В условиях все более глобализирующегося мира, переплетения экономических, финансовых и хозяйственных связей вопрос цивилизованного поведения транснациональных корпораций (ТНК) начинает приобретать особую остроту. Корпорации разрастаются, вбирают в себя все больше хозяйственных субъектов, экономических единиц, активного населения. Их бизнес охватывает большие группы людей, зачастую становясь градообразующим, а значит, в круг их ответственности должно входить предоставление качественных социальных услуг, медицинского обеспечения, поддержание надлежащего состояния окружающей среды. Иными словами, корпорации призваны быть лидером в сфере трудовых отношений, соблюдении трудового законодательства и, соответственно, прав человека. Из 100 крупнейших экономик мира 51 являются корпорациями и только 49 - государствами1.

В последние годы распространенным понятием в деловых кругах стала категория «компании-участники» (stakeholders). Учитывая специфику крупных промышленных предприятий, такими заинтересованными сторонами уже являются не только акционеры, менеджеры и наемный персонал, но и «охваченные» их деятельностью местные сообщества или осуществляющие мониторинг за ними организации гражданского общества - экологи, потребители, правозащитники и т.д. Таким образом, корпорация оказывается вовлеченной в систему отношений, во многом определяющих социальное благополучие не только находящихся на ее «орбите» структур и людей, но и целых сегментов общества. К примеру, компании «Нестле» принадлежат 456 фабрик и промышленных предприятий в 84 странах мира, а численность персонала достигает 280 тыс. человек. На заводах корпорации «Дженерал Моторс» работают 202 тыс. человек. Ясно, что, отвечая за благополучие такого количества людей, ТНК просто не могут позволить себе игнорировать правозащитный блок своей деятельности.

Следует признать, что ситуация с правовым регулированием отношений ТНК - гражданское общество сложилась довольно непростая. Дело в том, что транснациональные корпорации в силу их специфической организации выступают как институты внутригосударственного, а не международного права, имеют конкретную государственную принадлежность и, следовательно, находятся под контролем определенного правительства. При этом головной офис корпорации подчиняется законам страны своего пребывания, а дочерние компании и филиалы руководствуются законодательством государства, в котором они находятся. В результате возникает ситуация, когда каждое правительство в отдельности может воздействовать с помощью своего законодательства и административных мер только на часть корпорации, функционирующей в пределах ее государственных границ. В этой ограниченности правового воздействия и кроется его неэффективность: вопрос соблюдения каждой из этих частей ТНК правозащитных стандартов во многом находится на совести местного управляющего звена. Повысить возможности такого воздействия можно было бы только путем превращения корпораций в субъект международного права.

Несоблюдение транснациональными корпорациями правозащитных стандартов влияет на качество жизни и труда миллионов людей. При этом в развивающихся государствах основной проблемой, с которой сталкиваются работники, занятые в ТНК, является низкий уровень доступа жертв нарушений прав человека со стороны корпораций к средствам правовой защиты, особенно в случаях, когда головной офис ТНК находится в другом государстве. Права человека нарушаются и в результате «корпоративного произвола» в ходе составления инвестиционных контрактов по причине зачастую слабой экспертной подготовки местного населения. Серьезной остается ситуация с соблюдением прав уязвимых групп, включая страдающих тяжелыми заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения.

Многие правозащитники указывают на то, что бороться с такого рода нарушениями довольно сложно. Ведь зачастую их «первичным источником» являются «третьи игроки», преследующие свои личные цели. К примеру, тот факт, что ряд развитых государств поддерживает те или иные недемократические режимы, порой объясняется просто. Диктаторские правительства ведут благоприятную линию по отношению к их бизнесу. На них можно легко влиять и, в случае необходимости, подкупать для «лучшего» обеспечения собственных интересов. Это и заставляет закрывать глаза на использование отделениями ТНК в этих странах детского и малооплачиваемого труда, иные нарушения трудового законодательства, приводящие к сохранению потогонной системы. Правозащитники отмечают случаи, когда представители западных корпораций, занимающихся добычей природных ресурсов в африканских государствах, включая нефть, организовывали убийства лиц, выступавших против нарушений трудового законодательства в отделениях этих ТНК2. Не изжита практика целенаправленного преследования глав профсоюзов, включая их заказные убийства.

