Обретение Узбекистаном государственной независимости и его международное признание означают, что отныне Узбекистан будет проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, устанавливать взаимовыгодные отношения без чьего-либо посредничества. В то же время на пути достижения подлинной экономической независимости предстоит еще преодолеть ряд объективных трудностей, разрешить целый ряд проблем, доставшихся в наследство от социалистической системы.

Переход от централизованного планирования и административно-командного стиля управления к рыночной экономике - это не модернизация или совершенствование существующего механизма хозяйствования, а создание принципиально нового. Это переход от одного качественного состояния к другому и совершенно новая для людей философия жизни.

Безусловно важно, чтобы переход от одной системы к другой был по возможности плавным, эволюционным. Экономические реформы должны постоянно, шаг за шагом продвигать страну к поставленной цели, формировать отдельные элементы и в целом всю систему рыночных отношений. Рыночная экономика является результатом длительного исторического развития, предполагающего формирование не только соответствующей инфраструктуры и правовой базы, но и глубокие изменения в системе ценностей, мотивации хозяйственного поведения и деловых отношений.

Для перехода к рыночной экономике недостаточно принять законы, провозгласить равноправие всех форм собственности. Нужны реальные механизмы, обеспечивающие их проведение в жизнь. Эти механизмы включаются не сразу, они отрабатываются и налаживаются постепенно.

Как показывает практика, переход от одной социально-экономической формации к другой не может происходить скачками. Любые революционные решения оборачиваются огромными социальными потрясениями. Свидетельством тому может служить движение к рынку по восточноевропейскому сценарию, по которому, следуя советам МВФ, весь упор был сделан на быстрейшую либерализацию цен, на достижение финансово-денежной стабильности посредством реструктивных мер налоговой, кредитной и валютной политики. Проведение «шоковой терапии» монетаристскими методами преследовало цель разом вырвать экономику из тоталитарной системы, превратить монетаристские методы в своеобразный катализатор развития рыночных отношений.

«Шоковая терапия» в ряде европейских стран привела к резкому ухудшению основных экономических показателей, спаду производства и замораживанию инвестиционной активности, к росту внешнеэкономической и внутренней задолженности, безработицы, вызвала гиперинфляцию и привела к деиндустриализации и огромному внешнему долгу.

Реально сложившаяся экономическая ситуация в Узбекистане, низкий уровень жизни подавляющего числа семей делают неприемлемым для Узбекистана путь «шоковой терапии» при переходе к рынку. На практике он оборачивается для населения «шоком без терапии», то есть быстрым распадом всех сложившихся структур, норм, связей, иначе говоря, полным разрушением. Поэтому Узбекистан категорически отказался от «шоковых» методов, и процесс либерализации цен решили проводить постепенно, по заранее разработанному плану. Такой подход позволил предприятиям и населению без потрясений адаптироваться к условиям рыночных отношений и свободного ценообразования.

Учитывая психологию населения Узбекистана, которая наиболее точно выражена в народной мудрости «Не разрушай старый дом, не построив нового, - можешь оказаться без крова», в основу собственной модели перехода к рынку заложен поэтапный, эволюционный путь. Надо двигаться к рыночной экономике не большими скачками, не путем революционных преобразований, а последовательно - от этапа к этапу. В этом отличительная особенность узбекского пути перехода к рынку. Завершив один этап, создав необходимые предпосылки, только тогда переходить к новому.

При этом на каждом этапе формируются свои приоритеты, вырабатывается свой механизм их обеспечения. Продолжительность каждого этапа зависит от круга проблем, которые надлежит решить, от того, насколько благоприятными будут внешние факторы, от трудовой активности населения.

Необходимо время, чтобы изменить организационную, экономическую, финансово-кредитную системы, создать соответствующую правовую базу, рыночную инфраструктуру, подготовить кадры. Без создания необходимых условий, без психологической подготовки к серьезным переменам форсированное, искусственное навязывание атрибутов рыночных отношений может не только не дать ожидаемых результатов, но и скомпрометировать саму идею построения рыночной экономики.

В то же время промедление в осуществлении экономических реформ, запаздывание с принятием назревших решений может только усугубить сложное положение в экономике и социальной сфере. Рынок станет реальностью тогда, когда сформируется его психология мировоззрения и люди начнут действовать сообразно этому.

