Когда-то регион Центральной Азии был частью обширной зоны генезиса, движения и взаимного влияния различных народов. Там зарождались, поднимались, достигали своего расцвета и переживали упадок города, государства, империи. Воевали и мирились, объединялись и распадались.
Там успешно занимались сельским хозяйством и ремеслами, а свою продукцию широко экспортировали. Торговали и, следовательно, общались с инородцами и иноверцами, обменивались знаниями и опытом, перенимали друг у друга все лучшее. Там проходил Великий шелковый путь, разливаясь на многочисленные ручейки и охватывая огромные пространства от Афганистана на юге до районов Южного Урала на севере, текли с востока на запад и с запада на восток торговые караваны, связывая воедино Русь, Московию, Россию и Китайскую империю друг с другом и народами, населявшими Центрально-Азиатский регион.
Сегодня это регион, активно вовлеченный в мировую политику и экономику, в региональные дела. Это оживленный перекресток, где пересекаются самые различные политические и экономические интересы, через который проходят стратегически важные транспортные коммуникации, где происходит соприкосновение и взаимовлияние культур и религий, современных идей и древних традиций. Новый этап глобализации мировой экономики, характеризующийся обострением борьбы за доступ к энергетическим ресурсам, сделал этот богатый углеводородами край объектом жесткой конкуренции. К сожалению, сгущение острых угроз безопасности, не знающих национальных границ, глобальный финансовый кризис, нарастание элементов неопределенности в международных отношениях не обошли стороной и Центральную Азию. И это вдобавок к существующим своим, «домашним» проблемам.
Государства Центральной Азии проводят активную, многовекторную внешнюю политику, развивают отношения как с соседями, так и внерегиональными странами, реализуют свои национальные интересы через участие в различных многосторонних региональных объединениях. Одно из них - образовавшаяся в 2001 году Шанхайская организация сотрудничества. В атмосфере возобладавших к концу 1990-х годов центростремительных тенденций Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан раскрыли над собой «зонтик», под которым каждый из участников этого нового проекта почувствовал себя более комфортно, получил возможность коллективными усилиями защищать свои и продвигать общерегиональные интересы.
За созданием и успешным становлением ШОС стоит целый ряд факторов. Среди резонов, побудивших центральноазиатскую «четверку» пойти на учреждение ШОС, надо особо выделить два: нарастание разноликих угроз, противодействие которым наиболее реально только в союзе с Россией и Китаем, и привлекательные возможности для экономического и гуманитарного сотрудничества, а значит - и для собственного развития.
Чтобы сказанное не повисло в воздухе пустой фразой, попробуем разобраться: о каких угрозах идет речь, как им противостоять и какие возможности сотрудничества в рамках ШОС выглядят притягательными?
Безопасность и ее множащиеся грани: перед лицом нарастающих угроз надо держаться вместе
Одной из главных ценностей, которой особенно гордятся и дорожат в регионе ШОС, является стабильность. С появлением феномена «твиттерных революций», по мере того как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превращались в политическое оружие, применяемое для дестабилизации ситуации в развивающихся странах, опасность повторения североафриканско-ближневосточных сценариев в Центральной Азии стала восприниматься как нечто вполне вероятное. На подобные мысли наводит наличие в странах региона схожих проблем, спровоцировавших массовые беспорядки в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, Сирии.
Для шосовских стран взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга - основа основ их мироощущения, базовые принципы Организации, закрепленные в ее хартии (хотя случается, что и некоторые члены ШОС в пылу споров на время про Хартию забывают). Но как быть, если беда придет со стороны? Ведь ШОС - не военный союз.
В современных условиях, когда от региональных организаций требуется умение быстро и эффективно отвечать на возникновение всевозможных кризисов, государства - члены ШОС сочли необходимым и своевременным внести изменения в Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе, утвержденное на саммите ШОС в 2009 году в Екатеринбурге. Новая редакция Положения, предусматривающая широкий спектр мер предупреждения кризисных ситуаций и реагирования на них невоенными средствами, была одобрена на седьмой встрече секретарей советов безопасности государств - членов ШОС, состоявшейся 12 апреля этого года в Пекине, и будет вынесена на утверждение глав государств.
