В этом году отмечается 20-летний юбилей установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и государствами СНГ, в том числе и Центральной Азии. Понятно, что история наших отношений насчитывает тысячелетия, но на новом витке геополитического развития прошедшие два десятилетия стали важнейшим этапом.

Народы России и центральноазиатских государств в силу исторических и географических причин связаны между собой в совершенно различных областях повседневной жизни. Тесные отношения между нашими странами традиционно поддерживаются в сферах экономики, науки, культуры и образования, их развитие характеризуется большой интенсивностью и многообразием.

Центральная Азия занимает в Содружестве особое место. Именно центральноазиатские страны составляют основной костяк таких интеграционных структур, как ЕврАзЭС и ОДКБ. Казахстан является основоположником и активным участником Таможенного союза и Единого экономического пространства. С Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном нас объединяет общее членство в ШОС.

Располагаясь на южных рубежах России, Центрально-Азиатский регион играет ключевую роль в обеспечении нашей национальной безопасности, является «буфером», предотвращающим масштабное проникновение значительных объемов афганских наркотиков на российскую территорию.

Сюда все больше устремляют свои взоры некоторые экстремистские группировки, активизировавшиеся в ходе афганской кампании международной коалиции и бурных событий «арабской весны», косвенно затрагивая и наши интересы безопасности.

На территории региона проживает около 5,7 млн. российских соотечественников, положению которых мы уделяем особое внимание.

Все это определяет приоритетность Центральной Азии как зоны стратегических интересов России.

Республика Казахстан является нашим надежным партнером и союзником в регионе. Дружба между нашими странами прошла проверку временем - ни глобальные и региональные кризисы, ни внутриполитическая конъюнктура не могут поставить под вопрос российско-казахстанское партнерство, в основе которого - историческая общность долгосрочных взаимовыгодных стратегических интересов, доверие, тесное практическое сотрудничество во многих областях.

Символично, что базовым документом, определяющим характер отношений двух стран, является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный также 20 лет назад.

Сегодня именно Россия и Казахстан выступают главной движущей силой процессов разноуровневой интеграции, протекающих на постсоветском пространстве. Залог лидерства такого «дуэта» прост. Он основан на продвинутости двусторонних связей, готовности строить отношения на основе взаимного учета интересов, сильной политической воли. В этом плане российско-казахстанские отношения могут служить примером для других стран. Когда мы говорим о стратегическом партнерстве и союзничестве между Россией и Казахстаном, то это не эфемерная декларация, а факт, подтвержденный конкретными достижениями.

Многое зависит от взаимного доверия лидеров. В этом плане весомым показателем является интенсивность политического диалога на высшем уровне. Встречи глав двух стран - как двусторонние, так и в рамках многосторонних интеграционных структур - проходят системно, на регулярной основе. Наряду с этим регулярно осуществляются контакты глав правительств, министров иностранных дел. По линии внешнеполитических ведомств ведутся консультации почти по всем важнейшим вопросам международной повестки дня.

Наше сотрудничество последовательно развивается - в политической, торгово-экономической, военной, культурно-гуманитарной сферах. Все активнее интерес к реализации совместных проектов проявляют российские и казахстанские регионы. Мы успешно взаимодействуем в рамках региональных и международных структур - ООН, ШОС, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС.

Характерно, что Россия и Казахстан располагают уникальным инструментарием для развития двустороннего партнерства. Наряду с традиционными формами, как, например, Межправительственная комиссия по сотрудничеству, которая вырабатывает рекомендации по основным экономическим проектам, действуют форумы межрегионального сотрудничества с участием глав государств. Они «цементируют» наше партнерство, позволяют вести живой диалог, осуществлять совместные проекты.

Другим инструментом в арсенале российско-казахстанских отношений стал уникальный План совместных действий двух стран, утверждаемый президентами и рассчитанный на двухлетний срок. Это своеобразная «дорожная карта» развития наших отношений. Формат документа позволяет системно выстраивать работу на перспективу.

Все перечисленное - тот фундамент, который позволяет нашим странам уверенно углублять интеграцию.

За прошедшие два десятилетия Россия и Киргизия проделали большую, во многом непростую работу по выстраиванию качественно новой модели межгосударственных отношений, отвечающей современным реалиям. В то же время бережно культивируются исторически сложившиеся традиции дружбы и взаимопонимания, хозяйственных связей и духовно-культурного общения россиян и киргизстанцев.

Динамика двустороннего сотрудничества обеспечивается насыщенными политическими контактами на высшем и высоком уровнях. Это подтвердил и состоявшийся в феврале 2012 года визит в Москву Президента Киргизской Республики А.Ш.Атамбаева. Конструктивное взаимодействие все более ощутимо по линии парламентов, внешнеполитических и других министерств и ведомств двух стран, а также между субъектами Российской Федерации и административно-территориальными образованиями Киргизской Республики.

Хорошие перспективы имеет взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Прорабатываются планы реализации крупных совместных проектов в области электроэнергетики (строительство Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС), нефтегазовой отрасли и на ряде других направлений.

В Москве, как и в Бишкеке, заинтересованы в расширении традиционно тесных двусторонних связей в гуманитарной области. Открытый в 1993 году в Бишкеке Киргизско-Российский славянский университет стал одним из наиболее авторитетных и престижных образовательных и научных центров республики. Все больше граждан Киргизии обучаются в вузах России. Приобщению киргизстанцев к информации из России и о России способствует широкое распространение в республике русского языка - инструмента межнационального общения. Статус русского языка как официального закреплен в Конституции Киргизии.

Развивается российско-киргизское сотрудничество в военной и военно-технической областях - как на двусторонней основе, так и в рамках ОДКБ. Открытая в 2003 году в городе Канте российская авиационная база - важный фактор обеспечения безопасности Киргизии и региона Центральной Азии перед лицом новых вызовов и угроз.

