ТЭК является ключевым сектором экономики для абсолютного большинства стран мира. От его состояния, особенно в технологическом плане, зависит уровень национальной безопасности в экономическом, социальном и политическом аспектах. Это предопределяет особое внимание со стороны руководства многих государств к обеспечению энергетической безопасности.

Россия вносит существенный вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности, являясь одним из основных поставщиков энергетических ресурсов на рынки стран Европы и Азии. В то же время Россия пока не играет заметной роли в технологическом сегменте европейской и азиатской энергетической безопасности. ТЭК страны и связанные с ним отрасли нуждаются в замене устаревшего и изношенного оборудования, для чего необходимы колоссальные инвестиции, а также современные энергетические технологии. Для запуска процесса технологического перевооружения всех отраслей российского ТЭК необходимы эффективные механизмы частно-государственного партнерства и развитие международного сотрудничества. От успеха этого процесса в немалой степени зависит внутриэкономическая ситуация, а также устойчивость внешнеэкономических и геополитических позиций России в мире. Соответственно, внешнеполитическое обеспечение модернизации ТЭК России должно стать одним из приоритетов энергетической дипломатии России.

Ресурсные и технологические аспекты мировой энергетической дипломатии

После энергетического кризиса середины 1970-х годов в ряде стран сформировались функциональные направления их внешней политики и дипломатии, связанные с обеспечением национальной энергетической безопасности, - внешняя энергетическая политика и энергетическая дипломатия. Под глобальной энергетической безопасностью обычно понимается долгосрочное, надежное и экономически приемлемое обеспечение оптимальным сочетанием различных видов энергии для устойчивого экономического и социального развития мира, с минимальным ущербом для окружающей среды.

Основной задачей энергетической дипломатии любого государства является внешнеполитическое обеспечение национальных энергетических интересов в международных экономических отношениях, что тесно связано с решением проблем энергетической безопасности. Интересы стран-импортеров заключаются в гарантированных долгосрочных и стабильных поставках энергетических ресурсов из внешних источников по разумно низким ценам, то есть в обеспечении безопасности поставок. Интересы стран-экспортеров сводятся к обеспечению стабильных финансовых поступлений от продажи энергоресурсов по разумно высоким ценам, иными словами, обеспечению безопасности спроса. Международная практика свидетельствует о том, что интересы этих групп стран не всегда совпадают, в первую очередь в вопросах цен. Безопасность транзита непосредственно связана с интересами транзитных стран. Они заключаются в получении этими странами максимальной прибыли за предоставление транзитных услуг за транспортировку энергоресурсов через их территорию. Поскольку от технического состояния добывающей и транспортной инфраструктуры, а также объектов энергопотребления зависит энергетическая безопасность, то в сфере деятельности мировой энергетической дипломатии важное место занимают технологические аспекты.

В последние годы проблема энергетической безопасности вышла на первый план в рамках многосторонних глобальных и региональных международных форумов. В ходе обсуждения тематики энергетической безопасности чаще всего внимание привлекается к обеспечению надежности поставок энергетических ресурсов, отсутствию их сбоев, в том числе из-за угроз техногенных катастроф и аварий. В связи с опасностью проведения террористических актов на объектах энергетической инфраструктуры возрастают требования к системам защиты от физического воздействия. Из-за нестабильности в ряде основных нефтедобывающих регионов мира усиливается внимание к диверсификации источников поставок энергетических ресурсов, путей их транзита, а также к предотвращению использования политического шантажа. Энергетическая безопасность во многом определяется положением на мировых энергетических рынках, которые все более отчетливо приобретают глобальный характер. В этой связи особое значение придается стабильности и предсказуемости этих рынков, включая динамику ценовой конъюнктуры, а также связей между товарными энергетическими рынками и финансовыми рынками. Следует отметить, что экологические факторы стали важными аспектами обеспечения энергетической безопасности. Все большее значение для энергетической безопасности имеет состояние ресурсно-сырьевой базы мировой энергетики, а также мощностей для хранения нефти, нефтепродуктов и газа.

Динамичное развитие глобальной энергетики в конце ХХ - начале ХХI веков, значительное расширение потоков международной торговли энергетическими ресурсами, оборудованием и услугами сделали актуальным понятие о геоэкономических проблемах развития системы мирового энергоснабжения. Можно выделить несколько групп проблем, на решение которых направлена внешняя энергетическая политика конкретных государств. От их решения непосредственно зависит также обеспечение международной энергетической безопасности.

