Весной прошлого года Президент США Барак Обама принял окончательное решение о выводе американских войск из Афганистана. Согласно его плану в конце 2014 года в этой стране вместо нынешних 102 тыс. военнослужащих останется 20-30 тысяч, которые будут выполнять функции обеспечения и поддержки1. Свыше 40 тыс. военных из Великобритании, Канады, Австралии и прочих союзников Белого дома, скорее всего, будут выведены полностью. В период с 2010 по первую половину 2011 года на территории Афганистана находилось почти 150 тыс. солдат из более чем 40 государств, однако для победы этого оказалось недостаточно. Согласно исследованию специалистов британского парламента, центральная власть и войска международной коалиции контролируют лишь примерно одну треть страны2. Остальные две трети принадлежат талибам либо иным враждебным американцам силам.

Таким образом, даже когда Вашингтон сосредоточил в Афганистане большое количество сил*  (*К концу 2009 г. в Афганистане было размещено свыше 100 тыс. американских солдат и 50-тысячное войско их союзников. - Прим. авт.  )  и истратил на кампанию в общей сложности около 1 трлн. долларов3, он оказался не в состоянии обеспечить должный контроль. По всеобщему признанию, его союзники, за исключением Британии, заметного влияния на обстановку не оказывают. Попытки переговоров с вооруженной оппозицией пока результатов не приносят. Порой в прессу просачивались любопытные курьезы. Например, в 2010 году представители НАТО некоторое время вели переговоры с неким уполномоченным Движения «Талибан», ему была выплачена крупная взятка для подкупа вождей племен. Однако затем выяснилось, что этот человек - самозванец и представителем боевиков не является, о чем писал бывший постпред США при ООН Джон Болтон4. Настоящие талибы отказывались вести переговоры до полного вывода иностранных войск.

Исходя из изложенных выше фактов, становится понятным, что начиная с этого года контроль над Исламской Республикой Афганистан  будет постепенно переходить к Движению «Талибан». Сохранение власти Президента Хамида Карзая после вывода большей части американских войск практически невозможно. Как отмечалось выше, уже сейчас боевики так или иначе контролируют значительную часть страны. Можно с большой долей вероятности утверждать, что через несколько лет талибы захватят Кабул и восстановят режим, существовавший в 1990-х годах под названием Исламский Эмират Афганистан.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

К лету 2001 года, то есть незадолго до терактов 11 сентября* (*В англоязычной литературе теракты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне получили устойчивое обозначение «9/11». - Прим. авт.)  и начала в Афганистане американской операции «Несокрушимая свобода»**, (**Перевод с английского - Enduring Freedom. - Прим. авт. ) талибы контролировали около 90% территории этой страны. У так называемого «Северного альянса», противостоящего им, в руках оставался лишь один крупный город – Файзабад, у границы с Таджикистаном. Вплоть до 9/11 «Северный альянс», казалось, не могла спасти ни помощь иностранных держав, ни возглавлявший его талантливый военачальник Ахмад Шах Масуд.

Среди тех стран, которые оказывали помощь объединению «Северный альянс», была и наша страна. В то время считалось, что талибы несут бóльшую опасность, чем разнородные силы национальных меньшинств Афганистана, которые им противостоят. Якобы целью талибов был не только захват власти в их стране, но и вторжение в центральноазиатские государства бывшего СССР, насаждение воинствующего ислама и помощь боевикам на Северном Кавказе. Отчасти эти утверждения достоверны - действительно, в Чечне появлялись эмиссары талибов, а их отдельные полевые командиры высказывались за захват Центральной Азии. Однако фактическая помощь северокавказским экстремистам оказалась незначительной, гораздо более весомым было содействие разнообразных «благотворительных фондов» стран Персидского залива или Турции. Утверждения о возможности захвата талибами Центральной Азии были вовсе лишены оснований.

