Ваши Превосходительства,

Господин главный редактор журнала «Международная жизнь»,

Уважаемые члены Редакционной коллегии,

Уважаемые дамы и господа,

Большой честью для меня было получить приглашение от престижного журнала «Международная жизнь», известного своими исчерпывающими и глубокими аналитическими публикациями, благодаря которым он стал знаком качества и приобрел известность.

Мне стало известно, что первая статья вашего журнала вышла в свет 90 лет назад. Давняя история вашего журнала, в частности, имеет важное значение в том плане, что она основывается на настоящем наследии различных публикаций, отражающих видение и точку зрения выдающихся политических деятелей, оставивших свой след в истории России. Также она обеспечивает предыдущим и будущим поколениям систему координат, является стимулом и предоставляет ценный материал для размышлений.

Ваш журнал, без сомнения, способствует формированию мышления дипломатов и политических деятелей России. И аналитические статьи, и конференции дают возможность профессионалам и всем людям, увлекающимся политикой, ознакомиться с аналитикой, принять участие в дискуссиях, проникнуться идеями международной политики России и ознакомиться с ее подходами к значимым вопросам современности.

Высоко  ценю предоставленную журналом возможность обратиться к вам с речью и таким образом способствовать углублению обсуждаемых вопросов, связанных с Королевством Марокко, ознакомить вас с выбранными им направлениями, определяющими внутреннюю и внешнюю политику страны.

Но перед этим хотел бы остановиться на отношениях, которые связывают мою страну, Королевство Марокко, с Россией. Немного расскажу об особенностях этих исторических отношений, о положительном развитии, которыми они отмечены, о сегодняшнем состоянии сотрудничества, а также о перспективах. Само собой разумеется, мне будет очень приятно ответить на все ваши вопросы.

Прежде всего, особый характер дипломатических отношений между Королевством Марокко и Россией обусловлен тем, что их история  насчитывает более 200 лет, и тем, что они всегда были отмечены знаком взаимного уважения и духом согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес. Прочно закрепившись в истории, эти отношения непрерывно развивались, от этапа дружбы дойдя до уровня сотрудничества в различных областях и прочно укрепившись на стадии стратегического партнерства.

Этап дружественных отношений между Марокко и Россией восходит к XVIII веку, когда марокканский султан Сиди Мохаммед Бен Абделлах и российская императрица Екатерина II решили предоставить своим кораблям равные привилегии, в том числе и защиту.

Данный период отмечен подписанием мирного договора и установлением дипломатических отношений, которые с тех пор  непрерывно развиваются, за исключением периода охлаждения, через который они прошли по причине Второй мировой войны и большевистской революции 1917 года и который закончился после того, как Марокко вновь обрело свою независимость в 1956 году. Таким образом, отношения укрепились, чтобы затем выйти на уровень сотрудничества.

Этап сотрудничества начался с того момента, когда Марокко вновь обрело независимость. Первой страной, признавшей его независимость, стал именно бывший СССР. Незамедлительно произошло восстановление дипломатических отношений на уровне послов, после чего состоялся обмен визитами глав государств. Он послужил стимулом для развития многопрофильного двустороннего сотрудничества, затронувшего торговую, культурную, научно-техническую, морскую и воздушную сферы. 1500 марокканских кадров прошли обучение в университетах и институтах бывшего СССР и в дальнейшем внесли свой вклад в развитие научно-технического сектора страны.

Двустороннее сотрудничество продолжилось после распада СССР, вследствие чего усилился политический диалог по многочисленным вопросам, представляющим взаимный интерес в сфере политики, экономики и культуры. Это было закреплено подписанием различных соглашений о сотрудничестве в технической, сельскохозяйственной, торговой, рыболовной областях, а также в пищевой отрасли, горнодобывающей промышленности и научных исследованиях. Такое масштабное сотрудничество не могло не привести к тому, что отношения еще более укрепились и достигли стадии стратегического партнерства.