Во-первых, это проблемы развития энергоресурсной базы и вопросы ее географического положения. Прежде всего это реальная ситуация вокруг крупнейших доказанных и прогнозных месторождений традиционных минеральных энергетических ресурсов (углеводороды, уголь, урановая руда), мощных гидроэнергетических потенциалов с точки зрения экономической рентабельности их освоения, а также доставки продукции на основные рынки сбыта. Кроме того, целесообразно отметить экономические проблемы освоения месторождений нетрадиционных видов углеводородов (сверхтяжелая нефть, нефтеносные сланцы и песчаники, сланцевый газ, газогидраты и др.). В будущем определенные перспективы могут возникнуть для государств, на территории которых возможно крупномасштабное экономически рентабельное выращивание растений и развитие соответствующей промышленности для выработки биотоплива, размещение и эксплуатация крупных комплексов солнечных батарей или ветряных электростанций.

Во-вторых, это проблемы транспортировки энергетических ресурсов. Прежде всего это связано с морскими путями доставки нефти, нефтепродуктов, сжиженного природного газа (СПГ) и угля с использованием имеющейся и перспективной транспортной инфраструктуры. Кроме того, большое значение имеет развитие международных нефте-  и газопроводных маршрутов доставки нефти и газа, а также сооружение мощных линий электропередачи (ЛЭП) для транспортировки электроэнергии к рынкам потребителей.

В-третьих, это проблемы, связанные с разработкой и внедрением современных энергетических технологий в сфере производства, транспортировки и потребления всех видов энергетических ресурсов. Сюда же следует включить технологии, улучшающие показатели в сфере энерго-сбережения, энергоэффективности, а также снижающие вредное воздействие мировой энергетики на окружающую среду. От технологического состояния добывающей промышленности, энерготранспортной инфраструктуры и объектов энергопотребления зависит не только национальная, но и международная энергетическая безопасность. Ряд государств, в частности США, страны ЕС, Япония, один из приоритетов своей внешней энергетической политики связывают именно с производством и экспортом современных энергетических технологий и услуг. Основной вклад России в обеспечение международной энергетической безопасности сопряжен с решением проблем добычи и транспортировки ресурсов, стабильности международных рынков сбыта этих ресурсов и т.д. Что касается технологического сегмента, то в настоящее время роль России незначительна. Соответственно, приоритеты российской энергетической дипломатии пока больше определяются сырьевыми, а не технологическими факторами.

Россия и многостороннее энергетическое сотрудничество

В условиях коренных изменений, произошедших за последнее время на мировой энергетической арене, появления новых угроз стабильности энергетических рынков и энергобезопасности российская сторона последовательно выступает за создание новой архитектуры энергетической безопасности. Как известно, в 2006 году в период своего председательства в «Группе восьми» Россия стала инициатором принятия на саммите в Санкт-Петербурге документов о принципах обеспечения глобальной энергетической безопасности. В частности, лидерами «восьмерки» был одобрен План действий по решению основных международных проблем энергетической безопасности, в котором много внимание уделено технологическим и инвестиционным аспектам.

Россия проводит активную внешнюю энергетическую политику по вопросам международной энергетической безопасности. В первую очередь это деятельность в ООН и ее институтах (ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ЮНИДО и др.), которые большое внимание уделяют международным проблемам энергетики, в том числе развитию сотрудничества в области энергетических технологий.

Энергетические и другие сырьевые ресурсы непосредственно не входят в перечень товаров, на которые распространяются правила и нормы ВТО. В то же время в нормативных документах этой организации есть положения, которые имеют отношение к технологическим аспектам энергетической безопасности. Россия в конце 2011 года стала членом ВТО.

Из энергетических организаций глобального уровня, подпадающих под категорию межгосударственных организаций специальной компетенции или отраслевых организаций, следует выделить ОПЕК и МЭА. Основная цель ОПЕК связана с обеспечением интересов экспортеров нефти в сфере безопасности спроса на нефть. Основная цель Международного энергетического агентства (МЭА) - обеспечение интересов импортеров в сфере безопасности поставок нефти и других энергоресурсов. Кроме того, МЭА уделяет большое внимание развитию современных энергетических технологий. Россия не является членом ОПЕК или МЭА, но поддерживает активные контакты с обеими организациями.

