Представьте потенциального путешественника с паспортом в руках, который намеревается провести ближайший отпуск за границей. Перебирая все возможные варианты, равноудаленные от места проживания, и рассматривая аналогичные по качеству услуги, которые различные страны предоставляют на остроконкурентном туристическом рынке, а также расходы на транспорт, плату за проживание и прочие соотносимые затраты, наш путешественник прежде чем окончательно решить куда поехать, разумеется, задастся еще одним вопросом: понадобится ли ему въездная виза? И, сравнивая две страны с равными возможностями для посещения, если в одну из них требуется виза и выдача ее сопряжена с нелегкими бюрократическими хлопотами, выбор его, скорее всего, падет на ту страну, которая предлагает упрощенный визовый режим.

Теперь представим себе, что речь идет не о туристе, а о предпринимателе или инвесторе, желающем заключить сделку за границей. Если он не располагает достаточной информацией о конкурентоспособных преимуществах в тех или иных странах или собирается совершить поездку, чтобы лично на месте оценить целесообразность торговых контактов или инвестиций, выбор страны в зависимости от необходимости получения визы предугадать не трудно.

Решение путешественника или бизнесмена о выборе страны может напрямую зависеть от требований, касающихся въезда в страну, и, соответственно, его желания пожертвовать своим временем и зачастую понести дополнительные финансовые затраты на выполнение необходимых формальностей. Общепринятый визовый режим* предполагает ряд действий - от самых легких, как, например, отправка паспорта в консульский отдел или визовый центр, до менее приятных: заполнение анкеты, указание маршрута поездки, предоставление требуемых документов, авиабилетов, страхового полиса, сведений о состоянии банковских счетов, справки с места работы, а также необходимость явиться на собеседование с сотрудником консульского отдела или снятие биометрических данных. После преодоления всего вышеперечисленного и в случае полного соответствия установленным требованиям необходимо дополнительное время на одобрение разрешения на въезд и собственно выдачу визы.

Поездки за границу без визы представляют собой явное преимущество, тем не менее правительствам стран, принимающим решение об отмене визового режима, стоит учитывать ряд факторов в интересах собственной национальной безопасности, среди которых фигурирует не только стремление поощрять благоприятные миграционные потоки, но и необходимость снизить до минимума риск, связанный с притоком нелегальных иммигрантов, прошений о предоставлении убежища, терроризмом и международной организованной преступностью.

Понятие «визовая дипломатия» определяется как «применение меры выдачи или отказа в визе частному лицу, группе лиц или на межгосударственном уровне с целью оказания воздействия на политику другого государства»1. Использование исключительного права на предоставление миграционных документов стало дипломатическим инструментом для выражения признания суверенных прав других государств или для укрепления сотрудничества, если в других областях двусторонних отношений конъюнктура этого не позволяет. С другой стороны, завышенные консульские требования и решения об отказе в выдаче визы давали основания для выражения недовольства или осуждения решений об отказе.

Такое определение «визовой дипломатии» предполагает политические положительные или отрицательные последствия осуществления контроля над въездом иностранцев на территорию принимающих стран и не рассматривает последствий ужесточения или упрощения правил въезда в области двусторонней торговли, поскольку считается, что режим визовой политики затрагивает только ту страну, которая выступает объектом ограничений. Однако с точки зрения глобальной интеграции и сопутствующей ей повышенной мобильности можно поставить под сомнение целесообразность обязательного визового режима в миграционной политике стран, заинтересованных в развитии своего туристического и торгового потенциала. В какой степени допустимо открыть границы для оказания положительного воздействия на развитие экономики страны?

Визовый режим и последствия миграционных свобод и ограничений для развития торговых отношений

Открытие границ для посетителей, не иммигрантов2, с целью получения выгоды неизменно ставит вопрос о том, как в условиях упрощенного въездного режима избежать осложнений, связанных с тем, что бесконтрольные международные миграционные потоки могут привести к усилению деятельности международной организованной преступности в принимающем государстве, коими являются наркоторговля, контрабанда, торговля людьми и оружием, нелегальная иммиграция. Одновременно со стимулированием миграционных потоков, благоприятных с экономической, культурной и социальной точек зрения, следует принимать меры по предотвращению вышеуказанных рисков3.

Если интересы национальной безопасности превалируют над коммерческими и ведут к закрытию границ или чрезмерному ограничению миграционных потоков, то они могут стать препятствием для развития торговых отношений с сопутствующими отрицательными последствиями для экономики страны. После террористических актов 11 сентября 2001 года усиленный контроль на границе между Канадой и США резко сократил скорость передвижения между этими странами, увеличив время с 1-2 минут до 10-15 часов, что привело среди прочих последствий к крупным убыткам в автомобильной промышленности - от миллиона до полутора миллионов канадских долларов в час. Более того, строгий досмотр на южной границе США привел к сокращению численности мексиканских покупателей, прибывающих в пограничные американские города, что незамедлительно вызвало падение розничных продаж и, в частности, создание чрезвычайной экономической ситуации в городе Сан-Диего.