Некоторая враждебность талибов по отношению к нашей стране имела свое объяснение. Советские войска были выведены из Афганистана всего за пять лет до появления Движения «Талибан», и многие его участники были свидетелями боевых действий против наших военнослужащих. Также подобная реакция была вызвана действиями наших властей, которые с самого начала посчитали талибов враждебной силой, с которой необходимо бороться. Кроме того, талибы этнически преимущественно состояли из пуштунов, а их противники - из таджиков и узбеков. В то время в нашей стране преобладало мнение, что эти две национальности якобы нам более близки, чем малопонятные пуштуны. Внешняя политика стала жертвой стереотипов. Схожие мнения за последние годы высказывались неоднократно. Ряд российских ученых также заявляли о том, что полагаться  в афганской стратегии исключительно на «дружественные» нам национальные меньшинства - весьма недальновидно5. Важнейшим доказательством отсутствия у талибов намерений по захвату Центральной Азии служит тот факт, что уже осенью 1996 года они подошли к туркменской границе, охрану которой в то время несли российские пограничники. На протяжении пяти последующих лет, вплоть до вторжения американцев в Афганистан, они не пытались совершать каких-либо враждебных действий и установили мирные отношения как с властями Туркмении, так и с нашими военнослужащими. 

Еще одна причина того, что у нас в 1990-х годах талибов заранее объявили врагами, состоит в следующем: они являлись мусульманскими радикалами, запретившими телевидение и женское образование. Это соответствует действительности, однако их главные противники - А.Масуд и А.Достум -вынашивали схожие идеи. Первый активно воевал против советских войск, второй предал дружественного нашей стране Президента М.Наджибуллу и создал свою собственную вооруженную группировку. Оба являлись исламистами, особенно А.Масуд. Несмотря на все это, мы в 1990-х годах оказывали этим персоналиям поддержку, считая их меньшим злом. В итоге А.Достум бежал в Турцию, когда, в точности как и он сам, его предал ближайший помощник. А.Масуд вовсе был убит. Практически все политические силы Афганистана как в то время, так и теперь своей идеологической основой считают ислам. Нередко между ними и фундаменталистами-талибами нет особых мировоззренческих отличий. Ни одна другая идея, в том числе западной демократии и прав человека, в афганском обществе не имеет никаких шансов. В этой связи обвинять одних талибов в фундаментализме по меньшей мере наивно.

НАРКОГОСУДАРСТВО XXI ВЕКА

В свете обсуждения проблем терроризма на территории современного Афганистана не станет неуместным упоминание темы производства наркотических веществ. В значительной мере ответственность за то, что происходит в этой азиатской стране, несут Соединенные Штаты, и такой невыгодный для имиджа показатель, как наркопроизводство, они долгое время преуменьшали. Тем не менее даже им пришлось признать, что соответствующие показатели внушали опасения - именно так по этому поводу в свое время выразилась заместитель госсекретаря Анна Патерсон.

Пять с лишним лет спустя после 2001 года - начала операции «Несокрушимая свобода» - производство наркотиков выросло примерно в десять раз и составляло около 90% от общемирового. Иными словами, Афганистан практически превратился в мирового монополиста по производству опиатов. В одной только провинции Гильменд*,  (*Находится на юго-западе страны, граничит с Пакистаном. - Прим. авт. )  в которой наркопосевы в период 2006-2007 годов выросли на 48%, опийного мака вырабатывали больше, чем в других известных своей наркопромышленностью странах, таких как Колумбия или Марокко6.

Согласно информации американской газеты «Вашингтон пост» за 2007 год, в администрации Белого дома в то время имелись противоречия относительно того, как именно следует бороться с наркотическими средствами в Афганистане7. Суть разногласий состояла в том, что одна часть администрации считала излишним вмешательство в дела афганских наркобаронов, в то время как другая, наоборот, полагала необходимым положить конец бесконтрольному росту посевов мака. Первые объясняли свою позицию тем, что это могло быть слишком опасно для и без того измотанного войной американского контингента, вторые ссылались на данные разведки, согласно которым доходы от наркоторговли поступали в том числе и на финансирование террористов. Кроме того, наркотический фактор наносил немалый ущерб образу США в глазах мирового общественного мнения.

Афганский наркотрафик приносил немалый ущерб и России. В начале нового века она постепенно стала превращаться из транзитной территории при движении опиатов в Европу в одного из крупнейших потребителей этих опиатов.

Позиция НАТО в отношении наркотических веществ в Афганистане сводилась к тому, что сами афганцы виноваты в сложившейся ситуации – они не создали действенных институтов власти, у них нет соответствующих возможностей. Задача Альянса - помогать силовым структурам Афганистана, а не бороться собственными силами. У блока, по словам командующего Международными силами содействия безопасности (МССБ) в Афганистане в те годы Дана Макнила, нет достаточного количества солдат, необходимого снаряжения, кроме того, военнослужащие просто не имеют специальной подготовки по борьбе с наркотиками8.

