1 июля этого года Россия официально заступила на пост председателя Совета государств Балтийского моря (СГБМ). Так уж совпало, что в этом году совет отмечает свой 20-летний юбилей. По историческим меркам, этот срок, возможно, не слишком большой, но для международной организации - уже вполне зрелый этап деятельности.

Стоит, наверное, напомнить, что СГБМ был создан в 1992 году по инициативе тогдашних министров иностранных дел Германии и Дании - Х.-Д.Геншера и У.Эллеманна-Йенсена. Их замысел состоял в том, чтобы преодолеть наследие холодной войны, устранить рубежи блоковой конфронтации, которые проходили в регионе, и создать атмосферу доверия в отношениях между государствами, стоявшими прежде по разные стороны идеологических баррикад. Россия изначально поддержала создание совета, видя в нем структуру, способную эффективно воссоздать существовавшую ранее общность государств, имеющих выход на Балтику.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что этот замысел, рожденный на гребне крупнейших в современной истории геополитических перемен, полностью себя оправдал - СГБМ вот уже два десятилетия является эффективным механизмом координации совместных усилий в регионе. Уникальным фактором является, безусловно, и то обстоятельство, что совет развивает сотрудничество во всех областях, представляющих взаимный интерес, за исключением вопросов, относящихся к сфере «жесткой безопасности».

В настоящее время в СГБМ входят 11 государств: Германия, Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Эстония, Финляндия, Швеция. Полноправным членом совета является также Еврокомиссия. Ряд стран имеют в нем статус наблюдателя: Белоруссия, Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды, Румыния, Словакия, США, Украина, Франция. Руководит деятельностью совета страна-председатель, осуществляющая свои полномочия в течение одного года на основе ротации. В 1998 году для обеспечения административно-технической и информационной поддержки действующему председательству был создан Постоянный международный секретариат СГБМ, располагающийся в Стокгольме.

Повестка дня совета, как было отмечено, по сути, универсальна и включает такие вопросы, как экономическое, в том числе приграничное, сотрудничество, устойчивое социально-экономическое развитие региона, защита окружающей среды, энергетика, морская политика, здравоохранение, борьба с организованной преступностью и торговлей людьми, образование, культурные обмены, туризм, молодежные дела. Таким образом, деятельность организации охватывает, по существу, весь спектр вопросов, имеющих жизненное значение для граждан входящих в нее государств. СГБМ - это одновременно и генератор, и результат глубоких качественных сдвигов на европейской арене.

В рамках СГБМ действует ряд экспертных групп: по ядерной и радиационной безопасности, по устойчивому развитию - «Балтика-21», по морской политике, по вопросам детей в опасности, по делам молодежи. Председательство в экспертных группах также осуществляется на основе ротации.

Под эгидой совета функционируют образованные профильными ведомствами рабочие структуры, такие как Мониторинговая группа по сохранению культурного наследия, Группа старших должностных лиц по вопросам культуры, организация Балтийское региональное энергетическое сотрудничество (BASREC), организация Видение и стратегия вокруг Балтийского моря, Группа по сотрудничеству в налоговой сфере и другие.

Пост председателя СГБМ откроет дополнительные возможности для укрепления лидирующей роли России в региональном сотрудничестве на Балтике, расширения многостороннего взаимодействия в интересах решения социально-экономических и экологических задач, стоящих перед российским Северо-Западом, для формирования в регионе инновационных кластеров, государственно-частных партнерств (ГЧП) с привлечением международных источников финансирования. Достижению этих целей будет способствовать и проведение в России главных мероприятий СГБМ в период нашего председательства - Конференции высокого уровня стран Балтийского региона по защите экологии Балтики (конец 2012 г.) и 18-й сессии совета на уровне министров иностранных дел (июнь 2013 г.).

Соответственно и главная задача российского председательства - это придание новых импульсов многостороннему взаимодействию, закрепление роли СГБМ в качестве основного координатора развития регионального сотрудничества, с тем чтобы все ключевые для этого региона вопросы решались с должным учетом российских национальных интересов.

Важнейший итог минувшего 20-летия состоит в том, что СГБМ не только доказал свою востребованность, дав импульс созданию других региональных специализированных структур на различных уровнях, но и серьезно эволюционировал, окреп в организационном плане, приобрел необходимый опыт и авторитет. А главное - он продемонстрировал способность к обновлению, нахождению адекватных ответов на новые вызовы меняющегося мира. Его деятельность принимает все более прагматичный, прикладной характер, как это было определено в решениях Рижской (2008 г.) и Вильнюсской (2010 г.) встреч глав правительств государств Балтийского моря.