Определенные перспективы развития сотрудничества между странами - экспортерами газа, в том числе в сфере технологий, могут открыться в рамках учрежденного на министерской встрече в декабре 2008 года в Москве Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ).

Проблема взаимоотношений между производителями и потребителями энергетических ресурсов находится в центре внимания Международного энергетического форума (МЭФ), который является неформальным международным институтом, в рамках которого один раз в два года проводятся министерские встречи. Россия принимает активное участие в деятельности МЭФ. По инициативе России проблемы глобальной энергетической безопасности более регулярно и конкретно обсуждаются в рамках «Группы восьми», а также «Группы двадцати», которые являются влиятельными неформальными клубами ведущих государств мира.

Важное значение для развития международного сотрудничества России в сфере энергетических технологий имеет ее участие в деятельности международных партнерств, учрежденных по инициативе «Группы восьми», в том числе в рамках реализации Плана действий, принятого «Группой восьми» на саммите в Санкт-Петербурге в июле 2006 года, по вопросу обеспечения устойчивого развития мировой энергетики. Среди них можно выделить Международное партнерство по водородной экономике (IPHE), Международное партнерство по коммерческому использованию нетрадиционных ресурсов метана (Партнерство «Метан - на рынок») (М2М), Международный форум по секвестру углерода (CSLF), Глобальное партнерство по биоэнергетике (GBEP) и инициативы правительства Японии по проблеме комплексного использования вторичных ресурсов и отходов (3R). Кроме того, в соответствии с декларацией министров энергетики «Группы восьми», Китая, Индии и Республики Корея (Аомори, Япония, июнь 2008 г.) сформировано Международное партнерство по сотрудничеству в области энергоэффективности (IPEEC). Для России может быть весьма перспективной проработка инициатив и проектов, которые могли бы представлять для нас интерес в рамках деятельности этого партнерства. Еще один институт - Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA) - создан в январе 2009 года в ходе учредительной конференции, прошедшей в Бонне.

Двустороннее сотрудничество и модернизация ТЭК России

Технологические аспекты энергетической безопасности входят в повестку дня двустороннего сотрудничества России с рядом стран. Прежде всего это касается Энергодиалога со странами ЕС. Вопросы сотрудничества в сфере энергетики находились в центре внимания лидеров России и Евросоюза в ходе прошедших в 2010-2011 годах очередных саммитов Россия - ЕС. При обсуждении энергетической тематики на указанных встречах рассматривались практические аспекты деятельности Партнерства для модернизации. Новые возможности для сотрудничества с ЕС в рамках Партнерства могут открыться в связи с планами российского руководства решать проблемы повышения энергоэффективности и улучшения ситуации в области энергосбережения, что предполагает решение крупномасштабных задач по обновлению устаревшего оборудования в ТЭК и связанных с ним отраслей. Технологические аспекты взаимной энергетической безопасности занимают важное место в работе российских и европейских экспертов по подготовке «Дорожной карты» энергетического сотрудничества Россия - ЕС до 2050 года.

Геополитическое и экономическое значение Энергодиалога Россия - ЕС выходит за рамки энергетических интересов сторон. Это связано с тем, что ЕС и Россия заинтересованы в политической и экономической стабильности в Европе. Между ними формируется долгосрочное стратегическое партнерство. Касаясь непосредственно энергетики, следует отметить, что европейцы ожидают, что Россия будет содействовать обеспечению энергетической безопасности ЕС, прежде всего путем бесперебойных поставок энергоносителей. Для России энергетическое сотрудничество с ЕС может означать дополнительные возможности привлечения энергетических технологий и инвестиций. Кроме того, для России полезно использование опыта сбалансированного взаимодействия бизнеса и государства во многих европейских странах для развития ТЭК и связанных с ним отраслей. Это, в частности, относится к формированию экономических и правовых механизмов, которые делают привлекательным участие бизнеса в модернизации энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслей, особенно в налаживании производства современного оборудования.

