После победы Обамы на президентских выборах в 2009 году новая администрация сформировала свою концепцию внешней политики в отношении России. Основным идеологом этой концепции, названной в дальнейшем «перезагрузка», стал специальный помощник Президента США по вопросам национальной безопасности, директор отдела России и Евразии Совета национальной безопасности США, член предвыборного штаба Обамы, профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол, сегодня - Чрезвычайный и Полномочный Посол США в России.

Новая идеология

Общеизвестно, что события августа 2008 года - проведенная российскими вооруженными силами операция по защите российских миротворцев, граждан России и Южной Осетии - усугубили и без того уже находившиеся в кризисе российско-американские отношения. Администрация Президента Б.Обамы имела другую, основную проблему, решить которую при существующем на то время уровне напряженности в российско-американских отношениях было практически невозможно. В декабре 2009 года истекал срок действия российско-американского Договора о СНВ и Б.Обама поставил вопрос так: скатывание отношений вниз не отвечает национальным интересам США. Это было его главным наблюдением1.

В Москве и Вашингтоне понимали необходимость заключения нового взаимообязывающего Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Признавая конфронтационность внешнеполитического подхода, сложившегося при «позднем» Буше, администрация Президента Обамы и Государственный департамент избрали новую внешнеполитическую стратегию в отношении России. Все это способствовало тому, что Вашингтон в короткое время инициировал старт новой внешнеполитической концепции в отношении России, именуя ее «перезагрузкой». На встрече в Женеве 6 марта 2009 года государственный секретарь США Х.Клинтон и министр иностранных дел России С.В.Лавров нажали на символическую кнопку «Reset».

Основным идеологическим наполнением термина «перезагрузка» было желание нового Президента США узнать позицию России по внешнеполитическим вызовам и угрозам, с которыми предстояло столкнуться администрации Б.Обамы. Ответы на вызовы, стоящие перед национальными интересами двух государств, предлагалось объединить: это Афганистан, Иран, Ближний Восток, ядерное нераспространение, международный терроризм. Также позиция Обамы и его администрации заключалась в углублении и интенсификации межгосударственного диалога с Россией по другим международным проблемам, по которым не было существенных разногласий.

Было анонсировано содержание концепции российско-американской «перезагрузки»: «На самом деле теория «перезагрузки» - это когда мы спускаемся вниз и занимаемся реальными делами, без всех этих «мы любим вас», «вы потрясающие» и «холодная война закончилась». Если предпринимать реальные действия, то эти дела будут служить хорошим отношениям, а не наоборот2.

Ключевой чертой «перезагрузки», с американской точки зрения, является «двусторонний подход» к реализации концепции, который заключается в диалоге по двум направлениям: с правительством и с гражданским обществом в России. Это классический американский внешнеполитический метод продвижения ценностей демократии и американских интересов посредством «мягкой силы», и в этом смысле «двусторонний подход» в реализации концепции «перезагрузки» является, скорее всего, не новацией, а сохранением действенного внешнеполитического механизма большой внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов.

США почти всегда остаются неизменными в своем «двустороннем подходе». Ф.Гордон, заместитель государственного секретаря, рассказал о том, что Государственный департамент с начала старта «перезагрузки» (2009 г.) потратил на цели поддержания в России демократии и прав человека около 200 млн. долларов3. Примерно по 50 миллионов в год. Сумма впрочем небольшая, но достаточная для поддержания организационной деятельности неправительственных организаций в России, например таких, как «Голос». В 2012 году администрация США организовала специальный фонд для поддержки демократии в России. «У нас есть созданный с одобрения госсекретаря и Конгресса новый фонд по укреплению гражданского и информационного общества и защите прав человека в России... Он также предназначен для работы с НПО - то есть для расширения диалога с американскими НПО, поддержки молодых политических лидеров. Его объем составляет около 50 млн. долларов, которые были переведены из ликвидированного российско-американского инвестфонда»4, - сообщила В.Нуланд, официальный представитель Государственного департамента США.

В целом распространение демократии и прав человека во всем мире является для США, по мнению сторонников «вильсоновского» либерализма, непосредственно обеспечением собственной национальной безопасности, а опосредованно - инструментом обеспечения геополитического влияния. Такую традиционность Демократической партии США (в основном приверженцев «вильсоновского» либерализма) во внешнеполитическом подходе необходимо всегда учитывать при формировании и планировании российской внешней политики.

