«Международная жизнь»: Игорь Семенович, 15 мая
2012 года исполнилось 20 лет со дня подписания Договора о коллективной безопасности и 10 лет со дня основания Организации Договора о коллективной безопасности. Расскажите, пожалуйста, как была создана Организация и каковы ее основные задачи сегодня? На каких принципах основано взаимодействие в ОДКБ?

Игорь Лякин-Фролов, полномочный представитель
 России при ОДКБ:
Договор о коллективной безопасности фактически появился в весьма сложной и противоречивой обстановке, вызванной распадом СССР и приведшей к созданию СНГ.
В качестве основных задач ставились следующие: самортизировать распад СССР, сохранить определенную степень общности и взаимодействия бывших республик и параллельно минимизировать возможные негативные международные последствия для безопасности и стабильности на постсоветском пространстве. Договор был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте главами шести государств СНГ: Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Впоследствии к нему присоединились Азербайджан (в сентябре1993 г.), Грузия (в декабре 1993 г.) и Белоруссия (в декабре 1993 г.).

В соответствии со статьей 1 государства-участники подтверждают обязательство «воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях... разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами». Договор также предусматривает, что «в случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности… государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор».

Статья 4 определяет порядок оказания помощи государству - участнику договора в случае совершения против него акта агрессии в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Договор вступил в силу для всех девяти участников в апреле 1994 года сроком на пять лет с последующим продлением (при этом «автоматическое продление» не предусмотрено). Протокол о его продлении в апреле 1999 года подписали шесть государств (кроме Грузии, Азербайджана и Узбекистана, который 23 июня 2006 года восстановил свое членство в Организации).

Всплеск международного терроризма в начале нового тысячелетия, вылазки экстремистов в Центральной Азии и на Кавказе поставили вопрос о существенном организационном укреплении системы, основанной на Ташкентском договоре. Обстановка диктовала необходимость более сплоченных действий с целью содействия упрочению международной безопасности в Евразии.

Итогом проведенных консультаций и согласований между участниками договора стало принятие в десятую годовщину его подписания решения создать полноценную структуру - Организацию Договора о коллективной безопасности. Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ были подписаны в 2002 году.

В отличие от Договора 1992 года уставные документы новой организации предусматривали формирование не только системы коллективной обороны против агрессии, но и выстраивание многофункциональной структуры обеспечения коллективной безопасности по широкому спектру, включая противодействие транснациональным вызовам и угрозам.

За последующие годы наряду с укреплением военной составляющей в Организации были сформированы и начали полноценно действовать соответствующие органы по противодействию терроризму, наркотрафику и нелегальной миграции.

По мере актуализации новых нетрадиционных вызовов безопасности государств - членов ОДКБ шла работа по формированию дополнительных направлений деятельности ОДКБ: речь идет, в частности, о взаимодействии в сфере предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечении информационной безопасности, миротворчестве в формате ОДКБ и т.д.

Вместо аморфного образования, инерционно дублирующего модель военного пакта середины XX века, возникла отвечающая потребностям времени, динамично развивающаяся организация коллективной безопасности. Она основана на демократических началах и соответствует исходным принципам равноправного сотрудничества новых независимых государств.

Следует отметить уникальность четкой фиксации принципов равноправия государств-членов в уставных документах Организации. Помимо опоры на обязательное полное согласие всех союзников при решении любых вопросов, кроме чисто процедурных, Устав определяет, что «Организация действует на основе неукоснительного уважения независимости, добровольности участия, равенства прав и обязанностей государств-членов, невмешательства в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов» (ст. 5).

В последующей деятельности ОДКБ последовательно проводилась линия на соблюдение указанных принципов, что обеспечивало демократическую сплоченность Организации при учете национальных интересов ее членов. Динамичное развитие ОДКБ при поступательном расширении ее функций - лучшее доказательство правомерности такого подхода.

