Здесь когда-то Пушкин жил,
Пушкин с Вяземским дружил…
Г.Шпаликов
Арбат и прилегающие переулки подобны большой мемориальной доске, испещренной именами великих поэтов, ученых, полководцев и политиков. Одна из записей помечена адресом: Спасопесковская площадь, дом 8.
Участок на этом месте в современных очертаниях существовал уже к началу XIX века, но какое-то время числился пустошью. Первые достоверные сведения о доме относятся ко второму десятилетию XIX века.
В это время здесь жил князь Петр Вяземский, близкий друг Пушкина. Неподалеку обитали еще несколько друзей и знакомых поэта: Иван Пущин, Павел Нащокин. Молодые люди часто встречались в доме одного из них, и позднее Пушкин не случайно выбрал Арбат местом своего жительства.
Дом №8 в то время был частью большой усадьбы поручицы А.Г.Щепочкиной. Главный дом усадьбы, являющийся памятником истории и культуры местного значения, расположен по соседству (дом №6). Позднее, как это не раз бывало, усадьба была раздроблена и продана по частям разным владельцам.
В 1840-х годах бывший дом Вяземского купил Н.А.Львов, внук известного архитектора русского классицизма Николая Львова и большой поклонник Пушкина. Он оставил здание практически без изменений, но позднее устроил рядом с домом сквер, названный им «Пушкинским», в честь общества, собиравшегося здесь в былые времена. Возможно, благодаря «охранному» имени, сквер дожил до наших дней, являясь одним из немногих зеленых оазисов в центре города. Уже в 90-х годах ХХ века в сквере появилось еще одно мемориальное сооружение - памятник Пушкину.
Львов прожил здесь около 40 лет, до самой своей смерти. По некоторым сведениям, в этот период дом имел мезонин. Мезонины, жилые надстройки, обычно однокомнатные, не считались «полноценным» этажом, что позволяло уйти от налога, которым облагались двухэтажные строения. Поэтому дома такого типа были очень распространены в России XIX века, став своеобразным символом патриархальной одноэтажной Москвы.
После смерти Львова особняк числится за некоей Шориной. При ней в 1884 году к дому пристраивается кирпичный флигель. В это время в особняке живет С.П.Тургенев, двоюродный брат писателя. Еще через 25 лет дом и участок записываются на имя жены коллежского советника Е.И.Кальяновой. К зданию подводится канализация, и во дворе появляются еще две пристройки.
После революции дом был сначала «уплотнен» и заселен, затем долгое время здесь располагалось издательство Центрального статистического управления.
В 1961 году здание было передано в ведение ГлавУпДК. После реконструкции фасаду был возвращен ампирный облик начала XIX века, но внутренняя планировка и интерьеры за предшествующие годы серьезно пострадали. В конце 1990-х годов, в ходе внутренней реставрации, по уцелевшим фрагментам были воссозданы интерьеры XIX века, и в комнаты дома Львова вернулся торжественный и вместе с тем уютно-камерный дух ампирной Москвы.
Напротив дома на площади стоит церковь Спаса Преображения, «что на Песках», давшая название местности. Эта церковь запечатлена на известной картине В.Д.Поленова «Московский дворик» и служит композиционным центром для окрестных зданий, обращенных к церкви фасадами.
Точка, откуда Поленов запечатлел свой «дворик», находится чуть дальше к Новому Арбату, на углу современных Композиторского и Трубниковского переулков. К настоящему времени от этого пейзажа сохранилась только церковь да два дома бывшей дворянской усадьбы. Дом №8 также обращен фасадом к церкви. Здание расположено вдоль красной линии улицы, но вход расположен сбоку, а центральным элементом, притягивающим взор, является античный портик с шестью коринфскими колоннами. Возвышающийся над крышей и выступающий чуть вперед портик словно напоминает о некогда бывшем здесь мезонине. В центре портика - овальный медальон в окружении растительного орнамента - память о славных именах, чьи вензеля красовались здесь в былые времена.