Была очевидна жизненная необходимость и актуальность создания для отношений России и США новой идеологической базы. Очевидно было и то, что новый внешнеполитический «двусторонний подход» к России, формулируемый в проекте «перезагрузка», как минимум, своевременен и позитивен. Новая концепция, предложенная «демократической» администрацией США, подразумевала выход на качественно новый уровень межгосударственных отношений, а также строительство платформы для взаимного доверия и сокращения инерции холодной войны. Позволяли также реализовать задуманное «перезагрузка» направлений, в которых еще «теплилось» сотрудничество, новые и перспективные области взаимодействия между странами.

Между тем российские дипломаты не совсем разделяют оптимизма американских коллег и сторонятся введенного американцами термина. «Перезагрузка» - это не наш термин и не наш тезис. Мы всегда исходили и продолжаем исходить из того, что Россия налаживает с США реальное равноправное стратегическое партнерство, взаимоуважительный диалог при учете интересов и позиций друг друга. Термин «перезагрузка», скорее, относится к тому курсу, который с приходом к власти начал проводить Б.Обама и его администрация»5, - сообщил на брифинге представитель МИД России А.Лукашевич. В целом же МИД России оценил «перезагрузку» как позитивное явление.

Предварительные итоги

Рассматривая итоги «перезагрузки» в российско-американских отношениях, нужно признать, что данная концепция выполнила свое назначение. После российско-грузинской войны в августе 2008 года, когда России пришлось идти тернистым и, надо сказать, опасным путем, отстаивая признание Западом своих привилегированных интересов, отношения с США были по большому счету в тупике. «Перезагрузка» позволила перезагрузить далекую от совершенства, «зависшую» систему российско-американского диалога, придать иной уровень межгосударственному сотрудничеству, а самое главное - достигнуть существенных результатов.

В целом итоги «перезагрузки» можно разделить на три категории: успехи и достижения, развивающееся сотрудничество, «размены» и «провалы». Багаж первой категории - успехи и достижения - достаточно весом. Какие достижения можно отнести к нему?

Очевидное достижение «перезагрузки» и российской дипломатии - подписание в Праге 8 апреля 2010 года Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений с учетом формализации российской позиции в преамбуле к тексту договора о взаимосвязи наступательных и оборонительных сил. Стоит отметить, что процесс переговоров был весьма непростым и напряженным.
В интенсивном режиме работали руководители двух государств и совместная российско-американская рабочая группа. В итоге договор был заключен без ущерба для режима международной безопасности двух государств в приемлемые сроки и виде.

Результатом проявления американской политической воли стало принятие России в ВТО, а также процесс в Конгрессе США по отмене поправки Джексона - Вэника. Россия пыталась стать членом Всемирной торговой организации с 1993 года. Новый позитивный виток работы по принятию
в Организацию был начат со старта «перезагрузки» в российско-американском диалоге. Факторы, сдерживавшие интеграцию России в ВТО, такие как позиция Грузии - члена этой организации, создание Таможенного союза между Белоруссией, Казахстаном и Россией и Единого экономического пространства, были преодолены при содействии США и стран ЕС.

Успехом «перезагрузки» можно назвать и начало действия так называемого «Соглашения 1-2-3» - Соглашения об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия. Современная правовая база для взаимодействия России и США в области мирного атома была заложена еще в 2008 году президентами В.Путиным и Дж.Бушем-младшим, но после войны в Грузии договор был отозван из Конгресса администрацией США. Ситуация изменилась с приходом Б.Обамы. 10 мая 2010 года Б.Обама направил договор на ратификацию в Конгресс, а 10 декабря того же года Конгресс ратифицировал договор.

Военно-политическое взаимодействие с США было отмечено участием России в операции ISAF NATO (Международных сил содействия безопасности - МССБ) в Афганистане. Наряду с утвержденными направлениями сотрудничества в рамках Совета Россия - НАТО, такими как подготовка антинаркотических кадров и совместные специальные операции представителей Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и ISAF NATO, российская сторона согласовала и разрешила осуществлять переброску невоенных грузов через свою территорию (Ульяновскую область). Использование такой возможности позволит МССБ НАТО значительно сократить свои логистические расходы на операции в Афганистане. Постоянно растущая афганская наркоугроза является также «здоровым» стимулом для совместных действий России и США (и НАТО) по данному направлению. Такое взаимодействие, особенно в военно-политическом аспекте, через постоянный обмен опытом и общую деятельность способствует укреплению доверия между государствами.