Таким образом, находящиеся в Афганистане иностранные войска не были склонны считать себя виновными в развитии наркоиндустрии. Вместо этого они старались убедить мировое общественное мнение в том, что всему виной - происходящие внутри страны процессы, а силы коалиции не имеют ни прав, ни соответствующего оснащения для непосредственного противодействия наркотрафику, уничтожения посевов мака и т.д.

Афганские наркотики - это едва ли не единственная вещь, о которой мировая общественность применительно к этой стране знает довольно хорошо. Опиаты производились там и ранее, в том числе в годы нахождения у власти талибов. Однако масштабы проблемы были совершенно иными. Именно после ввода контингентов западных государств Афганистан получил второе нелицеприятное название - «наркогосударство». Виноваты страны НАТО в этом или нет, однако данное развитие событий имело место после отстранения от власти Движения талибов. В этой связи можно утверждать, что они к этому отношения не имеют, вопреки периодически появляющимся обвинениям в СМИ. 

ВЫВОДЫ, ПРОГНОЗЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Так или иначе, Афганистан останется ярко выраженным исламским государством, и после вывода, полного или частичного, американских войск к власти придут талибы. Однако нашей стране следует налаживать с ними отношения не только из-за этого. В 1990-х годах, когда Движение «Талибан» контролировало большую часть Афганистана, оно добилось успехов в обеспечении безопасности и правопорядка9.

Однако главным достижением талибов следует признать значительное сокращение производства наркотиков в Афганистане. После соответствующего запрета главы Движения М.Омара в 2000 году объем наркопосевов действительно уменьшился. 

Источник: Afghanistan Opium Survey. Executive Summary // United Nations Office on Drugs and Crime. September 2010

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) в скором будущем к власти в Афганистане вновь придет Движение «Талибан»;

2) Движение «Талибан» не представляет для нашей страны угрозы большей, чем иные вооруженные группировки Афганистана.

Сотрудничество с талибами поможет решить две наиболее актуальные по отношению к Афганистану задачи -  превращение его в стабильное мирное государство и радикальное уменьшение незаконного производства наркотиков.

Независимо от того, кто возглавляет Афганистан и как он называется - Демократическая Республика (1980-е гг.) или Исламский Эмират (1990-е гг.), им будут руководить национальное большинство страны - пуштуны. Это объясняется в том числе и давно укоренившейся исторической традицией. Афганистан - это прежде всего пуштунское государство, и еще несколько десятилетий назад слово «пуштун» было равнозначно слову «афганец»10. Поэтому следует отказаться от идеи заигрывания с таджикским или узбекским меньшинством в ущерб наиболее многочисленному и воинственному пуштунскому этносу. Такой подход непродуктивен и рано или поздно должен привести к провалу, что и произошло в 1990-х годах.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ США С ТАЛИБАМИ

Если тема переговоров с талибами для нашей страны остается лишь благими пожеланиями, то американцы к ним уже приступили.

Слухи о переговорах почти так же стары, как и сама американская война в Афганистане. Первые сведения о том, что официальные власти ищут контакты в талибской среде, начали поступать еще в 2006 году, когда произошло резкое ухудшение обстановки и всплеск боевых действий. Правда, тогда это были афганские власти. Белый дом, наоборот, тогда воспринял эту идею весьма скептически. Считалось, что перевес все равно на американской стороне, а в попытке Президента Хамида Карзая установить диалог с вооруженной оппозицией усматривали то, что он прежде, в 1990-х годах, в определенный период поддерживал с ними дружественные отношения. 

После того как с течением времени становилось все более очевидно - победа над талибами не достигнута, а положение в Афганистане только ухудшилось, намеки на переговоры с вооруженной оппозицией уже начали поступать от вашингтонской администрации. В 2009 году тема переговоров американцев была уже не слухами, а установленным фактом. Барак Обама как человек мало разбирающийся в делах Афганистана и во внешней политике в целом полагал, что существуют «умеренные» талибы, что с ними можно договориться и что они желают вести переговоры с США. Он указывал: привлечение на свою сторону умеренных боевиков в Ираке привело к положительному результату.
И хотя, по его словам, Афганистан - это совершенно иная страна, та же тактика и здесь может стать успешной.

Действительно, Афганистан мало напоминает Ирак. В нем нет богатых природных ресурсов, большая часть населения неграмотна, он не имеет выхода к морю, почти всю его историю в нем идут войны - гражданские либо с иностранными войсками, после 1978 года война продолжается без перерыва. В стране ни одна национальность не имеет численного абсолютного большинства, наблюдается межнациональная напряженность, даже язык в разных частях страны используется разный. На севере - дари, узбекский и туркменский, на юге и востоке - пушту. И несмотря на все это, Белый дом планировал использовать в Афганистане те же методы, что и в Ираке.