Судя по многочисленным публикациям в СМИ, критический износ основных фондов ТЭК России и связанных с ним отраслей является одной из основных угроз для национальной энергетической безопасности страны. Эти отрасли срочно нуждаются в технологическом перевооружении. Следует также отметить, что, учитывая растущую энергетическую взаимозависимость ЕС и Российской Федерации, европейская энергетическая безопасность в немалой степени зависит от энергетической безопасности России и технологического состояния российского ТЭК. В этой связи наиболее оптимальным путем дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в сфере энергетики было бы более активное участие европейского бизнеса в модернизации и реиндустриализации ТЭК России.

Россия развивает энергетическое сотрудничество с рядом стран ЕС, среди которых следует выделить Германию. В частности, создано и активно функционирует Российско-германское энергетическое агентство, в рамках которого осуществляется сотрудничество в сфере энергоэффективности, развития альтернативной энергетики.

Энергетические вопросы, в том числе связанные с модернизацией ТЭК, входят в число приоритетов в отношениях с рядом стран АТР. Прежде всего, это Энергодиалог Россия - КНР, в рамках которого обсуждаются технологические аспекты энергетического сотрудничества. Имеются также перспективы в отношениях с Японией, Республикой Корея, Австралией, Канадой и другими странами региона.

Отдельно целесообразно остановиться на энергетических отношениях России с США. Как известно, в 2001 году был начат Энергодиалог Россия - США, в рамках которого было проведено два деловых энергетических саммита (в октябре 2002 г. в Хьюстоне и в сентябре 2003 г. в Санкт-Петербурге). Однако в дальнейшем этот энергодиалог «забуксовал» и остановился. С приходом администрации Б.Обамы между руководителями двух стран была достигнута договоренность о формировании двусторонней Российско-американской Президентской комиссии, в которой действует Рабочая группа по сотрудничеству в области энергетики. Приоритетное место в деятельности группы и ее подгрупп занимают вопросы энергоэффективности, новых энергетических технологий. С учетом предыдущего опыта для повышения результативности деятельности Рабочей группы предполагалось организовать постоянно действующий бизнес-форум по сотрудничеству в сфере энергетики, который мог бы служить инструментом для практической реализации выработанных группой планов и идей. Для его формирования предполагается привлечь торгово-промышленные палаты и другие деловые ассоциации обеих стран.

Оценивая в целом технологические аспекты двустороннего энергетического сотрудничества России с рядом стран, обладающих современной промышленной базой, целесообразно отметить, что, если бы в его рамках сформировались постоянные институты для партнерства зарубежного и российского бизнеса в модернизации ТЭК России, практическая эффективность была бы существенно выше. Пока основной интерес зарубежных партнеров к России ограничивается сырьевыми отраслями, а также реализацией пилотных проектов в сфере экологии и энергоэффективности, финансируемых в значительной мере из бюджетных средств ряда стран. До участия в проектах по развитию производства современного оборудования дело пока не дошло.

Международные аспекты модернизации ТЭК России

Россия обладает самой мощной в мире ресурсно-сырьевой базой, уникальным географическим положением, заметным промышленным энергетическим потенциалом. Поскольку она является одним из крупнейших мировых экспортеров углеводородного сырья, от системной надежности функционирования российского ТЭК во многом зависят стабильность и безопасность энергоснабжения на глобальном и региональном уровнях. Следует отметить, что особое положение России создает реальные предпосылки для того, чтобы она играла ключевую роль в обеспечении надежности глобальной системы поставок энергетических ресурсов. Это в немалой степени зависит от технологического состояния ТЭК России.

У России помимо ресурсно-сырьевой базы имеются достаточно мощная промышленная инфраструктура и интеллектуальный потенциал, в том числе в сфере ТЭК. От их развития в немалой степени зависит укрепление экономических и геополитических позиций страны в мире. В последнее время политическое руководство РФ неоднократно обращало внимание на необходимость диверсификации деятельности отечественного бизнеса с целью сокращения сырьевой доли в структуре экспорта, развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей, а также уменьшения зависимости страны от мировой ценовой конъюнктуры на нефть и газ.

Одним из основных приоритетов экономической политики России является модернизация основных отраслей экономики с упором на кардинальное улучшение ее энергоэффективности, энергосбережение и снижение энергоемкости. К этому политическое руководство страны прилагает значительные усилия. В своем Послании Федеральному Собранию в  ноябре 2010 года Президент России Д.А.Медведев поставил задачу повышения к 2020 году энергоэффективности российской экономики на 40%1.