По понятным причинам гораздо богаче арсенал возможностей у Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ШОС связывают с ОДКБ тесные партнерские отношения, которые в современной обстановке приобретают особую значимость. От того насколько четко две организации отработают механизм «разделения труда» и координации действий на случай вспышек в регионе нештатных ситуаций, будет во многом зависеть региональная стабильность и безопасность, в том числе национальная безопасность центральноазиатских государств.
Осознание на рубеже тысячелетий реальности угроз информационной безопасности произвело переворот в головах людей в разных уголках мира. На коллективном уровне одними из первых к этой проблеме во всем ее многообразии обратились эксперты стран ШОС. Так появилось межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности 2009 года. В нем прописаны направления совместного противодействия угрозам военно-политического, террористического и криминального характера в области ИКТ. После вступления соглашения в силу стороны приступили к его практической реализации - начата работа по выстраиванию комплексного механизма взаимодействия шести стран. Стоит ли говорить, что выиграют от этого все участники ШОС, но в первую очередь - центральноазиатские государства. Теперь они могут быть уверены, что не останутся один на один с киберугрозой со стороны более сильного в технологическом отношении противника, кто бы им ни был - злонамеренное государство, террорист или банальный мошенник.
В высшей степени актуальна для ШОС и тема обеспечения энергетической безопасности: в состав Организации входят и страны - производители энергоресурсов, и их потребители, и транзитеры. Казалось бы, сама конфигурация ШОС - организации с исключительно высоким уровнем внутреннего доверия - подводит к тому, чтобы договориться о принципах регионального сотрудничества ко всеобщей выгоде. Россия еще в 2006 году выступила с инициативой создания открытой дискуссионной площадки для неформального обмена мнениями между представителями профильных государственных структур, деловых и научных кругов заинтересованных сторон по энергетическим стратегиям и любым другим вопросам из области энергетики и энергетической безопасности. И вот теперь эта идея начинает реализовываться на практике. Готовится запуск Энергоклуба с участием государств-членов, наблюдателей при ШОС и партнеров по диалогу ШОС. Складывается именно клуб по интересам, и круг проявляющих такой интерес уже довольно широк. Достаточно сказать, что это начинание с энтузиазмом поддержали Индия, Иран, Пакистан, Белоруссия и Шри-Ланка.
Другая новая для ШОС проблема - продовольственная безопасность. И вновь очевидна взаимодополняемость стран, входящих в это объединение. Озвучены первые конкретные инициативы - о формировании в рамках ШОС резерва зерна в целях расширения возможностей для стабилизации регионального зернового рынка и реагирования на чрезвычайные ситуации (Россия), о создании «Банка семян ШОС» (Китай). Начнется все, как обычно, с разработки концепции - свой проект уже подготовили в Пекине.
Шестерка стран ШОС намерена повысить эффективность сотрудничества в вопросах чрезвычайного реагирования. В настоящее время сторонами готовится Протокол к Соглашению между правительствами государств - членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций 2005 года. Смысл его подписания - в утверждении 11 типовых форм документов (запрос о помощи, перечень поставляемого оборудования и т.д.), оперативное направление и обработка которых в условиях ЧС может спасти человеческие жизни, ускорить оказание необходимой помощи. Планируется, что Протокол будет подписан уже в июне этого года «на полях» саммита ШОС в Пекине.
Все, что перечислено выше, - конкретные проявления угроз и рисков, с которыми сталкиваются или могут столкнуться, разумеется, не только центральноазиатские страны. Перед лицом опасностей нового века равны все участники Шанхайской организации сотрудничества. Поэтому и «зонт безопасности» у них общий, один на всех, а его прочность зависит от единства стран-членов, от результативности их взаимодействия.