В итоге вопрос переговоров с умеренными боевиками поднимался Вашингтоном в течение нескольких лет, однако практически ни один из крупных предводителей Движения талибов (ДТ) не был готов садиться за один стол переговоров с неверными. Боевики выдвигали предварительным условием вывод иностранных войск из страны, что немыслимо для Запада. Кроме того, Движение «Талибан» было весьма аморфно, у него отсутствовала четкая иерархия и структура. Для афганских нацменьшинств - таджиков, узбеков, хазарейцев11 - талибы и пуштуны - это зачастую одно и то же. Талибы олицетворяли собой не весь афганский народ, а лишь его пуштунскую часть, да и то лишь частично. Весь афганский народ включает в себя множество национальностей. Помимо пуштунов, это таджики, хазарейцы, узбеки, кызылбаши, нуристанцы, пашаи, туркмены и т.д.

В связи с тем, что у ДТ имелись теневые губернаторы и крупные военачальники, наподобие Хаккани*,  (*Сын Хаккани, который в 1980-х гг. воевал против советских войск. - Прим. авт. )  иногда проводятся довольно крупные операции, может возникнуть иллюзия, что они представляют собой единую сплоченную силу. Однако это не так. Теневые губернаторы - это чаще всего лишь название. Они не в состоянии заменить настоящих губернаторов и обычно являются муллами-боевиками. Обычно, когда они захватывали власть в населенном пункте, их руководство ограничивалось сбором налогов и судопроизводством по законам шариата. Экстремисты могли объединяться на временной основе для проведения боев, но потом они расходились по своим деревням. Хотя имелись и постоянно действующие отряды, или махазы (дословно - «фронт»), и в каждой провинции их иногда насчитывалось несколько десятков, в таких отрядах находилось, как правило, не более 20 боевиков12.

Данное толкование объясняет, почему в переговорах с Движением «Талибан» долгое время не удавалось достичь успеха, хотя эту инициативу поддерживал Белый дом.

В начале этого года стало известно, что Движение талибов в конце 2011 года официально открыло свое то ли посольство, то ли некое иное представительство в столице Катара Дохе. Пресс-секретарь Движения Забиулла Моджахед станет осуществлять переговоры с международным сообществом. Открытие представительства, несомненно, прошло с ведома, а может быть, и с помощью Соединенных Штатов и стало недвусмысленным сигналом всему миру, что американцы устали от войны и готовы вести переговоры с террористами, которые укрывали Усаму бен Ладена.

Для талибов такое развитие событий стало большим успехом - они впервые предстали перед международным сообществом законной политической силой, по сути, такой же, как и правительство Хамида Карзая. Если прежде в нашей стране лишь время от времени раздавались голоса в пользу переговоров с ними, то теперь становится понятным, что игнорируется легитимное движение афганского народа. Вашингтон, как и большинство монархий Персидского залива, уже фактически признал ДТ.

Забиулла Моджахед также сообщил: предварительным условием начала переговоров является освобождение пленных талибов из Гуантанамо. На такое унижение Белый дом пойти не готов, во всяком случае пока. В ответ на освобождение заключенных боевиков инсургенты заявили о готовности освободить единственного пленного солдата Армии США - рядового Боуи Бергдала. Его, в отличие от другого рядового другой войны, американские власти спасти не торопятся.

Признание факта переговоров с талибами стало серьезным ударом по и без того слабым афганским властям под руководством Хамида Карзая. Дело не в том, что эти власти против переговоров. Наоборот, как отмечено выше, президент страны уже много лет пытается делать то же самое. Однако Вашингтон начал переговоры сепаратно, официальный Кабул был проигнорирован. Этим ему дали понять - его больше не воспринимают всерьез не только враги, но и союзники.

Администрация Президента Барака Обамы выразила уверенность в успехе переговоров, несмотря на предупреждения со стороны разведывательных органов, что Движение талибов скорее заинтересовано в продолжении войны, чем в достижении мира. К этому можно добавить: талибы стремятся не столько к продолжению войны, сколько к собственной легитимизации в глазах международного сообщества. Действительно, раз с ними ведутся официальные переговоры, значит, они являются признанной политической силой. К продолжению войны они вряд ли стремятся, так как знают, что победа гарантированно останется за ними. Более того, известно даже время этой победы - конец 2014 года (срок вывода из Афганистана американских войск).