Этап стратегического партнерства вписывается, таким образом, в логический и исторический контексты и отражает твердое намерение с обеих сторон еще больше укреплять двусторонние отношения и связи, объединяющие два народа. Декларация о стратегическом партнерстве, подписанная в 2002 году Его Величеством королем Мохаммедом VI и Президентом Владимиром Путиным, значительным образом активизировала двустороннее сотрудничество и открыла путь для подписания двусторонних соглашений между торговыми палатами двух стран, деловыми структурами, исследовательскими центрами и техническими департаментами.

Марокко гордится тем, что является одним из ведущих торговых партнеров России в арабском мире и Африке. Объем товарообмена в 2011 году достиг 2 млрд. долларов. Вместе с тем отдаем себе отчет в том, что эта цифра пока еще не дошла до реального уровня, который возможен со стороны обеих стран.

По этой причине Марокко сегодня убеждено в необходимости разнообразить направления обмена и исследовать все возможности для сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Говоря о политической стабильности и больших возможностях в области инвестиций, было бы уместно, на мой взгляд, затронуть вопрос демократизации, начатой Марокко несколько лет назад, и вопрос политических реформ, которые оно внедрило. Эти реформы отличают его в какой-то степени от других стран региона и объясняют то, почему «Марокко является исключением», как некоторые его назвали после  событий «арабской весны».

Принятие реформ в Марокко было осуществлено на основе интеграционного подхода, сочетающего в себе, с одной стороны,  глобальный, национальный и локальный аспекты и, с другой -  общий и частный. Реформы базируются на обширном опыте, на институционных, цивилизационных и юридических особенностях, в частности следующих:

- принадлежность нации к древнейшей истории, что обуславливает единство национального самосознания и сплоченность различных ее составляющих;

- историческая давность монархического режима, берущего начало в XI веке, и его трансформация в символ законности политического режима, непрерывности марокканского государства, гаранта духовных ценностей, защитника национального единства и суверенности, а также вдохновителя стратегий реформ и развития.

- поддержание общественного мира путем учреждения многопартийности и уважения свободы самовыражения, запрета однопартийной системы, избегая авторитарные и автократические режимы.

Именно на основе этих вечных ценностей Марокко под высоким покровительством Его Величества короля Мохаммеда VI приступило к активной деятельности, направленной на демократическое и социальное развитие посредством создания новых институтов и внедрения многочисленных разноплановых и смелых реформ. Среди них - принятие нового определения власти, реформа Семейного кодекса в 2004 году, интеграция берберской культуры (амазиг) в качестве фундаментальной составляющей национальной культуры
(2001 г.) и создание организации  «Равенство и примирение»
(2004 г.), что позволило учредить новую модель переходной юстиции и порвать с прошлым.

На этой основе Марокко смогло постепенно придать динамику политическому процессу через укрепление роли партий, профсоюзов, гражданского общества, а также при помощи других механизмов и органов контроля в различных сферах.

В целом с момента приобретения независимости Марокко начало процесс реформ, который ускорился к концу 1990-х годов. Данные реформы затронули политическую и экономическую сферы. Кульминационным моментом стало принятие новой Конституции в июле 2011 года.

Таким образом, она является результатом динамики реформ, появление которой не стало дожидаться «арабской весны». Конституция представляет собой итог долгой работы по внедрению институционных и нормативных реформ, затрагивающих сферу свобод и институтов.

Текст, отражающий новые реформы, был одобрен мировыми державами и международными инстанциями, учитывая важность создания новых институтов для продвижения идеи надлежащего управления, а именно Совета по вопросам конкуренции, Верховного совета судебной власти, Конституционного суда, Верховного совета магистратуры, Верховного совета безопасности, Консультативного совета по делам молодежи и общественных организаций, Центральной инстанции по предотвращению коррупции, Совета по экономическим, социальным и экологическим вопросам, Национального совета по правам человека.

Новая Конституция укрепила роль Палаты представителей в отношении законодательства и контроля и усилила власть главы правительства. В ней также закреплены положения о разделении властей и независимости судебной власти, повышении нравственности общественной жизни и  борьбе с коррупцией.