Надо признать, модель «разменов» и «уступок» у России и США в СБ ООН не сложилась. Как известно, Россия и Китай воздержались при голосовании по резолюции 1973 в Совете Безопасности ООН по Ливии, полагаясь на дипломатическую порядочность других партнеров по
СБ ООН. Но Россия была обманута последовавшей, по сути, военной интервенцией, даже без учета наземной составляющей регулярных войск стран НАТО. Смена режима в Ливии и убийство М.Каддафи возвратили США и Россию на позиции модели идеологической конфронтации в СБ ООН. В итоге ПРО в Европе, ДОВСЕ, «ядерные» амбиции Ирана, ситуация в Сирии - это те вопросы, по которым консенсуса не достигнуто, взаимоприемлемых результатов по этим направлениям российско-американского взаимодействия «перезагрузка» не принесла.

Диалог и сотрудничество России и США по иранской ядерной проблеме, очевидной для обеих сторон как в геостратегическом, так и военно-политическом аспекте, проходят по-разному. Поддержка Россией позиции США по Ирану касательно введения санкций - отказ от поставки законтрактованных комплексов ПВО С-300 - сменилась новыми разногласиями, после военной операции стран НАТО в Ливии. Более того, Россия не поддержит ни Израиль, ни Великобританию, ни США в военной операции против Ирана. Между тем Генеральный штаб ВС России признал наличие ядерной угрозы со стороны Ирана: «Угроза всегда существует, поэтому мы внимательно отслеживаем развитие ядерного потенциала многих государств... И тот анализ, который мы проводили вместе с американцами, подтверждает, что, да, такая вероятность есть, угроза существует, и с тем, что создать противоракетную оборону необходимо, мы согласились»6.

С Сирией «ливийский подход» администрации США не проходит. Ливийский сценарий, осуществленный Западом, заставил Россию пересмотреть свои подходы к такого рода инициативам. Россия поддержала план Кофи Аннана, который в качестве специального посланника ООН по разрешению ситуации в Сирии предложил и согласовал его также и с российской стороной. Россия, Башар Асад и сирийская оппозиция план поддержали. В настоящее время план Аннана строго не соблюдается, объявленное перемирие сторон конфликта постоянно нарушается. Государственный департамент США назвал состоявшиеся парламентские выборы в Сирии «смехотворными».

Вопрос о размещении третьего позиционного района ПРО США в Европе, увязанный с Договором о СНВ, очень весомый по значимости в российско-американской повестке дня, пока находится в тупике. Ситуация по ПРО до сих пор неясна. Предложенный российский проект совместного с США строительства элементов секторальной противоракетной обороны третьего позиционного района американской стороной отвергнут. Генеральный секретарь НАТО А.Ф.Расмуссен в мае этого года на саммите НАТО в Чикаго заявил о завершении первого этапа строительства европейской ПРО (объединение средств ПВО и ПРО стран НАТО). Между тем диалог по ПРО не останавливается. Проходят переговоры по техническим аспектам ПРО. В Москве в начале мая 2012 года состоялась конференция «Фактор противоракетной обороны в формировании нового пространства безопасности», организованная Министерством обороны России и позволившая обсудить на политическом и экспертном уровнях волнующие вопросы, скорректировать обозначенные ранее позиции. Более того, американская сторона не отвергает рассмотрения вопроса о предоставлении юридических гарантий по ПРО, после того как Россия и США подпишут соглашение о сотрудничестве в этой области. Внушает оптимизм желание Президента Б.Обамы и посла США в России М.Макфола вернуться к диалогу по ПРО с Президентом России В.В.Путиным и выйти на новые «развязки» после президентских выборов в США.

Ожидаемые перспективы

«Перезагрузка» состоялась, и сейчас дальнейшие планы российско-американского диалога обсуждаются многими российскими и американскими экспертами. Перспективы ожидаются в любом случае, вопрос - какими они будут. На отношения Россия - США всегда влияло множество факторов, одним из которых был и является фактор политического лидерства в государствах.

После 24 сентября 2011 года в России перестала существовать малейшая интрига о будущем российском президенте и, соответственно,  российской внешней политике. 7 мая 2012 года состоялась инаугурация Президента России В.В.Путина. Очертания и основные векторы внешней политики России понятны уже сейчас. Известен и российский вектор в отношениях с США - «проводить курс на поддержание стабильного и предсказуемого взаимодействия на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения взаимных интересов, ориентируясь на выведение двустороннего сотрудничества на подлинно стратегический уровень»7.

