Заметная роль нашей страны в решении многих вопросов глобального характера и региональных конфликтов, постоянное членство в Совете Безопасности ООН, участие в «восьмерке» и «двадцатке» - это далеко не полный перечень критериев, отражающих геополитический статус России. Завершение многолетнего переговорного процесса по условиям участия России во Всемирной торговой организации (ВТО) подтверждает наш последовательный курс на интеграцию страны в мировую экономику, укрепляет международные позиции России в качестве одного из ключевых участников процесса реформирования глобальной экономической архитектуры.
Вопрос о присоединении России к ВТО имеет довольно длительную историю. Впервые он был поставлен еще в 1946 году, но не получил развития. В 1980-х годах СССР предпринял попытку участвовать в Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), из которого затем выросла собственно Всемирная торговая организация. Этому, однако, помешало жесткое сопротивление США. В итоге статус наблюдателя в ГАТТ был предоставлен Советскому Союзу только в 1990 году и унаследован Российской Федерацией в 1992 году. В июне 1993 года правительство Российской Федерации подало официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. В том же году была образована Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, в рамках которой велись переговоры о нашем вступлении. В связи с созданием в 1995 году Всемирной торговой организации, включающей ГАТТ в качестве своей составной части, в декабре 1994 года в Секретариат ВТО было передано официальное заявление правительства Российской Федерации о намерении России присоединиться к ВТО. Начался беспрецедентно длительный, 18-летний переговорный марафон.
Масштабы российской экономики, широкий спектр ее торгово-экономических интересов обусловили сложность этого процесса. В Рабочую группу вошли 60 стран - членов ВТО и Европейский союз (в качестве одного переговорщика). С каждой были проведены двусторонние консультации, в рамках которых удалось найти развязки по весьма сложным конкретным торгово-экономическим вопросам. В 2009-2011 годах итоговый документ - доклад Рабочей группы - был в значительной степени переработан в связи с запуском Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана и переходом части полномочий России по регулированию торговли на наднациональный уровень.
Заключительное официальное заседание Рабочей группы состоялось 10-11 ноября 2011 года. По его итогам были единогласно одобрены проекты доклада по присоединению России к ВТО, перечней обязательств по доступу на рынки товаров и услуг, протокола о присоединении и соответствующего решения министерской конференции. В ходе Восьмой министерской конференции ВТО, состоявшейся 15-17 декабря 2011 года в Женеве, министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина и генеральный директор ВТО П.Лами подписали протокол о присоединении России к Организации. Россия станет 155-м полноправным членом ВТО через 30 дней после получения Секретариатом Организации нотификации о завершении внутренних процедур по одобрению итоговых документов присоединения.
Подключение России к деятельности Всемирной торговой организации направляет глобальной экономике сильный позитивный сигнал, подтверждающий, что женевская площадка остается фундаментом международной торговой системы. Россия вступает в ВТО в переломный этап ее существования. Пострецессионная трансформация международных хозяйственных связей заставляет Организацию активно заниматься поиском новой идентичности. Эта работа идет в сложных условиях углубляющегося кризиса системы глобального управления, выстроенной на доминанте развитых стран Запада.
Сложившийся к настоящему времени несбалансированный каркас мировой торгово-инвестиционной и финансовой архитектуры в целом не отвечает требованиям современного этапа развития мировой экономики. Налицо усиливающееся влияние альтернативных центров роста. Если в 1995 году доля развивающихся стран в мировом экспорте составляла 28%, то к 2010 году она достигла уже 48%. Именно в АТР, Латинской Америке, на Ближнем Востоке сосредоточены новые рынки, потребители и свободные капиталы. Однако очевидное изменение баланса сил в мировой экономике пока не приводит к повышению веса динамично растущих стран в международных финансово-экономических институтах.
О серьезности накопившихся в ВТО противоречий свидетельствует состояние нового этапа многосторонних торговых переговоров, получившего название «Дохийский раунд». Можно констатировать, что пока в Женеве не просматривается компромисс между развитыми и развивающимися странами-членами в отношении изменений договоренностей, достигнутых в итоге предыдущего - Уругвайского - раунда. Многолетнюю тупиковую ситуацию не удалось переломить даже на пике глобального финансово-экономического кризиса, когда важность соблюдения согласованных правил международной торговли и контрпродуктивность односторонних популистских действий стала очевидна как никогда ранее. В отсутствие видимых перспектив выхода стран - членов ВТО на прорывные решения по повестке дня Доха-раунда эксперты все увереннее говорят о том, что эра крупных многосторонних торговых договоренностей закончилась. Вместе с тем альтернатива существующему многостороннему механизму - это регионализация международного торгового сотрудничества вплоть до дробления на узкоформатные группировки по географическому либо отраслевому признаку, то есть откат в прошлое.
В этом контексте свежий взгляд, активная позиция России по ключевым вызовам, стоящим в повестке дня ВТО, могут стать существенным вкладом в усилия по реанимации Дохийского раунда переговоров.
Вместе с тем нашего пристального внимания и активной работы требует продвигаемая целым рядом стран-членов идея расширить компетенции Организации - под предлогом ее адаптации к современным реалиям - на новые области, включая энергетику, экологию, продовольственную безопасность, конкуренцию, обменные курсы валют, регулирование деятельности транснациональных корпораций.
Работа в ВТО, безусловно, должна вестись в тесном взаимодействии с теми группами стран, которые придерживаются близких нашим взглядов на ключевые международные экономические вопросы. Очевидно, по многим темам текущей повестки дня интересы России объективно совпадают с позициями других стран - членов группы БРИКС. С другой стороны, мы входим в этот торговый клуб как развитое государство и имеем определенные точки соприкосновения с западными экономическими партнерами. Здесь важно найти взвешенный и прагматичный подход, который отвечал бы приоритетам социально-экономического развития нашей страны.