Поэтому главная задача заключается в том, чтобы без социальных потрясений, обнищания людей подойти к новой ступени социально-экономического развития.

В 1991-1994 годах в Узбекистане произошли существенные изменения в области либерализации цен. В течение этого периода был осуществлен переход от фиксированных к свободным ценам практически на все виды сырья и готовой продукции, полностью отменены меры прямого контроля со стороны государства за ценами на все потребительские продукты.

С целью защиты населения правительством были установлены предельные размеры цен на ограниченный круг продовольственных и промышленных товаров, а также введены предельные размеры тарифов на некоторые виды услуг, оказываемых населению.

Наиболее принципиальное значение во всей цепи экономических реформ отводится преобразованиям в аграрном секторе. Это связано с преобладанием в структуре населения сельских жителей, аграрно-индустриальным характером экономики и той ролью, которую играет сельское хозяйство в решении жизненно важных проблем. Именно в аграрном секторе экономики кроются значительные резервы. Вовлекая их, возможно не только улучшить обеспечение населения продовольствием, но и обеспечить достаток населения республики, проживающего в селах.

Село - это важнейший источник национального дохода, основная статья поступления валюты. Но самое главное, село - это то звено в экономике и социальной жизни, а следовательно и в политике, через которое вся республика придет к благополучию и достатку. Учитывая роль аграрного сектора экономики, в последние годы ему уделяется пристальное внимание.

Сельское хозяйство постоянно будет в центре проводимых экономических реформ. Это основа всей экономики Узбекистана. От того, насколько глубоко процессы радикальных преобразований затронут аграрный сектор, как далеко пойдут реформы на селе, будут ли идеи реформ восприняты широкими слоями сельских жителей, во многом зависит и ход экономических преобразований.

Ключевым во всей аграрной политике является вопрос о собственности на землю. Превращение земли в товар подорвало бы жизненные устои населения, породило бы спекуляцию земельными участками, лишило бы дехканина уверенности в завтрашнем дне, в судьбе своих детей и внуков. Частное землепользование исторически было чуждо жителям Средней Азии, исповедующим ислам. Всюду, где господствовало мусульманское право, нет и не могло быть другой собственности на землю, как нахождение ее во власти всевышнего. Права полной, неограниченной собственности на землю по мусульманским законам не существует. По этим законам земля передавалась в пользование и владение на определенных жестких ограничительных условиях - при обязательной обработке земли, без права ее продажи. Поэтому неслучайно распространение получила издольная аренда - внесение чайрикерами государству части произведенной ими продукции. Свободная продажа земли была узаконена лишь в период колонизации царской Россией как форма экономического закабаления. Развитие рыночных отношений на селе, возрождение у дехканина чувства хозяина должны происходить путем предоставления земли в пожизненное пользование с правом наследования.

Главное - создать такой механизм хозяйствования на селе, который дал бы возможность каждому дехканину свободно, заинтересованно трудиться самостоятельно, распоряжаться результатами своего труда, обеспечивать свою семью. Когда дехканин почувствует, что отдача от земли принадлежит ему, что он хозяин выращенной продукции, тогда он по-настоящему ощутит себя подлинным хозяином своей земли.

Важнейшим направлением современной аграрной политики является высвобождение и привлечение к индустриальному труду лишних рабочих рук, занятых в сельском хозяйстве. Как показывают расчеты, на селе занято 6,5 млн. трудоспособного населения. Естественно, само сельское хозяйство не может поглотить такое количество рабочей силы. Основа аграрной политики - отказ государства от прямого регламентирования сельскохозяйственного производства. Хозяйства, дехкане сами должны определять структуру посевных площадей. Долг государства - экономически заинтересовать их производить необходимую продукцию, оказывать им практическую помощь.

Важнейшей сельскохозяйственной продукцией Узбекистана являются хлопок, фрукты, овощи, зерно (пшеница, рис, кукуруза).