В перспективе последствия ограничений для въезда в страну могут стать существенным отрицательным фактором. Центр исследований выставочной индустрии США опубликовал в 2010 году исследование об убытках, которые вызваны сложностями в получении визы лицами, намеревающимися стать участниками торговых выставок, проводимых в США. В случае отмены визового режима оборот торговли (b2b) увеличился бы на полтора миллиона долларов. Приезд иностранных партнеров (inbound) в страну эффективнее открывает новые возможности для экспорта, нежели поездки за рубеж американских предпринимателей4.

Аналогичным образом Всемирный совет деловых путешествий и туризма полагает, что, если в течение последующих двух лет количество деловых поездок сократится на 25%, мировой показатель валового внутреннего продукта (ВВП) окажется на 5% ниже показателя, установленного по предварительным оценкам, что приведет к потере примерно 30 млн. рабочих мест5.

В период между двумя мировыми войнами Лига Наций признала, что ограничения в визовом режиме сдерживают международную торговлю и туризм; впоследствии тот же аргумент был приведен в Совете Европы. По этому вопросу были проведены различные аналитические исследования взаимосвязи, существующей между миграционными потоками и экономическим развитием, с целью установить, каким именно образом туризм влияет на экономику той или иной страны, и наоборот. Большая часть таких исследований документально подтверждает преимущества туризма в масштабе местной экономики. Туристы, прибывшие в другое государство, нуждаются в услугах по размещению, питанию, передвижению и развлечениях. Чтобы удовлетворить возникающие потребности, принимающие страны выходят на новый качественный уровень предоставления услуг, и расширение этого сегмента приносит значительные положительные результаты для экономики латиноамериканских стран в целом, выражающиеся в увеличении доходов и занятости населения.

Как указано в документе, подготовленном для второй встречи министров по туризму стран - участниц «Большой (туристической) двадцатки» (G20/T20), проведенной в Южной Корее в октябре 2010 года, долгие годы туристический сектор выполнял ключевую роль в развитии экономики. В документе подчеркиваются его «потенциальные возможности для ускорения темпов роста многих отраслей экономики, непосредственно связанных с туризмом и системой его материального обеспечения, в особенности сельского хозяйства, инфраструктурных составляющих, связи и транспорта, строительства и народного промысла»6.

Следует отметить, что источники непрямой прибыли от туризма на местных рынках не ограничиваются только вышеперечисленными. Существуют и другие, которые редко указываются в литературе: вернувшись в страну проживания, туристы рекомендуют и ищут уже на местном рынке товары, произведенные в стране, которую посетили. Их проявленный интерес играет роль дополнительной рекламы, повышающей интерес к иностранным производителям и экспортерам, и создает для них новые коммерческие перспективы. Так, было проведено исследование взаимосвязи между потоком немецких туристов в Испанию и спросом на испанские вина, ввозимые в Германию, в результате которого был сделан вывод, что международный туризм оказывает значительное влияние на экспорт и экономику принимающих стран и что значительные статистические данные подтверждают его «положительный, относительно продолжительный и масштабный результат»7.

Для достижения действительно благоприятного эффекта в экспортном секторе экономики условия и возможности должны быть предоставлены не только туристам, но и бизнесменам, поскольку именно они, пребывая в стране, могут установить непосредственный контакт с экспортерами и положить начало стабильному торговому обмену. Следует отметить, что при принятии решения о предоставлении миграционного преимущества целью является конкурентоспособная выгода, что не в обязательном порядке подразумевает такие же ответные действия.

«Несмотря на то что национальные границы устранить нелегко, попытки сократить расходы, связанные с пересечением этих границ, помогут расширить возможности в международной торговле и повысить уровень доходов»8. Статистические данные наглядно подтверждают преимущества: в 2011 году Всемирный совет деловых путешествий и туризма опубликовал отчет «Business Travel: A Catalyst for Economic Performance», в котором среди прочих изложены выводы о том, что деловые поездки способствуют улучшению глобальной корпоративной производительности. За последние десять лет деловые поездки за рубеж увеличили объем международной торговли примерно на треть, а в период с 2000 по 2007 год расширение деловых контактов способствовало созданию более 40 млн. рабочих мест9.