Цель данных реформ – продолжать процесс демократизации и осуществлять развитие страны посредством интеграционного и многопланового подхода, в центре которого развитие человеческой личности и который основан на реформированном типе территориального управления, учитывающем местные особенности и полностью соблюдающем положения проекта автономии, который Марокко предложило населению своих южных провинций.

В этом отношении Его Величество король объявил о внедрении масштабной институционной реформы на основе национальной модели регионализации, а также о создании Консультативной комиссии по регионализации (CCR) на благо всех регионов Королевства, включая регион Сахары. Проект расширенной автономии этого региона, предложенный Марокко и оцененный инстанциями ООН в качестве серьезного и надежного, позволит прийти к реалистичному политическому решению на основе желаний населения, затронутого данным вопросом, и завершить раз и навсегда этот искусственный конфликт, заложником которого являются интеграция магрибского субрегиона и развитие его населения.

В политическом плане, кроме национального вопроса относительно Марокканской Сахары, о котором только что говорилось, мне бы хотелось также затронуть еще один момент, являющийся приоритетом внешней политики Марокко, - создание магрибского пространства. Этот выбор объясняется реальным стремлением способствовать вместе со своими магрибскими партнерами усилению сплоченности стран Лиги  арабских государств, приступив к оздоровлению магрибских отношений и вступая в новый период, нацеленный на будущее.

Сегодня, когда вопрос безопасности этого региона стал критическим по причине террористической угрозы и различных видов незаконной торговли, которые здесь практикуются, в частности в районах южнее Сахары, магрибская интеграция остается необходимостью. Магрибская интеграция позволит укрепить сотрудничество в области безопасности, а также экономики, так как  взаимодополняемость является главным козырем и предлагает решения актуальных вопросов развития стран и народов региона.

Марокко всегда работало и продолжает работать на благо укрепления отношений со странами Арабского магрибского союза. Оно также убеждено в том, что диалог является подходящим способом  положить конец  разногласиям, преобладающим в регионе, и сделать из него стабильный, процветающий и развитый регион.

С другой стороны, также в рамках своей внешней политики, Марокко рассматривает вопрос Ближнего Востока в качестве важного постоянно действующего фактора. Это доказано его приверженностью в пользу палестинского вопроса, достижения справедливого и долгосрочного мира на Ближнем Востоке, в частности в пользу защиты права палестинского народа на свободу, стабильность, благополучие и создания независимого и жизнеспособного Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

В качестве председателя Комитета Аль-Кодс Его Величество король Мохаммед VI направил значительные усилия на то, чтобы добиться цели, широко одобренной международным сообществом, - создания независимого Палестинского государства.

Кроме того, учитывая тот факт, что Марокко на данный момент является непостоянным членом Совета Безопасности ООН, оно не щадит усилий для того, чтобы способствовать поддержанию международного мира и безопасности. Его присутствие в этом исполнительном органе Организации в качестве единственной арабской страны и его конструктивная позиция доказывают, что оно разделяет идею защиты справедливости в арабо-мусульманском мире. В частности, что касается сирийского кризиса, Марокко демонстрирует твердое стремление его  преодолеть, положив конец насилию и защитив национальное единство и территориальную целостность этой братской страны. Наше сильнейшее желание состоит в том, чтобы план г-на Кофи Аннана, во многом вдохновленный арабской инициативой, был полностью применен для того, чтобы сирийский народ мог жить в спокойных и достойных условиях.

Другие фундаментальные вопросы, являющиеся приоритетными для действий Марокко в Совете Безопасности, - это укрепление мира, стабильности и безопасности в Африке, усиление отношений солидарности между нациями, в частности отношений Север - Юг и Юг - Юг, сотрудничество, направленное на развитие и защиту прав человека. Марокко счастливо углублять договоренность с Россией по значимым вопросам, по которым наши точки зрения близки или совпадают.

Марокко, сознавая глубокие корни своей африканской принадлежности, с момента приобретения независимости привержено укреплению исторических, культурных отношений и  отношений сотрудничества с африканскими странами.