Афганистан: кому - далекая война,
кому - вечное соседство
Ситуация в Центральной Азии тесно связана с тем, что творится в Афганистане. Именно поэтому противодействие угрозам терроризма и наркотрафика, которые, увы, исходят главным образом с территории, неконтролируемой правительством ИРА и МССБ, по-прежнему венчает перечень приоритетов деятельности ШОС.
Борьба с терроризмом в рамках «шанхайской шестерки» вышла, что называется, на проектную мощность. Об этом свидетельствуют итоги 20-го заседания Совета Региональной антитеррористической структуры (РАТС), которое прошло в марте этого года в Ташкенте. К саммиту ШОС подготовлена Программа действий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 годы. Планируется усилить оперативную работу, координацию между пограничными службами, взаимодействие с партнерскими контртеррористическими центрами. К деятельности РАТС будут подключаться государства-наблюдатели.
Развернулась интенсивная работа на антинаркотическом направлении - поток наркотиков из Афганистана буквально захлестнул Центральную Азию, угрожая жизни и здоровью граждан, а по мнению ряда экспертов - и основам государственности отдельных стран. Полноводной рекой наркотики отсюда текут в Россию, все глубже проникают в Китай. ФСКН России и ее шосовские службы-партнеры бьют тревогу.
2 апреля этого года в Пекине на совещании руководителей компетентных ведомств, отвечающих в государствах - членах ШОС за борьбу с наркоугрозой, был достигнут ряд важных договоренностей о путях реализации Антинаркотической стратегии ШОС на 2011-2016 годы. Решено создать в одном из органов ШОС координационное подразделение по борьбе с наркотиками, наладить обмен информацией о финансировании терроризма за счет средств от незаконного оборота наркотиков, плотнее сотрудничать с Управлением ООН по наркотикам и преступности. Российская делегация выступила на встрече с пакетом серьезных инициатив. В их числе - создание интерактивной карты посевов афганских опиатов и нарколабораторий, развитие оперативного сотрудничества, скоординированные действия по подготовке афганских наркополицейских, проведение конференции ШОС по проблеме борьбы с производством и контрабандой наркотиков.
Свои задачи решают военные. В июне этого года в Таджикистане пройдут очередные антитеррористические учения «Мирная миссия-2012». План этих учений был утвержден на совещании министров обороны государств - членов ШОС 24-26 апреля 2012 года в Пекине. Все будет происходить в условиях, приближенных к тому, что может произойти в реальности.
Но есть у афганского сюжета и другая сторона. Встающее на ноги правительство ИРА, которому постепенно передаются полномочия в сфере безопасности, нуждается в поддержке. Причем свое будущее афганцы не видят вне регионального контекста, без членства в большой евразийской «семье». Кабул тянется к ШОС - в июне 2011 года Афганистан подал официальную заявку на получение статуса наблюдателя при ШОС, которая сейчас рассматривается. Думается, что вовлечение Афганистана в деятельность ШОС - безусловно, в общих интересах.
Задачи обеспечения региональной стабильности побуждают ШОС к тому, чтобы четко определиться по вопросу о политике в отношении Афганистана. Разумеется, динамика ситуации в этой стране с учетом «фактора 2014 года» может потребовать от ее членов внесения коррективов в свою линию в афганских делах, но отгородиться от них уже не получится. Неслучайно многие эксперты называют Афганистан одним из основных испытаний, через которые предстоит пройти ШОС в ближайшие годы1.
Сейчас в регионе существует целый ряд региональных структур, в повестке дня которых фигурирует тема Афганистана. Добиваться координации их усилий по оказанию содействия Кабулу в восстановлении безопасности и возрождении экономики призван инициированный в ноябре прошлого года Афганистаном и Турцией «Стамбульский процесс». Представляется, что ШОС как ключевая региональная организация, с самого начала принимавшая деятельное участие в согласовании Стамбульской декларации об укреплении региональной безопасности и сотрудничества в «сердце Азии» и запуске «Стамбульского процесса», имеет все основания для того, чтобы стать ведущим партнером Афганистана в его продвижении.