Ограничения в выдаче виз не только негативно сказываются на уровне занятости населения - они могут причинить ущерб двусторонним торговым отношениям между странами и, затрудняя контакты с потенциальными партнерами или инвесторами, препятствовать привлечению прямых иностранных инвестиций. «Ограничения в выдаче виз, введенные одним государством в одностороннем порядке, то есть без ответных ограничений со стороны другого государства, сокращают двусторонний торговый оборот на 21%, а при введении ограничений в визовый режим обеими странами-партнерами сокращение объема доходит до 32%»10. Относительно иностранных инвестиций ущерб оценивается в пределах от 33 до 38%, а численность поездок может сократиться на 52-63%.

Если высокие требования визового режима представляют собой серьезные препятствия для совершения поездок, ожидается, что их отмена поспособствует увеличению международного туристического потока и повысит спрос на туристические пакеты за границу. Поэтому не вызывают удивления рекомендации стран «Большой двадцатки» направить усилия на сокращение требований, упрощение и модернизацию процессов оформления виз в целях расширения благоприятного воздействия международных поездок на экономику. Среди возможных мер могут быть предусмотрены такие, как выдача электронных виз, предварительное разрешение на въезд, выдача виз при въезде в страну (visa-on-arrival), а также расширение программ отмены визового режима (visa waiver). В сводах некоторых правил также рекомендуется сократить список документов, требуемых для выдачи виз, свести порядок оформления до одного визита в консульский отдел, увеличить срок действия виз и снизить консульские сборы.

Упрощение визового режима

Следует отметить, что в торгово-экономических отношениях Мексики и России за последние пять лет (с 2007 по 2011 г.) упрощение миграционного режима и увеличение туристического потока между обеими странами привели к развитию двустороннего товарооборота. Помимо положительного воздействия на национальную экономику от увеличения турпотока в виде доходов и повышения уровня занятости населения в гостиничном и ресторанном секторах бизнеса, транспорте и организации отдыха, эмпирические наблюдения указывают на развитие и положительные результаты в экспорте из Мексики в Россию вследствие упрощенного визового режима, введенного мексиканскими властями.

Раньше время ожидания получения миграционных документов для российских граждан зачастую становилось препятствием для развития двусторонних экономических отношений: в период с 2003 по
2005 год ответ на запрос о предоставлении визы поступал в среднем через три-четыре недели. В результате за это время не наблюдался заметный рост миграционного потока из России в Мексику. Динамика выдачи виз консульским отделом посольства Мексики в России (в 2003 г. - 3608,
2004 г. - 4189, 2005 г. - 3745 и в 2006 г. - 3994) свидетельствует об отсутствии какого-либо значительного прогресса в данном процессе.

В конце 2006 года Мексика начала принимать меры, направленные на сокращение времени оформления миграционных документов для российских граждан. В марте 2007 года на XXXII Туристической ярмарке в Акапулько Президент Ф.Кальдерон объявил о сокращении времени оформления виз максимум до 12 дней11. С 1 мая 2007 года и в течение 2008 года эта мера значительно облегчила задачи туристической и торговой рекламы, поскольку потенциальные туристы получили уверенность в том, что вовремя получат визу в случае положительного решения со стороны консульского отдела. В результате число выданных виз в 2007 году возросло до 6137, что на 53% больше по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году, когда время оформления сократилось до пяти дней, было выдано 7620 виз.

Такое увеличение отразилось не только на общей численности выданных виз, но и на количестве поездок в Мексику: если в 2005 и 2006 годах число въездов в эту страну составило 5773 и 6652 соответственно, то в 2007 и 2008 годах благодаря сокращению времени на оформление их число возросло до 10 378 и 12 031 соответственно*.

В 2009 году в консульском отделе посольства Мексики в Российской Федерации была установлена Автоматизированная система оформления миграционных документов (SIDOMI). Эта программа обработки заявлений о предоставлении виз через Интернет была первой в своем роде среди дипломатических представительств Мексики за границей12. По Интернету могут заполнить анкету не только туристы, но и бизнесмены13. По такой системе назначается собеседование в консульском отделе на второй или третий рабочий день после даты отправления электронного запроса на визу и после предоставления запроса и подтверждающих документов незамедлительно выдается консульская мультивиза сроком на десять лет со следующей формулировкой: «Для туристов и бизнесменов, часто совершающих поездки и нуждающихся в современном и оперативном механизме для развития своей деятельности в Мексике»14.

Описанная процедура представляет собой радикальное изменение в процессе обработки миграционных документов, которое автоматически привело к стабильному увеличению числа запросов со стороны российских граждан15.

Благодаря этим нововведениям и несмотря на мировой финансовый кризис, количество мексиканских виз, выдаваемых российским гражданам, и численность въезжающих увеличились с отметок 3994 и 6652 соответственно в 2006 году до 7177 виз и 11 603 посетителей в кризисном, 2009 году.