На 7-м саммите СГБМ в Риге (июнь 2008 г.) в Декларации о реформе совета закреплены пять приоритетных направлений сотрудничества в регионе Балтийского моря (окружающая среда, экономическое развитие, энергетика, образование и культура, гражданская безопасность и человеческое измерение). В Вильнюсской декларации (июнь 2010 г.) поставлены цели развития сотрудничества в долгосрочной перспективе. Среди прочих - восстановление природной среды Балтийского моря, формирование привлекательных для инвестиций экономик и основанных на инновациях производств, реализация совместной ответственности госструктур и деловых кругов за обеспечение устойчивого и гармоничного социально-экономического развития.

За годы, прошедшие со времени принятия Копенгагенской декларации, СГБМ превратился в полновесный международный форум сотрудничества, развился в механизм, обеспечивающий разветвленные и многообразные связи между его участниками, содействующий формированию пространства доверия, добрососедства, стабильности и устойчивого развития.

Принципиальная позиция России заключается в том, что СГБМ - это ключевая структура сотрудничества в регионе, поскольку именно этот формат позволяет формировать объединительную повестку дня на региональной площадке как для государств - членов Евросоюза, так и для не входящих в него стран.

Объединяя большие и малые страны региона, входящие и не входящие в ЕС, СГБМ должен также продолжать оставаться региональной инновационной лабораторией, где проходят обкатку новые формы и направления взаимодействия. Конечно же, магистральные задачи и цели СГБМ определены, но, с другой стороны, очевидно, что приоритеты также нуждаются в периодическом обновлении, в соответствии с современными задачами.

На сегодняшний день на Балтике действует целая сеть организаций и форумов, нацеленных на тесное многостороннее сотрудничество в интересах социально-экономического благополучия региона и охраны его окружающей среды. Суть и содержание этой работы определяется неконфронтационным и внеблоковым форматом взаимодействия государств, объединенных географией и историей, что наиболее адекватно отвечает современным потребностям развития широкого международного партнерства.

Так, в качестве партнеров совета по вопросам сотрудничества в Балтийском регионе выступают десятки различных структур регионального взаимодействия. Наиболее значимыми из них являются Совет министров северных стран, Комиссия по охране морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), Совет Баренцева/Евро-Арктического региона, Арктический совет, Парламентская конференция Балтийского моря, Организация субрегионального сотрудничества, Союз балтийских городов, Балтийский форум развития, Ассоциация торговых палат, Балтийская университетская программа.

В то же время сотрудничество в регионе Балтийского моря можно сравнить с мозаикой тематических и региональных фрагментов, лишь некоторые из которых носят комплексный и универсальный характер. Приходится констатировать и наличие попыток размывания идентичности СГБМ. На фоне вроде бы прочного консенсуса в отношении самостоятельности и самоценности этой организации предпринимаются попытки превращения совета если не в придаток Европейского союза, то в дополнительный форум диалога ЕС - Россия, в инструмент реализации Стратегии Евросоюза для Балтийского региона.

Вместе с тем очевидно, что эта стратегия не может быть полноценной основой для международного сотрудничества в регионе, поскольку представляет собой внутренний документ Евросоюза, равно как для России подобным документом является «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до
2020 года». В то время как СГБМ и обновленная политика «Северного измерения» являются форматами, где все страны региона равноправные участники. Это как следствие делает их оптимальными платформами для выстраивания взаимодействия по региональным делам.

Сопоставление основных параметров деятельности СГБМ, Совета Баренцева/Евро-Арктического региона, Арктического совета, Совета министров северных стран и «Северного измерения» наглядно демонстрирует, что залогом успеха любого совместного регионального проекта является наличие устойчивой финансовой основы.

Отсутствие таковой долгое время было ахиллесовой пятой СГБМ, что не только тормозило переориентацию балтийского сотрудничества на конкретные результаты, но и порождало соблазн у других структур взять на себя роль патрона по отношению к совету, превратив его в механизм имплементации тех или иных политических установок.

Уже давно сформировались необходимые предпосылки для решения вопроса о создании в рамках СГБМ проектного фонда. В итоге в рамках реформирования совета получило развитие предложение предыдущего председателя - Германии и Секретариата организации о формировании Фонда поддержки проектов СГБМ, способного продвигать модернизационную повестку не на словах, а на деле.