Несмотря на риторику ряда компаний, заверяющих о готовности соблюдать правозащитные стандарты в своей деятельности, на деле эти обязательства остаются невыполненными. В работе исследовательского центра International Institute for Policy Studies, посвященной проблематике бизнеса и прав человека, говорится о том, что крупные корпорации «отчаянно противостоят попыткам заставить их выполнять свои обязательства в области бизнеса и прав человека»3. В этой связи, по сообщению экспертов, ряд компаний, в первую очередь американских, отказывается раскрывать данные, связанные с производством в третьих странах. В Евросоюзе другая проблема: европейские эксперты отмечают, что в условиях свободного движения капитала между странами - членами ЕС ТНК выбирают те государства, которые не уделяют повышенного внимания вопросу соблюдения ими правозащитных стандартов. В этой связи у других правительств теряется стимул ужесточать правила в этой области.

Поэтому некоторыми членами международного сообщества неоднократно, еще в бытность Лиги Наций, предпринимались попытки внести в международную повестку дня вопрос о признании ТНК субъектом международного публичного права, что дало бы возможность подчинить их политику в области правозащитных стандартов единым международно признанным правилам. После Второй мировой войны правительство США внесло в ООН предложение рассмотреть вопрос о возможном предоставлении международным корпорациям самостоятельной международной правосубъектности. Однако это предложение не было принято как противоречащее принципу государственного суверенитета. Согласно п. 4 (g) Декларации ООН об установлении нового международного экономического порядка, государства имеют право на «регулирование и надзор за деятельностью межнациональных корпораций путем принятия мер в интересах национальных экономик стран, в которых действуют такие межнациональные корпорации на основе полного суверенитета этих стран»4. Данный тезис лишь подтвердил тот факт, что ТНК являются институтом внутригосударственного права и об их «особой» правосубъектности в системе международного публичного права речи идти не может.

Со временем внимание международного сообщества к правозащитной тематике в контексте крупного бизнеса неуклонно росло. Одной из причин этого стало растущее недовольство развивающегося мира действиями развитого, усиление веса развивающихся стран в мировой экономике и политике, осознание ими необходимости активно бороться за равноправие на международной экономической и правовой аренах. Нарушения прав человека становились предметом разбирательства в международных организациях. Усовершенствование, усложнение методов ведения бизнеса поставило вопрос о необходимости более отчетливого осознания деловыми кругами концепции социальной ответственности. Теперь ни одна уважающая себя крупная корпорация уже не может позволить себе иметь репутацию «нарушителя» правозащитных стандартов и социальных обязательств. В свою очередь, главы корпораций осознают: положительный имидж компании может способствовать выведению ее в разряд наиболее «успешных» проектов. Ведь тот, кто уделяет внимание вопросам соблюдения правозащитных стандартов, априори является более надежным и заслуживающим доверия партнером.

При этом важно понимать, что данные процессы во многом стали результатом не усилий международного сообщества, а закономерного развития трудовых отношений, повышения требовательности служащих, усилий по привлечению инвестиций, а также отношений между корпорациями, каждая из которых заинтересована в привлечении наиболее перспективных кадров. Отсюда и проистекает то, что в бизнес-сообществе стал быстро расти интерес к концепции социальной ответственности. Стали появляться предложения о разработке некоего кодекса корпоративного поведения, который бы включал весомую социальную составляющую и выполнение положений которого контролировалось бы авторитетным аудитом с участием представителей гражданского общества.

В рамках данных усилий в 2005 году Комиссия ООН по правам человека (КПЧ) резолюцией 2005/69 создала специальную процедуру - мандат специального представителя Генерального секретаря ООН по правам человека и транснациональным корпорациям, который в соответствии с резолюцией Совета ООН по правам человека (СПЧ) 8/7 от 2006 года был возобновлен уже в рамках СПЧ5. Являясь одним из соавторов инициативы об учреждении данного мандата, Россия оказывала спецпредставителю всестороннюю поддержку, в том числе и через взносы в бюджет Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. В 2010 году американский эксперт Джон Рагги, замещавший должность спецпредставителя в 2005-2011 годах, посетил Москву и принял участие в международном форуме «Бизнес и права человека», организованном ООН и Ассоциацией менеджеров России при содействии МИД России.

Резолюция КПЧ поручила спецпредставителю разрабатывать и представлять рекомендации государствам относительно наиболее эффективных путей защиты прав человека от их нарушения со стороны ТНК и иных предприятий. Предстояло разработать концепцию ответственности корпораций за соблюдение прав человека и дать соответствующие рекомендации коммерческим структурам. Важной задачей было также изучить варианты и сформулировать рекомендации по расширению доступа к эффективным средствам правовой защиты тех, чьи права были нарушены компаниями. Несмотря на внешне неконфронтационный характер мандата, соответствующая резолюция принималась в комиссии голосованием (49 - «за», три - «против», один воздержался). Связано это было в первую очередь с позицией США, не признававших ответственность негосударственных субъектов за нарушения прав человека.