Улучшение положения в области энергетической эффективности и существенное снижение энергоемкости российской экономики являются одними из основных приоритетов Энергетической стратегии России на период до 2030 года, а также экономической и научно-технической политики страны. В ноябре 2009 года вступил в силу Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Проблемы модернизации ТЭК России входят в повестку дня заседаний Комиссии при Президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики. Они обсуждались на заседании Совета безопасности России «О состоянии и мерах по обеспечению энергетической безопасности Российской Федерации», прошедшем 13 декабря 2010 года, по итогам которого принято решение о подготовке Доктрины энергетической безопасности, предполагающей разработку мер по модернизации ТЭК страны. Кроме того, 27 декабря 2010 года правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

По итогам заседания Комиссии при Президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики, прошедшего 23 марта 2010 года в Ханты-Мансийске, Президент РФ дал ряд поручений по развитию топливно-энергетического комплекса и других отраслей, связанных с решением проблем в области энергоэффективности и энергосбережения, что вписывается в стратегическую линию на модернизацию и технологическое развитие всей российской экономики. Реализация потенциала повышения энергоэффективности могла бы позволить ежегодно экономить первичные энергетические ресурсы в объемах нескольких сотен миллионов тонн (в нефтяном эквиваленте). Иными словами, мы могли бы, не наращивая их добычи, часть сэкономленных ресурсов направлять на экспорт.

Под эгидой Минэкономразвития России разработан перечень технологических платформ, подготовленный в соответствии с рекомендациями правительства России. Предусматривается реализация проектов, связанных с энергетическими технологиями.

При активном участии Минэнерго России разработаны Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года, Генеральная схема развития газовой отрасли до 2020 года. Эти документы были одобрены правительством Российской Федерации

В соответствии с планами крупных российских энергетических компаний намечены меры, нацеленные на улучшение экологичности их производственной деятельности, а также модернизацию основных объектов инфраструктуры. В этой связи разработаны конкретные проекты, реализация которых предусматривает участие зарубежных инвесторов. В ряде случаев повышение эффективности будет достигаться за счет «естественных структурных изменений», так как со временем в структуре ВВП России ожидается снижение доли энергоемкой промышленности, а также увеличение доли наукоемких отраслей и услуг.

Вместе с тем предпринимаемые на сегодня меры в целом носят несистемный и во многом фрагментарный характер, что объясняет низкую активность деловых кругов в решении проблем модернизации ТЭК России и связанных с ним отраслей, без чего задачи по повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости российской экономики труднодостижимы. Известно, что за рубежом именно бизнес при поддержке государства является основной движущей силой в налаживании разработки соответствующих технологий и производства современного энергоэффективного оборудования.

В соответствии с обобщенными данными отечественных и зарубежных экспертов, для технологического перевооружения энергопроизводящих и наиболее энергоемких потребляющих отраслей российской экономики на период до 2030 года потребуются инвестиции в пределах 2,5-4 трлн. долларов. Основная часть этих капиталов предназначена для замены оборудования. Для того чтобы эти инвестиции пришли и заработали, необходимо создавать условия, при которых модернизация ТЭК России была бы не менее прибыльной сферой бизнеса, чем проекты по добыче и транспортировке российских сырьевых энергоресурсов. Пока, как отмечает В.В.Путин в статье «Нам нужна новая экономика»2, мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности и имеем значительный отток капитала из России.

О текущем состоянии ТЭК России

Производственные мощности в энергетике сильно изношены и нуждаются в скорейшей замене и модернизации. Степень износа основных производственных фондов в электроэнергетике и газовой промышленности достигает 60%, а в нефтеперерабатывающей промышленности приближается к 80%, а динамика обновления этих фондов не превышает 11%3.

Более 50% магистральных нефтепроводов эксплуатируются свыше 27 лет при нормативе 30 лет, износ основных фондов нефтепродуктопроводов и резервуарных мощностей превышает 70%.

Доля импортного оборудования, несмотря на тенденцию ее сокращения, остается на высоком уровне - в среднем 18-20% (в нефтегазовом комплексе - 10%, электроэнергетике - 5%, электросетевом комплексе - 30%, угольной промышленности - 70%).