Первый шаг в этом направлении не заставил себя ждать. На 9-й встрече глав правительств государств Балтийского моря, состоявшейся в конце мая этого года в немецком городе Штральзунде, было одобрено решение о создании в рамках бюджета Секретариата СГБМ механизма проектного финансирования на период 2013-2015 годов в размере
1 млн. евро. Это решение даст нам возможность подключить к нему соответствующие проекты субъектов Северо-Запада России.

Там же, в Штральзунде, по инициативе России, Внешэкономбанком, германским Госбанком развития и Секретариатом СГБМ был подписан Меморандум о взаимопонимании, фиксирующий намерение финансовых институтов реализовывать под эгидой СГБМ инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства и поддержки инновационных малых и средних предприятий на Северо-Западе России в объеме до 100 млн. евро ежегодно в период 2013-2015 годов.

Данные шаги - это важный сигнал деловым кругам, реализующим проекты или готовым приступить к реализации имеющих региональное значение проектов и стремящимся заручиться в этой связи поддержкой не только на государственном, но и на межгосударственном уровнях.

В ходе российского председательства планируем двигаться дальше по пути создания в регионе Балтийского моря масштабного фонда прямых инвестиций с использованием механизмов ГЧП, что может серьезно укрепить конкурентоспособность экономик региона, решить назревшие инфраструктурные проблемы, позитивно сказаться на уровне жизни граждан.

Таким образом, теперь более чем когда-либо сотрудничество в рамках СГБМ носит предметный и нацеленный на конкретный результат характер, и именно в такой момент председательство в СГБМ приняла на  себя Россия.

Несомненно, в год российского председательства будем стремиться сохранить преемственность. Мы изначально договаривались с предыдущими председателями-немцами о том, что в ходе двух наших последовательных этапов в балтийской эстафете совет обретет второе дыхание, заработает энергично, станет генератором идей. Переход к проектной прикладной деятельности - это как раз такой шаг, который отражает наши общие интересы.

Намерены продолжить работу в рамках запускаемых сейчас проектов модернизации юго-восточного района Балтийского моря с особым упором на Калининградскую область и ее соседей (SEBA), а также формирования сети сотрудничества в сфере государственно-частного партнерства. Видим в этих проектах возможность раскрыть потенциал СГБМ в интересах российских регионов на приоритетных направлениях, обозначенных в утвержденной правительством России в ноябре 2011 года «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа (СЗФО) на период до 2020 года».

В случае успеха намереваемся подключить к этим проектам другие регионы Северо-Запада России - Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области, которые демонстрируют заинтересованность и готовность более плотно участвовать в балтийском сотрудничестве.

Основная задача, стоящая перед Россией на период председательства, - это продолжение усилий по подготовке и реализации проектов, которые имели бы действительно общерегиональное звучание в нахождении новых сфер применения совместных усилий.

В центре внимания, несомненно, будут оставаться вопросы сотрудничества в сфере инноваций и модернизации, борьбы с экстремизмом и продвижение традиций толерантности, расширения прямых контактов между людьми, включая упрощение существующего визового режима.

Так, свобода передвижения приносит ощутимые экономические дивиденды, прежде всего в туристической отрасли, положительно сказывается на общем деловом и инвестиционном климате. Постепенное решение данной проблемы способно принести «добавленную стоимость» сотрудничеству в рамках СГБМ, сделать его деятельность более узнаваемой в регионе.

В этой области есть потенциал для скоординированных усилий. Заключенное 14 декабря 2011 года между Россией и Польшей Соглашение о порядке местного приграничного передвижения открывает новые возможности для деловых контактов, туризма и человеческого общения между гражданами двух стран - членов СГБМ. Это соглашение должно стать шагом на пути скорейшего перехода к режиму взаимных краткосрочных безвизовых поездок граждан России и стран ЕС - участниц шенгенской зоны.

Не меньшее значение придается развитию молодежных и образовательных контактов, особенно в плоскости воспитания будущего поколения в традициях толерантности и нетерпимости к экстремизму.

Наконец, в числе важнейших направлений взаимодействия видится природоохранное сотрудничество. Хрупкая экология Балтики - нашего общего дома - заставляет уделять этой теме постоянное внимание. Вкладом России в этот процесс станет проведение в конце этого года - в развитие состоявшегося по инициативе Финляндии в 2010 году Саммита действий по Балтийскому морю - Конференции высокого уровня стран Балтийского региона по защите экологии Балтики.

Не стоит забывать и об особом месте России в мировой энергетике. Уникальное геополитическое положение страны, самые крупные запасы первичных энергетических ресурсов в мире, развитая промышленная инфраструктура и высокий технологический потенциал отечественного ТЭК создают, наряду с другими факторами, объективные предпосылки для дальнейшего укрепления ее роли в качестве одной из ведущих энергетических держав в современной системе международных отношений.