Для реализации своего мандата спецпредставитель сформировал команду из десяти исследователей и консультантов и привлек более
20 юридических фирм со всего мира. По прошествии шести лет наметился существенный сдвиг в сторону нахождения общего знаменателя между всеми заинтересованными в этом деле группами: правительствами, представителями бизнеса и гражданского общества, правозащитных учреждений, международных и региональных организаций, научных кругов, организаций работодателей, трудящихся. Результатом консультаций между ними стали так называемые Концептуальные рамки ООН, касающиеся «защиты, соблюдения и средств правовой защиты», представленные СПЧ в апреле 2008 года. В этом документе вопрос о соблюдении прав человека корпорациями делился на три составляющие: обязанность государства защищать права человека от возможных нарушений со стороны ТНК, обязанность корпораций уважать права человека и необходимость равного доступа к эффективным средствам правовой защиты. В продолжение рамок и с целью их практического применения спецпредставителем были разработаны и в 2011 году представлены на рассмотрение СПЧ «Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок ООН, касающихся «защиты, соблюдения и средств правовой защиты», содержащие подробный свод правил по трем вышеперечисленным темам и имеющие рекомендательный характер.

В 2011 году преемницей мандата спецпредставителя Генсекретаря по правам человека и транснациональным и иным предприятиям стала одноименная Рабочая группа (РГ), мандат которой был утвержден в ноябре 2011 года. РГ состоит из пяти членов - представителей государств, академических кругов и бизнеса. В нее входит российский эксперт П.В.Суляндзига, специализирующийся на проблематике прав коренных народов. Среди задач новой спецпроцедуры СПЧ - создание потенциала на национальном и местном уровнях, восполнение пробелов в существующем механизме внесудебного урегулирования споров, ежегодный мониторинг имплементации принципов, а также прояснение наиболее сложных международных правовых стандартов.

Рабочей группе предстоит решить непростую задачу: интегрировать правозащитный компонент в деятельность ТНК в условиях отсутствия возможности предоставить корпорациям самостоятельную международную правосубъектность. На фоне «закрытости» ТНК объединить в единое правовое поле такую сложную систему взаимоотношений хозяйствующих субъектов, трудовых связей и управленческих потоков - задача не из легких. К тому же сами ТНК, занятые больше получением прибыли, не спешат вовлекаться в обсуждение правозащитного среза своей деятельности.

Первая сессия Рабочей группы состоялась с 16 по 20 января
2012 года в Женеве. Свою работу на первом этапе она сосредоточила на эффективном распространении и внедрении в существующую практику «Руководящих принципов» в сфере прав человека и ТНК. Для сбора мнений и предложений по их эффективному распространению и определению наиболее «проблемных мест» с точки зрения их имплементации  состоялись встречи РГ с государствами и НПО, в ходе которых были выявлены подходы заинтересованных сторон к данной проблеме и их основные приоритеты в этой области.

В ходе сессии Рабочая группа определила в качестве одной из основных задач своей будущей деятельности налаживание координации между органами, спецучреждениями и агентствами ООН, деятельность которых может так или иначе затрагивать тему соблюдения бизнес-предприятиями прав человека, - Международной организацией
труда (МОТ), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Постоянным форумом ООН по вопросам коренных народов и т.д. Кроме того, РГ намерена комплексно изучить существующую нормативно-правовую базу, так или иначе затрагивающую тематику бизнеса и прав человека, включая наработки и опыт различных международных структур - Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и др. Это необходимо для того, чтобы определить степень учета правозащитного компонента в руководящих документах корпораций, а также для последующей работы над внедрением в них «недостающих» положений, содержащихся в Руководящих принципах.

На перспективу Рабочая группа ставит задачу разработать обязательный для исполнения документ, регулирующий вопрос соблюдения основных правозащитных стандартов бизнесом, включая создание специального независимого аудита и системы привлечения внимания к неисполнению корпорациями своих правозащитных обязательств. Учитывая комплексный характер этой задачи, на данном этапе РГ сосредоточится на распространении «Руководящих принципов» и продвижении положительных примеров. С целью аккумулирования наиболее успешного опыта интеграции тематики прав человека в бизнес-проекты РГ предусмотрела осуществление двух страновых визитов в год.

