Интервью подготовил собкор "Международной жизни" в Братиславе Виталий Кирюнин: Александр Владимирович, вы посетили с рабочим визитом Словацкую Республику. Какие основные цели вашего визита? О чем удалось договориться? Какие вопросы еще предстоит обсудить?

Визит состоялся по личному приглашению министра юстиции Словакии Ш.Гарабина. Кроме того, появилась возможность совместить рабочую поездку с торжествами в честь 64-й годовщины освобождения Братиславы Советской армией.

Традиционно Россия дорожит теплым, искренним отношением словацкого народа и руководства Словакии к памяти о тех событиях, почти 70-летней давности. Российское представительство, как правило, на этих торжествах бывает довольно высоким. В частности, в прошлом году в празднованиях принял участие в то время занимавший должность премьер-министра России Виктор Зубков.

Что касается содержательной части поездки, то мы обсудили с моим коллегой, министром юстиции Словацкой Республики, конкретное наполнение соглашения о сотрудничестве, которое было заключено между нашими ведомствами два года назад, приоритетные направления работы и конкретные мероприятия, которые предполагается осуществить.

К их числу, в частности, относятся изучение опыта по обеспечению уголовно-судебной политики в стране, поиск новых подходов к организации уголовного преследования, формам и видам уголовного наказания, новым пенитенциарным и постпенитенциарным практикам.

Нам также интересен опыт Словацкой Республики в организации негосударственной системы исполнения судебных решений по гражданским делам. В России пока об этом речь не идет в том варианте, который существует в Словакии, Франции и ряде других государств. В то же время мы понимаем, что жизнь на месте не стоит и, скорее всего, о каких-то формах участия негосударственных организаций в исполнении судебных решений в самое ближайшее время нужно будет говорить. Тем более что де-факто такое участие уже существует. В настоящее время задача государства - найти правильные формы имплементации этих практик в существующую систему исполнения судебных решений, обеспечения прозрачности и легальности такого участия некоммерческих организаций в этой стадии судебного процесса.

Опыт Словацкой Республики нам интересен, и мы подписали соглашение о сотрудничестве. Оно предполагает еще и ряд других направлений деятельности. Конкретную форму и как реализовывать это соглашение, мы определим в рабочем порядке. Скорее всего, это будет обмен специалистами, проведение совместных семинаров, также мы договорились о довольно интересных вариантах взаимодействия Братиславского юридического института  и Российской правовой академии, которая действует под кураторством Министерства юстиции России. По нашему предложению они установят довольно интенсивные деловые контакты.

Как вы уже отметили, ваш визит в Словакию совпал с проведением торжественных мероприятий по случаю 64-й годовщины освобождения Братиславы Советской армией от фашистской оккупации.  Это событие важно, наверное, еще и тем, что в современной Европе просматриваются тенденции пересмотра истории ХХ века, оспариваются итоги Второй мировой войны. Как бы вы оценили отношение словаков к памяти о советских воинах и военно-мемориальную работу, проводимую в Словацкой Республике?

С большинством стран, если не со всеми странами, на территории которых находятся воинские захоронения советских солдат, у России есть соглашение об охране этих мемориальных мест. К сожалению, не все страны эти обязанности выполняют достаточно достойно.

Словакия, к счастью, относится к числу стран, где эту обязанность не просто формально исполняют, а исполняют от чистого сердца и с искренней благодарностью, почтительной памятью к тем, кто пролил свою кровь, отдал свои жизни за освобождение словацкого народа.

Вы совершенно правы, говоря о том, что это сегодня очень дорого, очень важно. Таким отношением надо дорожить. К сожалению, современный мир все больше отходит от традиционных ценностей, в том числе и такой ценности, как общеисторическая память и общеисторическая благодарность. Сегодня все больше и больше на передний план выходят текущие, оперативные, тактические задачи, которые заслоняют от многих как прошлое, так и будущее. В связи с этим пример Словацкой Республики нам кажется очень важным и показательным.