С целью закрепления положительных результатов, достигнутых в 2009 году с введением системы отправления запросов на визу через Интернет и выдачи долгосрочных виз, в 2010 году одновременно с упрощенным миграционным режимом мексиканское правительство приняло решение ввести Систему электронных разрешений на въезд (SAE)16. С помощью интернет-ресурса российские граждане получают разрешение на въезд по Интернету и отправляются в Мексику без выданной консульским отделом визы. Принцип действия такой системы аналогичен безвизовому порядку въезда (visa waiver). Электронное разрешение выдается при условии въезда в страну авиатранспортом и если целью визита является туризм, транзит или деловая поездка17.

С введением системы SAE в 2010 году, когда последствия кризиса 2009 года были преодолены, численность российских туристов резко возросла, достигнув отметки 27 137 человек. Таким образом, увеличение с 2009 по 2010 год составило 134%. В 2011 году был зафиксирован въезд 41 944 российских граждан, то есть на 54,6% больше, чем в 2010 году.

Все меры, предпринятые мексиканским правительством с целью упрощения визового режима, позволили поднять на качественно новый уровень торгово-экономические отношения между странами, детальный анализ которых представлен далее. Но прежде чем перейти к этому и чтобы четко представить себе масштаб потока российских туристов в Мексику в условиях нового порядка, следует отметить, что вслед за установлением Автоматизированной системы оформления миграционных документов в декабре 2009 года было налажено сообщение между Москвой и Канкуном посредством прямых чартерных рейсов, осуществляемых и по сей день с определенной периодичностью российской авиакомпанией «Трансаэро».

В статье «Мексиканский Канкун продлится до лета», опубликованной российским туристическим информационным агентством «Турпром», приводится заявление президента туркомпании «Южный Крест», партнера авиакомпании «Трансаэро» в осуществлении чартерных рейсов, в котором автор подчеркнул, как важно сократить сроки, отведенные на принятие решений по поводу выдачи виз, чтобы наладить коммерческое сотрудничество в этом направлении. «Руководитель «Южного Креста» признался, что о разработке направления «Мексика» в компании начали задумываться примерно два года назад. Однако проект был заморожен из-за проблем с визой. Тогда на ее оформление уходило от 30 до 45 дней без гарантии получения и туристам была необходима целая куча документов. Теперь ее оформление занимает два дня, срок действия десять лет и необходимо предоставить только справку с места работы»18.

Присутствие на мексиканском туристическом рынке российской авиакомпании «Трансаэро» побудило в конце 2011 года принять решение осуществлять перевозки в Канкун и ведущую российскую авиакомпанию «Аэрофлот»19. «Аэрофлот» совершает регулярные рейсы, которые заключают в себе большие экономические преимущества, поскольку билеты продаются отдельно от турпакетов, с гибкими датами прибытия в страну и отбытия из страны и, более того, предоставляется транспорт мексиканским пассажирам, туристам и предпринимателям в Россию и обратно.

Относительно прогресса в экономических отношениях благодаря оживлению туризма, развивающегося в связи с упрощением миграционного режима, Информационно-рекламное агентство Юго-Востока Мексики (SIPSE) ссылается на заявление экономической группы посольства Российской Федерации в Мексике: «Учитывая тенденцию на увеличение торгового оборота между странами [Мексикой и Россией], можно предположить, что его объем превысит 25% в год. Мы каждый год говорим об увеличении на 25%; в 2011 году оборот капитала в экономическом развитии составил миллиард долларов, и одна из самых важных статей представлена туристическим сектором». И далее: «Согласно официальным миграционным данным, которые приводит газета «Ла Хорнада» в выпуске от 30 июня
2011 года, в 2010 году Мексику посетило более 27 тыс. российских граждан, что более чем вдвое превышает их численность в 2009 году»20.

Если односторонние ограничения в выдаче виз могут сократить объем перевозок между странами-партнерами на 52-63%, то наблюдения за потоками туристов между Россией и Мексикой показывают, что эти данные могут быть представлены в более внушительном выражении.

Результативность турпотоков для торговых отношений

Данные о торговом обороте между Мексикой и Россией в период с 2001 по 2011 год разнятся в зависимости от источников информации, однако все они указывают на аналогичные тенденции в сторону увеличения или, в зависимости от обстоятельств, снижения торговых показателей.