Представляется, что Рабочей группе будет нелегко создать систему стимулов, с помощью которых можно было бы заинтересовать крупные ТНК участвовать в дискуссии по соблюдению прав человека в условиях отсутствия обязательных для исполнения документов, касающихся данной сферы. Вероятно, в качестве «промежуточной меры» можно было бы принимать во внимание уровень соблюдения корпорациями правозащитных стандартов при рассмотрении государствами вопроса о распределении государственного заказа.

Важным шагом в усилиях по закреплению правозащитного компонента в «бизнес-практике» станет международный форум по тематике бизнеса и прав человека, который пройдет в начале декабря 2012 года в Женеве. В ходе мероприятия планируется рассмотреть положительный опыт отдельных компаний в сфере соблюдения правозащитных и социальных стандартов и обсудить работу по внедрению правозащитного компонента в работу корпораций.

Скорее всего, всплеск активности по продвижению правозащитных стандартов в область коммерции является закономерным следствием развития институтов гражданского общества, роста прозрачности финансовых и трудовых отношений, более полного понимания людьми своих прав. У российских структур, занимающихся содействием бизнесу, есть свой положительный опыт в плане внедрения социальных и правозащитных стандартов в ведение бизнеса. В частности, в целях содействия продвижению и внедрению в деловую практику принципов
ответственного ведения бизнеса Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил инициатором разработки Социальной хартии российского бизнеса, которая была одобрена и принята деловым сообществом в конце 2004 года. Хартия закрепляет принципы экономической и финансовой устойчивости предприятий, экологической безопасности и участия в развитии местного сообщества. Кроме того, РСПП разработал проект рекомендаций, содержащих перечень индикаторов деятельности компаний, используемых для подготовки нефинансовой отчетности. Ассоциацией менеджеров России в 2006 году принят меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности». Торгово-промышленная палата России (ТПП) разработала и утвердила в 2005 году Стандарт ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Методические рекомендации». Стандарт подготовлен с учетом базовых принципов наиболее известных международных стандартов корпоративной социальной отчетности. Этим положительным опытом Россия намерена поделиться со своими партнерами в ходе выработки рекомендаций государствам по проведению наиболее эффективной политики в данной области.

В этой связи заинтересованное участие России в процессе разработки и продвижения правозащитных стандартов в сфере бизнеса подтверждает настрой нашей страны на креативную работу и конструктивное взаимодействие с партнерами в том, что касается продвижения фундаментальных правозащитных ценностей, таких как свобода, справедливость, жизнь, благосостояние, равноправие, социальные гарантии, искоренение бедности и коррупции. Данные усилия, предпринимаемые на международной арене, дополняют линию России, направленную на усиление привлекательности нашей страны с точки зрения привлечения иностранных инвестиций и получившую закрепление в том числе по итогам международного экономического «Форума Россия 2012», состоявшегося в Москве в конце января - начале февраля 2012 года. Выступая на мероприятии, В.В.Путин увязал прогресс в области экономического развития России с созданием новой культуры жизни, бизнеса, труда, потребления, инвестиций и образования6. Усилия России в ООН, направленные на создание новой «бизнес-культуры», преследуют именно эти задачи и в конечном итоге ориентированы на реформирование условий для бизнеса в России с учетом основных правозащитных стандартов.

О важности соблюдения бизнесом правозащитных стандартов В.В.Путин говорил и в ходе встречи с российскими бизнес-кругами
12 февраля 2012 года, а также в своей статье «Нам нужна новая экономика», опубликованной 30 января 2012 года в газете «Ведомости». В ней, в частности, предлагается новая стратегия государственного контроля за деятельностью компаний, которая будет основываться на презумпции добросовестности бизнеса. Это значит, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей станет важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением.

Таким образом, активность России в СПЧ ООН на направлении внедрения правозащитных стандартов в бизнес-практику будет идти в русле общей политики государства и способствовать повышению престижа нашей страны на международной арене, улучшению инвестиционного климата в России, повышению ее привлекательности для долгосрочного помещения капиталов, поможет нам в предстоящей нелегкой конкуренции на международном экономическом пространстве.

 

 

 1Top 200: The Rise of Corporate Global Power. Washington: Institute for Policy Studies, 2005. P. 1.

 2Corporations and Human Rights // http://www.globalissues.org/article/51/corporations-and-human-rights

 3Top 200: The Rise... P. 4.

 4Декларация об установлении нового международного экономического порядка. Принята резолюцией 3201 (S-VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 г.

 5Human Rights Council. Resolution 8/7 «Mandate of the Special Representative of the Secretary-General on the issue of human rights and transnational corporations and other business enterprises».

 6Выступление В.В.Путина на инвестиционном «Форуме Россия 2012». С. 3 // www.premier.gov.ru/events/news/17938