В нефтегазовой отрасли на российском рынке сервисных услуг доминируют зарубежные компании, обладающие значительными финансовыми ресурсами. Это приводит к вытеснению российских научных и проектных организаций с данного рынка. Наиболее существенно отставание от зарубежных технологий проявляется в нефтеперерабатывающей отрасли.

Коэффициент извлечения нефти, характеризующий технологический уровень нефтедобывающей отрасли, за последние 30 лет в России снизился с 42 до 30% (в США, наоборот, вырос с 32 до 40%).

Природный газ односторонне преобладает в структуре топливного баланса электростанций, на его долю приходится более 70%.

Более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% котельных, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года. В промышленности эксплуатируется 15% полностью изношенных основных фондов.

Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2-2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5-4 раза. Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией.

Низкая энергетическая эффективность порождает низкую конкурентоспособность российской промышленности. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность не сможет выжить в конкурентной борьбе.

Такая сложившаяся ситуация в ТЭК привела к тому, что энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в развитых странах. Высокий уровень энергоемкости российской экономики сдерживает экономический рост страны и снижает ее энергетическую безопасность. Выход России на стандарты развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.

Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергетической эффективности (более 40% от уровня потребления энергии 2007 г.).

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста на долгосрочной основе с целью изменения системы отношений на рынках энергоносителей и замены или модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктур и их развития на новой технологической базе.

Основной целью Государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» является снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5%, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить достижение цели по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40% в 2007-2020 годах.

Модернизация ТЭК России: необходимо частно-государственное партнерство и международное сотрудничество

В настоящее время во всех отраслях ТЭК, энергоемких секторах промышленности России (машиностроение, транспорт, металлургия, строительство и т.д.) и ЖКХ остро стоит вопрос замены устаревшего оборудования или его модернизации. Это связано с тем, что большая часть основных производственных фондов была создана более 30-40 лет назад, а их износ во многих случаях достиг критического уровня, что представляет реальную угрозу энергетической безопасности страны. Основная часть оборудования была изготовлена на предприятиях бывшего СССР, а также стран СЭВ (в рамках партийных программ и пятилетних планов). Его основные технические характеристики уже в то время заметно отставали от мировых стандартов, что в немалой степени объясняет неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в сфере энергоэффективности, энергосбережения и экологии бывшего союзного ТЭК, а также высокую энергоемкость потребляющих отраслей экономики СССР.

Следует отметить, что в те времена ТЭК, как и другие отрасли советской экономики, развивался не на рыночной, а на плановой (по сути, командно-административной) основе. Решения обосновывались не столько экономическими показателями (например, себестоимостью добычи нефти и газа, производства электроэнергии, объемами спроса на внутренних рынках, не говоря уже об энергоэффективности, экологичности или энергоемкости), сколько необходимостью или целесообразностью, как они в то время представлялись. Кроме того, считалось, что начавшийся после кризисов 1970-х годов рост мировых цен на нефть и другие энергоносители, ставший мощным стимулом перестройки мировой экономики в сторону энергоэффективности, не затронет СССР, и поэтому даже сугубо экономически многие энергоэффективные решения не вписывались в принятую логику развития экономики.

Топливно-энергетический комплекс современной России интегрируется в мировую энергетику, и его продукция имеет рыночную стоимость, которая определяется исходя из мировых цен на нефть, газ, уголь, электроэнергию. Это диктует необходимость оснащения российского ТЭК самыми передовыми энергетическими технологиями. Реализация последовательного курса в этой области могла бы позволить существенно улучшить положение в сфере энергоэффективности, энергосбережения и экологии и в перспективе создать основу для экспорта этих технологий и услуг на мировые рынки.

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо заменить значительную часть оборудования, произведенного в 60-70-х годах прошлого века, на современное и соответствующее более жестким нормам энергоэффективности, энергосбережения и безопасности. Предприятия, на которых изготавливалось данное оборудование, либо нуждаются в модернизации, либо уже не существуют. Многие виды высокотехнологичного оборудования в СССР вообще не производились, а потребности растущей российской экономики связаны с поставками большого перечня современной продукции. В краткосрочном плане этот дефицит можно частично закрыть за счет импорта, но значительную часть оборудования, учитывая оставшийся от СССР научный и промышленный потенциал страны, целесообразно производить в России. Поэтому потребуется создание новых, в том числе небольших предприятий.
В определенной степени можно использовать конверсионный потенциал крупных заводов и КБ ВПК.