Подходы государств - членов ШОС, и других стран, и международных организаций в контексте Афганистана едины далеко не во всем. В то же время было бы несправедливо отрицать наличие общих интересов. Имеются, видимо, возможности для взаимовыгодного сотрудничества между ШОС, с одной стороны, и США и НАТО - с другой. Взять хотя бы те же наркотики. А вот над повесткой дня взаимодействия стоит поразмыслить, посоветоваться в шосовском кругу. Критерий тут может быть только один - отвечает это интересам ШОС и ее членов или нет.
Евразийский перекресток: дороги, которые
мы не выбираем
Центральная Азия - неотъемлемое звено всех транспортных коммуникаций Евразии. Через территории расположенных здесь стран пролегают железные и автомобильные дороги, авиационные трассы, трубо-проводы, соединяющие их между собой и с соседними государствами - Россией, Китаем, Ираном, Афганистаном, Туркменией, Монголией, другими странами. Они образуют разветвленную сеть, которую можно считать общим бесценным достоянием. Грамотное использование и последовательное расширение этой сети - поистине «золотая жила» для включенных в нее стран. Центральноазиатские партнеры здесь оказываются в двойном выигрыше - можно и национальные транспортные системы поднять, и заработать на транзите.
Вот почему развитие транспортной инфраструктуры страны - члены ШОС ставят во главу угла всей работы на экономическом азимуте. Начали с автомобильных дорог. В качестве пилотных проектов достраиваются отдельные участки сквозных автомагистралей. Завершена подготовка межправительственного Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Остается согласовать отдельные маршруты перевозок и сроки открытия движения по ним. Подписание указанного соглашения позволит к 2020 году, когда будет завершено строительство необходимой дорожной инфраструктуры, без каких-либо препятствий пересекать все пространство ШОС - от Санкт-Петербурга на Балтике до порта Ляньюньган на Тихоокеанском побережье КНР.
На повестке дня - трехсторонний проект Россия - Казахстан - КНР по строительству международного транспортного коридора Европа - Западный Китай. По предложению России условились разработать Программу скоординированного развития автомобильных дорог государств - членов ШОС в соответствии с общими интересами и потребностями регионального торгово-экономического сотрудничества.
Следующая задача - повышение взаимосвязанности различных видов транспорта на пространстве ШОС, прежде всего в Центральной Азии. Способствовать этому должно создание транспортно-логистических центров. Этот мегапроект при поддержке со стороны государств-членов продвигает Деловой совет ШОС. Его реализация потянет за собой развертывание взаимодействия по использованию и дальнейшему развитию инфраструктуры в области железнодорожных и авиационных коммуникаций.
Информационно-коммуникационный трафик - тоже своего рода дорожная сеть. Вот уже несколько лет Россия, Китай и центральноазиатские государства работают над реализацией проекта «Высокоскоростная информационная магистраль ШОС». Российская сторона предложила взять на вооружение разработанную нашими специалистами модель формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия государств - членов ШОС. Китайские партнеры вышли с инициативой создания шосовской платформы электронной торговли.
Мы действительно не выбираем эти дороги - они выбирают нас, наши страны, их экономики, которые с течением времени становятся все более взаимосвязанными. Но наибольшей степени экономического сотрудничества - интеграции - на евразийском пространстве добилось другое объединение - Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. На базе этого интеграционного ядра сегодня предлагается создание Евразийского экономического союза - «мощного наднационального объединения, способного… играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом»2.
Когда мы говорим о выходе на АТР, то в первую очередь подразумеваем Китай - этот «турбогенератор» регионального и мирового экономического развития. Полагаю, что одной из непростых, но очень важных задач на будущее станет поиск оптимального варианта встраивания ШОС в складывающуюся систему евразийской интеграции.