Хлопководство. Экономика Узбекистана была одной из самых специализированных в СССР и основывалась почти исключительно на выращивании хлопчатника. Согласно статистическим данным 1980-х годов хлопководство и переработка хлопка давали более 65% валовой продукции Узбекистана, в этих отраслях было занято около 40% рабочей силы. Ежегодный сбор хлопка-сырца в 1980-х годах составлял в среднем около 4,5 млн. тонн. Площадь, отведенная под хлопок в 1986 году, - почти 3,5 млн. гектаров1. Хлопководство обслуживала специализированная инфраструктура, включающая обширную систему орошения, производство химических удобрений и машиностроение (сельскохозяйственная техника, машины для первичной обработки хлопка). После провозглашения независимости узбекское правительство решило сократить производство хлопка и увеличить производство продовольственных культур для самообеспечения республики продуктами питания. План сбора хлопка-сырца был снижен до 4 млн. тонн. Коренное реформирование сельского хозяйства, ликвидация хлопковой монополии позволили достичь зерновой независимости, и сегодня Узбекистан не только полностью обеспечивает себя зерном, но и экспортирует его. С введением в обращение своей национальной валюты в Узбекистане начался качественно новый этап в осуществлении экономических реформ. Сегодня с уверенностью можно говорить, что Узбекистан успешно прошел самый трудный этап, который заложил основу всего процесса экономического реформирования, - он прошел испытание временем. Есть все основания утверждать, что свою задачу он успешно выполнил.

Первый этап переходного периода показал трудности процесса формирования и в то же время нестандартность и неординарность подходов к возрождению естественных экономических отношений. Первый этап был в целом направлен на создание правовых основ новой экономической системы, обеспечивающей эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов, производство конкурентоспособной продукции, интегрирование в мировую экономическую систему.

Говоря об экономических достижениях, нельзя не вспомнить дату 19 июля 1996 года. Именно тогда в городе Асака был пущен в строй автозавод «УзДЭУ», и Узбекистан стал одной из 28 стран мира, производящих автомобили. Производимые в Узбекистане автомобили «Nexia», «Lacceti», «Matiz» и «Damas» пользуются большим спросом не только в Узбекистане, но и за его пределами. А с нынешнего года налажено производство автомобилей марки «Captiva», «Epica», «Tacuma». Увеличиваются и объемы производства. Если в 2002 году было изготовлено 34 тыс. автомобилей, то ныне более 170 тысяч. Сегодняшняя автопромышленность Узбекистана не только «УзДЭУ», но и СП «GM-Uzbekistan». Партнерство узбекского автопрома с мировым лидером - корпорацией «GM» - создало условия для привлечения в эту сферу современных технологий, создания новых рабочих мест и расширения ассортимента продукции. Не меньшим спросом пользуются автобусы и грузовики различных модификаций, произведенные в ООО «Самавто» (Самаркандская область) на базе японской компании «Isuzu». Привлечение иностранных инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата было и остается стратегической задачей Узбекистана. Созданный Узбекистаном беспрецедентный  инвестиционный климат позволил привлечь в экономику Узбекистана за годы независимого развития свыше 100 млрд. долларов инвестиций, из которых 25 миллиардов - средства иностранных инвесторов. В Узбекистане более 3800 предприятий с участием иностранного капитала. Только в нынешнем году, благодаря мерам по реализации инвестиционной программы, локализации производства, модернизации важнейшей отрасли экономики обеспечен рост инвестиций на 19,8%. При общем приросте объемов инвестиций объемы прямых иностранных инвестиций и кредитов выросли на 31,2%. Около 70% общего объема капиталовложений направлены в производственную сферу. В ходе реализации программ модернизации и обновления ведущих отраслей экономики осуществлено финансирование поставок оборудования и строительных работ на сумму 341,2 млн. долларов2. Завершено 29 инвестиционных проектов, в том числе в автомобильной, фармацевтической, химической, металлургической, легкой и текстильной промышленности.

Мировой финансово-экономический кризис стал серьезным испытанием для глобальной экономики мира, но в то же время доказал обоснованность пути развития экономики Узбекистана. В условиях падения спроса и мировых цен на многие экспортные товары ключевым фактором поддержания устойчивости экономики стало развитие внутреннего спроса на продукцию отечественных производителей. Это достигается за счет программ развития производственной и социальной инфраструктур, жилищного строительства, сферы услуг, а также расширения производства локализуемой продукции и кооперированных поставок между узбекскими предприятиями.

Одновременно с расширением внутреннего спроса принимаются системные меры по поддержке экспортеров. Был задействован механизм реализации экспортной продукции по ценам, равным себестоимости. Указанные меры, а также дальнейшая диверсификация экспорта и выход на новые внешние рынки сбыта позволили увеличить экспортные поступления на 14,4%, положительное сальдо торгового баланса составило около 1,6 млрд. долларов3. Успешно проведенные экономические реформы позволили Узбекистану быстро выбраться из экономического кризиса. За сравнительно короткий период Узбекистан, которого ранее считали едва ли не сугубо аграрной страной, превратился в индустриально развитое государство и крупного экспортера промышленных товаров.