Как идет международное взаимодействие и обмен опытом в сфере совершенствования законодательства, экстрадиции, борьбы с коррупцией, противодействия рейдерству и "отмыванию" денег? Как строится сотрудничество в рамках организации ГРЕКО (Группа государств против коррупции)?

Что касается участия Министерства юстиции в масштабной антикоррупционной политике государства, министр юстиции является членом президиума Совета по противодействию коррупции. На нас возложено осуществление антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, которые готовятся в правительстве Российской Федерации. Этот механизм практически запущен. В частности, постановлением правительства в марте этого года были определены порядок и методика проведения таких экспертиз.

Кроме того, в Минюсте разработано предложение по осуществлению системного и комплексного мониторинга нормативно-правовых актов, их применения, в том числе в разрезе противодействия коррупции. Основная цель - выявление тех слабых точек в нашем правоприменении, которые позволяют реализовывать коррупционные инициативы, коррупционные договоренности. Мы будем делать все, что от нас зависит, чтобы обеспечить антикоррупционную политику в России как необходимой нормативной базой, так и качественным мониторингом ее применения.

В плане участия России в рамках организации ГРЕКО наша страна в декабре 2008 года прошла первый и второй так называемые этапы отчета. Нужно сказать, что при констатации довольно прискорбного для нас факта, а именно весьма высокого уровня коррупции в России, в то же время эксперты ГРЕКО оценили и по-настоящему интенсивные усилия, которые предпринимает руководство государства, чтобы с такой проблемой справиться и если не искоренить ее, это, наверное, невозможно в масштабах всего человечества, то по крайней мере минимизировать.

ГРЕКО выдвинула около двух десятков рекомендаций, большая часть из которых уже исполняется в процессе реализации национального плана противодействия коррупции. Ряд рекомендаций должны быть обеспечены принятием ряда федеральных законов, ведомственных приказов, определяющих параметры борьбы с коррупцией. В частности, приказы Генеральной прокуратуры, МВД и иных правоохранительных структур. Может быть, еще потребуется принять постановления пленумов Верховного суда по ряду проблематик.

После того как Россия прошла процедуру оценки, было принято решение о том, что в дальнейшем головным ведомством по представительству России в этой организации и, в частности, по исполнению рекомендаций станет Генеральная прокуратура РФ. Принятый в конце прошлого года закон "О противодействии коррупции" предусмотрел, что Генпрокуратура является координатором всей работы по борьбе с коррупцией. Поэтому Генпрокуратура вместо Минюста будет заниматься этой работой. Мы же сохранили свое представительство в рабочей группе, которая постоянно действует в ГРЕКО, и посильно будем помогать Генпрокуратуре в этой работе.

Что касается борьбы с рейдерством, то Минюст в меньшей степени в эту работу вовлечен, в силу своей компетенции и полномочий. Мы участвуем в научных разработках, которые позволяют использовать накопленный опыт в борьбе с подобными явлениями. В частности, в упомянутой уже Российской правовой академии есть серьезные специалисты, изучающие это явление и готовые подготовить методические указания и рекомендации.

В то же время как в России, так и за рубежом наиболее актуально использовать опыт частных экспертов. То есть не только представителей правоохранительных ведомств и силовых структур, но и тех людей, которые непосредственно практикуют в области экономики, юриспруденции, других отраслях общественной жизни. Основная цель - понять, как реально все работает, как работают преступные технологии, где наиболее уязвимо законодательство. Этот опыт нужно по крупицам собирать в самых разных странах, стараться его обобщать и глобально применять. Сегодняшняя преступность нуждается в общем подходе, чтобы эффективно с ней бороться.

Как, по вашему мнению, идет судебная реформа? Известно, что в настоящее время разрабатываются новые законодательные инициативы с целью сделать систему наказаний в России более гуманной, создать систему социальной реабилитации бывших арестантов. В чем их суть?