Основным вопросом, которым сейчас задаются российские и американские эксперты и практики в международных делах, сменит ли своего хозяина Белый дом в Вашингтоне. С большой вероятностью единым кандидатом от Республиканской партии США станет М.Ромни, бывший губернатор штата Массачусетс, который, как известно, прославился своим высказыванием: «Сегодня Россия, а не Иран и КНДР, является геополитическим врагом для США... Она [Россия] всегда поддерживает худших в мире»8. Если кандидат от Республиканской партии США одержит победу на ноябрьских выборах Президента США, российско-американский диалог ожидают серьезные испытания.

Независимо от смены президентов в США после выборов обоим государствам в любом случае необходимо подумать о новых отношениях. Затягивание самой концепции «перезагрузки» на другой срок президентства Б.Обамы ограничит маневр для российско-американского диалога. Если «перезагрузка» проходит долго, то очевидно, что производительность системы весьма ограничена, необходимо обновлять саму программу или установить новую. В случае с российско-американскими отношениями для ликвидации инерции холодной войны и укрепления взаимного доверия необходима одна программа для двух стран, интегрированная в общества, к тому же обязательно учитывающая взаимные интересы, вызовы и угрозы.

В этой связи можно рассмотреть как минимум три сценария российско-американского диалога на ближайшую перспективу.

Первый, «благоприятный» сценарий развития российско-американских отношений возможен при избрании Б.Обамы на второй срок, сохранении и дальнейшей позитивной трансформации его политики. Вероятность развития событий по этому сценарию невелика. При этом сценарии сохранится «демократическая» администрация Президента США. Если исходить из заданной американской стороной формулировки «перезагрузки», второй срок Президента Б.Обамы должен быть ознаменован стратегией обновления «программного обеспечения».

В основе этой стратегии должны лежать задачи по ликвидации инерции холодной войны и укреплению взаимного доверия между государствами и нациями. Отмена виз или существенно упрощенный порядок их получения должны стать стартом в стратегии укрепления доверия, чему в основном могут способствовать совместные проекты, такие как ПРО, отношения по линии НАТО - ОДКБ, взаимная торговля, отмена дискриминационных поправок, расширение сотрудничества в Афганистане, работа над новым вариантом ДОВСЕ. Позитивная работа по этим направлениям создаст инерцию для последующего постоянного делового сотрудничества.

Второй вероятный, «базовый» сценарий возможен также при сохранении Бараком Обамой поста Президента США. Этот сценарий предусматривает отсутствие инициатив и реализации новых концепций, но позволит закрепить и сохранить определенные достижения «перезагрузки». В российско-американском сотрудничестве новые «точки роста» созданы не будут. Проблема ПРО останется нерешенной. При этом варианте российско-американские отношения останутся относительно стабильными. Сохранятся недоверие, взаимные упреки, но проблемные вопросы российско-американской повестки дня актуализироваться не будут. При этом М.Макфол, Ф.Гордон, например, считают, что «перезагрузка» пока не завершилась и при Президенте В.Путине в российско-американских отношениях ожидается новая положительная динамика.

Возможен и «консервативно-негативный» сценарий, который реализуется в случае избрания М.Ромни на пост Президента США. Стоит отметить, что М.Ромни в настоящее время не имеет сформулированной внешнеполитической стратегии в отношении России. Кроме нашумевшего случая, он крайне скудно высказывался об отношениях США и России. При этом сценарии российско-американский диалог ожидают серьезные испытания, а о «здоровом» сотрудничестве, кроме космоса, можно не задумываться. К тому же «ястребиная» политика по отношению к России не сулит ничего перспективного.

Однако, каким будет российско-американский диалог или сотрудничество, узнаем после президентских выборов в США «в первый вторник после первого понедельника» ноября 2012 года.

 

 

 1URL: http://ria.ru/politics/20100611/244958331.html

 2Ibit.

 3URL: http://ria.ru/world/20120315/596130662.html

 4URL: http://ria.ru/world/20120403/617134645.html

 5Информационный бюллетень / Департамент информации и печати МИД России. 05.03.2012.   С. 10.

 6URL: http://ria.ru/defense_safety/20120424/633666848.html

 7 Указ Президента России «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // http://kremlin.ru/acts/15256

 8URL: http://www.rg.ru/2012/03/27/romni-anons.html