Европейское направление внешней политики России - одно из самых насыщенных, самых проблемных и самых многообещающих. Можно с уверенностью говорить, что все эти характеристики останутся справедливы и в обозримом будущем.
Тем, что в списке наших внешнеполитических приоритетов европейский вектор занимал и будет занимать место среди первых, мы обязаны не только политической воле руководства страны. Европейский выбор нынешнего Российского государства обусловлен культурной и цивилизационной общностью России и Европы, тысячелетнем историческим опытом, налаженными экономическими связями. Европейский выбор - это и личный выбор подавляющего большинства наших граждан.
Вместе с тем незавершенность процессов создания современного государства и современной экономики в России, «букет» европейских кризисов - от нарастающего социально-экономического до давно обозначившегося кризиса идентичности, долгий перечень взаимных претензий (тоже, как правило, исторически укорененных) - создают очень непростой фон для развития наших отношений.
Институт современного развития недавно завершил исследование, в котором обобщен материал последнего десятилетия по основным сферам российско-европейских связей.
Мне хотелось бы на страницах журнала «Международная жизнь» поделиться с читателями некоторыми выводами и соображениями, к которым мы пришли.
В кулуарах саммита Россия - Европейский союз в декабре 2011 года у наших европейских партнеров заметно слышались нотки пессимизма. Однако планы внутренней модернизации, к которым была привязана знаковая инициатива «Партнерство для модернизации» (ПМ) между Россией и ЕС, представляли возможность придать новое содержание тому, что подразумевается под «стратегическим партнерством». «Стратегическое партнерство» уже давно официально заявлено как состояние наших отношений, а его укрепление - как задача на ближайшее будущее.
Последний, июньский саммит с участием вступившего в должность Президента России В.Путина больше напоминал дежурную встречу. Тем не менее обе стороны вновь отметили целесообразность «развивать стратегическое партнерство».
Такая установка содержится и в действующей Концепции внешней политики РФ, о намерении придерживаться которой по-прежнему заявляют высокие российские представители. К декабрю нынешнего года МИД должен подготовить проект новой редакции концепции.
Концепция - сухой, с точки зрения обывателя, документ, написанный дипломатами политкорректным языком, учитывающий мнения различных ведомств, в том числе и силовых. Однако, так или иначе, в ней излагается доктрина внешней политики страны, в этом смысле концепция подлежит реализации и является обязательной программой для всех государевых людей. Нет сомнений в том, что в наших реалиях Концепция внешней политики будет отражать взгляды В.Путина на период его предстоящего президентства.
С этой точки зрения мы можем судить о вероятных приоритетах российской дипломатии по предвыборной статье В.Путина1 и его недавнему выступлению перед послами и постоянными представителями РФ на совещании в МИД уже в качестве главы государства.
Как и прежде приоритетом номер один остается СНГ - «сердцевина нашей внешней политики». При этом движущей силой интеграции становится «тройка» Россия, Белоруссия, Казахстан, сформировавшие Таможенный союз и приступившие к работе в формате единого экономического пространства.
На второе место в этом перечне переместился Азиатско-Тихоокеанский регион, с его возросшим экономическим и политическим весом. Затем следуют Китай и Индия, Латинская Америка и Африка, и лишь после этого мы находим Европу. Список замыкают США.
Хочу напомнить: среди приоритетов, обозначенных в ныне действующей концепции, принятой в 2008 году, так же как и в Концепции 2000 года, Европейскому союзу отведено место непосредственно за СНГ. При этом основополагающая роль Европы была четко зафиксирована в процессах модернизации России, перевода нашей экономики на инновационный путь, «укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека». В документе констатировалось, что «именно такая совокупность политических, экономических и правовых процессов является условием для обеспечения конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире».
Акценты концепции-2008 были закреплены во Внешнеэкономической стратегии до 2020 года. Ее появление объяснялось потребностью в переходе российской экономики на инновационный путь развития.
В ряду возможных партнеров для выполнения такой задачи Евросоюз занял уже первое место.
Планы по созданию сети модернизационных альянсов появились не для красного словца. Они стали результатом правильной оценки баланса между собственными ресурсами и задачами по укреплению экономических и научно-технологических позиций страны. В свою очередь, первенство Евросоюза вполне справедливо вытекало из его совокупного потенциала, крепких экономических и иных связей, налаженных механизмов взаимодействия с Россией.