Что касается судебной реформы, то  была создана по инициативе Президента Медведева рабочая группа, деятельность которой направлена на завершение судебной реформы. В основном сейчас речь идет не о структурных глобальных изменениях, потому что в целом судебная система России сформирована и работоспособна, а о технической доводке, в том числе оптимизации кадровой политики, оптимизации общественного или иного институционального контроля за деятельностью судов, без вмешательства в сам процесс независимого правосудия.

Пока еще стоит на повестке дня вопрос о дальнейшей специализации судебной системы в России. В частности, сейчас актуален вопрос о создании административных судов, и на протяжении ряда лет обсуждается идея о создании ювенальной юстиции, то есть судов для несовершеннолетних.

Что касается инициатив по изменению уголовно-судебной и уголовно-исполнительной политики в России, то суть ее состоит в том, что процесс исполнения уголовных наказаний в России сегодня является контрпродуктивным. Он, конечно, позволяет исполнить государству свою миссию наказания за совершенные преступления, но исполнение этой миссии дается России слишком дорогой ценой. Потому что ежегодно около 300 тыс. человек выходят из мест лишения свободы с разорванными социальными связями, многие из них с искалеченной психикой, с откровенно обструкционным отношением к государству и закону. И здесь не то что не приходится говорить о пригодности этих людей для решения глобальных и амбициозных задач, которые ставит руководство перед страной, в том числе за счет инновационного развития человека, а, к сожалению, приходится говорить и о рецидивной преступности и, как минимум, об очень негативном социальном фоне для преобразований в России.

В настоящее время огромный пласт населения погружен в криминальную культуру и в общем-то не собирается с ней расставаться. Поэтому мы сегодня говорим о системном подходе к уголовно-судебной политике в России. Это предполагает, во-первых, пересмотр концептуального подхода в области собственно вынесения уголовного наказания.

Мы считаем, что гораздо активнее должна применяться административная юстиция в качестве профилактики преступлений, правонарушений и, в частности, должен быть расширен спектр административных наказаний. Более активно должен применяться административный арест, сроки которого необходимо, на наш взгляд, увеличить как минимум до двух месяцев. Должна быть создана вариативная и гибкая система штрафов и система стимулирования правонарушителей к исполнению его обязанностей, возложенных на него административным судом. Не милиционер должен бегать за этим нарушителем, месяцами требуя, чтобы он заплатил штраф или выполнил обязательные работы, или не убегал из-под ареста, а чтобы человек, понимая, что дальше для него все может обернуться еще хуже, последовать уголовное наказание, стремился исполнить максимально быстро свою обязанность, возложенную на него административным судом.

Мы также говорим о том, что должны быть смягчены санкции по ряду уголовных составов преступлений, некоторые из них могут быть переведены в разряд административных преступлений. Также может быть применена так называемая административная преюдиция, то есть когда не с самого первого факта начинается уголовное дело, а когда законодатель убежден, что человек уже устойчиво встал на путь преступной деятельности.

Второй блок вопросов - это собственно о пенитенциарной практике. Сегодня, к сожалению, они во многом устарели и не отвечают реальному текущему моменту. Здесь мы также исходим из того, что государство должно создать систему стимулов для людей, нарушивших закон и оказавшихся в местах лишения свободы, для скорейшего возращения в нормальную жизнь. Это должен быть социальный лифт, который доставляет этих людей из подвала общества хотя бы на нулевой уровень, чтобы они дальше могли вернуться к нормальной жизни.

Нам представляется, что это должно быть в основном вовлечение осужденных в трудовую деятельность. Причем по нормальным прозрачным параметрам, с соблюдением трудового законодательства, с заработной платой, естественно, не с такой, как на свободе, но и не мизерной, как сейчас. Необходимо активно использовать воспитательные, реабилитирующие практики. Кроме того, мы считаем, что крайне важно осуществить некоторую сепарацию так называемого спецконтингента в местах лишения свободы. Люди, которые попали туда впервые, порой случайно или отбывают наказание за не столь серьезное преступление, должны быть отделены от рецидивистов, от людей, которые уже прочно погрузились в криминальную среду, которые, естественно, оказывают на новичков негативное влияние.