Существенным фактором является то, что Россия вступает в Организацию уже в составе Таможенного союза. Таким образом, сделан важный шаг к укреплению правосубъектности наднациональных структур и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, а также подтверждению ведущей роли России в интеграционных процессах на пространстве СНГ. Кроме того, обязательства, принятые в ВТО Россией как членом Таможенного союза, покрывают существенную часть условий присоединения к Организации остальных участников ТС и упрощают их дорогу к членству в этом клубе.
Новые экономические реалии, связанные с запуском с 1 января 2012 года Единого экономического пространства и созданием в ближайшей перспективе Евразийского экономического союза, заставляют вносить коррективы в сложившиеся алгоритмы торгово-экономического сотрудничества России со всеми основными зарубежными партнерами. С Европейским союзом на повестке дня стоит задача подписания нового базового соглашения. Членство России в ВТО приведет к модификации содержания отраслевых диалогов в рамках «Дорожной карты» по созданию общего экономического пространства Россия - ЕС.
Новый торгово-политический статус России несет существенный позитив для экономических связей с США, прежде всего в плане их наращивания и диверсификации. Однако будет ли реализован этот внушительный потенциал, в настоящее время зависит от действий американской стороны, в том числе от того, как она определится с дальнейшей судьбой поправки Джексона - Вэника.
Завершение процесса присоединения России к ВТО совпадает с годом председательства России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Конструктивная роль России в согласовании позиций экономик АТЭС по вопросам, обсуждаемым в рамках Дохийского раунда, укрепит ее роль как полезного участника международных экономических отношений. Имеет смысл внимательнее присмотреться к продвигаемой в рамках АТЭС инициативе по наращиванию потенциала региональной экономической интеграции на пути к долгосрочной цели АТЭС - формированию зоны свободной торговли для Азии и Тихого океана.
Полноформатное членство в ВТО дает дополнительный импульс для укрепления торгово-экономических связей с крупнейшими партнерами в Северо-Восточной Азии и эффективного встраивания российских дальневосточных регионов в схемы экономического сотрудничества в АТР и складывающуюся здесь систему разделения труда. Внешнеполитический и практический интерес представляет подключение к дискуссии по интеграционным механизмам в Восточноазиатской зоне свободной торговли (EAFTA) и Всеобъемлющем экономическом партнерстве (CEPEA). Кроме того, необходим поиск оптимальных путей взаимодействия с формирующимся региональным центром в составе КНР, Республики Корея и Японии (так называемой «восточноазиатской тройкой»).
Потенциал региональных торговых соглашений пока только начинает нами осваиваться. Вместе с тем в ВТО эта тема уже многие годы входит в разряд наиболее острых. Как было указано в Заключительном заявлении председателя Восьмой министерской конференции Организации, «[региональные торговые] соглашения должны дополнять, а не заменять многостороннюю торговую систему». В связи с этим предложено, чтобы «системные вопросы взаимоотношений региональных торговых соглашений и многосторонней торговой системы стали предметом изучения в ВТО, а результаты этой работы были доложены на Девятой министерской конференции ВТО».
Очевидно, в дальнейшей работе по формированию стратегии создания зон свободной торговли (ЗСТ) необходимо учитывать эти тенденции. С учетом обширной географии российских экономических связей наше участие в процессах региональной либерализации торговых режимов не должно ограничиваться узким кругом торговых партнеров. Первые шаги на данном направлении уже сделаны. В продвинутой стадии находятся переговоры по соглашениям о зонах свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) и Новой Зеландией. Заключение данных договоренностей даст возможность оценить специфику участия в ЗСТ на разных континентах. Ряд стран и торговых объединений, включая Вьетнам, Египет, Перу, Чили, Малайзию, АСЕАН и МЕРКОСУР, заявляют о своем интересе к предметному обсуждению создания ЗСТ. Ведение подобных переговоров в формате Таможенного союза будет способствовать как углублению внутрисоюзного взаимодействия, так и повышению международной значимости интеграционных объединений на пространстве СНГ.
Членство России в ВТО является своеобразным доказательством доверия зарубежных партнеров к экономической и инвестиционной политике российского правительства. Создаются благоприятные международные условия для притока в страну долгосрочных инвестиций, что способствует реализации модернизационных приоритетов.
Расширяются и возможности системной защиты российских экономических интересов. В нашем распоряжении - весь богатый набор правовых инструментов ВТО. Однако основная работа по освоению компетенций многосторонней экономической дипломатии, давно являющихся нормой для большинства стран, нам только предстоит. Причем научиться эффективно использовать этот ресурс требуется в максимально короткие сроки, до окончания большинства переходных периодов по нашим обязательствам.
Подобный рывок невозможен без слаженного взаимодействия всех заинтересованных правительственных ведомств. Безусловно, будет востребован опыт, накопленный МИД при решении ключевых проблем стратегической стабильности, разоружения и урегулирования региональных конфликтов. На министерство и российские загранучреждения возлагается комплекс важных функций - они становятся неотъемлемыми элементами системы мониторинга за применяемой к нашей стране торговой практикой, включая случаи дискриминации российских экспортеров и импортеров. Несомненно, предстоящая работа потребует дальнейшего совершенствования межведомственной координации. В ходе переговорного процесса у нас накоплен богатый опыт такого сотрудничества и заложена хорошая основа для его дальнейшего развития уже в качественно новых условиях реального участия в деятельности ВТО.