Несколько позднее, к концу января этого года, стало известно, что официальный Вашингтон все-таки не стал игнорировать правительство Хамида Карзая и те консультации, которые проходят в настоящее время, являются предварительными. В будущем же переговоры станут трехсторонними и включат в себя не только американцев и талибов, но и представителей афганского президента.

Несколько странной выглядит следующая деталь: появлялись сведения о том, что проходящие в настоящее время переговоры американцы засекретили. Кстати, подобный шаг был бы вполне уместен и логичен, учитывая, насколько чувствительной является эта тема. В то же время о них стало известно почти сразу после их начала. Объяснение данному факту может быть только одно - факт переговоров с талибами рассекретили сами талибы, с тем чтобы придать себе значимости в глазах мировой общественности. Причем они не опасались того, что сразу после этого американцы откажутся иметь с ними дело. Они осознавали, что этот вопрос в равной мере чувствителен и необходим для Белого дома. Боевики не желают более довольствоваться второстепенной ролью и, как становится понятным, готовы проявлять инициативу.

Дипломатические, военные и разведывательные органы американской власти расходятся в толковании того, насколько важными являются эти переговоры. Министр обороны США Леон Панетта, а также несколько высокопоставленных чиновников от обороны озвучили недвусмысленные предупреждения по данному поводу. Особенно сильно их беспокоит возможная перспектива перевода заключенных из Гуантанамо, на Кубе, в афганские тюрьмы или вовсе их освобождение. Вероятно, оттого, что подобный шаг станет самым явным свидетельством провала афганской политики США за последние десять лет в целом.

Одновременно стало известно о подготовке американскими разведывательными сообществами примерно 100-страничного доклада, в котором утверждается: из-за переговоров Движение талибов станет лишь сильнее, оно использует их для завоевания авторитета и оттягивания времени до тех пор, пока войска Соединенных Штатов не покинут Афганистан. При этом они не будут прекращать вооруженной борьбы. Поразительно то, что этот доклад секретный, но о его содержании разведслужбы сознательно рассказали журналистам. Очевидно, тем самым они желали продемонстрировать свое недовольство переговорами Белому дому и свои озабоченности - для широкой общественности.

Содержание доклада и в самом деле можно было не делать секретным, так как уж слишком очевидными представляются его выводы. Талибы и в самом деле заинтересованы в том, чтобы о факте их переговоров с американцами стало известно всему миру. Спешить боевикам также некуда, ведь это американские власти публично назвали срок вывода своих войск из Афганистана, поэтому последним необходимо уложиться в положенный срок (2014 г.), а у Движения такой задачи нет.

Другой важной, но от этого не менее очевидной идеей доклада является утверждение о неспособности афганской власти управлять страной, вследствие чего она будет продолжать терять свое влияние и контролировать лишь города. Остальные земли Афганистана перейдут в подчинение полевых командиров. Не все полевые командиры являются талибами, некоторые из них им даже противостоят. Однако Движение талибов является самой массовой и организованной силой, опирающейся на этническое большинство страны - пуштунов.

Представляется нисколько не удивительным, что правительство Хамида Карзая некоторое время не принимало американского плана, точнее говоря, его не устраивало место и организация переговоров, но не сами переговоры в целом. Афганскому президенту недвусмысленно дали понять - он в этих переговорах наименее значимая сторона. Если с ним и считаются, то скорее из вежливости.

Впрочем, не завоевав широкой популярности ни у себя в стране, ни за рубежом, Хамид Карзай сохранил присущее ему политическое чутье и предусмотрительность. Первоначально в качестве места для переговоров он видел Саудовскую Аравию, Турцию или Афганистан. В то же время, хорошо понимая, что после ухода американцев он останется с талибами один на один и что ему не стоит быть слишком принципиальным, афганский президент принял условия американцев. В этих переговорах его цель состоит в том, чтобы выторговать себе расположение талибов, уступив им как можно больше, или, наоборот, зарезервировать себе план возможного бегства в США. И то и другое является для него весьма актуальным.

Подобное развитие событий глава Афганистана предвидел еще несколько лет назад, когда он вполне четко заявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на третий президентский срок, хотя в Конституции этой страны подобных ограничений не предусмотрено.

Представители Движения талибов также хорошо понимают, что главными в переговорах являются американцы, а Хамид Карзай для них просто марионетка. В этом их взгляды не претерпели принципиальных отличий по сравнению с прошлым.