Ну и наконец, что касается постпенитенциарной социальной реабилитации. Мы также считаем, что это задача государства, причем во многом задача перемещается на уровень регионов, субъектов Российской Федерации, потому что именно там часто оседает значительная часть лиц, вышедших из мест лишения свободы. Если у них разорваны социальные связи, то они могут представлять угрозу для населения этих регионов. И с другой стороны, если правильно поставить политику по вовлечению их в социальные процессы региона, то они могут приносить пользу и даже помогать решать задачи по освоению территории или реализации инвестиционных проектов.

В общем и целом надо сказать, что крайне важно понять, что эта политика, которая сегодня реализуется в соответствии с решениями и Совета безопасности, и Президиума Государственного совета России, - не какая-нибудь романтичная благотворительность и не чрезмерная забота о тех, кто нарушил закон. Тем более что задачу заботы о пострадавших в преступлениях тоже никто не снимает с повестки дня. Задача борьбы с преступностью, в том числе и в известной степени устрашением, - это тоже миссия уголовного права. Но мы должны понимать, что это суровая правда жизни и в наших интересах обеспечить усовершенствование уголовно-судебной, уголовно-исполнительной политики, потому что иначе существующее положение дел может в дальнейшем представлять угрозу безопасности России.

В 2008 году Россия стала лидером по количеству исков в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ): гражданами России были поданы 27 тыс. исков, что составило 28% от общего числа. Как бы вы прокомментировали деятельность ЕСПЧ? Насколько эффективна его работа?

Комментировать деятельность ЕСПЧ нужно исходя из глобального базового принципа, который сохраняет свою актуальность и который состоит в том, что Россия является членом Совета Европы и признает структуры Совета Европы, включая ЕСПЧ. И естественно, как и любой судебный орган, имеющий свою исключительную юрисдикцию, ЕСПЧ является для нас безусловным авторитетом и мы обязаны исполнять решения, которые выносит этот Суд.

Второе, о чем тут нужно сказать, это то, что по большинству -  если не сказать по подавляющему большинству - решений, которые сегодня выносятся Европейским судом по правам человека по российским делам, мы вынуждены признавать недоработки российских административных, судебных органов, исполнения судебных решений. И по ряду случаев эти решения ЕСПЧ констатируют вообще довольно масштабные, причем системные проблемы с правоприменением в России. Поэтому мы делаем и намерены впредь делать серьезные выводы из этих решений и постоянно инициируем оптимизацию российской судебной, административной практики, для того чтобы приблизить ее к стандартам Европейского суда по правам человека.

Наконец, третье, о чем надо сказать. К сожалению, в ряде случаев аргументация, которую приводил Европейский суд по правам человека по некоторым делам, которые прошли через его рассмотрение, нам представлялась неубедительной. И более того, просто была не понята нами, потому что она, как нам показалось, вообще далека от общепринятых, в том числе и международных, правовых стандартов.

Но еще раз повторюсь, это не значит, что мы не признаем юрисдикцию ЕСПЧ или не собираемся исполнять его решения, или не видим пользы членства России в этой организации. На самом деле видим пользу и собираемся исправлять ошибки, на которые указывает нам Европейский суд по правам человека.

Что бы вы могли пожелать читателям журнала "Международная жизнь"?

Хотел бы пожелать, чтобы журнал давал своим читателям по-настоящему интересную, содержательную, объективную и в то же время по-современному поданную информацию и читатели журнала могли создавать для себя, благодаря публикациям в вашем издании, объективную, беспристрастную, целостную картину того, что происходит в мире, понимать, какую роль занимает сегодня Россия в мировом сообществе и каковы основные направления развития нашей страны в международном аспекте.