Тесная сплоченность государств - членов ОДКБ не означает ни закрытости Организации, ни ее противопоставления другим международным структурам или странам. Напротив, ОДКБ открыта для вступления в ее состав любых государств, разделяющих ее цели и принципы и готовых принять на себя обязательства, содержащиеся в Уставе и других документах, соглашениях и решениях, действующих в Организации. Тем государствам (а также международным организациям), которые хотели бы ограничиться ролью наблюдателя при ОДКБ, может быть предоставлен такой статус. Не менее важна последовательная позиция государств - членов ОДКБ относительно того, что ни одно государство мира не является противником Организации  и что каждая  страна  может  рассчитывать  на  открытое взаимодействие с ОДКБ.

Организация продолжает играть важную роль в обеспечении национальных интересов государств-членов в области безопасности. Это особенно касается Центрально-Азиатского региона, где ОДКБ, по-существу, является единственной международной организацией, позволяющей обеспечивать безопасность и стабильность и одновременно гасить имеющиеся между государствами региона противоречия. Общность вызовов и угроз в таких областях, как терроризм, наркотрафик, организованная преступность, незаконная миграция и другие, объективно усиливает интеграционные, союзнические настроения среди наших партнеров. В Центрально-Азиатском регионе эти настроения стимулируются сохраняющейся неурегулированностью ситуации в Афганистане, перспективами переноса боевых действий на север.

«Международная жизнь»: На сегодняшний день каковы основные направления взаимодействия государств-членов в формате ОДКБ?

И.Лякин-Фролов: В ОДКБ ведется взаимодействие по ряду конкретных направлений. Обозначу их так:

- укрепление коллективных основ деятельности ОДКБ для повышения потенциала Организации. Адекватное реагирование на имеющиеся и возникающие угрозы и вызовы, отработка механизма реагирования на кризисные ситуации;

- дальнейшее развитие Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), координация работы по формированию, функционированию, подготовке сил и средств коллективной безопасности;

- реализация Целевой программы оснащения КСОР ОДКБ современным вооружением, военной и специальной техникой, специальными средствами и в этом контексте - завершение работы по согласованию планов поставок вооружений и военной техники по конкретному государству - члену КСОР ОДКБ;

- дальнейшее совершенствование миротворческого потенциала ОДКБ (3,5 тыс. человек), организация миротворческой деятельности в формате ОДКБ - ООН (подписание Меморандума о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира);

- совершенствование внешнеполитической координации - проведение консультаций и контактов на различных уровнях в целях согласования общих позиций по важнейшим вопросам мировой политики;

- активизация усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, регулярное проведение операции «Канал», отработка механизма взаимодействия с различными международными антинаркотическими структурами УПН ООН, ЦАРИКЦ и т.д.;

- защита информационного пространства государств-членов. Сотрудничество на этом направлении только набирает обороты. Это и противодействие информационным угрозам и вызовам, и формирование скоординированной информационной политики;

- взаимодействие в сфере борьбы с нелегальной миграцией и ликвидацией последствий природных и техногенных бедствий.

«Международная жизнь»: А как осуществляется финансирование ОДКБ? Деньги в бюджет Организации поступают от всех государств-членов?

И.Лякин-Фролов: Деятельность Организации финансируется за счет взносов всех государств - членов ОДКБ в соответствии с учрежденной шкалой взносов, которая распределяется следующим образом: 50% вносит Россия и по 8,3% вносят другие государства - члены ОДКБ. Сумма бюджета на 2012 год составляет 161 млн. рублей. Таким образом, объем ассигнований, выделяемых на финансирование ОДКБ, не столь большой, как думают многие.

«Международная жизнь»: Игорь Семенович, некоторые аналитики склонны обвинять ОДКБ в милитаристских устремлениях. Так ли это? С какими международными организациями ОДКБ сотрудничает теснее всего? В чем это выражается?

И.Лякин-Фролов: Как уже подчеркивалось, ОДКБ не является сугубо военно-политическим союзом в традиционном смысле этого термина. Скорее, это многофункциональная региональная структура по обеспечению безопасности в зоне своей ответственности. Никаких милитаристских намерений в ОДКБ не вынашивается.
В Уставе четко прописывается, что Организация не рассматривает ни одно государство или группу государств в качестве противника. Еще раз повторюсь, основная задача - создание и развитие сил и средств системы коллективной безопасности.