У узбекского общества и экономики есть твердая и последовательная нацеленность на выход из кризиса со знаком «плюс», то есть сохранение достигнутого и обретение новых рынков для современной продукции, основанной на инновационных технологиях.

Во внешней политике Узбекистана отношения с Россией имеют особое значение. За годы независимости узбекско-российские отношения претерпели кардинальные позитивные изменения. Они стали еще более насыщенными и приобрели конкретное наполнение. Узбекистан и Россия традиционно строят теплые, дружеские  и взаимовыгодные отношения.

Россия является одним из важнейших и надежных партнеров Узбекистана. Наряду с экономической, политической и социальной сферами наши страны также тесно сотрудничают в такой области, как космические исследования. Россия и Узбекистан заинтересованы во всестороннем расширении отношений. Эта заинтересованность проявляется в укреплении экономического партнерства и во взаимной поддержке на международной арене, а также в вопросах укрепления безопасности, борьбы против различных угроз.

В сфере экономического сотрудничества Узбекистан и Россия - надежные партнеры. Одна пятая часть внешней торговли Узбекистана приходится на Россию. По итогам прошлых лет, товарооборот  составил около 4 млрд. долларов. В экспорте Узбекистана возрастает доля промышленной продукции, в частности автомобилей, - 28,6% всего экспорта. Кроме того, Узбекистан экспортирует в Россию услуги - 26,3%, фрукты и бахчевые - 16,3%, природный газ - 11,3%, текстильные изделия - 5,7%, продукцию химической промышленности - 4,1%. Импорт из России составляет в основном оборудование, древесина, черные и цветные металлы, медицинская, микробиологическая, продовольственная продукция и услуги.

Безусловно, перечень товаров и услуг в экспортно-импортных операциях более широк и разнообразен. Например, Узбекистан является основным поставщиком хлопка-волокна для российских текстильных предприятий. В свою очередь, Россия крупнейший импортер узбекских автомобилей. Между Узбекистаном и Россией интенсивно развивается инвестиционное сотрудничество. Треть действующих в Узбекистане (около 800) узбекско-российских предприятий созданы за последние два года. Объем инвестиционных вложений российской стороны в формирование уставного фонда этих предприятий превышает 1 млрд. долларов.

По добыче природного газа Узбекистан занимает третье место среди стран СНГ и входит в десятку крупнейших газодобывающих стран мира. Динамично развиваются связи национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз» с такими крупнейшими энергетическими компаниями, как «Лукойл» и «Газпром». Энергетическое сотрудничество соответствует современным требованиям и, естественно, служит интересам обеих стран4.

Еще одна важная сфера взаимодействия - авиастроение. Лишь считанные государства в мире освоили данную отрасль промышленности. Поэтому сотрудничество Узбекистана и России в авиастроении имеет важное значение. Оно способствует  проведению совместных исследований, обмену передовыми технологиями и опытом, росту реализации продукции авиастроительной промышленности. Более 98% прямых инвестиций, вложенных Россией в экономику Узбекистана за последние три года, приходятся на топливно-энергетический комплекс и телекоммуникации. Из этого можно сделать вывод, что активизация инвестирования также и в другие отрасли экономики, несомненно, приведет к многократному росту показателей в области инвестиционного сотрудничества. Именно поэтому строительство новых российско-узбекских отношений видится как комплексная задача, требующая учета интересов обеих стран, их граждан, государственных, общественных и частных структур.

При этом нашим неоценимым богатством остаются давние политические, экономические, культурные, дружеские, а нередко и родственные связи между россиянами и узбекистанцами.

 

 

 1См.: Каримов И.А. Стабильность и реформы. М.: Палея, 1996. С. 41-48, 88-94, 115-122, 159-164.

 2См.: Негматов И.Т. Огромный путь, впереди масштабные планы и задачи // Спец. выпуск. 18 лет государственной независимости Узбекистана. М.: Параллель, 2009. С. 31-35, 44-48.

 3Информационный аналитический Интернет-портал ИнфоШОС, Национальное информационное агентство Узбекистана УзА.

 4Информационное агентство «Джахон».