Внешняя политика Марокко с самого начала была отмечена решительной и солидарной поддержкой освобождения африканских стран от колонизации, а также его поддержкой инициатив по развитию посредством внедрения и конкретизации сотрудничества Юг - Юг. Стратегической целью марокканской дипломатической деятельности является  возведение сотрудничества с африканскими странами на уровень настоящего партнерства, действенного и солидарного. Именно с учетом данной перспективы многочисленные соглашения о сотрудничестве придали новую динамику отношениям с этими братскими странами, а также импульс сотрудничеству Марокко с остальной частью Африки.

Что касается отношений с другими региональными группами, в частности европейско-средиземноморской, по причине близкого расположения Марокко к этим регионам оно реализовывало работу, направленную на углубление отношений между двумя побережьями Средиземноморья, и поддержало учреждение Союза для Средиземноморья.

Эти усилия по развитию и политика доброго соседства привели его к заключению ряда соглашений о сотрудничестве с ЕС и со средиземноморскими странами, которые служат на благо его планов в области безопасности и развития.

В экономическом плане Марокко давно сделало выбор в пользу либерализации экономики, что нашло выражение в подписании многочисленных соглашений о свободной торговле с различными странами, приватизации и улучшении конкурентоспособности национальной экономики. Кроме того, стабильность макроэкономических рамок и развитие финансового сектора позволили Марокко приобрести некоторую устойчивость перед лицом международного финансового кризиса. При этом Марокко смогло увеличить свою привлекательность благодаря устойчивому развитию промышленного сектора, то есть малых и средних предприятий, а также путем улучшения делового климата.

Его политика развития основывается на четырех фундаментальных аспектах: на усилении роста, укреплении роли Марокко в качестве регионального полюса инвестиций и экспорта, продвижении механизмов солидарности и увеличении производительности экономических операторов.

Политический и социальный климат Марокко, характеризующийся демократизацией и открытостью, позволил государству задействовать крупную часть инвестиционного бюджета на развитие принимающей инфраструктуры, в частности амбициозных проектов по строительству автомобильных и железных дорог, портов и аэропортов.

В Марокко были также запущены стратегии в различных секторах, направленные на увеличение привлекательности и конкурентоспособности экономики, посредством принятия программ в различных областях, в частности Промышленного плана, планов «Vision-2020» в сфере туризма, «Maroc Vert» в сфере сельского хозяйства, «Halieutis» в рыболовной сфере, а также Национальной стратегии в области энергетики, и, кроме того, не будем забывать о транспортной и логистической сферах, а также о проекте «Maroc Numérique» (Цифровое Марокко).

В дополнение к значительному политическому фундаменту, которым оно обладает, Марокко следует капитализировать накопленный опыт, особенно с учетом контекста переходного периода в субрегионе и его приверженности процессу укрепления магрибской интеграции.

Кроме того, по инициативе Его Величества короля Мохаммеда VI, Марокко внедрило с целью укрепления механизмов солидарности Национальную инициативу по развитию человеческих ресурсов, которая усилила социальную сплоченность посредством поддержки деятельности, приносящей доход, помощи лицам, находящимся в уязвимом положении, развития территориальной солидарности путем интеграции регионального подхода в общественную политику.

С целью увеличения производительности был реализован ряд мер, таких как снижение налога на предприятия на 30%, уменьшение маргинальной ставки на прибыль с 42 до 38%, а также меры по сопровождению всех типов предприятий как на налоговом, так и на операционном уровнях.

В то же время развитие человеческих ресурсов остается в центре политики повышения производительности посредством реформирования системы образования и подготовки кадров, а также приведения образования в соответствие с нуждами промышленного, сельскохозяйственного, энергетического и туристического секторов.

Большой проект реформ, внедренных более десяти лет назад, олицетворяет новую эру в создании современного марокканского государства, в основе которого лежит конституционная, демократическая и общественная монархия и опорами которого являются укрепление правового государства и его институтов, приверженность принципу разделения властей, усиление верховенства закона и справедливости правосудия.

Этот выбор, сделанный Королевством Марокко, за который оно осознает всю ответственность, приведет его к реализации целей, направленных на развитие и процветание, а также поможет ему противостоять многочисленным вызовам этого мира, который становится все более и более взаимозависимым.

