В центре современной Москвы сохранилось значительное число красочно и богато декорированных зданий, относящихся к XIX - началу XX века. Это не усадебные ансамблевые двухэтажные постройки с правильной симметрией фасада в стиле классицизма. Строения имеют совершенно другой облик и конструкцию - они выше на несколько этажей, чаще всего асимметричной формы. Их отличает богатство фантазии в применении разнообразного декора. Некоторые здания словно утопают в кружеве каменных узоров на фасаде. Часто постройки по своей форме напоминают нарядный русский терем, средневековый замок, мавританскую крепость или нечто подобное. Это соединение архитектурных фантазий с купеческим шиком получило название русской эклектики, или историзма.
Один из самых ярких и необычных образцов этого стиля находится в районе Арбата, по адресу: Денежный переулок, дом 5.
В нем необычно все - и удивительная история, буквально потрясшая мир, и художественная ценность здания. Столь оригинальной эклектики, пожалуй, больше нет нигде. Настоящий «микс» из готики, барокко и модерна. Однако смешение стилей вовсе не означает отсутствия вкуса. Наоборот, изящно оформленные и богато декорированные анфилады комнат - яркий образец гармонии и совершенства.
Это роскошный особняк эпохи модерна, построенный для текстильного богача С.П.Берга в 1897 году архитектором П.С.Бойцовым, авторству которого принадлежит особняк князя Д.П.Святополк-Мирского (Центральный Дом литераторов) и доходный дом на Спиридоновке (д. 14).
В революционные годы здесь находилось посольство Германии, и здание вошло в историю 6 июля 1918 года - тогда именно в нем, в знаменитой Красной гостиной, убили германского посла графа Мирбаха, что стало началом мятежа левых эсеров.
А еще раньше здесь располагалась старинная московская усадьба, где жил писатель, директор московских театров М.Н.Загоскин. Он собрал богатую библиотеку, известную далеко за пределами Москвы.
Впрочем, Берг, приобретя старинную усадьбу, не колеблясь ни минуты, сломал ее, поручив Бойцову строительство двухэтажного особняка с флигелями. Бергу хотелось иметь дом непременно в духе времени, но не уступающий в роскоши дворцам высокородных дворян. Зодчий пошел на компромисс, создав архитектурный шедевр, где совершенно разные стилевые явления, гармонично дополняя друг друга, создают неповторимую красоту.
Великолепие поражает с первых же ступенек, ведущих в холл первого этажа. Свод потолка, оформленный тончайшей лепкой сложного орнамента, держится на четырех парах колонн. Сходство с диковинной беседкой предвосхищает торжественное вхождение по мраморной лестнице в следующий, центральный холл, выполненный в английском стиле Тюдоров.
Здесь все сплошь из дерева: настенные панели, остроконечные резные порталы готической формы, обрамляющие двустворчатые двери, ажурные детали сказочного балкона... Атмосферу средневековья довершают старинные гобелены, мебель с потрясающей резьбой и антикварный клавесин. Освещает это «темное царство» в дневное время стеклянный потолок - фонарь со сложным переплетением тонких тяг. Изумительная деревянная лестница сквозь арку с выдвижными дверями (архитектурное чудо конца XIX века) ведет на второй этаж, в парадный зал. Роскошный потолок оформлен живописными пасторальными сценками в сочных красках, по золоченому фризу вылеплены медальоны с амурами. Барочная тема блестящей лепнины продолжена в настенных украшениях - мраморных пилястрах с позолоченными капителями и зеркалах, обрамленных витиеватыми гирляндами из цветов и фруктов.
Одна из арок ведет в «ту самую» Красную гостиную. Здесь также почти все осталось неизменным с «тех самых» пор: роскошный живописный плафон, обилие золоченой скульптурной лепнины и даже ампирная мебель на ножках-лапках.
Однако сегодня времена все-таки уже другие, и трагическая сцена в Красной гостиной стала теперь легендой мировой истории. Сегодня здесь проходят ставшие уже традиционными вечера искусств, музыкальные концерты молодых дарований и художественные выставки. И в доме до сих пор ощущается чарующая, утонченно прекрасная аура... Та, что «обосновалась» здесь с давних времен.