Для модернизации существующих предприятий и создания новых, а также организации производства энергетического оборудования следует решить проблему кадров, особенно необходимости большого числа квалифицированных рабочих, в условиях, когда, по сути, разрушена система их подготовки на базе прежних техникумов и ПТУ.

Для решения указанных проблем потребуются огромные средства, не только государственные, но и частные. Именно поэтому уже сейчас нужно создавать условия, чтобы не только государство, но и бизнес, причем не только крупный, но и средний и малый, оказался заинтересован в проведении соответствующих преобразований и реформ. Имеется в виду прежде всего разработка эффективных организационно-правовых механизмов частно-государственного партнерства, а также налаживание международного энергетического сотрудничества с активным участием российских компаний.

Нужно создавать условия, чтобы государство и бизнес оказались в этом заинтересованы. На одном из заседаний подкомитета по международному энергетическому сотрудничеству Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности было выдвинуто предложение на основе обобщения зарубежного опыта разработать рабочую версию деловых кругов проекта Федеральной программы частно-государственного партнерства (с условным названием «Энергия») по развитию и внедрению передовых технологий и нового оборудования во всех отраслях ТЭК. Покупка технологий необходима, но нужна и инвентаризация отечественных разработок. Технологии есть и у нас, их можно использовать и продавать за рубеж. Производить оборудование тоже можно, и по самым высоким стандартам, да и нет у нас другого выхода. Иначе не найти своего места на мировом рынке. В этой связи обращает на себя внимание, что в позицию РСПП «Россия на международных энергетических рынках: перспективы присутствия», одобренную на бюро Правления РСПП 16 июня 2010 года, были включены положения о возможности участия деловых кругов в разработке своего видения подобной программы, что позволило бы решать конкретные производственные задачи и существенно улучшить ситуацию в сфере энергоэффективности, а также энергетической безопасности.

Указанная программа могла бы привести к появлению целых кустов современных энергетических технологий в нефтегазовой и угольной отраслях, электроэнергетике, альтернативной энергетике, к развитию отраслей, связанных с энергосбережением и т.д.

Для этого необходима тщательная проработка по инвентаризации наиболее «узких энергетических мест» российской экономики, соответствующих технологий и оборудования, которые уже внедрены или могут быть внедрены в обозримом будущем в России и за рубежом, определение промышленных предприятий и научных учреждений в России в качестве базовых объектов в этой сфере, включая создание промышленно-энергетических парков в сфере высоких технологий.

Эффективное частно-государственное партнерство дало бы возможность не только существенно укрепить национальную энергетическую безопасность и решить ряд социально-экономических проблем (в том числе создание рабочих мест в производственном секторе), но также достойно выйти на международные рынки современных энергетических технологий и услуг. Если же России удастся повысить энергоэффективность на 40%, то у нас будет сэкономлено очень много нефти, газа и угля. И если экономика станет более энергоэффективной, свое место смогут найти и альтернативные источники энергии. То есть продуктом для бизнеса могут стать не только крупное оборудование для нефтегазовой или электроэнергетической отраслей, но и маленькие котельные, ветряки, и т.д. Но это уже будет многопрофильный бизнес, как во всем остальном мире.

Финансирование широкомасштабного технологического перевооружения ТЭК России и связанных с ним отраслей могло бы осуществляться как за счет государственных средств, формирующихся из нефтедолларов, так и из частных, включая зарубежные источники. Успех во многом будет зависеть от сбалансированного частно-государственного партнерства, в котором должны принимать участие не только крупный, но также средний и малый бизнес, в том числе из стран ЕС. Должна быть сформирована такая бизнес-среда, в которой сфера производства современного энергетического оборудования была бы привлекательной для российских и зарубежных инвесторов.

Зарубежный опыт

Во многих странах мира, включая партнеров России по энергетическому сотрудничеству, накоплен богатый опыт частно-государственного партнерства, особенно экономических и правовых механизмов реализации важных государственных задач в области модернизации ТЭК и связанных с ним отраслей.