Такая роль России определяет заинтересованность в обеспечении энергетической безопасности в широком понимании этого слова, причем как в региональном, так и глобальном масштабах.

Проложенная по дну Балтийского моря первая ветка газопровода «Северный поток» открыла новую главу в экономическом сотрудничестве на пространстве СГБМ. Природный газ из России, произведенная на основе этого газа электроэнергия помогут обеспечить надежное энергоснабжение потребителей континента, а значит, укрепят его энергобезопасность и сделают жизнь огромного количества людей более комфортной.

Строительству «Северного потока» предшествовала серьезная полемика. Спектр суждений и оценок по этой теме был довольно широк, а тональность высказывавшихся мнений подчас весьма критична. Однако сегодня уже не вызывает сомнения, что задачи этого проекта абсолютно прагматические, экономические. Более того, реализацию этого проекта можно рассматривать как пример ответственного отношения к интересам защиты экосистемы Балтийского моря.

Наконец, нельзя забывать и о том, что в центре нашего внимания всегда должны оставаться действительно масштабные инфраструктурные проекты, подобные газопроводу «Северный поток», которые способны изменить к лучшему уровень жизни населения Балтийского региона, придать весомый импульс его социально-экономическому развитию. А проектировка и строительство «Северного потока», обслуживание этого газопровода и связанных с ним объектов как раз способствуют решению этих задач, создавая новые рабочие места практически во всех странах региона и принося выгоды от получения энергии непосредственно из источника.

Энергетическая безопасность включает большое число элементов, не замыкается только на вопросах надежной добычи и доставки нефти или газа. В контексте обеспечения стабильных и гарантированных поставок энергии хотелось бы выделить крупный инвестиционный проект «Балтийское энергетическое кольцо», который соединил бы в единое целое энергосистемы всех стран региона. Существенным элементом этого кольца может и должна, на наш взгляд, стать Балтийская АЭС в Калининградской области, запуск первого блока которой запланирован на 2016 год.

Идея Балтийского энергетического кольца, включающего АЭС в Калининграде, приобретает особую актуальность в связи с предстоящими качественными изменениями в энергобалансе европейских государств в свете анонсированных планов вывода АЭС из эксплуатации. Ряду стран, несомненно, придется решать сложные задачи по восполнению образующегося на национальном рынке дефицита электроэнергии, в том числе за счет ее импорта из соседних стран. Россия могла бы взять на себя роль такого долгосрочного и надежного поставщика.

Помимо упомянутых выше главных мероприятий, период российского председательства будет насыщен и другими крупными событиями: в Санкт-Петербурге состоится 21-я Парламентская конференция Балтийского моря (август 2012 г.), запланированы встречи министров регионального развития (сентябрь 2012 г.) и министров транспорта Балтийского региона (вторая половина 2012 г.). Заметными событиями станут ежегодный Форум неправительственных организаций стран региона Балтийского моря (первая половина 2013 г.), ряд представительных международных конференций в формате СГБМ, посвященных различным аспектам практического взаимодействия в регионе Балтики: от экономики и образования до реагирования на чрезвычайные ситуации, а также угрозы и вызовы «нового поколения» (торговля людьми, киберпреступность и другие).

На данный момент сотрудничество в рамках СГБМ стало основой формирования зоны стабильности в регионе Балтийского моря, взаимного доверия и устойчивого социально-экономического развития. Такое взаимодействие содействует повышению уровня жизни населения, объединению усилий по решению задач, встающих перед регионом, включая задачи в сфере экономики, инноваций, экологии и человеческого
измерения.

Важно не забывать, что в современном многополярном мире добрые отношения между государствами не являются чем-то заданным заранее. Они - результат взаимного движения навстречу друг другу. Причем движения реального, при котором позитивные импульсы сверху реализуются в практической работе на всех уровнях, в том числе на региональном.

Регион Балтийского моря имеет все шансы стать модельным с точки зрения эффективного использования конкурентных преимуществ региональной кооперации, превратиться в один из «локомотивов» экономического и социального развития Европы. 20 лет существования СГБМ во многом способствовали этому, а главное - подтвердили действенность принципа, которому Россия всегда призывала следовать и который продолжает быть актуальным в период нашего председательства в совете, - принципа общей ответственности за регион, разделяемого всеми участниками подобного взаимодействия - государствами, местными властями, деловыми кругами и просто гражданами, которые заинтересованы в том, чтобы регион, в котором мы живем, имел достойное будущее.