Несколько неожиданным выглядит выбор места проведения переговоров - Катара. Скорее всего, это связано с тем, что это карликовое государство в последние годы пытается играть активную роль в международной политике, поэтому оно само предложило американцам проводить встречи на его территории.

Представитель США на переговорах Марк Гроссман в настоящее время пытается наладить поддержку среди региональных держав, таких как Турция и Саудовская Аравия. Впрочем, даже если такая поддержка будет получена, в чем можно не сомневаться, переговоры будет необходимо вести не с ними, а с талибами.

Среди информационного шума, сопровождающего тему переговоров с Движением талибов, стало известно о довольно любопытном событии - в конце 2011 года американцами было получено письмо, направленное им якобы от самого Муллы Омара, одноглазого лидера боевиков, полулегендарной личности, само существование которой некоторые исследователи ставили под вопрос. Тем более странным выглядит появление его письма сейчас, после десяти лет войны.

Послание вызвало спор среди американской верхушки по поводу того, написано ли оно и в самом деле Муллой Омаром. Перед началом переговоров они имели дело с несколькими высокопоставленными эмиссарами Движения, но не с его загадочным лидером.

Сомнения в подлинности невольно породили еще один важный вопрос, а именно: кем вообще являются талибы, представляют ли они собой единую политическую силу либо вообще какую-либо структурированную организацию.

Вероятнее всего, Движение «Талибан» является не гомогенным образованием с единым командованием, а разветвленной сетевой структурой со множеством командиров и отдельных боевых отрядов (махазов) партизанского типа. В некоторых случаях они координируют свои действия и объединяют усилия, но в целом действуют самостоятельно. Поимка одного из таких командиров или уничтожение его отряда целиком мало что меняет в масштабах всей страны. У ДТ имеется единое командование - Шура в пакистанском городе Кветте13, но в целом «талибы» - это обобщенное название для разнородных групп людей, от боевиков-профессионалов, занятых войной постоянно, до крестьян или мелких предпринимателей. Группы таких людей зачастую объединяет лишь их пуштунская национальность, «брендовое» название и неприязнь к вооруженным иностранцам. Среди талибов сложно найти такого боевика, который представлял бы интересы большинства и одновременно пользовался существенным авторитетом - только с такими людьми имеет смысл вести переговоры о мире. Однако американские войска это обстоятельство упускают из виду.

 

 

 1См.: Храмчихин А. Большой Ближний Восток: все только начинается // Военно-промышленный курьер. 6-12 июля 2011. С. 2.

 2См.: The UK’s Foreign Policy approach to Afghanistan and Pakistan - Foreign Affairs Committee // http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201011/cmselect/cmfaff/514/514we05.htm , 03.10.2010.

 3См.: North Oliver. The Drawdown in Afghanistan Begins // http://www.foxnews.com/on-air/war-stories/transcript/colonel-corner/drawdown-afghanistan-begins, 24.06.2011.

 4Bolton John R. Obama Faces Critical Decision on Afghan Troop Withdrawal // Los Angeles Times. 27.04.2011.

 5См., например: Крупнов Ю. Афганистана больше не будет // http://www.rosbalt.ru/main/2011/07/20/871183.html , 20.07.2011.

 6См: Afghanistan´s opium crop doubles in two years // The Daily Telegraph. 28.08.2007

 7См.: Lее Matthew. Afghanistan Poppy Cultivation Skyrockets // The Washington Post. 04.09.2007.

 8Joint press conference with General Dan McNeill, Commander of the NATO-led International Security Assistance Force (ISAF) in Afghanistan, and Ambassador Daan Everts, NATO Senior Civilian Representative // http://www.nato.int/docu/speech/2007/s070912a.html . 12.09.2007.

 9См.: Мендкович Н. История модернизации Афганистана (часть 5) // www.afghanistan.ru/doc/12250.html , 09.06.2008.

10Сапай Х. Только сильный народ сохранит Афганистан // www.ca-c.org/journal/07-1997/st_10_sapaj.shtml, июль 1997.

11Сикоев Р.Р. Исламский Эмират Афганистан: тоталитарный режим рубежа ХХI века // Общественные науки и современность. 2003. № 4. С. 113-123.

12 Giustozzi Antonio. Decoding the New Taliban. Insights From the Afghan Field. New York: Columbia University Press, 2009. P. 143.

13Ibid. P. 142.