В этих целях Организация готова взаимодействовать и уже активно взаимодействует с различными международными организациями. Хорошие деловые контакты установлены ОДКБ с ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ, МККК и некоторыми другими.

Если говорить об обеспечении безопасности и стабильности на всем евразийском пространстве, то здесь встает вопрос о взаимодействии ОДКБ - НАТО, ведь обе организации могли бы активно сотрудничать в области обеспечения безопасности с учетом стоящих перед ними схожих проблем: региональные конфликты, угроза международного терроризма, угроза наркотрафика из Афганистана. В свое время главы государств - членов ОДКБ обращались с заявлением к НАТО о налаживании диалога, но руководство альянса предпочитает вести диалог на двусторонней основе с каждым из государств-членов.

6 апреля этого года в Астане министры иностранных дел государств-членов подписали заявление о налаживании взаимодействия ОДКБ - НАТО, в котором вновь призвали государства - члены НАТО к сотрудничеству по ряду направлений - международный терроризм, наркотрафик, предотвращение исходящих с территории Афганистана вызовов и угроз, совместное реагирование на природные и техногенные катастрофы, обмен информацией по основным аспектам деятельности данных организаций. Рассчитываем, что оно будет услышано руководством НАТО, ведь такое взаимодействие отвечает интересам двух организаций и международному сообществу в целом.

«Международная жизнь»: Понятно, что военно-политическое сотрудничество является одним из направлений деятельности ОДКБ. Что конкретно делается на этом направлении? Какие задачи и цели ставятся перед ОДКБ?

И.Лякин-Фролов: В сфере военного сотрудничества дальнейшее развитие получила практическая реализация вопросов подготовки сил и средств системы коллективной безопасности, оснащения КСОР ОДКБ современными образцами вооружения, военной и специальной техники и специальными средствами, формирования и нормативного закрепления Коллективных миротворческих сил (КМС), а также системного планирования военно-технического и военно-экономического сотрудничества.

Основные усилия при осуществлении военного сотрудничества между государствами - членами ОДКБ направлены на:

- создание и развитие группировок войск системы коллективной безопасности и объединенных военных систем в регионах коллективной безопасности;

- практическую реализацию положений Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ от 14 июня 2009 года;

- формирование КМС ОДКБ и разработка нормативных документов, регламентирующих их подготовку и применение;

- подготовку органов управления и формирование сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ к выполнению задач по предназначению в рамках совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки;

- развитие военно-технического и военно-экономического сотрудничества государств - членов Организации;

- подготовку военных кадров для вооруженных сил государств - членов ОДКБ;

- совершенствование деятельности Организации в сфере военного сотрудничества (Объединенный штаб ОДКБ),

- развитие и совершенствование региональных систем ПВО и их интегрирование в объединенную систему ПВО ОДКБ.

«Международная жизнь»: Если говорить о КСОР ОДКБ, то как вы оцениваете уровень боевой готовности государств - членов ОДКБ? Как развиваются КСОР ОДКБ? Что сделано с момента их создания в 2009 году?

И.Лякин-Фролов: На сегодняшнем этапе одним из главных направлений сотрудничества является развитие и совершенствование Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, созданных 14 июня 2009 года решением  Совета коллективной безопасности (СКБ), а также совершенствование сил и средств системы коллективной безопасности.

КСОР - это многофункциональный силовой потенциал Организации, способный решать задачи по урегулированию военных и пограничных конфликтов, проводить спецоперации по пресечению террористических атак, экстремистских проявлений насильственного характера, перекрытию каналов наркотрафика и других проявлений оргпреступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Количественный состав КСОР - 20 тыс. человек, их можно разделить на две части: подразделения вооруженных сил государств-членов и подразделения сил специального назначения, которые объединяют представителей органов безопасности и спецслужб, МВД и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. От России в состав КСОР входит 9,5 тыс. человек.