Сообщество «континенталов»: навык сосуществования и новая идентичность
У государств, входящих в состав ШОС, разные цивилизационные корни. У каждого своя история, самобытная культура, историческая память, свой путь развития. Перипетии развития этой обширной территории глубоко проанализировал и блестяще описал в своих книгах Л.Н.Гумилев3, чем внес значительный вклад в развитие «евразийства». Как известно, теоретики этого движения строят свои постулаты на общности исторических судеб и типологическом единстве психоэтнических характеристик народов Евразии, чьи формы бытия и национальные характеры формировались под объединяющим влиянием русского суперэтноса. Лидеры «неоевразийства» выводят из этого необходимость консолидации Евразии (без Китая) в самостоятельный полюс зарождающегося нового миропорядка4.
Близость народов России и Центральной Азии, почти полтора века проживавших в рамках единого государства, самоочевидна. Между тем много общего можно найти у наследников Древней Руси и Великой степи с Китаем. Для всех возникавших на этом пространстве с непростыми географо-климатическими условиями государственных образований были характерны черты восточной деспотии, их общества не были подвержены влиянию развивавшихся в лоне европейской цивилизации идей свободы и демократии.
В новейшее время на этой почве хорошо прижились эгалитаристские концепции. Именно здесь в результате прихода к власти коммунистов был осуществлен социалистический эксперимент. Выйдя несколько десятилетий спустя из недр административно-командной системы, эти страны сравнительно поздно встали на рельсы рыночной экономики, пройдя через тяжелый период адаптации к новым условиям существования. Наконец, у народов теперешних шосовских стран за долгие столетия проживания на обширных просторах суши сформировался «континентальный менталитет», проявляющийся, по выражению Н.Я.Данилевского, «в гармоничном сочетании оседлого и степного начал», патриархальности и веротерпимости, выработалась привычка к бесконфликтному сосуществованию с соседними странами и народами.
ШОС содержит в себе значительный потенциал «единства в многообразии», что имеет большое значение для упрочения базы общественной поддержки ШОС. Ее развитие объективно способствует укреплению «чувства общности» входящих в нее стран. Некоторые эксперты рассматривают данную тему как стратегическую5. И действительно среди целей и задач ШОС укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства стоит в Хартии на первом месте6.
В огромной степени этому призвано помочь взаимодействие в культурно-гуманитарном измерении. Многое здесь уже делается. В качестве примеров можно привести шаги, предпринимаемые в сфере образования, - это реализация проекта Университета ШОС (кстати, в этом году сертификаты об окончании магистерских программ будут вручаться первым выпускникам), проведение недель образования и форумов ректоров вузов, разработка программы противодействия экстремизму методами «мягкой силы». Поистине неисчерпаемые резервы заключены в таких сферах, как культурные связи, туризм, спорт. Надо развивать контакты между людьми. Заслуживает внимания идея налаживания в рамках ШОС межцивилизационного диалога.
Сейчас трудно предсказать, приведет ли развитие Шанхайской организации сотрудничества к возникновению некоего сообщества ШОС (следует заметить, что многие региональные организации ставят перед собой такие задачи - перед глазами у нас примеры Евросоюза, АСЕАН). Но наличие предпосылок для обретения ШОС в будущем новой идентичности можно с уверенностью констатировать.
Единый голос слышен громче: координация действий на внешнеполитической сцене
Общность государств - членов ШОС видна невооруженным глазом, когда берешься анализировать подходы шести стран к основным международным и региональным проблемам. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН мы отстаиваем в дискуссиях с зарубежными партнерами схожие принципы, в едином ключе реагируем на мировые события. Это создает объективную основу для внешнеполитического взаимодействия, для блокирования по тем вопросам, где позиции стран ШОС созвучны, для взаимной поддержки. При этом несовпадения в подходах к отдельным вопросам не должны восприниматься как трагедия: в конце концов в ШОС объединились независимые государства со своими внешнеполитическими взглядами и задачами. У них есть законное право соглашаться друг с другом не во всем.