С одной стороны, мы располагаем данными Международного торгового центра (МТЦ/ITC)21, который занимается обработкой статистической информации о сбыте продукции на внутреннем и международном уровнях, основывая­сь в своих отчетах о двусторонних торговых отношениях на базе статистических данных Организации Объединенных Наций по торговле товарами «Комтрейд ООН». С другой стороны, в наличии имеются данные, опубликованные Министерством экономики Мексики22, которое использует в качестве источника собственные расчеты, согласованные с базой данных Банка Мексики. Третьим контрольным источником послужит Федеральная служба государственной статистики
(Росстат)23, которая зафиксировала объемы внешнеторговых операций между Мексикой и Россией, совпадающие с показателями МТЦ/ITC.

Согласно опубликованным в Карте торговли МТЦ/ITC показателям, в 2001 году экспорт из Мексики в Российскую Федерацию составил
51 млн. 187 тыс. долларов. К 2005 году эта сумма увеличилась до 86 млн. 847 тысяч (на 69,66% выше) с учетом соотношения между ежегодным увеличением и снижением, объемы которых сопоставимы. В периоды с 2002 по 2003 год и с 2004 по 2005 год был отмечен рост экспорта из Мексики в Россию, и прогрессия составила 28,41 и 39,13% соответственно в обоих источниках, но в периоды с 2001 по 2002 год и с 2003 по 2004 год российские закупки сократились на 1,83 и 3,26% соответственно.

Если обратиться к данным Министерства экономики Мексики (МЭМ), более консервативным, чем данные МТЦ/ITC, в 2005 году объем мексиканского экспорта увеличился до 28 млн. 571 тыс. долларов и за период с 2001 года - на 22,75%. Аналогично данным МТЦ/ITC статистика по экспорту, предоставленная Министерством экономики, указывает на увеличение в периоды с 2002 по 2003 год и с 2004 по 2005 год и спад в периоды с 2001 по 2002 год и с 2003 по 2004 год.

Однако в последние годы, с 2006 года до настоящего времени, зафиксирован больший и более значительный рост экспорта мексиканской продукции в Россию. Если в период с 2001 по 2005 год объем продаж товаров мексиканского производства вырос на 69,66% (МТЦ/ITC) и 22,75% (МЭМ) соответственно, то с 2005 по 2010 год прогресс в этом направлении превзошел все ожидания: 452,7% (МТЦ/ITC), в денежном выражении 480 млн. долларов.

Каким же образом рост торгового оборота связан с увеличением численности российских туристов, въезжающих в Мексику? Упомянутые ранее многочисленные высказывания о взаимосвязи между сокращением объема двусторонней торговли и ужесточением визового режима, а также приведенный на первых страницах пример об импорте испанских вин в Германию, который значительно вырос благодаря активизации туризма, подтверждают идею о благоприятном взаимодействии туризма и экспорта и о положительных результатах такого взаимодействия для экономики в целом. Все это дает основания для рассуждений по поводу увеличения численности российских граждан, приезжающих в Мексику, и закономерности роста продаж мексиканской продукции в России.

Анализ по Карте торговли глобального объема российского импорта и объема продукции, экспортируемой из Мексики в Россию, позволяет установить, что они не всегда развивались параллельно. Если в период с 2001 по 2005 год объем мексиканского экспорта в Россию вырос на 25,75% (МЭМ) и 69,67% (МТЦ/ITC), то общий объем российского импорта увеличился на 135,77%. И наоборот, в периоды спада мексиканских поставок, зарегистрированные обоими источниками с 2001 по 2002 год и с 2003 по 2004 год, российские закупки на мировом рынке увеличились на 10,29 и 31,77% соответственно.

Подобным образом складывается ситуация с ростом экспорта из Мексики в Россию с 2005 по 2006 год; за этот год отмечен первый значительный рост поставок из Мексики. В 2006 году, когда мировые закупки России увеличились на 39,61% по сравнению с предыдущим годом, экспорт из Мексики в Россию возрос на 54,66% (МЭМ) и 113,02% (МТЦ/ITC). В среднем в период с 2001 по 2005 год динамика торговых операций между Мексикой и Россией отставала от развития российских закупок на мировом рынке. Однако с 2006 года по настоящее время Мексика смогла изменить положение в свою пользу, добившись процентных показателей увеличения в поставках в Россию, превосходящих аналогичные показатели по общему объему российского импорта.

Следует отметить, что между динамикой экспортных операций Мексики с другими странами и ее поставками в Россию нет прямой связи в отличие от соотносимых показателей импорта в Россию из Мексики и других стран. Как уточняет Карта торговли, в период с 2001 по 2005 год общий объем экспорта Мексики возрос на 35,24%, а в период с 2005 по 2010 год - на 39,25%. Если вновь обратиться к прорыву в двусторонних торговых отношениях, зафиксированному с 2005 по 2006 год, за тот же период Мексика увеличила свои мировые поставки всего на 16,69%, что является результатом, значительно уступающим указанным ранее 54,66% (МЭМ) и 113,02% (МТЦ/ITC).

