания. Другие не едут по финансовым соображениям. Самые простые подсчеты показывают, что экономический эффект от приезда таких иностранцев будет большим, нежели от приезжающих ныне в нашу страну туристов без каких-либо социальных скидок.
За последнее время в международной деятельности России происходят определенные позитивные сдвиги, которые позволяют надеяться и на сдвиги в сотрудничестве с государствами Европы и членами ОИТС. В 2011 году дважды в нашу страну с визитом приезжал Ж.-М.Миньон, проведя заинтересованные встречи в профильных министерствах и ведомствах. Он также принял участие в работе Российского форума по социальному туризму в Уфе. Результатом поездки стало решение о проведении регулярных форумов ОИТС - Россия в различных регионах РФ. В марте 2012 года Россию посетил генеральный секретарь Всемирной туристской организации ЮНВТО Талеб ар-Рифаи, который сделал акцент на необходимости подготовки квалифицированных туристских кадров, отвечающих международным требованиям.
Чтобы взаимодействие обретало более конкретное очертание, необходима координация образовательных программ. Российская международная академия туризма (РМАТ) в этом плане реализует совместные образовательные программы с университетом Сорбонна (Франция), Миланским университетом (Италия), другими вузами стран Европы, ведет обмен студентами и выдает дипломы европейского образца. При этом все больше начинает перенацеливать образовательный процесс на работу в сфере социального туризма. Примеров тому немало. Так, в 2011 году подготовлено учебное пособие «Безбарьерный туризм в Москве»15 по малоосвоенной теме туризма для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Конечно, учитывая российскую специфику и традиции политической культуры нашей страны, для более существенных сдвигов во взаимодействии с государствами Европы России необходима федеральная целевая программа по поддержке социального туризма и приведение его базы в соответствие с мировыми стандартами. Такая постановка вопроса вовсе не должна означать отказ от нашего собственного наследия и накопленного опыта в поддержке права социально незащищенных слоев населения на отдых, также и от создания для социального туризма качественно иных условий.
И наконец, Европа - самая близкая для нас заграница, ездить туда удобнее и проще всего. Мы станем намного ближе к ней культурно и социально, если совместно будем развивать социальные проекты в туризме. И это сотрудничество обеспечит более крепкую моральную и гуманитарную связку, нежели поставки европейским странам наших углеводородов, в том числе путем формирования благоприятной внешней среды поможет развязке и сложных военно-политических проблем.
1http://jli.ru/novosti/Inostrannye_turisty_chashe_edut_v_Rossiyu.html
2См., например: Трофимов Е.Н. // Международная жизнь. 2010. № 2.
3http://jli.ru/novosti/Inostrannye_turisty_chashe_edut_v_Rossiyu.html
4http://ec.europa.eu/enterprise/sectors/tourism/social-tourism/index_en.htm
5http://www.bits-int.org/en/index.php?menu=19&submenu=60
6http://katalog.turkompot.ru/turizm/C/1.3.4..php
7http://www.bits-int.org/en/index.php?menu=1&submenu=2
8http://issuu.com/familyholidayassociation/docs/barcelonadeclarationwithcover/1?mode=a_p.5-6.
9Ibid. Р. 7.
10http://issuu.com/familyholidayassociation/docs/barcelonadeclarationwithcover/1?mode=a_ p.10.
11Ibid.
12http://ec.europa.eu/enterprise/sectors/tourism/eden/
13Ibid.
14Ibid.
15Бавельский А., Зорина Г., Ручин А. Безбарьерный туризм в Москве. М.: Логос, 2011.