Еще буквально вчера в ООН, где большинство государств принадлежит той или иной группировке, мы были каждый за себя. Сегодня же постпреды стран - членов ШОС ведут друг с другом интенсивные консультации, обмениваются информацией, анализируют ситуацию, вместе ищут нужные решения. Это особенно важно для небольших миссий, которым порой трудно за всем уследить. Но даже крупные страны всегда ощущают себя уютнее, когда имеют твердую поддержку со стороны единомышленников.
Последние несколько лет представитель председательствующего государства выступает от имени ШОС по ряду пунктов повестки дня сессий Генассамблеи. Главное выступление - по теме «Терроризм». Убежден, что список вопросов, по которым мы говорим в унисон, будет только расти.
Наконец, общие оценки международной обстановки ежегодно включаются в итоговые документы саммитов ШОС, информационные сообщения по итогам заседаний СМИД.
Государства - члены ШОС выдвигают на международной арене совместные инициативы. Так, в сентябре 2011 года постпреды направили Генеральному секретарю ООН письмо с просьбой распространить в качестве официального документа 66-й сессии ГА ООН рожденный в рамках ШОС проект «Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности».
Особое внимание, естественно, уделяется взаимодействию в региональных делах. Все более результативно проходят ставшие уже регулярными консультации заместителей министров иностранных дел государств - членов ШОС, государств-наблюдателей и Афганистана по вопросам обеспечения региональной безопасности. Как подчеркивается в сообщении для печати по итогам последнего раунда, состоявшегося в Пекине 30 марта этого года, стороны «единодушно отметили необходимость укрепления регионального сотрудничества в интересах безопасности, стабильности и развития в регионе»7. Нет сомнения, что практика проведения таких консультаций в «расширенном шосовском формате» будет продолжена. Их участники подтверждают готовность встречаться и «сверять часы» как накануне крупных международных мероприятий по Афганистану, так и в плановом режиме в столицах, причем не только стран - членов ШОС, но и государств-наблюдателей.
Случайно ли в этих условиях, что интерес к ШОС неуклонно растет? Причем со стороны стран, географически относящихся к разным субрегионам - от Ближнего Востока и Закавказья до Южной и Юго-Восточной Азии.
Внерегиональные игроки: будьте как дома,
но не забывайте, что в гостях
После распада СССР на центральноазиатском «горизонте» появилось немало новых лиц. Так, все более серьезное внимание уделяют Центральной Азии в Вашингтоне. Особенно в последнее время в связи с планами вывода американских войск из Афганистана.
По итогам комплексного обзора политики США в регионе администрация Б.Обамы определила пять основных приоритетов: расширять сотрудничество с центральноазиатскими государствами в целях содействия коалиционным силам в Афганистане; развивать и диверсифицировать маршруты поставок энергоресурсов региона; поощрять политическую либерализацию и уважение прав человека; повышать конкурентоспособность рыночных экономик и содействовать экономическим реформам; предотвращать появление несостоявшихся государств8. Нетрудно заметить, что эти приоритеты в первую очередь являются отражением базовых постулатов внешней политики США и призваны обслуживать реализацию американской концепции «Большой Центральной Азии». Не все из них и не во всем отвечают реальным потребностям центральноазиатских государств.
Важное значение данному направлению придает ЕС. Брюссель принял специальный документ под названием «Евросоюз и Центральная Азия: стратегия нового партнерства (2007-2012 гг.)»9. Сейчас готовится его «римейк» на очередной пятилетний период. В еэсовской стратегии подчеркивается, что у объединенной Европы и региональных государств общие цели - достижение стабильности и процветания посредством мирного взаимодействия. При этом авторы стратегии добавляют, что к задачам ЕС в регионе относятся также развитие и консолидация стабильных, справедливых и открытых обществ, обеспечение приверженности центральноазиатских партнеров международным нормам, надлежащее управление, верховенство закона, права человека и демократия. В экономической сфере упор делается, как и в случае с американцами, на энергетику. Это, кстати, заставляет задуматься, чего здесь больше - стремления к взаимовыгодному сотрудничеству или геополитических соображений.