 

 

Экспорт Мексики в Российскую Федерацию (в десятках тысяч долларов)

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт
МЭМ

23,275

18,898

47,242

25,776

28,571

44,190

159,828

116,061

39,249

237,395

471,183

Год. кол. %

 

-18,8056

149,9841

-45,4384

10,8434

54,6673

261,6836

-27,3838

-66,1824

504,8434

98,4806

Экспорт МТЦ

51,187

50,251

64,528

62,423

86,847

185,000

412,065

618,119

259,499

480,000

 

Год. кол. %

 

-1,8286

28,4114

-3,2621

39,1266

113,0183

122,7378

50,0052

-58,0180

84,9718

 

 

Поскольку основная цель данного исследования заключается в том, чтобы установить взаимозависимость между туристическим потоком и двусторонними торговыми отношениями и в связи с этим выявить преимущества упрощенного визового режима, который привел к увеличению числа российских туристов, приезжающих в Мексику, с одной стороны, и динамикой экспорта - с другой, далее будут приведены данные, подтверждающие параллельность этих двух процессов. В первую очередь обращает на себя внимание резкий скачок вперед в 2006 году, когда были предприняты первые шаги в сторону упрощения порядка выдачи виз. Таким образом, одновременно с миграционными нововведениями наблюдается увеличение численности российских туристов, въезжающих в Мексику, и объема экспортных операций. На приведенной ниже диаграмме наглядно представлены кривые экспорта и численности туристов: обе идут вверх в 2009-2010 годах (введение в действие Автоматизированной системы оформления миграционных документов - SIDOMI) и в 2010-2011 годах (введение в действие Системы электронного разрешения - SAE).

Одновременно с упрощением визового режима двери российского рынка распахнулись для мексиканской продукции. В 2006 году между Мексикой и Россией начались переговоры о продажах мексиканского мяса24, а в декабре 2008 года Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (Россельхознадзор) выдала соответствующие разрешения на его ввоз в Россию.

По Карте торговли можно судить, что в двусторонних торговых мексикано-российских отношениях с 2001 по 2009 год не зарегистрированы поставки мясных продуктов крупного рогатого скота. В апреле 2010 года, после выдачи российскими властями соответствующего разрешения мексиканским производителям на экспорт, фиксируются показатели продаж мяса на сумму 10 млн. 594 тыс. долларов (в объеме 2888 т) и ливера на сумму 470 тыс. долларов (в объеме 334 т)25. Эти показатели совпадают с данными, предоставленными Ассоциацией мексиканских производителей мяса крупного рогатого скота, которая также указала, что в 2010 году показатели экспорта мясных продуктов из Мексики в Россию составили 3223 тонны на сумму примерно 11 млн. долларов.

Поскольку МТЦ/ITC еще не подвел итоги по экспорту в 2011 году, приводим данные, предоставленные Ассоциацией мексиканских производителей мяса крупного рогатого скота, согласно которым в 2011 году Россия представляла для Мексики второй по значимости рынок сбыта этого продукта, уступая США и опережая Корею и Японию вместе взятых. Согласно предоставленным данным, в 2011 году в Россию было поставлено 26 тыс. тонн мяса (23,25% от общих поставок мяса из Мексики за указанный период) на сумму свыше 116 млн. долларов (20,69% от общей суммы экспортных поставок в этом секторе экономики).

Учитывая, что до 2008 года на российском рынке не были зарегистрированы поставки мяса из Мексики, можно смело утверждать, что всего за два года произошла настоящая эволюция мексиканского экспорта с момента его позиционирования на этом рынке до настоящего времени. Россия стала вторым мировым закупщиком мексиканской мясной продукции, прирост которой с 2010 по 2011 год составил 706,70 тонны, или 954,54%. Министерство сельского хозяйства, животноводства, сельского развития, рыболовства и продовольствия Мексики выразило надежду на то, что в 2012 году объем продаж мясной продукции России будет только расти26.

С момента введения упрощенного визового режима зафиксирован рост числа поставок в Россию и других продуктов сельского хозяйства. В качестве примера приведем кофе: если в 2001 году в России объем продаж составил 243 тыс. долларов, а в 2005 году - 100 тыс. долларов, то в 2006 году отмечен прирост на 1871%, соответствующий продажам на 1 млн. 970 тыс. долларов, который в 2010 году достиг уровня 3 млн. 590 тыс. долларов.