Концепция и стратегия создали ту основу, на которой в конце 2009 года наша страна выдвинула инициативу «Партнерство для модернизации» между Россией и Европейским союзом. Возникла очень интересная и полезная схема перевернутой пирамиды: от общих приоритетов к их «проектному проецированию».
За этой инициативой последовала работа по конкретным направлениям и проектам. В совместном заявлении по «Партнерству для модернизации» в середине 2010 года были обозначены следующие направления сотрудничества: расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации, создание благоприятных условий для малых и средних предприятий; содействие выравниванию технических регламентов и стандартов, а также высокому уровню защиты прав интеллектуальной собственности; транспорт; содействие развитию устойчивой низкоуглеродной экономики и энергоэффективности; укрепление сотрудничества в сфере инноваций, исследований и развития, а также космоса; ответные меры на региональные и социальные последствия экономической реструктуризации; обеспечение эффективной работы судебной системы и усиление борьбы с коррупцией; содействие развитию связей между людьми; укрепление общественного диалога.
Основной акцент делался с нашей стороны на сотрудничестве в технологической, инновационной, торгово-экономической сферах.
За прошедший период в рамках «Партнерства» были достигнуты заметные результаты. ПМ позволило выявить наши собственные преграды для выполнения национальной программы модернизации. Уровень взаимодействия с ЕС является полезным показателем того, в каких сферах позиции России слабее, где их нужно выправлять при обоюдном интересе и где мы сталкиваемся с твердым конкурентным неприятием.
Включение в новую редакцию Концепции внешней политики «Партнерства для модернизации» даст важнейший позитивный сигнал к оценке всего внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны на ближайший период.
Главное - определиться как со своими внутренними приоритетами, так и со своими возможностями, найти достойную «нишу» Евросоюза в планах социально-экономического и научно-технологического развития России.
Следует также учитывать, что эффективность партнерства зависит от взаимной адаптации институтов для успешного инновационного и научно-технологического сотрудничества, для укрепления конкурентного потенциала. Поэтому нельзя избежать обозначенной в ПМ связки с гуманитарной составляющей партнерства, способствующей повышению конкурентоспособности и, соответственно, заинтересованности контрагентов. В этом и есть смысл улучшения инновационного климата.
Как бы ни формировались приоритеты и задачи, «в уме» мы имеем то, что отношения с Евросоюзом сохранят для нашей страны одно из ключевых мест. Это обусловлено характером и масштабами экономических связей, опытом взаимодействия в глобальной и региональной повестке дня, возникающими вызовами, настроениями общественности России, исторической заданностью «европейского выбора», потребностями внутреннего развития нашей страны и стран Евросоюза. Заметим, что очевидность перечисленных обстоятельств вовсе не снимает необходимости продолжать и активизировать осмысление дальнейшего места Евросоюза в наших приоритетах.
Европейский союз с его 27 странами-участницами - это две трети населения и 80% всего внутреннего продукта Европы. При этом многие остающиеся за пределами ЕС государства (в том числе и братская Украина) декларируют свой выбор в пользу евроинтеграции. 60% российского торгового оборота - это ЕС. Поступления от него составляют львиную долю доходов российского бюджета. Зарубежные инвестиции в нашу экономику почти на 80% имеют европейское происхождение.
Многоплановое и конкурентное сотрудничество с европейскими государствами было и остается одной из доминант отечественной истории. Россия на протяжении многих веков осознавала себя частью Большой Европы. Даже в XVI-XVII веках, когда характер политического и экономического развития Московского царства, казалось, окончательно закрепил цивилизационный барьер вдоль нашей западной границы, «быт и техника», как писал П.Н.Милюков, «бессознательно для русского человека втягивали его в круг европейских идей и понятий»2. Хотя, нужно признать, европейские границы - и географические, и ментальные - неизменно оказывались нам узки.
«Европейский выбор» значительной части общественности России - это данность, которую российское руководство всегда принимало во внимание при формировании и реализации базовых внешнеполитических и внешнеэкономических установок. Даже при быстро меняющихся внутрироссийских реалиях и вероятности «переакцентирования» внешнеполитических предпочтений отстраняться от него контрпродуктивно. Усталость от завышенных ожиданий, которыми в последние два десятилетия было нагружено сотрудничество между Москвой и европейскими партнерами России, не должна заслонять реальные потребности и настроения нашей страны и общества.
1Путин В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 27 февраля 2012.
2Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 2010. Т. II. С. 117.