Внутренняя политика Марокко укрепляется с помощью внешней политики, сформированной вокруг принципа суверенного равенства государств, уважения их территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела государств и применения мирных средств урегулирования разногласий, что заключено, в свою очередь, в рамки многосторонности и соблюдения международной законности.

Вот те принципы, которые лежат в основе внешней политики моей страны и которые разделяет Российская Федерация. Этими принципами руководствуется Королевство в своих действиях и в своей политике соседства и сотрудничества с различными странами.

Василий Лихачев, депутат Государственной Думы России, Чрезвычайный и Полномочный Посол, представитель России при Европейском союзе (1998-2003 гг.): Начало XXI века показало, что в международном сообществе накопилась определенная критическая масса, которую формируют и межцивилизационные разломы. Как вы считаете, что могут сделать наши страны в двустороннем формате и  системе ООН на основе Устава ООН и принципов международного права, объединив свой политический, исторический и культурный потенциал, для ликвидации таких разломов?

Саадэддин Аль-Османи: Мы стараемся избегать конфликтных ситуаций, и наше стремление играть миротворческую посредническую роль хорошо известно. Мы избегаем вовлечения в международные конфликты и вмешательства во внутренние дела других государств, стараемся содействовать урегулированию кризисных ситуаций. К сожалению, в мире зачастую проявляются серьезные разногласия, однако, если будет торжествовать желание использовать диалог для разрешения конфликтов, можно будет избежать многих проблем. Избежать разногласий, конечно, невозможно, ведь интересы могут не совпадать. Иногда следование своим интересам и претензии на несуществующие интересы зашкаливают. Главную роль в поддержании международного мира должны играть международные организации, всем государствам необходимо поддерживать подобную роль. Этому должна способствовать и реформа ООН; мы поддерживаем те государства, которые выступают за такую реформу и Организации, и ее Совета Безопасности. Реорганизация должна учитывать новые силы, которые не существовали в 40-х годах прошлого века, когда создавалась ООН. Мир изменился, а новые силы недостаточно представлены в ООН. Они могли бы сыграть в ее работе существенную роль. Важно вести широкий диалог о представительстве новых сил, это поможет и самой ООН. Иное развитие событий вредно и для ООН, и для международного мира.

Александр Фролов, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор политических наук: Господин министр, как вы оцениваете возможности сотрудничества наших стран в военно-технической сфере?

Саадэддин Аль-Османи: В феврале были подписаны два новых соглашения о сотрудничестве в военно-технической сфере. Думаю, что есть неплохие перспективы, что вписывается в общие стратегические рамки. Эта сфера, как и все остальные в нашем сотрудничестве, служит целям безопасности во всех областях, в том числе в научной, культурной, технологической. Есть совместная воля к продолжению военного сотрудничества.

Юрий Саямов, заведующий кафедрой ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ: В мировом экспертном сообществе существует точка зрения, что «арабская весна», о которой вы говорили, во многом является следствием применения новых политических технологий и так называемой «мягкой силы». Предусматривается ли во внешней политике Марокко возможность применения таких технологий и в отношении самого Марокко и как оценивается их опасность для будущего развития?

Саадэддин Аль-Османи: Действительно, сейчас применяются такие новые технологии. Однако уверяю вас, что их одних недостаточно, чтобы побудить народ выступить против режима. Например, тунисские события имели гораздо более глубокую природу. Они были вызваны политическим монополизмом, всевластием спецслужб, культурной и информационной закрытостью, нарушением прав человека в такой степени, что противники подобного положения были вынуждены эмигрировать за рубеж. Народ не мог не восстать против режима, угнетавшего его. В Египте схожая картина: выборы фальсифицировались, власть находилась в руках семьи престарелого президента, и эта семья фальсифицировала выборы. Сына президента намеревались сделать новым президентом, на политические партии оказывалось давление, восстание народа становилось неизбежным. Нужно проявить уважение к воле этих народов, у них имеются и средний класс, и интеллигенция. Конечно, нельзя отрицать и влияния внешних сил, у которых также имеются в регионе интересы, однако они использовали уже поднявшуюся волну.