Может представлять интерес опыт США, где после энергетического кризиса середины 70-х годов прошлого века была разработана и реализована федеральная программа «Независимость» по развитию современных энергетических технологий во всех отраслях ТЭК. Эта программа по своим приоритетам и государственной важности была приравнена к программам «Манхэттен» (создание ядерного оружия) и «Аполлон» (высадка на Луне). Она финансировалась из бюджетных источников, а также поощряла участие частного бизнеса во внедрении новых разработок в промышленное производство. Хотя эта программа не привела к энергетической независимости, она позволила сформировать серьезный задел современной технологической и промышленной базы американской энергетики, способствовала существенному улучшению ситуации в сфере энергосбережения и энергоэффективности в основных энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях экономики страны, а также снижению ее энергоемкости. Были предприняты усилия со стороны государства по стимулированию частного бизнеса в этом направлении.

Дальнейшее развитие основных положений «Независимости» происходило главным образом в рамках других технологических программ под эгидой энергетических стратегий США, разрабатываемых и реализуемых под непосредственным руководством американских президентов. Принятая в 2009 году Б.Обамой Энергетическая политика США нацелена на дальнейшее развитие современных энергетических технологий. Все подобные документы сопровождаются соответствующими научно-техническими программами, а также пакетами нормативно-правовых документов, стимулирующих частный бизнес в разработке новых технологий. Это ведет к масштабному развитию современных энергетических технологий в США, наращиванию их экспорта, способствует укреплению позиций американских энергетических технологий, промышленности и услуг на мировых рынках. Хороший опыт реализации крупномасштабных программ в сфере ТЭК, предусматривающих развитие частно-государственного партнерства, накоплен в ЕС, Японии, Китае, Южной Корее. Особый интерес представляет опыт ресурсных стран (Австралия, Канада, Норвегия), где за счет нефте- и угледолларов налажено производство современного энергетического оборудования, которое пользуется спросом на мировом рынке. Конечно, мы не можем копировать один к одному опыт зарубежных стран. Но его надо изучать и обобщать, потому что немало могло бы пригодиться в наших условиях.

Реальное частно-государственное партнерство с использованием зарубежного опыта может внести конкретный вклад в решение поставленных руководством страны задач по модернизации энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслей российской экономики, что существенно укрепит не только национальную энергетическую безопасность, но также заметно усилит роль России в обеспечении международной энергетической безопасности. Могут также появиться реальные перспективы выхода отечественных энергетических технологий и услуг на мировые рынки. Для этого необходимо провести критический анализ и обобщение опыта подготовки и реализации программ модернизации и реиндустриализации ТЭК и связанных с ним отраслей в ряде стран (в том числе экономические и правовые механизмы частно-государственного партнерства), а также проблем и перспектив двустороннего энергетического сотрудничества России с этими государствами с выработкой соответствующих рекомендаций для российского бизнес-сообщества. Кроме того, было бы важно оценить перспективы сотрудничества России с МЭА и другими международными организациями в области энергетических технологий с учетом интересов российского бизнеса. Заключительным этапом работы могла бы стать подготовка обоснования, структуры и первоначального проекта программы частно-государственного партнерства по технологическому перевооружению энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслей российской экономики.

Формирование эффективных экономических и правовых механизмов для реального частно-государственного партнерства в области модернизации энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслей российской экономики с учетом зарубежного опыта должно привести к разработке соответствующих правовых актов и нормативных документов. Подобная практика в случае успеха может быть использована в других отраслях. Это посодействует решению поставленных руководством страны задач по повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости российской экономики, развитию современной промышленной базы для производства высокотехнологичного оборудования. Соответственно, существенно укрепится не только национальная энергетическая безопасность, но также заметно усилится роль России в обеспечении международной энергетической безопасности. Могут также появиться реальные перспективы выхода отечественных энергетических технологий и услуг на мировые рынки. Важную роль в этой связи может сыграть работа в рамках Партнерства для модернизации между РФ и ЕС, а также подготовки «Дорожной карты» энергетического сотрудничества Россия - ЕС до 2050 года, Энергодиалога Россия - КНР, энергетического сотрудничества с США и другими странами, развития энергетического сотрудничества в АТЭС.

 

 

 1Выступление Д.А.Медведева с Посланием Федеральному Собранию от 30.11.2010.

 2Путин В.В. Нам нужна новая экономика //Ведомости. 30.01.2012.

 3Попова Е.В. Возможные направления модернизации ТЭК //Бурение и нефть. 2011. № 3.