Правовое регулирование деятельности КСОР осуществляется в соответствии с Соглашением о КСОР ОДКБ, Положением о Командовании КСОР и Правилами применения силы КСОР, решениями Совета коллективной безопасности ОДКБ об изменении численности и структуры Секретариата ОДКБ, о дополнительных функциях Объединенного штаба ОДКБ, а также о составе КСОР.

Хотел бы подчеркнуть, что для отлаживания механизма реального функционирования КСОР на регулярной основе проводятся практические учения. В прошлом году состоялись масштабные стратегические учения «Центр - 2011», в которых отрабатывалось взаимодействие подразделений вооруженных сил и других силовых структур стран ОДКБ. В этом году запланированы учения подразделений КСОР в Армении под названием «Применение сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ в Кавказском регионе коллективной безопасности». Также запланированы учения КМС ОДКБ в Казахстане.

Мы удовлетворены уровнем боевой готовности, который демонстрируют подразделения КСОР в ходе учений. На наш взгляд, они в состоянии успешно выполнить те задачи, которые ставятся перед ними. Надеемся в то же время, что мы ограничимся использованием КСОР ОДКБ лишь в учениях и нам не придется применять их в реальных боевых действиях.

Важным этапом формирования КСОР станет реализация Целевой программы оснащения КСОР ОДКБ современным вооружением, военной и специальной техникой, специальными средствами стоимостью более 1 млрд. долларов, которая была утверждена на состоявшемся в декабре 2011 года саммите в Москве. В настоящее время практически завершена работа по согласованию планов поставок вооружений и военной техники для каждого конкретного государства - члена КСОР ОДКБ, которые могут быть уже начаты в этом году.

«Международная жизнь»: Некоторые государства, входящие в состав ОДКБ, имеют вполне открытые отношения с НАТО? Как это вписывается в общие цели Организации? На наш взгляд, в этом есть некое противоречие.

И.Лякин-Фролов: Безусловно, государства как члены Организации несут соответствующие обязательства, однако это не исключает права каждого из них сотрудничать с другими странами и международными организациями. Действительно, отдельные страны поддерживают контакты с НАТО в рамках соответствующих программ партнерств. Как известно, партнерские контакты с НАТО поддерживает и Россия. Считаем, что это не противоречит ни Уставу ОДКБ, ни общим политическим целям Организации.

«Международная жизнь»: Заявленный вывод натовских войск из Афганистана может создать проблемы на границах ОДКБ с точки зрения транзита наркотиков? Какие практические действия предпринимаются Организацией на этом направлении?

И.Лякин-Фролов: Международные силы содействия безопасности (МССБ), в состав которых входят в том числе и воинские подразделения стран НАТО и США, находятся в Афганистане в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, в которой одной из основных задач для этих сил определяется борьба с терроризмом. Исходим из того, что после завершения стабилизационных усилий международное военное присутствие будет полностью свернуто. Поскольку ввод МССБ в Афганистан был осуществлен по решению Совета Безопасности соответствующим мандатом ООН, их вывод также должен быть осуществлен по решению СБ ООН после представления отчета об исполнении мандата. Считаем, что иностранное военное присутствие не будет долговременным.

Проблема наркотрафика из Афганистана и предполагаемый вывод МССБ непосредственно не связаны между собой. Хотя, безусловно, осуществляемые стабилизационные усилия влияют на ситуацию с производством наркотиков в ИРА. В этой связи основные надежды в борьбе с наркотрафиком из Афганистана мы связываем с усилиями самой ОДКБ в этом вопросе.

В рамках ОДКБ запущена и функционирует операция «Канал», которая напрямую занимается пресечением проникновения наркотических средств на территорию государств - членов ОДКБ (решение СКБ ОДКБ от 28 апреля 2003 г.).

В операции принимают участие компетентные антинаркотические органы, органы безопасности и внутренних дел, пограничные и таможенные службы, а также подразделения финансовых разведок государств - членов ОДКБ.

В ходе операции решаются практические задачи по пресечению деятельности организованных наркогруппировок и их лидеров, причастных к контрабанде наркотиков в государства - члены ОДКБ. Разработанные в рамках операции методика и механизмы международного сотрудничества явились основой для создания Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств - членов ОДКБ (КСОПН ОДКБ) и тесного взаимодействия с партнерами, не входящими в Организацию.