США, Евросоюз (в особенности Германия), Япония, Турция много делают в части оказания помощи странам Центральной Азии в преодолении стоящих перед ними трудностей. Определение характера этого взаимодействия и его направлений должно быть суверенным решением самих центральноазиатских государств и их далеких партнеров.
Другое дело, когда фактором экономической и иной помощи злоупотребляют для того, чтобы попытаться вытеснить из региона Центральной Азии те страны, чье политическое, экономическое, культурно-духовное присутствие обусловлено историей, служит опорой местных государственных институтов и важной составляющей жизни простых людей. Когда предпринимаемые действия направлены на то, чтобы нарушить сложившиеся двусторонние связи и многосторонние механизмы сотрудничества. Особенно чувствительным является вопрос о стремлении отдельных «внерегионалов» договориться о размещении в регионе своей военной инфраструктуры. Хотелось бы надеяться, что новые друзья Центральной Азии будут дорожить существующей здесь стабильностью, с уважением относиться к реалиям этого сложного и не всегда, быть может, понятного для посторонних «мира», к его традициям и устоям. При этом необходимо помнить: партнеры издалека приходят и уходят, а старые друзья и соседи остаются.
Пекинский саммит ШОС: важный этап в разработке планов на будущее
Завершается в целом весьма успешное председательство Китая в ШОС, проходящее под девизом укрепления добрососедства и дружбы в регионе. В июне столица КНР будет принимать саммит ШОС. Он станет крупным событием в международной жизни. Впрочем, иначе и не может быть: в Пекине соберутся главы государств - членов авторитетной международной региональной организации, в состав которой входят ни много ни мало две ядерные державы, постоянные члены СБ ООН. Ожидается прибытие на саммит высших руководителей государств - наблюдателей при ШОС - Индии, Ирана, Монголии и Пакистана. Приглашения направлены президентам Афганистана и Туркмении, которых китайские организаторы саммита хотели бы видеть в качестве гостей председательствующей стороны.
Для нас предстоящий саммит будет иметь особое значение еще и потому, что в нем примет участие Президент Российской Федерации В.В.Путин, стоявший у истоков создания ШОС.
К пекинскому заседанию Совета глав государств - членов ШОС готовится большое количество документов. По итогам саммита планируется принять декларацию. Но, пожалуй, самым важным итогом саммита должно стать утверждение основ стратегии дальнейшего развития ШОС, на базе которых на следующем этапе будет разработана сама стратегия.
Итак, ШОС активно верстает планы на будущее. По мере укрепления Организации ткань ее «зонтика» становится все более плотной и, образно говоря, непромокаемой. Именно это обстоятельство открывает перед ШОС новые перспективы - в интересах всех, и в том числе, а возможно и в первую очередь, центральноазиатских государств-членов.
1Арунова М. Шанхайская организация сотрудничества (2001-2011 гг.): задачи, итоги, перспективы // Центральная Азия и Кавказ. 2011. Том 14. Выпуск 4. С. 26-27.
2Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября.
3Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль. 1989; Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи. М.: Айрис-Пресс, 2012; Поиски вымышленного царства. М.: Айрис-Пресс, 2009; Тысячелетие вокруг Каспия. М.: Айрис-Пресс, 2008 и др.
4Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997; Проект «Евразия», М.: ЭКСМО, 2004 и др.
5Воробьев В.Я. ШОС как растущий властелин «хартлэнда»: как вывести самую перспективную организацию Евразии на новый уровень // Россия в глобальной политике. 2012. №1.
6Хартия ШОС // http://www.infoshos.ru/ru/?id=33
7http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/F9C5458FD6BA83CA442579D1002E6AD6
8Remarks of Robert O.Blake, Jr., Assistant Secretary of State / Bureau of South and Central Asia Affairs // http://www.state.gov/p/sca/rls/rmks/2010/145463
9European Union and Central Asia: Strategy for a New Partnership // http://www.amudarya.net/fileadmin/_amudarya/bs/eu-ca.pdf