Аналогичная ситуация наблюдается в экспорте цитрусовых: поставки грейпфрута возросли с 56 тыс. долларов в 2005 году до 124 тысяч в 2006 году и 1 млн. 900 тыс. долларов в 2010 году; поставки лимона увеличились почти вдвое - с 50 тыс. долларов в 2005 году до 91 тыс. долларов в 2006 году, а в 2010 году объем продаж достиг показателя 855 тыс. долларов, то есть на 839,56% больше, чем в 2006 году.

Несмотря на то что значительное увеличение поставок мексиканской продукции в Россию связано в первую очередь с правильно разработанной стратегией коммерческой рекламы, организованной совместными усилиями мексиканских государственных учреждений, местных производителей и экспортеров, не следует забывать о немаловажном вкладе, который внесли в ее продвижение на российский рынок и россияне - побывав в Мексике и попробовав местные продукты, они ищут подобные товары на российском рынке.

Иллюстративным примером могут послужить также активные темпы роста поставок текилы в Россию - продукта, сохраняющего свое оригинальное наименование на новом рынке. Если в 2001 году его продажи оценивались в 4 млн. 830 тыс. долларов, в 2005 году в 15 млн. 120 тыс. долларов, то с 2006 года до настоящего времени объем экспорта достиг своей максимальной отметки: на сумму 35 млн. 540 тыс. долларов в
2007 году и 41 млн. 40 тыс. долларов - в 2008 году; в 2009 году наблюдался спад в туристическом потоке и объеме экспорта в связи с глобальным финансовым кризисом, но уже на следующий, 2010 год показатель продаж вырос до 32 млн. 580 тыс. долларов.

Настоящее исследование не претендует на законченный характер, потому что среди прочего не обнародованы статистические данные о численности ежегодных деловых поездок из России в Мексику, для чего понадобятся дополнительные изыскания. Также следует отметить, что в равной степени возрос экспорт мексиканской продукции, не вызывающей прямого интереса среднестатистического туриста.

Для иллюстрации последнего замечания приведем в качестве примера продажи в секторе автозапчастей, производимых в Мексике, которые значительно увеличились за последние годы27. Если с 2001 по 2006 год они практически не имели места, то в 2007 году были зарегистрированы первые значительные продажи запчастей и кузовного оборудования к автомобилям (HS6 870829) на общую сумму в 296 тыс. долларов, а в 2010 году объем этих продаж достиг 1 млн. 838 тыс. долларов. В частности, поставки амортизаторов для автомобилей (HS6 870880) возросли с 46 тыс. долларов в 2007 году до 1 млн. 561 тыс. долларов в 2010 году, причем открывшиеся возможности в России привлекли внимание крупнейших мексиканских компаний, имеющих выход на международный рынок.

Успешное экономическое позиционирование страны на мировом рынке должно быть или является одной из основных внешнеполитических задач любого правительства. Для повышения конкурентоспособности в таком контексте и поиска благоприятных возможностей извлечь выгоду из поездок за рубеж упрощение визового режима представляется вполне целесообразной мерой не только с точки зрения увеличения численности туристов, но и расширения двусторонних торговых связей.

На развитие международного туризма могут оказать отрицательное влияние такие внешние факторы, как глобальный экономический кризис или разрушительные природные явления, поэтому устранение преодолимых препятствий, в данном случае упрощение порядка выдачи виз, создает благоприятные условия как для туристических поездок в ознакомительных целях, так и для установления деловых контактов с последующими положительными результатами в увеличении объема экспорта.

Рост численности российских туристов в Мексику и расширение торговых связей, зафиксированные с 2006 года до настоящего времени, с очевидностью подтверждают, насколько сдерживался действительный потенциал двустороннего торгового обмена. Благодаря упрощению визового режима и, соответственно, увеличению численности россиян, посещающих Мексику, открылись новые пути к расширению двусторонних контактов, изменению структуры торговых взаимоотношений и более интенсивному развитию экспорта. Так, не только было внесено подлинное разнообразие в список экспортируемых продуктов, но и изменилось состояние торгового баланса в целом. По данным Карты торговли МТЦ/ITC, с 2001 по 2006 год состояние торгового баланса было отрицательным для Мексики, в 2007 и 2008 годах - положительным и после отрицательного оборота в 2009 году вновь был достигнут благоприятный результат на сумму в 191 млн. долларов в 2010 году.

Само собой разумеется, что для поддержания положительных торговых показателей и их благоприятной динамики потребуются инновационные стратегии. Тем не менее результаты, достигнутые благодаря взаимодополняющему тандему в виде туристической и торговой рекламы, с одной стороны, и упрощенному визовому режиму - с другой, создают прочный фундамент для еще более динамичного и долгосрочного развития, как того заслуживают важнейшие составляющие в мировой экономике - национальные экономики Мексики и Российской Федерации.