Данная работа в целом способствовала формированию единой политики борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

К операции «Канал» в качестве наблюдателей присоединились правоохранительные структуры Азербайджана, Афганистана, Болгарии, Боливии, Венесуэлы, Ирана, Испании, Италии, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Монголии, Никарагуа, Пакистана, Польши, Перу, Румынии, США, Турции, Туркменистана, Украины, Финляндии и Эстонии, а также представители Интерпола, ОБСЕ и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

Решением глав государств - членов ОДКБ от 5 сентября 2008 года операции «Канал» придан статус Региональной антинаркотической операции ОДКБ постоянного действия.

В прошлом году Региональная антинаркотическая операция «Канал-2011» проведена с 5 по 12 декабря. Главной целью операции являлась дальнейшая реализация практических задач по перекрытию каналов контрабанды афганских опиатов и наркотиков каннабисной группы, кокаина и синтетических наркотических средств на территорию государств Евразийского региона, осуществление комплексных мероприятий по пресечению легализации наркодоходов. Общая численность задействованных в операции сотрудников правоохранительных органов составила более 154 тыс. человек, силами которых организовано свыше 9 тыс. совместных оперативных групп в регионах, которые традиционно используются наркоторговцами для нелегальной транспортировки наркотиков.

Приведу несколько цифр: в ходе операции выявлено 4742 наркопреступления, возбуждено 25 508 уголовных дел, к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, привлечено 4314 лиц. Из незаконного оборота изъято 19 590,3 килограмма наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также 29 529,2 килограмма прекурсоров. Изъято материальных ценностей и других предметов, запрещенных к перевозке, на общую сумму свыше 600 тыс. долларов, около
1 тыс. единиц огнестрельного оружия. Подразделениями финансовых разведок организованы проверки финансовых операций, предположительно связанных с легализацией денежных средств, полученных от незаконного оборота наркотиков.

Отличительной особенностью операции стало то, что в период ее проведения особое внимание было уделено укреплению многостороннего сотрудничества между ее участниками, выработке схем взаимодействия и определению путей решения вопросов выявления и блокирования межрегиональных и международных каналов контрабанды наркотиков.

В этом контексте важно отметить, что на состоявшейся 20 декабря 2011 года в Москве сессии СКБ ОДКБ принято решение о внесении подразделений специального назначения ФСКН России, АКН Таджикистана и ГСКН Киргизии в Реестр формирований сил специального назначения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ.

«Международная жизнь»: В отличие от других государств позиция Узбекистана иногда идет вразрез с общей позицией ОДКБ. Кроме того, Узбекистан не принимает участия в работе ряда направлений Организации. Как бы вы могли это прокомментировать?

И.Лякин-Фролов: Рассматриваем Республику Узбекистан в качестве полноправного члена Организации Договора о коллективной безопасности. В силу своих национальных приоритетов Узбекистан воздерживается от участия в деятельности ОДКБ по ряду важных направлений, прежде всего это касается КСОР ОДКБ, формирования Коллективных миротворческих сил, деятельности Организации на афганском направлении и т.д.

Вполне понятно, что такая линия Узбекистана снижает масштабы участия этой страны в ОДКБ, а также сказывается на эффективности деятельности самой Организации.

«Международная жизнь»: За последний год значительный прогресс достигнут в деле внешнеполитической координации в рамках ОДКБ. Поясните, пожалуйста, о чем идет речь?

И.Лякин-Фролов: Совершенствование внешнеполитической координации постоянно находится в поле зрения руководителей государств - членов ОДКБ.

Рад отметить существенный сдвиг в этом направлении. И это не только проведение консультаций на различных уровнях согласно Плану консультаций представителей государств - членов ОДКБ, ежегодно утверждаемом министрами иностранных дел государств - членов ОДКБ. Регулярными стали рабочие контакты между нашими постпредами в Нью-Йорке, Вене, Женеве, Брюсселе.