Разумеется, потенциал российско-киргизского сотрудничества сегодня задействован еще далеко не полностью. Предстоит немало сделать для того, чтобы в полной мере реализовать имеющиеся возможности повышения результативности двустороннего взаимодействия, отвечающего коренным интересам народов двух стран.

В отличие от других стран СНГ, начало дипломатическим отношениям с Таджикистаном было положено в непростое время разгоревшегося в стране внутригражданского противостояния. С самого момента их установления Россия совместно с мировым сообществом делала все для достижения мира на этой древней земле. Не в последнюю очередь благодаря усилиям наших дипломатов и военных в Москве 27 июня 1997 года было подписано Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане.

Курс на развитие отношений союзничества и стратегического партнерства с Таджикистаном закреплен в подписанном 25 мая 1993 года Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и Договоре о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 16 апреля 1999 года.

Гарантом обеспечения мира и стабильности в регионе продолжает оставаться наше военное присутствие в этой стране. Ведутся переговоры о дальнейшей пролонгации пребывания 201-й российской военной базы после 2014 года. Мы плодотворно сотрудничаем на площадках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, других региональных и международных организаций.

В сфере экономики за истекшие годы введен  в эксплуатацию крупнейший в регионе совместный проект - Сангтудинская ГЭС-1. Заметен  прогресс по взаимодействию в области науки и культуры, успешно функционируют Российско-Таджикский славянский университет и русская школа при нем, в стране открыты Российский центр науки и культуры, филиалы ряда наших вузов, в том числе МГУ.

Налажен регулярный обмен визитами на высшем и высоком уровнях. В ходе официального визита в Таджикистан 23-24 апреля 2012 года министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с таджикистанской стороной был обсужден широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества и взаимодействия в региональном и международном формате.

Устойчиво и с нарастающей динамикой развивались связи с Туркменистаном. Итоги рабочего визита в Россию Президента Туркменистана Г.М.Бердымухаммедова (декабрь 2011 г.) подтвердили растущую обоюдную заинтересованность в поступательном укреплении партнерских отношений между двумя странами по широкому спектру направлений, углублении сотрудничества в региональных и международных делах.

В 2011 году объем товарооборота составил 1,3 млрд. долларов, увеличившись почти на 44% по сравнению с 2010 годом.

Важная роль в развитии сотрудничества принадлежит Межправительственной российско-туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству.

Новое качество приобретают межрегиональные связи между нашими странами. В этом плане можно выделить Татарстан, Астраханскую область, Санкт-Петербург, которые особенно активно развивают сотрудничество с Туркменистаном. Помимо традиционных торгово-экономических контактов развивается и взаимодействие в гуманитарной сфере. В апреле 2012 года в Туркменистане прошли Дни культуры Татарстана, а в мае - Дни туркменской культуры в Астрахани. Заинтересованность в установлении прямых связей с Туркменистаном проявляют Челябинская и Свердловская области.

Традиционно тесные гуманитарные контакты способствуют укреплению дружественных отношений между народами, являются фундаментом дальнейшего поступательного развития нашего партнерства. За последнее время существенные результаты достигнуты в вопросах сотрудничества в сфере образования. В Ашхабаде успешно функционирует совместная общеобразовательная средняя школа им. А.С.Пушкина, которая по уровню оснащения и качеству преподавания может служить эталоном для всего региона. Достаточно хорошо налажена работа филиала Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина (РГУНГ), основной задачей которого является подготовка высококвалифицированных туркменских специалистов для нефтегазовой отрасли.

Отношения России и Узбекистана, основанные на принципах стратегического партнерства и союзничества, можно охарактеризовать как стабильные и позитивные. Надежным «камертоном» для нашего сотрудничества является взаимозаинтересованный, доверительный диалог руководителей России и Узбекистана.

За прошедшие 20 лет создана солидная договорно-правовая база, регулирующая российско-узбекское взаимодействие в различных областях. Особо следует выделить подписанные в 2004-2005 годах Договор о стратегическом партнерстве и Договор о союзнических отношениях, на основе которых строится весь комплекс российско-узбекских связей в политической, торгово-экономической, военно-технической и гуманитарной областях.

Постоянно действует Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству, работа которой неизменно получает высокую оценку со стороны президентов России и Узбекистана.

Узбекистан остается одним из основных торговых партнеров России в Центральной Азии и четвертым среди стран СНГ. Российская Федерация, в свою очередь, занимает первое место среди всех торговых партнеров республики с долей в 26,2%.

Как Россия, так и Узбекистан, неоднократно переживавшие проявления международного терроризма на своей территории, выступают за всемерное наращивание сотрудничества в деле дальнейшего обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, укрепления мира и стабильности, в том числе путем противодействия международному терроризму, распространению оружия массового уничтожения, незаконному обороту наркотических средств и иным вызовам и угрозам.

Россия и Узбекистан активно взаимодействуют в поисках конструктивного решения возникающих вопросов в рамках интеграционных структур - ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС и других международных организаций.

Несмотря на то что у России с Узбекистаном нет общей границы, мы остаемся близкими соседями и добрыми друзьями, связанными веками дружбы и взаимного уважения.

q

Даже столь беглый обзор дает представление о стратегической важности для России и наших партнеров в Центральной Азии прочных торгово-экономических, военно-политических и гуманитарных связей друг с другом. С началом нового политического этапа в развитии России руководство нашей страны в полной мере осознает данную аксиому, в основе которой будет лежать все лучшее, что досталось нам от общей истории, а также отвечающие интересам наших народов самые передовые интеграционные наработки.