 

 

1 Stinger Kevin D. The Visa Dimension of Diplomacy // Clingendael Discussion Papers in Diplomacy. 2007. №13.

 2Согласно Всемирной туристской организации (ЮНВТО), посетителями считаются лица, которые совершают поездку за пределы места проживания на срок менее года с любой целью (деловые контакты, туризм, личные обстоятельства) за исключением получения работы на предприятии, ведущем свою деятельность на территории принимающей страны // http://unstats.un.org/unsd/statcom/doc08/BG-TourismStats.pdf

 3 Lozano Pablo А. Inteligencia para la seguridad nacional desde la perspectiva de la documentación consular a extranjeros // Revista Mexicana de Política Exterior. Febrero 2010. №88.

 4 Poole Jennifer Pamela. Business Travel as an Input to International Trade / University of California, Santa Cruz // http: // www.scu.edu/business/economics/upload/Poole.pdf

 5Business Travel: A Catalyst for Economic Performance // http://www.wttc.org/bin/pdf/original_pdf_file/wttc_business_travel_2011.pdf

 6Goldin Ian. Tourism and the G-20: T.20 Strategic Paper // http://t20.unwto.org/sites/all/files/docpdf/tourismg20igpaperfinal.pdf

 7 Fischer Christian and Gil-Alana Luis A. The nature of the relationship between international tourism and international trade. The case of German imports of Spanish wine / Faculty of Economics of the University of Navarra. (Contributed paper prepared for presentation at the International Association of Agricultural Economists Conference, Gold Coast, Australia, 2006.)

 8 Poole Jennifer Pamela. Op. cit.

 9Business Travel…

10 Neumayer Eric. On the Detrimental Impact of Visa Restrictions on Bilateral Trade and Foreign Direct Investment / London School of Economics and Political Science // Applied Geography. Vol. 31. July 2011. №3.

11Президент Кальдерон на церемонии закрытия XXXII Туристической ярмарки в Акапулько 28 марта 2007 // http://www.presidencia.gob.mx/?p=29641

12Федеральное правительство упрощает порядок выдачи виз с целью стимулирования развития туризма и деловых поездок. 28 июня 2009 // http://www.sectur.gob.mx/es/sectur/sect_Boletin_078_Simplifica_Gobierno_Federal_Expd

13http://embamex.sre.gob.mx/Rusia/index.php?option=com_content&view=article&id=72

14Информационный бюллетень 073/2009 SECTUR.

15Рост российского турпотока в Мексику - рекордный. 3 августа 2009 // http://www.travel.ru/news/2009/08/03/172743.html

16Бесплатные визы в Мексику для российских граждан. 29 октября 2010 // http://ria.ru/tourism/20101025/289170594.html; Мексика вводит упрощенный визовый режим для русских. 25 октября 2010 // http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2010/10/101025_rn_mexico_visas.shtml?utm_source=

17http://www.inm.gob.mx/index.php/page/Inicio_Autorizacion_Electronica

18Мексиканский Канкун продлится до лета. 15 декабря 2009 // http://www.tourprom.ru/news/7628/

19В Канкун из Москвы прибывает первый прямой рейс «Аэрофлота». 1 ноября 2011 // http://www.sectur.gob.mx/es/sectur/Boletin 201; Количество прямых рейсов в Канкун увеличится. 31 августа 2011 // http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/12413.html

20В 2012 году ожидается прибытие в Мексику 40 тысяч россиян. 7 января 2012 // http://www.sipse.com/noticias/139113-preven-arribo-40-turistas-rusos-mexico-2012.html

21http://www.trademap.org/

22Balanza comercial de México con Rusia / Secretaría de Economía de México, Subsecretaría de Comercio Exterior // http://www.economia-snci.gob.mx/sic_php/pages/estadisticas/mexicojun2011/RUbc_e.html

23Федеральная служба государственной статистики России, внешняя торговля // http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/trade/#

24Увеличивается количество производителей, допущенных к экспорту мяса крупного рогатого скота в Россию. 19 января 2011 // http://www.senasica.gob.mx/?idnot=840

25Мексиканское мясо и ливер крупного рогатого скота поступают на российский рынок.
6 мая 2010 // http://www.senasica.gob.mx/?idnot=632

26В 2011 году более чем в семь раз возросли экспортные поставки мяса в Россию. 7 февраля 2012 // http://www.sagarpa.gob.mx/saladeprensa/boletines2/paginas/2012B079.aspx

27Автомобильная промышленность готовится к завоеванию России. 22 декабря 2011 // http://eleconomista.com.mx/industrias/2011/12/22/industria-automotriz-conquista-rusia