В сфере внешнеполитической координации у нас имеется надежный механизм, определяющий ориентиры для совместных действий, - это подписанный 26 сентября 2011 года в Нью-Йорке документ «Коллективные указания постоянным представителям государств - членов ОДКБ при международных организациях». Ведется кропотливая работа с представителями наших стран при международных организациях по их реализации.

6 апреля этого года в Астане министрами иностранных дел государств - членов ОДКБ подписан обновленный Перечень тем по совместным заявлениям к «Коллективным указаниям». Так что этот документ работает, он актуализирован в соответствии с требованиями времени. Перечень содержит конкретные директивы по принципиальным вопросам внешней политики: недопущение фальсификации итогов Второй мировой войны, разоружение и нераспространение оружия массового уничтожения, взаимодействие по проблематике ОБСЕ, правочеловеческая тематика и другие. К слову, за последний год от имени организации ОДКБ сделано десять совместных заявлений по таким вопросам, как запрещение разработки и производства новых видов ОМУ, транзитных грузов для МССБ в Афганистане, международное содействие в решении проблемы наркотиков, а также заявление по случаю 16-й сессии Конференции государств - участников Конвенции о запрещении химического оружия и Совместного заявления в связи с проведением Седьмой конференции государств - участников Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) по рассмотрению действия конвенции и т.д.

В этом году удалось подготовить от имени Постоянного совета при ОДКБ заявления по ситуации вокруг Ирана и Сирии. Сейчас в Вене идет согласование заявления государств - членов ОДКБ в связи с первой сессией Подготовительного комитета Конференции 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО.

Но речь идет не только о координации позиций по различным вопросам мировой повестки дня. Важно и то, что у государств-членов есть понимание и совпадение позиций по принципиальным вопросам развития самой Организации.

ОДКБ, как любой живой развивающийся политический организм, находится в состоянии модернизации и совершенствования. Ведется постоянная работа по корректировке задач и основных направлений деятельности Организации с учетом меняющихся реалий международных отношений и соотношения сил в мире.

В заключение хотел бы сказать, что мы рассматриваем Организацию Договора о коллективной безопасности в качестве ключевого механизма обеспечения безопасности на постсоветском пространстве. Последовательно проводим линию на ее трансформацию из военно-политического союза в многофункциональную структуру, способную эффективно противодействовать широкому спектру современных вызовов и угроз и консолидированно отстаивать интересы государств-членов на международной арене.

Мне приятно отметить, что за последние годы ОДКБ приобрела новую динамику и значительный потенциал в сфере реагирования на кризисные ситуации. Одобренные на декабрьской (2010 г.) сессии СКБ изменения в основополагающие документы ОДКБ позволили значительно повысить эффективность имеющегося инструментария по защите государств - членов ОДКБ от разноплановых угроз их безопасности строго в рамках международного права. Процедуры внутригосударственного согласования в Российской Федерации по «кризисному пакету» уже завершены. Так, в уставные документы ОДКБ введено положение о возможности принятия государствами - членами ОДКБ решений в ограниченном формате, то есть только заинтересованными государствами-членами (при условии, что ни одно из них не возражает против такого порядка принятия решения и если ни одно из них не возражает против такого решения).

В целом работа над «кризисным пакетом», несмотря на всю ее сложность, продемонстрировала приверженность государств-членов курсу на консолидацию Организации.

Показателем высокой степени союзнических отношений стал подписанный в декабре 2011 года всеми членами ОДКБ протокол, предусматривающий возможность размещения объектов военной инфраструктуры третьих государств на территории государств - членов ОДКБ только при отсутствии официальных возражений остальных государств - членов ОДКБ.

И последнее, но от того не менее важное: Организация Договора о коллективной безопасности занимает особое место в шкале приоритетов российской внешней политики. Руководство Российской Федерации уделяет повышенное внимание развитию и укреплению военно-политического сотрудничества с партнерами в рамках ОДКБ.

Этот военно-политический союз семи государств, по существу, является одной из ключевых структур обеспечения безопасности в Евразийском регионе. Объединение усилий всех государств-членов - залог успешного решения сложных задач, стоящих перед ними. По большому счету эти задачи созвучны с теми, которые стоят перед международным сообществом.